Города и Страны

Летний Дворец Петра 1

Литература:

П.Я.Канн "Прогулка от Летнего дворца до Зимнего дворца по Дворцовой набережной Петербурга" Санкт-Петербург "Петроградский и К" 1996

А также ФОТО из:

Many-faseted ST Petersburg. The Summer Gardens
P-2 Art Publishers, St.Petersburg, 1997

Летний дворец Петра I

На месте Летнего дворца царя Петра в первые годы существования Санкт-Петербурга уже стояло сооруженное для Петра деревянное оштукатуренное и окрашенное здание. После победы под Полтавой (1709 г.), означавшей перелом в пользу русской армии в Северной войне, в Санкт-Петербурге «с поспешанием» пошло строительство каменных зданий. И, как свидетельствует запись в походном журнале («Юрнале»), который велся при дворе Петра, 18 августа 1710 года «в Петербурге на Летнем дворе Его величества начали бить сваи под каменное здание».

Руководил строительством Доменико Трезини, который в то время являлся фактически главным архитектором Санкт-Петербурга. Он, итальянец по происхождению, служил в Копенгагене при дворе датского короля и был приглашен Петром I в Петербург в качестве «архитектонского начальника городского и палатного строения».

Строительство сохранившегося Летнего дворца было завершено в апреле 1712 года, когда царь Петр, как записано в «Юрнале» за 17 апреля 1712 года, «перешел в Летний дом».

Деятельное участие в строительстве каменного Летнего дворца принимал Андреас Шлютер , берлинский архитектор, принявший предложение о переезде в Россию. Он, по-видимому, определял внутреннюю отделку помещений и внешнее оформление фасадов Летнего дворца.

Вспомним об Андреасе Шлютере, любуясь его работой — барельефной композицией над главным (южным) входом в Летний дворец.

Tак выглядел дворец в 1830-х годах.

Двадцать девять барельефов украшают фасады Летнего дворца между первым и вторым этажами. Они посвящены преимущественно мифологическим сюжетам и в аллегорической форме отражают события царствования Петра I, прославляют победу России в Северной войне. Над четырехскатной крышей поднят флюгер, изображающий Георгия Победоносца. Водостокам на углах придана форма драконов. Дворец невелик по размерам: 25х15,9 метра; высота до крыши 8,1 метра.

Комнаты пропорциональны, светлы, хотя и не очень высоки — около 3,3 метра. Мебельное убранство Летнего дворца почти не сохранилось. На первом этаже были комнаты Петра, на втором — Екатерины.

Главное украшение вестибюля — большое панно — вырезанный из дуба барельеф Минервы.

Дверь с наличниками из черного мрамора ведет в бывшую приемную, к ней примыкает полутемное помещение для денщиков.

Следующая комната — Вторая приемная (или Ассамблейная). Она украшена плафоном «Триумф России» (Г. Гзелль, 1719 г.). Меж окон находится «Адмиралтейское кресло» Петра, ранее стоявшее в Адмиралтейской коллегии.

За Второй приемной — узкая комната, где находилась одежда Петра.

Далее — кабинет Петра, в нем представлены некоторые личные вещи царя: корабельные часы с компасом (подарок английского короля Георга I), дубовый шкаф с резьбой, модель галеры, рабочее кресло перед письменным столом. В кабинете Петр проводил, по-видимому, немного времени. Вставал он обычно в пятом часу утра, выслушивал доклад секретаря о предстоящих делах на день, затем в шесть часов выезжал на строительные работы или в Сенат, или на Адмиралтейскую верфь. В четыре часа дня, после обеда, Петр работал за письменным столом, читал голландские газеты, либо трудился в токарной мастерской в соседней комнате Летнего дворца.
Смежная с кабинетом комната — спальня. Назначение ее подчеркивает сюжет плафона, на котором представлен бог сна Морфей с маковыми головками в руках, тут же спящие амуры, подающие из рога изобилия драгоценности (сновидения). В большом камине опочивальни, по преданию, прятался Балакирев — любимый шут Петра.

Следующая, угловая комната, — Токарная. Это, пожалуй, наиболее любимая Петром комната Летнего дворца. Петр знал 14 ремесел, особенно хорошо плотничье, столярное и токарное дело. Когда во время одной заграничной поездки на приеме в королевском дворце принцессы спросили Петра, чем он больше всего любит заниматься, Петр вместо ответа показал свои руки, мозолистые от работы. Токарные станки для императора конструировал выдающийся механик А.К.Нартов.

В токарной комнате Петр не только увлеченно работал на станках, но и принимал своих сановников, слушал их доклады, решал дела государства. Вход в Токарную был строго ограничен, даже жена царя Екатерина не имела права войти сюда без доклада. На двери висел написанный Петром приказ: «Кому не приказано или кто не позван, да не входит сюда».

В токарной находится уникальный «ветровой прибор», изготовленный в Дрездене в 1714 году. Прибор этот состоит из стенных часов, указателя силы (скорости) ветра и указателя направления ветра. Стрелки нижних циферблатов соединены системой передачи с флюгером на крыше дворца. Все три циферблата вмонтированы в огромную дубовую раму, покрытую изощренной резьбой.
К Токарной примыкает столовая. Плафон в этой комнате прославляет деятельность Петра: перед его портретом изображена коленопреклоненная женщина, символизирующая Россию. Слева, в глубине комнаты, прикрытое заслонкой окно в кухню, через него в столовую подавались кушанья: кислые щи, студни, жареное мясо с огурцами или солеными лимонами, солонина, лимбургский сыр, венгерское вино, квас, любимая Петром анисовая водка. Рыбу Петр не ел никогда, он ее не терпел, и рыбные кушанья в Летнем дворце не приготовлялись.
Соседняя комната — кухняПоварня», как называлась она в петровское время), она сохранила облик начала XVIII века, на голландский лад облицована изразцами, над очагом устроен навес. В мраморной раковине у окна служанки мыли посуду. Вода в кухню подавалась насосами, а помои по трубе отводились в Фонтанку.

Дубовая лестница ведет из вестибюля во второй этаж дворца.

Планировка верхнего этажа соответствует расположению нижних комнат.

Второй этаж был сферой обитания царицы Екатерины.

Здесь, в ее покоях, особенно интересен Зеленый кабинет, полностью сохранивший первоначальную отделку. Он украшен изящными позолоченными пилястрами, резьбой по дереву, овальными медальонами с символическими изображениями известных тогда четырех частей света. Сюжет плафона — восхваление царицы Екатерины. В углу — камин со скульптурными изображениями амуров. В нишах стен устроены три шкафа. Они застеклены маленькими стеклами, сохранившимися со времен постройки дворца. В этих шкафах представлены некоторые экспонаты, в свое время находившиеся в коллекциях знаменитой Кунсткамеры — первого русского естественнонаучного музея.

Интересна угловая Танцевальная комната, украшенная зеркалами в обрамлении красного и палисандрового дерева.

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге

Особое внимание привлекает большое зеркало в ореховой раме, покрытой художественной резьбой, выполненной при участии самого Петра. Эта комната была полна веселья во время нередко бывавших здесь ассамблей.

Соседняя Детская комната декорирована плафоном с изображением аиста, держащего в клюве змею, что символизировало пожелание славного царствования наследнику престола и гибели врагам отечества.

Узкий коридор отделяет спальню царицы и Тронную комнату, где Екатерина после вступления на престол вела официальные приемы. Сюжет плафона льстиво прославляет царицу. В этой же комнате находится и трон Екатерины I, на подлокотниках его изображены сказочные морские божества — нереиды.

Летний сад и Летний дворец — замечательный памятник и музей культуры и быта России начала XVIII века. Этот комплекс был центром общественно-политической жизни Петербурга петровского времени. Здесь часто, особенно в летнее время, устраивались ассамблеи — собрания, которые на основе указа царя Петра с 1718 года регулярно проводились по заранее составленным «графикам» в домах знатных особ Петербурга. Правом посещения ассамблей пользовались почти все вольные люди — не только дворяне, но и купцы и даже «начальные» мастеровые, солдаты и матросы. Однако лакеям (и вообще слугам) вход на ассамблеи был запрещен. Хозяину дома, где в этот вечер устраивалась очередная ассамблея, запрещалось встречать и провожать гостей, он обязан был предоставить помещения для настольных игр и для танцев, угощение, напитки, шахматы, шашки и другие настольные игры. Карточная игра на ассамблеях не допускалась; азартные карточные игры вошли в петербургский быт лишь в царствование Анны Иоанновны (1730— 1740 гг.).

На ассамблеях не допускалось чинопочитание, здесь была полная свобода поведения и общения. Главным увеселением были танцы. Во многом благодаря ассамблеям, в Петербурге развивалась «людскость» — общительность, которой не было в допетровской Руси. Женщины, ранее сидевшие затворницами в домах мужей и отцов (вспоминается старая песня: «Живет моя отрада в высоком терему, а в терем тот высокий нет входа никому…»), получили право наравне с мужчинами участвовать в ассамблеях. Правда, по-видимому, случались и досадные оплошности, неприятные коллизии, о чем косвенно свидетельствует любопытный петровский указ, в котором было сказано: «Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являющиеся, не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяют, приводя в смятение и бегство гостей иностранных.
Указую: впредь перед ассамблеей мыться в бане с мылом, со тщанием и не только за чистотой верхней робы, но и за исподним также следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских».

Ассамблеи нередко именовались «вольными собраниями». Однако они находились под некоторым полицейским контролем. Было определено, что на ассамблеи положено прибывать не раньше, чем в 4—5 часов дня, и разъезд гостей должен быть завершен не позже 10 часов вечера. В пределах этого времени каждый гость мог приехать в любое время и «отъехать волен, когда хочет». По установленному порядку за несколько часов до начала ассамблей в назначенный для нее дом приезжал петербургский полицеймейстер, он проверял, достаточно ли комнат выделено для приема гостей, подготовленность помещений и угощений… Полицейские писари записывали фамилии всех прибывающих на ассамблею.

Заметим кстати, что полиция играла важную роль в новой столице. Она была учреждена 27 мая 1718 года, возглавил ее А. М. Девиер, в прошлом португальский юнга, а затем денщик царя Петра. Задачи полиции были определены указом Петра: «Полиция есть душа гражданства добрых порядков и фундаментальный подпор человеческой безопасности и удобности». Так что широкие прерогативы полицеймейстера распространялись и на сферу быта петербуржцев, в частности, на проводимые ассамблеи.

Правила ассамблей предусматривали, что для этих собраний требовалось четыре помещения. В одном (самом большом) гости танцевали, во втором — играли в шахматы и в шашки, в третьем зале — беседовали и курили, в четвертом дамы играли в фанты и забавлялись на свой лад.

Надо, однако, заметить, что ассамблеям, которые часто устраивались в Летнем дворце и в Летнем саду, чужда была чопорность, тем более, что во время этих веселых, оживленных собраний по аллеям Летнего сада попарно шествовали рослые гренадеры, неся на палках деревянные ушаты с очень крепкой, неочищенной водкой и, выполняя приказ царя Петра, насильно заставляли гостей ассамблеи (и кавалеров, и дам) выпить большой бокал сокрушительного напитка, после чего принявший «за здравие царя Петра» эту дозу нередко падал без сознания.

В дни царских приемов и ассамблей, по свидетельству современника царя Петра, в Летний сад «позволено было всякому чину входить, кроме тех, кои в серых кафтанах, а паче с бородами, оных впущать запрещено».

После смерти Петра I в Летнем дворце часто заседал Верховный Тайный совет — высшая власть в стране в 1727 — 1730 годах.

В середине 18 века здесь размещались мастерские и, говоря современным языком, общежитие дворцовых белошвеек.

В конце 18 и начале 19 века Летний дворец использовался как дача для петербургских сановников.

В 1925 году Летний дворец Петра I cтал музеем, когда он был передан Историко-бытовому отделу Русского музея. С 1934 г. открыт для посетителей. В настоящее время имеет самостоятельный статус.

Дворец Петра I в Летнем саду открылся после реставрации

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле петровского барокко, бывшая императорская резиденция, построенная по проекту Д. А. Трезини в 1710-1714 годах. В настоящее время здание входит в состав Русского музея.

Интересные факты:

Летний дворец Петра I — одно из старейших зданий Санкт-Петербурга, он был построен в 1714 году и сохранился в своем первозданном виде до наших дней.

Летний дворец Петра I

Двухэтажный дворец предназначался только для летнего проживания, поэтому имел тонкие стены и одинарные оконные рамы. Император впервые поселился в незаконченном дворце уже в 1712 году и в летнее время прожил там все оставшиеся годы. Именно Летний дворец дал название Летнему саду.

Фасад дворца декорирован барельефами из событий Северной войны работы А. Шлютера, где сам Петр I изображен в образе Персея, а четырехскатная крыша украшена угловыми водостоками в виде крылатых драконов. Саму крышу венчал флюгер, указывающий направление и силу ветра. Общий вид барочного дворца внешне скромен, здание имеет ровные пропорции и обилие окон со всех сторон здания. Интересно, что здание строго ориентировано на запад и восток, это было воплощением идеи императора, что Россия одинаково нацелена на обе эти стороны света.

Летний дворец довольно мал — он состоит всего из 14 комнат (по 7 на этаже). Неброскость внешних форм компенсировалась богатством внутреннего убранства. Интерьеры были расписаны русскими художниками А. Захаровым, И. Заварзиным и Ф. Матвеевым. Из самых заметных украшений внутри дворца находятся дубовое панно в нижнем вестибюле, уникальные голландские изразцы, камины с лепными барельефам, живописные плафоны. В отделке широко использовались темы прославления русской воинской славы, этому посвящены многие скульптурные и художественные элементы декора.

На первом этаже располагались комнаты Петра I, на второй — его жены и детей. Также дворец включал комнаты для приемов («ассамблейные»), кабинет, тронный зал и даже личный карцер царя. Одну из комнат дворца занимала механическая токарная мастерская, где император любил не только работать лично, но и принимать доклады вельмож.

В Петровское время возле дворца располагалась небольшая гавань — Гаванец, которую позже засыпали после наводнения. Она позволяла подплывать ко входу во дворец прямо на лодке. Также окружающая дворец вода использовалась и для устройства канализации.

После смерти Петра I дворец долгое время использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных, здесь заседал Верховный Тайный совет, но сами царствующие особы больше во дворце не жили. Именно этому дворец обязан своей сохранностью — Елизавета построила себе новую летнюю резиденцию, а петровский дворец никто не стал перестраивать.

В 1925 году дворец перешел в ведение Русского музея, а с 1934 года стал полноценной музейной экспозицией, посвященной Петру I.

Летний дворец Петра I включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Летний дворец Петра I, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Летний дворец Петра I в Санкт-Петербурге одно из ранних сооружений Северной столицы,  построенное в 1710-1712 г.г. по расчетам архитектора Д. Трезини. В первозданном виде до наших дней «дожили» планировка здания, необычная отделка помещений, исполненная руками русских мастеров А. Захарова, Ф. Матвеева, И. Заварзина.

Фасады дворца украшены 28 барельефами, которые создал А. Шлютер. На них изображены баталии Северной войны.

Летняя усадьба Петра I расположена в прекрасном   Летнем саду, созданном в 18 веке. Для работы над созданием летней резиденции Царь Петр пригласил самых известных зодчих, мастеров садовых дел, художников.

Царю мечталось видеть Сад в версальской манере, так у него и получилось. Под постройку дома Петр I облюбовал участок, принадлежавший шведу Коноу. Территория в тот период находилась в весьма запущенном состоянии. План своего дома Царь сделал сам и отдал на корректировку Трезини.

Царский Летний дворец не выделялся особым богатством. Это простое на вид здание в 2 этажа в стиле барокко. Здесь только 14 покоев, 2 поварни, а также 2 коридора. На 1-ом ярусе разместились  комнаты Петра, на 2-ом покои его жены Екатерины,  комнаты детей и фрейлин, а также зал для танцев. Дом имеет тонкие стены, так как хозяева приезжали сюда только летом.

Интересна крыша дворца с флюгером, на котором изображен Георгий Победоносец, поражающий мечом  змея. Флюгер крутит устройство ветрового прибора, который находится внутри постройки. На отдельном табло можно было видеть, куда дует ветер и его силу. Этот редкий прибор Петр I заказал механику, когда бывал в Дрездене.

В Летнем дворце государь сделал все удобным для себя. В приемном зале он читал письма, изредка вел прием посетителей. Рядом располагалась токарня со станком, гардеробная, спальня, поварня, столовая. Был в доме и карцер, куда сажали провинившуюся обслугу. Дворец бы оснащен канализационной системой, первой в Петербурге. Самая большая комната называлась ассамблея, здесь государь проводил совещания с министрами. После одного из них на Царя было совершено покушение.

Как загородная усадьба дворец использовался до 50-х годов 18 века, потом его стали занимать служащие. С 1934 году здесь располагается музей, где можно увидеть вещи Петра I и императрицы Екатерины I, живописные полотна, мебель, изделия из фарфора, стекла петровских времен.

Добраться до царской летней резиденции можно от ст. метро «Горьковская», Гостиный двор», «Невский проспект».

Фото достопримечательности: Летний дворец Петра I

 

Летний дворец Петра I на карте:

Летний дворец Петра I был построен в 1710–е годы на территории летней резиденции государя (Летнего сада)  по проекту ведущего архитектора той поры Д.Трезини.

Летний сад всего на девять месяцев старше Санкт-Петербурга. Именно это место было выбрано для устройства резиденции по  нескольким причинам. Во-первых, этот участок среди болот и лесов был давно обжит. Еще при шведах, в 60-е годы XVII века здесь находилась мыза с садом, принадлежавшая шведскому майору Конау.

Во-вторых, место находилось довольно далеко от шума стройки Петропавловской крепости, а Петр хоть и был великаном с богатырской силой, страдал нервным расстройством и просыпался от малейшего шороха.

К осени 1710 года был разобран небольшой деревянный дом, остававшийся на территории Летнего сада от усадьбы Конау, на его месте началось строительство летнего дворца для Петра I.

Скромный дворец в своем облике воплотил все черты архитектуры петровской поры (стиля Петровское барокко). Прямоугольное  в плане двухэтажное здание было завершено высокой четырехскатной крышей.

Фасады дворца оформлены предельно просто: стены прорезают прямоугольные окна в наличниках очень характерной для раннего барокко формы (в верхней их части находятся выступы, т. н. «уши»). Мелкая расстекловка окон, так же характерна для архитектуры начала XVIII века. Между этажами, на всех четырех фасадах размещены 29 терракотовых рельефов в прямоугольных рамах.

 На рельефах, выполненных в 1714 году,  изображены сцены из античной мифологии, связанные с темой моря, в аллегорической форме эти рельефы раскрывают, вероятно, о Северной войне. В создании этих рельефов принимал участие выдающийся немецкий мастер А.Шлютер.

 Вероятно, именно он был автором декоративного рельефа, оформляющего вход во дворец. Здесь изображена богиня мудрости Минерва в окружении военных трофеев и победных знамен. Так же на фасадах можно встретить таких морских персонажей, как нереиды, тритоны, морские кони- гиппокампы с чешуйчатыми рыбьими хвостами. Здесь же древние боги и герои, а так же дельфины, которые воспринимались как символы спокойного моря. Водостоки по углам крыши выполнены в виде крылатых драконов. Венчал дворец флюгер-фигурка древнего покровителя русского воинства Георгия Победоносца.
В начале XVIII века берег Невы еще не был подсыпан и Летний дворец стоял прямо у воды. От Фонтанки к ступеням главного входа вел небольшой канал — «гаванец» для подхода лодок. Окрашенный в светло-желтый цвет дворец словно вырастал из воды.

Петр I очень любил этот уютный дворец, предназначенный не для официальных визитов, а для семейной жизни. На каждом этаже расположены были по шесть комнат. В верхнем этаже покои Екатерины Алексеевны, а в первом – покои самого  Петра.

После смерти государя здание фактически не использовалось, лишь поддерживалось периодическими ремонтами.

Благодаря этому, интерьеры сохранились в практически первоначальном виде. Зеркала врезных рамах, голландские изразцы на печах, дубовые панели, мебель, привезенная из Европы, многочисленные предметы быта начала XVIII века, все это передает дух петровской эпохи.

 Среди других помещений сохранилась и токарная комната, заполненная токарными станками и слесарными инструментами, компасами, различными приборами. Здесь Петр своими руками частенько мастерил разные вещи, например стул, или модель корабля.

Ведал всем этим хозяйством, как и токарными  в других дворцах Петра, а были они почти повсюду, где он жил – А.К.Нартов, изобретатель и конструктор.

 В июне 2009 года Летний сад был закрыт на реконструкцию, которая предположительно продлится два года, в связи с этим и Летний дворец  закрыт для посетителей.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Семенникова Н.Летний сад.Искусство.Л.,1978

© Е. А. Паршина, 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *