Города и Страны

МХАТ Им Чехова Фото

   Создан в 1898 г. К. С. Станиславским и Вл. И. Немировичем-Данченко под названием Художественно-Общедоступный театр.

В 1901-1919 гг. назывался Московский Художественный театр (МХТ),

С 1919 г. — Московский Художественный академический театр (МХАТ),

С 1932 г. — Московский Художественный академический театр имени М . Горького.

Открылся 14 октября 1898 спектаклем «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого в здании театра «Эрмитаж» (Каретный ряд, 3). С 1902 располагался в Камергерском переулке, в здании бывшего Лианозовского театра, перестроенного в том же году (архитектор Ф. О. Шехтель).

Началом Художественного театра считают встречу его основателей Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко в ресторане «Славянский базар» 19 июня 1897 года. Имя «Художественно-Общедоступного» театр носил недолго: уже в 1901 году из названия было убрано слово «общедоступный», хотя ориентация на демократического зрителя оставалась одним из принципов МХТ.

Ядро труппы составили воспитанники драматического отделения Музыкально-драматического училища Московского филармонического общества, где актёрское мастерство преподавал Вл. И. Немирович-Данченко (О. Книппер, И. Москвин, В. Мейерхольд, М. Савицкая, М. Германова, М. Роксанова, Н. Литовцева), и участники спектаклей руководимого К. С. Станиславским Общества любителей искусства и литературы (М. Лилина, М. Андреева, В. Лужский, А. Артем). Из провинции был приглашен А. Вишневский, в 1900 году в труппу принят В. Качалов, в 1903 году Л. Леонидов.

Подлинное рождение МХТ связано с драматургией А. П. Чехова («Чайка», 1898; «Дядя Ваня», 1899; «Три сестры», 1901; «Вишнёвый сад», 1904) и М. Горького («Мещане» и «На дне», оба — 1902). В работе над этими спектаклями сформировался новый тип актёра, тонко передающего особенности психологии героя, сложились принципы режиссуры, добивающейся актёрского ансамбля, создания общей атмосферы действия. Московский художественный театр — первый в России театр, осуществивший реформу репертуара, создавший собственный круг тем и живший последовательной их разработкой от спектакля к спектаклю. Среди лучших спектаклей МХТ также «Горе от ума» А. С. Грибоедова (1906), «Синяя птица» М. Метерлинка (1908), «Месяц в деревне» И. С. Тургенева (1909), «Гамлет» У. Шекспира (1911), «Мнимый больной» Мольера (1913) и др. С 1912 при МХТ для подготовки актёров в принципах мхатовской школы стали создаваться студии (см. Студии Московского Художественного театра). В 1924 из этих студий в труппу вошли А. К. Тарасова, М.

Актеры МХТ имени Чехова

И. Прудкин, О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. О. Степанова, Н. П. Хмелёв, Б. Н. Ливанов, М. М. Яншин, А. Н. Грибов, А. П. Зуева, Н. П. Баталов, М. Н. Кедров, В. Я. Станицын и др., которые наряду с вступившими в МХТ Б. Г. Добронравовым, М. М. Тархановым, В. О. Топорковым, М. П. Болдуманом, А. П. Георгиевской, А. П. Кторовым, П. В. Массальским стали выдающимися мастерами сцены. Из студий вышли также молодые режиссёры — Н. М. Горчаков, И. Я. Судаков, Б. И. Вершилов.

Сплотив вокруг себя молодых авторов, театр приступил к созданию современного репертуара («Пугачёвщина» К. А. Тренёва, 1925; «Дни Турбиных» М. А. Булгакова, 1926; пьесы В. П. Катаева, Л. М. Леонова; «Бронепоезд 14—69» Вс. Иванова, 1927). Яркое воплощение получили постановки классики: «Горячее сердце» А. Н. Островского (1926), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (1927), «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю (1932), «Враги» М. Горького (1935), «Воскресение» (1930) и «Анна Каренина» (1937) по Л. Н. Толстому, «Тартюф» Мольера (1939), «Три сестры» Чехова (1940), «Школа злословия» Р. Шеридана (1940).

В годы Великой Отечественной войны поставлены «Фронт» А. Е. Корнейчука, «Русские люди» К.

М. Симонова, «Офицер флота» А. А. Крона. Среди спектаклей последующих лет — «Последняя жертва» Островского (1944), «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (1951), «Мария Стюарт» Ф. Шиллера (1957), «Золотая карета» Л. М. Леонова (1958), «Милый лжец» Дж. Килти (1962).

Но, несмотря на отдельные удачи, в 60-х гг. театр находился в кризисе. В репертуар всё чаще включались пьесы-однодневки, не безболезненно проходила смена поколений. Положение усугублялось тем, что любая критика официально ставшего государственным театра не допускалась. Желание выйти из кризиса побудило старейших актёров МХАТ пригласить в 1970 в качестве главного режиссёра воспитанника Школы-студии МХАТ О. Н. Ефремова, сумевшего в 70-х гг. вдохнуть новую жизнь в театр. Им были поставлены «Последние» М. Горького (1971), «Соло для часов с боем» О. Заградника (совместно с А. А. Васильевым, 1973), «Иванов» (1976), «Чайка» (1980), «Дядя Ваня» (1985) Чехова. Одновременно глубоко разрабатывалась и современная тема. Постоянными авторами театра стали А. И. Гельман («Заседание парткома», 1975; «Мы, нижеподписавшиеся», 1979; «Скамейка», 1984, и др.) и М. М. Рощин («Валентин и Валентина», 1972; «Эшелон», 1975; «Перламутровая Зинаида», 1987, и др.), ставились пьесы М. Б. Шатрова, А. Н. Мишарина. В труппу вошли И. М. Смоктуновский, А. А. Калягин, Т. В. Доронина, А. А. Попов, А. В. Мягков, Т. Е. Лаврова, Е. А. Евстигнеев, Е. С. Васильева, О. П. Табаков; в спектаклях работали художники Д. Л. Боровский, В. Я. Левенталь и др. Но постоянно разраставшуюся труппу становилось трудно объединить. Необходимость предоставлять работу актёрам вела к компромиссам и в выборе пьес, и в назначении режиссёров, что приводило в свою очередь к появлению явно проходных работ. В 80-х гг. был поставлен ряд значительных спектаклей крупными режиссёрами — А. В. Эфросом («Тартюф» Мольера, 1981), Л. А. Додиным («Кроткая» по Ф. М. Достоевскому, 1985), М. Г. Розовским («Амадей» П. Шеффера, 1983), К. М. Гинкасом («Тамада» А. М. Галина, 1986) и др., но общей творческой программы в театре не было.

Разлад в театре привёл к конфликту. В 1987 коллектив разделился на две самостоятельные труппы: под художественным руководством Ефремова (ныне — Московский Художественный театр имени А. П. Чехова; Камергерский переулок, 3) и Дорониной (Московский Художественный академический театр имени М. Горького; Тверской бульвар, 22).

24 сентября

Открытие памятной доски на доме Ии Саввиной

Сегодня днём в Москве в Большом Власьевском переулке на доме 9 была открыта памятная доска в честь жившей там народной артистки СССР Ии Сергеевны Саввиной. В церемонии открытия, которую вёл Игорь Золотовицкий, приняли участие муж Ии Сергеевны Анатолий Васильев, её соседи, среди которых – Вера Васильева, Евгений и Галина Киндиновы, Юлия Рутберг, Борис Львович, Людмила Черновская, друзья и коллеги – Сергей Юрский, Игорь Ясулович, Наталья Тенякова, Ольга Яковлева, Андрей Давыдов, Валерий Хлевинский, Владимир Краснов, Виктор Кулюхин, художественный руководитель Московского Художественного театра Сергей Женовач, артисты и сотрудники МХТ, почитатели таланта актрисы.
Доска была установлена по инициативе и на средства ЖСК «Театр» под председательством Любови Маруговой.

24 сентября

«Круг чтения» 30 сентября

30 сентября на Малой сцене МХТ состоится первый в этом сезоне литературный вечер из традиционного цикла мхатовских вечеров «Круг чтения». Уже 20 лет в «Круге чтения» со сцены Художественного театра звучат произведения наших современников – поэтов, прозаиков, драматургов. В этот раз вечер будет посвящён прозе. Зрители МХТ услышат как новые произведения, так и уже знакомые по предыдущим программам цикла.

В вечере примут участие Ирина Мирошниченко, Валерий Трошин, Янина Колесниченко, Дарья Юрская, Алёна Хованская, Юлия Чебакова, Павел Ващилин, Ольга Литвинова, Армен Арушанян, Алексей Варущенко, Артём Волобуев, Юлия Ковалёва, Алексей Краснёнков, Николай Сальников, Вероника Тимофеева, Дмитрий Чеблаков.

Прозвучат произведения Татьяны Толстой, Владимира Сорокина, Владимира Войновича, Андрея Битова, Романа Сенчина, Линор Горалик, Александра Иличевского, Александра Снегирёва, Олеси Николаевой, Рината Ташимова, Наринэ Абгарян, Григория Служителя, Владимира Шарова, Дины Рубиной.

Режиссёр – Марина Брусникина

23 сентября

120 лет со дня рождения Клавдии Еланской

23 сентября исполняется 120 лет со дня рождения одной из ведущих актрис «второго поколения» МХАТ, народной артистки СССР Клавдии Николаевны Еланской (1898-1972).

Всю свою жизнь она посвятила Художественному театру, на сцену которого выходила более полувека. Среди сыгранных ею ролей: Катюша Маслова в «Воскресении», Софья в «Горе от ума», Параша в «Горячем сердце», Катерина в «Грозе», Елена Тальберг в «Днях Турбиных», Ольга в «Трёх сёстрах», Любовь Яровая, Анна Каренина…

Из письма Вл. И. Немировича-Данченко (1927 г.): «Меня очень радует Еланская. У нее есть очень редкое в настоящее время качество: самая настоящая, стихийная любовь к театру, к представлению, к выходу на сцену, к гипнотизированию себя в каком-то театральном радостном образе. Она радуется тому, что она актриса, что она на сцене, загримированная, что на нее смотрит тысяча человек, радуется так, как радовались в старину, — неудержимо, без литературы, анализа и „идеологии“. Радуется, что чувствует, что красива, что слово ее летит благодаря хорошей дикции, что переживания свои она успела полюбить и т.д. Повторяю, это теперь очень редкое качество, оно дает непосредственность и самое главное, что только может быть на театре, — радость, радость и радость. Главнее идеи, пропаганды и даже психологии. Радость, какую испытывает сама и какою заражает…».

21 сентября

150 лет со дня рождения Ольги Книппер-Чеховой

21 сентября исполняется 150 лет со дня рождения одной из основателей Московского Художественного театра, народной артистки СССР Ольги Леонардовны Книппер-Чеховой (1868-1959).

В юности Ольга Книппер участвовала в любительских спектаклях, а в 1898 году окончила Филармоническое училище, где ее педагогом был Вл. И. Немирович-Данченко. Ее профессиональный актерский дебют совпал с открытием MХT: в первом спектакле молодого театра «Царь Федор Иоаннович» она сыграла Царицу Ирину. В том же 1898 начались репетиции «Чайки», где Книппер получила роль Аркадиной. Вскоре она связала свою судьбу с автором пьесы — Антоном Павловичем Чеховым.
В начале XX века Книппер-Чехова была ведущей актрисой Художественного театра, играла главные роли во всех пьесах Чехова — Елена Андреевна («Дядя Ваня»), Маша («Три сестры»), Раневская («Вишневый сад»), Сарра («Иванов»). Большим успехом пользовались ее работы в постановках по Горькому (Настя в «На дне», Елена в «Мещанах»), роли русского и зарубежного классического репертуара — Терезита («Драма жизни»), Анна Андреевна («Ревизор»), Наталья Петровна («Месяц в деревнё»), фру Гиле («У жизни в лапах»), Гертруда («Гамлет»), Бенина («Мнимый больной»), Варвара («Осенние скрипки»). В 1920-1930-е годы в ее творчестве начался цикл «возрастных» ролей — Хлестова («Горе от ума»), Мария Александровна («Дядюшкин сон»), Графиня Чарская («Воскресение»), Полина («Враги»). Известен эпизод, когда Ольга Леонардовна, приглашенная Немировичем-Данченко в 1940 на премьеру новой версии «Трех сестер», плакала, глядя на Аллу Тарасову в роли Маши, и повторяла: «Все прошло, все кончилось…» Последний раз актриса вышла на сцену 15 марта 1950 года в спектакле «Воскресение».

Сегодня днём в Атриуме Большого театра Министр культуры РФ Владимир Мединский вручил государственные награды деятелям культуры и искусства. Среди награждённых – народный артист РФ Авангард Леонтьев, удостоенный ордена Почёта, и актёр и режиссёр Александр Молочников, которому была вручена почётная грамота Президента РФ.
Накануне, 19 сентября, посол Франции в России Сильви Берманн от лица министра культуры этой страны вручила орден «За заслуги в искусстве и литературе» в степени кавалера Ольге Хенкиной, помощнику О. П. Табакова в МХТ, за работу над многолетним международным проектом Художественного театра «Французский театр. Впервые на русском». Церемония состоялась в Посольстве Франции в Москве.
Поздравляем наших коллег с высокими наградами и желаем дальнейших успехов!

13 сентября

Экскурсия «Путешествие в закулисье»

29 сентября Художественный театр приглашает своих зрителей на экскурсию «Путешествие в закулисье. По мхатовским закоулкам». Об истории МХТ и его сегодняшнем дне мы расскажем в Портретном фойе, а на Основной сцене и в зрительном зале можно будет понаблюдать за подготовкой к вечернему спектаклю и узнать, в чем заключается работа помощника режиссера.
В путешествии по мхатовскому закулисью вас ждут неожиданные и интересные встречи. Вы побываете на всех трех сценах театра, увидите гримуборные мхатовских артистов, познакомитесь с работой гримеров и костюмеров. Мы пригласим вас в гримуборные К. С. Станиславского и О. Н.

Актеры МХТ им. Чехова

Ефремова и покажем рабочий кабинет Вл. И. Немировича-Данченко.
Путешествовать по мхатовским закоулкам вместе с вами будут автор проекта Александр Попов и Екатерина Кузнецова.
Билеты можно приобрести в кассах и на сайте МХТ. Цена билетов 1500 р. Предложение ограничено, на экскурсию отправится всего 15 человек. Счастливых обладателей билетов в день экскурсии мы ждем в 14:00 в кассовом зале Художественного театра.

9 сентября

Премия «Звезда Театрала»

Зрительская премия «Звезда Театрала» объявила шорт-лист по итогам театрального сезона 2017/2018.

Среди номинантов:
спектакль МХТ «Весёлые времена» (реж. Михаил Рахлин, номинация «Лучший спектакль. Малая форма»),
Константин Хабенский – Александр Печерский в фильме «Собибор» («Лучшая роль театрального актёра в кино»).

Голосование зрителей будет идти на протяжении всей осени. Итоги будут объявлены в первый понедельник декабря на торжественной церемонии в Театре им. Евг.Вахтангова.

Минск (Беларусь), на сцене Национального академического драматического театра имени М. Горького

«Пролётный гусь» — 12 и 13 сентября

Екатеринбург, на сцене Екатеринбургского театра юного зрителя

«Мужья и жёны» — 15 и 16 октября

Челябинск, на сцене Государственного академического театра драмы имени Н. Орлова

«Примадонны» — 21 октября
«Дворянское гнездо» — 22 октября

Учжэнь (Китай), на сцене Grand Theatre

«19.14» — 23(в 19.30) и 24 октября (в 14.30 и 19.30)

17 августа

Изменения в репертуаре

Уважаемые зрители!
Обращаем ваше внимание на то, что в репертуаре на сентябрь произошли изменения.

Спектакли Малой сцены «Пьяные» (11 сентября) и «Иллюзии» (28 сентября) отменяются. Билеты подлежат возврату в кассы театра в срок по 15 сентября и 2 октября соответственно. Стоимость электронных билетов, приобретённых на официальном сайте театра, будет автоматически возвращена на карты, с которых производилась оплата.

11 сентября на Малой сцене состоится спектакль «Дом», 28 сентября — спектакль «Весы». Билеты можно приобрести в кассах и на сайте МХТ.

Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.

30 декабря

Год Максима Горького в МХТ

2018 год будет Годом Горького в Московском Художественном театре. 28 марта, в день 150-летия писателя, состоится спектакль о Максиме Горьком (режиссер Виктор Рыжаков), построенный только на документах — письмах, статьях, высказываниях, мемуарах о фигуре писателя и мыслителя, судьба которого тесно переплетена с судьбой Художественного театра. Работа уже начата, в спектакле будет задействована труппа и приглашенные гости.

Напоминаем, что в прошлом сезоне в МХТ прошла горьковская режиссерская лаборатория, в результате которой репертуар обогатился спектаклем «Мальва».

С 1 января по 31 декабря 2018 года каждый день блоги МХТ будут публиковать выдержки из летописи жизни и творчества Максима Горького (издание 1958-1960 гг.) — таким образом, читатели блога точно так же, как и МХТ, проживут 2018 год вместе с Горьким.

© МХТ им. Чехова, 2001—2018
mxat@mxat.ru
125009, Москва, Камергерский пер., д. 3
Тел.: 629-87-60, 692-67-48

Chehow.ru — МХТ имени Чехова

МХТ имени Чехова – театр с богатейшей историей. Сюжетных поворотов в ней хватило бы не на одну блистательную пьесу. Театр имени Чехова был и «общедоступным», и «академическим», подвергался остракизму и получал награды, дал миру множество выдающихся актеров и замечательных спектаклей. Лишь одно оставалось неизменным – любовь зрителей. На МХАТовских спектаклях выросли целые семьи, а интерес к ним не утихает и сейчас.

История Московского Художественного театра им. А. П. Чехова начинается со встречи его основателей – К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. первый из них впоследствии стал художественным руководителем, второй – литературно-художественным. Среди основных «жизненных принципов» рождающегося театра был такой: "Сегодня — Гамлет, завтра — статист, но и в качестве статиста он должен быть артистом". Разместился МХТ в здании Лианозовского театра. В XVII-XIX вв. здание принадлежало князьям Одоевским-Ланским, а в 1872 г . его приобрели купцы М.А. Степанов и Г.М. Лианозов. в начале ХХ века дом перестроили, и после этого там разместился МХАТ. Перестроенное здание было великолепно отделано и располагало зрительным залом более чем на тысячу мест.

В определенном смысле Художественный театр был новаторским театром. Первыми спектаклями стали драмы Чехова – «Чайка», «Три сестры», «Вишневый сад». До этого пьесы Чехова ставились на сцене трижды, и все три постановки оказались неудачными. Чехов очень строго относился к своему творчеству, и три неудавшихся спектакля едва не подорвали его веру в себя как в драматурга. Но на сцене Художественного его пьесы «зазвучали» совершенно по-новому. Не вписавшиеся в каноны старого русского театра, поставленные в МХТ чеховские драмы выглядели совершенно иначе. И это было неудивительно: ведь в Художественном театре с первой же постановки начала воплощаться легендарная ныне система Станиславского.

В первый состав театральной труппы входили О. Книппер, В. Мейерхольд, И. Москвин, М. Роксанова, М. Савицкая, М. Германова, Н. Литовцева. Все они были студентами Музыкально-драматического училища, все они учились актерскому мастерству у В. И. Немировича-Данченко. Молодые актеры стали ядром труппы. Позже к труппе присоединились и другие корифеи сцены – В. Качалов, Л. Леонидов, А. Вишневский.

Художественный театр был ориентирован на демократического зрителя. Спектакли его были понятны не только аристократам и интеллигентам, но и простым студентам, и обывателям. Правда, слово «общедоступный» очень быстро пришлось убрать из названия. Причиной тому стали ограничения цензуры и повышение цен на билеты. В репертуаре Художественного театра были пьесы самых разных направлений — русский и западный символизм, импрессионизм, реализм. Свою работу он продолжал даже во время Первой мировой войны, но в период революции театральные спектакли пришлось остановить.

Новая власть признавала МХТ медленно и неохотно. В 1920 году Художественному театру был присвоен статус "академического" и «буржуазного». Пресса тех лет пестрела обвинениями в "отсталости", "нежелании" принять революционную действительность, в саботаже. «Реабилитация» МХАТ наступила только в конце 1930-х. На его сцене ставились революционные пьесы: «Любовь Яровая» А.Е.Корнейчука, «Земля» Н.Е.Вирты, «Страх» А.Н.Афиногенова, «Враги» А. М. Горького. В сентябре 1932 года театру было присвоено имя М.Горького, а чуть позже он был награжден орденами Ленина и Трудового Красного Знамени.

Середина ХХ века – это расцвет МХАТа. В конце 1950-х годов на сцене театра шло больше 30 спектаклей. Была там и классика – чеховская «Чайка», «Мария Стюарт» Шиллера, «Братья Карамазовы» Достоевского — и современная драматургия.

Топ-3 событий

В 1970 году главным режиссером театра стал О.Н.Ефремов. После этого в репертуаре появились достаточно злободневные постановки, касавшиеся жизни в Советском Союзе, политики и общества в целом.

В 1987 году состоялось знаменитое разделение коллектива на МХАТ им. Чехова и МХАТ им. Горького. Названия во многом были символичны. Имя Чехова ассоциируется с дореволюционной русской интеллигенцией и ее традициями. А имя Горького символизирует мощную советскую пропаганду и отсылает нас к традициям соцреализма.

На «мхатовской» сцене — до и после отделения театра имени Чехова — играли многие заслуженные и всенародно любимые артисты: Евстигнеев и Калягин, Смоктуновский и Вертинская, Табаков и Савина, Попов и Борисов… Эти актеры могли справиться со спектаклем любой сложности. Хороший, сильный актерский состав — отличительное качество театра, которое сохраняется и по сей день.

Сейчас в театре им. Чехова есть Основная сцена и Новая сцена, где идут лучшие спектакли Школы-студии МХАТ и экспериментальные работы. Олег Табаков, руководитель театра с 2000 года, мечтает о филиале МХТ, где могла бы разместиться библиотека и малый кинозал. Там истинные ценители театрального искусства за символическую плату могли бы взять напрокат записи лучших спектаклей. Но пока это лишь планы. Сейчас смотреть спектакли можно только из настоящего зрительного зала. И этот зал при прочих равных невозможно променять даже на самую уютную домашнюю обстановку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *