Города и Страны

Храм в Серебряниках

Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках (Москва)

г. Москва, Серебрянический пер., д. 1/3 (тел.: (495) 921-28-44), метро: «Курская», «Чкаловская», «Китай-город», «Таганская», «Марксистская».

Каменная церковь в слободе серебряников известна с 1657 г. В 1764–1768 гг. к западу от нее на средства владельца соседней усадьбы А.

Храм Живоначальной Троицы в Серебряниках, Москва

А. Гончарова построена колокольня с церковью Иоанна Предтечи в нижнем ярусе.

Основная церковь перестроена в 1781 г. (на средства Т. И. Суровщинской). Обработка трапезной и апсиды, очевидно, выполнена при расширении трапезной в 1891 г. В храме были приделы Казанской Богоматери и Василия Великого.

Облик церкви в целом определяет монументальная раннеклассическая архитектура ее основной части. Единый венчающий карниз подчеркивает цельность крупного прямоугольного объема. Пилястровые портики большого ордера целиком заполняют его южный и северный фасады. Верхние и нижние окна объединены вертикальными нишами. Однако завершающий здание ложный восьмерик (четверик со срезанными глухими угловыми гранями) и низкая, также со срезанными углами трапезная более характерны для позднего барокко. Этому стилю соответствуют и маленькая главка на тонком граненом трибуне, лежачие овалы окон восьмерика и дробная прорисовка его лепного декора, а также скругления углов между притворами и апсидой.

От первоначального здания предположительно сохранились части стен четверика и высокий подклет. Со стороны переулка к нему примыкает наружная лестница, ведущая в церковь.

Наиболее цельной и художественно выразительной частью ансамбля является монументальная колокольня — одно из лучших произведений барокко середины XVIII века на московской почве. Она строилась, как самостоятельная церковь, заслонившая приходскую. Очевидно, представительность ее облика была прямо связана с требованиями заказчика. Колокольня поставлена по линии улицы вплотную к границе его дома. Усложненная креповка ее нижнего яруса, обилие колонн, острые силуэты карнизов и разорванных фронтонов создают богатый, пластически выразительный образ. Особенно ярким он был в мелкой, тесной застройке того времени у Яузского моста.

В свою очередь простой и ясный силуэт верхнего яруса и стройного граненого трибуна с главкой (напоминает завершение основной церкви) и поныне является одной из главных исторических вертикальных композиций окружающего района, соперничая со шпилем Воспитательного дома Белого города, который возведен в те же годы. Прежде на колокольне были часы с курантами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *