Города и Страны

Метро Кривой Рог

•  На главную  •  Криворожский скоростной трамвай  •

История Криворожского скоростного трамвая •

Любой крупный город нуждается в скоростном транспорте. В Советском Союзе существовало негласное правило, что только город-миллионер может быть достоен такой дорогой роскоши, как метрополитен. Однако, специфика городской застройки, а именно, сильная вытянутость криворожской агломерации с севера на юг (около 70 км), нуждалась в скоростном транспорте, но к середине 1960-х годов, когда впервые заговорили о строительстве метрополитена в городе, население города едва насчитывало 700.000 человек. Ситуация осложнялась ещё и тем, что в областном центре, городе-миллионнике Днепропетровске метрополитена тоже не было и не предвиделось. Сказать к слову, метрополитен в Днепре был открыт лишь в 1995 году.

Существует такая особенность в нашей, на тот момент единой, стране, что метрополитен — это больше чем транспорт, это в первую очередь показатель престижности и современности города, причём совсем не важно, что пассажиропотоки на построенном участке метро явно не метрополитеновские, главное "шоб було!". И тут криворожские власти сделали очень грамотный ход. В Кривом Роге было принято решение строить подземный скоростной трамвай — почти метро, но всё таки трамвай, как раз соответствующий тем пассажиропотокам, которые востребованы на скоростном трамвае. Риторический вопрос: что было бы, если бы в Кривом Роге всё таки построили полноценный метрополитен? Скорее всего это оказался бы банальнейший воздуховоз, с намного более высокими расходами и сомнительными перспективами развития, особенно в наше нелёгкое время.

Проект Криворожского скоростного трамвая разработан в 1972 году Харьковским институтом "УкркоммунНИИпроект", минжилкоммунхоза УССР и "Харьковметропроектом Минстроя УССР". И уже в июне 1974 года, началось строительство скоростного трамвая, в котором  принимали участие около сорока организаций со всего Союза.

Скоростной трамвай открыли 26 декабря 1986 года. Первая очередь протяжённостью 7,7 км от завода горного оборудования (КЦРЗ), станция "Площадь Труда", до железнодорожной станции "Мудрёная" (станция "Дзержинская"), состояла из четырёх станций ("Пл. Труда", "Октябрьская", "Пл. Артёма", "Дзержинская"). Пассажиров обслуживали 7 поездов. Возле станции "Площадь Труда" находится депо скоростного трамвая. На станции "Дзержинская" расположено кольцо, до пуска второй очереди пассажиры  выходили перед стрелкой на кольцо, а садились — после проезда стрелки.

Вторая очередь пущена с запозданием из-за частых затоплений грунтовыми водами. Сначала пустили челнок до станции "Дом Советов". На подземном перегоне туннели меняются местами, так как станция односводчатая с одной платформой по центру. 2 мая 1989 года, была открыта вторая очередь, что дало возможность открыть полноценное движение на участке от станции "Площадь Труда", до станции "Кольцевая". Протяжённость первой и второй очередей составила 12,2 км, из них 5,3 км тоннели глубиной от 6 до 22 метров. Трамвай преодолевает этот участок за 20 минут. Также на первой очереди три подземных станции "Проспект Металлургов" и "Дом Советов" — односводчатые, "Площадь Артёма" — колонная, с боковыми платформами, две станции крытые наземные "Дзержинская" и "Октябрьская", правда, последняя, скорее надземная, и две наземные "Кольцевая" и "Площадь Труда" представляющие из себя разворотные кольца, на которых расположены платформы на высадку и крытые платформы на посадку. Между станциями "Дом Советов" и "Проспект Металлургов" есть служебная остановка — там расположены  насосы и другие агрегаты для защиты туннеля от грунтовых вод; есть возможность перехода во встречный тоннель или на поверхность возле дзержинского универмага (ныне — Фокстрот-маркет на Соцгороде). Трамваи на ней не останавливаются, но сбавляют скорость до 10-15 км/ч.

На этом строительство скоростного трамвая не закончилось. В далёком 1992 г. началось строительство третьей очереди СТ, которая дала продолжение линии трамвая в северном направлении, которое не доведено до конца до сих пор. Новая линия официально открыта 26 октября  1999 г. Президеном Украины Л. Д. Кучмой. На новом участке из четырёх станций работали только две: "Заречная" и "Индустриальная", а две промежуточные были ещё в стадии строительства; а также проведена реконструкция станции "Пл.Труда".

Новую очередь соединили со старой так, что пришлось ввести новый скоростной трамвайный маршрут №2 — для того чтобы попасть на новую линию трамваи проходят мимо станции "Пл.Труда" (платформы для высадки и посадки пассажиров находятся по одну  сторону кольца на расстоянии 30 м).

19 июня 2000 года, открыта станция "Электрозаводская". Четвёртая станция третьей очереди — "Шерстепрядильная" не открыта и по сей день. Протяжённость трассы третьей очереди — 5,5 км, из них 1,5 км тоннели мелкого заложения. Таким образом, протяжённость линии скоростного трамвая составила 17,7 км, из них 6,8 км подземный участок. В третью очередь вошли три крытых наземных станции ("Заречная", "Индустриальная" и недостроенная "Шерстепрядильная") и одна подземная — "Электрозаводская".  

Ко дню города, 19 мая 2001 года, введена в строй  в трёхстах метрах от ст. "Октябрьская"   ст.

Акции и скидки в Metro (Метро) в Кривой Рог

"Городская больница" — самая уродливая из станций: короткая (трёхвагонный состав едва вмещается), навесы настолько маленькие, что непонятно для чего они вообще сделаны. По внешнему виду станция напоминает навороченную автобусную остановку.

Все станции скоростного метротрамвая являются архитектурным украшением районов, в которых они расположены. С более подробной информацией по станциям, вы можете ознакомиться в разделе "Путешествие по станциям".

В январе 2004 года депо получило новый вагон с транзисторной системой управления "Прогресс". Спустя 11 месяцев приобретено ещё два таких же вагона, которые в январе 2005 г. уже вышли на линию с пассажирами. Одновременно был заказан сочленённый трамвай Tatra-T3RN, от покупки которого временно отказались по банальной причине нехватки финансовых средств. Спустя ровно год в депо поступили два вагона, прошедшие капитально-восстановительный ремонт в киевском трамвайном ремонтно-эксплуатационном депо "Дарница", и сразу же вышли на маршрут с пассажирами. С конца 2005 г. начали в доставлять секции в конце-концов купленной "Кобры" и уже в апреле 2006 года, началась опытная эксплуатация нового вагона без пассажиров. После успешной обкатки без пассажиров, вагону присвоен бортовой номер 067 и 26 августа приступил к регулярной эксплуатации с пассажирами на второй маршрут.

Не обходилось и без несчастных случаев. Пожар, возникший в тоннеле практически полностью уничтожил вагон №038 (переоборудован в Г-19). Вагон №045 попавший в аварию в сер. 90-х на ст. "Дзержинская", проездил около 2-3 лет и также переоборудован в ремонтный Г-24. После столкновения в 2000 году на открытом участке между ст. "Октябрьская" и "Площадь Артёма" напротив 2-й гор больницы на спуске сзади идущий трамвай протаранил впереди идущий. 

Оплата проезда — как в метро, установлены турникеты, куда пассажиры опускают жетоны. В  советское время вместо жетонов использовались пятикопеечные монеты, а в начале-середине 90-х, когда курс украинской валюты был ниже плинтуса ввели билеты. Подробнее об оплате проезда, Вы можете прочитать в соответствующем разделе.  

©Аксёнов Дмитрий, Angel, Криворожский электротранспорт

Криворожский скоростной трамвай или метротрам — это система скоростного трамвая в городе Кривой Рог Днепропетровской области.

История скоростного трамвая

Проект коростного трамвая в Кривом Роге разработан в 1972 году, а уже в 1974 году было начато строительство. Торжественное открытие Криворожского скоростного трамвая состоялось 26 декабря 1986 года.

Первая очередь была длиной 7,7 км от станции «Площадь Труда» до станции «Дзержинская» и состояла из четырёх станций.

Фактически трамвай представляет собой метрополитен с трамвайным подвижным составом, вся инфрастуктура системы — трамвайная.

25 мая 2012 года был организован новый маршрут с выходом скоростных трамваев на городскую трамвайную сеть.

В настоящее время длина линии скоростного трамвая в Кривом Роге составляет 28 км, на ней расположены 30 станций, из них под землёй — 6,8 км с 4 станциями.

Станции Криворожского СТ

  • «станция Кривой Рог» (укр. станнція Кривий Ріг)
  • «Кольцо АМКР» (укр. Кiльце АМКР)
  • «Третий участок» (укр. Третя дільниця)
  • «Улица Отчизны» (укр. Вулиця Вітчизни)
  • «Университет» (укр. Університет)
  • «Кольцевая» (укр. Кільцева)
  • «Проспект Металлургов» (укр.

    Прямой трамвай Кривого Рога

    Проспект Металургів) — подземная односводчатая мелкого заложения с островной платформой

  • «Дом Советов» (укр. Будинок Рад) — односводчатая мелкого заложения с островной платформой
  • «Мудрёная» (укр. Мудрьона)
  • «Вечерний бульвар» (укр. Вечірній бульвар) — колонная двухпролётная мелкого заложения с боковыми платформами
  • «Городская больница» (укр. Міська лікарня)
  • «Солнечная» (укр. Сонячна)
  • «Площадь Труда» (укр. Майдан Праці)
  • «Индустриальная» (укр. Індустріальна)
  • «ШПФ» (Шерстепрядильная фабрика) (укр. ВПФ (Вовнопрядильна фабрика)) (законсервирована в процессе строительства) — наземная односводчатая с боковыми платформами
  • «Электрозаводская» (укр. Електрозаводська) — колонная двухпролётная мелкого заложения с боковыми платформами
  • «Заречная» (укр. Зарічна)

Маршруты скоростного трамвая

  • № 1 «Кольцевая» — «Площадь Труда» Синий
  • № 2 «Кольцевая» — «Заречная» Красный
  • № 3 «Заречная» — «Кольцо АМКР» Зелёный
  • № 4м «Заречная» — Кольцо ЮГОК

В качестве ПС используются трамвайные вагоны типа Tatra Т3SU, Tatra Т3M, 71-611, а также Tatra K3R-N.

Видео СТ в Кривом Роге

Видео скоростного трамвая в Кривом Роге

Где находится и как доехать

 Адрес: Украина, Днепропетровская область, Кривой рог

Скоростной трамвай в Кривом Роге на карте

 GPS координаты:47.897012, 33.394071

Метро Кривого Рога: схема, фото, описание

Сайты на metro.ru

Метро.Новости — cайт Юрия Гридчина. Регулярно обновляемый сайт с большим количеством фотоматериалов.

Голоса подземелья — архивный сайт, посвященный звуковым сообщениям в метро. Не поддерживается с 2001 года.

Метро не с первого взгляда —архивный сайт о неординарных фактах, связанных с метрополитеном. Не поддерживается с 2001 года.

Метровагоны — сайт обо всех видах метровагонов. Редко обновляемый, но большой и качественный ресурс.

Метаметро — всё о метрополитенах городов бывшего СССР. Архивный сайт, не обновляется с 2005 года.

Трехгранка — проект Квантум Рекса и Крысуцкого, посвященный московскому метро и подвижному составу в метрополитенах стран бывшего СССР. Целиком и полностью переехал на собственный домен http://metroblog.ru/.

msts.metro.ru — сайт о метрополитене и Microsoft Train Simulator. Не обновляется, размещено всего две модели.

Интересные факты о питерском метро — небольшой проект. Не обновляется с 2003 года.

Волгоградский скоростной трамвай — cайт об одной из самых необычных транспортных систем России. Архивный, не обновляется с 2006 года.

Железнодорожная карикатура — cайт Василия Зимина. Не обновляется с 2009 года.

Авторские сайты, посвященные московскому метро

Мир метро  — отличный сайт Дмитрия Аксенова. На данный момент основная работа ведется на одноименном сайте www.mirmetro.net

Метро, которое мы потеряли — ностальгический сайт Юстаса (который мы потеряли). Не обновляется с 2014 года.

Моё метро — сайт Кернела и Грозного с информацией по станциям. Один из немногих проектов, который выжил и развился, превратившись в большой портал http://www.nashtransport.ru/

Metrosokol — сайт Драйвера о Горьковско-Замоскворецкой линии. Помимо стандартной информации для метрошных сайтов — о станциях, линиях, поездах здесь еще выложены в открытый доступ некоторые инструкции для машинистов и другие документы.

http://www.alexeygoncharov.com/ — отличный сайт Алексея Гончарова, во многом посвященный метрополитену. На нем можно найти: несколько оригинальных схем (есть и на нашем сайте — 1, 2, 3), хорошую подборку про сцены из кино, снятые в метрополитене, интересные факты.

Магниты на тему Московского метро. Уникальный интернет-магазин, продающий магниты с изображениями станций Московского метрополитена (а также прилегающих территорий и достопримечательностей).

Фотографии метрополитенов. Достаточно большая подборка фотографий, связанных с метрополитеном (не только московским). Также есть карта составов.

Авторский проект Александра Попова.

Сообщества

ru_metro в ЖЖ

metroo на Яхе

Функциональные схемы московского метро

Интерактивная схема — поиск кратчайшего маршрута

Интерактивная хронологическая схема метра. Путем перемещения ползуна справа от схемы можно видеть развитие метро по годам, включая переименования станций.

Организации

ГУП «Московский метрополитен». Государственное унитарное предприятие «Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В. И. Ленина»

Метростроевец — газета трудового коллектива московского метростроя. Неофициальный сайт. Выложено порядка 10 номер газеты (которая раньше выходила 2 раза в неделю) в распознанном виде за 1979 (2 номера), 1981 г. (1 номер), 1991 г. (1 номер), 2003 г. (5 номеров)

Открытое акционерное общество «Московский Метрострой». Официальный сайт.

Метрострой — авторский проект Андрея Сурикова

Метрореклама — информация по размещению рекламы в московском метро. Вероятно, сайт потерял актуальность после перехода прав на рекламу к холдингу "Гема".

ЗАО Метровагонмаш — сайт Мытищинского машиностроительного завода

Набор данных "входы и выходы вестибюлей станций Московского метрополитена" — официальная информация на от Департамента транспорта. Содержится информация о широте и долготе станции, времени открытия и закрытия вестибюлей, время отправления первого и последнего поезда с каждого пути (с точностью до секунды), количество автоматов по продаже билетов, глобальный идентификатор (8-ми значное число)

Комплекс градостроительной политики и строительства г. Москвы — на официальном сайте департамента подробная информация о ходе строительства (масса фотографий высокого качества), схемы, различная справочная информация, размещена информация о планируемых к постройке станций до 2020 г.

Транспортные карты "Тройка" — подробная информация о транспортной карте "Тройка", сочетаемость тарифов, возможности карт, перспективы развития.

ЗАО "ЭЛСИ". Производитель турникетов для новых станций московского метрополитена.

Фотографии московского метро

Палеонтология Московского метрополитена

Фотопрогулки по московскому метро

Moscow Metro — коллекция отличных панорамных фотографий

Впечатления Метро — фотовыставка Ильи Тищенко

Метро-2 (оно же Д6)

Главное управление специальных программ Президента

Клуб диггеров

Метро в Санкт-Петербурге

Санкт-Петербургский метрополитен

Петербургский Метройстрой

Профессиональный лицей метрополитена

Размышления о питерском метро

Подземка Петербурга — самое полное собрание схем и карт

Петербург на сайте «Прогулки по метро»

Коммет — сайт рекламного агентства питерского метро, где публикуется газета метрополитена, а также информация службы движения

Увиденное и услышанное

Действующие метрополитены в городах России

Нижний Новгород на сайте «Прогулки по метро»

Новосибирск. Сайт не обновляется с 2010 г.

Самара (сайт Антона Буслова)

Действующие метрополитены в городах бывшего СССР

Днепропетровск

Киев — официальный сайт

Киев — неофициальный сайт

Кривой Рог — неофициальный сайт о метротрамвае города

Минск — один сайт

Минск — другой сайт

Неофициальный сайт минского метро

Ташкент — неофициальный сайт

Харьков — официальный сайт

Харьков — неофициальный сайт

Недостроенные или несуществующие метрополитены городов бывшего СССР

Донецк

Калининград

Лудинск

Набережные Челны

Челябинск

Метро в мире

Схемы метро крупнейших городов мира, приведенные в одном масштабе

Портреты людей метрополитенов мира

Metro planet — сервер о разных метрополитенах мира. Есть страница и про московское метро

Фотографии станций метро разных городов и стран

Лондон — с него все начиналось…

Заброшенные лондонские станции

Metropolitan Transportation Authority — сайт компании, обслуживающей Нью-Йоркское метро. Официальный сайт метро NY

Нью-Йорк — отличный сервер, очень много информации

Чикаго

Атланта (MARTA)

Майами (MDTA)

Вашингтон

Бостон (MBTA)

Сан Франциско (BART)

Торонто

Лиссабон

Мадрид

Бильбао

Барселона

Валенсия

Амстердам

Транспорт Берлина (особенно раздел со схемами метро)

Убийственно красивая архитектура стокгольмского метро

Swissmetro — «будущее пассажирского транспорта»

Париж

Варшава

Прага

Венгерский транспорт

Афины

Пхеньян

Рио-де-Жанейро

Буэнос-Айрес

Мехико

Сантьяго

Сидней

Гонконг

Дели

Монреаль — официальный сайт

Монреаль — неофициальный сайт

Железнодорожные ресурсы

Паровоз «Иосиф Сталин» — авторский проект Дмитрия Зиновьева

ОАО «РЖД» (бывш. Министерство путей сообщения)

Расписание электричек и поездов — самое полное

Railway Technology. Мировой сайт о индустрии железнодорожных перевозок.

Московский Трамвай. Архивный сайт, не обновляемый с 2011 года.

ЗРЭПС — завод по ремонту электроподвижного состава

Юмор

Варианты переделывания надписей в метро ("не прислоняться" и т.д.)

«Олимпийские перегоны» — глава из книги «Истерия СССР»

metrosoft.narod.ru — почти как metro.ru, только смешнее

Метроо в Улаанбаатаре

Разное

Проездные и единые билеты

Машинист метро

В МЕТРО (и снаружи) — стихи Сергея Власова, анимация Георгия Жердева

Компания «Планета чистоты» занимается послестроительной уборкой станций

Подземка

«Метро» — книга Дмитрия Глуховского в мистико-фантастическом стиле

«МЕТРО 2033» — официальный сайт романа Дмитрия Глуховского и книжной серии «Вселенная Метро 2033»

«Фан-портал по вселенной Метро 2033»

Портреты в метро. Работы Леонида Петрушина.

Станции метро Кривого Рога

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *