Города и Страны

Метро в Ташкенте


Добро пожаловать на станцию ТАШКЕНТ!

Станция открыта 11 января 2003.

Техническая информация

Год открытия: 1977
Протяженность: 36,5 км
Колея: 1,524 мм
Напряжение: 825 В
Питание: третий рельс
Число станций: 29
Число вагонов: 128 (1998 г.)
Пассажирооборот: ?

Схема ташкентского метро

История и современность

Текст Фарида М. Батрова

  Метрополитен в Ташкенте начали проектировать в 1968 году – почти сразу после землетрясения 1966 года, в связи с ликвидацией последствий которого в течение 2-х лет население города увеличилось почти в полтора раза, а площадь городской территории стала больше на треть. При проектировании учитывались высокая сейсмичность местности и высокие летние температуры (до +50оС). Проектировал первую линию ВНИИ “Метрогипротранс”, впоследствии в Ташкенте был создан его филиал – НИИ “Ташметропроект”. К строительству приступили в 1972 году, строительство велось преимущественно открытым способом. Основная часть трассы пускового участка линии прошла под самым широким в городе проспектом Дружбы Народов, что безусловно облегчило задачу строителей. Однако были и сложные моменты, особенно при строительстве тоннеля под каналом Боз-Су, когда строители столкнулись с большим количеством подземных речек и грунтовых вод, пролегающих в лёссовых осадочных породах, и пришлось прокладывать тоннели на несколько метров ниже первоначально запланированного уровня. К тому же это был первый опыт строительства метрополитена в условиях высокой сейсмичности. В проектировании и сооружении линии помогали специалисты из Москвы, Ленинграда, Киева, Тбилиси, Баку. И, несмотря на все сложности, 6 ноября 1977 года было открыто пассажирское движение на первом участке первой, Чиланзарской линии, связавшей центр города с самым крупным жилым массивом Чиланзар и Центральным Автовокзалом “Ташкент”.

Метро Ташкента: подземная достопримечательность узбекской столицы

На участке 9 станций: “ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ” (переименованная затем в “ЦЕНТРАЛЬНЫЙ СКВЕР”, а позже – в “СКВЕР ЭМИРА ТИМУРА” / “AMIR TEMUR HIYOBONI”); “ПЛОЩАДЬ им. В.И.ЛЕНИНА” (сейчас – “ПЛОЩАДЬ НЕЗАВИСИМОСТИ” / “MUSTAQILLIK MAYDONI”); “ПАХТАКОР” (“PAXTAKOR”); “ДРУЖБЫ НАРОДОВ” (“XALQLAR DO’STLIGI”); “КОМСОМОЛЬСКАЯ” (сейчас – “МОЛОДЁЖНАЯ” / “YOSHLIK”); “ХАМЗА” (“HAMZA”); “50 лет СССР” (переименованная сначала в “УЛУГБЕК”, а затем — в “МИРЗЫ УЛУГБЕКА” / “MIRZO ULUG’BEK”); “ЧИЛАНЗАР” (“CHILONZOR”) и “САБИРА РАХИМОВА” (“SOBIR RAHIMOV”), а также комплекс электродепо и первый метромост через канал Ак-Тепе. Второй участок Чиланзарской линии был введён в эксплуатацию 10 августа 1980 года, и связал центр с ж/д станцией Салар и северо-востоком города. На участке – 3 станции: “ХАМИДА АЛИМДЖАНА” (“HAMID OLIMJON”); “ПУШКИНСКАЯ” (“PUSHKIN”) и “МАКСИМА ГОРЬКОГО” (сейчас – “ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ” / “BUYUK IPAK YO’LI”), а также второй метромост через канал Салар.
  Первый участок второй, Узбекистанской линии, открытый 27 октября 1984 года, который связал Центральный Стадион “Пахтакор” с Центральным ж/д вокзалом “Ташкент-Пассажирский”, состоит из 5 станций: “АЛИШЕРА НАВОИ” (“ALISHER NAVOIY”) – пересадочный узел со станцией “ПАХТАКОР”Чиланзарской линии; “УЗБЕКИСТАНСКАЯ” (“O’ZBEKISTON”); “ПРОСПЕКТ КОСМОНАВТОВ” (сейчас – “КОСМОНАВТОВ” / “KOSMONAVTLAR”); “АЙБЕК” (“OYBEK”) и “ТАШКЕНТ” (“TOSHKENT”). Второй участок Узбекистанской линии был открыт 07 ноября 1987 года и соединил вокзал с заводом “ТашСельМаш” и Авиационным заводом им. В.П.Чкалова. На этом участке – 2 станции: “ТАШСЕЛЬМАШ” (сейчас – “МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ” / “MASHINASOZLAR”); “ЧКАЛОВСКАЯ” (“CHKALOV”) и комплекс электродепо. Третий участок Узбекистанской линии – от ст. “АЛИШЕРА НАВОИ” до самого крупного в Ташкенте рынка “Иски Джува”, находящегося в центре исторической части “Старого Города” с большим количеством памятников архитектуры и истории XIV-XVIII веков, был открыт 6 ноября 1989 года и включает в себя 2 станции: “ГАФУРА ГУЛЯМА” (“G’OFUR G’ULOM”) и “ЧОР-СУ” (“CHOR-SU”). Последний, четвёртый участок Узбекистанской линии был открыт 30 апреля 1991 года, и связал собою старогородскую часть с ВУЗгородком, где находятся учебные корпуса 2-х крупнейших ВУЗов Ташкента. Он состоит также из 2-х станций: “ТИНЧЛИК” (“TINCHLIK”) и “БЕРУНИ” (“BERUNIY”).
  Первый участок третьей, Юнус-Абадской линии, открытый 26 октября 2001 года, который связал скоростным транспортом крупный жилой массив Юнус-Абад в северной части города с центром, протяжённостью примерно 7 км, состоит из 6-ти станций: “МИНГ-УРЮК” (“MING-O’RIQ”), с пересадочным узлом на станцию “АЙБЕК”Узбекистанской линии; “ЮНУСА РАДЖАБИ” (“YUNUS RAJABIY”), с пересадочным узлом на ст. “СКВЕР ЭМИРА ТИМУРА”; “АБДУЛЛЫ КАДЫРИ” (“ABDULLA QODIRIY”) – в районе знаменитого Алайского рынка; “МИНОР” (“MINOR”); “БАДАМЗАР” (“BODOMZOR”) – возле которой находятся “УзЭкспоЦентр”, здания Национального Банка, Делового Центра и гостиницы “Интерконтиненталь”, парки развлечений “ТашкентЛенд” и “Аквапарк”; а также “ХАБИБА АБДУЛЛЛАЕВА” (“HABIB ABDULLAYEV”), находящаяся уже в непосредственной близости от жилых кварталов второго по величине жилого массива города. C вводом этого участка в эксплуатацию общая протяжённость 3-х линий Ташкентского метрополитена составила 36,5 км с 29-ю станциями.
  Ведутся работы по продлению этой линии на север – до центра жилого массива Юнус-Абад, и далее – до Ташкентской Кольцевой Автомобильной Дороги, с тремя станциями (“ФАЙЗУЛЛЫХОДЖАЕВА” / “FAYZULLA HO’JAYEV”; “ЮНУС-АБАД” / “YUNUS-OBOD” и “ТУРКЕСТАН” / “TURKISTON”), а также комплексом электродепо. Протяжённость участка – около 4,5 км.
  Планами перспективного развития метрополитена намечено продление Чиланзарской линии: от ст. “САБИРА РАХИМОВА” на юго-запад до самых отдалённых жилых массивов Сергели и Дустлик, и от ст. “ВЕЛИКИЙ ШЁЛКОВЫЙ ПУТЬ” – на северо-восток до Тракторного завода и жилых массивов Кара-Су и Тракторостроителей; Узбекистанской линии: от ст. “БЕРУНИ” до жилых массивов “Медгородок”, Кара-Камыш и “Тансыкбаева”, и от ст. "ЧКАЛОВСКАЯ"— на юг до жилых массивов Авиастроителей и Куйлюк; и Юнус-Абадской линии: от ст. “МИНГ-УРЮК” до Ипподрома, через Текстильный комбинат, Южный ж/д вокзал / Автовокзал “Самарканд” и Центральный Автовокзал “Ташкент”.
  На сегодняшний день метрополитен в Ташкенте является самым надёжным и удобным видом транспорта, занимая в структуре городского транспорта второе место по объёмам перевозок (после городского автобуса). Оплата проезда производится пластмассовыми жетонами и пластиковыми картами, ранее использовались абонементные талоны и металлические жетоны.

Схемы

  • Схема с указанием строящихся участков Фарида Батрова
  • Схема 80-го года
  • Схема 90-го года

Фотографии станций

Жетоны и карточки

Катрочка для прохода в метрополитен начала 90-х


Если у Вас есть дополнения и новости о Ташкентском метрополитене, то присылайте их. Буду Вам очень благодарен.

В настоящее время Ташкентский метрополитен состоит из 3-х линий в том числе:

Чиланзарская линия – 12 станций

Узбекистанская – 11 станций

Юнусабадская – 6 станций

Общая протяженность линий более 38 км, а развернутая длина тоннелей и путей составляет более 80 км, функционируют 29 станций, 2 электродепо «Чиланзар», «Узбекистан» и крупное современное предприятие — депо по ремонту подвижного состава и выпуску запасных частей.

Эксплуатационный парк подвижного состава метрополитена на сегодняшний день составляет 204 единицы.

Метрополитен  представляет собой сложный комплекс:

  • оснащенный самыми современными технологиями и техническими средствами, в том числе автоматизированным управлением движения поездов с применением автоматической локомотивной сигнализации (АЛС) с  автоматическим регулированием скорости (АРС) подвижного состава с диспетчерской централизацией движения поездов. Телеуправление устройствами энергоснабжения, эскалаторов, насосными установками, тоннельной вентиляцией и другими инженерно-техническими установками, что практически позволило автоматизировать весь перевозочный процесс.
  • долговечность сооружений, оборудования и обустройств: подвижного состава и других технических средств до 35-40 лет за счет оптимальной организации текущего обслуживания, ремонта и постоянного повышения квалификации обслуживающего персонала, станций с особенностями архитектурно-художественного оформления, с применением различных отделочных материалов при их строительстве, десятков километров тоннелей, пути, с современными видами связи — от диспетчерской с возможностью записи всех оперативных переговоров машинистов электропоездов и персонала служб эксплуатации с диспетчерами до автоматической телефонной сети, средствами громкоговорящего оповещения и дополнительной связью.
  • кадры, работники метрополитена которые обеспечивают эксплуатацию этого сложного технического комплекса результатом,  которого является четкая организация движения поездов, культура обслуживания пассажиров и комфортабельность их перевозки.

В марте 2000 года пущено в эксплуатацию депо по ремонту подвижного состава и выпуску запасных частей, где имеется квалифицированный  эксплуатационный персонал.

Станции метро в Ташкенте

В  условиях депо в год  капитально ремонтируется 48 вагонов, в том числе, 12 вагонам производиться капитальный ремонт в объёме КР-1 и 36 вагонам производиться подъёмочный ремонт  в объёме ТР-3. Помимо этого в депо проводится профилактический осмотр и ремонт собственного технологического оборудования.

Кроме этого освоено:

  • полное освидетельствование и формирование колесных пар (50 – 60 пар в год);
  • ремонт электродвигателей: тяговых и для мотор – компрессоров.

С точки зрения исторической метро в Ташкенте сыграло и продолжает играть положительную роль во многих отношениях. Уместно, прежде всего, отметить его социальную  значимость: в крупных мегополисах  всегда было особое отношение к строительству и развитию сети метрополитена.

Для дальнейшего улучшения транспортного обслуживания населения города в октябре 2001 года введен в эксплуатацию 1-й участок Юнусабадской линии от станции «Минг Урик» до станции «Хабиб Абдуллаев» с 6-ю станциями общей протяженностью 7,6 км, которая соединяет одноименный крупный жилой массив с центром города. Уникальная особенность новой линии состоит в том, что ее станции соединяют между собой все три линии метро. Станция «Минг Урик» обеспечивает переход на вторую линию метрополитена «Узбекистанскую» через станцию «Ойбек», а 140-метровой переход от станции «Юнус Ражабий» проводит пассажиров до платформы станции «Амир Тимур хиебони» Чиланзарской линии, тем самым достигнута наиболее оптимальная схема — расположенные три взаимопересекающиеся линии с образованием своеобразного треугольника (кольца) в центре города.

В поле внимания коллектива метрополитена постоянно находятся вопросы внедрения новой техники, совершенствования и модернизации производства, сокращения доли ручного труда:

  • повсеместное внедрение в устройствах энергоснабжения мало обслуживаемых аккумуляторных батарей немецкой фирмы "Зонненшайн"
  • переход на безбатарейную систему аварийного питания в устройствах сигнализации и связи
  • применение погружных насосов шведской фирмы "Флюгт" взамен горизонтальных центробежных насосов
  • использование радиоизлучающих кабелей и цифровых автоматических телефонных станций,  как на Юнусабадской линии, так и при  реконструкции существующих устройств
  • широкое применение автоматических устройств учета расхода электроэнергии на базе счетчиков типа "Альфа" швейцарской фирмы и внедрение компьютеров в устройствах телеуправления энергоснабжения,  эскалаторов и инженерно-технических устройств.

Многие современные технические разработки выполняются в тесном творческом контакте с научно-исследовательскими институтами и научно-производственными объединениями Республики Узбекистан.

Ташкентский метрополитен  это единственный действующий метрополитен, устойчиво работающий в зоне высокой сейсмичности, а специальные устройства, очищая и увлажняя подаваемый воздух, создают и поддерживают благоприятные условия для пассажиров даже в самое жаркое время года.

В условиях,  когда за десятки лет эксплуатации оборудование и устройства подвержены износу  немаловажным фактором их дальнейшего функционирования является изыскание технологических и технических новшеств, внедрение новой более эффективной техники, повышение качества ремонта и снижение ее себестоимости  за счет разработки и освоения выпуска запасных частей собственного производства. За последние годы,  несмотря на  смену кадров,  на метрополитене последовательно проводилась работа по этим направлениям.

В поле внимания коллектива метрополитена постоянно находятся вопросы внедрения новой техники,  опытно-конструкторских и  научно-технических разработок (НИОКР):

Службой «Сигнализации и связи» для обеспечения безопасности пассажиров на платформах и эскалаторах всех станций установлены радиоинформаторы с оповещением о бдительности.

Электродепо «Чиланзар» изготовили звуковые блоки Б3-1 с запрограммированной обновленной фонограммой записи сообщений.

Для службы «Пути» приобретены дефектоскопы  РДМ-22 и РДМ-33.

Электродепо «Узбекистан» изготовили устройство для проверки, регулировки и испытания работы А.Б.К 40/220 В на вагонах серии 81-714, 81-717,  прибор для проведения аварийных игр с машинистами, который предназначен для обучения и повышения квалификации машинистов,  путем проведения тренировочных занятий максимально приближенных к реальным.

Информационно-вычислительный центр выполнил  работы по установке и наладке местной локальной сети для оперативного обмена информацией.

Высокая культура обслуживания пассажиров предполагает и гарантированную защиту от неадекватных действий. С этой целью внедрена система видеонаблюдения, которая позволяет контролировать пассажиропоток и ситуацию в вестибюлях, на платформах и эскалаторах  станций Ташкентского метрополитена.

На всех вестибюлях  станций установлены широкоформатные мониторы,  для демонстрации видеозаписи в режиме реального времени перемещений  пассажиров.

Для создания дополнительных удобств для пассажиров на вестибюлях станций все кассы для реализации жетонов перенесены на пешеходные переходы станций, установлены в подземных  переходах и на станциях метрополитена информационные киоски  самообслуживания по оплате городской и мобильной телефонной связи  (Инфокиоски).

В соответствии перспективного плана в течении ближайших 2-3 лет  предстоит выполнить капитальный ремонт вагонов и другого технологического оборудования  провести модернизацию и замену элементов верхнего строения пути, капитальный ремонт зданий, сооружений и станций, произвести замену оборудования взамен изношенного: десятки центробежных насосов, вентиляторов местных систем и тоннельной вентиляции, силовых кабелей, трубопроводов тоннельного водопровода и систем пожарной сигнализации и др.

Хочется подчеркнуть, что специалисты Ассоциации оказывают посильную помощь в усовершенствовании технологии и модернизации технических средств метрополитенов. Мы регулярно получаем информацию о научно-технических достижениях и передовом опыте, основных технико-эксплуатационных и экономических показателях работы метрополитенов, информацию по случаям браков, аварий и отказов технических средств. Это является большим подспорьем в нашей работе.

Пассажир для метрополитена – главное действующее лицо. Метрополитеновцы делают все возможное, чтобы ему было комфортно и надежно, чтобы он всегда обслуживался профессионально, с неподдельным вниманием, а каждая поездка приносила бы эмоциональное и моральное удовлетворение, чувство гордости за свой город, за то, что в нем есть самый современный вид общественного транспорта – метрополитен.

 Основные т/э характеристики

Адрес

Узбекистан, Ташкент, Ташкент г., 700027, Узбекистан, г.Ташкент, Шайхантохурский р-н, пр.Узбекистанский, 93а

Телефон +998 (71)241-65-14; ф. 233-66-81

сайт: http://tashmetro.uz/ru/

email:gup@tashmetro.uz;larisa_kulishova@mail.ru

Ташкентский метрополитен является единственным в Средней Азии по состоянию на 2010 год. Находится в Узбекистане.

Строиться ташкентский метрополитен начал в 1968-1970 годах. Первая линия называлась Чиланзарской. Её длина составляла 12,2 км, и на ней располагалось 9. Свою работу первая линия ташкентского метрополитена начала в 1977 году.

Начал это строительство тоннельный отряд №2, который уже имел опыт строительства в Сибири. Для строительства метрополитена был специально создан филиал Метрогипротранса. За довольно короткие сроки была создана база для планируемого производства, организовалась работа по выпуску бетонных конструкций, так же производится стали чугунные тюбинги.

Ташкентское метро является полностью мелкого заложения, довольно большая часть тоннелей для перегонки поездов построена посредством щитовой проходки. Во время строительства метрополитена учитывался сейсмический характер региона. Сама конструкция может выдерживать землетрясение величиной до 9 баллов по шкале Рихтера). Хотя вряд ли такая катастрофа может случиться. Последнее землетрясение такой силы было замечено в 1966 году.

agentmdk.ru

Поэтому со времен создания ташкентского метрополитена его работа ни разу не была прервана или нарушена.

На настоящий момент в метрополитене работает три линии метро, на которых расположено 29 станций. Общая протяженность путей составляет 37,5 км. Планируется что в ближайшее время уровень пассажироперевозок возрастет в среднем в 1,4 раза. По статистическим данным ежедневно около 74 миллионов граждан Ташкента пользуются метрополитеном.

Третья линия начала свою работу в 2001 году и имеет протяженность 6 км. На ней расположено 6 подземных станций. Только третьей линей пользуются около 60 тысяч пассажиров.

В планы на будущее входит продление Чиланзарской линии и её соединение с Сергелийской линией.

Метрополитен Ташкента использует подвижные составы типа 81-717/714, так же появились и более новые модели : 81-718 и 81-719. В метрополитене действуют два электродепо: ТЧ-1 Чиланзар и ТЧ-2 Узбекистан. Около этих депо имеется железная дорога. Так же планируется открытие четвертой линии метрополитена, где по плану будет находится 6 станций. Протяженность этой линии будет составлять около 8 км.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *