Города и Страны

Киево Печерская Лавра Фото

Киево-Печерская Лавра фото

Киево — Печерская лавра  один из первых по времени основания монастырей на Руси. А основан он был аж в 1051 году при великом Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. (11 фото)

1. На протяжении столетий главной достопримечательностью Киево-Печерской лавры являются пещеры, в которых подвизались святые основатели русского монашества. Впервые пещеры лавры упоминаются в «Повести временных лет» преподобного Нестора Летописца (нач. XII в.). Здесь Иларион избрал для молитвенного уединения живописный холм неподалеку от Берестова и подобно первым христианским подвижникам, ископав в нем двухсаженную пещеру, затворялся в ней для молитвы. Затем здесь поселяется вернувшийся с Афонской Горы преподобный Антоний Печерский, положивший здесь начало монашескому деланию. Именно это дату – 1051 года, Нестор Летописец указывает как год основания пещерной обители.

2. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. С монастырём связаны имена летописца Нестора художника Алипия.

3. Уже к концу XVIII в.

Киево-Печерская Лавра — центр христианства на Украине

сформировался архитектурный ансамбль Лавры, сохранившийся без существенных изменений до наших дней.

4. C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 года монастырь получил статус лавры и стал «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 году лавра была подчинена киевскому митрополиту, который стал её священноархимандритом.

5. В Ближних и Дальних пещерах Лавры покоятся нетленные мощи угодников Божьих, также в Лавре есть и захоронения мирян, здесь находится могила Петра Аркадьевича Столыпина.

6. До нашего времени сохранилась изначальная планировка лаврской застройки, прекрасно гармонирующей с рельефным ландшафтом правого берега Днепра. Монастырь расположен на высоких холмах, между которыми пролег глубокий овраг, разделяющий его на так называемую Верхнюю лавру, куда еще в XI в. перебралась основная часть братии, и Нижнюю, где находятся Ближние и Дальние пещеры и странноприимный двор. Киево-Печерская Лавра фото.

7. На территории Верхнего монастыря с 20-х годов XX в., со времени установления богоборческой власти и до сегодняшнего дня расположен Государственный историко-культурный заповедник.

8. Главный храм Киево-Печерской лавры ― Великая Печерская Церковь (Успенский собор) ― находится напротив Святых врат, посреди центральной площади Верхней лавры. С его созданием открылась новая страница истории древнерусского зодчества и иконописи.

9. Община Лавры находится в юрисдикции Украинской Православной — Церкви Московского патриархата, входящей в состав Русской православной церкви.

10. Уникальная Киево-Печерская Лавра, Украина.

Комментарии

Фотографии Киево-Печерской Лавры

ОПИСАНИЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

ОПИСАНИЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Киево-Печерская Лавра имеет положение свое в южном предместий губернского города Киева, по ней именуемом Печерским, и состоит из четырех частей: в первой, возвышенной и ближайшей к городу, находится самая Лавра; во второй внутрь ее же при Святых Вратах — Больничный монастырь; в третьей на 91 сажень от южных дверей Лаврской Великой церкви к востоку на долу монастырьБлижних пещер; в четвертой на 201 сажень от тех же дверей к юго-востоку на холму монастырь Дальних пещер. Последние два разделяются глубоким оврагом. В древние времена все сии места были закрыты лесом и отдалены от главного, или Старого города Киева, а смежны только с великокняжеским сельцом Берестовым, где находился загородный дворец великого князя Владимира Святославича. Но ныне Лавра с Больничным монастырем и обеими пещерами окружается уже крепостными зданиями со всех сторон, кроме восточной, ограничиваемой утесистыми высокими горами над Днепром, и южной — садами; с северной же стороны отделяется только крепостью и за нею площадью от города.

О НАЧАЛЕ КИЕВО-ПЕЧЕРСКОЙ ЛАВРЫ

Еще во времена преподобного Нестора, первого российского летописателя, т. е. в конце XI или начале XII столетия, Киево-Печерская Лавра, тогда называвшаяся просто монастырем, почтена была старей всех монастырей, как говорит Нестор но не по началу оной, а по заимствованию от нее Устава церковного и монастырского другими. Ибо были уже и прежде ее монастыри в Киеве и по России. Сам Нестор говорит, что преподобный Антоний по возвращении своем из Афонской горы в Киев ходи по Монастырем. Первый Киев-

1 Несторова летопись по Кенигсбергскому списку, издан, в СПб. 1767 года, стран. 112.

ский митрополит Святой Михаил, пришедший из Корсуня еще к великому князю Владимиру Святославичу, просветившему весь Киев и Россию Святым Крещением, основал в Киеве Златоверхо-Михайловский монастырь, бывший с тех пор и кафедральным киевских митрополитов до устроения Софийского монастыря. Пришедшие с Михаилом греческие монахи устроили другой, названный Спаса Белого, выше Киева за Вышгородом над Днепром. Каждый епархиальный епископ без сомнения тогда имел также Кафедральный свой монастырь, и вероятно еще при Владимире, созидавшем ревностно везде по городам храмы Божии, были уже многие и другие монастыри, хотя Нестор и не упоминает о них. Но о сыне Владимировом, великом князе Ярославе, сам говорит, что он из лиха любяше черноризцы и почата (они) множитись и Монастыреве почата быти256.

Основателем Киево-Печерского монастыря был преподобный Антоний, живший еще при великом князе Владимире и сыне его Ярославе, но собравший братию уже при Яросла-вове сыне Изяславе. Сей преподобный, родом из мирян бывшего города Любеча, ныне местечка Черниговской губернии, возжелав измлада монашеского жития, удалился в Константинополь, и оттуда прошел в Афонскую гору, на коей обшед тамошние монастыри, в одном из них по желанию своему пострижен игуменом и, пребыв там время не мало, убежден им, по извещениею Божию, возвратиться в Россию, да и тамо прочим на успех и утверждение будет. Буди,— прирек ему игумен,— тебе благословение от Святыя Горы,— как сказано в жизнеописании его. Повинуясь ему, преподобный Антоний возвратился в Киев и для избрания себе пристанища обходил российские монастыри, но, как говорит Нестор, не возлюби ни единого, Богу не хотящу, и поча ходити по дебрям и по горам, ища, где ему Бог показал бы \ По сказанию Патерика Печерского \ при сем первом возвращении своем преподобный Антоний нашел на Берестове пещеру, ископанную некогда варягами, и, сотворив молитву, вселился там и пребывал в великом воздержании. Но когда по кончине великого князя Владимира Святославича сын его Святополк, завладевший великокняжеским престолом, умыслил избивать братьев своих, из коих благоверные князья Борис и Глеб соделались первою его жертвою, то преподобный Антоний удалился паки из Киева в Афонскую гору. Там пребыв еще несколько времени, паки по извещению же Божию получил от игумена повеление возвратиться в Россию. Иди, рек ему игумен, Богу тако хотящу, паки в Россию, и буди благо-словенце тебе от Святыя Горы. И прорече ему; Яко мнози от тебе тамо имут быти Черноризцы, и благословив его, отпусти, рек — иди с миром. Преподобный Антоний, возвратясь в Киев, нашел на холму в лесу за Берестовым уже другую пещеру двух саженей, которую до пришествия его ископал для уединенного моления своего один благочестивый берес-товский св. Апостол церкви священник именем Иларион, в 1051 году великим князем Ярославом избранный и русскими епископами посвященный в сан митрополита Киевского. Возлюбив место сие, он вселился в Иларионовой пещере и начал молиться Богу, со слезами глаголя: Господи! да будет на месте сем благословение Святыя А фоне кия Горы и молитва моего Отца, иже мя постриже, и утверди мя вселится зде. Таким образом Патерик Печерский полагает два возвращения Антониева из Афонской горы: первое в 1013 году при жизни еще великого князя Владимира, а другое при Ярославе в 1017 году. Но преподобный Нестор в летописи своей не упоминает о первом, ни о Варяжской пещере, а только о последнем и о пещере Иларионовой, и повествует о сем под 1051 годом, то есть когда Иларион оставил уже сию пещеру и был не священником, а митрополитом. Впрочем и Нестор полагает возвращение Антониево при жизни еще великого князя Ярослава, скончавшегося 1054 года; но ни он, ни Патерик не говорят, чтобы Антоний известен был Ярославу, а прославился уже при сыне его, великом князе Изяславе, который часто приходил беседовать с ним и принимать от него благословение. И при сем-то князе начали сходиться к нему братия для сожительства, в числе коих первые были преподобные Никон, иерей, и Феодосий, имевший тогда 23 года от рождения; и поелику все они были природные россияне, то по сему преподобный Антоний и нарица-ется в месяцесловах наших особенно начальником всех российских монахов.

Первое Антониево братство составилось только из 4 человек, коих постригал Никон по повелению Антония, не имевшего сана священства. В число сего Братства вступили и пострижены Варлаам, сын знаменитого Изяславова боярина Иоанна, и евнух Изяславов Ефрем. Но за пострижене сих двух подверглись гонению и Никон, и сам преподобный Антоний. Боярин Иоанн возвратил от них сына своего и всех их разогнал; а великий князь повелел поймать наипаче Никона и грозился послать его с Антонием в заточение, а пещеру их раскопать. Однако ж, умилостивлен будучи супругою своею, великою княгинею, чрез три дня потом дозволил им возвратиться в свое место, а боярин Иоанн отпустил к ним паки и своего сына. После сего собралось братии уже 12 человек, и тогда-то, как свидетельствует Нестор,ископаша пещеру велику и Церковь и Келлии.

Но преподобный Антоний, любя уединение, затворился от них в своей пещере, а им назначил из них же игуменом Варлаама; лотом, оставив и сие уединение при них, начал копать себе особую пещеру в расстоянии от первой на 110 сажен, на месте, где ныне именуются Ближние пещеры, и пресел ил с я в оную. Однако ж, наконец, и туда сошлось к нему много братии на сожительство, как пишет Сильвестр Косов в Патерике своем. Всего пребывания Антониева в пещерах Косов, согласно рукописным Патерикам, полагает 40 лет, а Славянский печатный Патерик считает сие число лет его пребывания только в Дальней пещере, а Ближней же 16 лет. Но Нестор в летописи своей сороколетнее уединение его полагает уже в Ближней пещере, яже есть под новым Монастырем, (т. е. нынешнею Лаврою) в ней же сконча живот свой, в ней же лежат Мощи его и до сего дне257. По печатному Славянскому Патерику и Никоновой летописи кончина его означается в 1073 году, июля 10, от рождения 90 лет. Следовательно, переселение его в новую пещеру было бы в 1033 году. Но сие не согласно с временем основания первого Печерского монастыря на Дальних пещерах и отшествия оттуда преподобного Антония. О времени ж кончины его Нестор нигде не упомянул, а также умолчал и Сильвестр Косов.

Киево-Печерская лавра

Неизвестно, почему в некоторых старописьменных русских церковных Уставах память его положена под 7 числом мая.

Между тем, в первом пещерном монастыре собралось братии уже 20 человек, которые не могли вмещаться в пещерной церкви при общих молитвах. И для того игумен Варлаам с братией испросили у преподобного Антония благословение над пещерами своими устроить открытую церковь и построили сперва малую деревяную во имя Успения Пресвятой Богородицы. Но для умножавшейся беспрестанно братии тесна сделалась и сия, и самые пещеры. Почему игумен и братия паки просили у Антония благословения устроить над пещерами уже новый открытый монастырь, и, по ходатайству его, великий князь Изяслав уступил им во владение ту гору, на коей, как пишет Нестор, Игумен и Братия заложиша Церковь велику и Монастырь огородиша столпи-емъ и Кельи поставиша многи и оттоле прозвася Печерский Монастырь; беша бо прежде жили Чернцы в печере. Но сам

Нестор и после того называет сей монастырь иногда просто Феодосиевым^. Синопсис Киевский и Славянский печатный Патерик в житии преподобного Феодосия приписывают сие устроение Феодосию в 1062 году, а Нестор — Варлааму. По совершении уже сего монастыря, говорит Нестор, Изяслав создал великолепнейший монастырь св. Димитрия и взял на игуменство в оный Варлаама, хотя выше сего Монастыря (Печерского) сотворити, надеяся богатеством совершити. Но, продолжает он в замечание, мнози Монастыри от Князь и Бояр и от богатества поставлены, но не таци, каци суть поставлены слезами и пощением и молитвою и бдением. Антоний бо не имеяше ни злата, ни сребра, но стяжа слезами и пощением ‘ .

По удалении уже Варлаама, преподобный Антоний, по прошению братии, определил им игуменом Феодосия, яко по-слушливейшего, кроткого и смиреннейшего из них. При сем втором игумене число их умножилось уже до 100, как свидетельствует Нестор, который и сам семнадцати лет от рождения принят им в Печерский монастырь. Тогда Феодосий начал помышлять о избрании Устава для своей братии.

Избранные труды по истории Киева, Митрополит Болховитинов Е., 1995

Назад—— Вперед

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *