Города и Страны

Холодная Баня с Агатовыми Комнатами

Холодная баня с Агатовыми комнатами (Царское Село)

POI: 59.715028, 30.395167Холодная баня с Агатовыми комнатами — памятник архитектуры в Екатерининском парке Царского Села, созданный архитектором Чарльзом Камероном в 1780-х годах по заказу Екатерины II. Павильон располагается между Зубовским корпусом Екатерининского дворца и Камероновой галереей, террасу которой соединяет с Агатовыми комнатами Висячий сад. На нижнем этаже находилось несколько купальных бассейнов для водных процедур, а верхний этаж, где находятся Агатовые комнаты, служил для отдыха после купания — здесь императрица проводила ранние утренние часы, занимаясь просмотром государственных документов и отвечая на письма. Архитектурный ансамбль Чарльза Камерона, состоящий из соединённых Висячим садом Холодных бань и Камероновой галереи, был первым реализованным проектом шотландского архитектора.

Холодные бани

Вход в Агатовые комнаты, расположенные на втором этаже Холодных бань, оформлен овальной полуротондой — это первый пример такого архитектурного решения в России. Светло-желтые стены павильона оттеняет кирпично-красный тон рельефных медальонов и полуциркульных ниш, в которых установлены декоративные бюсты и статуи из тёмной бронзы. Три дубовых двери вводят в помещение Агатовых комнат. Дверь налево — в переднюю, называемую Кабинетцем; средняя дверь ведет в Большой зал, дверь направо — в Библиотеку и на лестницу на первый этаж. Основной объём павильона занимают Большой зал и два кабинета, расположенные по сторонам. На отделке парадных помещений Агатовых комнат Ч. Камероном был сделан основной акцент: интерьеры Агатовых комнат отделаны мрамором, цветной уральской и алтайской яшмой, обработка которой в России достигла в XVIII веке совершенства. Ещё в XVI веке на Урале были открыты месторождения твердых цветных камней, однако в то время ещё не знали способов их обработки. Большой интерес к использованию «цветных каменьев» в отделке дворцовых интерьеров проявлял император Петр I, заложивший основы для развития камнерезного дела в России. По его указу в 1725 году в пригороде Санкт-Петербурга — Петергофе открылась первая в России гранильная фабрика, где стали изготавливать изделия из цветных камней и обучать мастеров по камнерезному искусству. В середине XVIII века среди российской аристократии распространилось увлечение минералогией. В 1765 году по указу Екатерины II на Урал отправилась экспедиция во главе с Я. Данненбергом, открывшая новые месторождения яшмы, агатов, сердоликов и других минералов. К началу 1780-х годов на русских гранильных фабриках была разработана технология получения изделий из твёрдых самоцветов. Камерон получил указание Екатерины II подготовить проект убранства яшмой комнат второго этажа Холодных бань весной 1783 года, после чего сделал новые эскизы для двух кабинетов — выполнение работ по предыдущему проекту было остановлено. В соответствии с его замыслом стены кабинетов были обрублены на девять сантиметров и покрыты известняковыми плитами, облицованными яшмой. Особую трудность представляли завершающиеся работы — шлифовка…   … (Русский)

Камеронова галерея

«Камеронова галерея» с изящной колоннадой и эффектной террасой с дугообразными спусками в парк является частью сложного ансамбля Терм Камерона.
Общепризнанный мировой шедевр архитектуры строгого классицизма возведен в 1780-1787 гг. архитектором Чарльзом Камероном.

Холодная баня, Агатовые комнаты

Термы выходят к Большому пруду и Рамповой аллее и являются важнейшей композиционной доминантой, связывающей регулярный и пейзажный районы Екатерининского парка.

Ансамбль Терм состоит из двух корпусов и Висячего сада, на уровне второго этажа связанного между собой Зеркальной площадкой перед апартаментами Екатерины II в Екатерининском дворце.
В первом этаже здания находились Холодные бани, устроенные Камероном по образцу римских терм, над ними — Агатовые комнаты, под Колоннадой — жилые помещения для фрейлин. Галерея и Висячий сад предназначалась для прогулок — отсюда открывались самые замечательные виды на парк.

По замыслу Камерона, к окончанию строительства в 1787 г. на Колоннаде были поставлены три колоссальные бронзовые изваяния.
Геркулес Фарнезский и Флора Фарнезская- работы скульптора Ф.Г Гордеева и литейного мастера В.Б. Можалова украсили пилоны лестницы, а в гроте под лестницей находилось бронзовое изваяние спящей Ариадны (или Клеопатры, как считали ранее).
Императрица, воплощая в жизнь свою программу пейзажного сада, в Колоннаде решила собрать коллекцию бюстов, представляя ее как переднюю, ведущую из парка в царские апартаменты. Бюсты подбирались соответственно вкусам Екатерины II, стремившейся окружить себя изображениями героев античного мира и римских императоров для возвышенного интеллектуально-философического времяпровождения на отдыхе и часто показывавшей свою портретную галерею гостям.

Первые бюсты начали появляться через четыре года после завершения строительства галереи. Постепенно, по мере изготовления, бюсты размещали на высоких гранитных постаментах по осям колонн галереи. Колоннада постепенно превращалась в пантеон античных героев и галерею образцов классической скульптуры.
Из современников в галерее были установлены бюсты русского учёного Михаила Ломоносова и главы оппозиционной партии Англии – Ч.Фокса.

С площадки Висячего сада в парк на Рамповую аллею можно спуститься пологим пандусом, также являющимся частью архитектурного ансамбля Терм.
Пандус возведен Камероном позднее основного ансамбля. В 1792 году Екатерина II повелела устроить дополнительный спуск от Висячего сада в Екатерининский парк, по которому она могла бы спускаться вниз на специальном кресле.
Камерон предложил не повторять уже имевшуюся на Камероновой галерее лестницу, а построить пологий спуск, и его предложение было принято.
Перед строительством Пандуса, необходимо было разобрать подходивший прямо к дворцу скат Катальной горы, но разборка затянулась, поэтому строительство пандуса к неудовольствию императрицы долго откладывалось.
В 1793 году Императрица уже могла спускаться по Пандусу прямо с зеркальной площадки в свой великолепный сад, хотя отделка ещё продолжалась.

Первоначально, ось Пандуса не совпадала с направлением Рамповой аллеи и в 1811 году, одновременно со строительством Гранитной террасы, его перенесли на нынешнее место.
По сторонам Пандус украшают сохранившиеся вазы-треножники, установленные В.П. Стасовым в 1826 г. Украшавшие въезд на Пандус гигантские бронзовые вазы были утрачены во время войны.
Посещение Камероновой галереи, как и других выставок в ГМЗ "Царское Село" — платное, а зимой галерея закрыта для посещения.

Холодная баня (Агатовые комнаты)

Идея создания «Античного дома» появилась у Екатерины II ещё в 1773 году. Дом должен был стать главным украшением Английского парка, а по убранству и оформлению походить на дворцы римских императоров. Однако после неудачных переговоров с Европейской академией живописи и поиском исполнителя, способного предложить достойный проект, императрица на время отказалась от своих планов.
В 1779 году выполнение проекта было предложено Ч. Камерону, предложившему несколько вариантов и уже весной 1780 года началось строительство ансамбля царскосельских терм. Это был первый проект Камерона в России, его реализация заняла целых восемь лет (1780—1787).

В проекте Холодной бани архитектор попытался воспроизвести планировку и функциональное назначение римских терм.
В первом этаже были расположены собственно термы: купальный зал, холодная баня, парильня и русская баня с паром. Во втором — шесть богато отделанных комнат для отдыха и развлечений, получивших название — Агатовые комнаты.

Во время войны, в сравнении с остальным сооружениями, комплекс терм практически не пострадал, в нём сохранились подлинные интерьеры екатерининского времени. Долгое время в помещениях Агатовых комнат велись реставрационные работы, которые были завершены лишь в сентябре 2013 года. Теперь открыты все семь залов Агатовых комнат, но реставрация ещё продолжается.

Стоимость посещения Агатовых комнат (2016 г.)

В настоящее время в восстановленных интерьерах Агатовых комнат работает выставка «Агатовые комнаты. Путь к возрождению».
Стоимость посещения выставки:
Взрослые – 300 руб.;
пенсионеры и студенты – 150 руб.;
для посетителей младше 16 лет – бесплатно!

Режим работы Агатовых комнат (2016 г.)

Агатовые комнаты открыты с 10:00 до 18:00 (с 11 апреля по 12 сентября). Выходной день — четверг.
Посещение выставки осуществляется сеансами (каждые 20 минут) в группах по 15 человек.
В дождливую погоду экскурсии не проводятся, будьте внимательны.
В зимнее время Агатовые комнаты закрыты.

Актуальное расписание работы Екатерининского дворца и выставок музея, можно узнать на сайте «ГМЗ Царское Село»

Холодная баня

Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».

Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».

Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.

Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.

От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.

Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, использовал планировку центральной части терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио, которые он воспроизвел с комментариями в своем трактате «Термы римлян».

Холодная баня с Агатовыми комнатами (музей)

Согласно Камерону, в число помещений римских терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодной бане были устроены Купальный зал с оловянным бассейном в центре, «теплая» и «жаркая» бани, «отдыхательная комната». Все помещения нижнего этажа имеют каменные своды и освещены высоко расположенными полукруглыми – «термальными» — окнами. В них повсюду простые дубовые наборные паркеты  и выкрашенные в белый цвет одностворные филенчатые двери.

В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.

Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).

Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.

РУССКАЯ БАНЯ

От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.

Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России  парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.

Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.

Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.

УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)

Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе,  работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.

Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.

ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)

Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.

КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ

Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.

Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.
 

Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.

Сразу под сводами расположены большие полукруглые  панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.

Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.

В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах  прошли реставрационные работы.

ЛЕСТНИЦА

Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.

Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.

Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери,  выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.

Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.

Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.

Агатовые комнаты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *