Города и Страны

Храм Аполлона в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, расположенный на юго-западе Аркадии на склонах горы. Kotilion, был важным местом храма в архаических и классических периодах. Его большой храм V2 века VCE Аполлона, теперь покрытый постоянной крышей, является одним из наиболее сохранившихся храмов в Греции и демонстрирует важные инновации в греческой архитектуре.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах, исторический обзор

Название храм Аполлона в Бассах (на фото) происходит от множества маленьких оврагов (бас или бисса) среди скал Mt. Kotilion. Святилище, которое разработало свое маленькое поселение, было связано с ближайшим городом, Фигалеей, по священному пути. Поселенцы Басса также отвечали за другое святилище выше горы, посвященной Артемиде и Афродите.

Первые жертвоприношения на месте святилища храма Аполлона в Бассах относятся к последней четверти VIII века до нашей эры. Четыре храма были построены для Аполлона, начиная с VII века до нашей эры и заканчиваясь в V веке до нашей эры, каждый из которых заменяет и превосходит своего предшественника. Святилище было посвящено не только Аполлону, но, поскольку одно надпись представляет культ Афее, плодородию и сельскохозяйственной богине, а также участок, посвященный Пану, пастырскому богу. Рядом со знаменитым храмом Аполлона есть священное здание, или секос, с двумя палатами и свидетельством металлургической мастерской. Находки на месте где находился храм Аполлона в Бассах включают в себя пожертвования из тонкой керамики из Коринфа и Лаконии, керамические фигурки, украшения, черепаха-черепаха и множество мелких бронзовых фигурок. Значение Bassae начал исчезать с 4-го века до нашей эры с основанием Аркадской лиги и Мегаполиса Фивами в 371-370 годах до нашей эры, что означало, что сайт получил все меньше и меньше посвятительных предложений и был в конечном итоге оставлен.

Кому был посвящен храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах был посвящен Аполлону Эпикурию (или «Аполлону Помощнику»), который может относиться не к какой-либо лекарственной коннотации, а к тому, что многие аркадисты сражались как наемники для Мессении против Спарты. На греческом языке эпикурос был и союзником, и наемником. Конечно, сайт получил необычное количество посвящающего оружия и доспехов, обычно выполненных в миниатюре. Другой эпитет «Аполлона», местного «Басситаса», находится на бронзовой табличке с надписями о манниге.

Храм Аполлона в Бассах был завершен после перерыва, вызванного Пелопоннесской войной, в последние десятилетия V века до нашей эры.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

По словам греческого писателя по путешествию в Польше Павсания 2-го века, он был разработан Иктином, который также был архитектором Парфенона. Нет никаких доказательств этого утверждения, и элементы архитектуры храма показывают локальное влияние. Это уникальная комбинация из всех трех классических греческих архитектурных орденов, например, с дорической колонкой, внутренним ионическим декоративным фризом и одной коринфской колонной и столицей внутри.

Храм был построен на месте более ранней, более мелкой версии (600-570 гг. До н. Э.) И, соответственно, выровнен к северу. Большинство греческих храмов были построены на оси восток-запад. Следовательно, в восточной стене есть отверстие, позволяющее утреннему солнечному свету проникать внутрь и освещать интерьер. Внешняя сторона храма Аполлона в Бассах имела 6 колонн на фасадах и 15 на длинных сторонах. Вместо скульптурного фриза внешнее украшение обеспечивается чередующимися обычными метеопами и триглифами.

Храм Аполлона в Бассах, план постройки храма

План постройки храма Аполлона в Бассах был не сложным, однако, он играл огромную роль в жертвоприношениях. Внутри боковые стенки клетки имеют высокие антагонистические колонны (по пять с каждой стороны), в то время как комната adytum (которая размещала культовую статую бога) отделена от клетки одной коринфской колонной, расположенной по центру. Храм Аполлона в Бассах — это первое известное здание, в котором используется коринфская столица. Другим показателем мастера-архитектора на рабочем месте является внутренний потолок, состоящий из мраморной кассы (утопленные квадратные панели) с нарочито раздробленными (изогнутыми) спинами для повышения их несущей силы.

Необычно, не было деревянных элементов к внутреннему потолку, и все балки и стропила были сделаны с использованием камня. Крыша храма была сделана из мраморных плит и показывает признаки позднего эллинистического ремонта периода с использованием терракоты.

В то время как внешний вид храма довольно суровый, обтянутый как любой орнамент, интерьер имеет скульптуру фигуры. Это проявляется в мраморе, а остальная часть храма Аполлона в Бассах — из местного известняка. Плиты фриза, в настоящее время в Британском музее в Лондоне, изображают сражения с участием кентавров, сражающихся с лапитами и греками, сражающимися с амазонами. Первоначально было 23 сляба, создающих 31 метр фриза. Метапы пронаос (внутреннее входное пространство) также несли скульптуру. Они изображали две мифологические сцены: Диоскурой (Кастор и Поллукс) изнасиловали дочерей Левкиппа, короля Мессении, и Аполлон, возвращающихся с горы. Olympus.

Необходимо сказать, что мифического мужчину Аполлона уважали не только в древней Элладе, где в его честь сооружены три храма (в Коринфе, Дельфах и Басах). Еще был собор в Италии (Помпея) и на турецком полуострове Сида. От большинства остались одни развалины, но лучше всех выглядит храм в Басах.

Храм Аполлона в Коринфе

Кто же он такой – Аполлон?

В античной мифологии Аполлон – бог солнечного света, а его сестра Артемида – богиня Луны. Храмы в их честь возводились в паре. Во многих странах солнце олицетворялось с жизнью. Поэтому в честь него во времена язычества (многобожия) придумано множество богов, божеств и прочих идолов. В Древнем Египте их было около десятка.

В Греции Аполлону приписывалось покровительство городу Коринфу, искусству, музам, предсказателям, врачевателям, переселенцам и еще многое другое.

Аполлон и нимфы. Скульптура 17 века

Храм Аполлона в Коринфе

Если жители Коринфа (города и перешейка на полуострове Пелопоннес) сами придумали этого бога в свои покровители, тогда строительство здесь храма в его честь оправдано. Святилище возвели в 6-м столетии до нашей эры. Причем на месте, где ранее уже было подобное сооружение.

Храм Аполлона Эпикурия в Бассах — История архитектуры

Новое — более величественное, чем прежде.

Вполне закономерный вопрос: использовали в этом храме колонны коринфского ордера?

До этого были известны два: дорический и ионический. Местный архитектор Калимах изобрел свой ордер, назвав его девичьим. Поскольку предыдущие назывались еще мужским и женским — по некоторым особенностям их архитектуры. Исследователи антики с уверенностью ответят на поставленный вопрос: нет. Впервые колонны коринфского ордера установили на Храме Аполлона в Басах.

Колонны и фундамент Коринфского храма

Часть отличий колонн всех трех ордеров видна лишь зодчим. Больше всего различий по капители. Это вершина колонны, на которую кладется перемычка. Все создатели ордеров показывали свое мастерство именно в капителях. Наиболее эффектна она на коринфских столбах. Этот ордер использовался чаще других, например, при строительстве Храма Зевса Олимпийского и библиотеки Адриана в Афинах, на римском театре в Бейт Шеане (Скифополь) и многих других.

Коринфский Храм Аполлона сегодня предстает перед взорами туристов лишь прочным фундаментом, покоящимся на скальном основании. Он не дал ни одной трещины. Но главный артефакт – семь сохранившихся колонн с некоторыми перемычками. Копия идентична с предыдущей постройкой: пятнадцать колонн с каждой длинной стороны и по шесть с короткой. Полный эскиз храма можно рассмотреть в городском музее.

План Храма Аполлона в Коринфе

Если таково прочное основание, почему же рухнул массивный храм на Коринфском перешейке? У всех античных построек были два врага: землетрясения и войны. Эта культовая постройка разрушена римским полководцем Муммием, разорившим дотла и город. Где еще находится Храм Аполлона?

Бог теперь под крышей

Символ мифического бога соорудили на горе высотой 1130 метров в провинции Мессении (современная Эллада). Аполлону, названному здесь Эпикурейским (по-гречески — Спаситель), люди приписывали свое спасение от страшной чумы. Постоянные войны на Пелопоннесе, куда вторгались полчища завоевателей со всех сторон Средиземноморья, приносили заразу. Спарта где-то воевала, возвращалась домой с тем же.

Храм Аполлона в Бассах

Этот храм чуть «моложе» Коринфского – на сто лет. Зодчий Иктин до этого сооружал Храм Парфенона в Афинах. Здесь он поступил эклектически — соединил части архаики и классики зодчества.

Как и в Коринфе, Аполлон ставился здесь не на пустом месте, а на таком же разрушенном в период 600 – 400 годов до нашей эры храме. По времени строительство растянулось, и археологи установили применение изделий, материалов с разницей их появления в более чем век: керамика, защита крыши.

Храм аполлона Эпикурейского в Бассах. Картина 1821 года

Басский храм сохранился лучше других аполлоновских святилищ, поскольку находился на отдалении от бунтующих территорий, кроме Спарты. Его руины обнаружил французский архитектор в 1765 году. Расчистка его велась в следующем столетии.

Предполагают, что выдержать канон не давала поверхность склона горы. Скорее всего, новая постройка святилища как колпаком накрыла небольшой храм с такой же ориентацией в пространстве. В нем было то же количество колонн по периметру (перипетру), что и в Коринфе – сорок две.

Колонны храма под тентом

Известняк привозили на стройку из Аркадии. Часть отделки нарезали в мраморной каменоломне. Зодчий применил здесь ту же хитрость, что и в Парфеноне, – создал иллюзию искривления пола. Из храма исчезла статуя Аполлона Эпикурейского. Она стояла внутри храма так, что первые лучи солнца освещали ее. Вроде бы была увезена в открытый город на Пелопоннесе – Мегалополис, но где она сейчас, непонятно.

Мегалополис простоял два века и был разрушен до руин.

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах взяла под опеку международная организация ЮНЕСКО. Она внесла этот храм в список Всемирного наследия. По инициативе ЮНЕСКО над остатками святилища натянут тент для защиты от осадков.

«Сын» сменил «отца»

На территории Греции можно увидеть остатки еще одного Храма Аполлона, но уже Пифийского. Правда, не «отца», а его «сына» Дельфа.

Храм Аполлона Пифийского в Дельфах

Вокруг этого храма много античных руин. Например, мраморный амфитеатр словесности.

Ораторству здесь обучались многие греки, в том числе и Цицерон. Его восстановление – уникальное, как будто бы вчера положили плиты. Рядом с ним проводились Пифийские игры.

Античный заповедник Дельфы тоже включен в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В нем находится Храм Аполлона Пифийского, стадион и другие исторические памятники архитектуры.

И у турок есть свой Аполлон

В Сиде, на берегу моря, давным-давно возведены два храма. Тот, что справа, посвящен Аполлону, который слева — Артемиде. Оба мифические божества считались покровителями турецкого полиса.

Храм Аполлона в Сиде. Турция

Основание постройки копирует греческие варианты – вытянутый перипетр почти таких же размеров, как и эллинские культовые сооружения. Но девятиметровых колонн с коринфскими парапетами гораздо больше в рядах. Уцелели лишь несколько колонн, их отреставрировали и поставили на место.

Пифия. Жрица-прорицательница

Есть сведения, что Пифия – жрица-прорицательница в Храме Аполлона находилась в Дельфах. Ее выбирали из низшего класса. Кто-то из разряда болгарской Ванги. Они давали ответы на прогноз будущего. Пифия произносила бессвязные слова, которые затем толковались жрецами, как кому вздумается.

Коринф на карте Греции

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *