Города и Страны

Храм Георгия Победоносца Челябинск

Георгиевская церковь в Капустино

Историческая записка, составленная в 1874 году прихожанином храма, владельцем капустинского имения отставным полковником Алексеем Николаевичем Корсаковым. Ее написание связано с хлопотами о строительстве нового, каменного храма, взамен обветшавшего от времени деревянного. Спустя 128 лет этот документ был извлечен из архива нашими современниками, радеющими о восстановлении того самого каменного храма, разрушенного уже не столько временем, сколько людьми.

Верстах в 12 от Лопасни, к юго-западу от неё, в небольшой котловине, по которой протекает речка Темна, лежит селение с небольшой деревянной, столетнею церковью и пошатнувшеюся на бок колокольнею — это село Капустино, по писцовым книгам известное ещё в 1598 году. Окрестности его с селениями, близ него лежащими, замечательны в том отношении, что 600 лет тому назад они составляли местность, известную в наших исторических актах под именем Темны. В Духовном Завещании Вел. Кн. Ивана Даниловича Калиты (1328г.) при исчислении волостей и сел, которые должны были составлять наследственную часть сына его, Князя Андрея Ивановича, Темна упоминается наряду с другими местностями нынешних уездов: Серпуховского, Подольского и Московского (Собр. Госуд. Грам. и Дог. т. I, №21). Впоследствии, в XVII столетии, волость Темна стала называться Теменским Станом.

В этой-то, имеющей историческую известность, местности несколько столетий тому назад угодник Божий Св. Великомученик и Победоносец Георгий благоволил явить знамение тайного своего присутствия. Сохранилось предание, что на Темне проживал некогда какой-то татарский мурза. Был ли крещен он, или нет — предание не говорит, но вот что случилось: однажды люди его, работая в капустных грядах, нашли Образ св. Великомученик Георгия. Икону перенесли в церковь какого-то соседнего села, но через несколько дней она опять оказалась на прежнем месте. Явление это, говорит предание, повторялось несколько раз, пока наконец мурза не построил храм во имя св. Великомученика Георгия. С тех пор селение стало называться “Егорием в Капустине” — так оно зовется и до сих пор .

Событие, о котором говорит предание, может относиться к концу XV или началу XVI столетий, т.е. к тому времени, когда Серпухов с окрестными местами действительно находился у Татарских царей во владении на поместной праве. Так было в 1497 г., когда Серпухов, Кашира и Хотунь были отданы Вел. Кн. Иваном III в поместье Казанскому царю Мегмет-Аминю (Соф. Врем. т. II, 254) и в другой раз в 1531 г., когда Серпухов с Каширою был отдан в поместье же Вел. Кн.

Расписание

Василием Ивановичем Казанскому царю Шиг-Алею (Кар. т.VII, 95). Цари Казанские владели данными им поместьями, конечно, через доверенных лиц, через приказчиков; таким приказчиком мог быть и тот мурза, который по преданию, жил в Темне. Есть ещё одно обстоятельство, которое преданию об обретении иконы св. Великомученика Георгия придает достоверность. В нашем приходе с незапамятных времен существует обычай праздновать св. Вел. Георгию в первый день Петровского поста. Время этого празднования как у нас, так и окольных жителей, известно под именем Молящей… Такое неопределенное название служило для причта, а тем более для прихожан предметом недоумения — что такое “Молящая” и откуда взялся обычай такого празднования? Нам кажется, припомнив предание, легко разъяснить недоумение. Позволительно думать, что при слове “Молящая” утратилось другое слово — “неделя”. Если взять во внимание, что время необычного празднования св. Георгию совпадает с тем временем, когда действительно очень часто приходиться начинать садку капустной рассады, то легко можно принять и поверить, что в старину действительно случилось что-либо подобное тому, о чем говорит предание. Древле благочестивый народ русский, пораженный и умиленный обретением иконы не в обычном месте, мог по усердию своему совершать молебные пения св. Великомученику в продолжении нескольких дней, что при стечении окрестных жителей предположить весьма естественно. На другой, на третий год чествование иконы молением повторилось и вот в устах народа сложилось название “Молящей Недели”; затем слово неделя откинулось, как оно откидывается при названии седмиц: Вербной, Страстной, Святой… Несколько десятков поколений сошло в могилу и происхождение обычая праздновать св. Георгию при начале Петровского поста изгладилось из памяти местных жителей; прошло еще несколько лет и само слово Молящая стало непонятно.

Предание говорит, что основание первого храма в селе Капустино современно обретению иконы св. Вел. Георгия. Долго ли стоял этот первый храм — неизвестно. В 1774 году марта 17 дня священник села Капустина Иван Дмитриев и прихожане подали Преосвященному Феодосию Епископу Коломенскому и Каширскому прошение, в котором объясняли, что находящаяся у них “Церковь Божия построена в прошлых давних годах деревянным зданием, которое состоит уже в крайней ветхости, а ныне де они намерение имеют вместо вышеозначенной, ветхой церкви, на том же месте, построить вновь, тем же именованием, церковь, деревянным зданием, на которое строение и материалы лесные находятся уже в готовности.” На другой же день, 18 марта, просители получили храмозданную грамоту, и в том же году началась стройка, а в следующем 1775 году Церковь была уже окончена. Эта та самая церковь, которая существует ныне — теперь ей сто двенадцать лет.

Последнее обстоятельство дает возможность понять — каково ее положение в настоящее время. Колокольня уже пошатнулась, две паперти обвалились и хотя одна из них исправлена, но по всей вероятности не надолго;пол в церкви очень ветх; благовест приводит стены всего строения в сотрясение… Ветхость храма стала обнаруживаться уже тридцать три года тому назад, почему в 1857 году и было испрошено благословение блаженной и свято чтимой памяти Высокопреосвященного Филарета Митрополита Московского на построение нового каменного однопрестольного храма во имя св. Великомученика Георгия на кошельковую сумму, пожертвования прихожан и сбор доброхотных дателей.

Прихожан при церкви св. Георгия числится с небольшим 400 душ мужеского пола; помещичьих семейств только два. Денежные средства прихожан, большую часть которых составляет крестьянское население, отягощенное различного рода податями и общественными сборами, при ежегодно возрастающей дороговизне и почти ежегодных неурожаях — не могут быть велики. Кроме посильных денежных приношений ими устроен частью на свои средства, частью же на церковные деньги кирпичный завод для выделки ежегодно 100 тысяч.

В настоящее время все средства наши истощены и за тем все надежды прихожан обращены к усердию посторонних, доброхотных жертвователей. Надеемся, что благословение, данное приснопамятным Владыкою на построение храма не останется вотще и Господь, молитвами св. Георгия, ущедрит руку благотворителей.

Пожертвования просим адресовать: через Серпухов Московской губернии в Алексеевское волостное правление для передачи церковному старосте села Гергиевского-Капустина, на построение храма.

Проект храма был разработан архитектором Милюковым. Разрешение на возведение было получено в 1879 году, но строительство велось медленно из-за недостатка средств. Дело пошло, когда по просьбе прихожан и священника Иоанна Протасова, за него взялся благотворитель Д. М. Хутарев. В 1887 году были освящены приделы, а в 1889 году и главный храм. Его расписывал московский художник Д. А. Кулыгин на средства С. Е. Кочеткова. На освящение храма был приглашен архимандрит Серпуховского монастыря Иннокентий.

В 1939 году храм был разорен и превращен в складские помещения для зерна и сельхоз запчастей. Сбили кресты и купола, срубили штукатурку снаружи и изнутри, иконостасы и иконы успели перевезти в соседний храм Святой Троицы в селе Ваулово.

7 июля 1999 года; для жителей села был отслужен первый молебен, а 2-го августа первую литургию. Храм начал медленно вновь принимать свой прежний вид, но вновь, как и при строительстве первого храма, не хватает финансовых средств.

Престольный праздник: великомученика Георгия Победоносца (6 мая).
Приделы:
-иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 6 июля, 8 сентября)
-пророка Илии (2 августа)
Настоятель: священник Димитрий Юрасов.

Фото 2003 года

Наши дни

Храмы Челябинска

Расположенный на восточном склоне Уральских гор, город Челябинск объединяет культурное и духовное наследие всего коренного населения этого края. Это город, в котором смешаны культуры и башкир, и татар, и русских. Это отражается и в архитектуре города, его внешнем облике.

Православные храмы Челябинска гармонично вписываются в архитектуру этого современного российского города, являясь его духовными, просветительскими и культурными центрами.

Челябинский храм Святой Троицы

Так, одним из древнейших и красивейших храмов Челябинска является русская православная церковь Святой Троицы. Она находится в самом центре города. Хотя изначально её месторасположение было иным, на пересечении челябинских улиц Большой и Сибирской, да и называлась она Никольской. В 1768 году эта деревянная церковь была перенесена туда, где находится сейчас, и переименована в Троицкую. В конце XVIII – начале XIX века деревянную церковь сменил каменный собор, но в 1909 году было принято решение о возведении нового храмового здания. Его автором стал челябинский мастер П. А. Сараев. Новое здание церкви было построено в сжатые сроки, в соответствии с требованиями к православным соборам и уже в октябре 1914 года новый челябинский Свято-Троицкий собор был освящён. Далее его постигла несчастливая участь всех православных челябинских храмов – в советские времена здание собора использовалось для различных нужд. В конце 1990 года здание было торжественно возвращено верующим и восстановлено.

Его богатое убранство выполнено в формах неорусского стиля, а особый декор составляют различные детали из лекального кирпича и оригинальные наборные наличники, которые красиво обрамляют нижний ярус колокольни. Особую же ценность собора представляют его внутренние росписи, а среди святынь – икона Знамения Богоматери.

Церковь Александра Невского в Челябинске

Одной из старинных церквей Челябинска является и Церковь Александра Невского, построенная в1911 году на месте Александровской часовни по проекту А. Н.

Расписание

Померанцева, московского архитектора. Это одноэтажная тринадцатиглавая церковь с подвалом, выполненная из красного кирпича. В советские времена, наряду с другими челябинскими соборами, церковь Александра Невского была разграблена. В 1980-х годах её здание было отреставрировано и передано областной филармонии. С 1987 года здесь  установлен орган и оборудован зал органной музыки.

Большинство же храмов Челябинска построены относительно недавно – в конце прошлого – начале нашего столетия.

Храм Василия Великого в Челябинске

Так, церковь Василия Великого была заложена в июне 1996 года. Она представляет собой крестообразный храм из красного кирпича, увенчанный большой главой, с тремя апсидами и развитой западной частью, к которой примыкает высокая звонница, также увенчанная золоченой главкой. Авторами проекта церкви стали архитектор А. И. Кузьмин и главный инженер Л. А. Бушуев.

Интересно и храмовое убранство церкви, в котором наибольшую ценность представляют иконы, написанные в Греции русскими иконописцами. Среди них – икона Целителя Пантелеймона, датируемая 1908 годом, и Богоматерь «Троеручица», датируемая 1910 годом. Интерес представляют и изготовленные из уральских камней необычные иконы и церковная утварь, а настоящей исторической реликвией церкви является вышитая бисером икона Богоматери, которую изготовила последняя монахиня Челябинского женского Одигитриевского монастыря в 60-х годах XX века.

Челябинский храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

Эта церковь стала настоящим украшением Металлургического района города, естественно вписавшись в красивую березовую рощу, где она была возведена в 2004 году. Церковь, автором проекта которой стал архитектор Андрей Анисимов, продолжает архитектурные традиции Древней Руси, является достопримечательностью города и прекрасным памятником шатрового зодчества. В ней расположены два придела, причём в нижнем обустроена специальная крестообразная купель, в которой таинство православного крещения совершается при полном погружении.

Храм в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Чуть больше 10 лет назад появился в Челябинске ихрам во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Он был возведён по проекту челябинского архитектора В. А. Квача и представляет собой кирпичную четырехстолпную одноапсидную пятиглавую церковь со звонницей. Её освящение состоялось в сентябре 2000 года самим святейшим Патриархом.

Следует отметить, что сегодня приходом этого современного храма осуществляется серьёзная общественная работа: действует православный центр реабилитации «Воскресение», предназначенный для химически зависимых людей и членов их семей, работает детская воскресная школа, большая библиотека, благотворительная столовая.

Церковь Георгия Победоносца в Челябинске

Построена по проекту челябинского архитектора В. А. Квача и другая челябинская церковь в честь Георгия Победоносца. Она возведена на месте кинотеатра «Металлург» на пожертвования челябинцев, в том числе – работников металлургического завода и компании «Мечел». Первый камень в её фундамент был заложен в 1997 году, а через 12 лет, в июле 2009 года, состоялось торжественное богослужение в честь завершения строительства.

МИР

В Челябинске отстранили от служения священника, погасившего ипотеку на "пожертвование" прихожанки

  • 23 сентября 2018, 20:21
  • 2
  • 120

В Челябинске возбудили дело церковного суда против священника отца Александра (Грузлева) после того, как он погасил ипотеку деньгами 78-летней прихожанки. Об этом местному порталу 74.ru рассказал секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков.

По его словам, священник отстранен от служения и может лишиться сана, что означает конец карьеры священнослужителя. Согласно современным правилам РПЦ, запрещение в служении — временное наказание священнослужителей, также используемое как досудебная мера на время следствия. Запрет снимается по истечении срока указом правящего архиерея. Срок может быть продлен, лишение сана является крайней мерой наказания.

Полиция со своей стороны отказалась возбуждать уголовное дело, не усмотрев состава преступления, так как женщина сама отдала батюшке свои сбережения. Прокуратура же встала на сторону пенсионерки и подготовила иск о взыскании денег через суд.

К правоохранителям обратилась 78-летняя Анна Шестакова из Челябинска. Будучи прихожанкой Одигитриевского женского монастыря, женщина познакомилась со служившим там отцом Александром и решила завещать ему накопленные 600 тысяч рублей. Как объяснила сама женщина, священник напомнил ей батюшку из "деревенского детства", а тут еще здоровье стало подводить.

Летом 2017 года Шестакова и отец Александр оформили завещание у нотариуса и положили сбережения пенсионерки на счет в банке. Но уже на следующий день за деньгами пришлось вернуться. Батюшка пожаловался, что ему надо платить ипотеку, иначе квартиру заберут, и попросил всю сумму.

Со слов женщины, священник пообещал продать квартиру после выплаты ипотеки и отдать все деньги.

Расписание богослужений

Отец Александр продал квартиру, но деньги пенсионерка так и не получила. Сам священник перешел на службу в храм "Утоли моя печали" и уже больше двух недель находится на больничном.

Грузлев не отвечает на телефонные звонки, связаться с ним через соцсети тоже нельзя. Секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков сначала вступился за священнослужителя, объяснив, что пенсионерка отдала ему деньги "совершенно добровольно", то есть пожертвовала или, другими словами, подарила.

"Естественно, что священник распорядился ими по-своему, оплатил ипотеку. А сейчас она требует вернуть эти средства назад, как бы сказать, безосновательно", — прокомментировал секретарь епархии. Он назвал клеветой утверждения Шестаковой о том, что батюшка присвоил ее деньги.

В то же время представитель епархии признал, что и ответы отца Александра на претензии пенсионерки тоже голословны: "Мы же тоже не знаем, какой разговор между ними состоялся на самом деле". Шестаков также отметил, что священник "болезненно переживает", и пообещал восстановить справедливость.

После того, как публикация в 74.ru вызвала шквал гневных комментариев в адрес духовенства, секретарь Челябинской епархии несколько сменил риторику. "Все так, никто не пытается замалчивать это, и неверно думать, что спустят на тормозах. Отец Александр — глупый и легкомысленный человек, он понесет наказание за свой поступок", — сказал отец Игорь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *