Города и Страны

Храм Климента Папы Римского

Содержание

Церковь Климента папы Римского известна еще со Смутного времени, когда в 1612 году деревянный храм на этом месте захватили войска гетмана Ходкевича.

Что есть что в церкви

Но 24 августа под стенами стоявшего возле храма Климентьевского острожка казаки и ополченцы во главе с Мининым и Пожарским разбили войска Ходкевича, который направлялся на подмогу засевшим в Кремле полякам. Это ускорило освобождение Москвы.

Около 1636 года здесь появилась церковь Знамения с Никольским приделом. В середине XVIII века Климентовский храм разобрали, и в 1756-1758 годах к Знаменской церкви пристроили трапезную и колокольню. Они сохранились. Саму церковь перестроили в 1770 году на средства купца К.М. Матвеева. Ходят легенды, что он был лишь подставным лицом для находящегося в опале Бестужева-Рюмина. Однако это маловероятно, ведь богатый купец Матвеев жил прямо напротив церкви.

Большая загадка, кто же был архитектором храма Климента папы Римского. Предполагается, что проект выполнил П.А. Трезини или кто-то из его учеников. Среди возможных авторов проекта также упоминают К. Бланка.

Путеводитель по архитектурным стилям

Храм в Москве появился практически одновременно с Климентовским храмом в Петербурге. Поэтому вероятно, что оба здания выполнил один архитектор. Этим и объясняется нехарактерный для Москвы стиль «петербургского барокко».

Храм Святого Климента стал самой крупной церковью в Замоскворечье. А внутренняя отделка этого огромного здания продолжалась до 1774 года.

После смерти благотворителя храма, К.М. Матвеева, Климентовская церковь постоянно нуждалась в деньгах. Поддерживать в должном состоянии ее богатое убранство не удавалось.

ЦЕРКОВЬ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА КЛИМЕНТА, ПАПЫ РИМСКОГО (Климентовский переулок, № 7/26)

То есть крупнейший храм в Замоскворечье был одним из беднейших в Москве. Хорошо еще, что церковь почти не пострадала в 1812 году.

Закрыли храм Климента папы Римского в 1933 году. До 2008 года здание церкви использовали под книгохранилище Российской Государственной библиотеки, хотя еще в 1990 храм официально вернули Церкви. Сейчас богослужения возобновились.

А вы знаете что-то еще о церкви Климента, папы Римского?

/ Просмотров: 6028 /

Назад

Церковь Климента папы Римского и Петра Александрийского

г. Псков, Ольгинская наб., д. 16

Историческая справка

Священномученик Климент, папа Римский, родился в Риме в богатой и знатной семье. Силой обстоятельств с детства разлученный с родителями, Климент воспитывался у чужих людей. Живя в Риме, юноша получил прекрасное образование, был окружен роскошью, приближен к императорскому двору.

Но его не радовали утехи, языческая премудрость не увлекала его. Он стал задумываться над смыслом жизни. Когда в столицу дошли вести о Христе и Его учении, святой Климент оставил дом и имение и отправился в те земли, где проповедовали апостолы.

В Александрии Климент встретил святого апостола Варнаву, слова которого слушал с глубоким вниманием, всем сердцем воспринимая силу и истину Слова Божия. Прибыв в Палестину, святой Климент принял Крещение от святого апостола Петра и стал его ревностным учеником и постоянным спутником, разделяя с ним его труды и страдания.

Священномученик Климент, папа Римский

Святой апостол Петр незадолго до своих страданий рукоположил святого Климента во епископа города Рима. После кончины апостола, а за ним святого Лина, епископа Римского (67 — 79), и его преемника, святого епископа Анаклета (79 — 91), на Римской кафедре находился святой Климент (с 92 по 101 год).

Добродетельная жизнь, милосердие и молитвенный подвиг святого папы Климента обратили многих ко Христу. Так, однажды в день Пасхи им были крещены сразу 424 человека. Среди крещеных были люди всех сословий: рабы, правители, члены императорской семьи.

Язычники, видя успехи его апостольской проповеди, донесли на святителя Климента императору Траяну (98 — 117), обвинив святого в том, что он хулит языческих богов. Император изгнал святого Климента из столицы, отправив его в Крым, на работы в инкерманские каменоломни недалеко от города Херсонеса.

Многие из учеников святителя последовали за ним, предпочтя добровольное изгнание разлуке с духовным отцом. Прибыв на место ссылки, святой Климент встретил много верующих христиан, осужденных работать в тяжелых условиях, совершенно без воды.

Он помолился вместе с осужденными, и Господь в образе Агнца явил ему место источника, из которого излилась целая река. Это чудо привлекло к святителю Клименту множество людей. Слушая ревностного проповедника, сотни язычников обращались ко Христу.

Каждый день крестилось по 500 человек и более. И там, в каменоломнях, был вырублен храм, в котором он священнодействовал.

Апостольская деятельность святого вызвала гнев императора Траяна, и он приказал утопить святого Климента. Мученика ввергли в море с якорем на шее. Это произошло в 101 году.

Святой Петр, архиепископ Александрийский, жил в Александрии, на рубеже третьего и четвертого веков.

Он был высокообразован и занимал должность начальника Александрийской школы. В трехсотом году он стал архиепископом Александрийским.

Когда император Диоклетиан начал преследовать христиан, архиепископ Петр был изгнан из города. Он странствовал по империи, но в конце концов вернулся на родину.

Петр тайно посещал заключенных в темнице христиан, помогал вдовам и сиротам, проповедовал Слово Божие и совершал Богослужения. Под его окормлением христианская Александрия крепла и развивалась.

Священномученик Петр, архиепископ Александрийский

Другой важной задачей для Петра стало противостоять появившейся тогда ереси Ария. Это учение отрицало Божественность Иисуса Христа. Архиепископ Петр дискутировал с Арием, и в качестве крайней меры, видя что тот не раскаивается – отлучил Ария от Церкви.

В триста одиннадцатом году архиепископа Петра по приказу императора Максимиана казнили.

По преданию голос с неба возвестил праведным александрийцам: «Петр – начало Апостолов, Петр – конец александрийских мучеников». Так и случилось. Гонения на христиан в Александрии закончились.

Церковь во имя Климента папы Римского и Петра Александрийского — бывшая монастырская. Когда и кем был основан мужской "Климентовский монастырь" неизвестно. Обычно пишут, что эта монастырская церковь посвящена Клименту, Папе Римскому, третьему приемнику апостола Петра, принявшему мученическую смерть в 101 году.

Это не совсем точно. Не позднее XVI века главный престол монастырского храма был освещен во имя двух священномучеников: Климента, Папы Римского, и Петра, архиепископа Александрийского, погибшего в 311 году. Их общий день памяти и престольный праздник церкви отмечался по старому стилю 25 ноября.

В книге «Историческая топография Пскова в XIV-XV веках» (М., 1985 г.) Инга Константиновна Лабутина привела доказательства, что мужской монастырь Климента существовал еще в первой половине XIV века. Принадлежавшие ему деревни, пустоши и лавки перечислены в писцовой книге 1585-1587 годов, причем один раз там его называли «Петра святого с Завеличья Драчилв монастырь».

Так звали, вероятно, основателя или благодетеля обители. По другой версии рядом жили Драчи – шерстобиты и валяльщики обуви. В писцовых и оброчных книгах 1585-1857 гг. он неоднократно упоминается как "… Климентовский монастырь изо Пскова зъ Завеличья" или "Климента святаго изъ Завеличья"

Имеются сведения о том, что в 1615 г. монастырь был разорен шведами, но вскоре возобновлен, в начале XVIII в. снова упразднен, а церковь приписана к архиерейскому дому.

Первое краткое описание церкви относится к 1763 г., когда она значится приписанной к архиерейскому дому. В это время церковь Климента и Петра описывается каменной, крытой тесом, глава обита чешуей.

На каменной же колокольне висело четыре медных небольших колокола. В церкви был 3-ярусный тябловый иконостас. С конца XVIII в. и по начало XX в. в клировых ведомостях церковь описывается кратко. С 1786 г. к ней приписана церковь Николая Чудотворца бывшего Кожина монастыря.

С 1798 г. в церкви упоминается придел Воздвиженья Креста Господня.

Церковь Климента папы Римского. Привет из Петербурга.

В начале XIX в. церковь сильно обветшала, в стенах и сводах и прочих местах появились трещины, служба в ней прекратилась и прихода она не имела.

В 1837 г. церковь значится двухпрестольной, крепкой, но без колокольни, а колокола были повешены при входе в церковь на двух каменных столбах. В начале XX в. предполагался значительный ремонт церкви, в связи с чем в 1912 г. памятник был обмерен псковским инженером-архитектором Подчекаевым и в 1913 г. В. Биркенбергом.

Во второй половине XVIII в. сооружен южный придел Воздвиженья креста Господня. Видимо, в XIX в. были переделаны притвор и пристроено крыльцо, разобраны северная галерея, возможно с древним приделом, многоскатная кровля переделана на существующую четырехскатную. Реставрационных работ не проводилось.

Памятник обмерен в 1912 г. Подчекаевым. Материалы хранятся в ГАПО, копии в архиве ПСНРПМ. В 1913 году обмерные чертежи выполнены В. Биркенбергом. Хранятся в архиве Института живописи и архитектуры им. Репина (г С. Петербург). Копии в архиве ПСНРПМ. Обмер плана выполнен В.А. Лебедевой и М.И. Семеновым в 1974 г. (ПСНРПМ)

Основные архитектурные особенности

Церковь находится на левом берегу р. Великой на Завеличье севернее Мирожского монастыря .

С севера и запада в 100-200 м от памятника расположены корпуса областной больницы на возвышенной части берега; с запада они отделены от церкви зелеными насаждениями.

Памятник стоит на обрывистом берегу над рекой и представляет собой крестово-купольный четырехстолпный, трехапсидный храм времени расцвета псковской школы зодчества.

Его основной кубический объем на необычном повышенном цоколе с пониженными полуцилиндрами апсид с востока увенчан цилиндрическим барабаном с поздней главой полусферической формы, над которой возвышается малая шарообразная главка с четырехконечным крестом XVII в.

Церковь Климента папы Римского. Вид с востока. Фото А. Смирнова. 2001 г.

С запада к нему примыкают притвор и позднее крыльцо, с юга — придельная церковь с декоративным барабаном и малой граненой главкой.

Вид с юго-запада. Фото Б. Скобельцына. 1976 г.

Фасады четверика имеют традиционное трехчастное членение лопатками, доходящими только до цоколя, а в верхней части они срезаны четырехскатной кровлей — это свидетельствует о том, что в древности кровля была многоскатной.

Вверху лопатки соединяются двух и трехлопастными ползучими арочками. Барабан четверика имеет четыре щелевых оконных проема, расположенных по странам света. Украшает его декоративный пояс, состоящий из двух рядов поребрика и бегунца между ними и венчающего ряда уступчатых полукруглых ниш.

Вид с северо-восточной стороны. Фото Б. Скобельцына. 1976 г.

Апсиды сверху декорирует такой же, как на барабане, пояс геометрического орнамента и валиковые разводы на центральной апсиде.

Четверик перекрыт коробовыми сводами и повышенными подпружными арками, несущими барабан. Западные столбы круглые в плане (на уровне человеческого роста), верхняя часть — квадратная (особенность храма). Восточные — скруглены к востоку.

В восточном нефе на южной и северной стенах и на южной стене сохранились щелевые оконные проемы. В диаконнике и жертвеннике — по одному щелевому оконному проему в центральной апсиде два заложенных.

Церковь Климента папы Римского. Вид с юго-востока. Фото А. Смирнова. 2001 г.

В юго-западном углу растесанный дверной проем, ведущий в южный придел. В западной стене дверной проем с арочной перемычкой. В интерьере четверика сохранилась двухпольная старинная металлическая дверь.

В северной стене (трансепта) два оконных проема в первом и втором ярусах. Нижний проем реконструирован из дверного. В центральной апсиде — центральный проем растесанный.

План церкви. Обмеры Лебедевой В.А., Семенова М.И. 1974 г.

В цокольной повышенной части четверик имеет подцерковье с четырьмя столбами (пилонами) квадратными в плане, апсид в нем нет, что является особенностью памятника. Вход в подцерковье через подклет притвора.

Перекрытие придела состоит из коробового свода и двух подпружных арок, над оконными проемами — распалубки. Притвор имеет позднее плоское перекрытие. Внутреннее убранство церкви не сохранилось. Церковь сложена из местной известняковой плиты, обмазана и побелена, основные габариты: 16 х 20 м, четверик: 11 х 18 м.

Общие сведения

Церковь Климента папы Римского относится к храмам периода расцвета псковской школы зодчества. До наших дней он сохранился в первозданном состоянии. Храм имеет ряд конструктивных особенностей: повышенный цоколь четверика, подцерковье без апсид, упрощенный тип перекрытия четверика.

В планировочной структуре города церковь имела и имеет большое значение: она увязывает также, как и другие церкви на берегу Великой, Завеличье с Окольным городом.

Церковь Климента папы Римского и Петра Александрийского

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Церковь Климента папы Римского известна еще со Смутного времени, когда в 1612 году деревянный храм на этом месте захватили войска гетмана Ходкевича.

Что есть что в церкви

Но 24 августа под стенами стоявшего возле храма Климентьевского острожка казаки и ополченцы во главе с Мининым и Пожарским разбили войска Ходкевича, который направлялся на подмогу засевшим в Кремле полякам. Это ускорило освобождение Москвы.

Около 1636 года здесь появилась церковь Знамения с Никольским приделом. В середине XVIII века Климентовский храм разобрали, и в 1756-1758 годах к Знаменской церкви пристроили трапезную и колокольню. Они сохранились. Саму церковь перестроили в 1770 году на средства купца К.М. Матвеева. Ходят легенды, что он был лишь подставным лицом для находящегося в опале Бестужева-Рюмина. Однако это маловероятно, ведь богатый купец Матвеев жил прямо напротив церкви.

Большая загадка, кто же был архитектором храма Климента папы Римского. Предполагается, что проект выполнил П.А.

Храм священномученика Климента, папы Римского (Спаса Преображения)

Трезини или кто-то из его учеников. Среди возможных авторов проекта также упоминают К. Бланка.

Путеводитель по архитектурным стилям

Храм в Москве появился практически одновременно с Климентовским храмом в Петербурге. Поэтому вероятно, что оба здания выполнил один архитектор. Этим и объясняется нехарактерный для Москвы стиль «петербургского барокко».

Храм Святого Климента стал самой крупной церковью в Замоскворечье. А внутренняя отделка этого огромного здания продолжалась до 1774 года.

После смерти благотворителя храма, К.М. Матвеева, Климентовская церковь постоянно нуждалась в деньгах. Поддерживать в должном состоянии ее богатое убранство не удавалось. То есть крупнейший храм в Замоскворечье был одним из беднейших в Москве. Хорошо еще, что церковь почти не пострадала в 1812 году.

Закрыли храм Климента папы Римского в 1933 году. До 2008 года здание церкви использовали под книгохранилище Российской Государственной библиотеки, хотя еще в 1990 храм официально вернули Церкви.

Сейчас богослужения возобновились.

А вы знаете что-то еще о церкви Климента, папы Римского?

/ Просмотров: 6027 /

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *