Города и Страны

Латерна

Laterna Magica — это санкт-петербургский ансамбль, исполняющий музыку средних веков и Возрождения, преимущественно европейскую, в том числе музыку сефардов. Laterna Magica сочетает звучание аутентичных инструментов и стремление к исторически достоверному прочтению старых текстов с экспериментами в интерпретации.

В основе совместной работы коллектива — два условия: исполнительская свобода как следствие многообразного опыта участников ансамбля (в области классической, барочной, джазовой, народной и рок-музыки), а также самоограничение как результат острого чувства стиля. Неакадемические голоса привносят в звучание ансамбля особую экспрессивность.

Рассматривая средневековую музыку как живое искусство, способное существовать за пределами музея, не только в концертных залах и церквях, но и в клубах или на улицах, Laterna Magica включает средневековый репертуар в разнообразные контексты современной музыкальной жизни.

Со времени основания в 1998 году ансамбль Laterna Magica участвовал в ряде международных фестивалей старинной музыки (в Санкт-Петербурге, Москве, Тарту, Минске, Львове, Ярославе), выступал на фестивалях классической и современной музыки в Санкт-Петербурге, Костомукше, Полоцке, Великом Новгороде и т.д., провел гастроли в Белоруссии, Польше и США.

В 2000-2003 годах ансамбль сотрудничал с Институтом современного искусства "Pro Arte" (Санкт-Петербург), подготавливая оригинальные программы, объединяющие средневековую и современную музыку. С 2005 года ансамбль осваивает академические музыкальные пространства и сотрудничает с коллективами и компаниями, представляющими самые разные стороны современной музыкальной жизни — ансамблями древнерусского певческого искусства "Ключ разумения" и "Знамение", Камерным молодежным хором Санкт-Петербурга, продюсерской компанией Record ONE. Скопировано с Dark-World.ru.

Ансамбль средневековой музыки Laterna Magica появился отчасти случайно, отчасти закономерно, отчасти — просто потому, что зарабатывать на жизнь средневековой музыкой легче, если твой проект носит некое название. Laterna Magica в переводе с латыни — "волшебный фонарь", простейший прибор, позволявший людям с 12 века вплоть до изобретения кино любоваться живыми, движущимися цветными картинками. Получается, что Laterna Magica — это средневековое кино. Что называется, простенько, но с намеком.

Подробнее

В 1997 году Тарас Драк и Ольга Комок начали играть западноевропейскую музыку 13-14 веков вместе, в разгар дефолта 1998 года они решили, что музицирование обязано не только приносить удовольствие, но и кормить (других заработков у обоих в те времена не предвиделось). Название родилось само собой — средневековой группы "Кино" в Петербурге еще не было. Через несколько месяцев ансамбль Laterna Magica дорос до состава классической рок-группы: ударник, басист, гитарист и вокалист — все, разумеется, играли на аутентичных средневековых инструментах. Жили тоже как классическая начинающая рок-группа: вчетвером в одной квартире (а то и комнате), играли в барах, заштатных клубах и на улицах (в Петербурге, Москве, Хельсинки, Праге, Будапеште, Кракове, Таллинне и т.д.), не брезговали ирландской, венгерской, бретонской и южно-французской народной музыкой. Как ни странно, ансамбль довольно быстро заметили академические круги: уже в 1999 Laterna Magica не без успеха выступила на Тартусском и Московском международных фестивалях старинной музыки.

С тех пор много воды (а также членов группы, стилевых предпочтений и представлений о том, как же все-таки нужно играть средневековую музыку) утекло, но ансамбль Laterna Magica продолжает снимать средневековое кино.

Театр Laterna magika в Праге

Правда, по-своему. Laterna Magica не рисуют цветные движущиеся картинки глубокого прошлого и не изображают средневековых менестрелей, они просто живут в музыке 13-14 веков. Laterna Magica никогда не играет в "аутентичных" костюмах, не участвует в забавах ролевиков или псевдо-этно-мероприятиях. В американских церквях, польских пабах, русских школах, в петербургской филармонии они — средневековая рок-группа. Вот только рок 13-14 веков — это музыка чуть более тихая, погруженная в себя саму (или обращенная куда-то вверх), чуть более скромная (или экстатичная), простая (или сложная), чем то, что мы слушаем по радио в 21 веке.

За время своего существования Laterna Magica успели выпустить три альбома: "Amor ei" (2005 год), "Иберика" ("Iberica", 2006 год; концерт в Петербургской Капелле) и "Латынь и Танцы" ("Latin & Dancing", 2008 год).

Веб-сайты

Удивительное танцевальное представление — театр "Laterna Magika" (Латерна Магика) — Прага.

В Праге есть удивительный театр, известный и за пределами Чехии — "Латерна Магика". Появился он перед Брюссельской международной промышленной выставкой EXPO — 58, где каждая страна — участник должна была показать оригинальную "сопроводительную программу". И здесь со стороны Чехии оригинальность проявили режиссер "А. Радока и сценограф Й. Свобода.

Когда выставка закончилась, труппу решили не распускать, а через год у театра появилось постоянное место сначала в старинном дворце "Adria", а затем и собственное здание — современное, с необычными стенами, состоящих из выпуклых квадратов. Эти квадраты отлиты из особого пластика и изображают телевизоры. Но народ дал зданию свое название — "черепаха" (смотрите второе фото).

В чем оригинальность этого театра и всех шоу? На их сцене мы видим интересное сочетание кино и танца.

Laterna Magika Stage, Прага: отзывы

Вы можете возразить, что это уже многие делали и тема, мягко говоря, совсем не нова. Но именно "Латерна Магика" сделала не наслоение танца на кинокадры и не авангардное кино с танцем, а удивительный синтез кино и танца, где эти искусства равноправно развиваются и дополняют друг друга.

Все статьи Divadance, а также добро пожаловать "Классификатор видео " где более 600 видео танцев

Сцена небольшая. Задник — это плавной дугой загнутый белый экран для проецирования видео. Вот, например, мы видим на экране, как подплывает лодка с участниками представления и вот они выползают из-под экрана на сцену в тех же костюмах, что были на видео, тогда как на экране они, конечно, исчезают. И, наоборот, герои могут перейти со сцены "на экран" как описанным выше путем, так и через прорези в экране. Все это проделывается разнообразнейшими способами, очень ловко и так синхронизировано, что возникает ощущение, что ты провалился в какой-то сюрреалистический сон.

И это впечатление усиливается, когда пара героев общаются, будучи "на разных сторонах": один — на сцене, другой — на экране. А потом могут поменяться местами и даже не раз. А еще тот, что на экране, может предстать не в человеческий рост пропорционально тому, что на сцене, а быть отображенным в увеличенном виде — например, голова почти на весь экран. Постановщики играют с пропорциями так лихо и так виртуозно, что погружение в "иную реальность" становится ещё глубже. К слову сказать, в него не все погружаются. Одни зрители уходят с представления с недоумевающим выражением на лице, а многие с удивленными и восторженными лицами. Но мало кого шоу оставляет равнодушным.

Танцы, увы, не отличаются особой насыщенностью и оригинальностью. Однако уникальный синтез танца и кино может впечатлить даже самого привередливого в отношении сложности хореографии человека. Танец подан как нечто новое, хоть и "хорошо забытое старое". Слияние с кино придает ему новый смысл.

Вот что об этом театре писал Вацлав Янечек, чешский драматург, педагог, хореограф: "Я бы хотел, чтобы у него не появлялось уверенности в том, что он будет делать завтра. Разумеется, его лучшие постановки следует сохранить. Одновременно я бы хотел, чтобы этот театр был авангардным, способным предложить зрителю нечто необычное. Не только в плане оригинальности, но и мастерства исполнителей, технического качества и, разумеется, сценографии."

Мне довелось увидеть представление под названием "Волшебный цирк" (The Wonderful Crcus / Kouzelny Crcus), где оригинально был обыгран мотив комедии Дель Арте (Dell Arte — итальянский старинный площадной театр, персонажи которого имеют много имен — Арлекин, Пьеро, Коломбина (Балерина, Мальвина)). В любой момент времени в театре идет несколько постановок, поэтому можно выбрать представление по душе.

Статья опубликована 21 декабря 2010г — Divadance

Елена Стеценко

Танцевальная студия Диваданс (Diva dance) — школы танца в Санкт-Петербурге.
http://www.divadance.ru
Designers: Zhuzha
© 2005 by Zhuzha

«Латерна магика»: Отрывок из мемуаров Ингмара Бергмана

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *