Города и Страны

Мечеть Джума Джами

Джума-Джами – соборная мечеть в Евпатории, т.е. она является главным мусульманским храмом города. С 2015 года эта мечеть стала объектом культурного наследия Российской Федерации и находится под охраной государства.

История

Мечеть Джума-Джами была возведена в этом городе, который во времена Крымского ханства назывался Кезлев, в середине XVI века. Позже она неоднократно реставрировалась и переделывалась.

В середине 80-х годов прошлого века началось восстановление этого культового строения, культурного и исторического памятника: были восстановлены два его минарета, разрушенные еще в XVII и XIX веках, и проведена полная реставрация.

Во времена СССР Джума-Джами была закрыта для верующих, здесь не проводились религиозные обряды. Она расценивалась исключительно, как достопримечательность, но не как религиозное учреждение.

В 90-е годы прошлого века мечеть была отдана мусульманам. Сегодня она находится в собственности их Духовного управления на полуострове, которое в России получило второе дыхание для развития и распространения ислама.

Not Found (#404)

Туристов допускают в мечеть, причем не просто во внутренний двор, а во святая святых — молельные комнаты храма. Здесь разрешено фотографировать и вести видеосъемку. Если туристов достаточно много, проводится бесплатная экскурсия по всей мечети.

Во время экскурсии можно многое узнать об истории Джума-Джами и Крымского ханства, об основах и течениях ислама, а также о прошлом и настоящем крымских татар. Осмотр храма станет не только интересным, но и познавательным.

Входить в мечеть можно только в длинной одежде, прикрывающей все тело. На голове обязательно должен быть платок. Все экскурсии проводятся совершенно бесплатно, но пожертвования от посетителей приветствуются.

Архитектура

Мечеть построена из известняка и ракушечника. В центре — здание с куполом и квадратным основанием. По бокам — два минарета. В мечети имеются два яруса окон и несколько плоских куполов. На большом куполе 16 окон.

Архитекторы считают, что для мечетей такого типа, построенных в Средневековье, прототипом и образцом является знаменитый собор Святой Софии в Константинополе. Вот так сплетаются две культуры — мусульманская и христианская.

Трансфер из аэропорта Симферополя

Расстояние от аэропорта Симферополя до Евпатории составляет 73 км, время в пути — около 1 час 35 минут. Добраться до курорта можно автобусом, на такси или на авто, взятом напрокат непосредственно в аэропорту.

Компания «Междугороднее такси по Крыму «Алекс» много лет работает на полуострове и весьма востребована среди туристов и жителей Крыма, благодаря качеству работы и профессионализму водителей. В аэропорту также можно найти такси других компаний.

Такси (трансфер) аэропорт Симферополя — Евпатория — это большое число разных марок и моделей авто на любой вкус и кошелек. Вы всегда сможете быстро, дешево и с комфортом прокатиться до курорта.

В статье краткий обзор следующих достопримечательностей: Собор св. Николая Чудотворца, Церковь Святого Илии, Мечеть Джума-Джами, Текие Дервишей, Караимские кенасы, Армянская церковь, Синагога "Егия-Капай", Гезлёвские ворота, Турецкие бани.

Автор Игорь Бариленко

Город-курорт Евпатория славится не только как курортный город, но и как город с многовековой историей. В это городе сохранилось множество исторических памятников разных народов и культур.
О некоторых из них я и расскажу в данной статье.

  • Собор св. Николая Чудотворца (Свято-Николаевский собор) был заложен 11 июля 1893 г. (по старому стилю) на месте обветшавшего здания церкви Святого Николая Мирликийского. Архитектор — А.

    Джума-Джами в Евпатории (стр. 1 из 4)

    О. Бернардацци. Собор был торжественно освящён в 1899 году Преосвященным Никоном, епископом Вольским. Находится на ул. Тучина.

Первоначальная роспись интерьера была очень проста и строга, так как храм возводился в духе ранних византийских крестово-купольных храмов, где архитектурная форма собора несла основную, эмоциональную нагрузку. Позже на своде храма стал парить Христос, написанный учителями первой евпаторийской гимназии.
Существующая роспись внутри собора возникла в 70–80 годы XX века.
В настоящее время храм украшают 3 вида крестов:
на ограде — георгиевские, олицетворяющие воинскую доблесть павших, на колоннах — византийские, в память о походе на Константинополь в 1878 г., и русские православные кресты на двух куполах. Раньше купола венчали византийские кресты, но во время реставрации их заменили на современные, нарушив архитектурную композицию храма.
Во дворе за оградой у северного входа виден небольшой крест, установленный на могиле врача Н. Оже, который впервые применил на практике научно-обоснованное лечение сакскими грязями. За это уездный врач получил звание потомственного дворянина и был погребён на территории собора.
В глубине церковного двора находится крест — памятник на месте престола сгоревшей греческой церкви. В знак признательности за помощь (русско-турецкая война 1877–1878 годов) в обретении независимости своей Родины, греческая община безвозмездно передала это место под русский православный собор.
В соборе побывал император России Николай II с семьёй в 1916 г.

  • Церковь Святого Илии (Храм Святого Ильи-пророка) — греческая церковь, освящённая во имя святого пророка Илии, находится на самой набережной Евпатории; по дореволюционным понятиям, к западу от неё начиналась новая часть города. Принадлежит Симферопольской и Крымской епархии Московской патриархии.

Храм построен в 1911 — 1918 гг. городским архитектором А. Л. Генрихом. Наряду с мечетью Джума-Джами и Николаевским собором входит в число трёх наиболее значимых архитектурных доминант города, их купола — неотъемлемая и самая выразительная часть открывающегося на Евпаторию вида со стороны моря.
В отличие от затейливого Николаевского собора греческая церковь смотрится довольно сердито: гладкие темноватые стенки из пиленого ракушняка, большие лаконичные детали фасадов. Храм построен в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план имеет вид креста. Здание церкви возвышается на высоком цоколе, что, несмотря на небольшие размеры здания, делает его вид более внушительным. Купол покоится на восьмигранном барабане, каждая грань которого заканчивается фронтоном. Украшают храм тонкие пилястры, полуциркульные арки, тройные окна с витражами. С восточной стороны расположена пятигранная апсида, главный вход оформлен в виде арки, опирающейся на две полуколонны. Примечательна трехъярусная колокольня, которая значительно выше основного купола..
Приключения советского времени греческий храм пережил не без утрат, восстановительные работы ещё не закончены.
К юбилею Евпатории в 2003 году колокольню восстановили, был установлен новый колокол. Его отливали на днепропетровском предприятии «Благовест-1». Высота колокола составляет 89 см, диаметр — 84 см, на поверхности — надпись: «Сей колокол отлит в честь 2500-летия богоспасаемого града Евпатории в лето 2003 от Рождества Христова для храма пророка Илии».

  • Мечеть Джума-Джами ("ханская мечеть") была заложена известным в Гезлёве в 1552 году турецким зодчим Синаном. Это единственная многокупольная мечеть в Европе, памятник мирового значения. В списке сооружений Синана она числится под номером 77. В ней проходило коронование всех крымских ханов. Во дворе мечети находятся могилы турецких генералов, погибших в период русско-турецких войн ХVIII – ХIХ веков. Полностью реставрированная мечеть действует и в настоящее время (ул. Революции, 36).

Композиция храма построена по принципу «нарастающих объёмов». Образцом для этой и других мечетей Ходжи Синана мог послужить известный собор Св. Софии в Константинополе. Несущие части собора сложены из известняка, но основной материал, использованный при строительстве, — камень-ракушечник. Мечеть — центральное купольное здание, в плане приближающееся к квадрату, с запада и с востока к которому пристроены два минарета. Два яруса редко посаженных окон освещают двухэтажные боковые галереи, перекрытые плоскими куполами по три в ряд.
Центральный зал, высотой около 22 метров, перекрыт мощным куполом с 16 окнами.
В годы советской власти мечеть была закрыта как религиозное учреждение и использовалась как памятник архитектуры и музей, а в 1990-е годы была возвращена верующим.

  • Сохранился и комплекс Текие Дервишей (обитель странствующих дервишей), который состоит из мечети с минаретом ХVI – ХVII вв. и здания постоялого двора ХVIII – ХIХ вв.

Это единственный в Крыму памятник, представляющий суффийское течение в исламской религии.
На ул.Татарской, 54 стоит мечеть Шукулай-Эфенди, построенная в XVII-IXX вв.

  • Караимские кенасы в Евпатории — храмовый комплекс крымских караимов (караев), который занимает 0,25 га и состоит из здания Большой и Малой кенассы (молитвенных домов), здания религиозной школы (мидраш), благотворительной столовой, хозяйственного подворья и нескольких внутренних двориков (Виноградный, Мраморный, Ожидания молитвы, Ритуальный, Мемориальный).

Комплекс кенасс в составе Большой кенассы и Малой кенассы был построен в начале XIX века по проекту Самуила и Соломона Бабовичей. В 1805 году было закончено возведение Большой соборной кенассы, а в 1815 году на месте обветшавшего караимского храма XVI века сооружено здание Малой кенассы.
на фото Большая соборная кенасса.

:

на фото Малая кенасса.
Комплекс кенасс — памятник архитектуры XVIII в. государственного значения. В настоящее время в нём проводятся экскурсии, работает караимская библиотека «Карай-битиклиги», а также размещены небольшой музей караимской культуры и кафе караимской кухни под названием «Караман».

  • Армянская церковь в Евпатории. Храм строился в течение нескольких десятилетий с 1817 по 1885 год. До этого здесь существовал армяно-григорианский храм Св.

    Никогайоса (Николая), но он был сожжен в 1736 году. Здание, сохранившееся до наших дней, является копией феодосийской армянской церкви — имеет три входа (с запада, севера и юга), украшенные портиками с крестовыми сводами.

Находится по адресу: ул. Интернациональная, 44.

  • Синагога "Егия-Капай" — еврейский молитвенный дом. Синагога Егия-Капай (еврейский молитвенный дом) также известна как "Ремесленная", поскольку её построили в 1912 г. на деньги ремесленников, проживавших в близлежащих кварталах. Ныне храм принадлежит религиозной общине прогрессивного иудаизма, насчитывающей более 100 верующих.

Над шестиконечной звездой можно увидеть библейские символы: стилизованное изображение Ковчега со скрижалями, на которых высечены Десять Заповедей, жертвенный треножник, который Моисей поставил в святилище у горы Синай.

  • Гезлёвские ворота(Одун Базар Капусу) — Дединственные из пяти ворот средневекового города Гёзлёва, сохранившиеся до наших дней. В переводе с крымско-татарского их название означает «Ворота Дровяного базара». В наше время их называют просто — Гёзлёвские ворота. Ворота Дровяного базара находились на востоке средневекового города Гёзлёва (Кёзлёва). Именно через эти ворота крымские ханы отправлялись в свою столицу Бахчисарай после благословенного молебна в мечети Хан-Джами (Джума-Джами).Ворота были заложены в конце ХV века и простояли более 4-х веков, выдержав и атаки запорожских казаков, и русско-турецкие войны…В 1959 году ворота были разрушены. И только в 2004 году, благодаря усилиям меценатов и поддержке властей Евпатории, Гёзлёвские ворота были восстановлены в прежнем виде. Их восстановление происходило по старинным технологиям, не предполагающим каких-либо скрепляющих материалов. Главные ворота средневекового Гёзлёва (Кёзлёва) – Гёзлёвские ворота в наше время являются частью экскурсионного маршрута «Малый Иерусалим», занесённого в Книгу Рекордов Украины.

Гёзлёвские ворота – это не просто проём в стене. Они имеют три этажа.
На втором этаже ворот находится уютная татарская кофейня – Кёзлёв къавеси — ещё один экскурс в историю города. В кофейне представлены музейные экспонаты, а также – размещена выставка народных умельцев. В кофейне, сидя на уютных подушках, можно попить настоящего гёзлёвского кофе и послушать восточную музыку.
На третьем этаже Гёзлёвских ворот расположился Музей быта татар, музейная экспозиция которого знакомит со средневековым периодом истории города Гёзлёва — в то время главного порта Крымского ханства.
Основой этого музея является уникальный макет средневекового Кёзлёва (Гёзлёва), размером 5х9 м, который воссоздаёт средневековый город ХVI – начала ХVII веков с точностью до каждого дома. Этот первый и единственный такого рода макет входит в тройку лучших макетов Украины. Экскурсия по музею сопровождается музыкой и подсветкой, имитирующей утреннее пробуждение города Кёзлёва.

  • Турецкие бани (турецкий хаммам) существуют и действует со времен средневековья. Они были построены славянскими рабами в XVI веке — в то время на территории нынешней Евпатории находился один из самых больших невольничьих рынков Европы. Здесь мылись не только турки и крымские татары, но и славяне-рабы.

Турецкие бани работали почти 500 лет вплоть до начала 90-х годов прошлого века, потом здание было закрыто на ремонт. И только около двух лет назад в банях начали проводиться краеведческие экскурсии.

Посвящается 450-летию "ХАН-ДЖАМИ" в Гезлеве.

1552-2002 гг.

Беспощадное время и влияние человеческого фактора не сохранили памятники древне? цивилизации, бурлившее в узеньких улочках низеньких домиках городов у берегов Понты, Остались на их месте камни, поросшие мхом, травой, засыпанные песком, охраняя тайну веков.

Мусульманские культовые сооружения, воздвигнутые в эпоху возрождения воплощали в себе культурные, политические и экономические связи Крыма с исламским миром, отожествляли архитектуру с символом веры, являясь частью крымскотатарского культурного наследия.

Крым, в эпоху средневековья, насыщенный историческими событиями и градостроительством, отображал доносивших из глубины веков имена сельжукских, османских, мамлюкcких султанов, золотоордынских и крымских ханов, связанных с возведением "храмов". Крымская знать, султаны, правители Востока, Увековечивали свои имена, воздвигая великолепные дворцы, мечети, создавая целые архитектурные ансамбли, поражающие гениальной простотой и совершенством, величием и гармо­нией, различаясь по своим функциям и размерам.

Наследники Крымского престола, получая воспитание и образование при Стамбульском дворе, заимствовали турецкий быт, культуру и турецкое искусство. Для строительства мечетей, медресе, текие, бани приглашались в Крым лучшие зодчие. Воздвигнутые в средние века строения, несли в себе характерные черты художественного образца строений Стамбула, Эдирне и др. городов Турции. Одно из таких сооружений "Хан-джами" в Евпатории, была наследственной мечетью крымских ханов, которая отличается предельной чистотой стиля и отсутствием излишней детализации и декорировки архитектурных форм.

Евпаторийская мечеть "Хан-джами" — архитектурный памятник эпохи возрождения мусульманского зодчества на северо-западе Крымского полуострова. Это одно из первых произведений архитектуры образовавшегося крымского государства. Единственный образец высокого творчества, безмолвный свидетель, около 500 лет, наблюдающий бегущую мимо жизнь, говорит о большом значении Гезлева в тот период. Построена мечеть великим устазом Османской империи, сыном Абдулменнана Мех­оедом Ходжи Синани в 1552 году. Мечеть "Хан-джами" одна из тех немногих, которые сохранились — это наша история, наша действительность!

Мехмед Ходжа Синани за свою более чем столетнюю жизнь, при правлении Селима, Сулеймана- "Законодателя", Селима — и Мурада-Ш, выстроил более 400 сооружений, одних только мечетей 81 в различных городах Османской империи. В честь султана Селима сооруженная мечеть Ходжи Синаном в Кефе (Феодосия), одно из первых его произведений, в основу которого положено конструктивное решение мечети "Аль София" в Стамбуле. Творение великого зодчего в Кефе снесено после колонизации Крыма российской империей в 1833 году. Последующие его строения уже были творениями опытного мастера, которые до сих пор поражают своим совершенством. Таким является "Хан-джами" в городе Гезлеве (Евпатория), одна из самых грандиозных мечетей северо-западного Крыма — сооружена в формах, близких соборных мечетей "Шах заде", "Сулеймание", "Селимие" в Турции. Прекрасная сохранность турецких мечетей дает предположение об их внутреннем облике. Безусловно, "Хан-джами" обладала характерными чертами художественного образца творчества великого зодчего Синани.

Участие прославленного турецкого мастера в строительстве выдающейся мечети, объясняется возросшим авторитетом города. Единственный морской порт, связывающий Турцию с Крымом, сделал Гезлев опорной крепостью на северо-западной границе владений крымских ханов, ремесленно-культурным, религиозным центром. Учения ислама вошли в историю Гезлева как оплот знаний, веры, мудрости, терпимости, правильной оценки духовных ценностей, познания истины.

Крымские ханы, получив в Оттоманской Порте фирман на ханство, сходили с корабля в Гезлеве. В Гезлеве, "в благословенной мечети "Ханджами" перед подданными, хан объявлял свои права, расписываясь при этом в специальном фирмане (акте), который хранился в мечети". Шейх, дервишеского ордена Мевлеви, наделенный политической властью, при короновании, опоясывал хана мечом Османа. Анатолий Демидов во время путешествия по Крыму в 1837 году упоминает о существовании такого фир-мана, подписанного 18-ю ханами, правившими в Крыму. Подпись Хаджи Девлет Гирея стояла первой.

Любопытное донесение Евпаторийского городничего Эссена, Тав­рическому губернатору Нарышкину Д.В. в 1837 году: "…по собранным справкам, мечеть заложена в 1552 году владетельным ханом Гиреем по смерти коего Мемет Гирей в 1564 годуокончил и грамотою за подписем своим поручил под надзор придворному духовнику Эмир-хатипу. После сия мечеть переходила в наследство владетельных ханов, коих было от МеметГирея до последнего Шагин Гирея 18, и каждый из них при получении ханства утверждал означенную грамоту собственноручным своим подписем. Сия грамота хранится при мечети и 20-ти владетельных ханов имеются на грамоте собственные подписи".

Шейх, наделенный политической властью, при короновании опоясывал хана мечем Османа.

Несмотря на разрушения, искажения перестройками и реставрациями в 1821, 1834, 1896, 1921, 1962, 1982 годах "Хан-джами" поражает гениальной простотой своих конст­руктивных форм, но конкретная роспись мечети не со­хранилась. В то же время нельзя не отметить прекрасную сохранность зодчества Ходжа Синани в Турции, что позволяет нам представить их внутренний облик.

Архитектура ханской мечети отличается исключительной ясностью, четкостью, простотой и соразмерностью форм, гармонирующих с относительно скромным убранством. Наиболее древней формой строительства являлась базилика с деревянным перекрытием, а с XIV века распространяются купольные мечети. В "Хан-джами" всех куполов, покрытые литым свинцом 12 и один полукупол, расположенный в центре южной стены над михрабом.

Над главным входом в северной стороне, снаружи была надпись арабской вязью: "В 1552году Девлет Гирей-ханом сооружена сия благо­словенная мечеть", она не сохранилась. Некоторые авторы путеводителей по Евпатории, предполагают, что эта надпись была сделана после реставрационных работ в 1896 году.

Исследователи мечети спорят о достоверности надписей на сооружении, а выдают только предположения: "Верхняя часть северного входа заложена в XIX веке и возможно надпись даты основания мечети в 1552 году является позднейшей. Каллиграфия относится тоже к XIX веку. Вторая надпись изнутри над второй дверью: "Бис-сми Лляхи Ррахма-ни Ррахим" "Именем Аллаха Милостивого Милосердного", а ниже каллиграф "Эмир Али 1844 г.", видимо, надпись сделана после реставрации»,- констатирует Чипурина П.Я.

Обратите внимание на искажения фактов, на два описания: Евпаторийский городничий Эссен доводит до сведения губернатора Нарышкина Д.В. в 1837 г. о "Хан-джами", о том, что "…поручено под надзор духовнику Эмир-Али хатипу…", — продолжает в 1924 году Чепурина П."…ниже надписи над второй дверью каллиграф "Эмир Али 1844". Разница между донесением и исследованием над-писи Чепуриной. Возможно, перевод с арабско­го Чепурина сделала не точный, и следует, что надпись была уже сделана давно до донесения городничего Эссена. Ошибка госпожи Чепуриной. Так же в угоду коммунистическому режиму она пренебрегла настоящим именем этой мечети. Называемый во все времена «Хан-джами», (ханская мечеть), Чепурина назвала в своей брошюре «Джума-джами»(пятничная мечеть), затем подхваченная и включенная в реестр архитектурных памятников как «Джума-джами».

В строительстве этого сооружения использовали местный строительный материал . Мечеть "Хан-джами" выложена из дикого камня — ракушечника, а углы и откосы, края дверей и окон -из тесаного известняка, на известковом или алебастровом растворе. Все древние сооружения клались на известковом растворе, выдержанным 5-6 лет, а позже стали использовать алебастр. Штукатурка известковая, с примесью очеса тонкой овечьей шерсти, служила для скрепления раствора.

Для придания окраса розового цвета добавляли в раствор извести измельченный жженый кирпич.

В зал мечети ведут три двери небольших размеров. Западные и восточные служили только для достопочтенных людей, хану и его приближенным.

Комментарии

Главные двери больших размеров из ореха с прекрасной резьбой, изящными медными ручками и засовами. Пол устлан большими каменными плитами разных размеров, побеленные в один тон.

На южной стене, внутри, в направлении Мекки (къыбла) имеется открытый голубой мих-раб с древним Кораном (алтарь) — пятигранная ниша, орнаментированная великолепной лепкой, высотой около пяти метров. Когда-то здесь золотом были вписаны имена пророков и Суры из Корана.

Чаша купола кажется невесомой, как бы парящей над головой. По краям конического купола, вверху над михрабом было вечное напоминание правоверным: "Прежде молитвы очисть свою совесть перед михрабом". Направо от михраба — минбар, полуоткрытая кафедра с величественным Аланом, увенчанный пучком небесного сияния, с которого улемы призывали к добру и справедливости, читали проповеди и Суры Корана, говорили назидательные речи хатипы или имамы. На фронтоне, с двенадцатью лестницами, (после реставрации лестниц оставлено только 9) была надпись "Машъалла" (так хочет Бог).

Налево от михраба открытая кафедра "курси" для всех правоверных толкователей Корана.

По восточной и западной стене идет мафиль (хоры), складные курси (подставка для Корана), ралле (полка). Зал был устлан дорогими персидскими, турецкими и ручной работы евпаторийских мастеров, коврами.

Истинное украшение мечети — величественные минареты высотой 36 метров (до реставрации 33 метра), с коническим основанием и Аланом (Алем, полумесяц) обращенным в сторону Къыбла.

При возведении мечети было два нарядных минарета. В. Гесте в 1798 году занимающийся составлением проекта реставрации оставил описание мечети: "Высота минарета 33 метра. Снаружи стволы имеют форму двенадцатигранников, внутри круглые. Винтовые лестницы со сто пятью ступеньками (после реставрации их осталось сто три) ведут к украшенным резными розетками круговой балкончик, с которых муэдзины в праздничные и торжественные дни призывали правоверных к молитве. Конические завершения минаретов венчаются шпилями с медными шарами и полумесяцем наверху". Минарет вначале крытый листовым свинцом непос­редственно по каменным полусферам, во время реставрации в 1962 г. были защищены оцинкованным железом по деревянным кружалам с дощатой обрешеткой. Восстановление величественных минарет воистину стали украшением нашего прекрасного города.

Когда Евпатория была городом-крепостью и называлась Гезлев, через год после вступления на престол Девлет-Гирея I, там была построена одна из известнейших мечетей –  мечеть Джума-Джами (Хан-Джами) или “ханская мечеть”. Джума-Джами в переводе значит “пятничная мечеть” и на сегодня является  памятником средневековой мусульманской архитектуры мирового значения
Мечеть Джума-Джами – самая большая по площади в Крыму и на Украине.

2. Эпоха Возрождения не только брала за основу древние памятники, но и вплавляла в архитектуру элементы культур всех племён и народов, создавая свой стиль в архитектуре, отличный от ранее существовавших.
Ряд исследователей полагают, что Хаджи Синан взял за основу при строительстве мечети Хан-Джами конструктивные особенности и формы собора св. Софии в Константинополе. Иные считают, что это влияние иранского зодчества на Крым.
Существует мнение, что мечеть Джума-Джами это перестроенный и достроенный византийский храм, © источник Севастополь LIFE о чем косвенно свидетельствует ряд фактов. Часть из них изложена в книге евпаторийского писателя А.Н. Стома “Очерки Евпатории”.
Строительство мечети было начато в 1552 г по проекту гениального турецкого зодчего Ходжа Синана, а закончено было лишь в 1564 году. Виной тому несколько факторов. Первый заключался в том, что Ходжа Синан, помимо Джума-Джами, строил мечеть в Стамбуле, а вторым фактором была война с Иваном Грозным, так как почти все деньги из казны уходили на ведение войны.
До 1927 года в мечети хранился Коран, датированный 1414 годом, т.е. написанный на 138 лет раньше, чем сооружена мечеть. Сейчас этот Коран находится в одном из музеев г. Санкт-Петербурга.

3. Выше я уже сказал, что название мечети Джума-Джами переводится как «пятничная мечеть». Для мусульман пятница – праздничный религиозный день, поскольку по преданиям в пятницу родился пророк Магомед. Также мечеть называют «Ханской» – здесь происходил церемониал духовного посвящения в ханский сан. Именно в этой мечети, прибывшие из Стамбула ханы-претенденты на престол Крымского Ханства, проходили обряд освящения, зачитывая султанский фирман. Пройдя обряд, крымские ханы отправлялись в Бахчисарай, после чего становились законными правителями (всего, этот обряд прошли 18 ханов).
В мечети долгое время, сохранялся древний акт, на котором расписались один за другим 18 ханов, властвовавших в Крыму до присоединения полуострова к России.

4. Мечеть Джума-Джами представляет собой центрально-купольное здание с лаконичными и строгими формами, в плане приближающееся к квадрату. Снаружи мечеть напоминает куб. Её высота около 22 метров, а общая ширина равна почти 21 метру. Несмотря на огромные размеры здания, пятьдесят девять окон различной формы (стрельчатые, полукруглые и круглые) придают постройке легкость, внутрь проникает мягкий рассеянный свет. Венчает мечеть одиннадцатиметровый купол.
Стены здания выложены из крупных, хорошо отшлифованных блоков камня-ракушечника.

Мечеть Джума Джами в Евпатории

С восточной и западной стороны расположены 35-метровые минареты, восстановленные во второй половине ХХ в. (древние упали в XVII веке). Указывают несколько причин их разрушения: сильный штормовой ветер, удар штормовой волны в городскую крепостную стену, вызвавший гидродинамический эффект. Достоверных сведений о времени и причинах разрушений нет. Вначале обрушился восточный минарет, а в 1836 г.-западный. Минареты окончательно восстановлены в 1985 г.

6. Главный вход имеет две двери: внешняя – наборная, из различных сортов дерева; внутренняя – остеклённая. Над узорчатой деревянной дверью – мраморная доска с резной арабской надписью: «С именем Аллаха милостивого для всех на этом свете и только для верующих на том свете».

7. На открытой галерее имеются две ниши михрабов, орнаментированные в сельджукском стиле, ими пользуются при большом скоплении верующих

8. Около восточного входа в ханскую ложу.

9. Возле мечети – большой прямоугольный двор, обнесенный современной невысокой каменной оградой с решеткой. Во двор можно попасть с севера, через ворота и калитку. Восточная калитка последний раз открывалась для входа посетителей 16 мая 1916 года (при приезде в мечеть Николая II), эта калитка ведет к ханской ложе, © источник Севастополь LIFE через нее Николай II вошел в мечеть, а вышел через северные ворота. Во дворе мечети два возвышающихся газона в северно-восточной и восточной части двора: до 1985 года культурный слой был на такой высоте. На северном и восточном фасадах сохранились мраморные надгробия турецких адмиралов и генералов времен Крымской войны

10. В годы советской власти мечеть была закрыта, а с 1944 по 1962 годы и вовсе заброшена. С 1985 года, когда были восстановлены минареты, здесь располагался музей – отдел истории религий и атеизма. Его экспозиция отражала историю религий, исповедовавшихся в Крыму: иудаизма, христианства, караимизма, ислама, а также историю атеизма. Лишь в 1990 году после передачи мечети мусульманам-сунитам, она снова была открыта для верующих, в мечети возобновились молебны. На сегодняшний день это действующая мечеть.

Читайте еще интересные фото отзывы на темы: Евпатория, Крым, мечеть Джума-Джами

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *