Города и Страны

Кукольный Театр Челябинск

Челябинский театр кукол — один из старейших театров кукол Урала. Появлению театра в нашем городе помог случай. Однажды артисты театра драмы Павел Абрамович и Нина Адамовна Гаряновы на чердаке старого дома нашли куклу "Победоносец", изготовленную 200 лет тому назад. Очарование куклы, ее "актерские" возможности подсказали Гаряновым идею создания театра кукол. Но до исполнения желания было далеко. Вначале появились отдельные спектакли, часто они шли на сцене драматического театра. Одним из первых кукольных спектаклей стал "Черный Том", показанный челябинцам в 1929 г.

Лишь в 1935 г. театр получил статус государственного и открыл свой первый театральный сезон спектаклем "Каштанка" по рассказу А. П. Чехова. Уже в следующем, 1936 г. при театре была создана студия, готовившая актеров для театральной труппы. А еще через год молодой театр заявил о себе во весь голос, став лауреатом Всероссийского конкурса театров кукол. Два спектакля театра — "Веселый портняжка" и "Концерт марионеток" — были отмечены жюри конкурса и зрителями.

В 1950-60-е гг., благодаря творческим находкам режиссеров Н. Лещинского, Т. Никитиной, А. Лаврещук, В. Куликова, театр снискал зрительскую симпатию, спектакли его пользовались неизменным успехом, отмечались на фестивалях театров кукол (например, в Перми в 1967 г.).

В 1970-е гг., с приходом в театр Людвига Устинова (гл. режиссер с 1970 по 1980 гг.), настала эпоха неширмовых спектаклей. Зрители впервые увидели на сцене актера, работающего с куклой, в спектаклях "Жирафенок", "Пушок-волшебник", "Три поросенка", "Колобок" и более поздних — "Влюбленные боги", "Любовь и три апельсина", блистательно оформленных главным художником театра Леонидом Рошко.

В 1972 г. театр отпраздновал новоселье, переехав в отреставрированное здание по улице Кирова, где находится по сей день. Прекрасные спектакли, красивое уютное здание, небольшой сквер возле него сделали театр кукол любимым местом отдыха челябинской детворы. Уже не одно поколение челябинцев выросло, сохранив воспоминания от встреч в детстве с волшебным миром театра кукол.

Год от года росла популярность театра. Театр "взрослел". С начала 1980-х гг. он известен и за рубежом. Под руководством главного режиссера Валерия Вольховского театр "заговорил" с детьми о серьезных жизненных проблемах: добре и зле, поиске своего места в жизни. "Золотым десятилетием"  назвали работу театра в этот период. Из Франции с Международного фестиваля театров кукол театр возвращается с дипломом и медалью (1979 г.). На следующем Международном фестивале (Венгрия, 1985 г.) спектакль   "Мертвые души" отмечен "Гран-при" и дипломом за лучшую режиссуру.

В 1985 г. В. Вольховский и Е. Луценко (гл. художник), актеры В. Голованов и В. Чернявский за спектакли "Мертвые души", "Аистенок и пугало", "Карьера Артуро Уи, которой могло не быть" стали лауреатами  Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского. Два последних спектакля были показаны в 1987 г. на Международном симпозиуме теоретиков театров кукол. Представители 12 стран мира познакомились с творческими находками челябинских артистов. В эти годы спектакли челябинского театра кукол увидели москвичи (1981, 1987 гг.), жители Ленинграда, Хабаровска, Киева, Ташкента, Днепропетровска и многих других городов. В театре сформировался творческий коллектив, способный решать неординарные задачи: В. Голованов, В. Ширяева, В. Чернявский, Т. Тэрнитэ, Л. Глушкова, А. Антипова, Г. Мезенцева, Ф. Псарев, А. Жарикова, А. Борок и другие. Вдохновителями творческих поисков актеров стали В. Вольховский и Е. Луценко. "… Ощутить за спиной крылья и  научить летать других", — так формулировал театральный коллектив свое кредо в эти годы.

В последующие годы театр продолжил поиски в спектаклях "Что было после спасения", "Я, Фауст". "Сон в летнюю ночь" Шекспира на сцене кукольного театра, блистательно поставленный и исполненный, буквально потряс зрителей фейерверком юмора и веселья.

Челябинский государственный областной театр кукол

Он был признан одним из лучших на Московском фестивале в 1988 г. На гастролях театра в Германии неизменным успехом у зрителей пользовался спектакль "Я, Фауст". В течение десяти лет с 1975 по 1985 гг. коллектив театра был одним из организаторов и участников фестивалей театров кукол уральской зоны. Первый с успехом прошел в Челябинске, последний в Оренбурге. Неоценимую помощь в становлении театров кукол Урала и Западной Сибири оказала созданная в 1979 г. при челябинском театре зональная лаборатория театральных художников и режиссеров. В последующем официальный статус лаборатории вырос до всероссийского. Возглавила лабораторию кандидат искусствоведения И. Уварова. Годом раньше (1978 г.) театр становится коллективным членом Международной Ассоциации деятелей театров кукол (УНИМА).

Новшеством стало и появление в театре в 1988 г. творческой группы "Черный театр" С. Плотова и А. Борока. "Рассказы о Ленине" по мотивам произведений М. Зощенко, А. Твардовского и др., "Вещь" Д. Хармса были показаны на фестивалях в Архангельске (1991 г.), Рязани (1991 г.), стали лауреатами фестиваля "Невский Пьеро"в Санкт-Петербурге (1994 г.). В 1994 г. творческой группой был поставлен спектакль "Гамлет", отмеченный Гран-при на фестивале капустников в Нижнем Новгороде. Сегодня театр работает в сложных условиях. Не завершен ремонт здания, длящийся уже несколько лет. Коллектив встречается со своими зрителями на импровизированных сценах в детских садах, школах. При этом ставит новые спектакли, участвует в фестивалях. Только в 1998 г. театр участвовал в семи фестивалях, получив Гран-при за спектакль "История любви" на VII открытом Уральском фестивале театров кукол. На фестивале моноспектаклей в Перми была высоко оценена работа Сергея Плотова и Людмилы Глушковой в спектакле "Около Пиаф". Успешно гастролировали в Геленджике с новыми детскими спектаклями "Однажды в Африке" и "Праздник Нептуна".

В 2000 юбилейном году в Челябинске пройдет очередной Уральский  фестиваль театров кукол. Коллектив театра надеется, что он сможет принять гостей в достойном здании, предоставив свою сцену и зрительный зал его участникам.

Э. Б. Дружинина
(Элла Борисовна  Дружинина — заместитель директора по научной работе Центра истортко-культурного наследия г.Челябинска)

Челябинский областной театр кукол: 45 лет: (Буклет). — Челябинск, 1980. — 1 л., слож. в 12 с.: ил.

Челябинский областной театр кукол / Упр. культуры Челяб. облисполкома. — Челябинск, 1985. — 6 отд. л. в папке.

Культура. Искусство. Творчество. Челябинская область: Ил. кат. учреждений Гл. упр. культуры и искусства администрации Челяб. обл. / Сост. В. Богдановский, Д. Графов. — Челябинск: Творч. об-ние "Каменный пояс", 1995. — 137 с.: ил.

Вольховский В. Театр кукол // Челябинск в разных измерениях. — Челябинск, 1986. — С. 103.

Карпушина Н. "Театр детской радости": Начало Челябинского кукольного // Веч. Челябинск. — 1983. — 19 мая.

Борисов В. Что имеем — не храним… // Веч. Челябинск. — 1987. — 1 окт. Об истории создания театра и его основателе П. А. Гарянове.

Гарянов П. А. Актеры: Театр. зап. — Челябинск: Кн. изд-во, 1957. — 174 с. Автобиографические воспоминания основателя театра.

Театр начинается с…: Спец. вып., посвящ. 50-летию Челяб. обл. театра кукол // Комсомолец. — 1985. — 17 дек.

Михайлов Л. "Черному театру" срочно требуется "Большой белый брат" // Голос (Челябинск). — 1992. — Май (N 19).Об эскпериментальной студии "Черный театр".

Бавильский Д. Светлые планы "Черного театра" // Веч. Челябинск. —  1997. — 23 мая. — С. 11.

Мавринская Л. Натянутые струны души // Автограф. Челябинск-арт. — 1998. — N 3. — С. 49 — 52. О В. А. Вольховском, режиссере Челябинского театра кукол в 1970 -1980 гг.

* * *

Челябинский областной театр кукол: (К 50-летию со дня открытия) // Край наш южноуральский, 1985: Рек. библиогр. указ. — Челябинск, 1984. -С. 64 — 66.

Челябинский областной театр кукол // Лауреаты областной комсомольской премии "Орленок" в области литературы, искусства, журналистики и архитектуры: Рек. библиогр. ил. указ. — Челябинск, 1989. — С. 151 — 154.

Челябинск: Библиогр. указ. / Челяб. обл. универс. науч. б-ка; Сост. А. А. Банникова. — Челябинск, 1990. — 269 с. С. 175 -176: Областной театр кукол.

В театральной постановке может участвовать вся семья, а чтобы ребенку было интереснее, пригласите для игры его сверстников. Пусть каждый из малышей выберет героя, который ему симпатичен. Научите детей называть вслух свою роль и пояснять в игре свои действия, озвучивать персонажа.

«Я — лягушка-попрыгушка», «Я — лисичка-сестричка», «Я — волчок–серый бочок» – каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер. И помните, театр – это волшебное действо, для которого нужно обеспечить соответствующую «магическую» обстановку: полумрак, кулисы, с помощью свечей или разноцветной подсветки можно создать таинственную игру света и тени.

Известный всем нам писатель Джанни Родари утверждал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».

Давайте посмотрим, какие бывают куклы и как с ними играть.

Куколки на пальчик.

Игра с пальчиками – первый шаг, знакомство с первой игровой условностью. Это первый театр, не требующий больших затрат времени и финансов для изготовления атрибутов.

Возьмите лист бумаги шириной 5-7 см, примерно по длине вашего указательного пальца. Если кукловодом будет ребенок, то соответственно лист бумаги должен быть меньше.

Сворачиваете бумагу рулончиком прямо на пальце и склеиваете.

Дальше — раскрашиваете, украшаете аппликацией, бисером или палетками.

Обязательно сделайте отличительные признаки персонажей: королю — корону, деду — бороду и усы, ну а бабке — платочек… Играть такими куколками-рулончиками интересно и одному, и целой компанией. Надеваете на палец… и вы уже не мама, а капризная принцесса! Еще такие артисты очень удобны для сказок с большим количеством персонажей. Каждый палец — отдельный герой. Так можно поставить «Репку», «Теремок», «Зимовье зверей».

Театр на столе.

Именно на нем и разыгрываются представления.

Сначала вырезаете из журнала приглянувшиеся картинки и наклеиваете их на картон для прочности. Фигуры должны быть не больше 10 см в высоту. Возьмите половинку от внутреннего футляра шоколадного яйца. На каждой сделайте сверху щель ножом. В эту прорезь вставьте картинку на картоне. Герой новой сказки готов! Так можно создать целую семью: маму, папу, малыша, снабдить их необходимыми предметами обихода. Сделайте на таких же подставочках изображения детской кроватки, колясочки, стола… Любая журнальная иллюстрация пойдет в дело! Такие актеры и декорации прочно стоят на столе, и их можно свободно передвигать. А то, что в вашей сказке не будет традиционных бабки-дедки, пожалуй, и лучше: сможете сами вместе с ребенком сочинить новую сказку, с новыми действующими лицами.

Конусные куклы.

Возьмите лист тонкого картона или ватмана, сверните конусом (диаметр основания 7-10 см). Склейте или скрепите степлером. Установите, чтобы он прочно стоял на столе. Это будет туловище будущего героя. Сверху на конус приклеиваем голову. Ее изображение может быть двойным: вид спереди и вид сзади. Эти две половинки склеиваем между собой, а внутри, между ними, — вершина конуса. К конусу прикрепите ручки-ножки, усики-рожки. Объемные куклы сложнее хранить. Они легко мнутся, их нужно аккуратно сложить в коробку, а плоские фигурки можно снять с подставочек и хранить даже в конверте. Для представления с такими куколками можно смастерить даже декорации — простую ширму, сделанную из 3-4 плотных листов картона большого формата (А4 или A3), соединенных между собой «гармошкой» с помощью скотча или лейкопластыря. Он эластичный, прочный, отлично клеится и не шуршит при открывании и закрывании ширмы. На листы наклейте скотчем прозрачные папки-файлы в виде кармашков. Туда вы будете вставлять картинки, соответствующие теме действия, и ширма всегда будет другой. Картон лучше взять разных цветов: это и смотрится интереснее, и обыграть в постановке можно. На зеленом фоне — пара деревьев, вот и получился лес.

Челябинский театр кукол

На голубом легко представить море или речку, на желтом либо коричневатом сделаете дорогу или пляж. Будет совсем как в настоящем кукольном театре!

Перчаточные куклы.

Можно их сшить самим, а можно — взять обычную перчатку, у которой потерялась пара.

Для головы подойдет шарик от пинг-понга с отверстием для указательного пальца. С помощью перманентного маркера изобразите на нем лицо, повяжите платочек или приклейте универсальным клеем шевелюру из шерстяных ниток. Если делаете лицо человечка, вместо шарика можно взять небольшой клубочек, обтянутый светлой тканью. Если хотите получить меховую мордашку, можно клубочек не обтягивать, а просто подобрать по цвету: мишке — коричневый, а зайке — белый или серенький. Здесь главное — аксессуары: платочек для старушки, косички для девчушки и т.п.

Можно саму перчатку оставить такой, какая она есть, а можно сверху надеть рубашечку или юбочку. Такие куколки обязательно полюбятся малышу, они ведь как живые: двигаются, у них явно есть характер, они разговаривают и ведут себя почти как люди. Наденьте такого «актера» на руку, и почувствуете, что говорите-то вовсе не вы. Это кукла заставляет вас произносить слова, танцевать и петь. Только прислушайтесь!

Работа над созданием игрушки вместе с ребенком очень увлекательна. Игрушка сделанная ребенком, пусть с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности ее создателя. Она особенно дорога ему, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок, небольших рассказов.

Не жалейте времени на домашние постановки — результат будет стоить того, ведь для детишек это будет настоящий праздник.

Старший воспитатель Л.И.Лишавская

Театр кукол

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *