Города и Страны

Дворец Царицы Хатшепсут

Среди бескрайних, уходящих за горизонт, песков, возвышаются известняковые безжизненные горы, которые венчает заупокойный храм первой в истории человечества женщины-фараона – прославившей себя в древние времена царицы Хатшепсут. Удивительная царица оставила потомкам потрясающий воображение архитектурный комплекс, которому она дала имя Джесер Джесеру – Священнейших из священных – и о котором металось её сердце в беспокойстве: что же скажут люди о сотворённом ею памятнике и достоин ли этот храм отца её, бога Амона. О волнении царицы свидетельствуют слова, начертанные на одном из обелисков Хатшепсут.

Хатшепсут

Сама Хатшепсут была дочерью причисленного посмертно к богам фараона Тутмоса I, а также, несмотря на близкие родственные связи, она была супругой своего сводного брата Тутмоса II. Тутмос II имел несколько жён, и была у него младшая супруга Исида, от которой был рождён наследник фараоновой династии Тутмос III. К моменту смерти сводного брата сын Исиды был ещё слишком молод, чтобы взять на себя бразды правления и Хатшепсут стала его регентом. Однако, вкусив власти и имея, как свидетельствуют египтологи, чувство несокрушимой гордости Хатшепсут провозгласила себя полноправной и единственной царицей, имеющей право владычествовать над Египтом. Годы её правления стали яркими страницами египетской истории: пятнадцать лет царствования ознаменовали победы в войнах, были отреставрированы значимые для Египта достопримечательности и было построено множество памятников, кстати, по количеству построенных архитектурных памятников Хатшепсут превзошёл только Рамсес II. Наследнику, чтобы занять предназначенный ему по праву рождения престол, пришлось терпеливо ждать, когда Хатшепсут покинет мир и отправиться на загробной ладье в царство мёртвых.

История храма

Следуя традиции фараонов свой заупокойный храм Хатшепсут начала строить ещё при своей жизни. Строительством, на которое ушло девять лет, занялся архитектор Сенмут. В 1473 году до рождества Христова величественное здание было построено и сегодня храм занимает важнейшее место среди легендарных памятников Египта.

Место для строительства заупокойного храма было выбрано неслучайно, сегодня эта местность носит название Дейр эль-Бахри, а в древности, благодаря точным расчётам жрецов, над песками выросло здание, расположенное на оси храма Амона в Карнаке, и находящееся близко, по другую сторону горы, к Долине царей. Когда-то территория храма была цветущим садом, где плескались бассейны и тянулись к солнцу экзотические растения, а сам храм был популярным местом, куда тянулись паломники с целью помолиться и испросить для себя благ земных.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Даже сегодня среди фресок на храмовых стенах, рассказывающих о правлении Хатшепсут и сцен, отражающих жизнь богов, можно увидеть надписи с просьбами о помощи и исцелении.

В начале нашей эры, когда на египетской земле появились первые христиане, в храме была организована коптская церковь, но как только христиане ушли, строение было подвержено разрушению, и в 1891 году занимающийся древним Египтом учёный Эдуард Навилль нашёл здесь только руины. Именно этот египтолог приступил к реконструкции храма и восстановительные работы учёными продолжаются и по сей день.

Общая информация

Храм Хатшепсут по своему внешнему облику разительно различается с тяжеловесной архитектурой Луксора: вместо грозных пилонов – воздушные, взлетающие над склонами холмов, террасы, вместо гулких аскетичных переходов – множество скульптур. К вырубленному в скале святилищу ведут соединённые широкими пологими пандусами три ступени, по своей площади, являющиеся террасами, которые некогда украшали зелёные насаждения, пруды и ярко раскрашенные, с головой Хатшепсут в образе бога Осириса сфинксы. Правда, нижнюю ступень украшают каменные соколы, словно взлетевшие на ограждающую ступень стену. На этом ярусе сохранились повествующие о военном торжестве и строительных работах изображения.

Рельефы второго яруса повествуют о жизни царицы, включая экспедицию Хатшепсут в африканские поселения на востоке. Лестница за счёт изображённых на ней фигур кобры и сокола, символов Верхнего и Нижнего Египта, являются символом единства этого государства.

Верхний ярус был в своё время предназначен для проведения на нём священных ритуалов. В храме, когда-то было около двухсот искусно выполненных статуй, но из-за Тутмоса III, который не питал родственных и благоговейных чувств к царице, после смерти Хатшепсут многие статуи были разрушены и закопаны рядом с храмом. Современные археологи во время раскопок находят эти предметы искусства и восстанавливают их на прежних местах в первоначальном виде, но, к сожалению, многие фрагменты бесценных рельефов и скульптур были вывезены из страны и воссоздать полностью этот памятник древний культуры уже невозможно.

Как добраться до храма Хатшепсут

Храм Хатшепсут расположен рядом с городом-курортом Луксор, в Дейр эль-Бахри, что находится в отдалённой части древних Фив. Добраться до этой египетской достопримечательности возможно из Эль-Гуны, Хургады, Каира, Дабаха, Сафаги и Макади на автобусе, а из Шарм-эль-Шейха и на самолёте. Из Каира до храма Хатшепсут лучше добираться на поезде, который следует до железнодорожного вокзала Луксора. Между Асуаном, Каиром и Ком-Омбо по Нилу до Луксора ходят круизные суда, судоходный сезон которых длится с октября по первые числа мая.

Стоимость обзорных экскурсий напрямую зависит от туроператоров, самая низкая цена на экскурсию к храму Хатшепсут в 2014 году составляла 55 долларов.

ХРАМ ЦАРИЦЫ ХАТШЕПСУТ В ДЕЙР-ЭЛЬ-БАХРИ

Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на царство живых и царство мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов…

К таким заупокойным храмам, вырубленных в скалах западного берега Нила, относятся два колосса Древнего Египта: храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и храм Рамсеса II Великого в Абу-Симбеле.

Царица Хатшепсут (правила в 1525-1503 годах до н.э.) была женой фараона Тутмоса II. После смерти мужа она узурпировала трон, лишив престола законного наследника — своего пасынка Тутмоса III, который, как считается, был рожден от женщины нецарского происхождения. В годы правления царицы Хатшепсут в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут таким образом стремилась обессмертить свое имя. Забегая вперед, скажем, что этой ей не удалось — судьба, увы, жестоко отомстила царице…

Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков храма свой портрет.

Сегодня место, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим громадным размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и резко выделяется из всех его храмов.

Царица Хатшепсут. "Находящаяся впереди благородных дам"

Это одно из самых замечательных произведений древнеегипетской архитектуры. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм Хатшепсут был построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Царица Хатшепсут тем самым хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол.

Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с портретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Эти сфинксы были ярко раскрашены — тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая: красная и зеленая. Пьедесталы сфинксов украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая двором перед храмом, обнесена стеной, украшенный каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Ранее ее обрамляли монументальные фигуры львов. По сторонам портика некогда возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут в образе сфинкса, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ.

От ворот до подножия лестницы вела аллея сфинксов. Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Некогда в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. В западной части террасы также возвышается портик, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. Четырехгранные колонны портика целиком высечены из монолитного камня. На стенах портика высечены рельефные композиции с изображением сцен из жизни царицы Хатшепсут: брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом царицы Хатшепсут был фараон Тут-мос I), рождение Хатшепсут от этого "божественного" брака, ее коронация, получение царицей благословения от богини Хатор, и т.д. На противоположном конце террасы представлены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт для вывоза оттуда драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях — типично африканские сюжеты. Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это — геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта.

Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита. Верхняя терраса предназначалась для самых главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор — покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открываются вырубленные в скалах подземные залы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а главные двери были изготовлены из "черной меди" с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром). Высеченные в скалах залы украшены прямоугольными и многогранными колоннами. Полы были выложены золотыми и серебряными плитами, а кедровые двери инкрустированы бронзой. Стены и своды залов были покрыты ярко раскрашенными рельефами.

Всего в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. В главном зале находилось огромное мраморное изваяние царицы (от него сохранились только обломки). Скульптуры из храма Хатшепсут являются самым выдающимся образцом древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 метров), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центрального святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы. Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. После смерти царицы взошедший на престол законный наследник Тутмос III первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их обнаружили археологи…
     

Реферат: Храм царицы Хатшепсут

Институт экономики, управления и права (г.Казань)

Набережночелнинский филиал

Реферат

По дисциплине: Культорология

Тема: Храм царицы Хатшепсут

Усанова Елена Сергеевна группа 891У

Набережные Челны-2009

Величайшими сооружениями эпохи Нового царства стали храмы, или «дома» богов, как их называли древние египтяне. Воды Нила разделили Древний Египет на две части: восточную и западную, на Царство Живых и Царство Мертвых. На восточном берегу Нила возводились дворцы фараонов и громадные храмы, славящие богов; на западном берегу строились пирамиды, гробницы и заупокойные храмы, где совершалась служба в честь умерших и обожествленных фараонов. Один из них — заупокойный храм царицы Хатшепсут (1525—1503 гг. до н. э.), посвящённый богине Хатхор. Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.

Хатшепсут была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени — вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Ей воздавались все подобающие фараонам светские и религиозные почести, ее изображали, как и полагалось настоящему фараону, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Женщина-фараон Хатшепсут была личностью незаурядной. Царица на протяжении многих лет будила фантазию романистов и загадывала египтологам все новые загадки.15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. Во время своего царствования Хатшепсут не столько воевала, сколько сооружала новые и восстанавливала старые храмы. В годы правления царицы в долине Нила велись значительные строительные работы, в том числе перестраивался и расширялся храм Амона в Карнаке. Вероятно, Хатшепсут тем самым стремилась обессмертить свое имя. С её именем связана также далёкая морская экспедиция в далекую страну Пунт. Прославлению царицы Хатшепсут служили её многочисленные изваяния.

Храм Хатшепсут построен рядом с храмом фараона Ментухотепа I, который почитался как родоначальник фараонов XVIII династии. Царица Хатшепсут тем самым хотела подчеркнуть свое право на захваченный ею в обход законного наследника престол. Строительство заупокойного храма началось еще при жизни царицы Хатшепсут. Его строил придворный архитектор Сенмут. Возводя храм, Сенмут заготовил в нем тайную гробницу и для себя, и оставил в одном из потаенных уголков храма свой портрет.

Сегодня место, где находится храм Хатшепсут, носит арабское название Дейр-эль-Бахри. По своим размерам и обилию декоративных украшений этот храм превосходит все прочие подобные сооружения Древнего Египта и выделяется из всех храмов Древнего Египта. Это одно из самых замечательных произведений древнеегипетской архитектуры. Храм Хатшепсут относится к типу полускальных — наземные помещения сочетаются в нем со святилищем, вырубленным в скалах. Храм состоит из трех террас-ступеней, возвышающихся друг над другом и соединенных пологими лестницами-пандусами. В древности на этих террасах были устроены пруды с зарослями папируса и посажены деревья. Дорогу к храму украшали сфинксы с и ярпортретными головами царицы Хатшепсут в облике бога Осириса. Эти сфинксы былко раскрашены — тело и лицо желтые, борода синяя, головная повязка полосатая: красная и зеленая. Пьедесталы сфинксов украшали рельефы, изображающие связанных пленников.

Нижняя терраса, служащая двором перед храмом, обнесена стеной, украшенной каменными изображениями соколов со знаками царской власти. С запада двор замыкает 22-колонный портик, разделенный посередине лестницей-пандусом. Ранее ее обрамляли монументальные фигуры львов. По сторонам портика некогда возвышались колоссальные, 8-метровой высоты, фигуры царицы Хатшепсут в образе бога Осириса. Портик украшают раскрашенные рельефы, изображающие царицу Хатшепсут в образе сфинкса, попирающую врагов и приносящую жертву богу Амона. Здесь же можно видеть сцены военных парадов, вереницы невольников, эпизоды строительных работ. От ворот до подножия лестницы вела аллея сфинксов. Лестница, рассекающая портик, выводит на вторую террасу. Некогда в ее центре находился искусственный пруд, окруженный деревьями. В западной части террасы также возвышается портик, рассеченный лестницей и служащий основанием для третьей, верхней террасы. Четырехгранные колонны портика целиком высечены из монолитного камня. На стенах портика высечены рельефные композиции с изображением сцен из жизни царицы Хатшепсут: брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном-Ра (на самом деле отцом царицы Хатшепсут был фараон Тутмос I), рождение Хатшепсут от этого «божественного» брака, ее коронация, получение царицей благословения от богини Хатор, и т. д. На противоположном конце террасы представлены рельефы, повествующие об экспедиции, посланной царицей в легендарную страну Пунт для вывоза оттуда драгоценностей и редких растений. Как считает большинство исследователей, под страной Пунт следует понимать восточное побережье Африки. Вероятно, эта же страна была в древности известна жителям Ближнего Востока под именем Офир. Рельефы изображают обезьян, пантер, жирафов, хижины на сваях — типично африканские сюжеты. Лестница, ведущая на верхнюю террасу, украшена скульптурами гигантских кобр, на спине каждой из которых сидит сокол. Это — геральдические фигуры, символизирующие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет, а вся композиция призвана олицетворять единство Египта. Лестницу обрамляет пара сфинксов, высеченных из красного асуанского гранита. Верхняя терраса предназначалась для самых главных храмовых ритуалов. Здесь находится вход в вырубленное в скалах святилище Хатшепсут. Фасадом святилища является портик с четырехгранными колоннами, перед каждой из которых некогда стояла монументальная статуя царицы. Эти громадные статуи были видны далеко с проплывающих по Нилу судов. Всю террасу окружали колонны. Здесь же находились несколько маленьких храмов-молелен. В южном крыле портика располагалось святилище богини Хатор — покровительницы царицы Хатшепсут.

В глубине за колоннадой портика открываются вырубленные в скалах подземные залы. Вход в главный зал обрамляли трехметровые статуи царицы Хатшепсут в образе бога Осириса, а главные двери были изготовлены из «черной меди» с инкрустациями из электра (сплав золота с серебром).

Храм Хатшепсут в Египте

Высеченные в скалах залы украшены прямоугольными и многогранными колоннами. Полы были выложены золотыми и серебряными плитами, а кедровые двери инкрустированы бронзой. Стены и своды залов были покрыты ярко раскрашенными рельефами.

Всего в храме стояло более двухсот статуй, из них 140 сфинксов. В главном зале находилось огромное мраморное изваяние царицы (от него сохранились только обломки). Скульптуры из храма Хатшепсут являются самым выдающимся образцом древнеегипетского искусства эпохи XVIII династии. Они изображают царицу Хатшепсут в трех видах: в виде фараона, в виде бога Осириса и в облике сфинкса. Эти портреты донесли до наших дней облик древней правительницы: сужающийся к подбородку овал лица, маленький рот, миндалевидные глаза под широкими дугами бровей, линии век с помощью грима продлены к вискам. На всех статуях ваятели постарались точно передать портретное сходство, но если у сфинксов и у статуй больших размеров (высотой 8 и 5 метров), являвшихся частью внешнего оформления храма, намечено только общее сходство, и воспроизведены лишь наиболее характерные черты, то статуи из центрального святилища, имевшие культовый характер, сделаны первоклассными мастерами и в очень тонкой и мягкой манере воссоздают портретный облик царицы.

Хатшепсут умерла около 1468 г. до н. э. Поскольку ещё далеко не достигла преклонного возраста, выдвигались версии, как естественной кончины, так и насильственной смерти царицы. Однако проведённый в 2007 анализ мумии, идентифицированной как Хатшепсут, показал, что на момент её смерти, было приблизительно 50 лет и скончалась она исключительно от болезней (рак костей и печени, усиленный диабетом) Нам не известно, была ли сама царица когда-либо погребена в великолепном кварцитовом саркофаге, который был найден в этой гробнице пустым.

Тутмос III вернул мумию деда в её первоначальное место погребения, и считается, что он мог перенести и мумию мачехи. Фрагменты деревянного позолоченного саркофага, возможно, принадлежавшего Хатшепсут, были обнаружены в 1979 среди обрывков пелён и остатков погребального инвентаря в незавершённой гробнице последнего фараона XX династии Рамсеса XI (KV4). В результате проведённого каирскими учёными анализа ДНК мумий 26 июня 2007 года мумия из гробницы Сат-Ра была официально идентифицирована как тело Хатшепсут. После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.

Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам «священнейший из священных» уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.

Знаменитый археолог Эдуард Навилль, исследовавший этот район в 1891 году, даже не мог предположить, что храм царицы Хатшепсут удастся когда-нибудь восстановить. Ведь многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление комплекса. Их работа продолжается до сих пор. Год за годом ученые по крупицам собирают и воссоздают рельефы, статуи и архитектурные элементы. Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз на современных туристов смотрят пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее , как достойно отца ее !»»

Перед тем, как посетить храм Хатшепсут, находящийся рядом с древней столицей Египта Луксором, уделите хотя бы на несколько минут еще одному древнему памятнику и Месту силы Египта – колоссам Мемнона.

Колоссы Мемнона представляют собой две гигантские статуи сидящего на троне фараона Аменхотепа III, правившего во времена Нового царства. Но свое название они получили в честь легендарного Мемнона, который был царем Эфиопии. К колоссам он на самом деле не имеет никакого отношения, но греки называли храм Аменхотепа Memnonium, и это название прижилось.

Один из колоссов Мемнона

Колоссы являются частью мемориального (заупокойного) храма Аменхотепа и выглядят как двадцатиметровые исполины, сложенные из крупных каменных блоков. Храм Аменхотепа был культовым центром, который строился еще при жизни фараона, где ему поклонялись как богу. В свое время этот храмовый комплекс по праву считался самым роскошным и самым огромным в Египте, в наши же дни на территории храма уже несколько лет идут раскопки.

В I в. одна из статуй Мемнона, поврежденная землетрясением, на рассвете начала издавать печальные мелодичные звуки, «петь», эти звуки были вероятнее всего вызваны повышением температуры и испарением росы внутри породы, из которой сделаны колоссы. Но легенда о «Поющем Мемноне» быстро распространилась и по представлениям древних, таким образом мифический эфиопский царь Мемнон, приветствовал свою мать — богиню утренней зари Эос. После реставрации, проведенной в III в. по приказу римского императора Септимия Севера, «поющая» статуя умолкла навсегда, но до сих пор эти загадочные статуи поражают своим величием и мощью.

Световые или энергетические эффекты рядом с колоссами Мемнона

После остановки у колоссов Мемнона продолжите свой путь к храму Хатшепсут, который поистине является одним из современных чудес Света. Примечательно то, что Хатшепсут была одной из немногочисленных женщин-фараонов и по праву занимает почетное место в одном ряду с известнейшими женщинами в мировой истории. При этом Хатшепсут не была первой или единственной женщиной-фараоном в Древнем Египте, которым по традиции правили мужчины. До нее в разные периоды времени Египтом правили еще две женщины: Нейтикерт и Нефрусебек, но в отличие от Хатшепсут (правившей более 21 года) эти царицы правили совсем не долго.

Хатшепсут, чье имя означает «Первая среди благородных», была дочерью фараона Тутмоса I, «великой супругой» фараона Тутмоса II и матерью фараона Тутмоса III. Известно, что после смерти Тутмоса II в 1490 до н. э. фараоном провозгласили 12-летнего Тутмоса III, а Хатшепсут преемницей-регентшей, но спустя несколько лет малолетнего фараона отстранили от власти, и к трону пришла царица Хатшепсут.

Рельеф с изображением Хатшепсут в мужском обличии и бога Амона

Так как по правилам, фараоном мог быть только мужчина, на официальные церемонии Хатшепсут часто надевала накладную бороду и мужские одежды, и до сих пор сохранилось много ее изображений и статуй в этом «мужском» облике.

Во время своего правления Хатшепсут прославилась в очень многих сферах, особенно в сфере строительства, построив и восстановив множество памятников (больше неё строил только фараон Рамсес II). Самым известным памятником является великолепный террасный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри, строившийся на протяжении 9 лет. Это святилище должно было демонстрировать ее могущество и величие. И действительно украшенный колоннадами портиков храм великолепно вписался в окружающий скальный ландшафт западного берега Нила, в храме было 200 статуй, 40 осирических статуй, изображавших царицу сидящей или коленопреклоненной, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу, ведущую к храму.

Храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри

Создателем этого архитектурного чуда считается Сенмут, талантливый строитель, архитектор и крупный сановник. Он же являлся одним из организаторов знаменитой экспедиции Хатшепсут в легендарную страну Пунт, предположительно находящуюся на территории современного Сомали. История этой торгово-исследовательской экспедиции запечатлена на стенах храма Хатшепсут. Целью путешествия в «страну бога» было установление торговых отношений и приобретение экзотических товаров: пантер, шкур редких животных, страусовых перьев, слоновой кости, золота, ценных сортов древесины и самих живых деревьев, пересаженных в корзины, и, в особенности, благовоний для храмовых ритуалов.

К святилищу храма царицы Хатшепсут в Дейр эль-Бахри, вырубленному в скале, ведут три ступени, представляющие собой большие террасы, на которых в прошлом располагались растения, деревья и пруды. Рельефы храма рассказывают про жизнь самой царицы Хатшепсут, про организованную ей экспедицию в страну Пунт. Самый верхний ярус предназначен непосредственно для проведения ритуалов.

Одна из террас храма Хатшепсут

До сих пор рядом с храмом и в нем самом чувствуется сильная энергия мудрой власти, мощи и величия царицы. Можно сказать, что сам храм играет роль искусно созданного резонатора, усиливающего природные особенности самого места, где он построен, выступая как канал связи, проводник в те далекие времена и кажется, что вот-вот из-за угла храма или из святилища выйдет сама царица Хатшепсут, в сопровождении своей свиты.

Цветные изображения в храме Хатшепсут: бог Гор и царица

При посещении храма Хатшепсут, конечно нельзя обойти вниманием величественный Нил, переправляясь через который мы и добираемся до храма.

Женщина-фараон Древнего Египта Хатшепсут

Нил считается самой длинной рекой в мире, ведь протяженность его русла составляет почти 7000 километров. Великий Нил представляет собой две реки – Белый Нил (текущий из Эфиопии) и Голубой Нил (текущий из Руанды).

Фелюка (традиционная парусная лодка) на фоне Нила

За время исследования Долины Нила были открыты тысячи памятников, но большую часть древних построек, сокровищ и произведений искусства пока еще скрывают пески Северной Африки. Цивилизация Древнего Египта во многом обязана своим развитием и существованием Нилу. Если бы не Нил, то Египет с его ничтожным количеством осадков и 90% территории в виде пустыни был бы малопригоден для жизни. Благодаря этой реке еще в 3-м тысячелетии до н. э. Египет превратился в самое большое и процветающее государство Восточного Средиземноморья.

Вид с Нила на берега в районе Луксора

Путешествуя по Нилу на фелюке (традиционная парусная египетская лодка) можно почувствовать невероятную жизненную силу, саму энергию жизни этой реки, с которой приходит ощущение спокойствия, умиротворенности, гармонии. А если Вы хотите насладиться видами Нила и посетить все сакральные места древних, расположенные по его берегам, отправляйтесь в 10-дневый круиз по Нилу на огромном корабле-отеле или хотя бы прокатитесь по этой волшебной реке на одном из многолчисленных речных трамвайчиков, курсирующих по Нилу.

Нильские речные трамвайчики

Автор: Ксения Куприянова — таролог, астролог

Фото из личного архива Ксении Куприяновой

Храм царицы Хатшепсут в Дейр эль Бахри

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *