Города и Страны

Язык в Индии

Современный литературный язык хинди является государственным языком Индийского Союза, на котором говорят более 500 млн. жителей Индии и некоторых других стран.

Хинди принадлежит к индоарийской группе индоиранской ветви индоевропейской семьи языков.

Понятие хинди объединяет группу родственных языков хинди, литературным представителем которых, а также языком официальных документов Индийского Союза, бумажной и электронной прессы, выступает современный литературный язык хинди. Он является кроме того официальным языком делового общения всех десяти хиндиговорящих штатов Индии.

Язык хинди прошел длинный и сложный путь развития, который подразделяется на несколько этапов, наложивших отпечаток на фонетический и грамматический строй языка, а также на его лексику.

Ранний период (с X по XII вв.), во время которого в Северной Индии у власти стояли правители-индусы.

Ранний средний период (с XII по XVI вв.), или период правления тюрков.

Поздний средний период (с XVI по XIX вв.), или период правления Великих моголов, в середине которого началось завоевание Индии европейцами.

Современный период, который подразделяется на два подпериода:
— с начала XIX в. и до получения Индией независимости в 1947 г.;
— с момента обретения независимости и до настоящего времени.

Современный литературный язык хинди как раговорный язык зародился в исторической области Куру, в районе Дели-Мератха (Мирута). Этот язык получил названия каурави, т.е. относящийся к району Куру. Находясь на стыке нескольких языков хинди, каурави вобрал в себя элементы таких языков, как брадж, бангару, панджаби. Став языком бытового общения большого и политически важного ареала, каурави получил и другое название – кхари боли, т.е. «нормированная, или правильная речь».

С XI в. В Индию начали проникать завоеватели-мусульмане, основавшие в XIII в. Делийский султанат. Ислам стал государственной религией, а персидский язык – официальным языком султаната. Среди мусульманских правителей и мусульманской знати были весьма образованные люди, которые создавали различные литературные произведения не только на персидском языке, но и на местном языке каурави / кхари боли. Крупнейшим поэтом того времени был Амир Хусро (1253 – 1325). Он назвал этот местный язык языком хиндави, т.е. языком людей, живущих к востоку от реки Инди. На санскрите название этой реки звучало как Синдху, что в результате фонетических изменений трансформировалось в слово «хинду». Этим словом стали называть местность, лежащую к востоку от реки Инд, а затем – и всю территорию Индии. Само слово с течением времени стало произноситься как хинд. Через некоторое время на конце слова появился долгий гласный и, и слово стало звучать как хинди, т.е. Индия. Местный язык, на котором говорили в Дели и близлежащих районах, получил название «забан-э-хинди», т.е. «язык Индии». В конце концов слово забан перестало употребляться, и язык начали называть просто хинди.

В начале среднего периода развития современного литературного языка хинди начинает складываться своеобразный говор, представляющий собой определенное смешение хинди/кхари боли и персидской лексикой. Появление этого говора было связано с возникшим синтезом индусской и мусульманской культур. Сохраняя основной словарный запас и грамматический строй кхари боли, новый говор заметно пополнил словарь как специальной персидской лексикой, так и лексикой, отражающей бытовые и религиозные реалии мусульманского государства. Этот говор вначале назывался, как и местный язык, — хиндави.

С течением времени хиндави начинает распространяться на другие районы Индии. Этому способствовала политика мусульманских завоевателей, расширявших сферу своего влияния. С другой стороны распространение хиндави связано с общеиндийскоим движениембхакти (движением «преданных богу»), проповедники которого, наряду с местными языками использовали и хиндави. Персианизированная форма хиндави постепенно осваивалась как пришельцами, так и местными мусульманами, т.е. индийцами, принявшими ислам.

На рубеже раннего и позднего периода развития поэзия на хиндави (кхари боли) перемещается на север Южной Индии, что связано с завоевательными походами мусульманских правителе в Декан. Здесь хиндави (кхари боли) получает дальнейшее развитие, расширяя свой словарь за счет арабской и персидской лексики. При этом хиндави начинает систематически писаться арабским шрифтом. В отличие от северного хиндави (кхари боли), который использовал древний индийский алфавит деванагари, этот язык с его арабской графикой получил название дакхини («южный язык»). С течением времени дакхини становится признанным языком общения и ведущим литературным языком северных районов Декана.

Хиндави продолжает развиваться и в Северной Индии, особенно при дворе Велики моголов. Он вобрал в себя достаточное количество арабской и персидской лексики, которая стала неотъемлемой частью его словаря. При этом произведения создавались с использованием обеих график – деванагари и арабской.

Во время завоевательных походов в Декан в XVII в. Хиндави снова проникает на юг. Чтобы различать этот «пришлый» язык и местный язык дакхини, хиндави начали называть «забан-е-урду-е-муалла», т.н. языком «шахского лагеря». Через некоторое время этот язык получил сокращенное название — урду.

На каком языке говорят в Индии?

Северный хиндави, или урду, по многим причинам вытеснил дакхини и стал единственным литературным языком Декана. Поскольку северный хиндави (урду) и дакхини были вариантами одного и того же языка, переход в литературном творчестве с одного языка на другой не представлял особой трудности. Поэтому спустя незначительный промежуток времени после завоевания Декана там появились поэты, создававшие произведения на северном хиндави (урду).

Таким образом, на смену персидскому языку, который отошел на второй план, пришел собственно индийский язык в двух письменных формах. К концу XVIII в. Песианазарованная форма хинди, т.е. урду, становится единственным языком общения индийских мусульман Северной Индии (кроме Бенгалии) и занимает место второго официального языка Могольской империи. Англичане, к середине XVIII в. Прочно утвердившиеся в Индии, начали проводить свою языковую политику. Распад империи Великих моголов и укрепление позиций англичан положили начало современному периоду развития литературного языка хинди. Стремясь заручиться поддержкой не только мусульманской, но и индусской общины, составлявшей большинство населения Северной Индии, англичане, наряду с урду, начали всемерно поощрять и хинди. К тому же они считали, что хинди больше подходит для пропаганды в Индии христианского учения.

Начало современного периода в становлении современного литературного языка хинди обычно связывают с деятельностью христианского колледжа в форте Вильяма в Калкате (Калькутте), которая к началу XIX века стала политическим и экономическим центром английской экспансии в Индии. Именно там появилось на свет несколько произведений (в обеих графиках), из которых наиболее известными являются «Премсагар» («Океан любви») Лаллу джи Лала (1803 г.) и «Баг о бахар» («Сад и весна») Мир Аммана (1802 г.) Устойчиво слово «хинди» для обозначения современного литературного языка стали употреблять англичане, о чем свидетельствуют названия различных работ, вышедших в начале XIX века.

Современный период развития хинди характеризуется укреплением его персианизированной формы, т.е. урду. В 1837 г. урду был признан языком судебных учреждений, т.е. по сути дела стал официальным языком, вытеснив окончательно персидский язык. В то время хинди со шрифтом деванагари не был готов стать официальным языком, поскольку в стране до 1859 г. господствовала мусульманская администрация империи Великих моголов, и вся специальная терминология заимствовалась из арабского и персидского языков.

Хинди продолжал развиваться, о чем свидетельствует начало издания газет и журналов на этом языке. Систематические печатные издания на хинди начали выходить уже в начале XX века.

Интенсивное развитие хинди начинается после достижения Индией независимости, т.е. во второй половине XX века. Конституция Индии (1950 г.) провозглашает хинди со шрифтом деванагари государственным языком Индийского Союза.

В XX веке современный литературный язык хинди становится предметом преподавания и обучения. Первое отделение хинди было открыто в 1919 году в Колкате. Сейчас в Индии более 60 университетов, где преподавание ведется на языке хинди.

Хинди играет роль языка межнационального (межэтнического) общения в хиндиязычном ареале, является основным литературным языком.

В настоящее время под словом хинди понимают:

в широком смысле слова – 23 языка хинди, которые являются родными языками жителей хиндиязычного ареала;

в узком смысле слова – современный литературный язык хинди.

НА КАКИХ ЯЗЫКАХ ГОВОРЯТ В ИНДИИ

Индия — огромная страна, она сама по себе представляет собой целый мир, поражает разнообразие во всём, и языки — не исключение.

Число только признанных Конституцией Индии официальными, то есть наиболее крупных, языков — двадцать два. Это не считая английского, который наряду с хинди является одним из двух государственных языков страны. Примерно половина этих языков имеют собственные алфавиты, построенные по общему принципу, но значительно отличающиеся в, так сказать, графическом исполнении. Также существуют сотни диалектов, использующихся в быту, а иногда даже имеющих собственную литературу. Каждый исследователь имеет своё мнение на счет того, считать ли наречия отдельных районов самостоятельными языками или диалектами более крупных языков. Практически каждый индиец говорит на нескольких из них. Можно ли вообще в этом разобраться?

Очевидно, можно, если представить себе карту Индии. Почти все языки привязаны к своему определенному региону, ареалу бытования. Чаще всего это один или несколько индийских штатов, ведь один из основных принципов современного административного деления Индии — соответствие административных границ языковым.

Основные языки и наречия, бытующие на обширной территории республики, относятся к четырем разным языковым семьям: индоарийской, дравидийской, тибето-бирманской и мунда. Это значит, что они вообще могут быть друг другу не родственны. Предки современных индийцев пришли на субконтинент в разное время и из разных мест — таким уж райским оказался этот край, что всякий, явившийся сюда, уже оставался в Индии навсегда. Хотя, конечно,  из каждого правила есть исключения.

Индоарийская языковая семья — самая многочисленная, языки этой группы преобладают почти на всем Севере Индии (материковая часть страны), в Центральной Индии (северная, широкая часть полуострова), а также в сопредельных государствах: Пакистане, Бангладеш, Непале, на Шри-Ланке и Мальдивах. Языки этой семьи близки, например, персидскому, большинству европейских языков и, в частности, славянской языковой группе. Этим сродством и объясняются неожиданные языковые “озарения”, присущие людям, только начинающим изучать богатейшую индийскую культуру: о Боже, да ведь слово “Веда”  это как русское “ведать”! Конечно, мы же родственники, хоть и дальние. К индоарийской семье относятся и государственный язык Индии хинди, и язык классической литературы, науки и религии — санскрит, значащий для Индии столько же, сколько латынь для Европы. Кстати, к этой языковой семье относится и язык единственного в своем роде народа, который позволил себе роскошь из Индии уйти и скитаться по всему миру — цыганский. Так что, можно сказать, у этих овеянных романтикой дороги людей в крови заложено идти против правил. А еще в эту семью входят такие языки, как бенгали, панджаби, маратхи, гуджарати, непали, кашмири, урду и множество других.

В записи эти языки можно узнать по черте поверх букв, общей почти для всех алфавитов. Правда, гуджаратцы, славящиеся своей практичностью, не тратят времени на проведение этой линии, а для некоторых языков используется арабо-персидская графика.  

Предки современных индоариев отделились от своих ближайших сородичей иранцев и пересекли Гиндукуш примерно три с половиной тысячи лет назад, с тех пор значительно оттеснив на Юг предыдущих насельников — дравидов.

Так вот, дравиды.

Индийский язык, русско-(хинди)индийский разговорник.

Это вторая большая группа языков, родная для нескольких сотен миллионов человек в Индии и за ее пределами. Предки дравидов пришли в Индию на тысячу или две лет ранее индоариев, широко расселились по субконтиненту и создали на территории современных Пакистана и нескольких западных штатов Индии одну из великих цивилизаций древности — Цивилизацию долины Инда (еще её называют Цивилизацией Мохенджо-Даро и Хараппы, по первым найденным археологами населённым пунктам). Древняя высокоразвитая культура торговли и сельского хозяйства пришла в полный упадок  связи с изменениями климата, а еще через тысячу лет в регионе появились арии, тогда еще воинственные кочевники-скотоводы, ничем не напоминавшие современных индийцев. Многие образы современного индуизма — дравидийского происхождения, древние ведические божества, — Индра, Рудра, Брахма, — уступили место Шиве и Вишну с их многочисленными воплощениями, которые, возможно, были известны еще населению цивилизации долины Инда.

Откуда в Индию пришли предки дравидийских народов, неизвестно. Разные исследователи выдвигают столь разнообразные версии, как Малая Азия, Урал и Монголия, в общем — всё покрыто мраком. Родственных языковых семей у дравидийской нет, эта группа очень самобытна.

К дравидийским языкам относят телугу (штат Андхра Прадеш), каннада (штат Карнатака), тамильский (штат Тамил Наду, а также север Шри-Ланки) и малаялам (штат Керала). Также это языки нескольких небольших народностей, таких как гонды и курукх, а еще, на огромном удалении от остальных своих лингвистических собратьев, на западе Пакистана несколько миллионов человек говорят на дравидийском языке брагуи.

Узнать языки Юной Индии в записи просто. Если Вы увидите ряд завитушек в стиле арт-нуво, то это, скорее всего именно они (правда, сингальский, язык Шри-Ланки, и бирманский когда-то эту письменность заимствовали и тоже ею пользуются).

Есть еще тибето-бирманские языки. На этих, очень отличающихся один от другого языках, говорят некоторые большие племена в Восточной Индии, в сопредельном Бутане, часть населения Непала, жители Ладакха, маленькой индийской копии Тибета. Каждый из народов-носителей имеет свою, неповторимую историю.

Четвертая, самая маленькая, группа языков — мунда. Это ветвь большого языкового семейства, куда входят множество языков Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, к примеру. На этих языках говорят небольшие племена, рассыпанные вдоль побережья Бенгальского залива: хо, сантали, мундари и другие. Считается, что они являются предками наиболее древнего населения Индии.

Наконец, можно вспомнить о еще одной, пятой, группе языков, которую обычно даже не упоминают. Пусть на этих наречиях говорит от силы несколько тысяч человек, но что это за удивительные народности! Я говорю о коренном населении Андаманских островов, которые несколько десятков тысяч лет, до прихода на архипелаг англичан, жили в полной изоляции от внешнего мира.

Такова, в общих чертах, языковая карта Индии, огромной, пестрой и удивительной страны, в которой каждый день можно открывать новые чудеса и заново удивляться.

 

See also:

Manuals and Textbooks
Manuals and Textbooks

Monographs and Papers
Monographs and Papers

Учебные пособия
Учебные пособия изучающим Индию

Языки Индии
Языки Индии

Центры изучения Индии в России
Где в России изучают Индию

Зографские Чтения
Международная конференция "Зографские Чтения"

Изучение Древней Индии
Преподавание индийских языков и литературы в Санкт-Петербургском университете началось в 1836 г, когда для чтения лекций по санскриту и сравнительному языкознанию был приглашен Р. Х. Ленц. (1808-1836), но систематическое изучение индийской филологии началось уже после создания Факультета Восточных Языков и открытия на нем кафедры индийской филологии (1958 г.).

Центры изучения России в Индии
Где в Индии изучают Россию

Язык и население Индии

Индия самая населенная страна в мире после Китая, уже сейчас ее население составляет около 1 млрд. человек.

Хинди язык

Но население древней Индии сравнительно молодо: 42% индийцев моложе 15лет и лишь 6% — старше 60 лет. Средняя продолжительность жизни в настоящее время достигает приблизительно 55 лет. Подавляющее большинство индийцев — сельские жители.

Расскажи своим друзьям

Мужчин в Индии больше, чем женщин. Это объясняется повышенной смертностью среди женщин, связанной с ранними браками и многочисленными деторождениями. Средний возраст вступления в брак для мужчин около 22лет и для женщин 15-17лет. Это все не случайно и уже на этих данных о населении можно найти отпечаток культуры этой страны.

Население Индии состоит примерно из 72 % индо-арийцев, 25 % дравидов, а также монголоидов и других этнических групп, на которые приходится 3 %. Индусы образуют большинство (80 %), мусульмане составляют 14 %, христиане — 2,4 %, сингхи — 2 %, есть также более мелкие группы буддистов, джайнистов и др.

Государственный язык Индии:

Хинди, английский. В Индии говорят более чем на 30 различных языках и 2000 диалектов. В Конституции Индии оговорено, что хинди и английский являются двумя языками работы национального правительства, т.е. государственными языками. Кроме того представлен официальный список из 22 языков (scheduled languages), которые могут использоваться правительствами индийских штатов для различных административных целей.

Было запланировано, что в 1965 году английский язык лишится статуса государственного и будет называться "дополнительным государственным языком" до тех пор, пока не закончится полномасштабный переход на хинди. Однако в связи с протестами некоторых штатов, в которых хинди не получил распространения, была сохранена ситуация, когда два языка являются государственными. Из-за быстрой индустриализации, и многонационального влияния в экономике, английский язык продолжает оставаться популярным и влиятельным средством связи в государственном управлении и бизнесе.

Языки и диалекты Индии

В различных областях Индии говорят на разных языках. Большинство из них относятся к двум языковым семьям: индоарийской и дравидийской. Языки, используемые в пяти южных штатах Индии относятся к дравидийской семье, а на севере, в основном, говорят на языках индоарийской семьи. Письменность дравидийских языков отличается от письменности индоарийских языков, и индийцы различают южный и северный акценты. На востоке Индии также говорят на языках тибето-бирманской группы. К отдельным группам относятся кашмирский язык и язык сантали.

Языки, используемые в современной Индии, получили развитие на разных этапах истории. В Древней Индии возникали различные религии, и их священные тексты также писались на разных языках: индуистские – на санскрите, буддийские – на языке пали, а тексты джайнизма – на языке ардхамагадхи. В современной Индии эти языки не используются в качестве разговорных, хотя санскрит принадлежит к числу официально признанных языков Индии. Считается, что современные индоарийские языки произошли от санскрита. Происхождение южноиндийских языков неясно. Многие считают, что до прибытия ариев на всей территории современной Индии использовались языки дравидийской группы. Некоторые племена, обитающие на севере Индии, говорят (или говорили в недавнем прошлом) на диалектах, близких к дравидийским. Тамильский язык – один из современных дравидийских языков – оказал наибольшее влияние на другие языки своей группы.

Язык лежит в основе национального самосознания человека. На сегодняшний момент в конституции Индии официально признается 18 индийских языков. Но почти у каждого из них есть диалекты и варианты. Помимо этих 18 языков, есть и другие, признаваемые центральным правительством, но неофициально. Есть и такие языки, которые центральным правительством не признаются. Некоторые границы индийских штатов были проложены на основе границ распространения основных языков, признаваемых конституцией Индии.

Выделение штатов Индии началось после получения страной независимости в 1947 году. Во времена британского правления Индия делилась на два вида территориальных единиц: княжества и провинции. После получения независимости такие провинции, как Бомбей и Бенгали стали штатами. Маленькие княжества у границ крупных провинций стали их частью, а в некоторых случаях расположенные рядом княжества объединялись в один штат – например, Раджастхан. Крупные княжества, такие как Хайдарабад и Майсур, также стали штатами. Но многие местные лидеры требовали создания отдельного штата для сохранения культуры и национального самосознания своего народа. Основным требованием было разделение на основе границ распространения языков. Процесс создания штатов с такими границами начался в 1953 году, и до сих пор группы людей, говорящих на разных языках, требуют выделения новых штатов.

По языковому принципу были выделены следующие штаты: Керала (язык малаялам), Тамилнад (тамильский язык), Карнатака (язык каннада), Андхра-Прадеш (язык телугу), Махараштра (язык маратхи), Орисса (язык ория), Западная Бенгалия (бенгальский язык), Гуджарат (гуджаратский язык), Пенджаб (язык панджаби), Ассам (ассамский язык). Некоторые из этих штатов – такие, как Бенгалия и Орисса – во время британского правления были провинциями. Несмотря на большое количество штатов, границы которых были проложены в соответствии с границами распространения языков, многие штаты были созданы по другому принципу, и многие жители Индии говорят на языках, не являющихся официально признанными в каком-либо штате.

В Индии есть множество других языков: к примеру, в различных местностях штатов Джамму и Кашмир говорят на кашмирском языке, языках догри и ладакхи. В штате Сикким используются различные языки, но основной – непальский. Основной язык штата Манипур – манипури. В штатах Мадхья-Прадеш, Уттар-Прадеш, Раджастхан, Харьяна, Химачал-Прадеш основным языком является хинди, и он же – государственный язык Индии. Некоторые индийские языки не имеют привязки к определенному региону, например, язык синдхи, носители которого пришли в Индию из области Синд (нынешний Пакистан) и расселились по всей территории. Язык урду используется мусульманами по всей Индии.

Хинди — язык Индии, миниразговорник

Различные индийские племена (в некоторых насчитывается лишь несколько сот человек) также говорят на отдельных языках.

Как уже говорилось, у большинства языков Индии есть свои диалекты и варианты, иногда различающиеся довольно сильно. В языке хинди выделяют более десяти вариантов. Вариант хинди, на котором разговаривают в Раджастхане, отличается от варианта, используемого в Бихаре, или от того, на котором говорят в штате Химачал-Прадеш. Иногда различные варианты языка считаются различными языками со своей литературой. Один из языков, используемых в восточной Индии, – майтхили – до 2003 года считался диалектом хинди. Диалект хинди, на котором говорят в Раджастхане, также иногда считается отдельным языком. Но на самом деле, это даже не один язык, а несколько племенных языков, используемых на территории Раджастхана и называемых в честь региона.

Ещё один язык, названный по географическому признаку, – конкани (используется в Гоа), в честь побережья Конкан. К северу от Гоа, на той части побережья Конкан, что входит в штат Махараштра, говорят на другом языке «конкани». Считается, что это диалект языка маратхи, и он отличается от того конкани, который используется в Гоа.

В конституции Индии используется слово, означающее «родную речь», а не «язык» или «диалект». Центральное правительство официально признает 18 языков, но в каждый из них входит несколько разновидностей «родной речи» индийцев. Согласно переписи населения, в Индии насчитывается более 200 таких разновидностей.

Несмотря на множественные языковые различия, большинство носителей выработали и используют общепризнанные стандарты для официально признанных языков. Они могут сильно отличаться от диалектов – это касается, например, языка хинди.

Чрезвычайно интересная языковая картина Индии сильно осложняет определение языка и поиск переводчика при работе с индийскими текстами. Тем не менее, наши компетентные специалисты обязательно вам помогут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *