Города и Страны

Кто Основал Мурманск

Дата основания Мурманска

4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года на холме, где стоит сейчас Дворец культуры имени Сергея Мироновича Кирова, состоялась торжественная церемония — закладка бронзовой плиты в основание храма святителя Николая чудотворца Мирликийского. На церемонии присутствовали морской министр России И. К. Григорович, министр путей сообщения А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков, начальник строительства Мурманской железной дороги В. В. Горячковский, епископ из Архангельска и другие высокопоставленные лица. Двое мастеровых в фартуках, священники и несколько высших чинов в шинелях генеральского покроя, держась за перила, спустились по лестнице к центру будущего фундамента храма.

История Мурманска

Священники прочитали молитвы, сановники сказали приличествующие случаю речи, и после такого торжественного ритуала, за которым с любопытством следила толпа подростков, женщин, солдат, матросов и рабочего люда, бронзовая плита была замурована. (К слову сказать, через тринадцать лет, когда началось строительство Дворца культуры, ее извлекли, чтобы навсегда определить в краеведческий музей.)

День 4 октября 1916 года стал считаться датой основания Мурманска.

Не надо думать, что именно в этот день был поставлен первый дом или проложена первая улица. В действительности к моменту официального основания города на восточном берегу Кольского залива в двенадцати километрах севернее Колы уже был порт, завершилось, в основном, строительство железной дороги и вырос небольшой населенный пункт, расположенный вдоль берега залива между Зеленым мысом и Варничным ручьем. (Ручей получил свое название еще в XVI-XVII веках от располагавшихся в его устье соляных варниц Кольско-Печенгского монастыря.)

Как возник этот населенный пункт? Что он из себя представлял?

Первые жилые постройки появились на берегу около Семеновых островов летом 1915 года. До этого большинство проектировщиков и изыскателей жили на приданной им яхте «Любовь» да на заходивших в Кольский залив кораблях. Но когда из Петрограда стали прибывать рабочие для строительства порта — а они вынуждены были добираться морем через такие страны как Норвегия, Финляндия, Швеция или через Архангельск, — потребовалось жилье на берегу. В декабре 1915 года прибыла первая партия в составе ста пятидесяти человек, через месяц — вторая. Спешно строились бараки — холодные, перенаселенные помещения с дощатыми нарами. Зимой 1915/16 года появились пристань и жилой дом для администрации порта площадью около четырехсот квадратных метров. Дом заселили, хотя крышу не успели поставить, — время не ждало. Началось строительство еще двух бараков, столовой, бани. Были возведены первые производственные постройки — две кладовые, временная кузница.

Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький портовый поселок, в котором насчитывалось несколько сот человек. Списки этих людей, приехавших из Петрограда, удалось впоследствии разыскать. И сейчас первые граждане Мурманска известны по фамилиям, возрасту, профессиям. Большинство из них были землекопы, плотники, закоперщики.

Строители железной дороги создали в это же время свой поселок, повыше и восточнее строящегося порта. А в районе размещения флотских подразделений и баз снабжения военных кораблей Флотилии Северного Ледовитого океана возник третий — Базстройка. Ведь на Кольском рейде бросило якоря несколько десятков военных судов, задачей которых было охранять Север от немецкого вторжения.

Таким образом, еще до провозглашения населенного пункта городом тут было несколько жилых районов: Портостройка, Базстройка, Железнодорожный поселок.

От Мурманского порта и железной дороги зависели связь с союзниками, их военная и экономическая помощь и, в определенной степени, даже исход войны. Поэтому новому городу Российской империи вроде бы уделялось немалое внимание.

Вот два документа, относящиеся к лету 1916 года. Первый — докладная записка министра А. Ф. Трепова. 29 июня 1916 года он докладывал Николаю ll о необходимости образования города из Железнодорожного поселка, на что было получено «высочайшее одобрение». Вто­рой документ — о попечительстве над будущим городом, которое было учреждено в начале июля 1916 года. Первым попечителем назначили сановника царской свиты графа М. Е. Нирода. Газета «Русское слово» в год закладки города писала, что Мурманск будет городом нового типа с электричеством, канализацией, водопроводом. Эти житейские блага были по тем временам почти фантастическими. Достаточно хотя бы коротко вспомнить историю строительства электростанции.

Сначала пришлось думать — кому поручить строительство? Нашли «соломоново решение»: в сооружении электростанции принять участие всем трем ведомствам Мурманска — морскому, железнодорожному и управлению строительных работ порта.

Вторую «загвоздку» — как быстрее ввести станцию в строй? — устранили, договорившись придать сооружению временный характер. Мол, простоит, пока идет война, а там будем живы — перестроим, сделаем солиднее.

У Северной ткацкой мануфактуры была куплена паросиловая установка. Но она оказалась настолько изношенной, что встал вопрос: а надо ли браться за осуществление проекта? Удалось срочно заменить паровую машину нефтяным двигателем английской фирмы «Кросслей». И тут выяснилось, что в городе нет кирпича для облицовки котельной.

Станцию все же построили. Стены ее сложили из двух рядов толстых досок, пространство между которыми засыпали землей, песком, опилками и мхом. Машинное отделение обили изнутри на высоту человеческого роста железом.

Эта первая Мурманская электростанция располагалась вблизи железной дороги — там, где сейчас хоккейный стадион. Здание ее было одним из самых внушительных строений города: 17 саженей в длину, 11 — в ширину, 3,6 — в высоту.

Сроки ввода электростанции все время переносились, и, несмотря на обещания городских властей, жители Мурманска так и не увидели зимой 1916/17 года «радостного блеска электрических звезд». Даже ожидание прибытия двоюродного брата царя — великого князя Кирилла Владимировича не ускорило пуска станции. Первый ток она дала 17 апреля 1917 года.

Член императорской фамилии великий князь Кирилл Владимирович посетил город в начале 1917 года. Августейший гость, будучи адмиралом, приезжал посмотреть на море, на порт и на «матросиков».

Вскоре шефство над новым городом целиком перешло к А. Ф. Трепову. Особое совещание по попечительству на своих заседаниях решало массу мелких вопросов, «заботясь» о новом городе. Так, 30 января 1917 года совещание постановило: «Из общей площади в 4000 десятин, отведенной Министерством земледелия для поселка, выделить 280 десятин для разбивки под поселенческие участки». Речь шла об удовлетворении частных ходатайств, о поощрении инициативы отдельных лиц, желающих поселиться на Мурмане. Поскупился-таки царь на «казенную» землю — выделил всего около трехсот гектаров. Что же касалось требований отдельных ведомств об отводе земельных участков, то было решено, что их просьбы «будут удовлетворяться по постановлению совещания при попечителе уже вне черты намеченного ныне собственно городского поселка, но по возможности в непосредственном к нему примыкании».

При этом Особое совещание внесло еще два существенных условия городской застройки: во-первых, не трогать портовую территорию и, во-вторых, при предоставлении участков частным лицам и ведомствам «не закрывать воз­можности дальнейшего планомерного развития города».

Самый первый план застройки выглядел следующим образом. Застраивалась вторая терраса — ныне район от вокзала до улицы Софьи Перовской. На первой террасе оставались порт и железная дорога. Улицы и дома располагались к востоку от вокзала до склона третьей террасы. С юга район застройки ограничивался Варничным ручьем, с севера — сопкой с Семеновским озером. Почти по центру город был перерезан с запада на восток большим оврагом (там сейчас стадион общества «Труд»). План предусматривал в городе семнадцать проспектов и улиц. Три улицы шли параллельно железной дороге, две — перпендикулярно ей, две — лежали у подножия третьей террасы, десять — расходились веером от центра города. На том месте, где сейчас Ленинградская улица, намечалась Ольгинская улица (по имени дочери Николая ll), на месте нынешней площади Пяти Углов — Николаевский проспект, на месте улицы Воровского -Алексеевский проспект (по имени наследника), а южнее — Михайловская улица (в честь брата царя). В центре, куда полукругом должны были выходить правительственные учреждения, улица именовалась Александрийской. Улицы, расходящиеся веером, были названы: Владимирская, Торговая, Архиерейская, Банковская, Земледельческая, Инженерная, Солдатская, Дум­ская, Садовая, Морская. Вдоль железной дороги, на месте нынешней улицы Коминтерна, шел Путейский проспект. У третьей террасы лежала Подгорная улица.

Мурманск – административный центр Мурманской области, один из крупнейших российских портов и самый крупный в мире город, который расположен за северным полярным кругом. Историки отмечают, что слово «мурман» в переводе со скандинавских языков означает «северный человек», то есть Мурманск – это город северных людей.

фото с сайта www.chitalnya.ru 

ИСТОРИЯ

В 1915 году на берегу Баренцева моря был основан Мурманский морской порт и при нем портовый поселок Семеновский, который и положил в последствии начало строительству города Мурманска. Официальной датой основания города считается 4 октября  1916 года, тогда город получил название Романов-на-Мурмане, а через полгода был переименован в Мурманск.

Первоначально город был важен для России как выход к Северному Ледовитому океану, возможность развития морской торговли, военного сообщения со странами-союзниками. Поэтому в начале 20 века город стал развиваться бурными темпами.

В годы Великой Отечественной войны Мурманск много раз подвергался атакам с суши и с воздуха, так как для фашистского командования чрезвычайно важно было захватить один из главных морских портов соперника. По количеству и плотности бомбардировок среди советских городов Мурманск уступает лишь Сталинграду, в результате фашистских налетов было уничтожено три четверти зданий города. Однако, Мурманск так и не был сдан врагу.

После окончания Второй мировой войны город восстановили практически с нуля. Были построены жилые кварталы, промышленные предприятия, объекты инфраструктуры и заведения культуры.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Визитной карточкой Мурманска является мемориал "Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны", также известный в мире, как «Мурманский Алёша». Мемориал возвышается над городом на высоте 173 метра, а сам монумент достигает в высоту 35 метров, поэтому виден Алёша практически из любой точки города. Этот памятник входит в число крупнейших в России, уступая только волгоградской Родине-матери.  У подножия памятника замурованы две капсулы: с морской водой с места героической гибели корабля "Туман" и с землей из Долины Славы и из района боев на рубеже Верман.

 фото с сайта www.bochkavpechatleniy.com

В Мурманске чтят военную историю и подвиги его жителей. Здесь установлен меморил Морякам погибшим в мирное время, представляющий собой маяк и судовой якорь, под которым заложена капсула с морской водой. В маяке можно посетить зал-музей памяти, экспозиция которого рассказывает о моряках разных флотов, погибших при исполнении своих обязанностей в мирное время. 15 июня 2009 года рядом с маяком была установлена рубка атомной подводной лодки "Курск". Неподалеку от маяка расположен морской православный храм Спас-на-водах, который был построен в городе не так давно на пожертвования жителей Мурманска.

 фото с сайта www.wikimedia.org 

На вечной стоянке в мурманском порту стоит атомный ледокол "Ленин" — первое в мире судно гражданского назначения с ядерной силовой установкой на борту. На борту корабля сегодня действует музей, где все желающие могут узнать об устройстве атомных ледоколов, истории их развития и современной состоянии этой отрасли.

 фото с сайта www.afisha.net 

Любители истории с удовольствием посетят Военно-морской музей Северного флота, расположенный в помещении гарнизонного дома офицеров. По экспонатам этого музея можно проследить историю развития Северного флота от его создания до современности. Здесь собраны личные вещи выдающихся моряков, экспонаты времен Великой Отечественной войны, фотографии и документы, рассказывающие истории отдельных кораблей и целых отраслей военного дела и многие другие экспонаты.

 фото с сайта www.murman-bus.com 

Практически вся жизнь Мурманска связана с морем, не является исключением и музей истории "Мурманского морского пароходства" или, как его часто называют, музей освоения Северного морского пути. Помимо многочисленных моделей пароходов и ледоколов в одном из залов музея находится диорама «Освоение Северного морского пути», привлекающая внимание каждого посетителя. На картине очень натурально изображены воды Северного Ледовитого океана, корабль, фигурки моряков, сполохи полярного сияния, белые медведи…

 фото с сайта www.101hotels.ru 

Если вы окажетесь в Мурманске, обязательно прогуляйтесь в сторону порта. Известно, что Мурманский морской торговый порт – это один из крупнейших незамерзающих портов России. Здесь в любое время года можно полюбоваться на величественные корабли, пришвартованные на стоянку или отходящие в море, здесь постоянно кипит жизнь.

Кто основал Мурманск

Именно к этому порту приписан знаменитый барк «Седов» — самый большой сохранившийся в наши дни парусный корабль.

  фото с сайта www.bloger51.com 

Большой популярностью у туристов пользуется Мурманский океанариум. Ведь это самый северный океанариум в мире, а также единственный в Европе комплекс, где обучаются и выступают арктические тюлени. Здесь любят отдыхать и жители Мурманска и гости города.

 фото с сайта www.panoramio.com 

Своеобразной визитной карточной Мурманска является недавно построенный четырёхполосный автомобильный мост через Кольский залив. Кольский мост обеспечивает связь Мурманска с Норвегией, Финляндией и западными районами Мурманской области. Кроме того, это один из длиннейших мостов в России и самый длинный автомобильный мост за Полярным кругом.

 фото с сайта www.nnm.ru 

Высоко развита культурная жизнь Мурманска, здесь функционируют многочисленные музей, театры, дома культуры.

Мурманск: город зимы в отлучке и радуги

Слово мурманск

Слово мурманск английскими буквами(транслитом) — murmansk

Слово мурманск состоит из 8 букв: а к м м н р с у

Значения слова мурманск. Что такое мурманск?

Мурманск

Му́рманск (кильд. Мурман ланнҍ, с.-саамск. Murmánska, колтта-саамск. Muurman) (до 1917 — Рома́нов-на-Му́рмане) — город на северо-западе России, административный центр Мурманской области. Население — 302 468 чел. (2013).

ru.wikipedia.org

Мурманск Мурманск — город в Российской Федерации (см. Россия), административный центр Мурманской области (см. Мурманская область), расположен за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетнемерзлых пород…

Географическая энциклопедия

Мурманск Центр Мурманской области, в 1967 км к северу от Москвы. Расположен за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетней мерзлоты, на скалистом восточном побережье Кольского залива Баренцева моря (так называемый Мурманский берег)…

Города России: Энциклопедия. — М., 1994

Мурманск город, ц. Мурманской обл. Возник в 1915 г. как пос.

Основные события истории

Мурман при конечной ст. железной дороги. С 1916 г. гор. Романов-на-Мурмане, названный в честь императорского дома Романовых.

Географическая энциклопедия

Герб Мурманска

Герб города Мурманск — опознавательный и представительно-правовой знак, составленный по правилам геральдики, являющийся общественно-историческим символом города Мурманска, удостоенного звания «Город-герой»…

ru.wikipedia.org

Мурманск (аэропорт)

Му́рманск — международный аэропорт города Мурманска. Расположен в 4 км юго-западнее посёлка Мурмаши, в 24 км от центра города. В аэропорту базируется «Мурманская авиационная компания».

ru.wikipedia.org

Мурманск (крейсер, 1953)

«Му́рманск» — лёгкий крейсер проекта 68-бис Советского, а позже и Российского ВМФ. Заложен на заводе № 402 в Северодвинске 28 января 1953 года. Спущен на воду 24 апреля 1955 года. Вступил в строй 22 сентября 1955 года.

ru.wikipedia.org

Витражи Мурманска

Витражи в Мурманске, в основном, представляют собой произведения мастеров советского периода. Один из самых значительных витражей представлен в здании бывшего ДК Межсоюзный (улица Подстаницкого д.1).

ru.wikipedia.org

Вечерний Мурманск

Вечерний Мурманск — городская газета в Мурманске. Издается со 2 января 1991 года. Выходит 6 раз в неделю форматом А3, объем 8-16 страниц. Средний тираж — 10 тысяч экземпляров, по субботам — 14 тысяч экземпляров.

ru.wikipedia.org

Локомотивное депо Мурманск

Локомотивное депо Мурманск — предприятие железнодорожного транспорта в городе Мурманск, относится к Октябрьской железной дороге. Депо основано 5 декабря 1916 года. 11 октября 1939 года в депо прибыли первые электровозы.

ru.wikipedia.org

Катастрофа Ту-124 под Мурманском (1970)

В четверг 29 января 1970 года под Мурманском разбился Ту-124В компании Аэрофлот, выполнявший рейс 145 (Ленинград—Мурманск), в результате чего погибли 11 человек. Ту-124В с бортовым номером СССР-45083 (заводской — 5351706, серийный — 17-06)…

ru.wikipedia.org

Примеры употребления слова мурманск

Более 80 молодых предпринимателей из России и Скандинавии приедут на конференцию в Мурманск.

В мае она может приехать в Мурманск на демонтаж выставки и на встречу с мурманчанами.

Ожидается, что 11 июня к ним присоединятся Новосибирск, Рязань, Мурманск, Сыктывкар, Краснодар и Воронеж.

С 1 июня в поезде из столицы в Мурманск багаж будут перевозить в отдельном купе, а не в грузовом вагоне.

или они собрались вслед за баренцевым морем и мурманск отдать норвегам.

Сегодня – День основания (закладки) города Мурманска. Один день в истории

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *