Города и Страны

Герб Карагандинской Области

геральдика в Караганде

Новый герб Караганды родился в результате проведённого конкурса на лучший проект. В конкурсе победил карагандинский художник Айбек Бегалин. Художник использовал мотивы своей же эмблемы, созданной к 70-летию Карагандинской области. По словам автора герба: "беркут — символ Сары-Арки. А белый цвет означает добро…" Новый герб утверждён 18 июля 2007 года.

"Форма герба — круг. Цвета герба — голубой, золотой (жёлтый), красный, белый и чёрный. По внешней стороне герба расположен орнамент кошкар мюиз и название города, внутри круга на фоне неба изображён парящий беркут, терриконы и шанырак.
Круг символизирует бесконечность, совершенство и законченность, рассматривается как самая совершенная из фигур. В гербе использованы символы солнца — круг, белый беркут, золотой орнамент кошкар мюиз.
Беркут на голубом фоне — символ просторов Центрального Казахстана, Сарыарки. В геральдике птицы выступают в качестве знака свободы, вдохновения, солнца, бессмертия. Беркут является символом прозорливости, обозрения просторов. Белый цвет беркута означает чистоту, спектральный солнечный свет и добро.
Оперение беркута в геральдике олицетворяет солнечные лучи, крылья выступают также символом быстроты. Перья традиционно в геральдике символизируют возвышенный образ мыслей и благородство поступков. Наличие крыльев в целом передаёт динамический аспект образа, движение, развитие.
Терриконы — символ шахтёрской столицы Казахстана, они напоминают о ее исторических корнях. Каменный уголь — солнечный камень, его добыча дала толчок к рождению города. Линии терриконов ритмично сочетаются с линиями кельдереуишей (реек шанырака) и линиями хвоста беркута. Также в гербе использовано сочетание окружностей в очертаниях беркута и шанырака.
Шанырак символизирует мир и единство народов. Шанырак выступает как символ дома, очага.
Для казахского орнамента характерны различные категории симметрии, несколько видов симметрии (относительно осей и отдельных точек) отражены в зеркальном орнаменте кошкар мюиз.
Жёлтый цвет шанырака традиционно означает золотой солнечный тёплый свет, бараньи рога орнамента кошкар мюиз символизируют солнечные лучи.

По материалам статьи Сергея Терещенко на сайте газеты "Новый вестник". Увеличенный рисунок с портала графики и дизайна "HAMELEONS"

Герб – один из главных символов государства. Термин «герб» происходит от немецкого слова «erbe» (наследство) и означает наследственный отличительный знак – сочетание фигур и предметов, которым придается символическое значение.

История свидетельствует, что еще кочевники эпохи бронзы, проживавшие на территории современного Казахстана, идентифицировали себя с особым символом – тотемом, графическое выражение которого впоследствии получило наименование «тамга». Впервые данный термин начал употребляться в Тюркском каганате.

Герб суверенного Казахстана был официально принят в 1992 году. Его авторами являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Уалиханов.

Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга (колеса) – это символ жизни и вечности, который пользовался особым почетом среди кочевников Великой степи.

Центральным геральдическим элементом в государственном гербе является изображение шанырака (верхняя сводчатая часть юрты) на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки (опоры). Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части находится объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Қазақстан». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Қазақстан» – выполнены в цвете золота.

Шанырақ – это главная системообразующая часть юрты, по форме напоминающая небесный купол и являющаяся одним из ключевых элементов жизнеустройства в традиционной культуре евразийских кочевников. В Государственном гербе республики образ шанырака – это символ общего дома и единой Родины для всех народов, проживающих в стране.

ГЕРАЛЬДИКА-2004 ТОО

Стабильное развитие Казахстана зависит от благополучия каждого гражданина, как прочность и устойчивость шанырака зависит от надежности всех его уыков (опор).

Крылатые мифические кони – тулпары в государственном гербе являются ключевым геральдическим элементом. Образ коня с незапамятных времен олицетворяет такие понятия, как храбрость, верность и силу. Крылья символизируют многовековую мечту многонационального народа Казахстана о построении сильного и процветающего государства. Они свидетельствуют о чистых помыслах и стремлении к последовательному совершенствованию и созидательному развитию. Золотые крылья скакунов напоминают также золотые колосья и олицетворяют собой трудолюбие казахстанцев и материальное благополучие страны.

В прошлые века рога активно использовались в культовых обрядах кочевников, а также в качестве навершия их боевых стягов. Изображения небесной благодати, земного плодородия и воинской удачи в виде рогов различных животных всегда занимали значимые места в символических композициях различных народов. Таким образом, крылатый конь с рогом изобилия является важным типологическим образом, который имеет глубокие семантические и исторические корни.

Еще одна деталь в государственном гербе республики – пятиконечная звезда. Данный символ используется человечеством с давних времен и олицетворяет постоянное стремление людей к свету истины, ко всему возвышенному и вечному. Изображение звезды в государственном гербе отражает желание казахстанцев созидать страну, открытую для сотрудничества и партнерства со всеми народами мира. Сердца и объятия жителей Казахстана открыты представителям всех пяти континентов.

Основным цветом, используемым в государственном гербе, является цвет золота, который служит символом богатства, справедливости и великодушия. Также присутствует цвет флага – небесно-голубой, который гармонирует с цветом золота и символизирует чистое небо, мир и благополучие.

// 05.04.2004

В Караганде прошел конкурс на лучшие эскизы герба и флага города, посвященный его 70-летнему юбилею. В нем приняли участие карагандинские художники, в том числе братья Аскар и Мурат Искаковы. Последний составил всю описательную часть представленных ими эскизов. Конкурс еще не завершен.

Историк, член Всероссийского геральдического общества М.Искаков охотно делает экскурс в историю нашего края и дает объяснение эскизам герба и щита, представленным на конкурс.

Несмотря на относительно молодой возраст, наш город стал заметен своими достижениями. Нынешнее поколение не оставляет без внимания накопленный опыт предыдущих поколений шахтерской столицы. Сегодня разворачивается широкий простор для творчества и созидания, — отмечает М.Искаков. Как известно, лицом города, его визитной карточкой являются эмблема и герб. Герботворчество в нашем городе имеет почти младенческий возраст, и многое приходится в этом плане уяснять и уточнять. Краеведу, да и любому интересующемуся историей Караганды небезынтересно будет заглянуть в прошлое через призму геральдики.

Кустарник карагана
Карагана кустарник (или дереза, чилига) — Caragana frutex — низкий кустарник с мелкими ярко-желтыми листочками. Еще его называют пустынной или черной акацией. Карагана желтая или золотистая. Карагана древовидная (желтая акация). Все эти краткие данные можно найти в справочниках по флоре Центрального Казахстана, и к истории города они имеют прямое отношение. Ученый Б. Абиев в "Карагандинском бассейне" (Алма-Ата, 1946) сообщает: "Караганда названа так потому, что на ее территории росло много колючих, кучкоголовых, черноватых караганов. Имя местности дали живущие здесь с давних пор казахи". Автор монографии "Карагандинский угольный бассейн" (Алма-Ата, 1970) Н.Даулбаев так уточняет и развивает мысль предшественника: "Долины местных степных речек (Кокпекты, Букпы и др.) были густо покрыты кустарником — караганом… Поэтому данную местность казахи называли Карагандой, иначе говоря, местом с караганом… Район Карагандинских каменноугольных копей называли еще Караганды-басы, что означает место, где что-либо добывается. В данном случае это название связано с добычей угля". Старожилы Караганды и среди них известный краевед Ю.Попов вспоминают: "Период жизни на Индустриальной (улица Нового города) заканчивается какими-то отдельными штрихами, в большинстве связанными с родительницей — степью. Вместо бульвара Мира — свежее, зеленое поле. Желтые цветы караганника, огороды. Попадались сурчиные норы, муравейники". Данный кустарник имеет в мировоззрении тюркского населения и духовное воплощение. К примеру, в древнерусских летописях имеются сведения о культе куста у кипчаков, монголов и других народов. Куст сажают в землю за упокой души умершего. Так поступил Угерей-хан (1187-1241), третий сын Чингисхана и его преемник. Он повелевал, чтобы куст, посаженный им, никто не смел трогать, не срезал ни одного прутика. Виновные подвергались жестоким побоям. По представлениям народов, у которых наблюдался культ деревьев, кустов, это были места обитания гениев. Организаторы "Гиганта" (совхоз КазИТлага ОГПУ, созданный в 1931 г.) верно подметили, что на территории, на которой они работали, преобладает степной кустарник карагана, избегающий засоленных земель. Это качество было известно и местным казахам, использовавшим под свои посевы участки с зарослями караганника и получавший при этом приличные урожаи. Способ образования названия города — Караганды (название кустарника карагана + аффикс обладания (прилагательного — ды) идентичен способу образования названия южной столицы республики (название фруктового дерева и плода (алма) + аффикс обладания — буквально "яблочный"), в нашем случае — "карагановый", "караганный". Таким образом, герб города (по терминологии геральдики) становится "говорящим" или "гласным". Итог: данное название нашего города оправдано историческими фактами и природными особенностями региона, как оправдано и введение в герб такого элемента, как растение под названием "карагана".

Сурок
Первым на вопрос, кто, когда и как открыл каменный уголь в урочище Караганды-басы (а точнее — Кара-тобе), попытался ответить видный русский этнограф А.Гейнс.

Генеалогия, геральдика в Караганде

Будучи в составе "высочайше утвержденной комиссии" по изучению Степного края, он заинтересовался историей открытия Карагандинского угольного месторождения. Ознакомившись со всеми относящимися к этому вопросу документами, Гейнс провел продолжительные беседы с горным ревизором области сибирских киргизов подполковником Григоровичем, управляющим Спасским заводом Новиковым и другими специалистами и только после этого сделал в "Дневнике 1862 года. Путешествия по киргизским степям" вывод о том, что первооткрывателем Карагандинских копей был… обыкновенный сурок. "Сурки, — записал в "Дневнике" Гейнс, — любят зимовать у пластов каменного угля и, добираясь до него, прокапываются немного вглубь. Вырытый ими мусор выбрасывается наружу и служит бесспорным признаком присутствия каменного угля". Насчет сурка это, конечно, к слову. Настоящим первооткрывателем карагандинского угля надо считать купца Ушакова, а у Гейнса мы находим прямое на то указание. Ушаков обнаружил уголь в Кара-тобе, а также в Теректах, в нескольких верстах от Кара-тобе. А сурок, которого Ушаков поймал и приручил, как об этом пишет в своем "Дневнике" этнограф, только помог ему сделать важное открытие. Для не искушенного в геологии человека роль сурка в открытии угля может показаться несколько преувеличенной. Но это не так: маленький зверек служил "наводчиком" даже для первых советских геологов. Вот что писал в начале 90-х годов руководитель геологоразведочных работ Д.Бурцев: "На всей площади между Майкудуком, Старой Карагандой, Тихоновкой и Ново-Узенкой наблюдаются многочисленные сажистые полосы, а близ сурчиных нор — сажистые выбросы. По моему заданию топограф заснял весь участок в масштабе 1:25000 и нанес более 1000 точек сурчиных отвалов. Описание этих отвалов показало наличие многих новых пластов угля, песчаников с ископаемой фауной, что позволило составить первую карту выходов пластов угля на Промучастке".

Есть предположение о том, что топоним "Сокыр" (река в районе Сарани) получил название не от слова "слепая" или "кривая" ввиду частых ее изгибов и поворотов, а от казахского наименования сурка — "суыр". Вот что писал Г.Рубрук, проезжая Дешт-и-Кипчак в XIII веке: "Там водится также много сурков: они собираются зимой в одну яму зараз в числе 20 и 30 и спят шесть месяцев. Их ловят татары (кипчаки) в большом количестве. По Потанину, киргизы называют это животное "суур". На территории Карагандинской области подобных топонимов несколько: река Сокур, ее приток Бала-Сокур, левый приток — Согурбай, в переводе с казахского — "богатый сурками" (новое название реки — Карасу).

Канал
За всю историю города в гербах ни разу не был отражен такой немаловажный элемент, как вода. Считаю, что необходимо восполнить существующий пробел введением такой фигуры, как канал Иртыш-Караганда. Рукотворная река, на наш взгляд, заслуживает чести быть изображенной в главной эмблеме города. Это не противоречит логике вещей и естественно-географическим условиям региона с его засушливым, резко континентальным климатом. Что мы знаем о канале имени Каныша Сатпаева (Иртыш-Караганда)? Слово "Иртыш" (Ертiс) в переводе с древнетюркского означает "роющий землю, землерой". Вода Нуры жесткая, а для промышленности требуется мягкая вода. Ее-то и дает канал Иртыш-Караганда. В эскизе герба фигура "канал" голубого цвета, размещена на щите перевязью (одна из главных геральдических фигур) влево. Такое размещение рассекает щит по диагонали на два поля желтого и черного цветов, на которых находятся фигуры "кустарник карагана" и "сурок". Наклонное положение фигуры "канал" в перевязи указывает на уникальное достижение в отечественной и мировой гидротехнике, при котором 22 насосные станции на протяжении всей трассы поднимают воду в целом на 418 метров над уровнем моря. В 2002 году канал имени Каныша Сатпаева отметил 30-летие со дня начала строительства. 2003 год ООН объявил Международным годом пресной воды. Облицовка детали фигуры "канал" выделена в эскизе герба белым цветом, что не случайно. С точки зрения познания, белый — цвет воды, чистоты, прозрачности. Тем самым заостряется внимание на проблеме охраны водных ресурсов. Канал занимает очень важное место в инфраструктуре Города, его водоснабжении и канализации. Если принять во внимание, что белый цвет, помимо всего прочего, символизирует святость, духовное начало, то уместно вспомнить давнюю историю с поисками питьевой воды для города. Гидрогеолог В.Курдюков в 1930 году произвел разведку грунтовых вод. В районе Майкудука ему повезло: вскрыл источник N 7. Карагандинцам известно, что топоним "Майкудук" переводится буквально как "масляный колодец". Первооткрыватель источника оказался, по иронии судьбы (или истории), именно с такой "жирномасляной" фамилией ("курдюк" по-тюркски — "овечье сало"). Но топоним "Майкудук" имеет и другое, более широкое значение: "святой колодец", к тому же источник оказался с сакральным числом — 7. Можно сказать, что карагандинцы очень кстати получили питьевую воду из артезианских колодцев, которой пользуются до сих пор. Курдюков совершил своеобразный подвиг: одним буровым станком он пробурил достаточное количество скважин, хотя условия работы были неблагоприятны. Присланные из Москвы буровые станки по ошибке были доставлены на станцию Караганда Оренбургской железной дороги… Вода играет важную роль и в другой отрасли инфраструктуры города — энергетическом хозяйстве. Гидроэнергию (воду в производстве электроэнергии) В.Ленин называл "белым углем". Вода как объект промышленного освоения благодаря ученым получила немало красочных эпитетов: "многоликое ископаемое" , "самое драгоценное ископаемое", "самый важный минерал нашей Земли", "жидкая руда".

Желтый цвет (сары)
Казахский мелкосопочник, по-казахски "Сары-Арка", в переводе означает "желтая возвышенность". Это название имеет и другие значения — "золотая степь", "бескрайняя степь", "богатая степь", "обширная степь". Название это неслучайно. Древесная растительность в регионе практически отсутствует. Трава быстро выгорает и желтеет. А зимой частые сильные ветры выдувают снег со склонов сопок. Вот они и стоят желтыми почти весь год. Примечательно, что первыми, кто обнаружил "черные камушки", были казахи из родов сары-мурат и сармантай. Оба рода — из племени алтай, что также знаменательно. Ведь не случайно впоследствии Карагандинские копи попали в ведение Алтайских горных заводов, куда входила и вся Сары-Арка в геологическом и горнозаводском отношениях.

Черный цвет (кара)
Существует еще одна версия происхождения топонима "Караганды" от выражений "Кара канды тебе" (гора с черной кровью) и "Кара канды жер" (земля с черной кровью). Несомненно, что это цвет каменного угля — "хлеба промышленности". 1856 год — начало добычи угля на Карагандинском угольком месторождении. Сдан в эксплуатацию Ивановский открытый разрез под характерным названием "Кара забой". Кара — это цвет черной металлургии (железная руда, молибден, марганец). Черный цвет, с точки зрения познания, указывает на богатство подземных недр Центрального Казахстана. Топонимов на "кара", судя по карте, значительно больше, чем на "сары". В восточной философии стихию воды символизируют и синий и черный цвета. В казахской топонимике частица "кара" приобретает следующие значения: "грунтовый" (т.е. не из талых, а из подземных вод), "глубокий", "много". Когда в начале 60-х годов встал вопрос о возможности использования грунтовых вод для снабжения бурно развивающейся промышленности Центрального Казахстана, гидрогеологи рассчитали, что потребности будут удовлетворены лишь на 1/4(19 млрд куб.м вместо 75 млрд куб.м). Черный цвет — это цвет траура, печали, оплакивания. В истории нашего края есть черная страница — Карлаг. Бывшие узники лагеря свидетельствуют: 90% первостроителей Караганды были репрессированные. Первый эшелон с раскулаченной молодежью, "спецпереселенцами" прибыл в Караганду в конце апреля 1931 года. К 1932 году прибыли всего 40 тысяч человек. Они строили железную дорогу Караганда — Балхаш, поселки Компанейск, Новая Тихоновка, Майкудук, Пришахтинск, поселки Осакаровского района. Их же руками были воздвигнуты первые 4 шахты. Вместе с ними работали казахи, оставшиеся после "голощекинской реквизиции" без скота, имущества и средств к существованию. Впоследствии казахи-шахтеры с улыбкой вспоминали о том, как поначалу было тяжело степнякам преодолевать в себе суеверный страх перед спуском в забой, который они называли не иначе как "черной дырой" — "кара тeciк". Профессия шахтера — одна из самых опасных в производственной сфере. В 2001 г. впервые в свет выпущена "Книга памяти погибшим горнякам" (Алматы, "Кайнар"). В Караганде есть улица Игоря Лободы, погибшего во время спасения горняков из завалов шахты. Это тоже печальная страница истории города. Рассечение щита перевязью сделало одну сторону степного поля наклонной. Это вызывает ассоциации с привычными приметами шахтерских городов — терриконами и копрами с их транспортерными конвейерами, выдающими уголь из забоев на-гора. Для Карагандинского угольного месторождения характерно залегание пластов под удобным углом наклона. Известно, что строительство третьей угольной кочегарки Союза началось с закладки наклонных разведочно-эксплуатационных шахт К.Горбачевым в 1930 году. Позднее этим занимался И.Костенко. Ассоциации с подъемом воскрешают в памяти историю самоотверженной работы карагандинских шахтеров, "Каруголь" по темпам добычи и механизации шахтерского труда обогнал в 70-80-е годы Кузбасс, Донбасс и Воркуту. Именно в Караганде был сконструирован и испытан первый в мире горный комбайн С.Макарова. К сожалению, в эпоху научно-технических открытий мы пренебрегаем опытом наших далеких предков, живших в полной гармонии с Природой. Дисгармония наблюдается и в нынешнем состоянии герботворчества. Здесь мы видим либо апофеоз промышленной графики, либо зоопарк геральдических зверей (барсов, орлов и т.д.), олицетворяющих собой государственную власть. Думается, что фигуры миролюбивого зверька сурка и неприхотливого кустарника карагана наиболее полно отвечают характеру живущего в нашем городе населения, настрадавшегося, но тем не менее не озлобившегося, сохранившего свое достоинство и мужество в такое сложное время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *