Города и Страны

Кицканский Монастырь Приднестровская Молдавская Республика

Описание Кицканского монастыря

Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий (или Кицканский) монастырь — мужской монастырь в приднестровском селе Кицканы на правом берегу Днестра в 6 км южнее Тирасполя.

Мир Ново-Нямецкого монастыря

Монастырь относится к Молдавской метрополии Московского патриархата Русской православной церкви.

В состав монастырского ансамбля входят 4 храма: Свято-Вознесенский собор (летний), Успенская церковь (зимняя), Никольский храм (семинарский), Кресто-Воздвиженский (трапезный). К храму ведёт дубовая аллея с вырезанными в стволах фигурами послушников. Кроме храмов и братских келий в обители есть гостиницы для паломников, церковный музей, библиотека в которой до наших дней сохранились документы, миниатюры и старинные книги ХV-ХIХ вв., типография и иконописная мастерская.

Монастырская колокольня в своё время была самой высокой в Молдавии. Она имеет 69 метров в высоту и состоит из пяти ярусов. Её часто сравнивают с колокольней Троице-Сергиевой лавры. Колокольню прекрасно видно за многие километры от монастыря, а с самого верхнего её яруса открывается удивительный вид живописных окрестностей. В 7 км от монастыря расположен скит Святых Мучеников Викентия и Дормедонта.

В 1995 году в монастыре было 54 монаха, 3 архимандрита, 3 игумена, 10 иеромонахов, 7 протодиаконов, 38 послушников. Вопрос церковного подчинения монастыря остаётся камнем преткновения между Митрополитом Кишинёвским и Молдавским Владимиром и Архиепископом Тираспольским и Дубоссарским Юстинианом.

История монастыря тесно связана с запрутской Нямецкой лаврой, которая была одним из крупнейших средневековых центров молдавской культуры и образования. После того, как монахам лавры было запрещено вести богослужение на церковнославянском языке, они бежали в Бессарабию и в 1859 году здесь, в Кицканах, основали Ново-Нямецкий монастырь.

Строительство монастырского комплекса велось почти 50 лет. Вознесенский соборный храм и колокольня, входящие в состав монастырского ансамбля, были спроектированы в 1864 году неизвестным петербургским архитектором. Позже, в начале XX века, были возведены остальные постройки: трапезная, больница, каменная кухня и двухэтажный корпус для келий, а также надвратная колокольня. В 1861 году монастырь получает в собственность 1859 десятин лесных угодий. В 1862 году казённое село Кицканы было передано в собственность монастырю. В полукрепостную зависимость попали 272 кицканских и копанских семьи.

Постановлением Совета Министров СССР от 16 октября 1958 года за № 1159 и № 1160 Кицканский монастырь в мае 1962 года был закрыт. На его территории была размещена туберкулёзная больница, а в колокольне — музей Боевой славы Ясско-Кишинёвской операции. Постепенно здания монастыря пришли в упадок, иконы, книги, церковная утварь и оборудование расхищались.

Возрождение монастыря началось в конце 1980-х гг. В 1989 году была открыта для посещения прихожан Успенская церковь. В 1990 году Патриархом всея Руси Алексием II настоятелем монастыря был назначен выпускник Московской духовной Академии Доримедонт Чекан, стараниями которого монастырь начал оживать. В 1990 году при монастыре было открыто Духовное училище, преобразованное в 1991 году в семинарию (в 1996 году переименована в Кишинёвскую). В 1994 году в честь небесного покровителя монастыря преподобного Паисия была построена приходская церковь селе Кицканы. В этом же году на территории монастыря была заложена часовня в честь чудотворной иконы Божьей Матери Ново-Нямецкой, предназначенная для малого освящения воды. В восстановленном здании библиотеки расположен музей истории монастыря.

Восстанавливается монастырское хозяйство. За ним закреплено 20 га плодородных пахотных земель, на которых в основном разбиты огороды и фруктовые сады. Ведётся интенсивная реставрация монастырских зданий. Например, восстановление купола колокольни потребовало 5 кг сусального золота. Огромную финансовую помощь в восстановлении монастыря оказывает Московский патриархат Русской православной церкви.

"От автора"

Очень немногие, кто родился в середине 80-х, имеют четкое представление о жизни и творчестве поэта Роберта Рождественского. Современная молодежь ориентируется в жизни уже совершенно на других кумиров. В отличие от наших родителей, которые выросли в то смутное время, когда поэты только начинали говорить о том, что тревожило души всего человечества. …

Биография

Рождественский Роберт Иванович (1932 — 1994) (настоящая фамилия — Петкевич) русский поэт, публицист. Родился 20 июня 1932 г. в селе Косиха — районном центре на Алтае.

Его военное детство мало, чем отличалось оттого, что испытывали его ровесники — мальчишки и девчонки той поры: голод, холод, ожидание писем с фронта, страх за родителей.

Затем учеба в военно-музыкальном училище, но будущему поэту удалось закончить лишь первый его курс. Летом сорок пятого приехали родители — мать и отчим — и увезли его с собой.

Популярные песни на стихи Роберта Рождественского

«А ты полюбишь» (А. Колца) — исп. Валентина Толкунова
«Баллада о бессмертии» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон
«Баллада о знамени» (О. Фельцман) — исп. Иосиф Кобзон
«Баллада о красках» (О. Фельцман) — исп.

Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий (Кицканский) монастырь

Иосиф Кобзон
«БАМ» (О. Фельцман) — исп. Владислав Коннов
«Белая ночь» (В. Лебедев) — исп. Геннадий Бойко

Творчество

Сборники стихов; "Флаги весны" (1955), "Испытание"(1956), "Дрейфующий проспект"(1959), "Ровеснику" и "Необитаемые острова" (1962) , "Радиус действия" (1965); "Посвящение" (1970); "За двадцать лет" (1973) и др. 1966 год –выходит сборник «Сын Веры», а в 1971 выходит книга путевых очерков "И не кончается земля". В 1970-е годы Рождественский работает в соавторстве с композиторами Александрой Пахмутовой и Михаилом Таривердиевым. В этих творческих союзах рождаются песни «Мгновения», «Песня о далекой Родине», «Позвони мне, позвони», «Погоня», «За того парня», «Эхо любви» и другие. В 1980-е выходит ряд его поэтических сборников: "Голос города", "Семь поэм", "Выбор", "Стихи, баллады, песни", "Друзьям", "Возраст", «Это время», «Семидесятые» и др. В 1990-е опубликовал сборники стихов "Бессонница" (1991), "Пересечение" (1992), стихи для детей — "Алешкины мысли" (1991). Так же у Рождественского были поэмы "Моя любовь" (1955). «Реквием» (1961), «Письмо в тридцатый век» (1963), «Поэма о разных точках зрения» (1967), «Поэма о любви» (1968), «Посвящение» (1969), «До твоего прихода» (1976), «210 шагов» (1978), «Ожидание» (1982) и др.

"Молдавские монахи и семинаристы восстали против имперской политики Москвы" — такие комментарии поспешили дать событиям в Кицканах некоторые молдавские и румынские средства массовой информации. Формальная сторона конфликта состояла в том, что монахи и студенты семинарии, расположенной на территории монастыря, отказались принять новоназначенного ректора семинарии — епископа Юстиниана, русского по национальности.

Этот конфликт — замечательный пример того, как сами по себе совершенно неполитические действия церковных людей руками светских модельеров вдруг облачаются в политические одежды.

В Кицканском сценарии участвуют три действующих лица.

Владимир, Митрополит Кишиневский и всея Молдовы. 49-летний иерарх, возглавляющий православных Молдавии с 1989 года. До епископского посвящения был приходским священником. К карьере не стремился, на митрополичьем посту оказался неожиданно для всех, похоже, и для самого себя. Человек не жесткий, не авторитарный, в управлении епархией скорее медлительно-раздумчивый.

Доримедонт, епископ Единецкий и Бричанский (это север Молдавии), воспитанник Троице-Сергиевой Лавры. Человек подлинно монашеского устроения, любящий монашество, воссоздатель Кицканского монастыря. Причем монастырь он восстанавливал как копию русской Троице-Сергиевой Лавры. Даже музыкальные распевы были взяты из Троице-Сергиевой Лавры (хотя и на молдавском языке), а не из Румынии. Человек, умеющий располагать к себе, "заражать" своей верой. Строитель и деятель. На 10 лет моложе митрополита Владимира и отчасти потому склонен к более активному и подвижному образу жизни. Эта его сама по себе добрая черта и породила нынешний конфликт: Доримедонт чаще бывал заметен в столице (Кишиневе), чем в своей епархии. В шутку в церковных кругах его именовали "епископ Единецкий и всея Молдовы". Во многих проектах, на многих встречах епископ Доримедонт заменял или опережал Кишиневского митрополита, что в конце концов создавало ситуацию двоевластия в Молдавской Церкви.

Юстиниан, епископ Тираспольский и Дубоссарский. Вместе с Доримедонтом учился в Троице-Сергиевой Лавре. Особенно сблизили их годы учебы Юстиниана в Румынии. По окончании учебы в Бухаресте иеромонах Юстиниан полгода проработал в Отделе внешних церковных сношений Московской Патриархии. Но потом бумажно-дипломатической работе в Москве он предпочел строительство храма в глубинке. Через три года Патриарх Алексий, побывав в Твери, увидел плоды работы Юстиниана — восстановленный огромный собор и светлую молодежную общину. Так монах, убежавший от карьеры в провинцию, был все же примечен и, с учетом знания им румынского (молдавского) языка, назначен в "горячую точку", в Приднестровье. Главное, что ему удалось за 6 лет в Приднестровье — конфликт между политиками Кишинева и Тирасполя не был переброшен в церковную жизнь. Ни один кишиневский чиновник ничем не ведает в Приднестровье. И только в храмах поминают имя митрополита Кишиневского как главы всей молдавской Церкви. Духовные и гуманитарные связи людей были сохранены — несмотря на ненависть и кровь, которыми были орошены воды Днестра в начале 90-х годов…

Эти небольшие портреты нужны для того, чтобы не демонизировать никого из участников конфликта. Это вообще особенность большей части внутрицерковных конфликтов: их участники, как правило — хорошие люди. И интересы, которые они отстаивают, как правило — вполне уместные. Но — люди есть люди…

Теперь от психологии перейдем к географии. Кицканский монастырь находится на окраине города Бендеры. Жители этого города, расположенного на правом берегу Днестра, тем не менее предпочли подчиняться не Кишиневу, а левобережному мятежному Тирасполю. Суть конфликта, напомню, состояла в том, что с правого берега другой молдавской реки — Прута — слишком громко тогда доносились голоса политиков, обещавший вот-вот присоединить Молдавию к Румынии. В тогдашнем политическом бомонде Кишинева эти призывы находили самый горячий прием — а вот мнение обычных молдаван, а уж тем более украинцев и русских, составляющих значительную часть населения Левобережья Днестра, оказалось совершенно иным. Парадоксальным образом "сепаратисты" выступили защитниками суверенитета Молдовы, защитив ее от поглощения более сильным соседом.

Итак, Кицканский монастырь оказался на территории Приднестровской республики. По церковным правилам границы епархии должны совпадать с границами государственного и административного светского деления. Храмы в Бендерах вошли в епархию епископа Юстиниана. Но Кицканский монастырь получил статус митрополичьего монастыря, прямо подчиняющегося Кишиневскому Митрополиту. Наместником же, то есть реальным управляющим в монастыре был о. Доримедонт (после его назначения на отдельную епархию наместником монастыря стал его родной брат; реальное ж управление обителью, хотя и неформально, оставалось за Доримедонтом). Итак, формально монастырь находится на территории Тираспольской епархии, при этом по своему уставу он подчинен митрополиту кишиневскому, а реально им управлял епископ Доримедонт. Такой статус монастыря создавал ему определенные сложности: еп. Доримедонт, считая тираспольские власти незаконными, не подавал в Тирасполь документы о регистрации монастыря и существующей при нем семинарии. Соответственно, он не мог рассчитывать на помощь со стороны местных властей и предпринимателей. Молдавские же элиты остерегались вкладывать средства в "мятежную зону". Монахам жить в трудных условиях естественно.

Свято-Вознесенский Ново-Нямецкий Кицканский монастырь

Но подросткам-семинаристам от этой неясности с их статусом пришлось туго. На территории монастыря не было создано элементарных бытовых удобств (ни бани, ни, простите нормального туалета). Среди учащихся нередки были случаи банальных эпидемий… Кстати, единственная официальная ниточка, связывавшая последние годы еп. Доримедонта с Кицканами, был пост проректора семинарии. Ректором же был Митрополит Владимир.

И вот теперь мы можем перейти к тому событию, которое и стало началом конфликта. Тот, кто думает, что конфликт начался с того, что кто-то кого-то "подсидел" и захватил чье-то место, будет жестоко разочарован. Конфликт начался с… уступки. Митрополит Владимир отказался от поста Ректора семинарии. И попросил Московский Синод (именно эта церковная инстанция утверждает ректоров духовных школ) вместо него назначить на пост ректора епископа Юстиниана. Доримедонт этим решением никак затронут не был: пост проректора оставался за ним.

Инициатива этих перемен исходила от митрополита Владимира, а не от епископа Юстиниана, который прекрасно понимал, что, получив новое назначение, он получает не новую честь, не новую власть, а огромный клубок проблем и ушаты грязи, которые будут вылиты на него в молдавской прессе. При этом Юстиниан назначается только на должность ректора, но не на должность настоятеля монастыря. В монастыре настоятелем остается митрополит.

Епископ Юстиниан, конечно, найдет возможность улучшить быт монастыря и семинарии. Я думаю, что это будет делом чести для президента Приднестровья Смирнова — продемонстрировать, что теперь уровень жизни в семинарии стал качественно иным… Кроме того, Юстиниан — самый образованный из всех епископов Молдавии. Кроме Духовной Академии и Богословского Института в Бухаресте за его плечами истфак Университета. Личное знакомство с богословами Румынии, Украины и России дает ему возможность серьезно повысить уровень образования в семинарии… Но, чтобы это произошло, необходимо будет провести некоторую "русификацию" этой школы. Это слово звучат как боевой клич для некоторых молдавских журналистов и идеологов. Но речь не идет об изгнании или притеснении молдавского языка. Речь идет лишь о том, чтобы семинария отражала реальную ситуацию в Молдавии и Приднестровье. Многоязычная страна — многоязычная школа.

Епископ Юстиниан предполагает, что на первых курсах семинарии будут разные языковые группы, при этом молдаване за эти годы должны будут усиленно изучать русский и украинский языки, а русские и украинцы — молдавский. Кроме того, планы еп. Юстиниана подкрепляются еще и тем обстоятельством, что на сегодняшний день молдавская церковь не обладает достаточным количеством специалистов, которые могли бы на грамотном молдавском языке преподавать богословские дисциплины. И для того, чтобы не быть заложником ситуации, выбирая по принципу "поисков под фонарем" ("ищу не там, где потерял, а там, где светло"), лучше дать студентам знание богословской терминологии нескольких языков.

Поскольку же сам Юстиниан учился в Румынии и знает молдавский язык, для него нет проблемы в том, чтобы управлять целиком молдавоязычной семинарией. Но мир студентов обогатится, если в него войдут несколько языков, ибо чем больше языков знает человек, тем богаче его мир. Так что восстановление двуязычия в кицканской семинарии — это не происки Москвы, а забота о том, чтобы Молдавия осталась тем, чем она всегда была, т.е. мостом между славянским миром и романским.

Итак, митрополит Владимир действовал, желая снять с себя бремя управления семинарией, расположенной на территории другого и не очень дружественного государства. Кроме того, поставив ректором семинарии Юстиниана, он рассчитывал сосредоточить инициативы еп. Доримедонта на непосредственно вверенной ему Единецкой епархии. Доримедонт же дал возможность "бунтовщикам" использовать свое имя как знамя мятежа потому, что ему не хотелось расставаться с рожденным им монастырем. Монахи и семинаристы строили баррикады из чувства чрезмерной привязанности и любви к своему былому руководителю. Еп. Юстиниан действовал, исполняя послушание митрополита и Синода заботясь о благе семинарии и монастыря…

А вышел — конфликт. Какой вывод? Вывод тот, что тут впору открыть одну из самых "эзотерических", малопонятных для светских людей страниц церковной традиции. Преподобный авва Дорофей предостерег некогда: "Я не знаю другого падения монаху, кроме того, когда он верит своему сердцу" ; "мы должны всею силою направлять себя к воле Божией и не верить своему сердцу" ; "будучи страстными, мы отнюдь не должны веровать своему сердцу, ибо кривое правило и прямое кривит" .

Оказывается, "жить по совести" — не лучшее правило. Согрешить может и человек, согласующий свои действия с голосом своей совести. Ведь и действия — его, и совесть — его же. Так что достигнуть "консенсуса" тут бывает слишком нетрудно. Оттого и есть в церковной жизни принцип послушания не себе и своим "нравственным интуициям", а духовнику и церковной иерархии. Я не знаю, что сказал епископу Доримедонту его духовный отец лаврский архимандрит Кирилл (хотя и сомневаюсь, что он мог сказать: "Не соглашайся! Протестуй! Поднимай людей на баррикады!"). Но зато хорошо известно, что постановили Патриарх и Синод по просьбе Кишиневского Митрополита. Это постановление было принято в еще бесконфликтной ситуации. И лишь отказ от исполнения этого церковного решения привел к конфликту. Для меня — это еще один повод к тому, чтобы сознательно, а не просто усилием воли принять церковный принцип "послушания".

Диакон Андрей Кураев

Смотри также:

Пресса:

Бунт в кишиневской семинарии

Новости:

Конфликт в Кишиневской семинарии приобретает политический оттенок

В Кишиневской духовной семинарии отказываются подчиняться указу Священного Синода

Официальное заявление Преосвященнейшего Юстиниана, епископа Тираспольского и Дубоссарского Молдавской митрополии Русской Православной Церкви по поводу событий, имевших место в Кишиневской духовной семинарии

НОВО-НЯМЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

Ново-Нямецкий монастырь стал преемником традиций древней Нямецкой Лавры и её знаменитого пастыря — восстановителя духовного старчества преподобного Паисия (Величковского). Толчком к образованию обители стала жесткая политика новообразованного Румынского государства по началом Александра Кузы. который стремился подчинить и обобрать Церковь — в первую очередь богатые монастыри.

В 1858 году митрополит Ясский Софроний направил иеромонаха Феофана (Кристя) в Российскую империю. с целью восстановления прав Нямецкого монастыря на его исторические имения в Бессарабии. Отец Феофан преуспел в этом и стал управляющим этими имениями. Антицерковные притеснения в Румынии привели к тому, что в Нямецком монастыре был нарушен устав преподобного Паисия, и нямецкие монахи — особенно ревнители паисиевского устава — стали постепенно тайно переселяться в Бессарабские вотчины. Во главе нямецких монахов-беженцев встали отец Феофан и духовник Нямецкой обители, иеросхимонах Андроник. В связи с секуляризацией монастырских имуществ в Румынии иеромонах Феофан подал прошение архиепископу Кишиневскому Антонию. Святейшему Синоду Русской Православной Церкви. и даже самому императору Александру II об устроении нового монастыря на бессарабских вотчинах Нямецкой обители. Монастырь должен был не только служить приютом для гонимой братии, но и быть опорой преследуемого в Дунайских княжествах Православия. Из-за этого румынское правительство чинило препятствия основанию новой обители. Указ об учреждении обители был подписан императором Александром II 13 января 1864 года.

Монашеская жизнь в обители была подчинена уставу преподобного Паисия. Для устройства обители было выбрано имение Кицканы. подаренное Нямецкому монастырю ещё в 1429 году господарем Александром Добрым. Иеромонах Феофан, который возглавил Ново-Нямецкую обитель посвященную Вознесению Господню. приступил к постройке корпуса келлий в том же 1864 году. Во владение монастыря, по завещению Андрея Глодя, также перешел Никольский храм. Из Румынии был привезен список с чудотворной Нямецкой иконы Божией Матери. который впоследствии прославился многими чудесами. Благодаря деятельной переписке отца Феофана с первых дней существования Ново-Нямецкая обитель находилась в дружеских отношениях со многими представителями Поместных Церквей и со старцами Святой Горы Афон. которые также одарили монастырь святынями. В 1867 -1878 годах был выстроен Вознесенский собор обители. При втором игумене, Андронике, в обители были построены трапезная, больница, библиотека. В начале XX века был построен Успенский храм и колокольня. Монастырь стал известен также и своей немаловажной культурно-просветительской ролью, борьбой с ересью и расколами.

В 1962 году обитель была закрыта. В последующие годы постройки и ценности монастыря сильно пострадали, были порушены и расхищены.

Монастырь возобновил свою деятельность в 1990 году. За последующие годы была налажена церковная жизнь, отремонтированы храмы, колокольня и келии монастыря. Появились и новые постройки — вблизи обители была возведена церковь преподобного Паисия Нямецкого ; в 1993 году поблизости был основан скит во имя мучеников Викентия и Доримедонта. С 1990 по 2001 год при монастыре действовала духовная семинария. В 1995 году при монастыре был открыт музей. Появились также библиотека, типография и иконописная мастерская. В обитель вернулись её прежние святни — ковчег с мощами и чтимый список Нямецкий иконы, а в 1994 году был передан посох преподобного Паисия.

Кицканский монастырь

На землях обители были устроены виноградники.

Статистика

  • 1884 — в монастырской библиотеке 146 рукописей на молдавском и славянском; 2272 печатные книги на молдавском, русском, славянском и греческом

Вознесенский собор Ново-Нямецкого монастыря. Фото на Вознесение 2010 г. с сайта обители noul-neamt.ru

Колокольня Ново-Нямецкого монастыря. Фото, весна 2008 г. с сайта обители noul-neamt.ru

Колокольня

Колокольня была воздвигнута в 1913 -1914 годах, к 50-летию обители. Высотой 69 метров, в то время она стала высочайшей в Молдавии. На восстановление ее купола в конце XX -начале XXI века ушло 5 кг. сусального золота. В 2000-х годах в двух нижних этажах колокольни расположилась лавка обители.

Настоятели

Святыни

  • серебряный с позолотой крест с частицей Животворящего Креста Господня ; частица камня от Гроба Господня ; частицы мощей святителя Модеста Иерусалимского и священномученика Харалампия — дар патриарха Иерусалимского Кирилла II в 1866 году
  • частицы святых мощей — дар патриарха Константинопольского Иоакима III в 1881 году
  • вышеозначенные святыни были помещены в украшенный ковчег, датированный 28 марта 1882 года
  • чудотворный список Нямецкой иконы Божией Матери — выполнен в Румынии. оклад был выполнен художником по металлу Феодором Верховцевым
  • посох преподобного Паисия (Величковского) — передан обители в 1994 году, хранится в алтаре Успенского храма
  • рака с частицами многих святых, особенно подвижников Киево-Печерской Лавры — рака изготовлена в 1997 году стараниями архимандрита Доримедонта
  • Использованные материалы

    Рекомендуем ознакомится: http://drevo-info.ru

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *