Города и Страны

История Города Новосибирска

НОВО-НИКОЛАЕВСК

(НОВОСИБИРСК)

Сибирский Чикаго

Если пять лет назад Новосибирск представлял собой еще полудеревню, то сегодня это оригинальный город… неудержимо мчащийся вперед, как настоящий сибирский Чикаго.

Анатолий Луначарский, 1920-е годы

Коротко

Новосибирск был основан в 1893 году как вахтовый поселок Александровский. С 1903 года – город Ново-Николаевск. Новосибирском стал в 1926 году.

До революции в городе было около 70 тысяч жителей. Сегодня Новосибирск – третий по численности населения город в России, в нем проживают полтора миллиона человек, наблюдается стабильное увеличение рождаемости.

Важнейший культурно-промышленный центр не только области, но и всего региона, центр Сибирского федерального округа.

Официальный сайт – новосибирск.рф.

День города отмечается в последнее воскресенье июня.

Лицо города

В момент своего основания будущий Новосибирск назывался Александровским – в честь императора Александра III, начавшего строительство Великого Cибирского пути – сейчас мы знаем его как Транссибирскую железнодорожную магистраль. Но уже через два года, с восшествием на престол Николая II, населенный пункт переименовывают в Ново-Николаевский. А в 1903 году высочайшим повелением ему даруется титул безуездного города и соответствующим образом видоизмененное название – Ново-Николаевск. После Октябрьской революции из названия «выпал» дефис, а в 1926 году произошло последние переименование – в «политически нейтральный» Новосибирск. Кстати, именно благодаря этой нейтральности постперестроечная мода на возвращение городам исторических названий Новосибирска не коснулась.

Герб Новосибирска – это традиционный щит, увенчанный золотой короной с пятью зубцами – символ того, что город является областным центром. Золотое полукольцо — стилизованное изображение моста через Обь, а черно-серебристый пояс – символ Транссиба. Помимо этого, на гербе изображены лук и стрелы, держат щит соболя. Эти элементы были заимствованы с исторического герба Сибири.

Новосибирск – очень красивый современный город.

90 лет назад Новониколаевск стал Новосибирском

Кварталы со вкусом построенных молодых высоток, перерезанные широкими проспектами, удачно перемежаются зеленью парков, скверов и рощ, к северо-западу раскинулись большие массивы Заельцовского бора и Кудряшовского лесничества. Две части города, расположенные по обоим берегам Оби, соединяют два железнодорожных и два автомобильных моста (третий строится), а также метромост – самое длинное из подобных сооружений в мире (общая длина – 2145 м). В 1985 году Новосибирск стал первым городом Сибири, имеющим свой метрополитен.

Страницы летописи

У Новосибирска есть точная дата рождения – 30 апреля 1893 года. В этот день на место будущего города прибыла первая партия рабочих. Они-то и построили поселок для мостостроителей будущего Транссиба. Впрочем, рабочие тоже пришли не на пустое место. К тому времени тут уже жили переселенцы из близлежащей слободы Кривощековской. Место это называлось «Чертовым городищем» – просто потому, что рядом проживали аборигены этих краев – телеуты. Теоретически такое название должно было обеспечить урочищу дурную славу, но сибирские поселенцы были людьми несуеверными.

Своим невиданным ростом Новосибирск (тогда еще Ново-Николаевск) обязан Владимиру Ипполитовичу Жернакову – городскому голове в 1910-х годах. В то время власти страны планировали построить железнодорожную ветку от Транссиба на Алтай; именно Жернаков сумел убедить имперскую комиссию начать эту ветку в Ново-Николаевске. Оказавшись на стыке важнейших железных дорог и великой сибирской реки, город начал стремительно развиваться. Темпы роста населения поражают – 26 тысяч в 1913 году, 120 – в 1926-м, 885 – в 1959-м, к семидесятым годам Новосибирск перешагнул миллионную планку. Лишь в самом конце ХХ века, по известным причинам, население города несколько сократилось, но уже в наши дни демографические показатели пришли в норму.

Семимильными шагами развивалась промышленность. Сейчас в Новосибирске работают более двухсот заводов и фабрик. Костяк городской экономики – предприятия энергетики, металлургии, машиностроения. Новосибирский завод химконцентратов – ведущий в стране производитель ядерного топлива для АЭС. В городском аэропорту «Толмачево» базируется авиакомпания «Сибирь» — третий по величине российский авиаперевозчик.

Создатели международное рейтинга самых благоприятных для работы городов поставили Новосибирск на второе место по России.

Интересно

До начала 1920-х годов город жил сразу в двух часовых поясах: на правом берегу Оби утро начиналось на час раньше.

Городские виды

В наши дни архитектурную панораму Новосибирска определяют многоэтажные новостройки. Большинство дореволюционных сооружений были деревянными и до наших дней не дошли. Значительная часть города была уничтожена сильнейшим пожаром 1910 года. Огонь, однако же, пощадил возведенный в 1899 году монументальный краснокирпичный собор святого Александра Невского. Спроектированный в модном в то время «византийском» стиле, он считается первым каменным сооружением города. Деньги на строительство выделил специальный императорский фонд, финансировавшего сооружение церквей вдоль Транссибирской магистрали.

До революции Александро-Невский храм был кафедральным; позднее кафедру архиерея перевели в Вознесенскую церковь, и поныне остающуюся соборной.

В центре города, на стрелке Красного проспекта и Октябрьской магистрали, обращает на себя внимание часовня – копия снесенной в 1933 году часовни Николая Чудотворца, построенной к 300-летию Дома Романовых и знаменовавшей символический «центр России». Впрочем, в связи с распадом Российской империи и отпадением западных территорий, нынешний географический центр нашей страны сместился далеко на северо-восток, к озеру Виви в Эвенкии…

В округе

В историко-архитектурном музее-заповеднике Сибирского отделения Российской Академии Наук хранится спасенный реставраторами уникальный храм. Это – деревянная шатровая церковь Спаса (1700 г.) из Зашиверского острога, единственная из уцелевших во всей Сибири церквей подобного типа. Город Зашиверск в Якутии полностью обезлюдел после эпидемии черной оспы в середине XIX века. Целое столетие о нем не вспоминали, пока кто-то из пролетавших над бывшим городом летчиков не обратил внимание на чудом сохранившийся храм. О находке рассказали новосибирскому историку и археологу, академику Алексею Окладникову. Он организовал экспедицию в Зашиверск и в 1971 году перевез уникальный памятник в Новосибирск.

Есть в Новосибирске и природные достопримечательности. Парк «Заельцовский бор» с его кристальным запахом соснового леса – излюбленное место отдыха горожан. Здесь располагается Новосибирский зоопарк – один из крупнейших в России. В нем содержат 700 видов животных (180 из них внесены в Красную книгу), специализируются на куньих и кошачьих – в том числе разводят редких снежных барсов. Этот невероятно красивый и элегантный зверь стал символом зоопарка. Центральный сибирский ботанический сад – уникальная коллекция Академии Наук, тысяча гектаров настоящего растительного царства. Здесь не только научные питомники, но и художественные экспозиции – такие, как «сад непрерывного цветения» или экспозиция мини-деревьев бонсай в открытом грунте.

Интересно

Новосибирск богат на улицы с необычными и «промышленными» названиями.

Автогенная, Трикотажная, Авиастроителей, Комбинатская, Учхоз, Универсальная, Холодильная, Фрезерная, Техническая, Рельсовая, Рекордный переулок… Есть улица Блок-Пост и есть пересечение Катодной и Анодной. Самой длинной горожане считают Первомайскую, протяженностью 7 километров. Она длиннее даже Красного Проспекта — главной улицы города. До революции 1917 года этот проспект именовался Николаевским, на нем располагался Кабинет Его Величества (сейчас бы мы назвали это заведение полпредством).

Одна из улиц Новосибирска – Планировочная – пересекает саму себя.

В центральной части города немало выдающихся архитектурных сооружений советской эпохи. Очень оригинально и символично здание вокзала (1939 г.), выстроенное в форме обращенного на восток паровоза. Памятником архитектуры федерального значения числится так называемый «Стоквартирный дом» (1937 г.) на Красном проспекте. Автор проекта – архитектор А.Крячков, много строивший в городе в 1910-е – 1940-е годы.

Здание Новосибирского театра оперы и балета – это самое большое в нашей стране театральное здание; еще оно может похвастаться и самым современным в России оборудованием – благодаря реконструкции, проведенной в начале XXI века. Грандиозный купол театра – выдающееся архитектурное сооружение, при диаметре 60 метров и высоте 35 метров его средняя толщина – всего 8 сантиметров! Получилась легкая конструкция, которой не нужны специальные подпорки и фермы, она как бы несет саму себя. А здание стало одним из символов Новосибирска.

Зрительный зал театра, прозванного за свой величественный внешний вид «Сибирским Колизеем», вмещает более 1750 человек.

Очаги культурной жизни

Новосибирский государственный академический театр оперы и балета – крупнейший в Сибири и один из главных в нашей стране. Организован он был еще до Великой Отечественной войны. Она на несколько лет прервала формирование молодого творческого коллектива – все силы горожан были брошены в помощь фронту. Но когда сражения переместились за границы СССР, репетиции возобновились, и уже после Дня Победы – 12 мая 1945 года – театр порадовал новосибирцев премьерой, оперой М.И.Глинки «Иван Сусанин». Это героическое музыкальное произведение как нельзя лучше соответствовало знаменательной дате…

Сейчас в репертуаре театра – десятки оперных и балетных постановок, в том числе «Аида» Дж.Верди, «Князь Игорь» А.П.Бородина, «Тоска» Дж.Пуччини, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Дон Кихот» на музыку Л.Минкуса и многие другие.

В целом, театры – одна из важнейших культурных достопримечательностей Новосибирска. Большую известность имеют академический «Красный факел», молодежный «Глобус», драматический «Старый дом», театр музыкальной комедии, считающийся в России одним из лучших в своем жанре.

Ежегодно в городе проходят многочисленные фестивали – русской и кельтской музыки, народных культур и современного искусства, областной филармонии и уличных театров. Каждую зиму, в новогодние каникулы, здесь собирается международный фестиваль снежной скульптуры. Эта красивая традиция пришла в 2000 году из Саппоро – города-побратима Новосибирска.

Богатая коллекция собрана в Новосибирском государственном художественном музее. Несмотря на относительную молодость (открылся он в 1958 году), в его фонде – около десяти тысяч предметов искусства, многие были переданы из Эрмитажа, Третьяковской галереи, московского Пушкинского музея. Любителям старины, безусловно, будет интересно собрание икон, в том числе уральской и сибирской художественных школ – гордость музейных работников и центральная часть древнерусской экспозиции. Среди работ художников не столь отдаленного прошлого выделяются полотна Дмитрия Левицкого, Василия Тропинина, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Исаака Левитана, Кузьмы Петрова-Водкина… Впрочем, едва ли есть смысл перечислять всех, да и описывать шедевры – дело неблагодарное, их нужно видеть своими глазами…

Также в числе ведущих городских музеев – краеведческий, знакомящий своих посетителей с историей и культурой не только города, но и всего региона. Этнографическая экспозиция, посвященная жизни и быту коренных народов Сибири, с национальными костюмами, воссозданными уголками жилищ и привлекающим всеобщее внимание облачением шамана – это уникальное сокровище, равно как и полный скелет мамонта, найденный в 1939 году в деревне Вахрушево Новосибирской области. Как это нередко бывает, ценную палеонтологическую находку сделали совершенно случайные люди – двое школьников, купавшихся в реке. Ученые назвали мамонта Матильдой…

Богатая «железнодорожная» история города представлена в городском музее железнодорожной техники. Столетние паровозы и мощные локомотивы конца ХХ века покоряют и взрослых, и детей. Здесь можно не только потрогать экспонаты, но и забраться внутрь некоторых из них – например, в кабину паровозного машиниста или личный вагон Л.Троцкого.

Новосибирск – это еще и важнейший научный центр. Знаменитый на весь мир Академгородок – научный центр Сибирского отделения РАН – располагается к югу от основного массива города. Здесь располагаются Новосибирский государственный университет, институты теплофизики, ядерной физики, нефтегазовой геологии, археологии, истории – и еще несколько десятков НИИ. Специалистов для них готовят 32 высших учебных заведения города (не считая филиалов), 11 из них имеют университетский статус.

Знаменитые горожане

Александр Иванович Покрышкин. Легендарный летчик времен Великой Отечественной войны родился в Ново-Николаевске в 1913 году в семье рабочего. Будущий ас рос в не самом благополучном районе, но, в отличие от сверстников, он много времени проводил за книгами, в 12 лет увлекся авиацией, в 17 пошел добровольцем в армию. Тогда-то он и попал в летную школу, правда, учился на механика, а годовую программу гражданского пилота прошел тайно – всего за 17 дней.

Известно, что первая воздушная схватка будущего героя закончилась печально – он по ошибке сбил советский самолет Су-2.

Дело в том, что машины Сухого появились перед самой войной и Покрышкин просто не был с ними знаком. Однако дальше, как известно, летчик «исправился» — по официальным данным за годы войны он сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.

Александр Александрович Карелин. Знаменитый спортсмен, борец греко-римского стиля, заслуженный мастер спорта родился в 1967 году. Увлекся спортом в 13 лет, и за свою профессиональную карьеру успел выиграть три олимпиады, девять чемпионатов мира, двенадцать чемпионатов Европы. Кроме того, в копилке достижений Александра Карелина – четыре «Золотых пояса» лучшего борца планеты. Дважды его признавали лучшим спортсменом России. Из большого спорта Александр Карелин ушел в 2000 году, после того, как впервые проиграл поединок и завоевал на Сиднейской олимпиаде не золото, а серебро.

Александр Сергеевич Зацепин – еще один знаменитый уроженец Новосибирска. Его музыку к кинофильмам «Иван Васильевич меняет профессию», «Бриллиантовая рука», «Земля Санникова», «Кавказская пленница», «31 июня», «Женщина, которая поет» знают все. Зато далеко не все знают, что сначала будущий народный артист России учился на инженера железнодорожного транспорта. Но во время учебы в вузе Зацепина призвали в армию, где он самостоятельно научился играть на нескольких инструментах и стал выступать в Новосибирском армейском ансамбле песни и пляски. Уже потом Александр Сергеевич закончил Алма-Атинскую консерваторию, переехал в Москву, где судьба свела его с Леонидом Дербеневым, Леонидом Гайдайем и Юрием Энтиным. Многие свои музыкальные работы Александр Зацепин записывал в собственной студии, которую оборудовал прямо в квартире. Его популярность была столь велика, что его даже приглашали писать музыку для американских фильмов, правда, композитор отказывался – в СССР такое сотрудничество не приветствовалось. Брак с француженкой и переезд во Францию, казалось, поставили крест на творчестве Зацепина у себя на родине, в прессе началась нападки на композитора. Все изменилось с началом перестройки – Александр Сергеевич вернулся в СССР, его музыка зазвучала в новых кинолентах – «Где находится нофелет», «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди», «Частный детектив, или операция “Кооперация”»…

Интересно

Однажды в Новосибирск прилетел Нил Армстронг – американский астронавт, первым ступивший на Луну. Армстронгу очень хотелось увезти горсть земли от стен дома, где в свое время жил ученый Юрий Кондатюк, разработавший схему полета к Луне. Именно ее применили американцы, разрабатывая свою космическую программу «Аполлон».

БЕРДСК

Краткая история Новосибирска

­

Большинство источников датой основания Новосибирска считают 1893-й год. Однако историки утверждают, что сибирские города начали формироваться с конца XVI века. Так, в 1598 году в районе нынешнего Новосибирска проживало около 400 служилых человек. В начале XVIII века в Приобье были основаны несколько острогов, среди них и Чаусский, заселенный успешным купечеством.

Примерно в этот же период на территории современного города возникло несколько селений, объединенных в 1793 году в Кривощековскую слободу. В XIX веке резко возросло количество переселенцев за Урал. Это было связано, в основном, с малоземельем в европейской части страны. В связи с этим император Александр III в 1891 году подписал указ о строительстве Сибирской железной дороги. Так и началась история Новосибирска.

Вначале местность носила название Новая Деревня, затем — поселок Александровский, с 1895 года — город Новониколаевск (в честь императора). Одним из основателей города считают инженера и писателя Гарина-Михайловского. Именно он выбрал место для кладки моста через крупнейшую реку страны и, собственно, для строительства Транссибирской магистрали.

До 1917 года происходил быстрый рост населения (от 1000 до 69­000 человек). Органы государственного самоуправления в этот период отсутствовали. Поселение имело безуездный статус. Новониколаевск быстро стал центром сибирской мукомольной промышленности. Второй виток модернизации города выпал на 1917-1941 годы. По-прежнему продолжался стремительный рост населения, развивалась транспортная сфера и некоторые промышленности: кожевенная, текстильная, пищевая.

В 1921 году в город переехали все общесибирские учреждения. В 1923 году был открыт первый аэродром. Такими темпами из уездного города Новониколаевск превратился в столицу Сибири. В декабре 1925 года на краевом съезде было принято решение переименовать город в Новосибирск. Период 1920-1930 гг. был ознаменован грандиозным строительством, расширением уже существующих предприятий и открытием новых товариществ. Так, в городе появились обувная, трикотажная, кондитерская и др. фабрики.

В 1937 году разросшийся регион был поделен на Новосибирскую область и Алтайский край.

Кто основал Новосибирск?

Во время Великой Отечественной войны Новосибирск служил одним из главных поставщиков истребительной авиации. Все заводы и фабрики были нацелены на выпуск военной продукции. На территории города в первые месяцы было организовано 26 госпиталей. Начиная с 1940 года, население города заметно выросло. Специалисты из сел перебирались для работы на оборонных предприятиях или послевоенных стройках. Прирост населения продолжался примерно до 1956 года.

К 1962 году в городе официально насчитывалось 1 млн. жителей. В этот же период произошла модернизация железнодорожного сообщения: вместо паровозов стали ходить локомотивы на электрической тяге. В 1970-е гг. возник проект по увеличению мостового перехода через Обь. С 1990 года городу присвоен статус краевого центра культуры и науки.

см. также: Все краткие истории государств, городов, событий
Рефераты по истории

Как хотели назвать наш город 90 лет назад?

Фото Новосибирска

Аэропорт Новосибирска Толмачево

Жд вокзал Новосибирск Главный

Автовокзал Новосибирск

Город Новосибирск – самый крупный город в Сибири, расположен на берегу самой большой реки в России — Оби. Административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа. Расстояние от Москвы – 3303 км. Население – 1,397 млн.человек (2009 г.) – третий по численности город в России после Москвы и Санкт-Петербурга.

23 интересных факта о Новосибирске

Площадь – 506,7 кв.км. Это крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр.

История основания города Новосибирска

В 1893 году на берегу реки Оби появилась Новая деревня, которая позднее стала поселком. Имя поселку дали «Александровский» в честь святого Александра Невского, покровителя императора Александра III. В 1895 году поселок переименовали в Ново-Николаевский в честь святого Николая Чудотворца — покровителя императора Николая II. С 1903 года поселок получает статус города.

История города Новосибирска

После Октябрьской революции город стали называть Новониколаевском, а в 1925 году он был переименован в Новосибирск.

Со строительством Транссибирской магистрали и моста через Обь город стал крупным транспортным узлом. После революции он становится крупным административным центром Сибири. Новониколаевск возглавил губернию. В 1925 году город становится центром Сибирского края, который был образован из Алтайской, Енисейской, Иркутской, Новониколаевской, Омской и Томской губерний. Позже из него были образованы 2 края: Восточно-Сибирский, с центром в Иркутске и Западно-Сибирский,с центром в Новосибирске. Во время Великой Отечественной войны в город Новосибирск были эвакуированы заводы из европейской части страны и он становится крупным промышленным центром. За 70 лет своей истории население увеличилось до миллиона человек, а город Новосибирск превратился в мегаполис.

С 2000 года город Новосибирск стал центром Сибирского федерального округа. Широко известен Новосибирский Академгородок – один из крупнейших научных и образовательных центров России. Он расположен в 20 км от центра города. Здесь находится Новосибирский Государственный университет, научно-исследовательские институты, Президиум Сибирского отделения Российской Академии наук.

Город Новосибирск – достопримечательности

Среди памятников архитектуры в городе Новосибирске Ваше внимание привлекут Собор Александра Невского, Вознесенский Кафедральный Собор, часовня Николая Чудотворца. Собор Александра Невского – самый старый храм в городе. Он построен в память в память об Александре III в 1895 году. Вознесенская церковь, пережившая гонения и восстановленная в 40-х годах, сейчас самая большая и красивая церковь в городе. Красиво и величественно здание театра оперы и балета.

Можно посетить ботанический сад и зоопарк. Прогуливаясь по ул.Серебренниковской на ее пересечении с ул. Сибревкома, можно увидеть необычный памятник постовому-регулировщику, смотрящему на светофор — «Светофор и милиционер».

В Новосибирске очень красивые парки. Сосны, места для пикников, целебный воздух – в Заельцевском парке. Молодожены стремятся в Первомайский сквер. Жители города любят и Центральный парк. Одно из украшений города – фонтаны. В ночное время особенно привлекательны фонтаны с подсветкой на набережной реки Обь и у молодежного театра «Глобус».

Справочная информация

Население 2009 г.

1,397 млн. чел тыс.чел

Год основания

1893 г.

Код города (тел)

Расположение

на Приобском плато, на берегу реки Обь

Расстояние

2860 км на восток от Москвы

Ср. температура июля 19 °С

января -19 °С

Основание Новосибирска

История города восходит к самому началу освоения Сибири, когда неподалеку от возникшего впоследствии поселения был воздвигнут Чаусский острог. В обширном малозаселенном районе Приобья не было ему достойных соперников и купечество вело успешную торговлю с окружающими поселениями, поддерживая связи и с более удаленными крупными городскими центрами. В 30 км от Колывани вверх по Оби привольно размещалась группа поселений, возникших еще в XVII—XVIII веках. Среди них на левом берегу реки Оби стояло и село Большое Кривощеково. Казалось, ничто не предвещало упадок процветающей Колывани и конец существования этого города. Гарантией этому была главная сибирская торговая дорога — Московский тракт,— соединяющая Россию с далеким обширным краем. Правда, уже не раз появлялись слухи о постройке железной дороги. Но существовало мнение о возможной прокладке ее через Колывань и Томск.

А между тем в Петербурге уже реально решался вопрос о начале изысканий трассы будущей Великой Сибирской железнодорожной магистрали. Правительство и передовая русская общественность прекрасно понимали, что развитие государства, его могущество во многом связано с экономическим освоением богатейших ресурсов Сибири. Решение этой задачи немыслимо было без создания надежных транспортных связей. Московский тракт уже давно не отвечал этим требованиям. Еще в 50-х годах прошлого столетия для укрепления восточных границ России предполагалось построить железную дорогу в Сибирь. После реформы 1861 года возникла необходимость в решении земельного вопроса. Самодержавие видело выход в переселении безземельных крестьян в этот обширный малозаселенный край.

Промышленный подъем России в 1890-х годах, возросшая потребность в сельскохозяйственном сырье, поиски дополнительных рынков сбыта для промышленной продукции, огромная заинтересованность в создании выхода к берегам Тихого океана явились основными предпосылками для строительства железной дороги.

На рубеже столетий создание Великого Сибирского железнодорожного пути стало исторической неизбежностью, крупнейшей государственной акцией, открывающей дорогу России в XX век и определяющей смещение экономгеографических акцентов государства на Восток. В начале 1891 года вопрос о постройке дороги был окончательно решен. Начались изыскательские работы. В феврале 1893 года был утвержден вариант Сибирской дороги с переходом реки Оби у села Кривощекова. История Новосибирска ведёт отчёт именно с 1993 года, c появления здесь поселка, ставшего позднее городом Новосибирском.

История Новосибирска началась 25 февраля 1893 года, когда Министерство путей сообщения утвердило проект железнодорожного моста через Обь у села Кривощеково. Уже весной 1893 года по Оби прибыли баржи со строительными материалами и две тысячи землекопов из Самары, заключивших контракт на три года на строительство дороги и моста. К осени 1893 года уже было уложено 5 верст железнодорожного пути на восток от станции Обь; строились станция, пристань, железнодорожная ветка от пристани до станции.
В августе начался перенос села Кривощеково, стоявшего на самом берегу Оби. Часть жителей переселилась в деревню Бугры, куда перенесли церковь и здание волостного правления. Но многие переехали на правый берег Оби, установив свои дома в устье Каменки, напротив будущего моста. По левому берегу Каменки, где строились дома и бараки мостостроителей. Постепенно временные поселки мостостроителей и железнодорожников слились, образовав единый поселок. Некоторое время он именовался Кривощековский, а в ноябре 1894 года стал Александровским в честь скончавшегося 20 октября 1894 года императора Александра III. В 1895 году поселок переименовали в Новониколаевский «в честь Его Императорского Величества, благополучно ныне царствующего Государя императора». Добавка «Ново-» у города появилась потому, что в России Николаевск уже был (на Амуре). В 1897 году строительство моста через Обь и прокладка железной дороги завершились. К этому времени речная пристань и железнодорожная станция Обь стали крупными торговыми и перевалочными пунктами на Сибирской железной дороге. Здесь работали паровые мельницы, лесопильный завод, открылся склад керосина общества «Братья Нобель», для нужд армии строился военно-сухарный завод на 1 млн. пудов сухарей в год. Открыто более 150 торговых заведений.
В декабре 1903 года поселок Новониколаевский получил статус безуездного города. Постановление Комитета министров об этом подписал С. Ю. Витте. Кабинет передал городу 640 га земли под жилую застройку с выкупом в течение 30 лет и почти 5400 га занятых улицами, площадями, сенокосами, лесом и выгоном — безвозмездно. Одновременно прекращались выплаты денег на нужды города из бюджета Кабинета. 11 декабря 1908 года город получил права полного городового положения: это означало право выбирать городскую думу и иметь городскую управу.
11 мая 1909 года в Новониколаевске произошел пожар, который продолжался четыре дня, нанеся городу большой урон. После пожара в городе стали строить добротные каменные здания. В 1909–1912 годы построили 12 каменных двухэтажных школьных зданий с паровым отоплением и канализацией. В 1913 году в Новониколаевске было уже более 1200 торговых заведений, 24 промышленных предприятия с 1200 рабочими, более 300 складских помещений. В 1910 году введен на 10 лет попутный налог с приходящих на станцию и пристань грузов — на мощение улиц и строительство городских мостов. Внешний вид города заметно менялся. В это время возводилось здание Коммерческого собрания (будущий театр «Красный факел»), торгового корпуса Богородско-Глуховской мануфактуры (ныне здание Главпочтамта). В 1915 году закончена прокладка Алтайской железной дороги, проходящей по Закаменской части города.
Первая мировая война сделала Новониколаевск одним из центров, которые поставляли на фронт солдат, снаряжение, продовольствие. Производство на сухарных, маслобойных, колбасных, сырных, кожевенно-обувных предприятиях быстро росло. Новониколаевск стал центром обширной сельскохозяйственной зоны. Она поставляла на рынок миллионы пудов высококачественного зерна и третью часть производимой во всей Западной Сибири муки. И хотя по-прежнему в Новониколаевске промышленность не играла первостепенной роли, по промышленному развитию уже в 1912 году город обогнал Тюмень, Барнаул и Томск. После событий 1917 года  последовала национализация водного транспорта, Алтайской железной дороги, Транссибирской магистрали — основ экономики Новониколаевска. Проводилась национализация кинотеатров, лесопильных заводов, мукомольных предприятий. Создавались вооруженные отряды для подавления недовольства других политических партий, их сторонников. Все это быстро привело к разрушению сложившихся хозяйственных связей и к хаосу. В начале 1918 года против большевиков в Новониколаевске выступил вооруженный отряд, опиравшийся на поддержку части местного населения — мещан, купцов, промышленников. 14 января 1921 года Сиббюро РКП(б) приняло решение о невозможности оставить центр Сибири в еще недавно колчаковском Омске и постановило перенести его в Новониколаевск. К июню 1921 года в город переведены все общесибирские учреждения. Так из уездного города Новониколаевск превратился в столицу Сибири. В 1921–1925 годах постепенно упразднялись губернии и уезды. Образовался Сибирский край в составе 16 округов (территория Алтайской, Омской, Новониколаевской, Томской и Енисейской губерний, Ойротской автономной области). С 3 по 11 декабря 1925 года проходил первый Сибирский краевой съезд Советов. Съезд принял также постановление о переименовании Новониколаевска в Новосибирск.
Новая экономическая политика вдохнула жизнь в промышленность. Крупные предприятия оставались государственными, мелкие сдавались в аренду кооперативам, товариществам и частным лицам. На основе нэпа удалось начать восстановление экономики, ликвидировать голод, насытить рынок товарами. Жизнь людей хоть медленно, но улучшалась. Это время грандиозного строительства. Все, что сегодня составляет историческую и административную гордость города, возводилось тогда — в 1920–1930-х годах.
В 1929 году в условиях острой нехватки кадров, ресурсов, ценой громадных лишений на площади в 250 га вблизи станции Кривощеково возведены корпуса будущего гиганта «Сибкомбайн» (теперь «Сибсельмаш»). В 1932 году из заводских ворот вышел первый зерноуборочный комбайн. Быстрыми темпами при почти полном отсутствии техники возводилась Левобережная ГРЭС (теперь ТЭЦ–2). К концу 1-й пятилетки вступили в число действующих около 40 вновь построенных предприятий и отдельных цехов. Среди них первая очередь обувной фабрики, фабрика-аптека, кинофабрика, трикотажная и кондитерская фабрики спиртзавод.
В центре города на месте частной одноэтажной застройки возводились жилые кварталы-комбинаты из 3–5-этажных капитальных домов. В 1934 году открыто движение первых трамваев. В 1938 году на улицах появились такси. В организованном еще в 1929 году издательстве «Советская Сибирь» печаталось 15 газет. В 1930-х годах в Новосибирске открылось 8 вузов и около десятка техникумов. Некоторые учебные заведения вместе со студентами и преподавателями переводились из других городов Сибири, в частности инженерно-строительный институт. Он образован в Томске в 1930 году, в 1933 году переехал в Новосибирск, где по улице Добролюбова вырос квартал жилых домов и учебных корпусов. В связи со строительством Урал-Кузнецкого комбината в Новосибирске созданы научно-исследовательские институты и лаборатории химической и технологической тематики. Из Томска переведен институт «Сибгипрошахт», создан институт «Сибтранспроект» и др.
В сентябре 1937 года постановлением ЦИК СССР Западно-Сибирский край разделен на Новосибирскую область и Алтайский край. Новосибирск стал центром Новосибирской области.

Новосибирск в Годы Великой Отечественной войны

В первые месяцы войны в Новосибирск прибыли специалисты и оборудование более 50 заводов и фабрик, коллективы нескольких театров, музейные коллекции, организовано 26 госпиталей. Запущены оловозавод и металлургический завод. На основе эвакуированного оборудования московских, ленинградских, украинских заводов возникли новые предприятия: приборостроительный и химический заводы, «Сибтекстильмаш», «Электросигнал», паровозоремонтный, стрелочный заводы, химико-фармацевтическая и шоколадная фабрики и др. За военные годы промышленность Новосибирска при участии эвакуированных заводских коллективов в 8 раз увеличила выпуск продукции. Война дала значительный толчок и росту города, развитию его коммунального хозяйства.
В военные и послевоенные годы шел интенсивный приток населения в Новосибирск из сельской местности. Из села люди направлялись для работы на оборонные предприятия, послевоенные стройки. Но вместе с ними приезжали и инженеры, научные сотрудники и преподаватели вузов. С 1940 по 1956 годы число жителей почти удвоилось и достигло 730 тысяч человек.

Новосибирск в Послевоенные годы

В послевоенные годы приоритетным направлением в развития промышленности стало создание мощных предприятий военно-промышленного комплекса. В развитии авиационной промышленности страны возрастала роль завода им. Чкалова, который в 1950-х годах начал производить скоростные реактивные истребители МИГ–19. Другой отраслью, получившей мощное развитие, стала радиоэлектроника. Завод им. Коминтерна был единственным на востоке страны предприятием, выпускавшим радиолокационные станции. На производство изделий военной радиотехники полностью перешел завод «Электросигнал». В 1953–1959 годах на Оби возведена Новосибирская ГЭС, первая крупная гидроэлектростанция в Сибири. В 1952–1956 годах сооружен первый коммунальный мост через Обь, длиной 1100 м. Вблизи Новосибирска сооружен аэропорт Толмачево для приема реактивных пассажирских авиалайнеров, возводится новый речной вокзал с гостиничным комплексом.
В 1958-1961 гг. открыто Сибирское отделение Академии наук. В 1963 году завершилось строительство его Академгородка. Он быстро обрел высокий международный авторитет. Опыт создания Академгородка затем использован при организации Сибирского отделения Сельскохозяйственной академии, и в 1969 году под Новосибирском создан исследовательский центр и вырос поселок Краснообск. В 1970 году начал работу Сибирский филиал Академии медицинских наук, преобразованный в 1979 году в Сибирское отделение этой академии.

История 1893–1914

Так Новосибирск стал городом трех академий. Создание Академгородка и образование Советского района способствовали демографическому взлету города. В июле 1962 году в Новосибирске зарегистрирован миллионный житель. В 1971–1978 годах возводится второй автодорожный мост через Обь — Димитровский. Началось строительство первого в Сибири метрополитена. 28 апреля 1982 года Президиум Верховного Совета СССР наградил Новосибирск орденом Ленина.
В феврале 1990 года Новосибирску присвоен статус исторического города как центра науки и культуры Сибири. 13 мая 2000 года по указу президента РФ Новосибирск возведен в ранг центра Сибирского федерального округа.

См. так же: История Новосибирской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *