Города и Страны

Где Похоронена Богородица

Сион. Храм Гроба Богоматери

Продолжение. Предыдущая часть здесь.

Воскресный день 27 ноября, когда я сподобился сослужить на Божественной Литургии на Гробе Господне, а вся группа причащалась, стал самым главным во всей нашей паломнической поездке. Даже если бы в этот день больше ничего не было, он все равно бы остался в нашей памяти как самый важный день пребывания на Святой Земле.

Но в этот день Господь излил на нас еще столько благодати, что ради одного только этого дня стоило бы приехать сюда.

Спали мы в эту ночь немного. После благодатной ночи в храме Гроба Господня достаточно было 3-4 часов сна. В этот воскресный день нас ждало посещение горы Сион, Гефсиманского сада, гроба Божией Матери, монастыря св.Марии Магдалины и встреча с игуменией Георгией в Горненском монастыре.

Около 11.00 мы были на горе Сион.

Гора Сион в настоящее время не является горой в прямом смысле слова. Это скорее место на границе старого города. Только умозрительно здесь можно представить себе гору.

На этой горе произошли многие великие и судьбоносные христианские события. Пожалуй, нигде больше, кроме как в храме Гроба Господня, не было конецентрации таких великих события как на горе Сион. Когда их начинаешь вспоминать, голова идет кругом от священных воспоминаний. До Рождества Христова на этом месте царь Давид построил свой дворец. Здесь написаны многие псалмы вдохновенной Псалтири. В Новом Завете на Сионе Господь Иисус Христос сотворил Тайную Вечерю, здесь произошло событие Сошествия Духа Святаго в день Пятидесятницы на апостолов. По церковному преданию на горе Сион в доме Иоанна Богослова жила и преставилась Пречистая Богородица.

В силу этого здесь сосредоточены многие великие святыни. На самой вершине этой воображаемой горы стоит храм Успения Божией Матери. Этот храм в своей архитектуре сам являет образ горы. Издали силуэт храма напоминает именно гору. И гора Сион остается в памяти именно своей архитектурной вершиной.

Место Успения Божией Матери постройкой православного храма почтили еще в византийскую эпоху. Потом храм несколько раз разрушали мусульмане и вновь воздвигали. Нынешний храм в прошлом году отметил всего лишь свое 100-летие. Он был воздвигнут в 1910 году на земле, приобретенной немецким Орденом бенедиктинцев при помощи германского императора Вильгельма. Германия в то время была богато страной, конкурировавшей с Россией, в том числе и на Святой Земле, и поэтому храм получился достойным великого события Успения, которому он и посвящен. Храм представляет собой оригинальный образец архитектуры. Немецкий зодчий как будто поставил перед собой цель сохранить в этом храме память о всех предыдущих храмах, стоявших на этом месте, поэтому он объединил в нем стили разных эпох и народов: византийский, романский, даже элементы мусульманской архитектуры (по крайне мере, так пишут в путеводителях). Внутри храма также представлены разные стили, но доминирует византийский, поэтому в нем чувствуешь себя как дома — то есть в православном храме. Это наверно был единственный католический храм, в котором абсолютно не чувствовалось католического духа. Надо также отметить, что в католических монастырях мы почему-то практически нигде не встречали духовенства, — это тоже как-то облегчало молитву.

Храм состоит из двух уровней: первый, верхний, на уровне земли, это — главный собор, состоящий из шести приделов, расположенных по кругу, чем-то напоминающиий храм Гроба Господня. Вообще, в архитектуре и композиции этого Сионского храма заметна попытка воспроизвести формы главного христианского храма. Это вполне понятно, так как оба храма возведены над Великими Гробами. Этот храм вполне возможно было бы называть Храм Гроба Богоматери.

В этом храме нас приятно порадовали иконы и настенные росписи, практически все написанные в православной традиции. В конхе апсиды на нас взирала классическая Богоматерь Одигитрия, даже раскрытое Евангелие в руке Богомладенца Спасителя с текстом на греческом языке («Я есмь Свет»).

Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (гора Сион)

Очень красивый образ в боковом приделе в окружении праотцев, по смыслу близкий образу Похвалы Богородицы.

В нижнем ярусе, в крипте, которая ниже уровня земли, находиться место Успения Богородицы. Когда спускаешься туда, ты оказываешься действительно под землей — в могиле. Здесь в центре стоит сень на шести столпах, в центре которой резная скульптура возлежащей на смертном одре Богородицы. Главная святыня храма — это камень, на котором почила Дева Мария. Он является основанием скульптурного образа. Вокруг смертного одра много живых белых цветов в горшках.

На этом месте посещает священный трепет. Здесь Матерь Божия предала Свою душу Богу, Своему Сыну. Над возлежащей Богоматерью изображен Иисус Христос, призывающий Свою Мать в Небесное Царствие пророчески словами из Песни Песней (2:13-14): «Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Голубица моя в ущелии скалы под кровом утеса!» И на этом же одре Господь воскресил и вознес Свою Матерь на небо.

Я почему-то вспомнил наш главный русский храм — Успенский собор Московского Кремля, который наши предки называли Домом Пречистой, а по нему и всю Русскую Землю также именовали Домом Пресвятой Богородицы. Успение был престольный праздник, именины России. Это камень гроба Богоматери, стало быть, для нас как краеугольный камень.

храм в Бейт-Джале На Гробе Богоматери я послужил краткий молебен, а также освятил одну икону. Это был писаный образ Богородицы «Аз есмь с вами, и никтоже на вы», который мы привезли из России с тем, чтобы подарить игумении Георгии. Лучшего места для освящения образа Божией Матери придумать было трудно. Потом с иконой и непрерывным пением тропаря Успению Божией Матери мы обошли гроб Богоматери вокруг на удивление пришедшей группе туристов, уважительно расступавшихся перед нашим необычным крестным ходом.

У этого гроба меня посетила какая-то особая тихая и чистая радость. Как ни странно, у гроба Богоматери больше чувствуешь даже не Ее преставление, а именно — Ее воскрешение. Здесь переживаешь сокровенную Пасху Богородицы, поэтому саму эту сень я в конце концов стал называть кувуклией Богоматери. Как у нас удивительно получилось: ночью молились в храме Гроба Господня, а днем в храме Гроба Богоматери!

Священный одр также, как и наверху, окружают шесть алтарей, воздвигнутые разными странами и народами. Центральный алтарь в крипте посвящен Успению: на фреске изображены апостолы, окружившие тело Богородицы, и Христос, возносящий Ее душу на Небо. А престол сооружен на остатке византийской колонны первого еще православного храма. Вот бы послужить здесь литургию, — с такой мечтой мы покинули это священное место.

Рядом с храмом находиться христианское кладбище. Считается одним из самых «престижных» христианских кладбищ мира, если слово «престижный» применимо к кладбищам. Кому бы не хотелось быть погребенным там, где была погребена на три дня Сама Пресвятая Дева!

Места:
Гора Сион в г. Иерусалим
Церковь Успения Пресвятой Богородицы в г. Иерусалим

Если отзыв Вам понравился и Вы хотите тоже посетить эти святыни, то приглашаем ознакомиться с соответствующими паломническими турами.

Гл. 2. Где была похоронена Дева Мария?

Андрей Пустогаров

Книга 4. Исход или Реформация

гл. 2

1.

Гробница Богородицы в 2018 — 2019

Где была похоронена Дева Мария? 2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?

1. Где была похоронена Дева Мария?

— От исторических писаний должна быть какая-то польза, — может сказать мне читатель. — Вот Вы все пишете, пишете, а какая,  к богу, разница, откуда Моисей вывел евреев — из Испании али из Шарм-эль-Шейха? Один вред только туризму  в государство Израиль.
Да, действительно, — задумался я. Развенчивая одни  святыни,  мы должны предлагать народу другие,  настоящие, иначе можно нанести непоправимый вред туристической индустрии, тем более в разгар мирового экономического кризиса.
Я уже предположил, что колодец, у которого Христос разговаривал с самаритянкой, находится внутри храма Айя-София в Константинополе. 
(Читатель, пусть тебя не вводит в заблуждение иронический тон в начале: я все пишу серьезно и свои слова обосновываю).
Но Айя-София — и так намоленное туристическое место.

А вот где похоронена Дева Мария?

Да, мы не спорим — Дева Мария была вознесена на небо. Но до этого она умерла и была похоронена.
Церковное предание говорит, что это произошло в Гефсимании близ Иерусалима, поскольку  она стояла у креста, на котором был распят ее сын, следовательно, могла затем остаться в Иерусалиме, либо, уйдя,  опять в него вернуться.

О нахождении Матери Божьей у креста  прямо говорит евангелист Иоанн: "Иисус, увидев Матерь и ученика, тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено, се сын Твой" (Ин., 19,25).

Но вот остальные  трое  евангелистов отчего-то выражаются туманно и  обиняками: "… женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему. Между ними были …  Мария, мать Иакова и Иосии" (Мф., 27,55-56), "Мария, мать Иакова меньшего и Иосии… Которые  и тогда, как он был в Галилее, следовали  за Ним и служили Ему"(Мк.,15, 40-41), А Лука и вовсе не упоминает Марию среди стоящих у креста "женщин, следовавших за Ним из Галилеи"  (Лк., 23,49).. И только  при рассказе о Воскресении говорит о  "Марии Иаковой" (Лк., 24,10).
Зачем же эти три евангелиста  вынуждают   читателя  листать Евангелие, чтобы отыскать: "не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда?"(Мф, 13, 55) и сопоставить с перечнем женщин, стоявших у креста?  Не слишком ли эта сложная задача  для, вполне вероятно, неграмотного христианина?  Почему прямо  не сказать, что у креста стояла Дева Мария? Разве это малозначимая деталь?    Да и почему из списка сыновей выпали Симон и Иуда? И отчего мы до этого не читали, что Мать следовала за Иисусом и служила Ему?

Исследователи, подходящие к Евангелиям как  к историческому документу, сказали бы, что тексты трех  евангелистов-синоптиков (то есть излагающих сходные в основном сведения о жизни Христа) редактировались   с целью согласовать их с евангелием от Иоанна. А ведь считается, что синоптики  более достоверны в деталях земной жизни Иисуса, чем Иоанн.

—  Опять Вы ударились в критику, — скажешь ты, читатель, — А что Вы можете предложить взамен?

  Взамен я могу предложить вот это место из книги Чисел, повествующей  об Исходе:
"И пришли сыны Израилевы, все сообщество, в пустыню Син, в первый   месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там" (Числа, 20, 1).
Как известно, Кадеш на иврите означает "священный".

— Позвольте, — скажешь ты,  читатель, — да ведь это не та Мария!  Когда  был Исход, а когда Распятие?!

Вот именно — когда? Библия не дает нам никаких дат. Да, Христос в Евангелиях упоминает о Моисее, поэтому логично предположить, что Страсти происходили после начала Исхода. Но вот через сколько?
И кто расположил историю Давида и Соломона после Исхода, а не до него? И на каком основании?

Итак, что же это за Мариам?
"И взяла Мариам пророчица, сестра Аарона (брата Моисея) , в руку свою тимпан, и вышли за нею все женщины с тимпанами и ликованием. И воспела  Мариам пред ними: пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его (фараоново войско) ввергнул в море" (Исход, 15, 20-21).
Возможно, Мариам  была та самая безымянная сестра, которая способствовала усыновлению Моисея дочерью фараона (Исход, 2, 1-10). Но вот почему она названа пророчицей? Тому в Торе нет никаких оснований.
Правда, еще к ней являлся сам Господь: "И упрекали Мириам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку… И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мириам, и они вышли… И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. И облако отошло от скинии, и вот Мариам покрылась проказой" (Числа, 12, 1-10). По просьбе Моисея Господь исцелил Мариам через семь дней: "И сказал Господь Моисею…. пусть будет она .в заключении семь дней вне стана , а после опять возвратится. И пробыла Мариам . в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам " (12, 14-15).

Мы уже говорили, что, по нашему мнению, самые древние религиозные тексты содержит в себе Коран.Обратимся к его 19 суре "Марйам": "Вот она удалилась от своей семьи в место восточное и устроила себе перед ними завесу (Ср. с "в заключении" из книги Чисел) …Мы (Аллах) отправили к ней нашего духа…  Она сказала: "Как может быть у меня мальчик? Меня не касался человек…" … И понесла она его (Ису) и удалилась с ним в далекое место…  И пришла она к своему народу… Они сказали: "О Марйам… сестра Харуна…".

Итак, Марйам сестра Мусы (Моисея) и Харуна (Аарона) согласно Корану является непорочной матерью Исы (Иисуса), то есть Девой Марией..
У нас есть свидетельство, что христианская традиция поначалу с этим не спорила. Вот "Пространное житие Кирилла", датируемое XV веком:

(В Житии , кстати, рассказывается о том как Константин (он же Кирилл) Философ отправляется к хазарскому кагану, который незадолго до этого осаждал христианский Херсон и состязается там в споре о вере. После этого хазары заявили "если кто из нас будет кланяться на Запад, либо свершать еврейские молитвы, или держаться сарацинской веры, тот примет от нас скорую смерть… крестилось же тогда около двухсот человек". Читатель может сопоставить это с "каганом нашим Владимиром" из "Слова о законе и благодати митрополита Иллариона"  (см. 3.2.5 http://proza.ru/2013/02/21/1832)  и историей из Повести временных лет   как каган Владимир, он же Владимир равноапостольный,  осаждал Херсонес, устраивал спор о вере, а затем принял христианство. Воистину, читатель, сюжеты ходят из истории в историю, и, как нам кажется, есть смысл  разобраться, где они происходили на самом деле. Что мы в меру сил и пытаемся сделать в этой и других своих книгах).

Итак, в Житиии  оппонент в споре о вере обращается к Кириллу: "Один же из них, зело сведущий в сарацинской злобе, вопросил Философа: "Скажи мне, гость, почему вы не почитаете Магомета? В своих книгах он восхвалял Христа., говоря: великий пророк родился от девы, сестры Моисея…" (Родник златоструйный, Памятники болгарской литературы IX-XVIII веков, М., Художественная литература, 1990, стр. 119). Кирилл опровергает далее то, что Магомет — пророк, но ни словом не спорит с тем, что Христос родился от сестры Моисея.

Что же выходит, если принять нашу версию, что изгнание евреев из Испании в конце 15 века — это и есть библейский Исход? http://proza.ru/2013/10/19/1486

 Выходит, что Иисус после смерти своей матери Мариам покинул Испанию вместе со своими дядьями и остальными евреями. Возможно, что и  морским путем.

Заметим, что, на наш взгляд, образ Моисея из Торы скорее всего синтетический, объединяющий нескольких персонажей, в том числе дона Абраванеля и Педро де Херрера (см. главу 1). А само имя Моисей было нередким среди тогдашних испанских евреев. К примеру,  мудрец "врач из Малаги Моисей ибн Самуил ибн Йегуда"  или "ученый раввин Моисей д’Аррагель , который в начале XV века перевел Библию с еврейского на кастильский язык" ( как известно,библейскому Моисею приписывается авторство Торы) ( Л.Поляков, История антисемитизма,  Москва: Лехаим;Иерусалим: Гешарим, 1997, кн.1, гл.Мусульманская Испания  и Еврейский народ Испании).
Можно вспомнить еще и талмудистов Моше(Моисея)бен Нахмана и Моше бен Ханоха. Или автора книги "Зогар" Моше бен Шема тов де Леона
Эти персоны также могли стать прототипами библейского Моисея.

Отметим и то, что рассказ об Исходе начинается с истории об избиении младенцев "Тогда фараон всему народу своему повелел, говоря: всякого новорожденного у евреев сына бросайте в воду" (Исход, 1,22). История об изгнании евреев из Испании также изобилует всевозможными погромами, которые перекочевали и в жизнеописание  Иисуса. (К примеру, уже упомянутый нами в 1 главе португальский король Мануэль насильно отбирал детей у евреев и отдавал их на воспитание в христианские семьи). 

Вместе с изгнанниками из Испании Иисус и добрался до Константинополя-Иерусалима.
(Возможно, побывав до этого во Франции-Галлии-Галилее).
Об этом мы поговорим в следующих главах, как и о том, когда и почему вся библейская история была "пересажена" на новые места.

Но сейчас перейдем непосредственно к ответу на начальный вопрос: где могила Девы Марии. Собственно, мы уже его получили черным по белому: в Кадесе, то есть в испанском Кадисе или Кадиксе, считающимся древнейшим испанским городом. Но скорее всего даже не в самом Кадисе, а в находящемся от него  на расстоянии 10 км, тоже на побережье, городе El Puerto de Santa Mar;a — Порте  Святой Марии. Пинято объяснять это название тем, что именно из гавани этого города отправилась в путь в Новый свет каравелла Колумба "Санта Мария". Однако согласитесь  — это странное  дело — называть город по имени корабля. Обычно именно корабль получает свое название по "порту приписки". Тем более, что   El Puerto de Santa Mar;a известен связанными со Святой Девой чудесами. В частности, Альфонсо X, якобы отвоевавший город у мавров получил зхдесь  в соборе Святой Марии исцеление для своих распухших ног, о чем поведано в "Cantigas de Santa Maria"  (Гимны Святой Марии)(№367). Про собор же Святой Марии сообщается, что он был открыт … да, читатель, именно в 1493 году. (Конечно, не будем столь наивными, чтобы считать, что в 1493 году открылся построенный собор. Однако, откуда-то же эта дата взялась — она могла быть  связана с первым упоминанием этого места , как святого).
В 17 веке собор пострадал от землетрясения и был, как сообщается, частично перестроен.

Под церковью находятся заброшенные катакомбы,  в двух перпендикулярных коридорах которых, длиной около 12 метров,  в стенах —  погребальные ниши. Из церкви вниз в катакомбы ведет лестница.

Вот в этих катакомбах в 1493 году и могла быть похоронена сестра Моисея и мать  Иисуса  Мариам-Марйам-Мария.
еще фото http://stogarov.livejournal.com/783782.html

2. Какой Иаков похоронен в Сантьяго-де-Компостела?

Сантьяго-де-Компостела (Santiago de Compostela) считается третьим после Рима и Иерусалима центром христианства. В средние века многочисленные паломники преодолевали горы и долины, стремясь добраться до него. В наше время сюда стекаются паломники и туристы со всех концов света", — написано в туристическом путеводителе.

А все почему? Потому что здесь в соборе святого Иакова находятся мощи Иакова Зеведеева, то есть одного из двенадцати апостолов.

Однако мы тут же сталкиваемся с рядом странностей. Во-первых, странна история появления мощей в Испании. Конечно, в христианстве много фантастических историй, но все же: пытаясь как-то связать концы с концами легенда говорит, что святой Иаков после смерти Христа проповедовал в Испании, затем вернулся в Иерусалим, где принял мученическую смерть и был похоронен. На том месте стоит собор святого Иакова в Иерусалиме. Однако два ученика Иакова отчего-то решили, что Иерусалим не подходит для погребения, и погрузили тело Иакова в лодку, которая приплыла в Испанию. Здесь Иакове был похоронен в гробнице, следы которой затерялись и которая вновь была обнаружена только в 9 веке. На месте обнаружения останков святого Иакова был построен собор святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела. Причем мощи снова пропали в конце 16 века и было вновь обнаружены только в веке 19-м. Напрашивается вывод, что поклонение в Сантьяго-де-Компостела слабо привязано к наличию мощей святого, а скорее к самому месту.

Но еще более, чем история с мощами, удивительны следующие обстоятельства.
"В 997 году мавры во главе с Альмансором вторглись в северо-западную часть Испании, захватив Галисию. Армия христиан была разбита, жители городов бежали в соседнюю Астурию. Сантьяго достался Альмансору без кровопролития. Осмотрев базилику, он велел ее разобрать. Ценности и колокола пленные христиане на руках несли в Кордову — столицу халифата. Однако разрушение этим и завершилось. Неизвестно, почему, но сам гроб с мощами Иакова владыка мусульман велел не трогать. Своим зодчим он приказал возвести вокруг могилы резную каменную ограду, а военным охранять святыню от посягательств. Ограда гробницы в целости сохранилась до наших дней".

В Коране присутствует слово "хавари", которое принято переводить как апостол. Однако означает оно просто последователь, приверженец. Вот типичное место из Корана: «О те, которые уверовали! Будьте помощниками Аллаха. Иса, сын Марьям, сказал апостолам: «Кто будет моим помощником на пути к Аллаху?» Апостолы ответили: «Мы — помощники Аллаха» ( Сура 61:14). Здесь все уверовавшие призываются стать помощниками Аллаха. Так называемые в переводе апостолы (приверженцы) ничем не выделены из остальных уверовавших. Никаких сведений о "ближнем круге" пророка Исы, а тем более об именах хавари в Коране нет. Более того, как мы не раз еще подчеркнем, для мусульманина оскорбительна сама история о распятии великого пророка Исы. Христианский апостол Иаков неразрывно связан именно с этой историей. Поэтому удивительно, что Альмансор не только не разорил могилу, но отстроил ограду и выставил вооруженную охрану.

А вот еще одно странное обстоятельство, касающееся собора в Сантяго-де-Компостела. В нем существует специальная боковая дверь для входа в храм евреев. Но позвольте, ведь именно евреи, согласно христианской доктрине, распяли Христа. Обвинение это было снято католической церковью лишь в 1965 году на Втором Ватиканском соборе. Зачем же допускать евреев к могиле апостола? Более того, с точки зрения правоверного еврея евангельский Иисус никакой не мессия, а мошенник. Зачем же евреям поклоняться мощам его апостола?

Странности развеются, если принять, что в Сантьяго-де-Компостела изначально поклонялись могиле не евангельского, а библейского Иакова. Того, кто и привел евреев в Мицраим-Испанию. Отца Иосифа и родоначальника 12 колен Израилевых. Он почитаем в христианстве, иудаизме и исламе. В последнем известен как пророк Якуб, заповедавший своим сыновьям быть мусульманами (покорными Аллаху). Истории Якуба и его сына Юсуфа (Иосифа) посвящена вся 12 сура Корана "Йусуф". Поэтому с таким почетом отнесся к его могиле Алмансор. Поэтому приходили в собор поклониться своему патриарху евреи. Поэтому Иаков считается покровителем паломников и часто изображается с посохом и сумой путника.

Напомним, что сведения о пребывании апостол Иакова в Испании — поздняя легенда, пытающаяся связать концы с концами, а вот путешествие библейского Иакова в Мицраим описано в священных книгах всех трех религий. Он и изображается часто именно в виде путника с тем же посохом в руках.

Логично, что Иаков, приведший в Испанию евреев (они же мавры — см. 4.1. 11-12), которым и принадлежала заслуга создания испанской культуры, стал в Испании объектом поклонения.

Не менее, чем сама могила Иакова, известен Путь Святого Иакова — маршрут паломников, идущих на поклонение его мощам. Путь этот проходит вовсе не по морю, по которому в Испанию де приплыли мощи апостола Иакова, а по земле. И начинается он вовсе не в палестинском Иерусалиме, а во Франции. Именно оттуда в библейский Мицраим, то есть в "страну ущелий" Испанию, и мог прийти по суше со своими сыновьями библейский Иаков.

В истории христианства часты случаи замены языческого культа на культ христианский. В этом же ряду может стоять и замена культа патриарха Иакова на култ Иакова-апостола.
Но почему в Испании произошла эта замена? Развернутый ответ на этот вопрос дадут следующие главы нашей книги (см. главы 9, 10, 11 ). Сейчас вкратце скажем следующее. После изгнания евреев (они же мавры) из Испании в 1492 году, в Европе развернулось вооруженное противостояния между нашедшими убежище в Константинополе изгнанниками-сефардами и Габсбургами. В ходе этого противоборства, по всей видимости, в Константинополе, была написано Пятикнижие, основное содержание которого состоит в описании побед сынов Израилевых над идолопоклонниками, они же католики. Противоборствующая сторона ответила созданием Евангелия, в котором описывалось кощунственное убийство великого пророка Исы евреями в Иерусалиме-Константинополе. Примирение этих двух антагонистические книг — Ветхого и Нового Заветов — состоялось, по всей видимости, только на Тридентском соборе (1545-1563). До этого пророк Иаков-Якуб, как религиозный герой евреев, являлся в изгнавшей евреев Испании "персоной нон-грата". Поэтому его культ, полностью ликвидировать который было, очевидно, невозможно, трансформировали в культ одноименного евангельского апостола.

Возможно, читатель, ты не совсем веришь мне, потому что привык доверять так называемой традиционной хронологии. В биографии святого Иакова есть, однако, обстоятельства, которые хорошо показывают, чего стоит эта хронология.

Оказывается, у апостола Иакова была еще одна ипостась.

А именно Сантьяго Матамороса (Святого Иакова-Мавроборца), который сплотил христиан и вдохновил их на победу над маврами. Именно поэтому апостола Иакова считают покровителем испанской Реконкисты.

"В 844 г. в битве при Клавихо, когда испанцы под предводительством Дона Рамиро I терпели поражение от сарацин, перед ними появился всадник на белом коне со знаменем — белым полотнищем с красным крестом, и сарацины (мавры) обратились в бегство". Деревянная статуя Матамавроса Иакова с поверенными маврами в ногах коня стоит в компостельском соборе. Рубящий мавров Иаков изображен и на многочисленных иконах.

Не надо думать, что Матамороса считали лишь чудесным видением. До поры до времени участие современника Иисуса в испанской Реконкисте ни у кого не вызывало недоумения. Ведь современная хронология еще не была придумана и пророк Иса считался племянником Моисея и Аарона, как об этом сообщает Коран.

Однако, как считается, в 1583 году появляется "Исправление времен" Скалигера, то есть создается новая, а ныне общепризнанная, хронология. И сразу же герой Реконкисты апостол Иаков становится анахронизмом. "Скептики … отвергали реальность битвы при Клавихо и абсурдное мнение, что святой Иаков принимал личное участие в избиении мусульман" (T. D. Kendrick, St. James in Spain, London, 1960, p. 185). Согласитесь, что если бы речь шла об участии святого в битве в виде видения, вряд ли кому-либо это могло бы показаться абсурдным. Значит, речь шла об апостоле Иакове во плоти и крови.

Более того, "в XVIII столетии папа Бенедикт XIV дал отповедь сомневающимся … и подтвердил участие и главенство святого Иакова … в войне испанских христиан с мусульманами" (там же).

Видимо, несмотря на новую хронологию Скалигера, папе Бенедикту было не с руки пересматривать уже устоявшиеся представления. Да и, если Иисус был племянником Моисея, выведшего в 1492 году евреев из Испании, то последователь Иисуса Иаков вполне мог участвовать в сотрясавших Испанию на протяжении всего 16 века столкновениях с морисками (т.е. буквально мавришками). Папе Бенедикту, видимо, все это казалось вполне естественным.

© Copyright: Андрей Пустогаров, 2013
Свидетельство о публикации №213102701828

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Андрей Пустогаров

Рецензии

Написать рецензию

Закон гласит: "не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников и в доме своем" Мк.6.4. Это значит, что не только «братья Его не веровали в Него» (Ин.7.5), но обречена была не верить и Его мать, Мария.
Проповедуя оставление всего земного,* Иисус, подавая пример ученикам, первым оставил Свою мать при следующих обстоятельствах: "И, услышав, ближние Его пошли взять Его, ибо говорили, что Он вышел из себя (сошёл с ума). И пришли матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его. Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя. И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои? И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои; ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь" Мк.3.21-35.
Грешницу Марию, богородицей, божьей матерью, девой Марией и прочими эпитетами, назвал не Господь, а лукавый, дабы ввести христиан в заблуждение.
Где была погребёна храмина Марии, для чад Божьих не имеет никакого значения.

* — В каждом Евангелие по несколько раз повторяется наставление Христа: "всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную" Мф.19.29.

Максим Соловский   18.10.2014 20:19   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

Спасибо за отклик,Максим!
Тезис, что учение Иисуса Христа было направлено на отрицание еврейского Закона, обсуждается в параграфе 5 главы 9: http://www.proza.ru/2014/03/10/96
С уважением

Андрей Пустогаров   23.10.2014 20:09   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Андрей Пустогаров

13.05.2013

Гефсимания. Гробница Богородицы

Гробница Пресвятой Богородицы — место, где согласно преданию, апостолами была погребена Пресвятая Богородица. Находится в Гефсимании, у подножия западного склона Елеонской горы, в долине Кедрон, в Восточном Иерусалиме. Над гробницей построена пещерная церковь Успения Богородицы.

Согласно преданию, известному с IV века, после успения в Иерусалиме Богородица была похоронена апостолами в Гефсимании, в гробнице, где были захоронены её родители, Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Однако апокриф «Успение Марии» (написан не ранее IV века) сообщает, что Богородица была похоронена апостолами «в Гефсимании в новом гробе». Отсутствовавший при погребении апостол Фома пришёл через три дня в Гефсиманию и попросил открыть гроб, чтобы проститься с Марией, открытый гроб оказался пустым. Гробница Богородицы была вскрыта по решению Шестого вселенского собора, в ней были найдены пояс и погребальные пелены.

Храм Успения Богородицы (грот) находится в собственности Иерусалимского греко-православного патриархата. Храм находится под землёй, вход в него с юга. От входа вниз ведет широкая каменная лестница из 48 ступеней. Подземная церковь имеет форму креста и в ней находится мраморная кувуклия (то есть небольшая часовня, чуть более чем 2×2 м) с гробом Богородицы. Кувуклия имеет два входа, один с запада, второй с севера. Обычно паломники заходят в западный, а выходят через северный вход.

Церковь имеет 9  престолов.

1–2. При спуске по лестнице справа находится придел в честь святых Иоакима и Анны, родителей Богородицы.

Храм Успения Пресвятой Богородицы (Гора Сион)

Придел принадлежит Греческой православной церкви. В нём два престола: в честь Св. Иоакима — у восточной стены придела (по преданию св. Иоаким похоронен под этим престолом) и в честь св. Анны — у северной стены придела (по преданию она похоронена под этим престолом). Рядом с эти приделом погребена королева Мелисанда (1161 г.), о чем свидетельствует каменная плита с высеченной надписью, вмонтированная в пол.

3. Далее при спуске с левой стороны находится придел в честь Иосифа Обручника. По преданию, он похоронен под престолом в этом приделе. С 1814 г. придел принадлежит Армянской апостольской церкви.

4. Внизу справа от лестницы находится престол в честь св. Первомученика Стефана, принадлежащий Греческой православной церкви.

5. Престол в честь св. Николая, принадлежащий Греческой православной церкви — в северной части храма.

6. В западной части нижней церкви в скале возвышается кувуклия с гробом Богородицы. Главный престол находится внутри кувуклии, непосредственно над ложем Божией Матери. Престол принадлежит Греческой православной церкви, но Армянская апостольская церковь тоже имеет право совершать в нём службы.

7. Армянский престол пристроен снаружи к западной стене кувуклии, слева от входа в нее.

8. Престол Сирийской православной церкви находится у северного выхода из кувуклии.

9. Придел Коптской православной церкви расположен в западной части церкви.

В начале XII в. паломник игумен Даниил впервые описал гробницу Богородицы на русском языке в сочинении «Житие и хождение игумена Даниила из русской земли»:

«Расположен гроб святой Богородицы на ровном месте: была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми, чтобы мог, наклонясь, войти человек; а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было положено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы, и оттуда же взято было в рай, оставаясь нетленным. По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину четыре локтя и так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании

Каменное ложе Богородицы в Кувуклии
http://guide-israel.ru

Подземная церковь 

Придел св.прав.Иоакима и Анны
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/b/b4/Mary’s_tomb%2CMelisende_IMG_0251c.jpg

Возврат к списку

Церковь Успения Богородицы в Иерусалиме

04 Окт 2015

Месторасположение церкви

Церковь Успения Пресвятой Богородицы расположена в Гефсимании в Кедронской долине, где сосредоточены Церковь Всех Наций и Церковь Святой Марии Магдалины, которая находится в Иерусалиме, у подножия Масличной горы.

Богоматери, которая нашла здесь свою последнюю обитель, была ниспослана не обычная смерть, а во сне, после чего свершилось ее вознесение на небо. Именно поэтому церковь названа "Успение Богоматери". Она построена под землей.

Здание церкви

В церкви служат поочередно представители армянской и греческой конфессий. В нижней части церкви находятся останки каменного ложа, в котором и была погребена Богоматерь. Это одно из традиционных мест паломничества и чтобы попасть сюда, верующие выстраиваются в длинную очередь.

В храм, куда ведут 48 ступенек древней лестницы, можно попасть через южный вход. Здесь хранится священная реликвия, которая представлена иконой Божией Матери русского письма. Из 9-ти церковных престолов главный — Православный. Покрытый красной тканью, он находится выше священного ложа.

Начало строительства храма относится к 4 веку нашей эры.

В 11 столетии он претерпел разрушение, а после реконструкции в 12 веке церковь воссияла во всей своей потрясающей красоте и величии, открыв двери для посетителей.

Гробница Богородицы

В глубине церкви захоронены родители Девы Марии — Святой Иохим и Святая Анна, а также ее муж — Иосиф Обручник.

Придание, которое записано Мелитоном епископом Сардинским во 2 веке, а к концу 4-го столетия появилось в анонимном апокрифе — где говорилось, что предстоящее успение было возвещено архангелом Гавриилом — гласит, Богородица вознеслась на небо по прошествии пятнадцати лет после Вознесения Иисуса. Перед апостолом Фомой (Новый Завет), опоздавшим на церемонию похорон Девы Марии и прибывшим на место по прошествии трех дней, предстала пустая гробница, на дне которой лежали несколько роз.

В этих преданиях абсолютно не упоминается никакой конкретный город и место, где похоронили Марию. Окончательное решение этого вопроса не найдено вплоть до сегодняшнего дня. У некой Катерине Эмирих неоднократно были видения, в которых, якобы было указано конкретное место захоронения с подробными координатами и описанием в городе Эфесе. После проведения там археологических раскопок была обнаружены останки византийской церкви, почитаемой наравне с церковью Успения.

Новый Завет и древние летописи утверждают, что Мария была принята Иоанном, которому ее завещал Иисус. Иоанн был главой Церкви в городе Эфес, однако трудно поверить, что Мария смогла дожить до этих времен. Кроме того, истории неизвестны факты, доказывающие, что истинная могила Богородицы находится в Эфесе.

Точно так же, нет достоверных фактов, свидетельствующих о том, что она была похоронена в Иерусалиме. Однако, cвятоcть места идентифицируется не по фактам, а в соответствии с традицией, которая более довлеет к Иерусалимской святыне, поскольку недостаток доказательств скомпенсирован самой Святой Землей.

История Церкви

Археологические свидетельства указывают на то, что строительство первой маленькой церкви на месте успения началось по приказу византийского императора Феодосия I (4 век н. э.). Перестроенная иерусалимским патриархом Ювеналием, она стала достаточно крупной базиликой во времена императора Маркиана (5 век н. э.).

Церковь с начала 7 до 11 века

Еще одну реконструкцию церковь пережила в начале 7 века н.э., но отстраивали ее уже мусульмане. По свидетельству Пилигрима Аркульфа в 7 веке н. э. церковь Богоматери была двухэтажной, а тело Девы Марии находилось в каменной гробнице. Этот же летописец утверждает, что никому не известно, при каких обстоятельствах опустела эта гробница, и где Деве Марии предстоит воскресение.

Святыня абсолютно не пострадала при завоевавшем Иерусалим халифе Омаре, благородство и мудрость которого описаны египетским писателем Шамс эд-Дином ас-Суюти, утверждавшим, что властитель даже молился около церкви Богородицы, а когда ему посоветовали плюнуть на святое место, его ответ был краток: "Как можно? Ведь здесь упоминают имя Бога".

Церковь в 11 веке

Разрушения 11 века, нанесенные церкви аль-Хакимом, не коснулись самой гробницы и нижней церкви, а впоследствии были отменно отреставрированы силами крестоносцев. Монахи бенедиктинского монастыря, который вырос неподалеку от базилики, занялись реконструкцией и устройством церкви.

Благодаря их стараниям гробница приобрела удобный доступ, поскольку к главной лестнице они пристроили добавочные ступени. Верхнюю часть храма украшала отстроенная базилика, на которой возвышались две башни.

Монастырь был обнесен высокой стеной, на которой также возвышались башни, а Церковь Успения Божьей Матери стала местом захоронения многих знаменитостей королевского происхождения.

По свидетельству игумена Даниила, который посетил храм, гроб Святой Богородицы находился в маленькой пещерке, высеченной в скале, а чтобы пройти через низкую дверь, нужно было наклониться очень низко.

В летописях греческого паломника Иоанна Фока (12 век) святое место предстает сводчатым, просторным, цилиндрическим храмом, в центральной части которого установлен каменный гроб, а к востоку от него белое мраморное ложе, куда и положили Пресвятую Богородицу святые апостолы.

Церковь с 12 века до нынешних дней

В конце 12 века святыня была разрушена Салах ад-Дином. Однако, поскольку мусульмане уважали Мать Пророка Исы, крипту они не тронули и сирийскими христианами там проводились церковные обряды вплоть до 14 века, когда в святыню вступили латиняне, греки, грузины, эфиопы, якобиты и марониты, которые принесли сюда собственные алтари.

В конце 14 века святыня была частично приобретена францисканцами, которые оставили ее в середине 18 века. На сегодняшний день богослужения здесь проводятся греками, армянами, сирийцами и коптами.

Храмы и монастыри Иерусалима предложат вам скромные и простые комнаты, причем чистота и аккуратность гарантирована.

Церковь Успения Богородицы известна своей гробницей, в которой по поверью было тело Девы Марии.

Экскурсии из Нетании на Мертвое море обойдется каждому туристу в 160 долларов, без учета посещения заповедника Кумран.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *