Города и Страны

Марокко Традиции и Обычаи

 


Культура и традиции марокканцев


Марокканцы гордятся своей культурой и традициями и бережно их хранят.
Наиболее ярко культурные традиции Марокко видны в народных ремеслах, которым больше тысячи лет.

Результат поиска

Древние берберы жили на территории Марокко большим количеством отдельных племен. Все они имели схожие культурные традиции, которые значительно различались в деталях. У каждого племени были свои характерные особенности в одежде, в кухне, в музыке, в ремеслах, в празднованиях и обрядах. Различия, вероятно, в первую очередь были связаны с особенностями той местности, на которой жило каждое племя. В пустыне образ жизни существенно отличался от образа жизни на океанском побережье. А там где росли деревья, ремесла отличались от ремесел тех мест, где деревьев было немного. До сих пор в Марокко каждый регион различается своей специализацией. Берберы во многом сформировали то разнообразие и ту специфику культуры Марокко, которые характерны для африканских народов.

Огромное влияние на культуру Марокко, несомненно, оказывал и оказывает Ислам. Для мусульман это стиль жизни, который находит свое отражение во всем, что делает мусульманин, в том числе и в его художественном творчестве. Но у берберов прослеживается и более ранний, доисламский период развития Марокко. Следы языческих культов особенно четко можно увидеть в ковроткачестве. В традициях страны смешались два культурных пласта: черная Африка и Андалузия.

Ковры. Языческие предрассудки, анимизм, уважение к магии все еще сильно среди берберов, хотя они и исповедуют ислам. Берберские женщины, умеющие делать ковры, пользуются большим уважением. За такую невесту всегда запрашивают более высокую цену. Среди часто используемых символов можно увидеть руку Фатимы, дочери пророка, которая защищает от злых духов и сглаза, восьмиконечную звезду, символизирующую плодородие. Это же значение имеют вытканные змеи, ящерицы и скорпионы. Верблюды пророчат богатую невесту богатую невесту. Кресты ослабляют, а затем рассеивают дьявольскую энергию. Рассеивается она в шести направлениях берберской вселенной: на восток, запад, север, юг, вверх и вниз.

Каждое племя использует свой собственный набор символов. Ковроткачество — семейная традиция, поэтому навык и умение передаются ил поколения в поколение. Кроме этого, принадлежность ковра тому или иному племени можно определить по цвету основы. Берберы используют красные, желтые или белые цвета, бедуинские ковры — черные, а туарегские — синие.

Ювелирные изделия. Марокканки всех возрастов очень любят украшать себя. Ювелирные изделия говорят о социальном и семейном статусе женщин, благосостоянии их мужей, а у берберок помимо всего прочего и о племенной принадлежности, религиозных традициях и суевериях. Cамый распространенный материал для украшений — серебро или сплавы на его основе. Берберы верят, что золото — это металл дьявола, поэтому выбирают только серебро. Золото носят в городах зажиточные марокканки, обычно в виде браслетов или богато украшенных изумрудами поясов, затянутых поверх кафтанов. Если ковры ткут женщины, то ювелирное дело — прерогатива мужчин. Секреты профессии передаются от отца к сыну.
Также марокканские умельцы хорошо преуспевают в гончарном искусстве и керамике, в кожевенном производстве, обработке дерева и других художественных ремеслах.

Марокко богато и духовной культурой, особенно фольклором. Так, с 1960 года в Марракеше в развалинах дворца эль-Бадии ежегодно в июне или осенью проводится двухнедельный Фестиваль народных искусств. Это самое грандиозное фольклорное представление страны, во время которого проходит огромное количество самых разнообразных представлений и мероприятий фольклорных трупп со всех концов Марокко. Интересны Фестиваль Роз в эль-Kела M’Гуна (май), Фестиваль воска в Сале (проводится в период Маулида), Вишневый Фестиваль в Сефру (июнь), Международный Фестиваль духовной музыки в Фесе (июнь), Международный Фестиваль Рабата (июнь), Фестиваль верблюдов в Гулимине (июль), Фестиваль популярной музыки в Саидии (август), Культурный Фестиваль в Асила (август), Фестиваль в Эрфуде (октябрь), Конный Фестиваль в Тиссе (октябрь), уникальный Песчаный марафон (234 км. по пустыне!) и др.

"Муссем" — традиционные религиозные церемонии местного значения, проходящие в определенные дни и посвященные определенным событиям (всего в стране ежегодно проходит более 650 таких празднеств). В "муссем" обычно проводятся многочисленные паломничества и фольклорные мероприятия — джигитовки, ярмарки, танцевальные представления и племенные обряды. Особенно красочны сентябрьские муссемы Сиди Абдалла бен Ясина, Аль Гуерна и Сиди Бонатинана в Марракеше. Также большим вниманием пользуются муссем Сетти Фатма (конец августа), "муссем помолвленных" в Имилчиле (3-я неделя сентября), "муссем фиников" в Эрфуде (октябрь), муссем Сиди Мухаммеда бен Насера (в день Ашура), "муссем роз" в Эль-Келаа-де-Мгуна (конец мая), муссем Асни (июнь), муссем в Гулимине (май), "муссем миндаля" в Тафрауте (февраль), "муссем молока" в Имуззет-дес-Ида (август), муссем в Эс-Сувейра (май), муссем долины Урика (август) и др.

Марокканцы очень гостеприимны, даже если и совсем небогаты. Гость для марокканца всегда важный и уважаемый человек. Ему обязательно предложат все самое лучшее, что есть в доме. По древнему обычаю особо почетному гостю подносят финики и молоко. Эта основная пища кочевников Сахары стала марокканским хлебом-солью. Каждого гостя обязательно напоят зеленым чаем. В Марокко всегда пьют зеленый чай, так как он стал неотъемлемой частью их традиционного мятного чая, который даже в шутку называют "марокканским виски". Тем не менее, это не такая уж и старая традиция, зародилась она сравнительно недавно, в середине 19 века. Тогда, из-за Крымской войны, британские торговцы чаем начали терять славянский рынок.
Естественно, им надо было подыскать другое место для сбыта своего товара. Марокканцы приняли их чай с восторгом, так как он сделал более мягким вкус их традиционного мятного чая. И, кроме того, зеленый чай подошел к мятному не только по вкусу, но и по цвету — тот же зеленый оттенок.
Марокканский чай подают в маленьких стеклянных стаканчиках, которые часто украшает живописный узор, на серебряном или медном подносе. Когда чай разливают по стаканам, чайник поднимают как можно выше, чтоб образовалась стойкая пена. Мятный чай пьют в любое время дня, но обычно после обеда. К чаю подают сладости.
Марокканцы любят говорить, что чай должен быть горький, как смерть, сладкий, как жизнь, и приятный, как любовь.

Свои традиционные блюда марокканцы предпочитают есть руками, используя кусочки хлебных лепешек и, как правило, из одной большой тарелки. И действительно, если есть при помощи столовых приборов, то вкус становится уже совсем не тот, можно сказать, блюдо теряет свою "изюминку". В начале обеда и после него часто проводится ритуал мытья рук: приносят медный чайник с теплой водой и легким ароматом розовой воды, специальный сосуд для стока воды и полотенце.

Марокканские свадьбы также имеют свои традиции. Накануне проведения свадьбы невеста принимает церемониальную ванну, потом женщины разукрашивают ее ноги и руки хной, одна из женщин делает невесте яркий макияж и укладывает прическу. Во время торжества жених и невеста восседают перед гостями на тронах неподвижно по несколько часов. Невеста должна сменить свои дорогие наряды не менее пяти раз за вечер. Первый наряд самый тяжелый — накидка из плотной ткани, последний — традиционная белая тькшета.
В племенах берберов невесты заворачиваются в яркие шерстяные покрывала.

Очень часто в маленьких марокканских городах и берберских деревушках можно увидеть женщин с привязанным к спине ребенком. Это очень давний и очень удобный африканский обычай. Пока мать рабо­тает или занимается домашним хозяйством., ребенок привязан к ее спине и практически все время находится в непос­редственном контакте с матерью. Исследо­вания подтвердили, что такая практика хо­рошо стимулирует двигательную активность и пространственную ориентацию, а также укрепляет родственные связи.

Марокканские домохозяйки любят посещать марокканские общественные парилки — хаммамы. Самый обычный и дешевый хаммам есть практически в каждом жилом квартале любого марокканского города. Мужчины тоже ходят в хаммам, но значительно реже, чем женщины. После намыливания серым оливковым мылом и отшкрябывания кожи жесткой варежкой как будто заново рождаешься на свет. Естесственно, чем дороже хаммам, тем лучше там условия и сервис.

В Марокко огромное количество кафе, буквально на каждом шагу. В основном все столики в кафешках заняты мужчинами, они уже с самого утра сидят в кафе за чашечкой кофе или чая. А по вечерам собираются в кафешках для просмотра футбольных матчей. Женщины в кафе ходят редко, разве что молодежь. Любимое занятие у марокканок — это походы в гости и прием гостей у себя.

По марокканскому этикету принято при приветствии обмениваться поцелуями в обе щеки, а если давно не виделись, то поцелуй многократный. При приветствии с противоположным полом можно максимум поздороваться за руку.

В Марокко очень сильно развиты колдовство и шаманизм. Для марокканцев эти вещи являются нормальным явлением, на самом обычном рынке можно без проблем прикупить все необходимые снадобья для проведения колдовских ритуалов.К сожалению, в Марокко никто не ограничивает деятельность колдунов и шарлатанов и не применяет установлений шариата относительно их.

0
Нравится

Религия, культура и традиции королевства Марокко

Культура Марокко богата и разнопланова в силу многоэтничности страны и её насыщенной истории. На протяжении истории Марокко, многие народы внесли свой вклад в формирование культуры страны — помимо коренного населения (берберов), вклад в неё были и с востока (финикийцы, арабы), и с юга (народы, обитавшие к югу от Сахары), и с севера (римляне, вандалы, андалузцы). В культуре Марокко оставили свой след многие конфессии — язычество, иудаизм, христианство и ислам. Каждый регион Марокко имеет свои уникальные черты национальной культуры. Сохранение культурного наследия и защита его разнообразия является одним из приоритетов политики страны.

История марокканской литературы начинается в раннем средневековье, приблизительно с начала XI века. Литература Марокко включает сочинения на арабском, берберском, французском и испанском языках, написанные марокканскими авторами, а также авторами из Аль-Андалус.

Традиционная марокканская одежда для мужчин и женщин — джеллаба: длинная, свободная одежда с капюшоном с пышными рукавами. В особых случаях мужчины также носят красную шапку бермусс, более известную как феска. Женщины носят также кафтаны, украшенные орнаментами. Почти все мужчины, и большинство женщин, носят бальгха (بلغه) — мягкие кожаные тапочки без каблука, часто жёлтого цвета. Женщины также носят сандалии на высоком каблуке, часто с серебряной или золотой мишурой.

Различие между джеллабой и кафтаном в том, что джеллаба имеет капюшон, в отличие от кафтана. Джеллабы большинства женщин ярко окрашены и имеют декоративные узоры, шитьё или украшение из бисера, в то время как мужские джеллабы, как правило, изготавливаются более нейтральных цветов. Женщины сильно привязаны к своим «марокканским гардеробам», несмотря на то, что изготовление такой одежды сравнительно дорого, так как большая часть работы делается вручную. Большинство марокканских женщин ежегодно приобретает как минимум один новый кафтан или такчиту(англ.) для того, чтобы надеть их на важные мероприятия (религиозный праздник или свадьбу). Согласно неписаному правилу, на такие мероприятия следует надевать традиционное марокканское платье.

В 1944 был создан «Марокканский кинематографический центр» — правительственный орган для по организации и управления национальной кинематографией. Первый художественный фильм марокканского режиссёра Мохаммеда Усфура «Проклятый сын» был снят в 1958 году, а в 1968 первый средиземноморский кинофестиваль состоялся в Танжере. Средиземноморский кинофестиваль в новом формате проводится в Тетуане. Первый национальный кинофестиваль в Марокко прошёл в Рабате в 1982, а в 2001 международный кинофестиваль состоялся в Марракеше.

Наиболее распространенным типом домостроения в Марокко является Дар, по которому в основном строились дома в «Медине» (городском районе, окружённом стеной). Большинство марокканских домов выстроено в стиле Дар аль-Ислам, соответствующему традиционному укладу жизни мусульман. Экстерьеры домов этого стиля, как правило, лишены украшений и окон, за исключением небольших отверстий возле лестниц и служебных помещений, которые обеспечивают свет и вентиляцию. Здания в стиле Дар обычно имеют толстые, высокие стены для защиты жителей дома. Для арабской культуры в целом характерно, что экстерьер символизирует место для работы, а интерьер — убежище.

Согласно канонам исламской архитектуры, здания в стиле Дар располагаются вокруг небольшого открытого патио, окружённого очень высокими толстыми стенами, которые скрывают прямые солнечные лучи и спасают от жары. Трёхарочные портики обычно ведут в симметрично расположенные комнаты — 2 или 4. Комнаты должны быть длинными и узкими, вытянутыми по вертикали, поскольку в строительстве в Марокко обычно используются балки длиной менее тринадцати футов (3,9 метра).

При входе в дом в стиле Дар, гости двигаются через зигзагообразный проход к центральному дворику. Проход завершается лестницей, ведущаей наверх в специальную зону для приёма гостей, которая называется dormiria — как правило, это самая богато убранная комната в доме, украшенная декоративной кладкой, расписной мебелью, грудами вышитых подушек и ковров. В домах богатых семей бывает и вторая dormiria. Служебные помещения и лестницы всегда расположены по углам зданий.

Современное искусство в Марокко находится в процессе становления. В 1990-х 2000-х годов в ряде марокканских городов прошли мероприятия по распространению современного изобразительного искусства: L’Appartement 22 и Radioapartment 22 в Рабате, Синематека де Танжер в Танжере, La Source Du Lion в Касабланке, Дар аль-Мамун, Ярмарка искусств и биеннале в Марракеше.

В Марокко также работает несколько художественных галерей, где представлено современное искусство, таких как Galerie Villa Delaporte, Atelier 21, Galerie Matisse и Galerie FJ.

Современные марокканские художники выставляют свои работы на международных выставках, таких как «Африка Ремикс» (2004) и «Шероховатая география» (2010), а также участвуют в крупнейшем художественном форуме современного африканского искусства — Дакарской биеннале(англ.).

Среди современных марокканских художников наиболее известны Мунир Фатми(англ.), Латифа Эшакш, Мохамед Эль-Баз, Бухра Халили, Маджида Каттари, Мехди-Жорж Лалу и Юнес Баба-Али.

Марокканские художники с 1990-х годов предприняли ряд инициатив для развития рынка современного искусства в стране. Например, в 1995 году Хасан Дарси создал художественную студию La Source Du Lion для поддержки национальных художников, а Ито Баррада(англ.) в 2006 году основала Синематеку в Танжере для содействия развитию марокканской кинематографии. Известна группа марокканских художников под названием «Collectif 212» (Амина Банбушта, Хасан Эшер, Джамиля Ламрани, Сафаа Эрруа и Юнес Рахмун).

Маркканские художники Батул Шим и Карим Рафи приняли участие в проекте «Работа для перемен», проходившем в рамках Венецианской биеннале 2011 года.

Марокканская кухня сформировалась под влиянием берберских, мавританских и арабских кулинарных традиций. Известна такими блюдами, как кускус, пастилла и другими. Популярностью пользуются восточные сладости — халва и другие. Кухни соседних стран также влияют на кулинарные традиции страны.

В Марокко представлены как традиционные направления музыки (берберская народная музыка, чааби(англ.), гнауа, малхун(англ.), суфийская музыка и другие), так и современная рок-музыка и поп-музыка.

Большое внимание уделяется также классической музыке, в стране имеется 27 консерваторий.

Традиции и обычаи Марокко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *