Города и Страны

Храм Эрехтейон в Афинах

Храм Эрехтейон в Афинах: история создания

Самым священным храмом Акрополя в древних Афинах был Эрехтейон — храм, посвященный не конкретному богу, а целой плеяде богов и героев, который служил, в том числе, и усыпальницей древних царей.

На этом месте произошел спор между Афиной и Посейдоном за право покровительства над Афинами. Посейдон подарил афинянам источник с водой, а Афина оливу. Афиняне посчитали подарок Афины более ценным подарком и выбрали Афину. Храм назван в честь одного из первых царей Афин – Эрехтея, который ради Афин принес в жертву богам свою дочь. В этом же храме и находилась его могила. В Эрехтейоне так же был похоронен мифический царь Кекроп, бывший основателем города Афины.

Храм Эрехтейон

Эрехтейон был также задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Однако из-за пелопонесской войны строительство началось лишь только в 421 г. до н.э. после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось в 406 г. до н.э. архитектором Филоклом.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боев греков за независимость.

Эрехтейон. Вид с юга

Архитектура Эрехтейона

Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в 7 веке, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Восточная галерея храма была украшена шестью ионическими колонными и вела в ту часть храма, которая была посвящена Афине. Над трехступенчатым ионическим архитравом был расположен фриз из элевсинского мрамора, на котором располагались рельефы из белого мрамора. К сожалению, те фрагменты, которые сохранились, не в состоянии помочь восстановить общую картину, которую они представляли.

Эрехтейон, детали

В мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Афиняне верили, что статуя эта была высечена не человеческой, а божественной рукой одного из олимпийских богов, чтобы почтить город Кекропа. Во время Панафинейских торжеств эту статую одевали в пеплос – мантию, которая была выткана молодыми жрицами, служительницами храма. Перед статуей богини горела негасимая золотая лампа, чей дым подымался высоко в небо через пальмовый ствол.

Эрехтейон, реконструкция 19 века

Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвященной Посейдону и Эрехтею. Этот участок храма был ниже на три метра, чем часть храма, посвященная Афине, и разделялся на две части.

В восточной части поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, ведший к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Западная часть храма называлась “предустьем” и отождествлялась с Эрехтеевым морем, или ключом воды, который выбил Посейдон во время спора с Афиной.

Эрехтейон, вид внутри

Северный портик храма состоял из четырех колонн на фасаде и двух торцовых колонн, и украшался лепниной. На его перекрытии имелось отверстие, которое никогда не было заделано, потому что люди верили, что его пробил сам Зевс ударом своей молнии. В полу также было отверстие, к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу.

Кариатиды

Самым оригинальным архитектурным произведением Эрехтейона являлся портик Кариатид. Кариатиды – это статуи шести очаровательных девушек танцующих ритуальные танцы в честь богини Артемиды.

Эрехтейон, Кариатиды

На головах у них были корзины, украшенные в ионическом стиле, на которые опиралась крыша портика. Девушки были одеты в длинные хитоны со складками, которые напоминали каннелюры ионических колонн, и хотя они твердо стояли на стилобате, изгиб правой ноги каждой из Кариатид, предает статуям легкость и грациозность.

Руки статуй не были найдены.

Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ.

Своим лицом Кариатиды были обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.

Святилище Пандроссы

Этот маленький храм находился западнее Эрехтейона. На четырехугольной площадке помимо самого храма располагался алтарь Зевса, и произрастала святая маслины, которая была подарена Афиной.

Руины Аррефориона

Аррефорий

Это здание, в котором жили аррефоры, девственницы, которые принимали участие в таинственных ритуалах. Здание состояло из одного зала и входа с двумя колоннами, между которыми были простенки.

Афинский Акрополь на карте

Портик кариатид

Верните мне коринфскую капитель.
И здесь еще картина была с красной такой рыбой.
Была на реставрации.
Утащили, гады. Мир опустел.
Была в лицо залита кислотой.
Вот же, быдло!

И портик мне верните, с которого был вид
На город с высоты почти полета птиц.
Нравится мне портик беременных кариатид
В шрамах и слезах по уходящим в круиз.

Комнат почему становится все меньше?
Было больше!
Я помню, было же штук пятнадцать!
Верните. Хотя бы две. Я не буду ругаться.
И не надо виновных вешать!

Вот. Откопал под кучей тряпья
Старый эскиз, написанный маслом.
Неизвестный художник. Дядя с ребенком, (но не я)
В одной руке, а в другой толстая рыба красная.

Комнат становится все меньше и меньше.
Картины покрыты пылью нещадно.
Что за люди ходят в моей квартире?

Эрехтейон. Описание. История храма

Хоть вешайся, —
Новая экскурсия на видовую площадку.

А почему они тут ходят, юроды,
И обтирают тушам и портик и вид?

Матрос с пулеметом в районе комода,
Охраняя мое барахло,
Стоя спит…

Вот еще — мелочь рассыпана золотая…
Надо собрать. Пригодится на самый черный.
Собери.
Собери.
Собери, дорогая,
Пока я смотрю на волны.

Портик. Залив. Плетеное кресло.
Просторно мне и хорошо здесь.
Потому, что видно все и как бы вместе.
И сверху, что важно.
Не надо в гору лезть.

Все-таки пыль. Хлам, паутина.
И комнат все меньше и трудно дышать.

Пришел Учитель.
Он здесь забыл картину.
Беспокоится, чтоб уберегли.
Что-то хотел сказать.

Нет.
Жить, определенно, здесь нельзя.
Ходят и ходят.
Того и гляди сопрут
картину. И портик отберут.
И кариатиды
Беременные рожать начнут!..

Нарожают маленьких гранитных бэби —
Застоялись же в девах за тысячи лет.

. . . . . . .

Верните мне капитель.
Верните портик, Веды!

А я вам верну мой каменный склеп.

© Copyright: Kamendrovskiy, 2004
Свидетельство о публикации №104041000261

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Kamendrovskiy

Рецензии

Написать рецензию

За тонкокожей мойрой,
Беременной икрой
Охотится у моря
Художник молодой.

А ей и дела нету.
Среди кариатид
Лишь щурится от света
И чешуёй блестит.

На отмели песчаной,
В обломках корабля
Волна её качает
И не влечёт земля.

Напрасно ждёт прилива
Художник молчаливый.

🙂

Стих очень понравился и даже вдохновил, что в последнее время случается редко.

Ё.Ё.   15.03.2005 02:55   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за такую изумительную рецу!
Стих для меня интересен тем, что это был сон.
Проснулся и записал, практически влет и без каких-то выдумываний.

Kamendrovskiy   15.03.2005 06:11   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Kamendrovskiy

Р Е Ф Е Р А Т

по мировой художественной культуре

на тему: “Храм Эрехтейон“

ученицы 10 «б» класса

средней школы №53

пос. Октябрьский

Чубаровой Елены.

Эрехтейон Эрехфейон (Erechtheion) — храм Афины и Посейдона-Эрехтея на Акрополе в Афинах.

Каменные кариатиды Эрехтейона, поддерживающие кровлю храма, сегодня, вероятно, наиболее распространенный символ афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий никаких аналогий в древнегреческой архитектуре.

Эрехтейон — второй по значению памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвященным культу богини Афины. И, если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм жреческий. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини.

Храм являлся священным центром Афин и был построен на месте легендарного спора Афины и Посейдона за власть над Афинами. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале во время спора с Афиной. Так как эта святыня должна была находиться всегда под открытым небом, в перекрытии портика были сделаны отверстия, сохранившиеся до сих пор. Рядом находился вход в расположенную под храмом пещеру, где обитала священная змея богини Афины, считавшаяся олицетворением древнейшего легендарного царя и героя Афин, покровителя города — Эрехтея, по имени которого храм получил свое название. Первоначально Эрехтейон назывался храмом Афины Полиады (покровительницы города), или храмом, "хранящим древнюю статую". Лишь в римское время на все здание распространилось название одной из его частей — Эрехтейона.

Как повествует древний миф, Эрихтоний был сыном богини земли Геи и Гефеста. Младенцем взяла его на воспитание богиня Афина и в закрытом ларце отдала дочерям первого царя Аттики Кекропа — Аглавре, Герсе и Пандроссе, строго-настрого запретив открывать ларец. Но Герса и Аглавра из любопытства все-таки заглянули в ларец. При виде божественного младенца, которого охраняли две змеи, они потеряли рассудок и, охваченные страхом и безумием, бросились вниз со скалы Акрополя и разбились.

Возмужав, Эрихтоний стал царем Афин. Позднейшие легенды утверждают, что Эрихтоний и Эрехтей — одно и то же лицо. По другой версии, Эрехтей был сыном Эрихтония.

О легендах об Эрехтее в храме напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарем Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамленная богатым наличником дверь. Рядом со святилищем Посейдона и Эрехтея находилось другое святилище, где находились алтари бога ремесел Гефеста и Бута — брата Эрехтея, жреца богини Афины. Оба эти святилища имели выход в галерею, протянувшуюся вдоль западного фасада храма. Здесь находился колодец с соленой водой. Он считался тем самым источником, который создал Посейдон, и, по преданию, сообщался с морем.

Строительство существующего здания Эрехтейона связано с началом грандиозного строительства на Акрополе, задуманном и осуществленном во времена Перикла. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины, главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Эта статуя долгое время хранилась в древнем храме, стоявшем в центре Акрополя. Когда вторгшиеся в Аттику персы захватили Афины, храм Афины был сожжен, но греки предусмотрительно вывезли святыню на остров Саламин. После изгнания персов вернувшиеся в Акрополь афиняне построили для хранения статуи временный храм, приспособив для этого уцелевшую западную часть старого храма. А в 421 году до н.э. началось строительство Эрехтейона. Работы с перерывами продолжались до 406 года до н.э. Вскоре после их окончания храм был поврежден пожаром и восстановлен в 394 году до н.э.

Автор проекта храма неизвестен. Некоторые исследователи, находя некоторые аналогии в планировке Эрехтейона и Пропилей, считают, что им мог быть афинский зодчий Мнесикл. Высеченные на каменных плитах памятные надписи о строительстве Эрехтейона, найденные на Акрополе, упоминают имена архитекторов Филокла и Архилоха, но они, скорее всего, были только руководителями работ.

В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 на 11,6 метра. Фасады храма отличаются необыкновенным разнообразием, с каждой стороны Эрехтейон предстает совершенно по-новому.

Этот храм был постройкой очень сложной по своему плану. Во-первых, он был расположен на двух уровнях, во-вторых, имел четыре портика разного назначения и четыре входа, не считая подземного входа в помещение под северным портиком. Такая сложная архитектура плана вызывает сложное значение храма.

Восточная и южная стороны храма на 3, 24 метра меньше, чем западная и северная.

Эрехтейон / Акрополь

Храм целиком был построен из мрамора, а фриз облицован темным эльчинским камнем, на котором рельефно выделялись фигуры из белого мрамора. Дверной проем северного портика отделан розетками и другими резными деталями и является лучшим образцом наличника, сохранившегося со времен Перикла. К западному концу южной стены здания примыкает небольшой портик Кор, архитрав в котором поддерживают мраморные кариатиды, шесть женских фигур несколько больше человеческого роста (2,1 м). С западной стороны вплотную к Эрехтейону располагалось святилище нимфы Пандросы, и там внутри открытого дворика показывали священную оливу, которую Афина, согласно

легенде, подарила жителям города.

В углу у западного фасада Эрехтейона находится Кекропейон — могила и святилище легендарного Кекропа, первого царя Аттики. Над ним возвышается всемирно известный портик кариатид — главная достопримечательность Эрехтейона

На высоком, 2,6 метра, цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Кариатиды Эрехтейона являются наиболее совершенными античными произведениями подобного рода храмового зодчества. Их фигуры значительно выше человеческого роста — 2,3 метра. Левые и правые кариатиды являются зеркальными отражениями друг друга. Статуи кариатид выполнены с непревзойденным искусством, в их фигурах нет застывшей неподвижности, они естественны и полны жизни. Величавые и сильные фигуры девушек облачены в струящиеся складками свободные пеплосы. Головы гордо подняты, лица обрамляют падающие на плечи и спину волосы. Кариатиды стоят в спокойных позах, опираясь на одну ногу, и слегка согнув другую. Руки их не сохранились, и до сравнительно недавнего времени точно не было известно, как выглядела композиция первоначально. Но в 1952 году в Италии, в развалинах виллы императора Адриана, археологи обнаружили каменные статуэтки — копии кариатид Эрехтейона. Благодаря этой находке стало известно, что левой рукой они слегка придерживали край одежды, а в правой держали фиал — сосуд для возлияний при жертвоприношении.

Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры — служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне.

Время не пощадило портик кариатид, как и весь ансамбль афинского Акрополя. Одну из статуй в начале 19 века выломал и украл английский гробокопатель лорд Эльджин. Теперь ее заменяет копия. Но и сегодня, с утраченными руками и поврежденными лицами, кариатиды Эрехтейона сохраняют свое обаяние и являются лучшими образцами древнегреческого скульптурного искусства.

Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к расположенному ниже маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма. Его колонны имеют высоту 7,6 метра. Четыре из них расположены по фасаду, две — по сторонам портика.

Перед западным фасадом Эрехтейона с западной стороны со времен глубокой древности росла священная олива богини Афины. Поэтому западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов — здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны. В результате четыре колонны, образующий западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырех метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решеткой. На фоне мраморных колонн растет серебристо-зеленое оливковое дерево. Оно посажено в 1920-х годах на том самом месте, где по описаниям древних авторов, росло священное дерево, выросшее от удара копья Афины.

Эрехтейон выделяется среди других древнегреческих храмов своим уникальным скульптурным убранством. Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей и длинной непрерывной лентой увенчивает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Некогда фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, шедшим по периметру всего здания. На нем были изображены различные эпизоды из мифов об Эрехтее и других афинских героях. Выполненные из белого мрамора фигуры были изготовлены отдельно, а затем прикреплены к фону из синевато-черного известняка. Такой своеобразный прием создавал весьма впечатляющий эффект, для усиления которого детали скульптур были покрыты позолотой. Позолота и росписи покрывали также капители колонн. Сохранившиеся до наших дней фрагменты этого замечательного фриза находятся в музее Акрополя.

Интерьер Эрехтейона не сохранился. О том, как выглядел храм внутри, мы знаем только из сочинений античных авторов. Внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части располагалось святилище Афины Полиады. В это помещение можно было попасть с восточной стороны, пройдя через легкий шестиколонный портик, высота колонн которого достигала шести с половиной метров. Сейчас на месте сохранилось лишь пять колонн: шестая в свое время была выломана и увезена лордом Эльджином.

Что же это за место такое — храм Эрехтейон?

Эрехтейон – таинственная святыня Акрополя. Полезная информация для туристов

Этим вопросом задаются очень многие туристы, которые хотят посетить Афины. Храм является местом объединения древних культов Греции. Для чего его строили, доподлинно не известно до сих пор. Предположительно святилище было сделано для Зевса и Афины, которые являлись самыми известными богами.

Особую значимость месту предавало невозможность его посещения обычными людьми. Храм был предназначен только для «избранных», в число которых также входили служители различных культов.

Уникален храм тем, что является местом объединения нескольких культов. Такие сооружения и места для тех времен были нетипичными. Интересным фактом является то, что до этого на месте Эрехтеона находился другой храм, который разрушили до основания во время войны с Персией.

В вопросе, кто же был истинным архитектором здания, историки до сих пор не могу прийти к единому мнению. Большинство считает, что им являлся Мнесикл. Храм пришлось строить на холмистой местности, и архитектору пришлось проявить все свои лучшие профессиональные качества для того, чтобы строение не только радовало глаз, но и прослужило не одну тысячу лет. Как мы видим теперь, Мнесиклу это удалось.

Храм в настоящее время сохранился уже не в полном виде. Все-таки время сделало свое. Эрехтеон является главной «изюминкой» Акрополя, поток туристов туда с каждым годом только растет.

Полезная информация

Где находится

Адрес Храма Эрехтейон (оригинальное название — Erechtheion) следующий: Theorias 19-21 Афины, Греция, Афины, Греция.

Как добраться до Храма Эрехтейон

Добраться до Эрехтейон можно на метро, по второй (красной) линии до станции Акрополь.

Режим работы Храма Эрехтейон

График работы привязан к туристическому сезону: летний сезон (1 апреля — 31 октября): с 8:00 до 19:30; зимний сезон (1 ноября — 31 марта): с 8:00 до 15:30. Исключение — понедельник, когда экскурсии на Акрополь начинаются с 11:00.

Стоимость входного билета

Стоимость посещения — 20 евро для одного человека. Возможно посещение по единому билету в Акрополь. Лица до 18 лет могут посетить храм бесплатно. Пенсионерам предоставляется скидка в 50 процентов.

Храм Эрехтейон на карте Афин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *