Города и Страны

История Северной Осетии Алании

История Северной Осетии: трагические страницы и периоды национального возрождения

История освоения нынешней территории Северной Осетии насчитывает многие тысячелетия. Ее древнейшие поселения сегодня причисляются ни много ни мало к сокровищам мировой культуры. Из бронзовых культур Кавказа наиболее яркой специалисты считают уникальную кобанскую культуру, чье наследие впервые обнаружено археологами именно в Осетии, близ села Кобан, в конце 60-х годов XIX столетия и в настоящее время уже считается выдающимся явлением европейской цивилизации.

Рождение Аланского государства

История Древней Осетии в первом тысячелетии до нашей эры была связана преимущественно с освоением территории скифами и чуть позже сарматами. Часть кочевых племен переходят к оседлому существованию, начинает заниматься земледелием. А на рубеже эпох из сарматских племен выделились непосредственные предки современных осетин – аланы. Уже в первом веке до нашей эры появляются первые аланские города.

В эпоху, называемую Великим переселением народов, аланы сильно пострадали от нашествия гуннов и были вынуждены мигрировать в труднодоступные регионы Кавказских гор. Постепенное возрождение Алании началось в шестом веке нашей эры. К девятому же столетию было сформировано достаточно сильное и обладающее международным авторитетом Аланское государство.

Средневековая Алания

С Х века в Алании утверждается и государственная религия –православие. Начинается массовая христианизация населения и создание новой епархии, относящейся к Константинопольской патриархии.

Но благополучный период истории Аланского государства не был продолжительным: уже к ХII веку наступает время феодальной раздробленности. А XIII и XIV столетия стали в истории Алании трагическими. Монголо-татарское нашествие, против которого не смогли объединиться и восстать сообща находившиеся в состоянии вражды отдельные княжества, окончательно уничтожило некогда богатое государство. Многочисленные жертвы, разрушенные города, крах привычного уклада – трагедия Алании хранится в народной памяти, об этом свидетельствуют и произведения осетинского фольклора.

Выход из кризиса: присоединение к России

С XV по XVIII века Осетия, в сущности, вела борьбу за выживание. Стесненные горные условия не давали хоть сколько-нибудь оптимистических перспектив для развития сельского хозяйства, в то время как перед страной со всей серьезностью вставал вопрос перенаселения. К середине XVIII столетия кризис достиг своего апогея. Осетинские князья могли решить проблему выхода на Северокавказскую равнину, приняв решение стать вассалами кабардинской или грузинской знати. Но такой вариант лишал Осетию суверенитета и не давал при этом достаточных гарантий стабильности – политической и экономической.

Намного логичнее было воспользоваться выгодным местоположением в самом центре Кавказа и установить дипломатические отношения с Россией. Именно такое решение и было принято осетинскими сообществами, чьи представители обратились в 1743 году к императрице Елизавете с просьбой о покровительстве. Через несколько лет было получено принципиальное согласие на вхождение Осетии в состав Российской империи. Официально же присоединение было оформлено уже в правление Екатерины II в 1774 году.

XIX век для Осетии период расцвета. Массовое переселение на равнину, крестьянская реформа, расширение внешних связей – все это стало благоприятной почвой для национального возрождения.

История Осетии

Множество осетин несли службу в российской армии, а основанный еще в 1784 году Владикавказ стал первой отечественной крепостью кавказского региона.

Двадцатые века в истории осетинского народа

Годы революции и Гражданской войны – еще одна трагическая страница истории Северной Осетии. Многие осетины воевали на стороне Белого движения, сама республика долго находилась под властью деникинцев. Тем не менее в 1920 году на Кавказе установлена Советская власть, а Северная Осетия включена в Горскую АССР, просуществовавшую до 1924 года. Затем создана Северо-Осетинская автономная область, преобразованная в 1936 году в Северо-Осетинскую АССР.

В Великую Отечественную на территории республики шли кровопролитные бои. Пытаясь осуществить план «Эдельвейс», немцы стремились прорваться к осетинской столице. Сражения у Эльхотовских ворот и на подступах к Владикавказу – важные вехи той войны. Освобождена была Северная Осетия от фашистской оккупации в 1943 году.

Послевоенные годы – время экономического и культурного роста для республики. Развитие промышленности, строительство больниц и образовательных учреждений, значительное увеличение количества театров и библиотек – все свидетельствовало о расцвете Осетии.

Начало 90-х годов прошлого века для Осетии, как и для всей страны, – старт нового исторического периода: произошли серьезные политические и экономические изменения. А в 1994 году республика получила новое название. Так началась история Северной Осетии – Алании.

В новейшей истории РСО-Алания тоже немало трагических эпизодов. Осетино-ингушский конфликт, крупные террористические акты, самым страшным из которых стал захват школы в Беслане, унесли много человеческих жизней. Но сегодня республика вновь возрождается: развивается промышленность, возрастает значение национальной культуры, реализуются грандиозные инвестиционные проекты.

Пушкин и древняя Алания

Аланка Уртати

                        
             Историческая новелла

                         I.

                            Бог решил напомнить людям, что они должны слушать своих поэтов,  и соединил чернокожее африканское племя с блистательной великосветской ветвью в северной заснеженной стране. Так Он снова объяснил, что мир перевит родством всех и вся – черных, белых и желтокожих, и что там, где скрещиваются далекие судьбы, произрастают  самые редкие и удивительные растения. 
 
Есть истина, из века в век непреложная — никогда не прекращает своего движения Река жизни, она несет свои воды, вбирая на своем пути самые маленькие речушки,  которые делают ее полноводной и могучей.

Все, что рождено на этой земле, исполнено смысла, великое множество людей и поколений участвует  в предопределенности существования  той единственной в своем роде личности, которая  суммирует весь опыт и выдает нам  его с непревзойденной силой своего таланта.
   
При всей кажущейся простоте всяческого существования, оно полно таинств и безмерной глубины непознанного.
 
В российской своей линии жизни потомок  незначительного и никому не известного африканского аборигена оказался ввергнутым в круговорот российской истории, став потомком великого князя  Александра Невского.   
    
                        II.

              Двадцать два родовых колена протянулось от великого воина к великому поэту.

Это шесть столетий русской истории, замешанной на крови княжеских междоусобиц и народных освободительных войн, дворцовых интриг и переворотов, стрелецких бунтов и жесточайших казней, на христианском всепрощении и нехристианском предательстве друг друга, на любви и ненависти — на всем, чем жила российская держава.
 
Через столетия неслась непрерывная Река Жизни — от рода к роду, от колена к колену, и все русское общество было повязано далеким и близким родством. Сам Пушкин сказал, дорожа этим: “…имя предков моих встречается поминутно в нашей истории”.
 
Праправнучка Александра Невского соединилась узами брака с боярином  царя Василия II Иваном Всеволожским, внучка боярина Всеволожского, Василиса Ивановна, стала женой  князя Даниила Дмитриевича Холмского.
   
Дочь от этого брака, Анна Даниловна Холмская,  вышла замуж  за киевского казначея Ивана Владимировича Головы, родоначальника тех Головиных, которые сыграли в истории отечества весьма заметную роль. 

Был среди них сподвижник Петра Великого — флотский адмирал Иван Петрович Головин. Браком с Марией  Богдановной Глебовой он породнился со славной древней ветвью, идущей от Мстислава Храброго, сына Владимира I ”Красно Солнышко”, крестившего Русь.
 
Дочь Ивана Головина и Марии Глебовой родила Александру Петровичу Пушкину Льва —  будущего деда поэта.
Лев Пушкин родил сына  Сергея.
У Сергея Львовича  Пушкина  26 мая 1799 года в Москве, в день Большого Вознесения, родился великий российский поэт Александр Сергеевич Пушкин. 
 
Вернемся же к корням пушкинского генеалогического древа на два поколения назад — к великому князю Александру Невскому, сыну Ярослава II от суздальского князя Всеволода III и Марии Блаженной.
 
Брак Всеволода III и Марии Блаженной продолжил ветвь древнерусских Рюриковичей и подарил будущей России великих полководцев — Александра Невского и Дмитрия Донского, царей —  Василия Шуйского и Ивана Грозного.    
 
Наконец, эта прямая ветвь привела к поэту Александру Пушкину.
 
                    Ш.
         
                 Мария Блаженная родилась в 1158 году. Удивительный 12-й век! В Европе — походы на Восток крестоносцев. На Руси неведомый автор в разгар братоубийственных междоусобиц писал “Слово о полку Игореве”,  оплакивая загубленное  князем Игорем войско,  позор самого князя.
   
В Грузии Шота Руставели писал своего “Витязя в барсовой шкуре”, воспевая царицу Тамар, но более всех — ее супруга и соправителя, воспитанника царского дома Багратидов, славного рыцаря из древне-аланского царского рода Давида-Сослана Царазона.
 
Загадочен образ древнего поэта, возможно, это он  еще не так давно содержался на фреске стены древнейшего иерусалимского храма Креста под надписью – Шота,туаллаг. Не он ли проделал свой таинственный путь с Запада на Восток и не он ли  писал, как великие поэты на Востоке?!
 
Но стерта была надпись тайными злоумышленниками и порушен тот образ на стене храма, и не можем мы до поры до времени разгадать. Однако приставка к имени Шота – Туаллаг означала туальского алана из самой глубины Кавказских гор, конечно, воина, преданного своему герою-витязю, о котором написал. Кем был он, кто был им?
   
Кому и почему так важно было скрыть аланское имя и образ человека, запечатленного на стене старинного храма, уж не за то ли, что был он великим поэтом, ходившим за моря со своим витязем в походы крестоносцев в древний Иерусалим и превзошедшим всех иных?
 
Тайны преследуют народ ясов, пронесшихся сквозь азиатские степи и европейские земли на своих длинноногих конях, порой трудно установить их след. И так благородны были они, что каждый желает запутать их след, дабы присвоить себе древний великий статус рожденных воинами.

Такова судьба этого народа, Бог, испытывая их,  дает им порой непобедимые трудности, и все же хранит их, чтобы рано или поздно отыскивался их след.
   
Он отыскался в той линии, ведущей начало от африканского аборигена и Мстислава Храброго.
 
Запутанным и скрытым путем след привел к супруге великого владимирского князя Всеволода,  ведет же он к тому же ясскому народу, ибо была она  Марией-ясыней.
 
Великая русская княгиня, рожденная аланами, создавала гнездовье  с  двенадцатью детьми  великому князю Всеволоду, прозванному  за это “Большое гнездо”.

Она возводила церкви и монастыри во Владимире, своем стольном граде, набиравшем силу, в то время  как терял ее древний Киев.
 
Быть может, история христианства Восточной Европы способна была бы сказать об этой женщине больше, чем скупые строки древнерусских летописей, быть может, в византийских источниках скрыты крупицы истины о  великой женщине.
                        IV.

               С Х по ХIII вв. ее ясский народ, народ  аланов,  принадлежал к наиболее крупной и важной для окружавших его народов политической силе Северного Кавказа. Влиятельная Западная Алания заключала династические браки с монархами Византии, Грузии и Руси.
 
Согласно  древним русским летописям в 1107 году Владимир Мономах женил сына своего Юрия на внучке аланского князя Осени. Всеволод, женившись на Марии, выдал сестру ее, ясыню, за Мстислава, сына Киевского князя Святослава.

Из той же Западной Алании вышли аланская царевна Бурдухан, дочь царя Худана, давшая жизнь грузинской царице Тамар. И не было более благоприятного и великого времени в царстве Грузинском, чем при правлении племянницы ясского народа и соправителе ее и муже – царственном алане.
 
Две христианнейшие особы, великие современницы, близкие по крови  — грузинская царица Тамар и русская княгиня Мария “Всеволожья” — беззаветно служили христианству.

Первая старалась вернуть в веру Христову Восточную часть Алании, отходившую по воле исторических обстоятельств к своей исконной древней арийской вере, к язычеству.

Жизнь же Марии-ясыни доказывает служение не только христианству, но и будущему российской страны, раздробленной княжескими распрями. Примером своей  семьи создала она модель единого русского государства — Большое Гнездо.

Ее супруг, князь Всеволод,  выделялся из круга своих современников спокойствием, мудростью и миролюбием, заслужив свой титул Великого князя.
 
Но только Лаврентьевская летопись сохранила нам известие о княгине Марии:

“ В марте (1206 г.) постриглась великая княгиня Всеволожья в монашеский чин в монастыре св. Богородицы, который сама же и создала, и нарекли ее Марией, как и крещена была. И проводил ее великий князь Всеволод со слезами до монастыря с сыном Георгием и дочерью Всеславой…

Были епископ и игумен Симон, отец ее духовный, и другие игумены и чернецы из всех монастырей и горожане все — провожали многие со слезами, потому что на всех изливала добро благоверная княгиня Всеволода, с детства любившая правду…и нищих любила, и странников, печальных, унылых и больных всегда утешала и подавала милостыню”.

Она умерла на второй день после пострижения в монахини, “и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена  с рыданием и плачем великим над нею…”
   
Шквалом политической истории нашей страны церковь эта была позднее разрушена.

За мудрость, доброту, сподвижничество мужу и благочестие Мария провозглашена Святой, и явилась третьей Святой на Руси — после Киевской княгини Ольги Прекрасы, принявшей в Константинополе христианство, сделавшей первые шаги к принятию на Руси христианства, после Владимира I, крестившего Русь.

Четвертым святым на Руси стал сын Марии князь Михаил Черниговский, пятым — внук Марии Александр Невский, двадцатилетним юношей защитившим родину от врагов, шестым стал правнук Даниил, так и прозванный Святым.
 
Ясыня, ясская княжна, православная Мария, подарила России семь святых и… величайшего российского поэта всех времен!
                                             
                          V.
 
                  По-разному складываются судьбы народов.

История Северной Осетии

“Царство алан сильнее и крепче всех народов, которые вокруг нас”, — сказано в Кембриджском документе  Х века.

“Осетинцы — самое бедное племя из народов, обитающих на Кавказе”, — скажет Пушкин в своем “Путешествии в Арзрум”.

“Женщины их прекрасны”, — добавит он, не ведая о том,  что восемь веков назад в лоне  одной из женщин могущественного на тот период племени алан зародилась предопределенность его существования.

Ветвь, идущая от одного сына Александра Невского — Андрея III привела к рождению Александра Сергеевича Пушкина.

Ветвь, идущая от другого его сына — Даниила Святого, привела к рождению прекраснейшей из женщин, первой красавицы российского двора — Наталии Николаевны Гончаровой.

Судьбе же было угодно соединить обе эти ветви в их счастливом и трагическом союзе.
 
Согласно той судьбе на обширной карте родословной поэта, где переплелись не только разные народы, но даже расы,  прочерчена в глубь веков линия к Алании раннего средневековья. К тому воинственному племени, в  реку жизни   которого влилась кровь скифов, сарматов, алан, прозывавшихся на Руси ясами…
 
1987 г.
   

© Copyright: Аланка Уртати, 2012
Свидетельство о публикации №212013001655

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Аланка Уртати

Рецензии

Написать рецензию

На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Аланка Уртати

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *