Города и Страны

Храмы в Риме

Стоимость: 150€ с группы

Продолжительность: 4 часа

Количество участников: 1-4 (больше по запросу)

Заказать

В маршруте собраны самые замечательные храмы города – настоящая гордость Католической Церкви и зависть всех искусствоведов мира.

Вот уже 2000 лет Рим является столицей Христианского мира.
Две тысячи лет на престоле св.Петра восседают римские понтифики, заботясь о преумножении Славы Господней.
Со времен еще первых христиан в городе появляются крохотные церкви.

Самые интересные церкви и соборы Рима

Город горит, разрушается и отстраивается вновь. Отстраиваются заново и храмы, только лишь приумножая своё былое величие и красоту.
Данный маршрут, словно на нитку нанизывает одну за другой прекраснейшие жемчужины римских церквей. Это и аскетичные соборы времен раннего христианства, и пышущие роскошью грандиозные храмы эпохи барокко. Есть среди них те, к коим прикоснулись великие мастера, таких как Микеланджело и совсем неизвестных авторов, имена которых поглотила история.
В одних шныряют туристы с камерами, другие же совсем тихие и забытые – настоящие островки спокойствия в большом и шумном городе.
Но каждая из этих церквей – место диалога мечущейся души с Господом.
И на все эти заботливо сохраненные шедевры смотрели и молились тысячи глаз, доверяя им свои горести и надежды. Тысячи сердец, которые верили – здесь живёт Бог.

Для кого этот маршрут: Во-первых, для людей неравнодушных к красоте. Для тех, кто по максимуму хочет познакомиться с христианской столицей Европы, не ограничиваясь протокольными достопримечательностями.
Вторая категория – это люди верующие, воспринимающие любой храм не просто как «красивое здание с крестом на крыше», а как место пребывания Того в Кого веришь.

Примечания: Обращаю внимание на то, что колени и плечи посетителей должны быть закрыты. Не допускаются вызывающие и откровенные наряды.
Многие храмы из списка закрыты с 12 до 15 часов дня, поэтому разумно начинать маршрут или сразу после завтрака утром, или же во второй половине.
Так же следует учитывать воскресения и дни, по которым в храмах совершаются церковные службы, когда посещение их с экскурсией было бы неуважением чувств верующих.

Маршрут: Площадь Республики, церковь Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, церковь Санта-Мария-делла-Виттория, церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане, церковь Сант-Андреа-аль-Квиринале, Квиринальский дворец, церковь Сант-Иньяцио, церковь Санта-Мария-Маддалена, Пантеон, церковь Санта-Мария-сопра-Минерва, церковь Иль-Джезу, церковь Санта-Мария-ин-Арачели, церковь Санта-Мария-ин-Космедин, церковь Санта-Сабина

Протяженность маршрута: 4,5 км.

При планировании экскурсии и бронировании услуг гида по Риму и Ватикану, обратите внимание на раздел "Вопрос-ответ"

Старейшие церкви

Базилики, построенные Константином, стали первыми официальными общественными христианскими храмами в Риме, но и до них в городе существовали церкви, где христиане проводили свои богослужения. К тому времени, когда был принят Миланский эдикт, христиан в Риме было уже несколько тысяч. Мы не можем сказать точно сколько, но в одном письме папы, написанном около 250 года н.э., говорится, что в городе имеется 46 пресвитеров, то есть руководителей приходов, а это означает, что число христиан в Риме приближалось к 40 тысячам. Впрочем, это сильно завышенная цифра, но, даже если последователей новой веры было всего двадцать или даже десять тысяч, мы можем сделать вывод о том, что христиан в Риме было много, и для того, чтобы они могли молиться своему Богу, им требовалось много храмов.

Доконстантиновы церкви располагались вовсе не в катакомбах, как принято думать. Небольшие темные часовни в подземных коридорах были слишком малы и находились слишком далеко, чтобы люди могли регулярно в них собираться. Первые церкви Рима располагались в частных домах христиан. Конечно, учение Христа больше всего отвечало чаяниям бедных и отверженных, но не все христиане были бедняками. Богатые верующие владели домами, в которых имелись залы или большие комнаты, где можно было проводить многолюдные службы. Их иногда специально приспосабливали для этого. Такие первые церкви назывались домашними церквями.

По мере того как положение христианской церкви упрочивалось, места, где проводились регулярные службы, стали называться tituli, или титулами. Титулом могла стать и домашняя церковь, и специально сооруженная базилика; это было место, где проводились службы для членов одной общины. Эти церкви выполняли примерно такую же роль, что и приходские.

Мы узнали о древних титулах из двух списков, составленных в 499 и 595 годах. Большинство названий, упомянутых в них, было идентифицировано с церквями, которые до сих пор стоят на шумных улицах современного Рима. Но хотя некоторые из них были построены еще в V веке, ни одна из них не дошла до нас в первозданном виде.

Как выглядели храмы Древнего Рима дохристианской эпохи?

Перестройка этих церквей затевалась из самых благородных побуждений, но результаты оказались плачевными. Когда мы стоим в каком-нибудь из этих храмов и пытаемся вычленить из элементов XII века и добавлений, сделанных в эпоху барокко, элементы V века, у нас просто кругом идет голова.

К счастью, опытные эксперты из Ватикана в наши дни больше заинтересованы в реставрации, чем в переделке. Хорошо изучив прошлое и проникшись уважением к формам, которые раньше считались уродливыми и варварскими, реставраторы вернули нескольким средневековым церквям Рима их первоначальный облик. Крупные соборы являются музеями христианской истории и искусства; но ни в одном из них у нас никогда не возникает впечатления, что мы вернулись в ушедшие эпохи, как в менее помпезных, но умело реставрированных маленьких церквях.

Мы начали посещать средневековые церкви совершенно случайно – последовав совету друзей или прочитав о них в книгах. Некоторые храмы попали в нашу «коллекцию» потому, что под полом у них скрывались более древние сооружения – а мы в эту пору были увлечены «подземным» Римом, как описано в главе 1. Но только после того, как мы начали читать о них и занялись исследовательской работой, мы поняли, что собрали коллекцию самых древних римских церквей, включая многие из тех, которые первоначально были титулами.

И тогда руины римских домов под храмами приобрели для нас особый интерес. Правда ли, что они, как утверждают многие ученые, были остатками ранних домашних церквей? Традиция утверждает, что да, были; логика подсказывает, что могли быть. Однако отсутствие чисто христианских украшений вызывает некоторые сомнения. Конечно, можно понять, почему христиане не изображали символы своей веры на стенах – чтобы не увидели те, кто их преследовал, – но ведь вполне может быть, что под большей частью современных римских домов располагались древние дома. Словом, как и вопрос о том, где же все-таки находится могила святого Петра, проблема домашних церквей останется открытой до тех пор, пока не будут получены новые данные.

Список церквей, приведенных в таблице IV, основан на древнем списке титулов. Мы добавили к нему несколько церквей, сооруженных в Средние века. Пытливый читатель, наверное, удивится, зачем мы смешали в одну кучу храмы, построенные в разные века. Ведь церковь V века, скажет он, сильно отличается от храма X или XI. Может быть, надо было составить два списка – один для палеохристианских базилик и другой для собственно средневековых церквей?

Во многих странах Европы различия между палеохристианской и средневековой храмовой архитектурой действительно очень велики. Но Рим – особое дело. Здесь почти нет привычных для нас церквей в романском и готическом стиле. Романский стиль в архитектуре с его сводчатыми потолками и круглыми арками, господствовавший в IX–X веках на севере Европы, не произвел на консервативный Рим никакого впечатления, а в готическом стиле, оставившем нам самые монументальные соборы Средневековья, в Риме была построена всего одна церковь. И пока по всей Франции и Англии, как грибы после дождя, возникали соборы в романском стиле, римляне продолжали спокойно строить свои базилики.

Однако это не означает, что в течение X века в римской храмовой архитектуре не произошло никаких изменений. Они произошли, но проявились лишь в некоторых элементах внешнего оформления и в деталях декора. Одной из причин стойкой приверженности римлян к базиликам была, несомненно, особая святость тех мест, где они строились. После того как место было освящено именем Бога или какого-нибудь святого, оно сохраняло свою святость и после того, как на нем сооружалась церковь. Священные места римских христиан – будь то место захоронения какого-нибудь мученика или какая-то особая форма рельефа – обладали огромной святостью. Первоначальную церковь перестраивали и восстанавливали, стараясь продлить ее существование как можно дольше, а когда она разрушалась и уже не подлежала ремонту, на том же самом месте сооружали новый храм, часто в том же самом стиле, как мы убедились на примере церкви Святого Клемента. Другой причиной консерватизма римлян было обилие строительного материала, оставшегося от языческих храмов, – в частности, колонн, которые великолепно подходили для базилик.

Рис. 23. Внешний вид старой базилики Святого Петра (реконструкция)

До сих пор мы довольно легко обходились с термином «базилика», и, наверное, пришло время четко объяснить, что это слово означает для современных архитекторов. В римской католической церкви храм может быть удостоен звания базилики, если он обладает определенными литургическими привилегиями. В этом смысле собор Святого Петра является базиликой, хотя с точки зрения архитектуры базиликой его назвать нельзя. В своем дальнейшем повествовании мы будем использовать это слово как архитектурный термин, сделав исключение только для собора Святого Петра.

Мы кратко описали основные элементы базилики: здания имеют прямоугольную форму с закругленной апсидой; неф имеет три или пять приделов, отделенные друг от друга рядом колонн; крыша – плоская; для освещения храма в верхней части стены центрального нефа, возвышающейся над другими приделами, проделаны окна. Весь этот комплекс, состоящий из самой базилики, нартекса (вестибюля), дворика с крытой галереей и портика (профитрума), можно увидеть на рисунках, воспроизводящих внешний и внутренний вид старой церкви Святого Петра. Лучше всего сохранившимся образцом базилики является церковь Святого Клемента, с ее очаровательным маленьким кирпичным портиком и заброшенным, но очень характерным двориком.

Рис. 24. Интерьер старой базилики Святого Петра (реконструкция)

Однако среди раннехристианских церквей были не только прямоугольные базилики. Иногда встречались и так называемые церкви центрального плана, и два таких храма в Риме, дошедшие до наших дней, представляют особый интерес. Эти храмы имеют круглую форму; происхождение сооружений подобного типа до сих пор является предметом научных споров. Нет никаких сомнений в том, что церковь Святой Констанцы была первоначально мавзолеем, примыкавшим к более крупной базилике, но другая круглая римская церковь, ротонда Святого Стефана, которая очень удачно отреставрирована, вероятно, не была первоначально языческим сооружением, как думали раньше. Такой тип ранних христианских церквей встречается на Ближнем Востоке, и, возможно, римские церкви центрального плана строились по их образцу.

Внутреннее убранство палеохристианских базилик, несмотря на их скромную архитектуру, должно быть, поражало современников своей пышностью. Мы знаем, что храмы были украшены золотыми и серебряными изображениями святых и их статуями, поскольку многочисленные захватчики, начиная с готов и кончая сарацинами и норманнами, увозили их целыми тысячами. Но, несмотря на относительную бедность Рима в те годы, богатое убранство церквей неизменно восстанавливалось – как раз к тому времени, когда появлялись новые орды варваров. Но, к счастью для нас, варвары не могли увезти с собой самое главное сокровище палеохристианских базилик, ибо оно было прочно прикреплено к стене.

Рим — колыбель культуры человечества, так что путешествие в столицу Италии будет очень интересным и полезным. Без особого внимания нельзя оставить храмы Рима, посмотреть на которые съезжаются люди с разных концов земного шара. Начинаем знакомство с ними вместе с AnyDayLife.

Рим богат культовой архитектурой. Он зарекомендовал себя как очень бережный хозяин, потому что храмы с тысячелетней историей сохранились до наших дней в отличном виде и продолжают функционировать. Это и знаменитый римский пантеон с историей существования практически в 2 тысячи лет, и собор Святого Петра, который создавали поколения легендарных архитекторов, скульпторов, живописцев, и многочисленные церкви, что появлялись на заре христианства. Все они являются неизменными хранителями истории Рима и его самобытного духа.

Римский пантеон

Знаменитый римский пантеон является памятником античной архитектуры. Он был возведен в 126 году в период расцвета Древнего Рима по приказу императора Адриана. Несмотря на солидный возраст, пантеон превосходно сохранился и ничуть не напоминает древние развалины, в которых с трудом прочитываются остатки былого величия.

Базилики Рима

По всей видимости, пантеон выстоял благодаря тому, что постоянно находился в эксплуатации. Стены храма помнят и язычество, и христианство, но продолжают стоять.

Римский пантеон выстроен в виде ротонды с огромным сферическим куполом, диаметр которого составляет около 43 м. В центре купола находится 9-метровое отверстие, которое называют «глазом пантеона». Днем сквозь «глаз» проникает толща солнечного света. Он не рассеивается, а потому кажется практически осязаемым.

Чтобы полюбоваться на потрясающее внутреннее убранство пантеона и сфотографироваться на фоне огромных коринфских колонн, отправляйтесь на пьяцца Делла Ротонда в Риме. Именно там вот уже второе тысячелетие возвышается римский пантеон.

Собор святого Петра

Собор святого Петра является самой крупной и знаменитой христианской церковью мира. Он находится в городе-государстве Ватикане, что территориально располагается в Риме. Собор святого Петра входит в четверку патриарших базилик столицы и является церемониальным центром Римской католической церкви.

Невзирая на конфессию, посетить культовое сооружение приезжают люди разного вероисповедания, ведь построенный в 1626 году собор Святого Петра является настоящим произведением искусства, к его созданию приложили руку такие легендарные мастера, как архитекторы Донато Браманте и Джованни Бернини, художники Рафаэль и Микеланджело.

Собор располагается на грандиозной пьяцца Сан Пьетро, сделанной в виде двух симметричных полукружий из колоннад с египетским обелиском в центре.

Санта-Кроче-ин-Джерусалемме

Санта-Кроче-ин-Джерусалемме в переводе означает церковь «Святого Креста в Иерусалиме», располагается храм в южной стороне от Латеранского дворца. Главной церковной реликвией являются остатки Животворящего Креста, которые были найдены в конце XV века и хранятся в стенах собора по сей день.

Построенный в 40-е годы XII века храм неоднократно реконструировался. Последняя значительная реконструкция проходила в XVIII веке, именно тогда Санта-Кроче приобрел свой изысканный барочный облик.

Сан-Грегорио-Маньо

Эта величественная церковь, посвященная святому Григорию, находится на Целии. Первая постройка появилась в далеком 575 году, после многократных реконструкций свой современный фасад церковь приобрела в 1633 году (эскизы подготовил Джованни-Батис Сориа). Столетие спустя Франческо Феррари кардинально перестроил интерьер.

Главным достоянием церкви является ее центральный алтарь и капелла святого Григория с изображениями деяний святого. Храм захватывает дух своей величественной простотой, свойственной культовым католическим постройкам. Сегодня в ней проходят регулярные богослужения.

Другая культовая архитектура Рима

Посещению храмов итальянской столицы можно посвятить целое путешествие. Если сроки вашего пребывания в Риме строго ограничены, то постарайтесь выделить время для:

  • аббатства Тре Фонтане (Аббатство трех источников), что находится на месте мученической смерти апостола Павла;
  • таинственного мавзолея Констанции на восточной римской окраине;
  • Большой синагоги Рима со знаменитым квадратным куполом — единственным в куполом подобной формы в столице;
  • уютного Темпьетто (в буквальном переводе «храмик»), что является живописной частью комплекса титулярной церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио;
  • шикарной церкви Сант-Аньезе-ин-Агоне на площади Навона, что посвящена святой мученице Агнессе Римской.

Достопримечательности Италии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *