Города и Страны

Как Добраться до Чукотки

Немногие знают, что сегодня в России еще сохранились закрытые территории, с ограниченным режимом пребывания. Обычно режим закрытости действует на небольшой территории – в районе, городе или на острове. Но Чукотка является исключением — практически вся территория субъекта считается пограничной зоной.

Знакомство с Чукоткой лучше всего начинать с Анадыря – столицы Чукотского АО и самого восточного города России. Анадырь – это чукотский мегаполис, где проживает около 15 тысяч человек. Во втором по численности городе Чукотки, Билибино, всего около 6 тысяч. Транспортная логистика центральной и восточной Чукотки, также завязана на столице: только отсюда можно попасть в ​Иультинский, Провиденский, Чукотский и, собственно, сам Анадырский район.

Полет от Москвы до Анадыря занимает 8,5 часов: в летний период самолёты вылетают из столицы в воскресенье, понедельник, среду и четверг во второй половине дня и прилетают в Анадырь на следующий день к полудню.

На выходе из самолёта у всех приезжих пограничники проверят паспорта и разрешительные документы на въезд. Здесь возможны два варианта развития событий: у вас «всё в порядке» и вам отдают документы или у вас «не всё в порядке» и у вас забирают паспорт для дальнейших разбирательств. «Разбирательства» проходят в кабинете у пограничников, здесь же в аэропорту на втором этаже.

Для того, чтобы попасть на Чукотку, путешественнику необходимо получить разрешение на въезд. Самый простой и надёжный способ — оформить туристическую путёвку. Это могут сделать туроператоры, зарегистрированные на территории округа. Таких на сегодняшний день всего два: «Нортоко» и «Чукотка-Дискавери». Выбор тура и направления ограничивается только пожеланиями туриста и наполненностью его кошелька. Самый бюджетный вариант обойдется всего в 20 тысяч рублей.

Полёт из Москвы на Чукотку и аэропорт города Анадыря

Другой способ попасть на Чукотку — подать заявление самостоятельно. Но, насколько мне известно, пограничные органы не занимаются отправкой разрешений на въезд заявителям. Сроки оформления разрешений на въезд — 30 суток для граждан РФ и 60 суток для иностранных граждан.

По прилёту в аэропорт Анадыря можно отправиться на улицу подышать свежим воздухом, покурить, попить чай в буфете, потому что получать багаж вы, вероятно, будете долго.

Раньше, чем через 15 минут лента багажного транспортёра c места не тронется. Если повезёт, ваши чемоданы и сумки будут в первой партии, а если нет, то придется ждать до полутора часов.

На выходе из комнаты получения багажа увидите толпу встречающих и в первых рядах — бойких таксистов. Надо отметить, что они не обманывают и не пытаются нажиться на новоприбывших — берут чётко установленную таксу. При необходимости выдают командировочным товарные чеки на транспортные услуги. Подобные чеки принимаются к оплате в качестве транспортных услуг. Стоимость услуг такси — от 300 до 1000 рублей в зависимости от места назначения.

Теперь несколько слов о том, куда вас повезут таксисты и по какому пути.

Анадырь был основан в 1889 году, когда в небо еще не взлетел первый самолёт. В 1930-х годах небо Чукотки начинают барражировать не регулярные, но уже многочисленные авиарейсы. Первый аэродром построили на противоположном от Анадыря берегу, недалеко от посёлка Шахтёрского. Причина такого решения проста — твёрдый грунт, вблизи населённого пункта был только в том месте. В 1940-х годах военные построили новый большой аэродром, но опять-таки на противоположной от города стороне лимана, в 20 км от Анадыря.

Есть три способа добраться из аэропорта в город:

1) На пассажирском рейсовом катере, который отходит от причала, каждые два часа.

2) На частном катере, который минут за 10 перевезёт вас в Анадырь

3) На барже. Такси забирает вас в аэропорту, подъезжает к причалу, ждёт свободную баржу-паром и перевозит с комфортом на противоположный берег.

У каждого из вышеперечисленных способов есть свои плюсы и минусы. Первый вариант самый бюджетный, второй — самый быстрый, третий — самый комфортный и необычный (вряд ли житель центральной России, когда-нибудь катался на баржах).

Первый населенный пункт, с которым вам придется ознакомиться на Чукотке, это поселок Угольные Копи — через него идет дорога до лимана. Он условно делится на две неравные части: Первомайка и все остальное. Первомайку видно издалека — это яркий, красочно разукрашенный микрорайон пятиэтажек. Остальная часть Угольных Копей представляет собой унылую картину: старые обшарпанные здания, разбитые дороги, пустые дома — именно так выглядела подавляющая часть Чукотки в начале 2000-х годов.

Жители Анадыря до зимы будут добираться в аэропорт только

1 ноя 2012 Необходимость в вертолетных рейсах между столицей Чукотки и …
авиарейс либо, прибыв на Чукотку, добраться до столицы округа, …
http://ria.ru/society/20121101/908573433.html

Через 10-15 минут такси довезет вас до берега Анадырского лимана, по мутным водам которого вы, наконец, доберетесь до столицы Чукотки. Плавание, если вы приехали в период с конца июня по сентябрь, не будет скучным.

С борта катера или баржи можно наблюдать за любопытными нерпами, то и дело высовывающими свои усатые морды из воды, либо за огромными белухами, которые вальяжно, словно напоказ, демонстрируют публике белизну своего длинного тела. А над этим природным дельфинарием кружат чайки. Через 25-40 минут (все зависит от ветра и направления течения) паром швартуется на косе Александра. Добро пожаловать, вы прибыли в столицу Чукотки.

Фото: Евгений Басов

В нашем туре на Чукотку будут и тундра и сопки, будут олени и чукотские яранги, будет рыбалка речная и рыбалка морская, заброшенные поселки геологов, бескрайние просторы и длинные полярные дни. Чукотка — другой мир, другое восприятие времени. "Ждать погоду", ходить пешком, "мошка", снегопад посреди лета, случайный медведь. На суровой земле в отсутствие "цивилизации" на сотни километров вокруг как нигде проявляются лучшие и худшие человеческие качества. В этом невероятно красивом, но суровом крае у каждого будет возможность испытать себя, и не столько свою физическую выносливость, сколь качества душевные. Да и просто — увидеть много нового, ранее не виданного, познакомится с бытом настоящих современных северных кочевников и обычных городских жителей приполярных областей необъятной страны.
Добро пожаловать на Чукотку — самый дальний край Земли.

На маршруте мы постараемся: увидеть самый большой деревянный православный храм построенный на вечной мерзлоте (в Анадыре), побывать на  точке пересечения 180-го мередиана и Северного полярного круга, провести ночь в яранге — национальном жилище чукчей, попробовать национальную еду народов севера (оленину, кожу кита), побывать в самом крупном заброшенном поселении Чукотки — поселке Иультин, и на крупнейшем в СССР олово-вольфрамовом месторождении, сплавиться по чукотской реке Амгуэма, увидеть самый большой в мире деревянный мост, поймать хариуса и гольца на спиннинг, понаблюдать медведей и других животных Чукотки, побывать в чукотском национальном селе Амгуэма.

Даты вылета из Москвы: июль-август

Программа тура:

 

Вылет из Москвы одним из регулярных рейсов в Анадырь.

День 1

 

Прибытие утром в аэропорт "Угольные Копи" города Анадырь. Трансфер в столицу Чукотского Автономного округа (автотранспорт + паром через лиман). А может быть, мы не поедем в Анадырь, а разместимся в гостинице у аэропорта, ведь нам надо будет завтра пытаться улететь от сюда же в Эгвекинот. Размещение в гостинице. Отдых после долгого перелета и акклиматизация. Разница во времени с Москвой — 7 часов.
День 2 Трансфер в аэропорт и попытка улететь в поселок Эгвекинот рейсом "Чукотавиа". Эгвекинот — авиационный и морской порт в Заливе Креста. Трансфер в гостиницу, прогулка — обзорная экскурсия по посёлку.
День 3 Выезд на автомобиле на точку пересечения 180-го меридиана и Северного полярного круга. По пути возможна остановка в одном из разрушенных поселков Чукотлага, знакомство с Чукоткой лагерной. Выезд в чукотское национальное село Амгуэма, обед на природе. Экскурсия по посёлку, краткий рассказ о традициях, культуре и быте оленеводов. Посещение яранги (чукотского традиционного жилища). Ночёвка в яранге или в квартире местных жителей.
День 4 Сплав на моторной лодке по реке Амгуэма. Рыбалка на спиннинг, основной трофей — голец и хариус. Ночёвка в тундре в палатках или домике рыбака (балке).
День 5 Пеший горный маршрут в заброшенный посёлок геологов Иультин (23 км по дороге). Ночёвка в Иультине. Во время ночевок вне городов и поселках мы начнем знакомится с самым рядовым местом ночлега для всех чукотских путешественников — вольных или вынуженных. "Балок" — их ставили геологоразведочные партии, заготовительные артели; некоторым из этих балков — несколько десятков лет. Двери открыты для всех путников (лишь загорожены от медведя), в балке ночующие оставляют лишнее продовольствие, ремонтируют его по мере возможностей — так принято, так нужно и важно.
День 6 Экскурсия по посёлку. Посещение Иультинского горно-обогатительного комбината и других промышленных и социальных объектов. Поселок Иультин был образован в начале 50-х годов, в конце этого же десятилетия был введен в эксплуатацию иультинский ГОК — горнодобывающее предприятие на крупном оловянном месторождении. В середине 90-х годов поселок был упразднен в связи с закрытием градообразующего предприятия, а с начала 2000-х там уже совсем никто не живет. Целый город стоит заброшенным, и вряд когда-либо будет восстановлен — запасы месторождения во многом отработаны, и продолжать добычу олова здесь можно только при большом желании государства укреплять свое присутствие в регионе, занимать людей, производить металл.
День 7 Экскурсия по посёлку и его окрестностям. Пеший переход на реку Амгуэма — крупную чукотскую водную артерию. При хорошей погоде в этот день нам пригодится хороший фотоаппарат — снимать тундру, сопки, скальные выходы. Возможно, мы встретим крупное стадо северных оленей.
День 8 Выезд на моторной лодке в село Амгуэма.Рыбалка на реке. Уха из улова. Ночёвка в с.Амгуэма.
День 9 Выезд на автомобиле в п.Эгвекинот. Размещение в гостинице.
День 10 Выезд на моторной лодке на морскую рыблку — крабы, лососёвые. Пикник на природе. Здесь очень красивые места. Возвращение в поселок Эгвекинот.
День 11 Трансфер в аэропорт и вылет в Анадырь рейсом "Чукотавиа". Трансфер в гостиницу. Экскурсии по городу. Хорошая возможность приобрести местные сувениры — резную кость, клыки моржей, этнические украшения, чукотские мячи из выделанной шкуры северного оленя, элементы национальной одежды.
День 12 Переезд в аэропорт, вылет в Москву одним из регулярных рейсов. Прибытие в Москву в тот же день.

 

Стоимость программы на одного человека: 170'000 рублей
 (доплата за одноместное размещение в Анадыре и Эгвекиноте: 15000 рублей)
Стоимость действительна при группе от 6 человек.
 

В стоимость тура включено:

размещение в Анадыре в гостинице "советского" типа или в частном мини-отеле (душ, туалет в номере) в двухместных номерах. Размещение в Эгвекиноте в местной "гостинице без звезд" в двухместных номерах. Размещение во время тура за пределами Анадыря и Эгвекинота — в "балках", в домах местных жителей, в палатках. Питание на маршруте — трехразовое в дни 3-8 (внимание: во время радиального пешего выхода путешественники сами несут свои личные вещи и 4-5 дневный запас продуктов и принимают участие в приготовлении пищи). Медицинская страховка. Услуги гида-проводника по маршруту, все переезды на подходящем вседорожном транспорте, аренда моторных лодок. Аренда походного оборудования (спальники, палатки, рыболовные снасти, костровые принадлежности). Оформление разрешительных документов на передвижение в погранзоне Чукотского АО. Авиаперелет Анадырь-Эгвекинот-Анадырь.
 

В стоимость тура не включено:
авиаперелёт Москва — Анадырь — Москва (от 40000 рублей), питание в Анадыре и Эгвекиноте (самостоятельная оплата питания в кафе), все личные расходы, все прочие расходы, не указанные в программе. Непредвиденные расходы на транспорт (например, при серьезных задержках в пути из-за непогоды, по согласованию с туристами часть маршрута может быть проделана на незапланированном заранее виде транспорта).
 

Внимание: данный тур на Чукотку предполагает наше намерение организовать поездку по описанному маршруту. Однако, Чукотка — регион с суровым климатом и нестабильной погодой. Программа тура может быть изменена исходя из текущих или прогнозируемых погодных/природных условий ради безопасности туристов на маршруте. Повлиять на изменение маршрута могут такие факторы, как текущее состояние дорог и мостов, физическая подготовка участников тура, "нелетная" погода. Единоличное решение об изменении маршрута принимает сопровождающий гид.

Любое путешествие по Чукотке можно отнести к разряду "экспедиции". Наш маршрут — это примерный план, который корректируется на месте.

Часть пути по маршруту участники экспедиции проходят пешком, т.е. должны находится в удовлетворительной физической форме, иметь возможность нести свои собственные вещи и часть провианта, и в целом быть готовыми к некоторым бытовым неудобствам.

В данном маршруте предполагается примерно такой километраж: сплав — 95 км, пешая часть — 50 км, автомобильные переезды — 150 км.

Условия участия и аннуляции:
Условия участия: заявку на участие нужно направить строго до 20 марта.

Путешествие на Чукотку

После подачи заявки необходимо  внести предоплату в размере 50%. Предоплата должна быть внесена до 25 марта. Это обязательное условие, т.к. в этот период открывается продажа билетов на местные авиарейсы, необходимо выкупить билеты.
Возможно попасть в путешествие при более поздних сроках записи на участие, при это стоимость тура возрастет для вас на 20%.
При отказе от поездки не менее, чем за 30 дней, возврат средств осуществляется за вычетом 10%.
 

Как попасть на Чукотку и как по ней ходить?

На первый вопрос, кажется, дать ответ очень просто — садись в самолет и лети себе на здоровье. Но что делать, если денег на самолет нет, а заработать достаточную сумму на перелет за ограниченный промежуток времени не получается? На Чукотку не проложены дороги с материка, автостопом туда добираться можно разве что зимой, по зимникам. Попутные пароходы? Пока доплывешь, глядишь, и лето кончится, ведь время навигации ограничено. Остается авиастоп. Так что первый напрашивающийся очевидный ответ на поставленный вопрос является верным.

Я не была полностью уверена в возможность пересечения Чукотки так, как задумала (а планы мои были наполеоновские, и девиз был примерно таков: все или ничего), и поэтому моральным оправданием отступления в случае неудачи для меня было бы наличие бесплатного перелета.

Весной, перед предстоящим летним путешествием, я стала наводить справки о возможности перелета на Чукотку. Обратилась к знакомому полковнику с абсурдным, как мне казалось, вопросом: «Валер, как ты думаешь, можно как-нибудь на военном самолете за минимальную плату долететь до Анадыря из Москвы?» — «В принципе все возможно» — поразил меня своим спокойным ответом Валера. Я ожидала отрицательного ответа и вопрос задавала почти в шутку. «Раньше просто было, — продолжал он. — Сейчас? Ну, кто его знает. Попробуй». Вызов был брошен, гипотетическая идея обретала реальность.

Одновременно с поисками возможности перелета я прорабатывала маршрут предстоящего путешествия. Купила в столичном магазине обзорную карту Чукотского автономного округа масштаба 20 километров в одном сантиметре, стала изучать ее и думать, как протянуть нитку маршрута. Он, по моим планам, должен был проходить по наименее населенной территории, пересекать Чукотку (для глобальности) и, желательно, затрагивать места, уникальные по красоте или по каким-либо другим причинам. А еще он должен начинаться и заканчиваться недалеко от аэродромов, чтобы, сойдя «с корабля», по возможности быстрее попасть «на бал», не попадая в зависимость от местного транспорта.

Итак, меня привлекал именно глобальный, можно сказать трансконтинентальный маршрут. Одновременно мне хотелось, чтобы предстоящий маршрут был новый, уникальный. А старт его должен был находиться недалеко от столицы Чукотского АО города Анадыря, расположенного в устье одноименной реки, впадающей в Берингово море бассейна Тихого океана. Ведь туда можно долететь прямо из Москвы. Либо недалеко от Певека, это тоже крупный населенный центр Чукотского полуострова, только расположенный уже на его северном побережье. Исходя из этих требований, обозначались два варианта пути. Либо с юга на север, либо наоборот.

Кратчайшее расстояние между Анадырем и побережьем Северного Ледовитого океана в районе Восточно-Сибирского моря, как я уже говорила, примерно 600 километров. Понятно, что маршрут не может быть прямолинейным и совсем не обязательно должен заканчиваться в этой ближайшей по расстоянию к Анадырю точке.

По моему опыту, за день по неизвестной местности (в тайге, например) можно пройти приблизительно 15 километров. По заболоченной тундре передвигаться тяжелее, но все же из-за того, что на открытом пространстве легче ориентироваться, проходить можно и 20 километров за день. По твердой горной каменистой тундре даже 30 километров в день — не предел. Но на пути могут встречаться заросли кустарников, обширные озера, непроходимые болота, глубокие реки и другие препятствия. А в непогоду я вообще могу оставаться на месте.

Что встретится мне на пути? Как часто будет непогода? Можно ли точно запланировать сроки путешествия? Мне было ясно только то, что путешествие будет длительным. Месяца два или три. Какой же должен быть груз, чтобы хватило продуктов на все это время? Как вообще лучше передвигаться — только пешком или комбинируя ходьбу со сплавом? Если идти пешком, то в начале пути, пока не доберусь до гор, неизбежно придется шагать по многокилометровой низинной заболоченной тундре, обходить озера, пересекать реки. По болоту и налегке не очень-то быстро пойдешь, а с тяжелым рюкзаком и подавно. Без лодки могут возникнуть проблемы с бродами и, главное, нельзя будет использовать реки для легкого сплава вниз по течению. С другой стороны, судно сразу значительно увеличивает вес снаряжения.

А какой груз я вообще могу нести? С ответа на этот вопрос и должно было начинаться построение тактики передвижения. Я не обладаю способностью мужчин переносить рюкзаки в 45–55 килограммов по пересеченной местности. В экстремальной ситуации смогла бы, я уверена в этом, но, слава Богу, пока таких случаев не было. 25 килограммов — вот оптимальный для меня вес, с ним я иду быстро, ну, может быть, 27. Тридцать — максимум, да и то по горам с таким грузом уже идется тяжело.

Традиционно-минимальная, более-менее приемлемая, по многолетнему опыту туристских групп, летняя раскладка продуктов, то есть количество сухого веса продуктов, расходуемое в день одним человеком, равняется 500 граммам. Сразу оговорюсь, что данное количество продуктов все же далеко не полностью восстанавливает затрачиваемую на маршруте энергию, и обычно после окончания похода на такой раскладке участники неизменно теряют в весе. Такая раскладка подходит для непродолжительных автономных путешествий (скажем, до трех недель). Но даже этот скудный паек на 60 дней составляет 30 килограммов продуктов. Понятно, что помимо них нужно еще нести и снаряжение.

Как же выйти из сложившегося положения? Ответ очень прост: если груз невозможно нести, его нужно везти. На чем? Если идти в одиночку, то, конечно, на каяке. Подниматься по рекам против течения до центральных горных районов Чукотки и затем, сделав волок, сплавляться вниз по течению до океана. Везти груз на каяке, тянуть его по воде против течения на веревке. А на волоке можно идти в две ходки, нести груз двумя частями, если, конечно, волок будет не слишком длинным.

По геоморфологическим законам строения рек, как правило, на повороте реки внешний, «вогнутый» берег, который постепенно размывает вода, обычно крутой, обрывистый, дно реки здесь глубоко, противоположный же, «выпуклый» берег, обычно плоский. «Выпуклые» берега приполярных рек, как правило, галечные. Передвигаясь от галечника к галечнику, беспрепятственно идя по ним, ведя каяк по воде корабликом на поводу и перегребая поток между ними, с одного берега реки на другой, можно продвигаться вверх по течению. Следуя такой тактике передвижения, я строила нитку маршрута.

Единственный опыт движения бечевой против течения у меня был на Приполярном Урале, когда именно таким способом мы поднимали катамаран к верховьям рек, правда, на катамаране всегда сидел рулевой и, орудуя веслом, постоянно отводил корабль от берега и камней в русле.

И еще одно немаловажное преимущество привязки маршрута к рекам и наличия средств сплава: каяк — это мое спасение, моя единственная надежда на более-менее быстрый выход к людям, ведь случись что-нибудь, я всегда могу впрыгнуть в каяк и плыть вниз по любой реке, у которой нахожусь в данный момент.

Анадырь, Чукотка, 2015

В большинстве случаев в ее низовьях я могу рассчитывать на встречу с людьми из поселков. Вера в это меня очень ободряла.

На самом деле, с самого начала для меня не существовало вопроса, как передвигаться по Чукотке в одиночку — пешком или сплавом.

То, что реки открытых тундровых просторов нужно использовать в качестве водного пути, для меня было ясно. И предыдущие рассуждения я привела лишь для введения непосвященных читателей в курс дела.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *