Города и Страны

Крепость Каменец Подольский Фото

Главная•Фотоальбом• Каменец-Подольский, крепость (история и фото)

Каменец-Подольский, крепость

История и фото

Каменец-Подольский известен прежде всего как город-крепость, снискавший всемирную славу.

Концепция средневековых фортификаций Каменца, которая современными военными специалистами признается совершенной, состояла в органичном сочетании естественных защитных свойств неприступного скалистого острова, окруженного глубоким каньоном реки Смотрич, и искусственных укреплений.

Каменец-Подольский. Схема крепости.

К их сооружению приложили усилия военные специалисты, инженеры и архитекторы, имена которых, к сожалению, известны нам только начиная с XVI в. — Иоб Претфус, Матвей Влодек, Матвей Галичанин, Камиллус, Теофил Шомберг, Арчибальд Анджей Гловер де Гляйден, Вильгельм Раппе, Ян де Витте, Станислав Завадский.

Каменец-Подольская крепость вечером.

Принципы оборонной системы города просты и логичны. Остров, со всех сторон окруженный руслом Смотрича, был доступен лишь с запада, где соединялся с плато скалистым перешейком.

Крепость на острове. Дорога через мост.

На его гребне, размытом водами Смотрича и со временем обрушившемся, вероятно еще в первые столетия нашей эры, в эпоху Траяновых войн (когда и возникло первое городское поселение на острове) был сооружен мост на каменных пилонах (ныне — Замковый мост). Поэтому наиболее мощные укрепления были нужны именно здесь.

Дорога через мост под защитой крепости вела к городу.

Каменные стены крепости.

Почти одновременно с появлением моста перед ним возникли и первые каменные фортификации — система из свыше десяти башен, соединенных оборонными стенами.

В VI-VIII вв., в славянский период, на верхней террасе укреплений замкового мыса был выкопан оборонный ров с деревянным частоколом (т. н. "волчья яма"), который пересёк оборонную стену дако-римского времени.

Во времена Древней Руси большая система старых фортификаций перед мостом пришла в упадок; использовался только небольшой замок площадью около 700 кв. м. на верхней террасе мыса (он находился в западной части нынешнего замкового двора, между башнями Лаской и Денной).

Пороховой погреб.

В середине XIII в. замок горел. Об этом свидетельствуют обожженные до розового цвета камни и строительный раствор стен, открытых архитекторами-реставраторами в 1960-х гг.

Денная башня (2 — 16 вв.). Следы пожара.

Историки считают, что причиной пожара было нападение золотоордынцев.

Укрепленный спуск.

Самое раннее описание крепости относится к 1494 г. Большинство укреплений к 1494 г. были в плачевном состоянии. Поэтому по инициативе Апостольской столицы в начале XVI в. часть "церковной десятины" направили на постройку новых башен. Именно тогда построены или реконструированы все башни Старого замка.

Из города в замок можно было попасть через Городские ворота, которые охранялись с башни.

Городские ворота.

С северной стороны замка были "Польные" ворота. Между воротами были "избища" из дуба и три башни. С западной стороны в замке было две башни, с северо-западной стороны его защищал ров.

Слева направо: Тенчинская башня, Лаская башня, Денная башня, Западный каземат с малой Западной башней, Лянцкоронская башня.

Во дворе замка располагались: православная церковь, дом коменданта, помещение для стражи и слуг, склады оружия и боеприпасов, пекарня, пивоварня, стойла.

Колодец внутри башни.

На вооружении гарнизона было 11 пушек и 32 "гаковницы" (тяжёлые ружья с крюком-подпоркой).

Максимальная длина Старого замка составляет около 180 м, ширина — около 50 м. Площадь замкового двора вместе с Северным и Южным двориками — 1,5 га.

Стены и башни замка.

В 1544 г. на вооружении гарнизона замка было 14 пушек, 43 "гаковницы", 30 аркебуз, 20 мушкетов.

Для укрепления наиболее опасного западного направления в 1621 г. сооружён Новый замок, по типу распространённого в Западной Европе горнверка — "рогатого" укрепления из двух полубастионов, соединённых прямой стеной — куртиной. По поручению польского короля Сигизмунда III Вазы немецкий военный инженер по артиллерии Теофил Шомберг разработал проект Нового замка, реализация которого началась в 1617 г. и закончилась в 1621 г., накануне Хотинской войны.

Новый замок занимал площадь почти 250×250 м, перегораживая замковый мыс на подступах к Старому замку. Максимальная ширина Нового замка — 250 м, длина — 220 м. Площадь его укреплений достигает 3 га.

Пушки.

Существует легенда, что, увидев в 1621 г. великолепно укреплённый Каменец, турецкий султан Осман II спросил: "Кто построил этот город?". "Сам Аллах" — услышал в ответ. "Так пусть Аллах и берёт его" — с этими словами султан отдал своему войску приказ об отступлении.

Укреплённый Каменец.

XVI — начало XVII в. стали расцветом средневековой оборонительной системы Каменца. В 1793 г. Каменец, вместе с Подольем, вошёл в состав Российской империи.

Из-за изменения политической ситуации его оборонительная функция на протяжении XIX века постепенно отпала.

Внутри крепости.

С 1812 г. устаревший физически и морально замок был выведен из военного ведомства.

Каменец-Подольский, крепость

Он использовался только как военная тюрьма.

Башня Кармелюка.

Об этом времени напоминают корпуса, построенные тогда вдоль стен на замковом дворе, а также название башни Кармелюка (Папской), где был заточён народный предводитель Устим Кармелюк.

Устим Кармелюк.

В 1928 г. замок был объявлен государственным архитектурным заповедником. В 1977 г. он вошёл в состав Государственного историко-архитектурного заповедника, а в 1998 г. — Национального историко-архитектурного заповедника "Каменец".

В течение последних 40 лет украинские реставраторы восстановили значительную часть фортификаций Старого замка, а также Городские ворота, Польские ворота, городские стены, башни Кравецкую и Резницкую.

В музее крепости.

Сейчас на территории Каменец-Подольской крепости — музей.

Смотрите также:

«Стара́ форте́ця» (рос.«Ста́рая кре́пость») — трилогія радянського письменника Володимира Бєляєва.

Складається з трьох книг — «Стара фортеця» («Старая крепость»), «Будинок із привидами» («Дом с привидениями»), «Місто біля моря» («Город у моря»), а також епілогу — «Через двадцять років» («Двадцать лет спустя»). Українською мовою трилогію переклали Діодор Бобир (книга перша), Іван Сенченко (книга друга) та Андрій Головко (книга третя).

Першу книгу (під назвою «Підлітки») вперше було надруковано 1936 року в числі 11 журналу «Молодая гвардия». 1937 року вона вийшла окремою книжкою як повість «Стара фортеця». 1938 року її автор став членом Спілки письменників СРСР.

Другу книгу (під назвою «Будинок на Житомирській») вперше надруковано 1940 року у журналі «Звезда» у числах за серпень і вересень.

Каменец-Подольский. Часть 2: крепость

Навесні 1941 року вона вийшла окремою книгою в «Детиздате» — вже під назвою «Будинок із привидами».

Останню частину трилогії написано після війни. 1950 року вона вийшла як повість. 1951 року у Києві вперше побачила світ трилогія у повному складі. 1954 року її перевидали в Москві у видавництві «Советский писатель» (наклад — 75 000 примірників). Під остаточним текстом трилогії стоять дві дати — «Травень 1936, Ленінград» і «Серпень 1967, Москва».

Здійснені 1985 року в Україні перевидання мали такі наклади: російською мовою у видавництві «Радянська школа» — 300 тисяч, українською мовою у видавництві «Молодь» — 150 тисяч примірників.

Першу частину Старої фортеці Бєляєв опублікував 1937 р., а вже 1938 р. на екрани вийшла кінострічка «Стара фортеця», знята Одеською кіностудією художніх фільмів, причому за сценарієм автора. У цьому фільмі дебютував як кіноактор визнаний український майстер художнього слова Андрій Сова, який тоді навчався на останньому курсі Одеського театрального училища. А партнером Андрія Корнійовича у фільмі був Марк Бернес.

1955 р. на кіноекрани вийшов фільм «Тривожна молодість»Київської кіностудії художніх фільмів. Цю стрічку за мотивами «Старої фортеці» знімали в Кам’янці-Подільському Олександр Алов і Володимир Наумов. Сценарій написали Володимир Бєляєв і Михайло Блейман, оператором картини був Олександр Пищиков. У фільмі знімалися популярні радянські актори Борис Бабочкін (у ролі секретаря ЦК КП(б)У) і Микола Крючков. А Котьку Григоренка зіграв молодий Микола Рибников, який через кілька років прославиться ролями у фільмах «Весна на Зарічній вулиці» та «Висота».

У 1974 р. на екрани вийшов 7-серійний з однойменнийтелесеріалрежисерівМихайла Бєлікова та Олександра Муратова за мотивами трилогії. Автори сценарію — Олександр Муратов, Володимир Сосюра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *