Города и Страны

Флаг Герб Франция

Флаг и герб Франции

Марианна – это символ Франции, не стареющая, а лишь меняющая облик. Моделями для ее изображений самые красивые женщины Франции. Марианну ваяли с Б. Бардо, К. Денев, Л. Каста.

По одной из версий, имя женского символа Республики произошло от слияния двух имен – Мария и Анна.

В Париже Марианну можно увидеть на барельефе Рюда на Триумфальной Арке, где она изображена поющей Марсельезу, и у здания Национального Собрания, где ее бронзовая фигура символизирует "Триумф Республики".

Гимн V Республики – Марсельеза, песня, написанная Роже де Лиллем для солдат Рейнской армии во времена Великой французской революции.

Трехцветный флаг Франции был принят после революции. Его цвета: красный – символ свободы (фригийский колпак был красного цвета); синий – символ св. Мартина (небесный покровитель Франции); белый – символизирует чистоту помыслов революционеров.

Петух – символ Франции. На латыни слово петух (gallus) сходно с самоназваним галлов (Gallus).

У Французской Республики нет официального герба, так как герб всегда ассоциировался с монархией.

С 2003 года, все государственные администрации Франции используют логотип Марианны на фоне французского флага.

Марианна часто изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Фригийский колпак стал символом свободы со времён Римской империи, когда его носили освобождённые рабы-вольноотпущенники.

Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов.

Профиль Марианны размещён на государственной печати Франции; она изображена на французских почтовых марках.

Изображения Марианны размещались на сантимах и франках. Изображение Марианны можно увидеть на евроцентах (1, 2, 5) французской чеканки.

С 1970 года комитетом мэров французских городов прототипом Марианны стала избираться одна из известных красивых женщин страны.

От герба французы отрекались всякий раз, когда в стране уничтожалось монархическое правление, и устанавливалась республика.

На Большом гербе Франции объединены гербы всех французских провинций и территорий.

В конце V века на белом знамени основателя франкского государства Хлодвига были изображены три жабы. В 496 году Хлодвиг принял христианство и сменил белое полотнище на синее – символ святого Мартина, считавшегося покровителем Франции. Длительное время франки имели знамя в виде синей хоругви, укрепленной красным шнуром на кресте.

Геральдическая лилия – это стилизованное изображение цветка желтого ириса, что символизировало в средние века Пресвятую Деву. Лилии еще с X века считались эмблемой королевской династии Капетингов, правившей во Франции до 1328 года.

Знаменем Жанны д’Арк стало белый флаг с лилиями, на одной стороне которого изображался французский герб, а на другой – Бог и два ангела, надписи "Иисус Христос" и "Мария".

Флаг Франции

Белый цвет говорил о святости и чистоте и был символом Пресвятой Девы. В ходе освободительной борьбы Франции этот цвет приобрел значение символа национальной независимости.

Фамильным гербом Бурбонов был синий щит с лилиями, поделенный красной диагональю.

Республиканские восстания 1832 – 1834 гг. в Париже и в Лионе проходили под красными знаменами.

Эмблемой республики 1848 – 1852 года был популярный в народе образ – галльский петух, резная фигурка которого украшала древко официальных флагов с 1830 года.

Наряду с изображением Марианны ликторский пучок считается символом Франции, ее республиканского строя. Ветви дуба и оливы на синем овале – символы достоинства и славы.

С надписью на французском языке гласит "Свобода. Братство. Равенство" связывают символику цветов французского флага: синий – свобода, белый – равенство, красный – братство.

Неофициальный герб Франции: внутри золотого оливкового венка две золотые буквы R.F. в голубом поле. Вензель из латинских букв в центре двойного венка в нижней части цепи составляют инициалы названия "Французская Республика".

Золотой и синий цвета эмблемы указывают на преемственность национальных символов Франции – королевского, наполеоновского и республиканского периодов.

Флаги и гербы Франции


Орифламма


Флаг Франции в XII-XIII веках

Первой известной эмблемой франков было белое знамя с тремя золотыми жабами, которое, согласно легенде, использовал Хлодвиг во время битвы при Толбиаке. После крещения Хлодвига цвет знамени был изменён на синий (цвет святого Мартина, покровителя Франции), а жабы трансформировались в золотые лилии.

Карл Великий в качестве знамени использовал так называемую орифламму — запрестольную хоругвь собора Сен-Дени, красное трёххвостое полотнище с изображением золотых роз или солнца. Орифламма использовалась королями Франции до начала XV века и последний раз появилась на поле боя в битве при Азенкуре.


Флаг Франции в XIV-XVI веках

С XII века короли Франции стали использовать синее знамя с золотыми лилиями. Число лилий варьировалось. Первоначально знамя было усеяно лилиями. Позже их число сократилось до трёх как символ Троицы.


Флаг Франции при Бурбонах

При королях из династии Бурбонов в качестве государственного использовался белый флаг, усеянный золотыми лилиями. В центре флага помещался синий щит с лилиями, окруженный цепями орденов Святого Духа и Святого Михаила и поддерживаемый двумя ангелами.


Личный штандарт Наполеона I

Во время Великой Французской революции повстанцы носили кокарды красного и синего цветов (красный и синий были геральдическими цветами Парижа; этих же цветов была форма муниципальных гвардейцев, участвовавших в штурме Бастилии). В июле 1789 года Лафайет предложил добавить на кокарды белый цвет в напоминание об американских кокардах во время Войны за независимость.

Герб и флаг Франции

Белый цвет воспринимался революционерами не как королевский, а как национальный цвет Франции в целом.

С 1790 года стали появляться различные варианты сине-бело-красных флагов, но рисунок на флагах и порядок цветов варьировался. Наполеон I добавил на флаг имперского орла, сделав знамя похожим на римский вексиллум.

После реставрации монархии был возвращён и белый флаг с золотыми лилиями. Считается, что это было одной из ключевых политических ошибок Бурбонов, так как французский народ уже привык к триколору.


Флаг Франции в 1815-1830 годах

Личный штандарт Луи-Филиппа

Июльская революция вернула сине-красно-белому полотнищу статус государственного флага. Луи-Филипп, "король-гражданин", использовал его в качестве личного штандарта, добавив в центр синий щиток с инициалами "LP Ier".

Наполеон III, возродив империю, сохранил республиканский триколор, но усеял его золотыми пчёлами и добавил в центр флага имперский герб с орлом. (Пчела была личной эмблемой его дяди Наполеона I). После падения империи государственным флагом вновь стал сине-бело-красный триколор без каких-либо добавок и остаётся им до сих пор.


Имперский штандарт при Наполеоне III

Герб Франции до XIV века

История французского герба в целом повторяет историю флага. При Капетингах гербом был лазоревый щит, усеянный золотыми геральдическими лилиями (fleur de lys). В XII веке число лилий постепенно сократилось до трёх, что символизировало Святую Троицу.

Лазоревый (синий) — цвет Мартина Турского, святого покровителя Франции. Синим был цвет плаща, которым святой Мартин согласно легенде поделился с нищим. Лилия — символ Пресвятой Девы Марии, чей культ был очень популярен в средневековой Франции. Есть гипотеза, что лилии — это сильно стилизованные изображения жаб (якобы под знаменем с тремя жабами Хлодвиг I вывел франков на битву при Толбиаке).

Графы Валуа как представители младшей ветви Капетингов использовали герб с лилиями, добавляя к нему кайму или ламбель, однако, заняв французский трон, стали использовать прежний герб с тремя золотыми лилиями на лазоревом щите.


Герб Франции в XIV-XVI веках

Герб Французского королевства в 1589-1789 годах

Со временем французский герб стал обрастать новыми деталями и к концу XVI века приобрёл следующий вид. В гербе два рядом расположенных щита одинаковой формы. На левом для зрителя щите: французский Королевский символ — три золотых лилии (флёр-де-лис) в синем поле. На правом для зрителя щите — герб Наварры. В червленом поле звенья золотой цепи, уложенные в косой и прямой крест и по периметру щита. (Начиная с Генриха IV королевство Наварра находилось в личной унии с королевством Франция). Щиты окружены цепями орденов Святого Михаила (первый во Франции рыцарственный орден; учреждён Людовиком XI в Амбуазском замке в 1469 году) и Святого Духа (высший орден Французского Королевства в период Старого порядка. Учреждён 31 декабря 1578 года Генрихом III). Поверх щитов — золотой открытый рыцарский шлем, увенчанный королевской короной с синим покровом.

Герб Первой империи

Держатели — два стоящих на облаках ангела в геральдических одеяниях (называемых табард) Франции и Наварры, соответственно, держащих соответствующие флаги. Горностаевую мантию венчает большая Королевская корона, над которой расположена Священная Орифламма, или военная хоругвь Франции, поднимаемая Королем в моменты величайшей опасности. Кстати, она была утрачена в 1415 году в битве при Азенкуре во время Столетней войны. Девиз Франции, написанный на синей ленте по бокам большой короны, содержит надпись Montjoie Saint Denis ("Монжуа Сен-Дени", то есть "С нами Святой Дионисий"). Это боевой клич французов, а также название аббатства в северном пригороде Парижа, где изначально хранилась Орифламма и погребены многие короли.

Великая Французская революция смела монархическую геральдическую символику. Вместо неё появились новые символы — триколор и ликторский пучок. Наполеон I, преобразовав республику в империю, вернул и герб. Но на этот раз его центральной фигурой стал золотой орёл с пучком молний в лапах на фоне синего диска, окружённого цепью учреждённого в 1802 году ордена Почетного легиона. Диск помещался на фоне скрещенных скипетров и усеянной пчёлами (личная эмблема Наполеона) мантии с короной.

После реставрации Бурбоны вернули прежний герб, из которого был убран наваррский щит. Бурбоны продолжали титуловать себя "королями Наварры", но фактически автономия этого королевства была упразднена ещё во время Великой Французской революции.

В 1830 году "Король-гражданин" Луи-Филипп ввёл новый герб, заменив ангелов-щитодержателей французскими знамёнами, а год спустя заменил щит с гербом Орлеанской ветви Бурбонов изображением Конституционной хартии 1830 года.

Наполеон III вернул имперский герб с орлом, внеся в него косметические изменения.

После окончательной ликвидации монархии Франция вовсе отказалась от герба, вместо которого стали использоваться неофициальные эмблемы, в основе которых лежит ликторский пучок.

Герб Франции в 1814-1830 годах Герб «Июльской монархии»

На главную

Имена и идентификационные знаки

Христианской религией признавалось одно-единственное даваемое при рождении имя. Начиная с тысячного года имена германского происхождения начали отступать перед христианскими именами, то есть вписанными в святцы именами святых и великомучеников: Мария, Мартин, Мишель, Пьер и Гильом становятся популярными (с любыми возможными вариациями: Гильемет, Гильемина и т. д.) Имя Филипп, широко распространенное в Византии, было введено во Франции королевой Анной Киевской (Анна Ярославна, супруга Генриха I). Капетинги заимствовали у своих каролингских предков имена Карл и Людовик (отвергнув Карломан и Пипин), добавив к ним имена, распространенные в их собственной династии: Роберт, Гуго и Эд. В больших феодальных семьях некоторые имена переходили из поколения в поколение: принцы Гаскони отдавали предпочтение имени Санш; графы Анжуйские – имени Фульк, а графам Тулузским нравилось имя Раймонд. В Латинских государствах на Востоке считалось престижным носить имя Бодуэн. Передача имен от отца к сыну или от матери к дочери практиковалась и в скромных семьях, что привело к необходимости образования уменьшительно-ласкательных имен для различения представителей разных поколений. Сына Пьера звали Перрен или Перринэ, после смерти отца он, наконец, получал право ношения имени, данного ему при рождении. Марион, Жаннэ, Гильемэн были также именами, стоящими «на листе ожидания», хотя их носители иногда сохраняли уменьшительные формы до конца своих дней. Начиная с IX столетия для отличия носителей распространенных имен в некоторых регионах вводится присоединение к первому второго имени (фамилии), в качестве которого использовалось имя отца (часто уменьшительное). Так, в семействе герцогов Гасконских сыновей Санша Лу звали Азнар Санш и Санш Санксьон. В XIII столетии эта практика получила повсеместное распространение как в городах, так и в деревнях. В аристократических семьях второе имя было названием главного фьефа (Матьё сир Монморанси становился Матьё де Монморанси). В семьях попроще второе имя образовывали от имени отца, причем использование уменьшительного имени было предпочтительнее: Перрэн, Перро, Пейр. Географическое название места рождения или профессия часто служили вторыми именами: Жан де Бург-ля-Рэн или Буше (от boucher – мясник). Характерные физические особенности (Шов – лысый, Брэн – темноволосый) часто использовались в качестве вторых имен. Названия животных также часто фигурировали в качестве вторых имен, хотя следует отметить, что «птичьи и рыбьи» (Pinson – зяблик, Goujon – пескарь) имена присваивались довольно редко, но часто использовались названия домашних животных или хорошо знакомых млекопитающих: Шеваль – лошадь, Сэр – олень, Кок – петух, Мутон – баран, Льевр – кролик.

Анна Киевская

До XII в. библейские имена носили как христиане, так и евреи. Но постепенно евреи стали чаще присваивать своим детям имена, заимствованные из Ветхого Завета, к которым они добавляли географические названия мест, откуда они были родом. Приняв христианство, многие из них сохраняли упоминание об их первой национальной принадлежности, например Эрман ле Жюиф (Эрман – еврей).

Графическое изображение одних и тех же имен часто не совпадало, так как секретари судов писали их на слух, допуская искажения. Понятие индивидуальной подписи не существовало.

Франция — гербы и флаги

К тому же большинство людей Средневековья были неграмотны. Даже короли подписывались только своими инициалами, сплетая их в сложные узоры, называемые подписью. Авторы подписывали свою интеллектуальную собственность акростихом или какой-либо оригинальной формулировкой. Количество авторских рукописей, очень незначительное в период раннего Средневековья, постепенно увеличивалось. Начиная с XII столетия нотариусы различали два вида подписей: сложную, называемую «большой» для скрепления торжественных актов и важных документов и именную, ставшую прообразом современной подписи.

Печати средневековой Франции

Но не только имена идентифицировали человека Средневековья. Существовали еще два признака, получившие большое распространение в тот период: печать и герб. Для засвидетельствования подлинности акта или документа пользовались печатью, оттиск которой, представлявший символический образ или буквы, выгравированные на металлической матрице (серебро), наносился на мягкий материал (воск или свинец).

Гербы были характернейшим идентификационным признаком, свойственным средневековому Западу, и являлись официальными эмблемами личности, семьи или коллектива граждан (братства, корпорации, города, ордена и т. д.). Композиция гербов подчинялась строгим правилам, касавшихся выбора цветов и символов. Первые эмблемы появились в XII в. на щитах рыцарей, участвующих в турнирах и битвах, и ставших неузнаваемыми в военных доспехах (кольчуга, каска). Носимая в течение долгого времени одним и тем же рыцарем эмблема, цветовое решение которой и образы не менялись в течение долгого времени, постепенно становилась гербом.

Наряду с родовым именем гербы становились наследуемым признаком, способствующим формированию идентичности и родовой памяти. В течение XIII столетия собственные гербы появились у женщин, духовенства, горожан, ремесленников и даже у крестьян (в Нормандии и Фландрии). В следующем веке обладателями гербов становятся юридические лица: города, цеховые корпорации, религиозные объединения, различные государственные и административные структуры. Вопреки хотя и укоренившемуся, но неверному представлению, согласно которому право владеть гербом предоставлялось только верхушке общества, эта привилегия была доступна любому гражданину и не зависела от его социального происхождения. Единственным условием было не посягать на цветовые и графические решения уже существующих гербов.

Рисунки или гравировки гербов украшали письменные документы, монументы, бесчисленные предметы домашнего обихода. Именно благодаря их изображениям историкам удалось присвоить даты тем или иным историческим объектам. Специалисты в области геральдики изучают не только систему символов, лежащую в основе их изображений, но и всю совокупность образов, заимствованных из романов, библейских сказаний, мифов и легенд, а иногда и представляющих реальных персонажей, живших задолго до появления гербов (короли, святые, папы). В рисунках на гербах явно прослеживается влияние модных тенденций, в частности, в преобладании голубого цвета над красным, бывшим когда-то доминирующим.

ЛИЛИЯ — один из наиболее многоплановых и даже противоречивых символов среди цветов; отождествляется с христианской религиозностью, чистотой, невинностью. Христиане считали, что лилия проросла из слез Евы, когда та покидала рай. Также это эмблема Девы Марии, которая имела еще и имя Мадонны лилии. Тройная лилия — символ Троицы и трех добродетелей: Веры, Надежды и Милосердия.

Лилия была также атрибутом многих святых.

Герб Франции: фото с описанием, значение, история создания

Архангела Гавриила часто изображали с лилиями в руках в сценах Благовещения. Обычай изображать христианских святых с лилиями берет начало от Нагорной проповеди, в которой Иисус использовал знаменитые «лилейные поля» в качестве аллегории того, как Бог вознаградит тех, кто отказался от жажды наживы, однако сейчас этими цветами считаются анемоны.

Еще одно библейское упоминание (Песня Песней Соломона) — это сравнение губ любимой с лилиями, вероятно, красными.

Белые лилии наряду с чистотой могут иногда символизировать смерть. В то же время это весенний цветок, распускающийся во время Пасхи. Пасхальная

Герб французских королей

лилия — цветок необычайно красивый, его белизна символизирует непорочность.

В классической мифологии лилия как символ чистоты восходит к изображению молока, льющегося из груди богини земли Геры, супруги Зевса. В соответствии с древними традициями лилия также ассоциируется с плодовитостью и эротической любовью из-за ее пестика, имеющего стреловидную или копьевидную (фаллосоподобную) форму, и специфического сильного аромата.

Лилии связывают с плодородием не только в Греции, но и в Египте, и повсеместно на Ближнем Востоке, где они составляют популярный мотив в узорах.

Лилии символизировали процветание и королевскую власть в Византии, именно это способствовало тому, что лилии стали эмблемой французских королей.

От пчелы к лилии

С эпохи Возрождения лилия фигурирует в искусстве как символ благой вести.

Существует версия о происхождении этого символа из орнаментального обобщения пчелы.

В противоположность розе лилия означает мужское начало.

Цветок лилии — главный цветочный символ в геральдике, хотя используется в сильно стилизованной форме. Лилия олицетворяет совершенство, поэтому выражение «золотить лилию» означает пытаться улучшить то, что в улучшении не нуждается: «Золотить золото высшей пробы и красить лилию… это напрасная трата времени и смехотворное излишество» (В. Шекспир. «Король Джон»).

Водяная лилия (лотос) — совершенно другое растение с более широким символическим рядом.

Слайд 1

Символы Франции

Слайд 2

Флаг Франции является национальной эмблемой Франции в соответствии со 2-ой статьёй французской конституции 1958 года. Он состоит из трёх вертикальных полос — синей, белой и красной — и имеет пропорции 2 к 3.

Слайд 3

Синее знамя использовалось еще со времен Хлодвига I, первого франкского короля, и было связано с цветом облачения святого Мартина Турского , покровителя Франции. По легенде святой поделился своим плащом (синего цвета) с нищим у Амьена, а Хлодвиг после принятия христианства около 498 года сменил в честь него белое знамя на синее. Белый цвет в период с 1 6 38 по 1790 гг. являлся цветом королевского флага и некоторых морских знамён. С 1814 по 1830 гг., он также был цветом стягов королевской армии. Белый цвет символизирует Францию и все то, что связано с божественным порядком, с Богом (отсюда и выбор этого цвета в качестве основной эмблемы королевства Во времена правления Гуго Капета и его потомков короли Франции имели красную орифламму в честь святого Дионисия, так как он был легендарным основателем аббатства, которое со времён Дагоберта I было особенно почитаемо.

Слайд 4

Нынешний эмблема стала символом Франции после 1953 года, хотя и не имеет никого правового статуса в качестве официального символа. Эмблема состоит из: пельты с головой льва и монограммой «RF», означающей République Française (Французская республика); ветки оливы, символизирующей мир; дубовой ветви, символизирующей мудрость; фасции, являющейся символом правосудия. Герб

Слайд 5

История гербов : До 1376 1376—1589 1589—1789 1804—1814 1814—1830 1830—1848 1852—1870 1898—1940 1941—1944 1946—1958

Слайд 6

Марианна — национальный символ, а также прозвище Франции с 1792 года. Изображается молодой женщиной во фригийском колпаке. Она является олицетворением национального девиза Франции «Свобода, Равенство, Братство». Скульптурные изображения Марианны являются обязательным атрибутом учреждений органов власти, судов, муниципалитетов и так далее. Её профиль размещён на государственной печати Франции; она изображена на французских стандартных почтовых марках. До введения евро изображения Марианны размещались на монетах, соответственно на сантимах и франках. В настоящее время изображение Марианны можно увидеть на евроцентах французской чеканки

Слайд 7

Жанна Д’Арк — национальная героиня Франции, одна из главнокомандующих французскими войсками в Столетней войне. Попав в плен к бургундцам, была передана англичанам и сожжена на костре как еретичка. Впоследствии реабилитирована и причислена Католической церковью к лику святых.

Слайд 8

Б агет Французский багет— длинная и тонкая булка белого хлеба, мягкая внутри, с хрустящей корочкой, часто припудренная мукой. У стандартного багета длина примерно 65 см, ширина 5-6 см и высота 3-4 см. Вес приблизительно 250 г. Своеобразный символ Франции.

Слайд 9

Галльский петух Галлами древние римляне называли кельтов, населявших Галлию — территорию современной Франции, Бельгии и Северной Италии. Латинское слово « gallus » означает не только «галл», но и «петух». Французский учёный Адольф Блок разъяснил, что римляне дали такое название кельтам потому, что они все были рыжеволосыми и огненно-рыжие хохолки их напоминали петушиные гребешки. При Луи-Филиппе изображение галльского петуха стали применять на знамёнах и рукоятках холодного оружия. В 1899 году президент Французской Республики Эмиль Лубе издал декрет о том, чтобы изображение галльского петуха чеканить на десяти- и двадцатифранковых монетах.

Флаг и герб Франции

Французский нумизмат Дюкрок утверждал, что галльский петух неправильно считается национальной эмблемой, доказывая это тем, что в коллекции галльских монет, хранящейся в Парижской национальной библиотеке, из 10413 монет только на четырнадцати изображён петух; тем не менее выражение галльский петух вошло в литературную речь как аллегория Франции

Слайд 10

Эйфелева башня — самая узнаваемая архитектурная достопримечательность Парижа, всемирно известная как символ Франции, названная в честь своего конструктора Густава Эйфеля. Сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней. В 2006 году на башне побывало 6 719 200 человек, а за всю её историю до 31 декабря 2007—236 445 812 человек. То есть башня является самой посещаемой достопримечательностью мира. Этот символ Парижа задумывался как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — это была эпоха внедрения радио.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *