Города и Страны

Ханский Дворец Бахчисарай Фото

Ханский дворец, Бахчисарай, Крым: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Ханский дворец — уникальный памятник истории и архитектуры в Крыму, заложенный в г. Бахчисарае в начале 16-го века. Точная дата строительства дворца не известна, но предположительно в конце 15-го века родовую резиденцию в Бахчисарае распорядился построить хан Сахиб I Герай.

Это было связано с тем, что бывший дворец ханов стал тесноват. В новом архитектурном комплексе отчетливо просматриваются элементы османского зодчества Средних веков. Сам город на крымско-татарском наречии означал «дворец-сад», что вероятно связано именно с Ханским дворцом с его многочисленными двориками, фонтанами и цветущими садами. То здание, которое сегодня представляется вниманию туристов, было построено в 19 в., так как былая резиденция хана была разрушена войсками фельдмаршала К. Миниха, включая знаменитые Висячие сады.

Более того, последний хан из династии Гераев вывез все ценное из полуразрушенного дворца, тем самым лишив внутреннее убранство всяческой красоты и единства стиля. Поэтому Ханский дворец вынуждено был полностью отреставрирован.

Бахчисарайский дворец — Ханский дворец

Новое его открытие было приурочено к приезду Екатерины II. В ремонте дворца было задействовано более 100 работников.

Одним из первых объектов был восстановлен Фонтанный дворик. Затем привели в порядок и дворцовые корпуса, и бывшие гаремные помещения, и Соколиную башню, и фамильное кладбище «мезарлык», и Большую Ханскую мечеть, и Дворцовую площадь. Все это великолепие сегодня можно увидеть, посещая Бахчисарай. В состав громадного комплекса также входят конюшня, библиотека, Северные и Южные ворота, баня «Сары-Гюзель» и одна из пяти Екатерининских миль в Крыму.

Сегодня в помещениях Ханского дворца располагаются музейные помещения с обширными коллекциями художественного искусства, историко-культурного наследия, ювелирных изделий и даже оружия 16-18 вв. Вся территория комплекса занимает около 4,5 га, хотя в Средние века дворцовые сооружения простирались на все 18 га. Музей открыт для посещений ежедневно с 9 часов утра, но некоторые экспозиции бывают закрыты на зимний период.

Фото достопримечательности: Ханский дворец

 

Ханский дворец на карте:

Бахчисарайский ханский дворец.

Бывшая столица Крымского ханства – Бахчисарай, находится в центре полуострова, в 30 километрах к юго-западу от Симферополя. От автостанции "Западная" сюда регулярно, с раннего утра до позднего вечера, ходят автобусы. Дорога занимает около 30 минут. Билеты можно приобрести в кассе вокзала или же у водителя маршрутки.

Фотографии Ханский дворец в Бахчисарае

Проезд составляет 17 гривен. Также можно добраться на электричке Симферополь – Севастополь, которая идет через Бахчисарай. Дорога занимает около часа, билет стоит 6 гривен. Также вам подойдет любой поезд, идущий через Бахчисарай. Поездом будет немного быстрее — 40 мин. От Севастополя можно доехать до Бахчисарая всего за 1-1.5 часа. Автобусы отправляются от автостанции "Северная" на Северной стороне Севастополя (от площади Нахимова туда ходит катер), билет до Бахчисарая стоит 12 гривен. В самом городе общественный транспорт – это проблема номер один. Количество маршруток явно не соответствует потребностям пассажиров. Особо остро это ощущается летом, с наплывом туристов. Местные жители утверждают, что движение общественного транспорта в Бахчисарае прекращается в 19 часов и из нового города в Старый уехать нереально.

Возникновение города Бахчисарай ( в переводе с татарского "дворец в саду") относится, вероятно, к началу XVI в. Имя городу, несомненно, дал ханский дворец — Хан-Сарай, строительство и перестройки которого продолжались на протяжении веков. Дворец был возведен среди садов или при его строительстве вокруг разбивался сад. Нынешняя его территория составляет 4,3 гектара. В средние века она была значительно больше.

К началу 30-х годов XVI в. относится сооружение одной из самых ранних построек ханского дворца в Бахчисарае— бани Сары-Гюзель. Баня представляет собой здание с мощными стенами, в чем, видимо, и заключается секрет ее долговечности. Через отверстия в виде звезд и полумесяцев в двух ее куполах свет проникает внутрь. Баня состояла из мужского и женского отделений, в которые по свинцовым трубам поступала холодная и горячая вода. В подвальном помещении размещалась топка. Дым из нее, проходя через отверстия внутри стен, согревал воду и воздух внутри бани. К каждому ее отделению примыкал крытый дворик с фонтаном. Над входом в мужское отделение сохранилась надпись: "Эта баня построена по повелению султана Адиль-Сахыб-Гирея, сына Менгли-Гирея, в 939 году" (1532).

Сооружение бани по тем временам действительно являлось событием незаурядным, достойным строительной надписи. В тогдашнем мусульманском мире она служила неким, если так можно выразиться, средоточием общественной жизни: здесь не только мылись и отдыхали, но и назначали деловые встречи, обменивались новостями и т. д. Словом, как для мужской, так и для женской половины населения это был своего рода клуб, что составляло одну из характернейших, специфических особенностей восточной бани.

Над бренными останками Мухаммед-Гирея II построено интересное по своему архитектурному решению дюрбе в Азисе — предместье Бахчисарая(нынешняя улица Жданова). Дюрбе это представляет собой монументальный восьмигранный мавзолей с полусферическим куполом. Высота его—17 метров, внутренний диаметр—9 метров, а толщина стен—почти 2 метра. На каждой из восьми граней — стрельчатые окна. Вход с восточной стороны, обычный для древнетатарских дюрбе, однако время постройки неизвестно. Примечательны и другие памятники средневековой архитектуры Азиса, этого единственного в своем роде архитектурного "заповедника". Левее через дорогу находится кубовидный мавзолей с куполом. Вход в него с востока. Вблизи была найдена мраморная надгробная стела с надписью 1577 г. В ней упомянут некий Ахмед-бей, по имени которого и назван условно мавзолей. Рядом с мавзолеем маленькая каменная башенка с лестницей из 12 ступеней. Это мимбер—кафедра мечети мусульманских странствующих монахов (дервишей). На противоположной стороне дороги вы можете осмотреть дюрбе Мухаммед-бея — восьмигранный мавзолей с восьмигранным же куполом. Вход в него с востока. Еще одно дюрбе находится неподалеку— у моста через речку Чурук-Су. Небольшой квадратный в плане мавзолей перекрыт частично обрушившимся куполом. С южной стороны над входом надпись арабской вязью: "Эту гробницу приказал построить Мухаммед-шах-бей, сын Мухаммед-бея, для своей матери Бей-Юде-Султан, дочери Аджаган-бея". Судя по особенностям надписи, дюрбе возведено на рубеже XIV—XV вв.

Самые ранние памятники на территории Бахчисарая датируюся рубежом XV и XVI столетий. Один из них — мавзолей Хаджи-Гирея, основателя Крымского ханства. Над входом надпись, составленная, по обычаям того времени, в форме напыщенного панегирика: "Эту священную, покойную и красивую гробницу приказал соорудить великий хан, знаменитый хакан, повелитель мира Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, 907 года" (1501). Видимо, Менгли-Гирея следует считать основателем Бахчисарая — столицы Крымского ханства. Дюрбе это — восьмигранное в плане — имеет монументальный, сильно выступающий портал и сферический купол, крытый черепицей. Портал, свод портика и колонки по углам мавзолея украшены геометрическим и растительным орнаментом. Внутри на стенах в четырех кругах надпись: "Помощь от аллаха и скорая победа". По архитектурной композиции дюрбе напоминает мавзолей Ненекеджан-ханым, который находится в Чуфут-Кале. Еще в 70-х годах XIX в. недалеко от ханского дворца в Бахчисарае, юго-восточнее его, заметны были остатки укрепления — предшественника города. Местные жители называли его Буюк-Исар — "большое укрепление". До наших дней сохранился лишь мавзолей Эски-Дюрбе, о древности которого говорит само название (эски — "старый", "старинный"). Мавзолей представляет собой квадратное в плане здание, увенчанное полукруглым куполом. С восточной стороны находится портал со стрельчатой аркой. С юга к мавзолею примыкают три стены с семью килевидными арками и шестнадцатью декоративными бойницами, образующие дворик. Предание гласит, что здесь похоронен дере-бей — феодал, владевший местными землями до образования Крымского ханства. Эски-Дюрбе — уникальный памятник мусульманского зодчества.

Наиболее древним датированным памятником дворца принято считать Демир-Капу(в переводе — железная дверь) — портал с деревянной дверью, обитой железными полосами ручной ковки. Если верить преданию, что его перенесли из ханского дворца Ашлама-Сарай в Салачике, то возраст Хан-Сарая будет еще моложе. Интересна история создания этого памятника. В 1499 г. великий князь Московский Иван III отправил в Италию послов, чтобы пригласить для строительства столицы зодчих. В июне 1503 г. они во главе с Алевизом Новым (по-итальянски — Альвизе Нови). прибыли в Крым, о чем Менгли-Гирей сообщил Ивану III. Здесь зодчие проработали почти целый год. Портал сооружен из местного известняка. Он украшен резным орнаментом характерным для Италии эпохи Возрождения (цветы, дубовые листья и желуди, бусы), и восточным геометрическим орнаментом из вдавленных прямоугольников. Над дверью — арка, украшенная цветами и растительными завитками, а ниже, в круге, — велеречивая надпись: "Владетель этого жилища и царь этой области, султан величайший благороднейший Менгли-Гирей-хан, сын Хаджи-Гирей-хана, да простит аллах ему и его родителям в обоих мирах". В середине надписи — родовая тамга династии Гиреев, а под нею — еще одна, столь же панегирическая надпись: "Приказал построить этот величественный порог и эту возвышенную высочайшую дверь султан обоих материков и хакан обоих морей, султан, сын султана, Менгли-Гирей-хан, сын султана Хаджи-Гирей-хана, в 909 году" (1503). Через Демир-Капу послы и купцы, пробыв определенное время в Посольском садике, входили в Фонтанный дворик и направлялись на прием к хану.

Большая часть дворцовых сооружений, кроме Демир-Капу (портала Алевиза) и бани Сары-Гюзель, возводилась или перестраивалась на протяжении XVIII столетия. К их числу относится и фонтан Магзуб ("позолоченный"), который позднее стали называть "золотым". Своим названием он обязан золоченому резному орнаменту и двум надписям золотом по мрамору на арабском языке. В архитектуре фонтана сочетаются элементы итальянского Возрождения и турецкого барокко. Позднее была возведена (точнее восстановлена после пожара 1736 г.) ханская соборная мечеть — Хан-Джами. Другое ее название Буюк-Джами (по-татарски "буюк" — большой). Действительно, это самая большая мечеть в Крыму. Из надписи над дверями главного входа следует, что построил ее хан Селямет-Гирей в 1740 г. Главный вход в мечеть (ныне закрытый) с северной стороны. Два других ведут в нее со двора. В южной стене Хан-Джами — так называемый михраб, ниша, куда мусульмане обращались лицом во время намаза (молитвы) пять раз в день, стоя на коленях на специальном коврике—намазлыке. Ориентация михраба связана с тем, что в южном направлении находится город Мекка с главным храмом мусульман. Посредине михраба свисали три страусовых яйца. У мусульман бытует поверье, что самка страуса, снеся яйцо, должна сразу же посмотреть на него. Если же посмотрит в сторону, то яйцо превратится в болтун. Поэтому мусульмане во время молитвы должны смотреть на эти яйца, сосредоточив все свое внимание только на одном — на боге, не отвлекаясь ничем посторонним, иначе молитва не будет угодна аллаху. Справа от михраба помещается мимбер —кафедра, с которой по пятницам произносились проповеди (хутпе). Второй этаж Хан-Джами образует маафиль —хоры, идущие вдоль трех стен (восточной, северной, западной) и предназначенные для молящихся. На правой стороне маафиля находится небольшая комната—молельня хана. Хан входил в нее со двора по деревянной лестнице. Окна Хан-Джами расположены в два яруса. Верхние состоят из разноцветных стекол с красивыми узорами. На некоторых из них — стихи из корана. Над четырехскатной черепичной крышей возвышаются шестигранные тонкие минареты. Винтовые каменные лестницы выводят на круговые балкончики. Отсюда служители мечети муэдзины пять раз в день призывали верующих к намазу. Ныне в верхней части Хан-Джами расположена экспозиция отдела археологии, а в нижней находится лапидарий — собрание каменных памятников с изображениями и надписями. Годом позже, при том же Селямет-Гирее, была восстановлена домовая мечеть крымских ханов. На южной и западной стенах храма и в михрабе, во время реставрационных работ уже в наше время, были обнаружены остатки росписи XVI —XVII вв. Из этого можно заключить, что мечеть принадлежит к одной из ранних построек Хан-Сарая. Купол ее был расписан во второй половине XVIII в. персидским зодчим Омером. Росписи представляют собой исключительно растительные и геометрические орнаменты, так как ислам запрещает изображать одушевленные предметы. В 1742 г., как явствует из строительной надписи, был восстановлен зал Дивана (зал совета и суда). О том, как выглядело это помещение до пожара, писал адъютант фельдмаршала Миниха Манштейн: "Стены зала были… выложены разноцветным фарфором, сам зал освещался окнами в два ряда. В верхнем ряду стекла были разноцветные, зеркальные, в виде больших четырехугольников. Нижние же окна, большей величины, были снабжены двойными ставнями, из которых внутренние были легкие, решетчатые, красиво выточенные из букового дерева, пропускавшие прохладу в зал". В центре стены, противоположной входной двери, стоял трон хана, обтянутый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней спинке золотым полумесяцем. По обеим сторонам трона стояли обтянутые такой же тканью табуреты, а вдоль стен — диваны, на которых располагались приближенные хана.

Диван (совет) собирался под председательством хана или кого-либо из его ближайших родственников. В него входили феодалы, духовенство и диван-эфенди — секретарь совета. Диван заслушивал и в пределах своих полномочий решал все важнейшие вопросы внутренней и внешней политики Крымского ханства. Здесь же разбирались гражданские и уголовные преступления. Над входом в зал вдоль стены расположена темная узкая комната, где, невидимый снизу, сидел хан, когда он по какой-либо причине не хотел присутствовать на заседании совета. Вследствие хорошей акустики хан слышал каждое слово. С именами Крым-Гирея и его жены Диляры-Бикеч связано предание, которое послужило основой для поэмы А. С. Пушкина "Бахчисарайский фонтан", принесшей романтическую известность городу. В 1764 г. умерла любимая жена хана красавица Диляра-Бикеч. Предание гласит, что в ее честь была сложена песня "Эльмас" (алмаз). Она была похоронена в мавзолее на кладбище в южной части Хан-Сарая. Дюрбе Диляры-Бикеч — восьмигранный мавзолей с куполом—первоначально было покрыто листами свинца. Купол венчал алем—золоченый кованый полумесяц на шарах. Внутри мавзолея надпись: "Молитва за упокой усопшей Диляры-Бикеч". Около дюрбе хан повелел соорудить фонтан, который питали несколько горных родников. Строил его уже упоминавшийся нами Омер. К приезду Екатерины II фонтан был перенесен во дворец. На фонтане — две надписи. Верхняя из них гласит: "Слава всевышнему, лицо Бахчисарая опять улыбнулось; милость великого Крым-Гирея славно устроила. Неусыпными его стараниями вода напоила эту страну, а при помощи аллаха он успел бы сделать еще и больше. Он тонкостию ума нашел воду и устроил прекрасный фонтан. Если кто захочет (поверить), нусть придет; Мы сами видели Шам (Дамаск), Багдад. О шейхи! Кто будет утолять жажду (тому) пускай самый кран языком своим скажет хронограмму: Приди! Пей воду чистейшую, она приносит исцеление". Нижняя надпись представляет собой выдержку из корана: "Там (в райском саду) праведные будут пить воду из источника, называемого Сельсебиль"(Сельсебиль — один из райских источников, из которых, по верованию мусульман, пьют воду души праведников, павших за веру). Отсюда и первоначальное название фонтана — Сельсебиль (позднее "Фонтан слез"). События пушкинской поэмы протекают в основном на территории гарема — женской половины дома. Хан, как и каждый богатый мусульманин, мог иметь четырех законных жен и неограниченное количество так называемых одалисок — наложниц. Гарем пополнялся ими непрерывно. Это были преимущественно молодые черкешенки или грузинки, захваченные во время набегов или купленные на невольничьих рынках. Гарем Хан-Сарая в конце XVIII в. состоял из 73 комнат. В 1818 г., к приезду Александра I, семьдесят обветшалых комнат были снесены. Поднявшись по деревянной лестнице на террасу гарема, можно осмотреть три комнаты и беседку для отдыха, интерьер которых воссоздан предположительно. Комнаты освещались окнами в два яруса. Нижние имели двойные рамы с вставленными между ними решетками. В первой комнате находится оджак—камин. Потолки и стены третьей комнаты были расписаны, вероятно, в XIX в. Тогда же, по-видимому, вставлены цветные витражи.

Гарем обнесен каменными стенами высотой до восьми метров. Над южной стеной гарема возвышается Тоган-Кулеси — Соколиная башня. Нижняя часть башни, четырехугольная в плане, построена из бутового камня на глиняном растворе и оштукатурена. Верхняя часть, шестиугольная, сделана из дерева. Крыша покрыта черепицей. Название башни связано с тем, что в ее нижнем этаже находились ханские охотничьи соколы. Внутри башни вдоль стен поднимается деревянная лестница, ведущая на площадку, огороженную деревянной решеткой. Отсюда евнухи просматривали территорию гарема, а ханские затворницы, будучи невидимыми извне, наблюдали за вступающими в город войсками или за въездом иностранных послов. В 60-е годы XVIII в. сооружена и отделана все тем же Омером одна из интереснейших комнат Хан-Сарая — гостиная. Двадцать четыре окна опоясывают три стены гостиной. В западную стену встроены два больших шкафа для посуды. Между ними — камин. Над камином и поверх карниза находятся лепные (выполненные из алебастра и других материалов) фрукты: груши, персики, сливы, гранаты, а также надрезанные дыня и арбуз. Центр потолка черного цвета. С ним контрастирует резьба по дереву с позолотой. С потолка свисает люстра конца XVIII в. Гостиная Крым-Гирея расположена над летней беседкой — так называемой "Альгамброй"(Альгамбра — старинная мавританская крепость в Испании, славившаяся своими беседками и фонтанами). В центре беседки находится фонтан с квадратным мраморным бассейном. Вначале беседка была открытой, и по ее колоннам вился плющ. При ремонте Хан-Сарая в начале XIX в. ее застеклили и украсили резным потолком. В 1962 г. при реставрационных работах была открыта первоначальная роспись: группы кипарисов, воздушные мостики, беседки, домики. Из "Альгамбры" есть выход в небольшой закрытый садик, общая планировка которого, а также каскадный фонтан с бассейном несут на себе следы персидского влияния. Резная мраморная плита фонтана имеет сходство с плитой, украшающей фонтан Сельсебиль ("Фонтан слез"), однако установлена она позже. К нижнему бассейну пристроены фрагменты другого, более древнего фонтана, изображающие растительный орнамент и резвящихся рыб. Вне дворца, у дороги, ведущей в Староселье (Салачик), высится мечеть Тахталы-Джами. Ее название в переводе означает "устланная досками", "из досок", так как при строительстве было использовано много деревянных конструкций. Это самая старинная мечеть на территории города. Судя по надписи над входом, сооружена она в 1707 г.

В 1784 г. на территории бывшего Крымского ханства была образована Таврическая область, главным городом которой стал Симферополь. Бахчисарай из столицы государства, носившего тень политической независимости, превратился в заштатный город Симферопольского уезда и в таком "ранге" существовал почти полтора столетия. В 1787 г. Екатерина II, сопровождаемая австрийским императором Иосифом II, послами Австрии, Франции и Англии, прибыла в Крым. Это путешествие рассматривалось русским правительством как дипломатический акт, который должен был узаконить присоединение Крымского ханства к Российской империи. По пути следования императрицы по распоряжению Потемкина через каждые 10 миль возводились так называемые "екатерининские мили".

Одна из них находится у каменного моста через Чурук-Су, напротив дворцовых ворот. Она представляет собой колонну, покоящуюся на кубовидном постаменте; верхняя часть ее окаймлена шестигранником. К приезду Екатерины II Хан-Сарай подвергся основательной перестройке. В комнате, которая при ханах служила одновременно приемной и местом пиршеств, были пробиты в стенах большие окна, позолочен потолок, с которого свисала хрустальная люстра. Здесь Екатерина II принимала татарских феодалов. Ханская спальня срочно переоборудовалась под спальню императрицы. В ней пробили нижние окна, сделали новые двери и потолок.

Из центра резного деревянного потолка с позолотой спускалась хрустальная люстра. За небольшой перегородкой, обтянутой розовым атласом и закрепленной между двумя тонкими столбами, находилась кровать.

Контакты

Если Вас заинтересовала наша информация, то можно, при необходимости связаться с нами для получения дополнительных данных:

alesn@ua.fm

malesn@mail.ru

или же по

ICQ —308390415

Статистика

Ханский дворец

Ханский дворец в Бахчисарае.

Ханский дворец (Хан-Сарай) в Бахчисарае совсем не похож на царские дворцы Южного берега. Но тем не менее он очень красив. В нем витает дух эпохи Крымского ханства, национальный колорит крымско-татарского народа.
Расположен Бахчисарайский Ханский дворец на левом берегу речки Чурук-Су. Под зеленью деревьев и черепичными крышами дворца взметнулись в небо граненые стрелы минаретов. Некогда пять раз в день поднимались на них муэдзины и протяжно, нараспев призывали мусульман к намазу — очередной молитве. Звуки их пронзительных голосов, начавшись от дворцовой мечети, плыли по всей долине. Еще с набережной по ту сторону моста, виден северный, ребристый фасад "свитского" корпуса. Четкий ритм ощетинившихся дымоходов, выпирающих из плоскости стены, как будто прислоненных к ней по высоте второго этажа, напоминает не то минареты, не то пики с наколотыми островерхими шапками. И ни одного окна. Такова архитектура этого фасада "свитского" корпуса. Над главными воротами — изображение двух сплетающися змей — герб Гиреев, правителей Крымского ханства.

Площадь, ныне занимаемая дворцом, более 4 гектаров, но во времена Адиль-Сахиб-Гирея она была еще больше. К ограде и западным воротам дворца прилегали как неотъемлемая часть дворцового комплекса сады, давшие имя городу ("Бахчисарай" — слово тюркского происхождения, в переводе означает «дворец-сад», или "дворец в саду"). За садами находился дворцовый луг, на котором паслись ханские кони, а за ним у подножия глинистого холма было большое городское кладбище. Город громоздился в основном на крутом правом берегу реки; на левом — отлогом — он почтительно отступал к югу и северу от излучины Чурук-Су с ее просторными террасами, занятыми комплексом дворцовых строений. Проходим сквозь арку на обширный двор и взору открывается южный фасад "свитского" корпуса.

Какой контраст! Невысокая двухэтажная галерея — игрушечно легкая. Деревянные, ярко окрашенные колонки так изящны и легки. Справа жилые и парадные постройки: обилие окон, резных деревянных карнизов, балкончиков и галерей придает им легкость. Наружные стены, наличники окон и дверей, расписанные растительным орнаментом, геометрическим рисунком, покрытые каллиграфическими надписями, делают Бахчисарайский Ханский дворец похожим на пестрый восточный ковер. Просторная площадь внутри Ханского дворца утопает в солнечных лучах, зелени, ярких цветах, весело журчит фонтан… А когда-то на дворцовой площади проводились парады, отсюда отправлялись ханские войска в военные походы.
Слева — самое красивое, самое нарядное здание дворцового комплекса — Большая ханская мечеть Хан-Джами, охваченная понизу стрельчатой турецкой аркадой с нечастыми зарешеченными верхними окнами, цветными майоликовыми вставками в простенках, увенчанная стрелами минаретов. В архитектуре этого здания заметны черты османского искусства. Внутри мечети с трех сторон — хоры (балконы, поддерживаемых колоннами). С них две крутые винтовые лестницы ведут вниз. С правой стороны в глубине второго этажа находится ханская ложа, богато отделанная фаянсовыми плитками и росписью; вход в нее отдельный — с наружной крутой лестницы. Тип постройки — базиличный: в плане — слегка продолговатый четырехугольник, снаружи — с запада и востока — открытые галереи с аркадами. Низкая распластанная крыша как бы пригнетает здание, и только два стройных минарета, вырываясь из грузного массива мечети, стремительно взлетают к небу. Тонкие стенки минаретов выложены из штучного камня, скрепленного свинцом, — подобный прием обеспечивает и прочность и упругость кладки. Внутри мечети — никаких украшений, лишь на южной стене высоко над михрабом сияют яркими пятнами цветных стекол два небольших окна, а внизу под ними — окна побольше, с решетками, оплетенными изумрудно-зелеными листьями винограда.

До начала XVI века название «Бахчисарай» не встречается. Московские дипломатические акты упоминают о пребывании хана в крепости Кырк-Ор, или Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале). Донесение московского посла от 1492 года указывает на крепость как на более или менее постоянную ханскую резиденцию, а ханский дворец находился первоначально в долине Ашлама-Дере. Однако долина эта со временем стала тесной для ханского двора, войска, челяди. Решено было обосноваться в более удобном месте, и резиденция правителя переносится из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су, в более просторную долину. Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей, правивший в 1532–1551 годах, — первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местопребывание правителя. При нем и был заложен новый дворец, строительство которого продолжалось примерно до 1551 года.

Самая древняя и самая замечательная часть дворца — портал Алевиза. Небольшую дубовую дверь, обитую полосами кованого железа, обрамляет пышный резной портал: по обе стороны пилястры с коринфскими капителями, на них покоятся архитрав, орнаментальный фриз и карниз. Над карнизом возвышается полукруглый тимпан с вписанным в него кругом, акротериями по углам карниза и над тимпаном, изображающими некое растение с листьями и цветами аканта, дуба, лотоса, вырастающее из амфоры. Две высеченные по камню и позолоченные надписи украшают портал. Одна из них гласит: "Этот великолепный вход и эти величественные двери сооружены по велению Менгли-Гирей-хана, султана двух материков и хана двух морей…"
Зал Совета и Суда (Диван) был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела. Диван — совет старейшин, без согласия которых хан не мог решать никаких важных дел. Ханская власть была ограничена могуществом беев (князей); по свидетельству русского посла, "хан без юрта никакого важного дела, о чем между государствами надлежит, учинить не может". У южной стены, в центре, находилось ханское седалище — «трон», покрытый тонким оранжевым сукном с вышитым на внутренней стороне спинки золотым полумесяцем; по бокам «трона» стояли два табурета, крытых таким же сукном. Вдоль стен располагались диваны, на которых сидели члены совета — приближенные хана. Над входной дверью — забранная решеткой узкая галерея, "ханский тайник", откуда хан мог незаметно наблюдать за всем, что происходило в зале.
Переход из мрачного Зала Совета и Суда в Бассейный садик приятно поражает своей яркостью филигранной росписи стен, выполненной мастером Омером. Посреди беседки устроен мраморный фонтан — чешме. Журчит вода, наполняя бассейн; она сбегает по мраморному желобу, украшенному изображениями резвящихся рыбок, мелкая резьба создает впечатление каскада. Вначале беседка была открытой, но в XIX веке при ремонте ее застеклили, чтобы сохранить от разрушения.

Далее спускаетесь в полутемную Малую мечеть. Помещение вытянуто с востока на запад, в его южной стене устроена ниша — михраб. В мечети можно познакомиться с предметами культа — Кораном XVIII века, молельными ковриками. кувшином для омовения рук. При выходе из мечети оказываемся в Фонтанном дворике. Здесь два фонтана. Первым привлекает внимание Золотой фонтан (Магзуб), сооруженный в 1733 году, в правление хана Каплан-Гирея. На мраморной облицовке — рельефные надписи (дата постройки и изречение из Корана) и растительный орнамент. Утраченная со временем позолота надписей и орнамента была восстановлена во время реставрационных работ 1963 года. Однако прославил Бахчисарай не Золотой фонтан, а более скромный, незаметный Фонтан слез (Сельсебиль), находящийся в противоположном углу дворика. Этот уникальный памятник архитектуры, созданный все тем же Омером в память рано умершей любимой жены Крым-Гирея, стал поэтическим образом, символом живой человеческой скорби, воплощенной в холодном камне. Он завладел двориком, подчинил себе все его пространство. Вероятно, это была последняя и, может быть, единственная настоящая любовь жестокого Крым-Гирея. Ведь это он ранее приказал удушить своих сыновей в возрасте от шести лет и старше, чтобы избавиться от возможных претендентов на престол.

Из Фонтанного дворика посетитель дворца может пройти во внутренний сад, покинутый им при входе в Зал Совета и Суда. В глубине сада, скрытый главным корпусом дворца, стоит флигель, гаремный корпус — все, что осталось от обширного некогда ханского гарема.Здание гарема расположено в глубине парка, на некотором расстоянии от главного дворцового корпуса. Южным торцом гаремный корпус был соединен переходом с Соколиной башней — Тоган-Кулеси. Архитектура Соколиной башни проста и лаконична. На каменную, квадратную в плане, призму посажен с напуском деревянный параллелепипед, высотой она более 15 метров. Деревянная решетка башни была своего клеткой для ханских жен и наложниц — краденных или выменянных, купленных или добытых в разбойничьих набегах. Невидимые снизу, они могли наблюдать через решетку приезды гостей, приношение послами даров, ханские службы, приготовления войск. В нижней части башни держали соколов для ханской охоты, из-за чего она и получила свое название.

Лучший и наиболее оригинальный интерьер Ханского дворца в Бахчисарае — гостиная хана. Она же — Фруктовая беседка или Золотой кабинет. Двадцать четыре разноцветных окна двумя ярусами заливают с трех сторон небольшую комнату золотисто-малиновым светом. Четвертая стена глухая, здесь шкафы для посуды, камин и дверь. У стен под окнами обитые бархатом диваны. Всюду на стенах роспись, на уровне глаз — лепные алебастровые вазы с яблоками, грушами, персиками, с деревянного резного с позолотой потолка свисает хрустальная люстра. Под карнизом опоясывает гостиную арабская вязь превосходных эпитетов: "краса крымского престола", "родник кротости и великодушия", "тень милости аллаха".

Бахчисарайский дворец — это не только парадно-административный ансамбль, но и жилой комплекс средневекового феодального типа. В нем сосредоточено по возможности все необходимое для жизни. Собственно дворец — жилище властителя — был окружен обширными садами с юга, многочисленными корпусами гарема и помещений для челяди с запада, гостевыми залами с надвратной башней с севера. С восточной стороны — Большая ханская мечеть (при ней медресе) и фамильное кладбище Гиреев, за ним — разные служебные постройки, конюшни. Слева от наружных дворцовых ворот — во втором этаже — помещалась ханская стража (капукулы), а в нижнем — лавки, выходившие на улицу.

Ханский дворец (Бахчисарай)

Помещения для стражи соседствовали с ханской мечетью.На надгробии Крым-Гирея, самом большом и богатом на ханском кладбище, примечательна надпись: "…война была ремеслом знаменитого Крым-Гирей-хана". Он умер во время неудачного похода на стороне Турции, объявившей России войну в 1768 году. По словам историка, это был последний хан, "сколько-нибудь серьезно смотревший на свое властное положение", поддерживая престиж сана, который он носил. С его смертью наступила и политическая смерть Крымского ханства.
Фондовые коллекции ханского дворца включают коллекцию монет, изделий из дерева, ткани, одежду, металлическую посуду, ковры — иранские, турецкие, крымские. Коллекция оружия — сабли, ятаганы, кинжалы, отделанные золотом и серебром. Коллекция книг на арабском, персидском и древнееврейском языках. С 2003 года ведется подготовка к включению комплекса Ханского дворца в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться. Адрес: 298405, Республика Крым, г.Бахчисарай, ул.Речная,133. Телефон для справок: (06554) 4-77-93, +7 978 7013844, +7 978 8354851 Найти Ханский Бахчисарайский дворец очень легко. Нужно заехать в Бахчисарай через кольцо со стороны Симферополя. Буквально сразу указатель перед поворотом налево: Ханский дворец, Свято-Успенский монастырь. На авто по объездной 3 мин, выезжаете на главную Старого города и налево. Еще 2 мин. Машину лучше поставить чуть раньше — за 50 м (стоянка в летний период платная). Комплекс Ханского дворца со всеми выставками:

взрослые 500 руб., учащиеся 250 руб.
Координаты GPS: 44°44’52"N 33°52’55"E

На главную
Достопримечательности Крыма
Путешествуем по Крыму
Отдых в Крыму
Города Крыма
Ваши истории, отзывы
Контакты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *