Города и Страны

Храм Святой Ольги

Содержание

МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ

В БЛАГОДАРЕНИЕ ОЗАРИВШИМ РУСЬ СВЕТОМ ХРИСТОВА ПОЗНАНИЯ

Храмы святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира в Москве

“О прехвальный и предивный равноапостоле, великий княже Владимире, приими милостивно от нас благодарение сие о всех, яже тобою воздаде Господь нам, отцем и праотцем нашим и всей державе Российстей, начен от дне Крещения даже до сего часа…”

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги у храма Вознесения за Серпуховскими воротами

Эти слова из акафиста святому равноапостольному князю Владимиру дают основание сказать, что в знак багодарения князю, крестившему Русь, возводились по всему нашему Отечеству многочисленные храмы, посвященные ему. Так, в Москве был когда-то храм Иоанна Богослова в Богословском переулке (ныне ул. Москвина). Храм, известный с 1621 года, неоднократно перестраивался. Последняя перестройка его была осуществлена в 1876–1879 гг. на средства Владимира Христофоровича Спиридонова. Тогда-то и был его главный престол освящен во имя святого равноапостольного князя Владимира. В 1930 г. храм был разрушен. Также долгое время существовал храм святого князя Владимира при 3-м епархиальном женском училище, неподалеку от Шаболовки. Здание училища сохранилось и ныне по 1-му Донскому проезду, д. 3. А от храма Святого князя Владимира и Преподобной Марии Египетской в Спиридоновском доме Братолюбивого обществав Протопоповском переулке в настоящее сохранились корпуса бывшего Спиридоньевского убежища с остатком звонницы.
В начале XX в. в Москве на Самотеке был построен Епархиальный дом по инициативе священномученика Владимира, митрополита Киевского и Галицкого, а тогда митрополита Московского. Дом сохранился, в нем сейчас другое учреждение, но огромный подкупольный барабан в византийском стиле и сейчас виден со двора – это бывший купол домовой церкви во имя святого князя Владимира. Когда-то купол увенчивал почти четырехметровый крест. Освящал этот храм сам митрополит Владимир. Впоследствии храм был расписан по образцу Владимирского собора в Киеве.
В эти же годы в Николо-Перервинском монастыре был сооружен Иверский собор с приделом святого князя Владимира. На торжество освящения храма был совершен крестный ход от Иверской часовни через весь город в монастырь. Шествие возглавлял митрополит Владимир, он же и освящал собор. А в 1920-х гг.

Храм-часовня Ольги Равноапостольной за Серпуховскими воротами

обитель была закрыта, и только спустя 70 лет весь монастырский комплекс был возвращен Церкви.
В центре Москвы, на Ивановской горке белеет храм Святого князя Владимира в Старых Садех. В XV–XVI вв. на этом месте были великокняжеские сады. Храм на этом месте впервые упоминается в духовной грамоте великого князя Василия I в 1423 г.: “новый двор за городом у святого Володимера”. Каменный храм был воздвигнут итальянским зодчим Алевизом Новым в 1514–1516 гг. В XVII в. он несколько раз перестраивался. В 1933 г. храм был закрыт и приспособлен под учреждения. Богослужения здесь возобновлены в 1991 г. Один из его приделов посвящен сыновьям князя Владимира – первым русским святым князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Святой Владимир, как поется в акафисте ему, – “райское древо, произрастившее две пречудныя отрасли, святых страстотерпцев Бориса и Глеба”. Можно сказать, что под сводами этого храма он духовно встретился со своими сыновьями, оказавшимися истинными христианами, достойно встретившими смерть.
В московском районе Зюзино есть изумительный двухэтажный храм, построенный в XVII в. в стиле московского барокко. Нижний храм – в честь святого равноапостольного князя Владимира, а сыновьям его посвящена верхняя церковь. Она так и называется – храм благоверных князей Бориса и Глеба в Зюзине.
Есть Владимирский придел в храме Воскресения Христова на б. Семеновском кладбище.

Церковь Святого равноапостольного князя Владимира в Старых Садех

В величественном соборе Спаса Преображения Свято-Никольского Угрешского монастыря придел посвящен равноапостольным великому князю Владимиру и великой княгине Ольге. Здесь встречается святой князь со своей великой бабкой. “Слышавше боляре и старейшины яже о вере истенней, помянуша праматерь твою святую княгиню Ольгу, яже прият святое крещение в Цареграде…” – это из акафиста святому князю Владимиру. А вот из акафиста святой княгине Ольге: “Имущи сердце яко добрую землю, удобь восприяла еси, Ольго, семя святыя веры, познавши Христа Бога истиннаго. Тем же и крещение святое прияла еси от руку патриарха Цареграда…”
Крестителю Руси посвящен крестильный храм в Замоскворечье при храме Святителя Николая в Кузнецах. “Десницею Всевышняго укреплен, великий княже Владимире, идольскую прелесть отринул еси, славне, и святым крещением просветился, светом познания Христова землю Русскую озарил еси”(стихира из службы святому равноапостольному князю Владимиру).
Есть в Москве еще один крестильный храм – во имяравноапостольной княгини Ольги. Он построен в 1995 г. в едином комплексе с детским приютом при храме Вознесения за Серпуховскими воротами.
Существуют приделы Святой равноапостольной княгини Ольги в храме Великомученика Никиты в подворье Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря и в храме Святителя Тихона Задонского на Ширяевом поле в Сокольниках.
“Приидите, христоименитии людие российстии, возвеличим во хвалениих праматерь нашу, велию мудрость и мужество показавшую, славу мира презревшую и Христа Бога истиннаго паче всех возлюбившую, и тако к ней воззовем: о преславная угоднице Христова, моли о людех российских, да ни коими козньми вражиими от правыя веры отвратятся и в благочестии непоколебими да пребудут”(стихира из службы святой равноапостольной княгине Ольге).

© Валентина Шарова
Фото автора

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги.

О.Г. Иващенова

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги на Михайловской даче.

2003 год.

Вступление.

Михайловская дача.

В царствование Незабвенного императора Николая I началось формирование новых дворцово-парковых ансамблей на Петергофской дороге. Он скупил эти земли и каждому сыну построил поместья. Александру – Фермерский дворец в Александрии; Николаю – Знаменку; Константину – Константиновский дворец в Стрельне, а Михаилу – Михайловку.

В 1850 году Николай I поручил составить проект дома с принадлежностями на Михайловской даче А.И. Штакеншнейдеру. Но его проект был оставлен до востребования, хотя кое-какие работы в усадьбе уже начались.

В 1856 году великий князь Михаил Николаевич объявил конкурс на проект усадьбы. Больше других ему понравился проект И.И. Шарлеманя, и тот в сентябре 1857 года приступил к закладке фундамента дворца. Но скоро великий князь отстранил его от работы и поручил дальнейшее строительство Г.А. Боссе.

Проект Боссе был утвержден.

И в 1858 году накануне тезоименинства великой княгини Ольги Федоровны началась церемония закладки дворца.

Боссе объединил Большой и Малый дворцы галереей. Дворец ассиметричен, но каждый фасад производит потрясающее впечатление.

Без сомнения, это один из самых красивых дворцов Петербурга.

Рядом с дворцом был построен кухонный корпус с большим внутренним двором.

Другие строения усадьбы находятся в отдалении от дворца.

Оранжереи и дом садовника располагаются на острове за кухонным корпусом.

У Петергофского шоссе стоит конюшенный корпус, рассчитанный на содержание 72 лошадей. Здесь был манеж, кузница и экипажные сараи. В отдельном помещении находился банный двор и прачечная.

От Петергофского шоссе прямая дорога ведет к гофмейстерскому дому. Здесь находились также квартиры для гостей.

В имении был распланирован обширный пейзажный парк, украшенный скульптурой, прудами, мостами.

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги.

В глубине Михайловского парка на верхней террасе берега Финского залива стоит русское чудо – церковь Святой Ольги. Церковь очень нарядна и прекрасно вписывается в окружающий ее парк. В Петербурге нет больше церквей, построенных в честь первой русской христианки – Святой равноапостольной княгини Ольги (до революции 1917 года их было всего 5).

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги была построена по проекту профессора архитектуры Академии художеств надворного советника и кавалера орденов Станислава 2-ой степени и Анны 3-ей степени Давида Ивановича Гримма, которому в 1861 году придворная контора Великого князя Михаила Николаевича, хозяина Михайловской Дачи, поручила эту работу.

Церковь была освящена в честь Святой равноапостольной княгини Ольги – покровительницы любимой жены Великого князя Михаила Николаевича – Ольги Федоровны.

Давид Иванович Гримм закончил Академию художеств с золотой медалью. В 1851 году он был награжден поездкой в Грузию, Испанию, Англию и Голландию.

После возвращения из путешествия он представил Академии художеств отчеты и его признали академиком за искусство и познания. В 1855 году Гримм получил звание титулярного советника, в 1859 году он стал преподавателем Академии художеств и в 1861 году – Надворным советником и профессором.

Д.И. Гримм построил много церквей, но в основном, за границей. Например, в Женеве и ныне стоит во всем великолепии двойник церкви Святой Ольги – Крестовоздвиженская церковь, только – пятикупольная. Д.И. Гримм проектировал церкви в Ницце, Копенгагене, Нью-Йорке, Иерусалиме. Но, несмотря на то, что зодчий большинство своих проектов осуществил за рубежом, он был хорошо известен в России. Его помнили как одного из авторов великокняжеской усыпальницы в Петропавловской крепости. В 1883 году он создал проект Покровского храма в Мариенбурге под Гатчиной – такого же изящного, как церковь Святой Ольги в Михайловке.

Церковь в Михайловке строилась в древнерусском стиле. Почему в середине XIX века – периода торжества в Санкт-Петербурге стиля «ампир» – возник интерес к русскому стилю?

«Обращение архитекторов к национальным формам происходит не только под влиянием успехов исторической науки и романтического увлечения стариной. В нем нашла свое прямое воплощение одна из актуальнейших проблем того времени – народность», — пишет А.А. Пунин. Эту проблему диктовал девиз царствования Николая I, отца Великого князя Михаила Николаевича: «Православие, Самодержавие, Народность». Архитектор Д.И. Гримм не подражал древнему церковному строительству, а создал очень красивую новую русскую церковь.

Церковь в Михайловке представляет собой постройку из красного кирпича. Основной объем с трех сторон окружен открытой арочной галереей, которая поддерживается кувшинообразными колоннами из светлого бременского песчаника.

Храм Святой Ольги

Галерея приподнята на невысоком цоколе и замкнута с двух сторон от алтаря небольшими приделами. В юго-восточном приделе находилась ризница, в северо-западном – комната Великого князя Михаила Николаевича и Ольги Федоровны. Алтарь церкви Святой равноапостольной княгини Ольги расположен на северо-востоке соответственно линии берегового обрыва Финского залива.

Критик В.В. Стасов высоко оценил церковь в Михайловке: «Есть у Гримма замечательные постройки в чисто русском стиле, например, церковь в Михайловском имении Михаила Николаевича близ Петербурга – прелестная и оригинальная постройка в суздальско-переяславском стиле, об одной главе, с нижним этажом из арок на кубышках, с необыкновенно изящным широким многослойным карнизом наверху и оригинальной колокольней – особняком, об одном пролете под кровелькой».

Д.И. Гримм не только проектировал церковь Святой равноапостольной княгини Ольги, но и наблюдал за всеми строительными работами. По договору, заключенному придворной конторой Великого князя Михаила Николаевича с Гриммом в 1861 году, следовало построить церковь к осени 1863 года. Но из-за недостатка кирпича со Знаменского кирпичного завода (клеймо ЗКЗ на кирпичах) половина кирпича была доставлена позже из Петербурга. По приказанию Михаила Николаевича сдача церкви была отложена до лета 1864 года.

В 1863-64 годах Д.И. Гримм оплатил по представленным счетам земляные, мостовые, кровельные, печные и другие работы столяра Беляева, скульптора Штаффеля, мастера Лукини, декоратора Рота, садовника Фроста.

6 сентября 1864 года церковь Святой равноапостольной княгини Ольги осмотрела и приняла комиссия, в составе которой были архитекторы Карл Циглер и Эдуард Ган. Они подписали акт о приеме церкви и составили опись, хранящиеся сейчас в Российском государственном историческом архиве (РГИА). Великий князь Михаил Николаевич наградил Д.И. Гримма за строительство церкви бриллиантовым перстнем с рубином.

Архитектор Д.И. Гримм умело использовал украшения, подчеркивающие объемность композиции. Церковь украшают килевидные наличники окон. Двойные колонны обрамляют окна наверху. Цоколь церкви, выложенный из путиловской плиты, украшен фигурным карнизом из бременского песчаника. Объемность церкви была подчеркнута также и контрастом между красным фоном стен и светлым фоном восемнадцати колонн наружной галереи. На двенадцати капителях колонн вырезан геометрический орнамент, на шести – библейские изречения:

· Помяни мя, Господи

· Во царствии Твоем

· И исход мой в руци Твоего милосердия вручаю входя

· Яко да поем славу Твою

· Исполни уста наши хваления Твоего

· Вознесели Христос Матерь Божию рекших ангелов – в дом Господен попадем.

Между колоннами на галерее стояли 12 скамеек из искусственного мрамора и висели чугунные кружки для пожертвований, ныне утраченные.

К входам вели две лестницы из искусственного камня. Купол церкви закрывался железной крышей. Глава, поддерживаемая высоким тонким барабаном, была вызолочена, как и крест, венчающий главу. В подвале церкви стояла духовая печь, в алтаре – камин. Парадные двери были украшены зеркальными стеклами. Окна с тройной растекловкой украшались подоконниками из бременского песчаника.

Великолепно выглядело внутреннее убранство церкви. Роспись купола и стен выполнил академик Л.Е. Бейдеман. В Русском музее сейчас хранятся эскизы росписи купола и стен, выполненные академиком Бейдеманом для церкви Святой равноапостольной княгини Ольги. Художник творчески отнесся к работе, передав в образе святых глубокие человеческие чувства.

Пол в церкви был мраморно-мозаичным с фризом. На полу лежал ковер. В подвале пол был вымощен булыжником.

Вдоль трех стен церкви установили медные перила. Пол в ризнице был мозаичным, в комнате Великого князя – паркетным. Эти помещения также расписал академик Бейдеман. Семнадцать рисунков церковной утвари выполнил Д.И. Гримм.

Императрица Мария Александровна, жена Александра II, подарила Великой княгине Ольге Федоровне к освящению церкви Евангелие, крест напрестольный и серебренную церковную утварь. Золотошвейные вещи изготовили в золотошвейном заведении Иосифа Петрова.

В алтаре висело 15 икон. Среди них: образ Успения Божией матери, образы Архангела Михаила, Тихона Задонского и других угодников и мучеников божиих.

Иконостас изготовили из соснового дерева и позолотили. В иконостасе и на стенах церкви было более 50 икон. Многие иконы посвящены были Архангелу Михаилу. Большинство икон Великому князю Михаилу Николаевичу были подарены. Среди дарителей известны: епископ Ставропольский, игумен из Черномории, Экзарх Грузии. Экзархом Грузии были подарены среди прочих и две иконы Святой равноапостольной Нины – просветительницы Грузии, жившей в IV веке. Первый крест Святая Нина сделала из виноградных лоз, обвив их своими волосами. Две иконы в церкви были семейными. На них изображены святые покровители Великого князя Михаила Николаевича, Ольги Федоровны и их детей: Святой Архангел Михаил, Святая равноапостальная княгиня Ольга, Святой Николай Чудотворец, Святая Анастасия, Святой Георгий – Победоносец, Святые Александр, Сергий Радонежский и Алексей. Большинство икон были одеты в богатые ризы. Образ Святого Георгия – Победоносца украшался перламутром.

Престол был выполнен из душистого кипариса. В алтаре и ризнице сверкала вызолоченная утварь. Богатой была и одежда священнослужителей, шитая из муара, украшенная золотым шитьем. Пелены, воздуха, хоругви – все сияло.

Мебель в комнате Великого князя и ризнице была дубовая, резная. На столах лежали книги Священного писания в кожаных переплетах.

Недалеко от церкви стояла колокольня «об одном пролете» с четырьмя колоколами, отлитыми на фабрике Стуколкина. Во время войны колокольня была разрушена.

Церковь Святой равноапостольной княгини Ольги и колокольня, хотя и находились в стороне от главных зданий в Михайловке, созданных другими архитекторами, но не выпадали из общего ансамбля Михайловской Дачи, а гармонично включались в него.

До революции 1917 года церковь Святой Ольги оставалась домовым храмом семьи Великого князя Михаила Николаевича.

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 7; Нарушение авторских прав

храм святой ольги

Выставка освещает историческое значение государственной деятельности княгини Ольги и ее потомков – князей династии Рюриковичей.

Династия ведет свое начало с 862 года – призвания князя Рюрика на княжение. К этому времени на славянских землях шли процессы, предварявшие создание государственности: развивалась торговля и ремесла, образовывались временные союзы племен. Рюрик, его военачальник Олег и сын Рюрика Игорь сумели объединить водный торговый путь «из варяг в греки». По этому пути ильменские (новгородские) словене и варяги вели торговлю и осуществляли военные нападения на столицу Византии Константинополь. После гибели князя Игоря в течение примерно 20 лет русскими землями правила его вдова Ольга – великая княгиня киевская. Сначала по причине малолетства их сына Святослава, а затем в его отсутствие во время внешних военных походов.

святые покровители

Княгине Ольге удалось провести ряд значительных экономических и внутриполитических преобразований, установить мирные отношения с Византией. При ней начались проповедь и распространение христианства, политическое и культурно-историческое включение Руси в общеевропейский цивилизационный процесс.

Сама княгиня была первой правительницей Руси, принявшей крещение. А при внуке Ольги — князе Владимире христианство стало официальной религией древнерусского государства. В последствие Русская православная церковь канонизировала Ольгу и Владимира в чине равноапостольных. Среди их потомков насчитывается ещё более 150 канонизированных святых.

Завершилась история Рюриковичей Иоанном Грозным, Феодором Иоановичем и царевичем Димитрием. Последний раздел выставки – «Историческая память. Преемственность династий» – рассказывает о связи Рюриковичей и Романовых, которая выражалась в создании иконографических сюжетов, объединяющих обе династии, в славянских именах, дававшимся великим князьям и княгиням. В честь Ольги и Владимира на рубеже IX – начала XX вв. строили храмы, устраивались благотворительные организации, приюты и больницы, их именами называли детей династии Романовых.

На выставке будут представлены иконы и гравюры XVII-XX вв., предметы декоративного искусства и пасхальные яйца с изображением святых Рюриковичей — князей Киева, Чернигова, Владимиро-Суздальской земли. В отдельный раздел выделены образы святых жен. Выставка также рассказывает о роли Новгорода и Пскова в образовании и укреплении русского государства, об истории борьбы Тверского и Московского княжеств за первенствующую роль, завершившейся победой Москвы и переносом сюда кафедры митрополита Петра (1325 г.).

Среди экспонатов особенно интересны шитая икона и покровец с образом святой княгини Ольги, скульптуры святых князей Бориса и Глеба, макет-реконструкция Дворцового собора в Боголюбове, сооруженный князем Андреем Боголюбским в XII в. (художник Л.Н Лебедев), рукописные книги XVIII-XIX веков – Жития святых, «Русский хронограф» и «Родословная книга», медали из серии: «История Российского государства в портретах русских государей» XVIII в., ордена в честь русских святых князей – Ольги, Владимира, Даниила Московского, Дмитрия Донского, подписные минейные иконы, сделанные иконописцами И.С. Чириковым и М.И. Дикаревым для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге в 1880-е – 1901 гг., акварель В.Г. Перова «Крещение Руси» (1870-1880-е гг.).

Более 40 предметов будут экспонироваться впервые.

Выставка продлится до 31 октября 2018 г.

В программе выставки:

30 сентября 13:00 – 16:00 – специальная программа «День православной культуры» (лекция, экскурсия по выставке, детская программа с мастер-классом). ПОДРОБНЕЕ

1 октября — в рамках программы «Жизнь замечательных вещей» более подробное знакомство с отдельными экспонатами выставки (сеансы каждый час с 12:00 до 16:00). Вход свободный.

13 октября – специальная программа «Человек с большой буквы» (экскурсия по выставке, мастер-класс по освоению славянской письменности)

20 октября — Автобусная экскурсия «Царская дорога: от Рюриковичей к Романовым»

27 сентября – 31 октября – в течение работы выставки будут проходить тематические экскурсии.

Храм св. кнг.

В БЛАГОДАРЕНИЕ ОЗАРИВШИМ РУСЬ СВЕТОМ ХРИСТОВА ПОЗНАНИЯ

Ольги в ОстанкиноСтраница Патриаршего подворьяРусская Православная Церковь, Московская епархия (городская), Северо-Восточное викариатство, Троицкое благочиние

  • Статус:действующий
  • Состояние:строящийся по программе 200
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Краткая историческая справка:Храм в честь Святой равноапостольной княгини Ольги находится на начальном этапе строительства.
    В настоящее время построен временный деревянный храм-часовня в честь сщмч. Иоанна Восторгова.

    История храма святой равноапостольной Ольги в Останкино началась с обращения жителей района в Правительство Москвы с просьбой построить здесь еще один храм: существующие не справляются с нагрузкой, особенно в воскресные и праздничные дни.
    В феврале 2011 года в Управе Останкинского района Москвы прошли общественные слушания, на которых присутствовали около 200 жителей района. Все они единогласно проголосовали за строительство нового храма.
    Правительством Москвы был выделен участок земли по адресу: ул. Новомосковская, влад. 4. В июне 2013 года состоялось голосование депутатов Управы, на котором вновь было поддержано строительство храма на выделенной территории.
    Храм входит в Программу-200. Должен быть рассчитан на 300 прихожан. При нем планируется разместить воскресную школу, просветительский центр, детскую площадку.
    С января 2013 года каждое воскресенье и по двунадесятым праздникам на месте будущего храма в любую погоду проводились молебны. Во время строительства храма во имя св. равноапостольной княгини Ольги был построен небольшой временный храм на 100 прихожан в честь священномученика Иоанна Восторгова.
    До мая 2015 года обязанности настоятеля исполнял иерей Алексий Яковлев. В мае 2015 г. и.о. настоятеля назначен клирик храма Живоначальной Троицы на Пятницком кладбище иер. Филипп Пономарев.

  • Настоятель:И. о. настоятеля:
    иерей Филипп Пономарев
  • Расписание богослужений (общее кратко):Каждое воскресенье в 16.00 на месте строительства будущего храма (метро ВДНХ, ул. Новомосковская, 4) служится молебен Святой Ольге. Приходите помолиться вместе с нами.
  • Престольные праздники:
  • св. кнг. Ольги — Июль 24
  • сщмч. Иоанна Восторгова — Сентябрь 5

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *