Города и Страны

Каменная Могила Мелитополь

Уважаемые посетители! Приветствуем Вас на официальном сайте Национального историко-археологического заповедника «Каменная Могила»!

Каменная Могила – уникальный памятник геологии и археологии. Это песчаниковый холм, в гротах и пещерах которого содержатся несколько тысяч петроглифов – наскальных рисунков древних людей, живших и кочевавших в приазовских степях многие тысячелетия. Каменная Могила – единственное место в мире, где сосредоточены рисунки, датируемые настолько широким историческим диапазоном: от эпохи позднего палеолита до средневековья (24-20 тыс. до н.э. – 11-13 в.в. н.э).

Река времени донесла до нас великое достижение Человека седой древности. Все, чем мы сегодня располагаем, чего мы достигли в век технического прогресса, было заложено в глубокой древности. Вечное стремление человека к Познанию, ставшее потребностью как воздух, как сама жизнь, дало возможность с помощью науки о прошлом – археологии, проникнуть в этот неведомый мир и разгадать множество его тайн.

В бескрайней степи близ поселка Мирное Мелитопольского района Запорожской области стоит величественный и одинокий каменный холм… Обветренные за миллионы лет, обросшие зеленовато-серым лишайником глыбы песчаника разнообразны, причудливы и фантастичны по очертаниям, что создает впечатление молчаливой величавости. В народе холм издавна называют Каменной Могилой. Почему могилой? Да потому, что тысячелетиями охотники, скотоводы и земледельцы знали, что высокие курганы в степи – это могилы предков.

Однако Каменная Могила – это исключительно природное образование. В наши дни высота холма достигает 12 метров. На 1.6 гектарах ее площади насчитывается около 3 тысяч плит.

Это не беспорядочное нагромождение песчаниковых плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей. «Священной горой», местом паломничества был холм Каменной Могилы для наших далеких предков. На протяжении многих тысячелетий сюда шли древние охотники, скотоводы, многочисленные народы: киммерийцы, скифы, сарматы, готы, гунны, печенеги, хазары, половцы… Каждый, кто приходил сюда, находил себе уединенное место, создавал своеобразный алтарь и совершал религиозные обряды.

В гротах и пещерах древние люди оставили несколько тысяч рисунков – петроглифов (с греч. – «резьба по камню»). В основном рисунки наносились на песчаник не красками, как, например, во Франции или на Южном Урале, а протирались куском твердого камня. Они образовывали углубления, которые лишь иногда покрывались минеральными черными и красными красками. Уникальность памятника состоит в том, что тут пересекаются рисунки разных исторических эпох – от эпохи позднего палеолита до средневековья.

Каменная Могила

Хронология петроглифов охватывает огромный период от XXIV-XX тысячелетия до н.э. до XI-XIII веков.

Каменная Могила, возвышаясь в Приазовской степи вблизи города Мелитополя, феноменальна сама по себе в человеческом понимании. Она древнее Стоунхенджа, египетских пирамид и всех зиккуратов Востока. Потому и была она на протяжении многих тысячелетий «Меккой» древних жрецов Великой Степи, которые оставили здесь сакральные знаки своей религии…

Каменная Могила выполняла функции «мировой горы», как Олимп в Древней Греции. Степной холм – это своеобразная модель Мира, в котором отразилась сущность космического устройства, т.е. вход в нижний, потусторонний мир. С другой стороны, Каменная Могила – это своеобразный храм, соединяющий три мира – небесный, земной и подземный. И эту роль песчаниковый холм выполнял многие тысячелетия…

Каменная Могила – храм нашей общечеловеческой культуры и духовности, сохранившийся на юге Украины, где сосредоточены не только петроглифы и живописные рисунки – мифологемные произведения, а сохранены первые образцы письменности, свидетельствующие о высокой культуре наших предков.

Указом Президента Украины №815 от 10 сентября 2008 г. историко-археологическому заповеднику «Каменная Могила» присвоен статус Национального.

вверх

 

На земле существует очень немного мест, где можно одновременно наблюдать следы жизнедеятельности различных, порой прямо противоположных по своей культуре и происхождению народов. Причём эти следы нисколько не затушёвывают друг друга. Место, о котором мы будем говорить в данной главе, полностью соответствует этим критериям. Его интересной особенностью является и то, что это один из древнейших на земле храмовых комплексов. На этом месте в различные времена обитали тысячи народов: племена эпохи первых послепотопных людей, киммерийцы, скифы, амазонки, сарматы, гунны, готы, хазары, половцы. Один народ сменял другой, но всегда это место оставалось храмовым центром, где различные племена и народы совершали свои богослужения. Этому храму под открытым небом более 3000 лет! Это место, как мы увидим ниже, является прямым порождением потопа, низвергнувшем отступившую от Бога цивилизацию. На этом месте в последующие десятки веков грозные орды кочевников своим каждением идолам бросали вновь и вновь вызов Истинному Богу. И… затем погребали себя под тяжёлыми плитами каменной могилы. И действительно, Каменная могила под Мелитополем, о которой мы будем говорить в этой главе, представляет собой не просто холм из каменных плит, напоминающий могилу, но является настоящей братской могилой десятков народов, поправших Божий Закон… Интерес этого места состоит в том, что там обитали народы, о которых пророчествовал Иезекииль и которые упоминаются в Библии. Обычно мы привыкли встречаться с библейскими народами где-нибудь в Египте, Вавилоне, Тире и пр. И часто из-за этого они нам кажутся далёкими. Здесь же мы встречаемся со следами этих племён у нас на Украине, причём, как мы уже упоминали, со всеми одновременно! Находки, обнаруженные в этом месте, являются прекрасными иллюстрациями ко многим книгам Библии. Священная история от потопа до апостольских времён предстанет перед вашими глазами…

Когда вы едете машиной из Харькова в Крым по Симферопольской трассе, то не доезжая Мелитополя, слева можно увидеть поворот на село Мирное, и огромный плакат: „Кам’яна могила. Археологічний пам’ятник“. Повернув налево и проехав всего несколько километров, вы подъедете к огороженному заповеднику, находящемуся прямо в степи. Войдя в него и пройдя несколько десятков метров, перед вами откроется вид на огромный холм, сложенный будто бы великанами из громаднейших, как бы беспорядочно лежащих, каменных плит.

Каменная могила представляет собой эрозионно-денудационный останец, сложенный среднесарматским песчаником более 12 метров в высоту, занимая площадь в три гектара (!), с множеством пещер и гротов. «В геологическом и историческом плане Каменная могила — один из уникальнейших памятников. Это останец песчаника сарматского моря третичного периода… здесь была песчаниковая мель. Позднее, когда возникло Понтийское море, на этом месте образовались известняковые отложения (они и сейчас хорошо прослеживаются на правом берегу долины реки Молочной, вблизи села Терпенье Мелитопольского района), в толще которых найден зуб кита. Море ушло, воцарилась пустыня. Появились красно-бурые глины, содержащие железо и марганец. Впоследствии здесь образовалась впадина реки, воды которой проникли вглубь земли, а оксиды железа и марганца выходили на поверхность песка, образуя каменистую породу. Так постепенно возник на этом месте песчаниковый монолит. В период таяния ледника на севере (граница его достигала района современного Днепропетровска) „большая вода“, стекая к югу, образовала долины рек и так называемые „амфитеатры“ — огромные вымоины в правом берегу пра-Молочной. Эти „амфитеатры“ образовались, как полагал русский естествоиспытатель академик К.М. Бэр, в результате поворотного движения огромной массы воды на поверхность Земли. Вследствие естественного углубления русла реки Молочной огромный остров оказался на поверхности долины, под воздействием воды и ветра первичный щит песчаника раскололся, а его обломки сползли по песку, и возник своеобразный каменный холм с гротами и пещерами. С течением времени плиты приобрели удивительные формы и очертания. Сегодня на многих из них можно увидеть отпечатки моллюсков Сарматского моря — жителей могучего древнего водоёма. Однако это не беспорядочное нагромождение плит, а правильно развалившийся каменный панцирь, пещеры и гроты которого оказались очень удобными для культовых целей древних людей» . Итак, где сегодня высится каменный холм, когда-то бушевали воды потопа. Вызванные этой глобальной катастрофой изменения привели к резкому изменению климата, леднику, изменениям рельефа местности. Сегодня следами грозного Божьего суда, разразившегося в 2346 г. до х. э. являются окаменелые живые организмы, которые можно увидеть на плитах каменного кургана. Когда смотришь на этот природный памятник, невольно вспоминаешь о допотопных людях, и кажется, что эти глыбы скрывают под собой останки потомков Каина.

• Первые люди. Долгое время в исторической науке (и особенно, в силу идеологии, советской) было принято говорить о так называемых первобытных людях, периода древнекаменного века (палеолита), которые были полудикими, жили в пещерах, не знали ни понятия семьи, ни тем более религии (и уж тем более монотеизма). Словом, это были полулюди, обросшие как обезьяны шерстью и использующие лишь камни для охоты и сбивания плодов. Однако, в последующем было доказано, что деление истории в зависимости от качества материала, из которого изготовляли орудия труда (камень, медь, бронза, железо) несостоятельно. И что железные орудия встречаются в тех же временных отложениях, когда должны были бы быть только каменные . Было показано, что жили эти люди в пещерах не потому, что были дикими, а потому, что сразу в послепотопный период была очень высокая сейсмическая активность и построенные жилища быстро разрушались. В плане же своего развития, религиозно-этических представлений они не отличались от нас, современных людей. Крупный французский учёный, профессор А. Леруа-Гуран писал: «Религия палеолита дошла до нас в своей изобразительной вершине… Определенное изображение всеобщего порядка явлений символически передано там через человеческие и звериные персонажи. Храм этот — одновременно микрокосмос и пантеон… Мы видим лишь слабую тень религии палеолита. Одно можно сказать теперь твёрдо: эти изображения скрывают исключительно сложный и богатый мир представлений, гораздо более сложный и богатый, чем считалось до сих пор. Порядок символов остаётся одним и тем же многие тысячелетия и это доказывает существование мифологии» . И свидетельства, оставленные древними людьми на Каменной могиле являются тому подтверждением. В данной главе мы рассмотрим лишь те наскальные рисунки Каменной могилы периода каменного века, которые имеют прямые библейские параллели.

• Древо жизни. В Быт. 3:6 повествуется о том, как первые люди Адам и Ева, нарушив Божий запрет, вкусили плоды дерева жизни, за что были изгнаны из рая. Известия о древе жизни сохранились практически у всех без исключения народов . Среди петроглифов (от греч. petros — камень и glyphe — резьба — наскальные изображения) обнаружены изображения „древа жизни“ . Древние люди знали, что с этим деревом связано грехопадение их далёких предков и потеря ими вечной жизни и что плоды этого дерева принесли в нашу жизнь смерть. Но в то же время у них продолжало жить, правда, в смутном виде предание о том, что в конце концов смерть будет побеждена Богом в Его борьбе со змеем (об этом см. ниже) и древо жизни вновь будет давать людям жизнь. Поэтому на могильниках древние люди и изображали часто древо жизни, которое вновь даст жизнь тому, кто лежит в этой могиле. В Древнем Китае и других местах был обычай сажать деревья на могилах, чтобы придать духу умершего силу и тем самым спасти его тело от разложения . Кстати, именно отсюда происходит обычай садить на могилах цветы.

• Змей, как символ зла. Из Быт. 3:1 мы знаем, что дьявол предстал пред Евой в образе змея. И поэтому неудивительно, что практически у всех народов змей (дракон) являлся олицетворением злых сил. «Например, на Кавказе (Армения, Грузия, Азербайджан) вешапов (драконов, змей — прим. А.О.) связывали с образами злых существ, похищающих солнце и воды, т.е. символы жизни» . Символами зла змеи были и в Вавилоне, Индии, Египте. Сохранили древние народы и предание о том, что змей будет побеждён Богом, который и вернёт людям вечную жизнь. «Мифы о змееборстве получили особенно большое распространение» . Мифология приписывает функции змееборства многим богам-демиургам, как например, Мардуку, Ра, Зевсу, Аполлону, отчасти Яхве. Мифы о змееборстве были широко распространены в Вавилоне, Египте, Индии . Так, Ригведа — древнеиндийский эпос рассказывает, что «дракон Вритру… имел вид бесплечего, безногого и безрукого, т.е. змееподобного существа, покоившегося на горе. Индра убил дракона, ударив его по голове . И тогда «мгновенно над землёй просиял свет, потоки воды ринулись с гор и насытили жаждущую землю» . Изображение змея, дракона-вешапа, найдено было в 1985 году и на Каменной могиле. Грот, где оно было обнаружено, получил название „Грот Дракона“ . Но более всего поражает одна интересная деталь, а именно изображение человеческой ступни, покоящейся на голове дракона. «Для интерпретации изображения человеческой ступни на голове дракона-вешапа из грота Каменной могилы, на наш взгляд, наиболее приемлем сюжет из Шумера, когда Нингирс, поражая врага, опускает на него „свою могучую стопу“. На голове дракона в гроте имеются следы ударов острым орудием — явная связь с религиозным обрядом убийства, а ступня — нечто иное, как символ героя или антропоморфного божества, поразившего дракона и породившего солнце, небо, утреннюю зарю» . Какая яркая иллюстрация к библейскому тексту «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15)! Змей сможет поражать только стопу, но сам будет поражён грядущим Спасителем в голову! Сведения о поражении змея в голову и человеческой стопе сохранились и у многих других народов, будучи связаны с культом героя и Бога и понятиями — символами двух начал: жизни и смерти .

• Крест. Найдены на плитах Каменной могилы и изображения креста, относящиеся к эпохе так называемого каменного века. Эта находка на территории Украины вместе с многочисленными другими ещё раз свидетельствует о том, что символ креста имеет чисто языческое происхождение: «в каменном веке — эпохе бронзы первоначально крест был символом идеи центра и основных его направлений или символизировал солнце» . «Языческие племена поклонялись кресту, как символу бессмертия» . У христиан же крест «далеко не сразу стал важнейшим символом новой религии. В раннем христианстве, в I, II и даже в III вв., крест как орудие казни Иисуса Христа презирался верующими. В этой связи Минуция Феликс писал: „что касается крестов, то мы их совсем не почитаем; нам не нужны они, нам христианам; это вы язычники, вы, для которых священны деревянные идолы, вы почитаете деревянные кресты» .

Народы Каменной могилы

В разные времена хозяевами Каменной могилы были следующие библейские народы: скифы и киммерийцы (подробнее о них см. в главах №2 и 3 второй части данной книги), готы и гунны (данные о которых будут приведены в работе, посвящённой Археологическому исследованию книги Откровение), а также хазары и половцы. Но пожалуй самым экзотичным из всех народов, строивших когда-либо свои святилища на этом месте были племена женщин-воительниц амазонок. Долгое время в историографии было принято рассматривать свидетельства древних авторов о них, как сказки. Однако, археологические и исторические открытия подтвердили, что данные племена действительно были. И сообщаемые о них сведения античными авторами соответствуют действительности. Итак, что же это было за племя, обитавшее в IV—III веках до х. э. на территории современной Украины (Запорожская область)? Древняя история амазонок уходит в легендарное прошлое. Первые исторически достоверные сведения о них относятся к IV веку до х. э. Тогда «После победоносного сражения при Фермодонте эллины (так гласит сказание) возвращались домой на трёх кораблях, везя с собой амазонок, сколько им удалось захватить живыми. В открытом море амазонки напали на эллинов и перебили всех мужчин. Однако амазонки не были знакомы с кораблевождением и не умели обращаться с рулём, парусами и вёслами. После убиения мужчин они носились по волнам, и гонимые ветром, пристали наконец к Кремнам на озере Меотида. Кремны же находятся в земле свободных скифов. Здесь амазонки сошли с кораблей на берег и стали бродить по окрестностям. Затем они встретили табун лошадей и захватили его. Разъезжая на этих лошадях, они принялись грабить Скифскую землю» . Законы в этом необычном женском племени были суровы. «Воительницы были храбрыми, метко стреляли из лука, ловко владели мечом, хорошо ездили верхом и нередко побеждали в войнах мужчин из соседних племён. Судьба пленных, которые становились мужьями амазонок, была тяжёлым испытанием: они выполняли „чёрную“ работу, часто их калечили, а когда избранники были недовольны, их попросту убивали. При рождении детей в живых оставляли только девочек… Жрицы под звуки бубнов и магических заклинаний, раскалённым железом прижигали новорожденным девочкам правую грудь, чтобы росла сила в правой руке — для владения мечом и луком» . Со временем воинственные амазонки всё же вступили в более равноправные отношения с одним из скифских племён, юноши которого, взяв за себя амазонок, откочевали из своих исконных земель. От этого союза амазонок со скифами образовалось племя сарматов (или савроматов). Однако женщины продолжали в нём не только пользоваться равноправием наравне с мужчинами, но и занимать лидирующее положение. Вот, что пишет о сарматах римский географ II в. х. э. Помпоний Мела: «Сарматы не живут в городах и даже не имеют постоянных мест жительства: они вечно живут лагерем, перевозя своё имущество и богатство туда, куда привлекают их лучшие пастбища или принуждают отступающие или преследующие враги, племя воинственное, свободное, непокорное и до того жестокое и свирепое, что даже женщины участвуют в войнах наряду с мужчинами» . «До недавнего времени, а точнее, до 1976 года, образы и деяния амазонок были известны в основном по рисункам на древнегреческих сосудах… Однако во время молочанской археологической экспедиции (1951—1952) под руководством Тереножкина А.Я. было открыто 42 сарматских погребения, среди которых немало принадлежало женщинам-амазонкам…

Каменная могила Мелитополь

В одной из могил лежали останки молодой девушки. Вход в погребальную камеру был закрыт деревянным щитом. Вблизи погребённой лежали: боевой пояс, горит-сайгак со стрелами и два наконечника копий. Шея украшена бусами, на руках — браслеты — повязки из серебра и бронзы. Недалеко от кургана найдено ещё одно погребение амазонки, которое относится к рубежу нашей эры. И вновь рядом с погребённой — предметы вооружения и туалета: копьё, меч, стрелы, шпильки, зеркальце, кольца, флаконы для благовоний… Гиппократ уточняет, что девушка не могла выйти замуж до тех пор, пока в бою не убивала трёх врагов» . Жестокость и противоестественные функции, взятые на себя женщинами, а также аморальность религии привели к духовной деградации сарматского народа, а затем и его гибели, которая вместе с падением киммерийцев и скифов, других обитателей Каменной могилы продемонстрировала, к чему приводит отступление от Бога.

       

Примечания к 1 главе

для возврата в основной текст нажимайте на ссылку слева

Михайлов Б. Мелитополь. Природа. Археология, История. Запорожье, Дикое поле, 2002, с. 7

Михайлов Б.Д. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Запорожье, Дикое поле, 1998, с. 5

Подбор литературы см. в: Опарин А.А. Ключи истории. Археологическое исследование книги Бытие, Харьков, Факт, 2000, с. 43-46

Цит. по: Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М, 1981, с. 118-119

Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т., М, Советская энциклопедия, 1982, том 1, с. 398; Фрэзер Д. Фольклор в Ветхом Завете, М, Политиздат, 1985, с. 34

Михайлов Б.Д. Петроглифы Каменной могилы, Запорожье, Дикое поле, 1999, с. 96-97

Фрэзер Д. Золотая ветвь, М, 1980, с. 136

Марр Н.Я., Смирнов Я.И. Вешапы // Труды Государственной академии института материальной культуры, 1931, том 1, с. 59, 105

Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия, М, Наука, 1971, с. 165

Мифы народов мира. Указ. соч., т. 1, с. 276

Гринцер Н.А. Древнеиндийский эпос, М, Наука, 1974, с. 284

Ригведа. Избранные гимны, М, Наука, 1972, с. 111-113, 134

Шахнович. Указ. соч., с. 166

Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 105

Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 107

Там же, с. 110

Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 84

Михайлов. Петроглифы Каменной могилы. Указ. соч., с. 126

Голубцова Н.И. У истоков христианской церкви, М, Наука, 1967, с. 83

Геродот. Указ. соч., книга 4, 110, с. 270-271

Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 78

Хрестоматия по истории Древнего мира. М, 1962, с. 332

Михайлов. Подземный «Эрмитаж» Приазовья. Указ. соч., с. 79, 80

Библия и наука — nauka.bible.com.ua

© 1996-2003 А. А. Опарин
Разработка и сопровождение © 2000-2003 Юрий Цупко

Каменная Могила – заповедник возле Мелитополя

Даже официальная наука, сквозь зубы признает уникальность этого места, ограничиваясь правда, в формулировках — просто культовым центром и месторасположением древнейшей наскальной живописи, без всякой мистики. А мистики там хватает.

Благодаря удивительным вещам, что происходят там с обычными людьми, которые трудно объяснить логически, Каменную Могилу возвели в ранг чуть ли не пупа Земли, обозвали одним из главных энергетических центров планеты, и приписывают ей самые разные функции, от мегахранилища знаний древних и Места Силы ариев, гипербореев,шумеров и друидов вместе взятых, до мегаоружия против злобных инопланетян.

Представьте себе сколько разного народа она притягивает к себе, поверьте, побывав там в хорошую погоду на выходных , вы воочию увидите немалое количество людей с самыми разными формами двинутости на эзотеричскую тему, по большей мере безобидными и забавными. Поэтому скучать вам там не придется. Кроме того того, что можно увидеть на Каменной Могиле, вы вполне можете расширить свой кругозор и знакомства, а если повезет, то и на собственном опыте убедится, в реальности происходящих там загадочный явлений.


Итак, вооружившись терпением и небольшим рюкзачком, я купил билеты до Мелитополя, проверил прогноз погоды на выходные, и в пятницу вечером уже ехал в поезде навстречу приключениям.

На следующий день в Мелитополе я добрался до автовокзала, где по слухам должна ходить маршрутка прямо до объекта.

Кстати, сам городок особого впечатления не произвел, хотя девушки там красивые. Добравшись до центрального автовокзала, я с удивлением узнал, что мне нужно оказывается на пригородный автовокзал, а он совсем в другом районе. «Вот блин, мегаполис» подумал я тогда, и пошел искать маршрутку до Центрального рынка, рядом с которым и находится пригородная автостанция. На месте разобрался, чтобы добраться до Каменной Могилы, мне нужен транспорт до Мирного, куда я благополучно и погрузился. Заплатив пять гривен, я вышел на предпоследней остановке, и вскоре увидел долгожданный указатель.


Всего нужно пройти пару километров через лесок, там увидите символическую оградку заповедника и кассу, пройдя ее, идете прямо к цели.

И вот виднеется знаменитое Место Силы.

Я все ближе, поражает контраст, степь и резко песок, причем с одной стороны низинка с камышом, и сразу же песок. И так как погода теплая, с периодически выглядывающим солнцем, народу не мало.

Кто медитирует, кто то, забравшись на камни, высматривает что то, видимое только ему.

Я же активно начал исследовать окружающее. Разнообразной формы огромные глыбы, полузасыпаные входы в пещерки и гроты, мне все интересно.

И, наконец, удача, я нашел загадочные древние петроглифы!

Хотя конечно, то и дело видны современные художества неадекватных личностей, я все же смог найти и увидеть загадочные рисунки древних.

Кстати, я провел там несколько часов и действительно через некоторое время, испытываешь необычные ощущения, прилив сил и пронзительную ясность мысли. Между прочим многие кто туда приезжают, устраиваются поудобнее на камнях и медитируют, причем говорят, что очень помогает при болезнях. На обратном пути видел я парочку, которая утверждала, что у их открытый недавно термос в котором был остывший чай, после того как они поставили его на камни и через пятнадцать минут снова налили в кружки так сильно нагрелся, что чуть не обожглись. Вот такие удивительные вещи.

Подбросили меня до Мелитополя на машине добрые люди, и, возвращаясь в поезде домой, полный впечатлений, я точно знал что еще раз вернусь туда, со своими друзьями, мне есть что им показать.

Заповедник Каменная Могила

Каменная Могила — довольно большой песчаный массив, сохранившийся от некогда находившейся здесь отмели Сарматского моря. Энергетический центр колоссальной мощности расположился в долине реки Молочной в Запорожской области. Это место воспринималось древними людьми, как святилище, а редкие петроглифы сохранились и до наших дней

Автор фотографий – Александр Колчинский, Мелитополь (feliksovich52@yandex.ru).

Каменная могила расположена в двух километрах от села Терпенье Мелитопольского района Запорожской области

По сути, это скопление больших камней на территории свыше 3000 квадратных метров и высотой, доходящей до 12 метров. Эти камни по своей форме выглядят,  как курган, этим и объясняется название. Каменная могила первоначально, вероятнее всего, была песчаниковой отмелью древнего Сарматского моря. Это практически единственный выход песчаника на всей территории азовско-чёрноморской впадины,  по сути своей — уникальнейшее геологическое формирование

В наши дни здесь образовалось множество естественных пустот — гротов, проходов, а так же пещер. На нижеследующих фотографиях вы сможете увидеть вершину кургана из камней, вернее его часть

Впервые Каменная могила была описана Н. И. Веселовским. Он проводил исследования близ  этого места в 1889 году. Исследуя один из многочисленных курганов, археолог поехал к селу под названием Терпенье, чтобы подтвердить или опровергнуть некоторые ходившие слухи. Там ученый нашел громадный каменный курган и предположил, что это искусственное сооружение, созданное человеком. В 1890 году он более тщательно изучил пару пещер, но, не смог найти тут ни сокровищ, ни захоронений и завершил раскопки, написав лишь коротенькую заметку о Каменной могиле.

Этот заповедник содержит более 60 гротов и пещер, где в целости и сохранности можно наблюдать тысячи петроглифов — всевозможных рисунков и символов. Достоверное количество гротов узнать довольно сложно, а самих зон с иероглифами может быть гораздо больше, чем найдено на данный момент.

Несмотря на ведущиеся уже почти столетие раскопки, большая часть пещер остаются под толстым слоем песка. При том состоянии памятника, в котором он находится сейчас, раскопки песка могут привести к сильным  обвалам

Что также интересно, ни в самой Каменной могиле, ни в непосредственной близости от неё не найдено человеческих поселений, которые можно было бы отнести к памятнику. Именно поэтому историки приходят к выводу, что территория использовалась исключительно в культовых целях, как древнее святилище. В добавок, почти все петроглифы Каменной могилы нанесены на внутренних сторонах камней, и их можно рассмотреть лишь находясь внутри гротов, что свидетельствует о их возможной священности. Даже в наше время ежегодно, во время летнего солнцестояния, сюда прибывают изотерики со всей территории бывшего Советского Союза и даже из-за границы, потому что место характеризуется довольно сильной энергетикой

Невзирая на тот факт, что многие подобные исторические памятники в целях сохранения защищаются специальными сооружениями, Каменная могила, как и было раньше, расположена полностью под открытым небом. Не проводится вообще никаких работ по её сохранению. К тому же, многие археологи  20 столетия обращали внимание на частичное размывание вышеупомянутых петроглифов. Исследование большинства плит сейчас проводится по фотографиям и наброскам, сделанным более 50 лет тому назад. Сейчас этих крайне ценных для науки и истории иероглифов уже не сохранилось

Геологическая ценность и уникальность формирований подобного типа, как Каменная могила, стала причиной рождения идеи об искусственном происхождении памятника, что и считается наиболее вероятной теорией

16 июня 2012 | Категории: Места, История, Природа

Вы знаете, что в Украине есть степные пирамиды и они старше знаменитых египетских? Это уникальное место находится в Запорожской области. У реки Молочная Мелитопольского района расположилась Каменная Могила, курган высотой двенадцать метров и площадью триста квадратных метров.

… За провинность наказал Аллах богатыря Богура. Велел ему вырвать руками камни и сложить их в гору, с высоты которой можно выдеть всю степь. Начал Богур выполнять волю Аллаха, рвал камни из кряга, носил и собирал, да только решил схитрить чуток и камни укладывал не плотно друг к другу.

Ставя очередную глыбу, оступился и упал в ущелье, где и умер со временем от голода. После этого приказал Аллах засыпать тело богатыря и все щели песком…
Это одна из множества легенд о приазовском кургане.

Первые упоминания об этом чуде природы относят к 1778 году: полководец Суворов назначил возле Каменной Могилы место для почтовой станции. А через пятнадцать лет на карте Мелитопольского уезда Таврической области был нанесён объект “Камень-Ююнь-Таш” (с тюркского “гора, собранная из камней”).

Каменная Могила – один из уникальнейших памятников геологии и истории. Останец песчаника Сарматского моря, который под воздействием воды и ветра, как панцирь раскололся, образуя удивительные формы и очертения. На поверхностях до сих пор видны отпечатки моллюсков. Развалившийся каменный щит образовал пещеры и гроты, что стали удобными для проведения культовых обрядов древних людей.

Фантастический холм в степи многие сравнивали с Олимпом. То есть с периодом “культа гор”, где обитают боги. Этот культ унаследовало ни одно поколение и ни один народ.

Отдельный интерес на Могиле вызывают наскальные рисунки. Петроглифы на камнях внутри гротов относят к двенадцатому веку до нашей эры и называют протошумерскими, нанесёнными ещё до возникновения первой письменности, изобретённые шумерами. Это место, где родилась письменность. “Где Слово, услышанное и преображённое в Слово Проговоренное, стало Словом Хранимым”. Здесь можно увидеть множество шаманских знаков и большое количество чётких изображений. Например, мамонт и всадник на коне. На сегодняшний день открыто сто тридцать наскальных надписей и сто шестьдесят каменных табличек, исписанных древним письмом.

На вершине холма древний алтарь, где проводились религиозные обряды. В 1995-ом году верховный лама Непала линии Карма Кагью Ринпоче Лопен Чечу подтвердил, что алтарь сделан по всем традиционным каконам, главные критериями которого являются: первое – отовсюду открыт для взоров и второе – в точке энергетического столба с положительным зарядом.

Как о памятнике, о Каменной горе заговорили впервые в 1837 году. После того, как там побывал и после написал о ней академик Кеппен. Новое сообщение появилось спустя пятьдесят лет, его опубликовал археолог Веселовский. Во время раскопок входы в пещеры завалило песком, и учёные смогли туда попасть только в 1890-м. И хотя уже в то время достопримечательность могла стать на ряду с великими и красивейшими местами планеты, но дореволюционной Россией оно было незаслуженно забыто. А в пятидесятых годах прошлого столетия, когда в этих краях намечалось строительсво Молочанского водохранилища, чтобы “протянуть” воду населению, в зону затопления попадал как раз исторический памятник. Возобновились исследования, которые продолжаются по сей день. Среди учёных был Борис Дмитриевич Михайлов. Со временем он основал и возглавил музей-заповедник, это было в 1986 году. В 2001-м году Государственный историко-археологический музей отнесён к объектам культурного наследия и прикреплён к Государственному Реестру недвижимых памятников Украины. В 2007-м – стал Государственным историко-археологическим заповедником, а через год ему был присвоен статус Национальный.

На территории Каменной Могилы проводят выставки художники, ставят и показывают театрализованные представления, привозят свои экспозиции музеи со всего мира, заповедник участвует в слётах и конференциях по туризму и отдыху, и многое-многое другое. Не говоря о том, что люди едут к холму нескончаемым потоком. Каменная Могила очень привлекает паломников из разных стран. Все, кто побывал на горе, испытывают прилив сил и говорят, что даже голова становится ясной. Некоторые люди утверждают, что находясь на священных камнях, излечились.

Местные жители рассказывают и о военных бомбёжках, и о суровых пожарах, и о других человескихи и природных катаклизмах, которые происходили здесь. Но всегда беда и разрушения обходили курган. Может это случайность, может на то воля Божья, может мистика. Приезжайте и сами поищите ответы. Тем более, что в народе говорят, этот курган приносит счастье и удачу. Сюда съезжаются молодожёны в день свадьбы, приезжают бизнесмены и прямо на месте заключают сделки.
Пусть повезёт и вам…

Добраться до Каменной Могилы на машине можно так: по Запорожской области едете в сторону Мелитополя, на развилке к селу Мирное свернуть влево и проехать мимо посёлка. От Мелитополя до места назначения шестнадцать километров. Кто отправляется в путешествие общественным транспортом, запоминайте: из Мелитополя ходят автобусы и до посёлка, и прямо до заповедника. Если вы приехали в Мирное, то до кургана пешком минут пятнадцать. Заповедник весной и летом работае с девяти до восемнадцати часов, осенью и зимой до шестнадцати. Купив входной билет, вы можете погулять сами или же за дополнительную плату прибегнуть к услугам экскурсовода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *