Города и Страны

Капелла в Аахене

Капелла в Ахене. Интерьер капеллы в Ахене. 788—805 гг. Германия.

Из Италии для отделки капеллы привезли ан­тичные мраморные колонны, а так­же облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Освя­щённая в 805 г. капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим дра­гоценные христианские реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоро­нили самого Карла.

Ворота монастыря в Лорше (современная Германия), построе­ны около 800 г. В этом сохранившемся памят­нике архитектуры эпохи Каролингов — своеобразно пе­реплелись античные и варварские мотивы, что было характерно для ис­кусства того времени. Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя пролётами. Над аркой помещался Надвратный зал, назначение которого неизвестно. Стены здания были облицованы раз­ноцветными плитами, что придава­ло ему нарядный, праздничный вид.


Капелла в Ахене. Разрез.Монастырские ворота в Лорше. Около 800 г.

Ахенская капелла и монастыр­ские ворота в Лорше — замеча­тельные, но нетрадиционные по­стройки раннего Средневековья. Типичной для того времени была архитектура многочисленных мона­стырей, в которых была сосредото­чена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества оп­ределялись здесь варварскими тра­дициями: монастырские храмы — невысокие здания с толстыми сте­нами — напоминали крепости.

Церковь монастыря Сен-Рикьё. Реконструкция. 790—800 гг. Франция.

Церковь монастыря Сен-Рикьё в Северной Франции — наиболее распространённый тип храма эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее реконструкция сделана по описаниям и рисункам.

ДВОРЦОВАЯ «АКАДЕМИЯ» КАРЛА ВЕЛИКОГО

«Академия» Карла Великого стала центром «каролингского ренессанса». Так называемая «академия» — учёный кружок при дворе Карла Великого, создан­ный в 794 г. по образцу античной школы. «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к философствованию», — отмечал придворный биограф Эйнгард.

Легенды повествуют о том, что Карлу служили учёные из раз­ных стран: ирландцы, считавшиеся самыми образованными людь­ми в Европе; итальянцы — последние носители античной культу­ры. Наставником Карла и руководителем дворцовой школы стал богослов и поэт Алкуин из королевства Нортумбрия (в современ­ной Англии). «Одним он преподавал правила грамматики, на дру­гих изливал волны риторики, этих готовил к битвам, тех к песням… Он объяснял гармонию неба, затмения Луны и Солнца, бурные движения моря, землетрясения, природу человека и животных, комбинации чисел и различные их формы…» —так писали о нём современники.

«Академия» Карла Великого превратилась в островок учёно­сти и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Император сам подавал пример усердия и стремления к знаниям: в частно­сти, начал изучать латинский и греческий языки, однако до кон­ца своих дней так и не выучился писать…

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более раз­нообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.

Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изо­бразительного искусства в варвар­ском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмот­ные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким обра­зом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Фрески церкви Святого Ио­анна Крестителя (780—790 гг.) в го­роде Мюстере (современная Швей­цария), старейшие из известных каролингских фресок. Фреска (от шпал fresco — «свежий», «сырой») — техника стенной росписи красками, разведёнными на воде, по сырой штукатурке. На стенах помещался цикл росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заве­тов. Здесь впервые появилось изо­бражение Страшного суда, что поз­же стало одной из характерных черт средневекового искусства. Ав­тор росписей в церкви Святого Ио­анна Крестителя следовал антич­ным традициям и канонам, о чём свидетельствуют строго выдержан­ные пропорции фигур.

Капелла в Ахене. Интерьер капеллы в Ахене. 788—805 гг. Германия.

Но при этом мастер внёс в изображения и своё восприятие окружающего мира. На фресках нет спокойных, уравнове­шенных композиций, свойственных античному искусству. Жесты персо­нажей резки, широкие складки их одежд развеваются, будто подхва­ченные вихрем.

Росписи во дворце Ингельсхейм. Памятники светской живописи эпохи Каролингов не дошли до на­шего времени. О ней известно толь­ко из воспоминаний современни­ков. Например, имеются сведения, что во дворце Ингельсхейм, при­надлежавшем Людовику Благочес­тивому, сыну Карла Великого, су­ществовали росписи, изображавшие подвиги древних героев; деяния римских императоров; события из истории династии Каролингов.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Эпоха Каролингов – время необычайного расцвета искусства мини­атюры — книжной иллюстрации.

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), которой было принято выделять начало тек­ста. Художники-миниатюристы ча­сто переезжали с места на место. По­этому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями. Переплёты книг, как правило, деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, в которых фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

Книгописная мастерская в Ахенебыла основана в конце VIII в. под покровитель­ством Карла Великого. В миниатюрах, созданных здесь, ху­дожники использовали и варвар­ские, и античные традиции. Слож­ное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам ве­ликолепие. Впервые в средневе­ковой миниатюре Западной Европы в них поя­вились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

Евангелие Годескалька, выполнено в 781—789 гг. в Ахене по заказу Карла Ве­ликого, названное так по имени художника. В нём мас­тер увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 г., а также крещение его сына Пипина Папой Адрианом I. Зо­лотые и серебряные буквы до сих пор сияют на пурпурном фоне пер­гамента. Сам Годескальк писал, что золотые буквы символизируют кра­соту небес и вечной жизни.

Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (со­временная Франция) и других горо­дах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили пер­сонажей миниатюр.

Утрехтская Псалтирь (IX в.) — считается одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов. Названа она так по месту хра­нения — в университете города Утрехта в Нидерландах. Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует опреде­лённому псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного гор­на иллюстрирует такой стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как серебро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневеко­вый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразитель­ное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельско­хозяйственных работ, он наполнил яркими, живыми образами. Его ге­рои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

Иллюстрированные ру­кописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре приобрели из­вестность с середины IX в.

Так на­зываемая Библия императора Кар­ла II Лысого, выполненна в 846— 851 гг.содержит изображение торжественной сцены поднесения книги этому го­сударю: процессия монахов в окру­жении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатю­ра — одно из самых ранних в за­падном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портрет­ные черты.

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1872;

Капелла в Ахене. Интерьер капеллы в Ахене. 788—805 гг. Германия.

Из Италии для отделки капеллы привезли ан­тичные мраморные колонны, а так­же облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Освя­щённая в 805 г. капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим дра­гоценные христианские реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоро­нили самого Карла.

Ворота монастыря в Лорше (современная Германия), построе­ны около 800 г. В этом сохранившемся памят­нике архитектуры эпохи Каролингов — своеобразно пе­реплелись античные и варварские мотивы, что было характерно для ис­кусства того времени. Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя пролётами. Над аркой помещался Надвратный зал, назначение которого неизвестно. Стены здания были облицованы раз­ноцветными плитами, что придава­ло ему нарядный, праздничный вид.


Капелла в Ахене. Разрез.Монастырские ворота в Лорше. Около 800 г.

Ахенская капелла и монастыр­ские ворота в Лорше — замеча­тельные, но нетрадиционные по­стройки раннего Средневековья. Типичной для того времени была архитектура многочисленных мона­стырей, в которых была сосредото­чена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества оп­ределялись здесь варварскими тра­дициями: монастырские храмы — невысокие здания с толстыми сте­нами — напоминали крепости.

Церковь монастыря Сен-Рикьё. Реконструкция. 790—800 гг. Франция.

Церковь монастыря Сен-Рикьё в Северной Франции — наиболее распространённый тип храма эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее реконструкция сделана по описаниям и рисункам.

ДВОРЦОВАЯ «АКАДЕМИЯ» КАРЛА ВЕЛИКОГО

«Академия» Карла Великого стала центром «каролингского ренессанса». Так называемая «академия» — учёный кружок при дворе Карла Великого, создан­ный в 794 г. по образцу античной школы. «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к философствованию», — отмечал придворный биограф Эйнгард.

Легенды повествуют о том, что Карлу служили учёные из раз­ных стран: ирландцы, считавшиеся самыми образованными людь­ми в Европе; итальянцы — последние носители античной культу­ры. Наставником Карла и руководителем дворцовой школы стал богослов и поэт Алкуин из королевства Нортумбрия (в современ­ной Англии). «Одним он преподавал правила грамматики, на дру­гих изливал волны риторики, этих готовил к битвам, тех к песням… Он объяснял гармонию неба, затмения Луны и Солнца, бурные движения моря, землетрясения, природу человека и животных, комбинации чисел и различные их формы…» —так писали о нём современники.

«Академия» Карла Великого превратилась в островок учёно­сти и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Император сам подавал пример усердия и стремления к знаниям: в частно­сти, начал изучать латинский и греческий языки, однако до кон­ца своих дней так и не выучился писать…

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более раз­нообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.

Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изо­бразительного искусства в варвар­ском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмот­ные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким обра­зом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Фрески церкви Святого Ио­анна Крестителя (780—790 гг.) в го­роде Мюстере (современная Швей­цария), старейшие из известных каролингских фресок. Фреска (от шпал fresco — «свежий», «сырой») — техника стенной росписи красками, разведёнными на воде, по сырой штукатурке. На стенах помещался цикл росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заве­тов. Здесь впервые появилось изо­бражение Страшного суда, что поз­же стало одной из характерных черт средневекового искусства. Ав­тор росписей в церкви Святого Ио­анна Крестителя следовал антич­ным традициям и канонам, о чём свидетельствуют строго выдержан­ные пропорции фигур. Но при этом мастер внёс в изображения и своё восприятие окружающего мира. На фресках нет спокойных, уравнове­шенных композиций, свойственных античному искусству. Жесты персо­нажей резки, широкие складки их одежд развеваются, будто подхва­ченные вихрем.

Росписи во дворце Ингельсхейм. Памятники светской живописи эпохи Каролингов не дошли до на­шего времени. О ней известно толь­ко из воспоминаний современни­ков. Например, имеются сведения, что во дворце Ингельсхейм, при­надлежавшем Людовику Благочес­тивому, сыну Карла Великого, су­ществовали росписи, изображавшие подвиги древних героев; деяния римских императоров; события из истории династии Каролингов.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Эпоха Каролингов – время необычайного расцвета искусства мини­атюры — книжной иллюстрации.

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), которой было принято выделять начало тек­ста. Художники-миниатюристы ча­сто переезжали с места на место. По­этому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями. Переплёты книг, как правило, деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, в которых фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

Книгописная мастерская в Ахенебыла основана в конце VIII в. под покровитель­ством Карла Великого. В миниатюрах, созданных здесь, ху­дожники использовали и варвар­ские, и античные традиции. Слож­ное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам ве­ликолепие. Впервые в средневе­ковой миниатюре Западной Европы в них поя­вились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

Евангелие Годескалька, выполнено в 781—789 гг. в Ахене по заказу Карла Ве­ликого, названное так по имени художника. В нём мас­тер увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 г., а также крещение его сына Пипина Папой Адрианом I. Зо­лотые и серебряные буквы до сих пор сияют на пурпурном фоне пер­гамента. Сам Годескальк писал, что золотые буквы символизируют кра­соту небес и вечной жизни.

Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (со­временная Франция) и других горо­дах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили пер­сонажей миниатюр.

Утрехтская Псалтирь (IX в.) — считается одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов. Названа она так по месту хра­нения — в университете города Утрехта в Нидерландах. Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой.

Капелла Карла Великого в Германии, курорт Ахен

В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует опреде­лённому псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного гор­на иллюстрирует такой стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как серебро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневеко­вый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразитель­ное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельско­хозяйственных работ, он наполнил яркими, живыми образами. Его ге­рои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

Иллюстрированные ру­кописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре приобрели из­вестность с середины IX в.

Так на­зываемая Библия императора Кар­ла II Лысого, выполненна в 846— 851 гг.содержит изображение торжественной сцены поднесения книги этому го­сударю: процессия монахов в окру­жении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатю­ра — одно из самых ранних в за­падном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портрет­ные черты.

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1871;

На стыке трех государств: Германии, Бельгии и Нидерландов, в древнем городе Ахен находится Ахенский или Имперский собор (Kaiserdom) – старейший средневековой собор Европы, где в течение 600 лет было короновано 35 германских королей и 14 королев. Имперский собор в Ахене стал первым объектом Германии, занесенным в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО как "шедевр архитектуры Каролингов".

Карл Великий, первый император Священной Римской империи, объединивший под своим скипетром почти все христианские народы Западной Европы, решил воздвигнуть «новый Рим» в своей резиденции в Ахене. В 786 году он начал строительство дворцовой императорской капеллы по проекту Одона Мецкого, ставшей ядром собора.

Свежие записи

Капелла разработана в византийском стиле по образу базилики Сан-Витале в Италии, откуда были заимствованы восьмиугольные формы, полосатые арки, мраморный пол и золотые мозаики.

Мифы и факты

Еще при жизни Карла в капелле были собраны важнейшие христианские реликвии, до сих пор хранящиеся в Имперском соборе Ахена: покров Пресвятой Девы, пеленки младенца Иисуса, набедренная повязка Христа на кресте и ткань, на которой лежала голова Иоанна Крестителя после его казни. В средние века эти реликвии привлекали полчища паломников из Германии, Австрии, Франции, Англии, Ирландии, Швейцарии и других стран. Начиная с XIV века четыре "Великие Реликвии" стали выставлять на показ только один раз в семь лет. Этот обычай продолжается и сегодня (следующий будет в июне 2014 года).

В центре капеллы лежит камень с надписью «Carolo Magno», где похоронен Карл Великий. В 1000 году император Оттон III велел открыть склеп. Говорят, тело Карла было найдено в замечательной сохранности, сидящим на мраморном троне. Большая фреска представляющая этот эпизод нарисована на стене большой комнаты в ратуше. В честь канонизации Карла Великого в 1165 году по просьбе Барбаросса в центре зала был подвешен огромный (4,2 м в диаметре) бронзовый обруч со свечами. По заказу короля Франции Людовика XI в 1481 году построены отдельные реликварии для отображения костей правой руки Карла Великого, которого почитали как прародителя французских королей.

В то же время часовня была перестроена в готическом стиле. Храм императора был перенесен в восточную часть, где находится и по сей день. В XV веке было добавлено несколько небольших часовен и зал для прихожан, чтобы поместить толпы паломников, в результате чего здание увеличилось до нынешних размеров.

Что посмотреть

Имперский собор в Ахене представляет собой шестнадцатигранное большое каменное здание из плотного известняка. Восьмиугольный внутренний зал окружен кольцевой галереей, окаймленной бронзовым ограждением. Капелла отличается высоким куполом (31 м), своды собора поддерживают множество мраморных колонн эпохи Каролингов. Винтовые лестницы, проложенные в толще стен капеллы, ведут на галерею второго яруса, где во время богослужений находились император и его приближенные. Западный вход украшают большие бронзовые двери VIII века, известные как "Волчьи Ворота". Это сохранившийся оригинал древней капеллы и весят четыре тонны. Современный вход открыт через меньшие, более скромные двери справа.

В верхней галерее находится трон, на котором короновались императоры Германии. В стенах встроены 13 витражей из цветного стекла 30 метров в высоту. Оригинальные окна были повреждены во время Второй мировой войны, а затем восстановлены в 1950 году. К счастью сам собор не пострадал.

В 1978 году Имперский собор одним из первых 12 объектов мира был занесен в список ЮНЕСКО. Сегодня действующий собор в Ахене относится к наиболее важным церковным сокровищницам Европы и, как кафедральный собор в Кельне, собор Парижской Богоматери во Франции, или собор Святого Иакова и Севильский собор в Испании, привлекает толпы паломников.

Ахенский собор (Aachener Dom) открыт ежедневно с 7.00 до 19.00 с апреля по октябрь и до 18.00 с ноября по март. Вход бесплатный, фотографирование — 2 €.
Официальный сайт: www.aachendom.de

* Цена билета и время работы могут меняться, уточняйте на официальном сайте / 2014-03-18

Видео:

Капелла Карла Великого

Капелла в Ахене. Интерьер капеллы в Ахене. 788—805 гг. Германия.

Из Италии для отделки капеллы привезли ан­тичные мраморные колонны, а так­же облицовочные плиты из дворца короля Теодориха в Равенне. Освя­щённая в 805 г. капелла служила не только церковью. Здесь хранились собранные Карлом Великим дра­гоценные христианские реликвии. 28 января 814 г. в капелле похоро­нили самого Карла.

Ворота монастыря в Лорше (современная Германия), построе­ны около 800 г. В этом сохранившемся памят­нике архитектуры эпохи Каролингов — своеобразно пе­реплелись античные и варварские мотивы, что было характерно для ис­кусства того времени. Сооружение напоминало римскую триумфальную арку с тремя пролётами. Над аркой помещался Надвратный зал, назначение которого неизвестно. Стены здания были облицованы раз­ноцветными плитами, что придава­ло ему нарядный, праздничный вид.


Капелла в Ахене. Разрез.Монастырские ворота в Лорше. Около 800 г.

Ахенская капелла и монастыр­ские ворота в Лорше — замеча­тельные, но нетрадиционные по­стройки раннего Средневековья. Типичной для того времени была архитектура многочисленных мона­стырей, в которых была сосредото­чена политическая и культурная жизнь. Особенности зодчества оп­ределялись здесь варварскими тра­дициями: монастырские храмы — невысокие здания с толстыми сте­нами — напоминали крепости.

Церковь монастыря Сен-Рикьё. Реконструкция. 790—800 гг. Франция.

Церковь монастыря Сен-Рикьё в Северной Франции — наиболее распространённый тип храма эпохи Каролингов. Руководил строительством церкви настоятель монастыря Ангильберт под покровительством самого Карла Великого. До наших дней церковь не сохранилась, ее реконструкция сделана по описаниям и рисункам.

ДВОРЦОВАЯ «АКАДЕМИЯ» КАРЛА ВЕЛИКОГО

«Академия» Карла Великого стала центром «каролингского ренессанса».

Великий дворец Великого Карла

Так называемая «академия» — учёный кружок при дворе Карла Великого, создан­ный в 794 г. по образцу античной школы. «Из всех государей он был самым жадным в поисках людей знающих и в побуждении их к философствованию», — отмечал придворный биограф Эйнгард.

Легенды повествуют о том, что Карлу служили учёные из раз­ных стран: ирландцы, считавшиеся самыми образованными людь­ми в Европе; итальянцы — последние носители античной культу­ры. Наставником Карла и руководителем дворцовой школы стал богослов и поэт Алкуин из королевства Нортумбрия (в современ­ной Англии). «Одним он преподавал правила грамматики, на дру­гих изливал волны риторики, этих готовил к битвам, тех к песням… Он объяснял гармонию неба, затмения Луны и Солнца, бурные движения моря, землетрясения, природу человека и животных, комбинации чисел и различные их формы…» —так писали о нём современники.

«Академия» Карла Великого превратилась в островок учёно­сти и цивилизации в суровом и беспокойном мире. Император сам подавал пример усердия и стремления к знаниям: в частно­сти, начал изучать латинский и греческий языки, однако до кон­ца своих дней так и не выучился писать…

МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Каролингские храмы снаружи были украшены очень скромно, зато их внутреннее убранство с течением времени становилось всё более раз­нообразным, и прежде всего за счёт настенных росписей — фресок.

Ещё в конце VI в. папа Григорий I говорил об огромном значении изо­бразительного искусства в варвар­ском мире: «Живопись допустима в церквах для того, чтобы неграмот­ные могли читать, глядя на стены, находя то, чего они не в состоянии почерпнуть в книгах». Таким обра­зом, церковные росписи в раннем Средневековье превращались в «Библию для неграмотных».

Фрески церкви Святого Ио­анна Крестителя (780—790 гг.) в го­роде Мюстере (современная Швей­цария), старейшие из известных каролингских фресок. Фреска (от шпал fresco — «свежий», «сырой») — техника стенной росписи красками, разведёнными на воде, по сырой штукатурке. На стенах помещался цикл росписей на сюжеты из Ветхого и Нового заве­тов. Здесь впервые появилось изо­бражение Страшного суда, что поз­же стало одной из характерных черт средневекового искусства. Ав­тор росписей в церкви Святого Ио­анна Крестителя следовал антич­ным традициям и канонам, о чём свидетельствуют строго выдержан­ные пропорции фигур. Но при этом мастер внёс в изображения и своё восприятие окружающего мира. На фресках нет спокойных, уравнове­шенных композиций, свойственных античному искусству. Жесты персо­нажей резки, широкие складки их одежд развеваются, будто подхва­ченные вихрем.

Росписи во дворце Ингельсхейм. Памятники светской живописи эпохи Каролингов не дошли до на­шего времени. О ней известно толь­ко из воспоминаний современни­ков. Например, имеются сведения, что во дворце Ингельсхейм, при­надлежавшем Людовику Благочес­тивому, сыну Карла Великого, су­ществовали росписи, изображавшие подвиги древних героев; деяния римских императоров; события из истории династии Каролингов.

КНИЖНАЯ МИНИАТЮРА

Эпоха Каролингов – время необычайного расцвета искусства мини­атюры — книжной иллюстрации.

Слово «миниатюра» происходит от латинского названия киновари — красной краски (minium), которой было принято выделять начало тек­ста. Художники-миниатюристы ча­сто переезжали с места на место. По­этому школ миниатюры не было, а существовали центры изготовления иллюстрированных рукописей при монастырях некоторых городов.

Примерно в конце III в. на смену папирусному свитку (см. статью «Искусство Древнего Египта») пришёл пергамент — специально обработанная телячья или свиная кожа. В VII—VIII вв. вместо стиля (металлической палочки для письма) и калама (тростниковой или деревянной палочки) стали пользоваться птичьими перьями. Переплёты книг, как правило, деревянные, обтягивали кожей и нередко украшали пластинками из слоновой кости, золотом или драгоценными камнями. Размеры книг могли быть самыми разнообразными: от крупных до совсем крошечных, в которых фигурки миниатюр были размером с булавочную головку.

Книгописная мастерская в Ахенебыла основана в конце VIII в. под покровитель­ством Карла Великого. В миниатюрах, созданных здесь, ху­дожники использовали и варвар­ские, и античные традиции. Слож­ное плетение узоров, пурпур и золото придавали миниатюрам ве­ликолепие. Впервые в средневе­ковой миниатюре Западной Европы в них поя­вились изображения человека — евангелистов в величественных и торжественных позах, как правило с книгой и пером в руках.

Евангелие Годескалька, выполнено в 781—789 гг. в Ахене по заказу Карла Ве­ликого, названное так по имени художника. В нём мас­тер увековечил визит Карла в Рим на Пасху в 781 г., а также крещение его сына Пипина Папой Адрианом I. Зо­лотые и серебряные буквы до сих пор сияют на пурпурном фоне пер­гамента. Сам Годескальк писал, что золотые буквы символизируют кра­соту небес и вечной жизни.

Через несколько десятилетий традиции каролингской миниатюры стали известны в Реймсе, Туре (со­временная Франция) и других горо­дах. В изображениях постепенно исчезла античная величавость человеческие чувства оживили пер­сонажей миниатюр.

Утрехтская Псалтирь (IX в.) — считается одним из самых замечательных произведений эпохи Каролингов. Названа она так по месту хра­нения — в университете города Утрехта в Нидерландах. Псалтирь — одна из книг Библии, содержащая псалмы (религиозные песнопения). Псалтирь в Средневековье служила основным пособием для овладения грамотой. В ней сто шестьдесят пять рисунков, каждый из которых соответствует опреде­лённому псалму. Например, сцена с двумя мастерами у кузнечного гор­на иллюстрирует такой стих псалма: «Слова Бога — чистые слова, как серебро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз». Средневеко­вый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразитель­ное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельско­хозяйственных работ, он наполнил яркими, живыми образами. Его ге­рои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.

Стиль Утрехтской Псалтири ока­зал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появ­ляться на книжных окладах, выпол­ненных из слоновой кости или зо­лота, а также на небольших алтарях.

Иллюстрированные ру­кописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре приобрели из­вестность с середины IX в.

Так на­зываемая Библия императора Кар­ла II Лысого, выполненна в 846— 851 гг.содержит изображение торжественной сцены поднесения книги этому го­сударю: процессия монахов в окру­жении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстаёт перед императором. Эта миниатю­ра — одно из самых ранних в за­падном средневековом искусстве изображений реального события. Возможно, облик Карла Лысого на миниатюре передаёт его портрет­ные черты.

Дата добавления: 2016-01-03; просмотров: 1870;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *