Города и Страны

Казань Карета Екатерины 2

Российские цари — их любили и ненавидели. Матриархат

65 лет из отпущенной на XVIII век сотни в России вершили власть женщины! Подобного наша история больше никогда не знала.

Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II — череда ярких имен, оставивших весомый след в российской истории. Особое место среди них занимала Екатерина II, и не потому, что правила дольше всех (34 года), а потому, что личностью была неординарной и весьма одаренной. Какими только характеристиками не награждали ее современники и потомки: просвещенный монарх, радеющий о судьбах своего народа и жестокий, беспощадный политик, отменный литератор с некоторым философским уклоном и страстная, любвеобильная женщина… Ее боготворили и ненавидели.

С юмором все легче

В Казани ее любили. И не только за то, что она "даровала" свободу вероисповедания и торговли мусульманам Поволжья, но и за уникальную способность очень быстро и подчас с юмором решать возникающие вопросы. Сохранилось свидетельство того, что казанские городские власти, обеспокоенные строительством слишком высокого, по их мнению, минарета мечети, обратились к императрице: "Ты хоть и дала мусульманам разрешение на строительство мечети, но они строят очень высоко". На что Екатерина ответила: "Я определила им место на земле, а в небо они вольны подниматься по своему усмотрению, потому что небо не входит в мои владения".

Вниз да по Волге

А для того, чтобы лучше узнать свои владения, молодая царица весной 1767 года задумала совершить путешествие по Волге. С этой целью в Твери были построены четыре красивые галеры. Галера под названием "Тверь" предназначалась императрице и ее ближайшему окружению. Длина судна была 39 метров, наибольшая ширина достигала почти 8 метров, а высота от килевой линии -1,9 метра. Большую часть палубы занимали лавки гребцов, которых было по 12 на каждом борту. Для них же в трюме центральной части судна предусматривалось специальное помещение, где они "отдыхали" во время стоянок, лежа на полу.

Сама Екатерина II и ее окружение размещались на корме, где было устроено шесть небольших, но комфортабельно обставленных кают. Стены их были украшены резьбой и обиты дорогими тканями. Самая примечательная из них — спальня царицы. Эта небольшая квадратная комната (3,2 х 3,2 м) почти целиком занималась низкой, но очень широкой деревянной голубой с позолотой кроватью.

Памятник карете Екатерины II

К сожалению, от роскошного убранства спальни императрицы Екатерины II еще в конце XIX века не осталось и следа. Сама кровать в это же время была пожертвована Казанской городской думой научно-промышленному музею, где ее след затерялся в 30-е годы, когда бесследно исчезали не только предметы, но и люди. Несколько по-иному сложилась судьба у галеры "Тверь". Этот редчайший памятник отечественного судостроения XVIII века был доставлен в Казань вскоре после завершения вояжа Екатерины II. Долгое время она стояла в Казанском адмиралтействе, а после его упразднения в 1830 году осталась на берегу Казанки под открытым небом. Много позже (в 1888 году), когда угроза утраты галеры как памятника истории и культуры проявилась в полной мере, городские власти опомнились и соорудили для нее деревянный ангар. Это продлило жизнь галеры еще на несколько десятков лет. Но в 1956 году случилось непоправимое. То ли по злому умыслу, то ли просто по чьей-то небрежности возник пожар, уничтоживший этого немого свидетеля былого величия.

Потеря действительно невосполнимая.

Впрочем, вернемся к канве нашего рассказа.

Вечером 26 мая 1767 года галера по высокой весенней воде медленно подошла к Тайницкой башне Казанского Кремля… Так началось пятидневное пребывание Екатерины II в нашем городе. Пребывание, до избытка заполненное службами в соборах и монастырях, разъездами по городу в карете и посещением специально организованного праздника, где императрице были показаны представители основных народов, населявших Казанскую губернию в то время.

"И ожидала нас карета у обочины"

Из дореволюционных источников известно, что Екатерина II путешествовала по городу в карете.

"У пристани Ее Величество, сев в приготовленную карету, изволила пойти сквозь Тайницкие ворота в город прямо к соборной Благовещения Пресвятой Богородицы церковь". Можно предположить, что экипаж был доставлен в город накануне приезда царицы. Также принято считать, что карета была подарена императрицей архиепископу Казанскому и Свияжскому Вениамину при ее отъезде из города. Хотя в позднейших описях архиерейского дома она не значилась. С другой стороны, доподлинно известно, что летом 1839 года Архиепископ Павел передал экипаж Городской думе, которая с благодарностью приняла ее, а в 1896 году подарила музею, незадолго до этого открытому. Что же из себя представляла карета? По своему внешнему виду, конструкции и отделке она походит на экипажи периода правления императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.), изготовленные и привезенные из Франции. Двухместный возок кареты был свободно расположен на кожаных ремнях, выполнявших функции рессор. Натяжение ремней регулировалось в зависимости от рельефа дороги лакеем, стоящим за возком кареты с помощью специальных железных ключей. Сам возок был украшен четырьмя рисунками мифологического содержания: два на дверцах — Зевс и Нептун, Венера перед Зевсом; один рисунок на задней стенке — колесница Нептуна, один спереди — ладья Нептуна. В добавление к этому имелось четыре медальона сходного содержания, расположенных рядом с дверцами. Живопись, отличавшаяся ярким колоритом и выдержанностью, относилась к середине XVIII века. Поражают размеры кареты: ее длина достигала 6 метров, высота 2,8 метра, диаметр задних колес поистине велик — 1 метр 80 сантиметров!

Обычно царский выезд был величествен и надолго оставался в памяти. Даже если сделать скидки на значительную удаленность от столицы и чисто технические трудности столь длительного путешествия, увиденное поражало глаз. "Карета Ее Величества в восемь лошадей и у каждой лошади шло по одному конюху с прутиками, перед цугом шли четыре придворных скорохода и два арапа по трое на стороне. С каждой стороны шло еще по четыре гайдука. За каретой же — взвод кавалергардов…"

Карете ныне по меньшей мере 240 лет, и время, конечно же, наложило на нее заметный отпечаток. Первая фрагментарная реставрация живописи, проведенная еще в 1890 году, лишь ненадолго замедлила процесс "старения" экипажа. И поэтому перед современными реставраторами стоит задача по сути дела "воскрешения" этого уникального памятника мирового значения. Работа идет полным ходом, и можно надеяться, что в скором времени карета как бы заново родится и предстанет в том виде, какой была при императрице. В Казани Екатерина II запомнила многое. Не случайно она в своем послании графу Н.И.Панину отмечала: "Мы вчера вечеру сюда приехали и нашли город, который всячески может слыть столицей большого царства; прием мне отменный; четвертую неделю видим везде одинаковую радость, а здесь еще отличнее… Здесь триумфальные ворота такие, лучше которых я еще не видала…"

Ворота

А удивиться было чему. Об этих воротах много писалось и особенно много говорилось. Самих триумфальных ворот было двое — одни находились у самого въезда в крепость, а вторые — в районе современных улиц К.Маркса и В.Жуковского. Сохранилось их краткое описание. Приведу его полностью. "Триумфальные ворота состояли из одной главной и двух боковых арок, также из одной галереи и купола, украшенных пилястрами, столбами и многочисленными в рост человеческий вырезанными и позолоченными статуями". Да, зрелище действительно величественное и нетипичное, тем более для провинциального города.

На балу

Казанцы очаровали: императрицу, а посему она с охотой приняла приглашение удостоить своим присутствием бал-маскарад, устроенный в ее честь в доме губернатора господина Квашнина-Самарина. Бал по казанским меркам был грандиозным. И "Санкт-Петербургские ведомости", как подобает столичной газете, подробно рассказали об этом.

Гостей съехалось до 250 человек. Причем благопристойность проведения и искусство в танцах ясно свидетельствовали, что дворяне казанские "в благонравии и воспитании нимало живущим в престольных городах не уступали". Между тем Ее Императорское Величество около полуночи кушать изволила. Стол был велик, великолепен, вкусен и достоин "всевысочайшей гостьи и усердия хозяина". Прием Екатерине II настолько понравился, что в своем дневнике она записала: "В Казани мы могли бы, если бы хотели, танцевать в течение месяца на девятнадцати балах, — когда мы увидали это, то потеряли желание возвратиться в столицу, и не будь к тому необходимости, не знаем, чем бы кончилось дело".

Но, как говорится, чему быть — того не миновать. Неотложные дела требовали непременного присутствия императрицы в столицах…

Лайки: 45        Просмотры: 3717        Время:0:13:01        Дата: 2017-03-14        Качество:hd        Формат:2d

Описание:

https://goo.gl/nUOngd – наш юутб канал 1:19 Богоявленский собор, колокольня 5:25 Добрая столовая 7:35 Нулевой километр Казань 8:57 Дом печати 10:00 Екатерининская карета 11:55 Кот Казанский На улице Баумана в Казани множество достопримечательностей, здесь есть куда сходить. В данном выпуске мы посетили основные достопримечательности Казани, расположенные на улице Баумана. В их числе Богоявленский Собор и его знаменитая колокольня, прошли мимо Большого Академического театра имени Качалова и Дома печати, посидели в Екатерининской карете, погладили на удачу памятник Кота Казанского, а так же узнали расстояние до Рима по нулевому километру Казани. Вы всегда сможете перекусить на улице Баумана в Казани много кафе, ресторанов и всевозможных забегаловок. Мы же в свою очередь перекусили в доброй столовой. Улица Баумана – это центральная пешеходная улица города Казани, которую нередко называют Казанским Арбатом. Одно из старейших названий этой улицы – Большая Проломная. Улица Баумана пользуется огромной популярностью среди туристов, и этому есть ряд причин, главная из которых – это, разумеется, наличие огромного числа достопримечательностей Казани. К тому же, улица Баумана – одна из самых оживленных в городе. Исторические памятники архитектуры здесь гармонично сочетаются с неоном магазинов, ресторанов и кафе и клубов. Улица Баумана берет свое начало от Казанского Кремля, а заканчивается площадью имени Тукая. А вот экскурсии в этом плане абсолютно противоположны — зачастую они начинаются именно с площади имени Тукая. В самом центре площади перед глазами туристов возникают большие бронзовые часы, которые в 1999 году построил скульптор И. Н. Башмаков. 3 фигуры находятся в верхней части оси: поэта, пегаса и музы. На \"втором уровне\" расположились часы, направленные на 3 стороны. Цифры на часах выполнены в арабской графике. Вообще, часы – это также место встречи казанской молодежи: романтические свидания, просто дружеские встречи назначаются именно здесь. В центре улицы Баумана можно встретить несколько фонтанов. Героиня первого – тукаевская Су Анасы, второй фонтан изображает голубей, третий же состоит из семейства каменных лягушек. Большое количество памятников доступно для туристов на улице Баумана. Один из них – памятник Ф.И. Шаляпину. Памятник Великому певцу установлен рядом с Богоявленским Собором, в котором он был крещен. Сам собор был построен архитектором Г.Б. Рушем в 1897 году на средства купца И.С. Кривоносова. Немало знаменитых зданий, памятников архитектуры расположены именно на улице Баумана: это и знаменитая аптека Бренинга, и дом Государственного банка, из которого во время Второй Мировой войны были вывезены золотые запасы России. Ходят слухи, что и сейчас где-то под Казанью похоронены залежи кладов, так как большей части богатств при вывозе так и не досчитались. Кафе \"Чай\" было знаменито еще в 1859 году. Оно было разрушено, однако, через некоторое время снова восстановлено. Изменилось только название, теперь это \"Дом Чая\", известный как туристам, таки жителям города Казани. Детское кафе \"Сказка\" сейчас занимает место бывшего ювелирного магазина, который в свое время прославился ограблением через подкоп. Здание Большого Академического театра имени Качалова датируется 1833 годом. С 1914 года в нем располагался Казанский театр, а с 1918 года в восстановленное здание въехал Большой Академический драматический русский театр имени В.И. Качалова. Почти напротив театра расположился \"Дом Печати\" — несуразное здание, построенное в 1933-35 гг. в стиле конструктивизма.

Памятник карете Екатерины II в Казани

Здание занимает огромную площадь, выполнено в виде раскрытой книги и состоит из 4 корпусов. Ранее на месте \"Дома Печати\" располагались и хлебный базар, и стоянка барабусов – так называемых в прошлом веке такси, состоящих из повозки и лошади, которая ее тянет. Недалеко от \"дома Печати\", в самом центре улицы Баумана, а стоит Екатерининская карета. Ходят легенды, что именно на такой карете она ездила по городу во время своего визита в Казань. Екатерина была настолько поражена красотой города, что оставила в подарок карету. Сейчас оригинал хранится в музее, а чугунная копия стоит на центральной улице города. Частые вопросы про достопримечательности казани или казань достопримечательности куда сходить можно увидеть в поисковых системах. Однако даже в кафе на баумана казань можно потратить целый день. Хотя баумана улица славится не только кафешками но и заведением добрый столовый откуда можно получить бауман фото. Если будет гулять в тех краях зайдите дом чая на баумана казань, дом печати казань, казанский кот, памятник коту казанскому, нулевой километр казань, Екатерининская карета все это располагается друг за дружкой одной цепочкой. В нашем видео мы все таки поели в добрая столовая баумана.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *