Города и Страны

Метро в Волгограде



Скоростной подземный трамвай, метротрам (Волгоград)

Координаты: N48 47.904 E44 36.15.

Всем нам хорошо знаком такой вид транспорта, как метро. В большинстве крупных городов, включая Москву и Санкт-Петербург, метро является самым популярным средством передвижения. В их число входит и Волгоград. Правда, скоростной подземный трамвай сложно назвать метро; он больше похож на гибрид трамвая и метро (метротрам).

Развитие трамвая в Волгограде осуществлялось более активно, чем в других городах. В начале 20 века Царицын стал первым уездным городом, где появился трамвай. А спустя более полувека в Волгограде появился единственный в стране скоростной трамвай. Идею о создании гибрида метро и обыкновенного наземного трамвая выдвинул в начале 70-х годов Георгий Курин – экс-заместитель председателя горисполкома Волгограда. Учитывая протяженность Волгограда вдоль берега Волги, создание скоростного подземного трамвая решало транспортную проблему: метро полагалось лишь городам с населением не менее миллиона человек (население Волгограда в те годы составляло 800 000).

После выполнения необходимых расчетов было принято решение о строительстве скоростного подземного трамвая в Волгограде. Тоннели и станции для будущего метротрама строились по стандартам обыкновенного метро. Первая очередь подземного трамвая Волгограда строилась долгих 8 лет и была торжественно открыта в ноябре 1984 года. Ее протяженность составляет 14 км и включает в себя 16 станций (3 из них – подземные).

Схемы метро

Основная часть маршрута метротрама пролегает по поверхности вдоль проспекта Ленина и заканчивается недалеко от тракторного завода Волгограда.

Сразу же после открытия первой очереди метротрама была видна вся эффективность этого вида транспорта. Примеру Волгограда последовал и Кривой Рог: для знакомства с проектом новой достопримечательности Волгограда в город приезжали специалисты из Украины. Примерно в то же время началось строительство новой, второй очереди скоростного трамвая в Волгограде. Осуществление этого проекта заняло у строителей и архитекторов почти 30 лет. Несмотря на то, что большая часть работы по строительству второй очереди подземного трамвая в Волгограде была выполнена еще в 90-х, деятельность строителей была приостановлена на 20 лет в связи с дефицитом необходимых материалов и финансовых средств. Возобновленное в 2004 году строительство метротрама финансировалось сразу из трех уровней бюджетов (городского, областного и федерального). Однако работа постоянно тормозилась, сроки срывались и в итоге вторая очередь скоростного трамвая (Волгоград) была открыта лишь в декабре 2011 года. В отличие от первой очереди, вторая линия волгоградского метротрама полностью проходит под землей через Ворошиловский район к Советскому району города-героя. Протяженность этой очереди составляет около 4 км и в ее состав входят три станции: «Профсоюзная», «ТЮЗ» и «Ельшанка».

Для второй линии скоростного трамвая был обновлен подвижной состав: на питерском трамвайно-механическом заводе было спроектировано и создано 9 трехсекционных трамвайных вагонов челночного движения. Однако интересной особенностью является то, что несмотря на то, что обе очереди объединены и находятся на одной прямой, на данный момент не существует маршрута, идущего от начальной до конечной станции, и для преодоления этого пути необходимо делать пересадку.

Как уже упоминалось, трамвайные пути начинаются от тракторого завода и первые 15 станций (среди которых Мамаев курган, Центральный стадион и ЦПКиО) ничем примечательным не выделяются. Самое интересное начинается после станции ТРК "Европа", где волгоградский трамвай начинает постепенно уходить под землю.

Далее следует станции "пл. Ленина" и "ул. Комсомольская", это первые подземные станции.

Далее находится последняя станция Центрального района — "Пионерская", расположена она у начала Астраханского моста.

Далее пути раздваиваются, в стороне в овраге поймы реки Царицы находится станция "пл. Чекистов" (названа по имени площади, находящейся выше), это конечная станция первой очереди скоростного трамвая.

Если же продолжать движение прямо, то последуют новые станции волгоградского метротрама. Первая из них — "Профсоюзная", расположенная в Ворошиловском районе, эта станция является на данный момент самого глубого заложения.

Затем следует "ТЮЗ" (рядом находится Театр юного зрителя).

Последняя станция подземного трамвай — "Ельшанка" находится в Советском районе города.

Такой вид транспорта, метротрам, уникален в своем роде и встречается лишь в нескольких городах мира. Подземный трамвай в Волгограде уже давно стоит в ряду с главной достопримечательностью города – Мамаевым курганом. У многих туристов, приехавших в Волгоград, стало традицией не только посещение мемориального комплекса, но и поездка на скоростном подземном трамвае (метротраме) Волгограда.

Фото: Владимир Жуков, Anna-Stasja, Юрий Понкратов, Игорь Пестов, Ирина Любакова, Наталия Кабалина

Добавить фото/информацию

26 октября 2014 г.

26 октября — День работников автомобильного и городского пассажирского транспорта. В России существует множество автобусных, троллейбусных, трамвайных маршрутов, но только один транспорт в стране не имеет аналогов — это волгоградский «метротрам».

Надежда Кузьмина / АиФ

По версии Forbes, Волгоградский скоростной трамвай считается одним из самых уникальных трамвайных маршрутов мира. 7 километров его пути проходят под землёй, подобно метрополитену, а сами трамвайные линии без непосредственного пересечения в подземке меняются местами. Как это происходит — узнала наш корреспондент Надежда Кузьмина.

Гибрид метро и трамвая

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Первая подземная станция появилась в Волгограде в 1984 году. Назвали её так же, как и близлежащую площадь — «Площадь Ленина». В подземную станцию ведут широкие ступеньки бетонной лестницы. Распашные тяжёлые стеклянные двери, эскалатор, станция ожидания — всё, как в настоящем метро. Вот только к перрону приходят не совсем привычные для, например, столичной подземки, вагоны, а обыкновенные, трамвайные.

Станция «Площадь Ленина» считалась на момент своего открытия (1984 год) одним из самых больших подземных сооружений в стране. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Всего на сегодняшний день в Волгограде шесть подземных станций. Четыре носят ещё патриотически-советские названия: «Площадь Ленина», «Профсоюзная», «Пионерская» и «Комсомольская». Кстати, подземные станции построены с возможностью переоборудования в участки полноценного метро: в частности, предусмотрена возможность поднять высоту платформы до уровня платформ метрополитена.

Барельеф «Комсомольцы» на одноимённой подземной станции в Волгограде. Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«"Комсомольская" — станция колонного типа, она считается памятником архитектуры советской эпохи, — рассказывает помощник генерального директора по связям с общественностью МУП «Метроэлектротранс» Надежда Бутримова. — Все волгоградские подземные станции строились открытым способом. Вначале ставили забор, затем рыли котлован, а после всё закапывали и благоустраивали. По внутренним параметрам все волгоградские станции соответствуют меркам метро, только обслуживается они наземными вагонами».

Так строили все подземные станции волгоградского трамвая (фото из музея истории волгоградского электротранспорта). Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Сложность в том, что наземные трамвайные вагоны имеют выход только на одну сторону, а не как в метро — двери открываются с обеих сторон. Кроме того, трамваю требуется разворотное кольцо — задним ходом он ездить не умеет. Как приспособить обычный трамвай к подземным станциям, придумали советские инженеры.

Тайны подземных линий

Многие приезжающие замечают, что с «Площади Ленина» трамвай въезжает справа, а на «Комсомольскую» уже выезжает на левую сторону. Как это происходит? Где пересекаются пути?

Оказывается, пути нигде не пересекаются, просто одна линия проходит над другой. Сделано это для того, чтобы под землёй можно было обеспечить выход с одной, левой, стороны трамвая. Поэтому на станциях «Площадь Ленина» и «Площадь Чекистов», когда один трамвай идёт вниз, другой, наоборот, идёт вверх, а уже после, въезжая на станцию, они идут параллельно.

Одна из подземных станций — «Пионерская» — расположена на эстакаде. Её вестибюль встроен прямо в откос оврага. Отсюда открывается удивительная панорама на пойму реки Царица, городские высотки и мост, соединяющий два района города. Перед тем как вагон скроется во тьме подземки, можно увидеть людей, которые спешат по этому мосту по своим неотложным делам.

Эстакада подземной станции «Пионерская». Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Женское дело

«Я уже 15 лет здесь работаю, — рассказывает кондуктор скоростного трамвая Наталья. Она проходит по салону, собирая с пассажиров за проезд деньги и проверяя проездные документы. — Если у пассажира хорошее настроение, то и работать с ним легко, а если плохое, то он его всем испортит. С людьми так, — говорит Наталья, — но я своей работой горжусь. Ведь мы людей на работу возим. Когда снегопад был зимой — все стояли, мы одни работали. Народ был счастлив — никто не бурчал и не ругался, все были довольны».

В трамвае Волгограда работают кондукторы.

Метрополитен в Волгограде

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

Больше 90 процентов работников волгоградского трамвая — женщины: кондукторы, контролёры, водители трамваев. Только недавно сюда стали приходить на работу представители сильного пола. До этого мужчины считали для себя непрестижной работу на трамвае. Доходило до того, что на предприятии работало 98 % женщин, и только два процента оставалось на исключительно мужские профессии — сварщики, слесари и грузчики.

Людмила — кондуктор-контролёр. Пробивает компостером билеты, которые приобретают пассажиры, спускаясь в «волгоградскую подземку». Компостеры — практически динозавры пассажирского транспорта. Во многих городах их заменил электронный билет. Но не в Волгограде. Здесь уверены, что настоящего человеческого общения не заменит ни один бездушный механизм. Так и «зайцев» меньше, и положительное впечатления у гостей города от Волгограда больше.

Фото: АиФ / Надежда Кузьмина

«Приезжие, как заходят, сразу бегут платить, — говорит кондуктор Людмила. — У нас же дешевле, чем у них. Да ещё и ни у кого нет такого трамвая, как у нас, чтобы под землёй ездил».

«Наша подземка активно развивается, — рассказывает помощник генерального директора по связям с общественностью МУП «Метроэлектротранс» Надежда Бутримова. — Мы уже успели поучаствовать в двух масштабных проектах — регионального и мирового уровня. Так все наши станции снабжены QR-кодами, с помощью которых любой желающий может получить всю информацию о нашем трамвае, считав код мобильным телефоном. А ещё на наших станциях можно приобрести «марку туриста», как в других странах мира. Каждая наша марка продаётся на соответствующей станции. Купить эту мраку можно, только посетив наш город, ведь больше таких марок нет нигде».

АиФ

Метки: Скоростной трамвай

вестибюль станции Пионерская Волгоградского СТ

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград, проспект Ленина (1-я Продольная)

Комментариев: 0

Ельшанка

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

Комсомольская

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

Площадь Ленина

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

Профсоюзная

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

Профсоюзная

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

ТЮЗ

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

ТЮЗ

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

ЦПКиО

День недели От До Обед
Понедельник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Вторник 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Среда 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Четверг 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Пятница 9:00 18:00 13:15 — 14:15
Суббота Выходной
Воскресение Выходной

Адрес: Волгоград

Комментариев: 0

Карта трамваев и скоростных трамваев Волгограда и трамваев Волжского.

На карте отмечены все действующие линии с регулярным движением маршрутов трамваев (красным цветом).

Отмечены все станции скоростного трамвая (метротрама).

Волгоградский трамвай основан в 1913 году.

Народный репортер

Сегодня сеть состоит из трех частей, не связанных между собой частей. В городе два маршрута уникального метротрама (трассы которого частично проходят под землей) и 11 обычных трамвайных маршрутов.

В городе Волжский Волгоградской агломерации собственная трамвайная сеть, основанная 1963 году. Сейчас действует 8 маршрутов.

Маршруты скоростного трамвая Волгограда:

Трамвай СТ —

ВГТЗ — Хлебозавод — Автоцентр — Больница Ильича — Завод "Баррикады" — Гимназия №14 — Стадион Монолит — Завод "Красный Октябрь" — Улица имени 39-й Гвардейской Дивизии — Площадь Возрождения — Дворец спорта — Мамаев курган — Парк Культуры — ТРК "Европа" — Площадь Ленина — Комсомольская — Пионерская — Площадь Чекистов

Трамвай СТ2 —

ВГТЗ — Хлебозавод — Автоцентр — Больница Ильича — Завод "Баррикады" — Гимназия №14 — Стадион Монолит — Завод "Красный Октябрь" — Улица имени 39-й Гвардейской Дивизии — Площадь Возрождения — Дворец спорта — Мамаев курган — Парк Культуры — ТРК "Европа" — Площадь Ленина — Комсомольская — Пионерская — Профсоюзная — ТЮЗ — Ельшанка

Маршруты трамвая Волгограда:

Трамвай 1 — Мончегорская улица — Детский центр

Трамвай 2 — 36-я школа — Детский центр

Трамвай 3 — Обувная фабрика — Улица Ким

Трамвай 4 — Обувная фабрика — Детский центр

Трамвай 5 — Улица Радомская — Жилгородок

Трамвай 6 — 36-я школа — Улица КИМ

Трамвай 7 — Жилгородок — Улица КИМ

Трамвай 10 — Жилгородок — Детский центр

Трамвай 11 — Каустик — Судоверфь

Трамвай 12 — Жилгородок — 36-я школа

Трамвай 13 — Улица Матросова — Стадион Монолит

Маршруты трамвая Волжского:

Трамвай 1 — Улица Логинова — Химволокно

Трамвай 2 — Рабочий поселок — Оргсинтез

Трамвай 2а — Рабочий поселок — Химволокно

Трамвай 3 — Улица Логинова — Рабочий поселок

Трамвай 4 — Улица Логинова — Улица Карбышева

Трамвай 4а — Улица Логинова — Оломоуцкая улица

Трамвай 6 — Оломоуцкая улица — Оргсинтез

Трамвай 7 — Оломоуцкая улица — ТЭЦ-1

Карта трамваев и скоростных трамваев Волгограда и трамваев Волжского

Историю скоростного трамвая в городе на Волге изучала «Русская планета»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *