Города и Страны

Мирожский Монастырь Псков

Назад

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

г. Псков, Мирожская наб., д. 2

Основные архитектурные особенности

Доминирующее положение в центре ансамбля Спасо-Мирожского монастыря занимает Спасо-Преображенский собор, выходящий апсидами на р. Великую.

Спасо-Преображенский собор. Стефановская церквь, братский корпус и колокольня

Спасо-Преображенский собор представляет собой композицию из древнего четверика и более позднего притвора (ХVI в.) увенчанного в северной части звонницей.

Основной объем — крестообразная в плане постройка, пространство между концами которой с востока застроено низкими боковыми апсидами, а с запада — небольшими древними помещениями в один свет, с более поздними надстройками, (высота концов креста равнялась 10 м, а высота боковых пристроек 5 м).

Здание не имеет внутренних столбов, поэтому барабан покоится на стенах внутренних концов креста (на пониженных подпружных арках). Концы креста различны по длине, хотя все имеют почти одинаковую ширину. Диаметр апсиды шире основания восточного конца креста.

Возможно, что это сознательный прием, связанный с задачей усиления впечатления от фресок на стенах алтарной части и показ их в более сложном ракурсе для подчеркивания значения центральной композиции "Деисуса".

Фрески в алтаре были хорошо видны входящим в храм, т.к. древняя алтарная преграда не превышала по высоте 2,5 м и не закрывала апсиду. Концы креста перекрыты полуцилиндрическими сводами. В древности покрытия собора были разнообразными по форме.

Западные помещения между концами креста имели позакомарные покрытия, дающие симметричное завершение этим объемам. Восточные помещения, т.е. диаконник и жертвенник, были перекрыты полусферами.

Над ними возвышались повышенные объемы креста, имевшего также позакомарное покрытие. Барабан с восемью окнами был увенчан в ХII в. шлемовидной главой покрытой свинцом; в ХVI в. она была крыта желтой черепицей. Окна в соборе располагались в два света. В настоящий момент храм имеет четырехскатное покрытие с железной кровлей.

Современная глава сделана в форме луковицы, покрытой деревянным лемехом. Часть оконных проемов растесано, некоторые превращены в двери, ведущие в угловые палатки хор. Окна барабана широкие и высокие. Из всех псковских памятников культового зодчества только Ивановский собор имел такие окна.

Спасо-Преображенский собор первоначально не имел ни крылец, ни притвора. Существующий в настоящее время притвор представляет собой трехчастное в плане длинное, узкое помещение, разделенное двумя арками. Арки опираются своими пятами на лопатки западного фасада. Перекрыт притвор цилиндрическими сводами, перекинутыми перпендикулярно аркам.

На северной стене притвора стоит двухпролетная звонница неодновременная притвору. Звонница имеет фронтончики над каждым пролетом; сами пролеты образованы круглыми столбами, поставленными на кубические базы и увенчанные квадратной формы плитами.

Здесь висели большие колокола, а под ними находился другой ярус звона для более мелких колоколов, состоящих из трех различных по величине арочных пролетов. Декоративной обработки фасадов памятника практически нет.

Ложные закомары, отвечающие конструктивной схеме здания, составляют его единственное украшение. Широкий барабан увенчан аркатурным поясом. Ближе всего к своему первоначальному облику восточный фасад с мощным полуцилиндром главной апсиды, выходящей к обрыву на берегу реки Великой.

Материалом стен собора является псковская известняковая плита чередующаяся с рядами плинфы.

В качестве связующего употребляется известковый раствор с добавлением кирпичной крошки — цемянка. Первоначально здание было обмазано бледнорозовым цемяночным раствором.

В настоящее время оно побелено. Весь собор кажется несколько приземистым за счет того, что он врос в землю (мощность культурного слоя около 1.5 м). Основные габариты храма по оси зап.-вост.- 23 м, по оси север-юг — 16.5 м. Фресковая живопись собора.

Временем исполнения росписи Спасо-Преображенского собора условно считается 1156 г. — год смерти епископа Нифонта. Фресковые композиции храма сохранились почти полностью (окончательное определение степени утрат уточнится после расчистки живописи от записей Сафонова), и их размещение на стенах собора следует той системе распределения религиозных композиций, которая в XI -XII веках сложилась в странах православного Востока.

На Руси лишь фрески Спаса на Нередице в Новгороде (ХII в.) почти полностью сохраняли сюжетные циклы, но они разрушены в годы Великой Отечественной войны, большая же часть древних росписей дошла до наших дней лишь в небольших фрагментах.

Поэтому Мирожские росписи, представляющие классический образец живописи ХII в. и сохранившие почти все композиции приобретают огромную художественную ценность. Были ли авторами Мирожских фресок византийские художники, или это были русские мастера, определить пока трудно.

Но композиционные схемы близки греческим образцам: византийские типы лиц, одежды. Уцелевшие надписи сделаны на греческом языке — Стиль Мирожских росписей условен. Фигуры развернутые на плоскости почти лишены моделировки и тяжеловесны.

Складки одежд, лица прочерчены линиями. Отсюда известная сухость живописи. Распределение композиций на стенах храма строго канонично. Они следуют одна за другой в виде непрерывного фриза. В центральной апсиде — алтаре изображена Евхаристия, над Евхаристией — Деисус.

Христос восседает на троне с книгою судеб в руках, по сторонам от него Богоматерь и Иоанн Предтеча. Живопись жертвенника почти вся новая. В диаконнике — древнее изображение ангела с жезлом.

Росписи в средней части храма выражают идею торжества христианства.

В куполе представлена композиция Вознесения.

Спасо-Преображенский Мирожский монастырь

В барабане Богоматерь, два ангела и двенадцать апостолов, ниже 16 пророков со свитками. В парусах сводов — четыре евангелиста.

На восточном склоне предалтарной арки изображен храмовый праздник — Преображения, в южном своде — Сретение. На северном и западном сводах фрески были в очень плохой сохранности и написаны заново.

На стенах и верхних частях столбов, поддерживающих арки, изображены Новозаветные события. На стене Распятие, Исцеление слепого, Положение во гроб, Суд у первосвященника, Жена помазывает ноги Христа миром, Беседа с самаритянкою, Сошествие во Ад.

На предалтарных столбах — Благовещение, фигуры Архангела Гавриила (композиция расчищена). В нижних частях стен и столбов изображение мучеников, мучениц и преподобных. В западной части стен южного нефа был представлен сильно поврежденный богородичный цикл, сейчас он почти заново переписан.

Живопись выполнена в технике фрески на однослойном грунте беловато-кремоватого оттенка, приготовленного из извести с примесью истолченного кирпича. Подготовительный рисунок групповых композиций и отдельных изображений нанесен на верхний слой грунта желтой охрой.

Все изображения, за исключением нимбов, писаны без графьи. Фоны нанесены по зеленовато-серой рефти. Колористический строй Мирожских фресок основывается на изысканных сочетаниях холодных синих, зеленых, фиолетовых тонов.

Расположение фресок в храме

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Одна из древнейших в России обителей, Псковский Спасо-Преображенский Мирожский монастырь, находится на левом берегу реки Великой, при впадении в нее небольшой речки Мирожки. Название речки произошло от слова «мрежи», «сети», т.к. издавна около монастыря были рыбные ловли. Археологические находки медных вещей показывают, что уже в бронзовом веке на этом месте находилось поселение одного из славянских племен кривичей, образовавших впоследствии громадную Российскую империю. Существует предание, что первое заселение Пскова было именно здесь и здесь же останавливалась когда-то равноапостольная княгиня Ольга.

Расположение этого места таково, что отделенный от крепостных стен Пскова рекою Великой, монастырь был со всех сторон открыт для частых в древние времена вражеских набегов. Находясь за пределами крепостных стен Пскова, он первым принимал на себя удары неприятеля.

Фундаментом для монастыря служит известковая скала, едва прикрытая тонким слоем земли. Таким образом алтарная часть Стефановскго храма представляет собой как бы нос корабля, устремленного в безконечность. Постройка монастыря была благословлена святителем Нифонтом, епископом псковским и новгородским, ревностным и неутомимым распространителем православия. В середине 12 века был заложен каменный собор в честь Преображения Господня, давший начало Мирожскому монастырю. Испытывая глубокую скорбь оттого, что вера Христова зачастую уживается в человеке с языческими верованиями, святитель Нифонт приглашает лучших византийских мастеров для росписи стен Преображенского собора. При практически полном отсутствии грамотности среди населения раннего и позднего средневековья, изобразительный ряд сюжетов из Ветхого и Нового Завета, полностью покрывающий стены и своды Преображенского собора, становится живописным Евангелием для многих поколений. И это благословение святителя Нифонта на просветительскую миссию, данное Мирожскому монастырю при его основании, действенно до сих пор.

Стиль фресок, по определению специалистов, является иератическим (священным), в котором религиозная идея преобладает над свободным творчеством художника. Все фрески представляют собой копии с лучших греческих образцов Первым игуменом монастыря стал преподобный Авраамий, который и почил в день празднования главной монастырской иконы Божией Матери «Мирожская», 7 октября по новому стилю.

Более, чем в течение шести веков, Псков и вместе с ним, а вернее даже в первую очередь – Мирожский монастырь, подвергались нападениям западных врагов. Ни одно из бедствий, пронесшихся над Псковом, не проходило мимо Мирожской обители. При каждом нападении она подвергалась разграблению или была истребляема пожаром, а нередко служила даже лагерем для неприятелей. В 1299 году немецкие рыцари разорили городские посады и убили мирожского игумена Василия, многих монахов и защитников монастыря. Василий Мирожский вместе с Иоасафом Cнетогорским, также стяжавшим мученический венец от рук меченосцев в то же время, является местночтимым святым. День памяти святых Василия и Авраамия Мирожских поминается 17 марта по н.с.. В 1323 году монастырь вновь подвергся нападению немцев. А во время осады города польскими войсками короля Стефана Батория в 1581 году он служил местом размещения вражеской артиллерии. Мирожский монастырь визуально находится напротив того участка крепостной стены на противоположном берегу Великой, где поляки предприняли решительный штурм города. Это место, где поляки пробили брешь в стене, впоследствии было названно "у Пролома". Сюда были брошены все силы врага, и только чудесное заступление Богородицы позволило выстоять гарнизону города. Основатель монастыря св. Нифонт был в числе святых, сопровождавших Царицу Небесную, когда та накануне решительного штурма явилась во сне кузнецу Дорофею.

При всем открытом положении для неприятелей монастырь никогда не был укреплен. И после всех бедствий, перенесенных им в течение нескольких веков, главная соборная церковь Преображения сохранила не только свои стены, но даже древние, практически современные основанию храма фресковые изображения, которые и теперь поражают своей яркостью и живостью красок.

Итак, в силу неспокойных исторических условий обитель не могла в полной мере служить прибежищем для искавших уединенной и созерцательной жизни иноков. Возможно, Господь определил монастырю быть источником евангельской проповеди и духовным форпостом для охранения православных пределов. Мирожский монастырь явился подлинным центром духовного и культурного просвещения псковской земли, где в те далекие времена еще сильны были языческие верования. С начала основания в обители существовала иконописная школа, в которой сформировались традиции псковской иконы. Среди получивших образование в Мирожском монастыре был св. Корнилий — впоследствии игумен Псково-Печорского монастыря, прославленный в лике преподобномученников — духовный писатель, просветитель эстов, неутомимый благоустроитель ввереной ему обители. В прежние времена Мирожская обитель была достаточно многолюдною, она считалась второю из числа четырех больших Псковских монастырей (первым был Снетогорский, третьим Елиазаровский и четвертым Великопустынский). Спасо-Мирожский монастырь с XVI века был одним из богатейших среди других обителей Пскова. Он владел землями и крестьянами, вел торговлю хлебом, сеном, льном, рыбой.

МИРО́ЖСКИЙ МОНАСТЫ́РЬ

Городская территория монастыря занимала всю пойму реки Мирожи, где стояли мукомольные мельницы, берег Великой с банями, кузницами, хозяйственными дворами. В конце XVIII в. территория монастыря сократилась до существующей ныне ограды. В XX веке монастырь был закрыт. Знаменитый собор Спаса Преображения открылся после вековой реставрации фресок в конце столетия и ныне хранится музейно.

История явления чудотворной Мирожской иконы Божией Матери

На протяжении многих веков Мирожская обитель хранила в своих стенах бесценную духовную жемчужину чудотворную икону Божией Матери. Ее называли Мирожская Оранта, поскольку при написании был использован древний византийский чин «Оранта», то есть моление. В последствии на иконе были добавлены изображения благоверного псковского князя Довмонта, в святом крещении Тимофея, и его супруги Марии, в монашеском постриге Марфы. Это дополнение стало знаком любви и благодарности псковичей этим праведникам за их служение Богу и людям. В ХYI веке Мирожская икона прославилась чудесным слезоточением, а затем исцелением горожан от смертельного поветрия. Согласно преданию, царь Иоанн IY увез икону с собой, а в монастыре был оставлен список с Мирожской Оранты.

В рукописном сборнике, хранившемся монастырской библиотеке, записано сказание, составленное в лето 7103 (1595), т.е. спустя 28 лет после совершившегося от иконы чуда. Приводим его изложение современным языком: «В славном и Богом хранимом граде Пскове есть монастырь между двух рек: большой рекой Великой и малой – Мирожей. В том монастыре соборная церковь во имя святого Преображения, свершившегося на горе Фавор, Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и другая церковь – святого первомученика Стефана. В боголепном храме Преображения Господня была икона Матери Божией, местный образ Пречистой Богородицы. На той иконе с молитвою написан слева благоверный князь Домант псковский, нареченный во святом крещении Тимофеем, а на другой стороне от образа Матери Господней – княгиня Мария, супруга того князя Доманта, внучка великого князя Александра Ярославича Невского. От того пречистого образа Матери Господней, заступницы роду христианскому, показались таинственные чудеса: с обоих глаз Пречистой потекли слезы, как струи. О чудо!..

Игумен честной той обители Мирожской со всеми монахами того монастыря, где стояла многочудная икона, тотчас пошли в город возвещать священникам собора Святой Троицы, а также князю, посадникам и со всем народом, взяв честные кресты и святые иконы, со свечами и фимиамом, радуясь душою, пришли в обитель Спасова Преображения, взяли чудотворную икону Матери Господа, Владыки нашего Иисуса Христа, и сразу понесли ее в богоспасаемый град Псков, распевая духовные песни Богородице. Радуясь духом, люди прыгали перед образом Матери Господней, как в древности перед киотом завета Господня, и восторженно восклицали «Господи, помилуй!», видя, как свыше показано нам предивное знамение. И поставили ее в соборной церкви Святой Живоначальной Троицы возле алтаря у южных дверей. С того времени начались многие и разные исцеления, бывшие с людьми, приходящими с верою к образу Матери Господа».

Чудо от иконы совершилось во время большого мора, бывшего в Пскове в 1567 году. С тех пор сочинена ей особенная служба, изложенная в Московской сентябрьской месячной минее, изданной в 1666 году. Празднование в честь этой иконы ежегодно совершается 24 сентября ст. ст.

Архитектурный ансамбль Мирожского монастыря

Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения. В панораме левого берега реки Великой он занимает ключевое место, отмечая мыс у впадения в нее Мирожи и образуя визуальную диагональ с Троицким кафедральным собором. Подобно белоснежному кораблю веры, Мирожская обитель формирует парадный фасад Завеличья, обращенный к городу.

Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

СОБОР СПАСА ПРЕОБРАЖЕНИЯ сер. XII века. Древнейший монастырский храм – центр Христианского Просвещения в Пскове; воздвигнут попечением святителя Нифонта, которому, по-видимому, принадлежит и гениальный замысел великолепного ансамбля фресок Мирожи, выполненных византийскими художниками в середине века. Фрески, сохранившиеся на 80%, сплошным ковром покрывающие стены храма, — всемирно известное достояние культуры. Архитектура собора являет византийский прототип и не имеет прямых аналогов: мощный крестовокупольный храм с одной главой на обширном световом барабане «выглядит как вписанное в квадрат плана крестообразное здание с низкими угловыми частями» (А.И.Комеч), т.е. зримо воплощает символику равноконечного православного креста. Суровость, простота и сдержанная мощь храма повлияли на псковское зодчество в дальнейшем. Фрески собора – краеугольный камень всей знаменитой средневековой школы псковской живописи. Собор и фрески неоднократно исследовались и реставрировались. Впервые – в 1887 г. под руководством В.В.Суслова, в XXвеке – А.И.Анисимова, Д.Е.Брягина, Г.В.Алферовой, В.Д. Сарабьянова).

СТЕФАНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ (XVII в.) Построена на месте более древней (1406 г.); представляет собой надвратный трапезный храм на подклете, к которому примыкают Святые ворота. В архитектуре заметны московские черты. Фасады декорированы белеными кирпичными карнизами, орнаментальными поясами, лопатками. Окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. Интерьер храма двусветный, перекрыт сомкнутым сводом. Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века.

КОЛОКОЛЬНЯ, БРАТСКИЙ КОРПУС (к XVII — XIXвв.) БРАТСКИЕ КЕЛЬИ (XVIII — XIX вв.) Колокольня (1879 г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны.

НАСТОЯТЕЛЬСКИЙ КОРПУС (XVIII – XIX вв.) Располагается к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете, вытянутом в плане, надстроен деревянный этаж.

Современная жизнь монастыря

В 20-х годах ХХ столетия монастырь был упразднен новой властью и все монастырское имущество, включая церковные святыни, были изъяты. Мирожская икона Божией Матери, чаша архиепископа Нифонта были помещены в Псковский музей-заповедник.

В 1994 году Высокопреосвященнейший Евсевий Архиепископ Псковский и Великолуцкий совместно с областной администрации приняли соглашение по вопросу передачи храма Первомученика Стефана, братского корпуса и дома Настоятеля Псковской Епархии.

Это событие стало началом возрождения монашеской жизни в древнейшей обители. Много трудов было положено на восстановление монастыря. Важно было не только начать богослужение в переданном монастырю храме, но и наладить монастырский быт, а также возродить традиционно существующую в монастыре иконописную мастерскую. Через три года, в день памяти первомученика архидиакона Стефана, 15 августа 1997 года Его Высокопреосвященство Владыка Евсевий освятил вновь созданную иконописную школу и благословил на труды иконописцев из числа монашеской братии.

В настоящее время богослужения проводятся по воскресным дням и двунадесятым праздникам. По воскресеньям в 17 часов служится молебен с акафистом перед иконой Мирожской Божией Матери. Утреннее и вечернее правила настоятель с братией совершают также в храме первомученика Стефана. Насельники монастыря, трудящиеся во славу Божию (трудники), работают в столярной мастерской, в котельной, обучаются и помогают иконописцам в подготовке досок и левкаса и других работах, изготавливают сувениры с тематикой Мирожского монастыря, трудятся в монастырской библиотеке, выполняют ремонт помещений и другие послушания.

Псков. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь.

У ИСТОКОВ ТРАДИЦИИ

В Пскове, на слиянии двух рек, Великой и Мирожки, расположился удивительно красивый, древнейший на Псковщине Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь.

Именно здесь, в Мирожском монастыре, был переписан и сохранился величайший памятник славянской письменности «Слово о полку Игореве». Уже одного этого достаточно для паломничества.

А еще больше знаменит монастырь Мирожский своим Спасо-Преображенским собором с уникальной фресковой стенописью домонгольской эпохи. Мирожские фрески занимают исключительное место в истории древнерусского искусства, имеют мировое значение.

Возведение Мирожского монастыря связано с именем видного деятеля русской церкви XII века –епископа новгородского и псковского Нифонта. Будучи греком по происхождению, он привлек к строительству монастыря греческих мастеров.

…Стенные росписи и техника фресковой живописи утвердились на Руси в конце Х века. В то время на Руси и в других странах Европы еще не было термина «фреска».

Только с конца XIV века в Италии этот термин утверждается за росписью по сырой штукатурке, а в русских документах он встречается не ранее XVIII века. До этого же выполнение росписей по сырой штукатурке именовалось у русских «стенным письмом на сыром левкасе».

Много времени прошло с тех пор, как византийскими иконописцами был расписан Спасо-Преображенский собор. Псковские мастера, помогавшие византийцам, живо восприяли мастерствофресковой росписи, добавив свой, русский, северный колорит и особенности письма.

Время основания Спасо-Преображенского Мирожского монастыря относится к периоду начала распространения христианства на Псковской земле. Поэтому напрасно было бы искать в мирожских фресках особые псковские черты и тот неповторимо псковский характер, который неотделим от понятия псковской школы живописи. Все эти характерные особенности местной школы сложатся позже, с годами. Но многие из присущих мирожской стенописи особенностей – суровые, монументальные образы, величественная неподвижность в постановке фигур, плоскостная их трактовка при относительно объемной лепке ликов, несколько удлиненный овал, любовь к тщательной разделке складок – стали отличительными чертами псковской фресковой росписи.

…Мирожка плавно впадает в Великую, образуя уединенный полуостров. Здесь, за стенами монастырскими, мастера чудо творят…

Оставили свои работы для потомков, бесценные иконы и фрески, безымянные иконописцы, которые силой своего таланта, художественной экспрессией могли сравниться с лучшими мастерами итальянского Возрождения. Сохранились в церковных списках и летописях имена некоторых монахов-иконописцев. Один из них – святой преподобномученик Корнилий, впоследствии легендарный настоятель Псково-Печерского монастыря, погибший от руки царя Ивана Грозного. Корнилий начинал свой монашеский путь именно в Мирожской обители. Здесь он получил иноческий постриг и научился азам иконописи. А затем, приняв игуменство в Печерском монастыре, он сам написал множество икон, которые весьма почитаются верующими и в наши дни.

В 1922 году Мирожский монастырь был упразднен советскими властями, и на долгие годы здесь воцарилось запустение. Но в 1994 году под сводами монастырских стен вновь зазвучала молитва.

Сегодня Мирожский монастырь представляет собой архитектурный ансамбль огромного историко-художественного значения и открыт для посещения. Архитектурная композиция монастыря включает в себя следующие памятники:

Собор Спаса Преображения (XII век) – находится в ведении Министертвакультуры РФ. Этот древ нейший монастырскийхрам – центр христианского просвещения в Пскове.Фрески, сохранившиеся на 80%, покрывающие стены храма – это всемирно известное достояние человечества. 

Стефановскаяцерковь (XVII век) ныне принадлежит монашеской общине. Замечательным украшением Стефановской церкви стал иконостас, исполненный в византийских традициях архимандритом Зиноном в 90-х годах XX века. Колокольня, дом Настоятеля также относятся к действующему монастырю.

Колокольня (1879г.), увенчанная куполообразной кровлей, примыкает к Святым воротам; к ней, в свою очередь, присоединяется двухэтажный Братский корпус, образуя парадный фасад монастыря с северной стороны. Настоятельский корпус (XVIII-XIX вв.) находится к западу от Преображенского собора; на древнем каменном подклете.

Стенная роспись Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове – поистине уникальна: все пространство храма покрыто сплошным «ковром» фресок, рассказывающих все основные сюжеты Священного Писания!

Сам собор с его яркими фресками задумывался как звучащее Евангелие – Евангелие в красках, доступное любому, даже неграмотному человеку. Основатель монастыря епископ Нифонт ставил перед собой задачу христианского просвещения псковской паствы, для которой зрительный образ был единственно доступным.

Само здание Спасо-Преображенского собора представляет собой крестовокупольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Отличительной чертой собора является абсолютная нерасчлененность его внутренних стен. Отсутствуют характерные для храмов того времени лопатки и арки, разделяющие пространство. В соборе широко обозреваемые из любой точки храма раскрытые стены и своды выглядят как открытая книга. Это архитектурное решение было не случайным.

Мирожский монастырь и уникальные фрески домонгольского периода

Псков начала XII века являл собой город, где христианство и язычество пока сосуществовали бок о бок.Единственным православным храмом был Троицкий собор, а неподалеку располагалось языческое капище. Грамотность была неразвита, Евангелия стоили очень дорого, проповедников не хватало. Источником христианского просвещения святитель Нифонт решает сделать монастыри, откуда пойдет проповедь христианства, подкрепленная примером монашеской аскезы. Поэтому первые монастыри – Мирожский и чуть позже возведенный – Иоановский, были построены в городской черте, чтобы любой мог сюда придти. Оба собора были расписаны фресками, но сохранились лишь мирожские, поражающие как сохранностью, так и мастерством исполнения вкупе с исключительной смысловой насыщенностью.

Исследователи не перестают восторгаться огромным многообразием и обилием сюжетов мирожских фресок. Главным их лейтмотивом является тема соединения в Христе Божественной и человеческой природы, его миссии искупления человечества от греха. Многочисленные сюжеты с изображением земной жизни Христа дают понимание о таинстве Евхаристии, о Его искупительной жертве, о Символе Веры. Помимо евангельского содержания, фрески посвящены Богоматери, Ее праведным родителям св. Иоакиму и Анне, повествуют о житии Иоанна Предтечи, изображают апокрифические сказания об Архангеле Михаиле, явление Троицы Аврааму и многое другое.

ЕВАНГЕЛИЕ В КРАСКАХ

Многие евангельские события описаны чрезвычайно подробно. Например, череда сцен «Отвержения даров» и «Благовещения у колодца», насчитывают более 20 сюжетов, что уникально для мировой монументальной живописи.

Мирожские росписи изображают 172 сюжета. По многообразию с ними могут сравниться разве только несколько мозаичных храмов в Сицилии, которые также исполнены византийцами. Это объясняется единой задачей, которая была поставлена перед мирожскими и сицилийскими иконописцами – просветительство и проповедь христианства.

Виртуозно владели византийские мастера также техникой изображения жеста, взгляда, передачи движения. Поэтому фигуры на фресках находятся в динамике, в них есть присущая только им экспрессия, живость. Неповторимость мирожских фресок также и в их удивительной целостности, композиционном совершенстве. Все изображенные на фресках сцены плавно переходят одна в другую без каких-либо разграничений, при этом все сцены остаются ясными и понятными.

Мирожские мастера использовали все цвета, свойственные средневековой живописи. Основу составляет плотный ярко-голубой и малахитовый фон, на котором выделяются изображения, написанные разбеленными красками самых различных оттенков. В написании одежд присутствуют светло-фиолетовые, вишневые, лиловые, светло-изумрудные, серо-голубые цвета, по которым белилами прочерчены складки. Встречаются колоритные темно-коричневые и глубоко-синие цвета, поверх которых лазуритом прописаны складки. Эти изысканные и нарядные сочетания дополнены яркими желтыми нимбами, которые сияют на фоне общей цветовой гаммы росписей. Все оттенки красных, розовых и фиолетовых тонов являются результатом сложного смешения красок.

Нужно особо отметить, что все краски, использованные для росписи, – природного происхождения и приготовлены они из полудрагоценных камней и минералов. Так, в основе синего лежит лазурит. Зеленая краска имеет две минеральные основы – малахит и глауконит, рефть – смесь черной сажи и известковых белил. Охра – желтая глина.

Довольно мистична сама история фресок. В XVII веке они были забелены, но, как оказалось – промыслительно, поскольку это способствовало их спасению. Они были открыты из-под штукатурки в конце XIX века. Открытие и восстановление самих древних фресок началось в начале XX века и продолжается и по сей день.

Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь: Молитва под страхом смерти

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *