Города и Страны

Донецкий Драматический Театр

Донецкий национальный академический музыкально-драматический театр (Донецк)

г. Донецк, ул. Артема, д. 74 «а», тел.: (+38 062) 305-32-66, 305-26-98, 305-32-13.

Посмотреть на карте

Творческая биография театра началась в 1927 году, когда в Червонозаводском районе Харькова (тогда столицы Украины) был создан украинский рабочий театр, который должен был выполнять культурно-просветительскую миссию на востоке Украины. Основу труппы составили актеры Харьковского государственного народного театра и знаменитого театра «Березиль». Первым руководителем стал воспитанник В. Немировича-Данченко, известный режиссер О. Загаров, а через год художественным руководителем был назначен ученик Л. Курбаса, выдающийся режиссер, в будущем — народный артист Украины В. Василько.

В 1930 году в рамках Всесоюзной олимпиады искусств состоялись гастроли коллектива в Москве, где Украину представляли лишь два театра, среди которых и Червонозаводской.

В 1933 году, по предложению Народного комиссариата образования Украины, уже зрелый на то время творческий коллектив был переведен в Донецк (тогда еще Сталино), где открыл свой первый сезон 7 ноября 1933 года премьерой драмы И. Микитенко «Бастилия божьей матери».

Театр стал ведущим коллективом Донбасса и одним из лучших театров Украины, чему значительно способствовали оригинальность и разнообразие репертуара, общая высокая культура и самобытность творческого коллектива.

Основу труппы того периода составляли: Л. Гаккебуш, Г. Чайка, М. Ильченко, Р. Чалишенко, С. Левченко, Ю. Розумовская, Г. Петровская, В. Добровольский, Е. Чупилко, И. Савускан, В. Грипак, О. Воронцов, К. Евтимович, Е. Винников, Д. Лазуренко, В. Довбищенко, а также ученики Василько, будущие режиссеры: М. Смирнов, П. Ковтуненко, В. Гаккебуш.

Лучшими спектаклями того периода были признаны: «Марко в аду», «Песня о Свечке» И. Кочерги, «Леон Кутюрье» по Б. Лавреневу, «Гайдамаки» Л. Курбаса по Т. Шевченко, «Диктатура» И. Микитенко, «Макбет» В. Шекспира, «Васса Железнова» М. Горького, «Платон Кречет» А. Корнийчука. Именно на Донбассе в репертуаре театра появляются музыкальные спектакли — от народной оперы «Наталка Полтавка» до трагедии «Борис Годунов».

За первые 10 лет творческой деятельности театр посетил не только большие города Донбасса (Ворошиловград, Мариуполь, Горловка, Артемовск, Макеевка, Славянск), но и Баку, Минск, Витебск, Гомель, Могилев, Ленинград, Горький, Ростов-на-Дону, Киев.

Начало Великой Отечественной войны прервало творческую работу. Театр не был полностью эвакуирован: большинство членов коллектива пошли на фронт. Небольшая группа актеров слилась с остатками труппы Артемовского театра и была эвакуирована в Кзил-Орду (Казахская ССР).

Первый спектакль вновь созданного Театра музыкальной комедии и драмы имени Артема был показан 11 октября 1941 года. Другая, несколько большая группа, по пути в Среднюю Азию объединилась с Горловским театром и под названием Сталинский драматичный театр работала в г. Джелал-Абад Киргизской ССР.

После освобождения Донбасса, в январе и марте 1944 года обе труппы вернулись в Сталино. Формируется окончательный состав труппы Сталинского государственного украинского музыкально драматического театра им. Артема. В это время ядро труппы составляли опытные мастера сцены: С. Коханый, И. Корж, П. Полевая, К. Даценко, К. Рябцев, Т.

Музыкально-драматический театр (драмтеатр), Донецк

Кужель, режиссеры Л. Южанский и В. Гаккебуш, талантливая актерская молодежь — В. Загаевский, М. Адамская, М. Протасенко, Х. Негримовский, Ю. Галинский, Л. Усатенко, А. Малич. А впоследствии труппу пополнили Н. Харченко, Т. Авдиенко, А. Бобина, М. Бондаренко, И. Молошников, А. Акимов, А. Бурлюк, Г. Горшков, Н. Крамар, М. Гладнев, Н. Крутюк, Е. Воробьева, Е. Колодько и другие талантливые актеры.

Долгое время, не имея собственного здания, театр работал в помещении Донецкого музыкального театра (с 1947 г. — Донецкий театр оперы и балета). В 1961 году коллектив получил собственный дом и окончательно прописался на улице Артема, д. 74 «а».

Сегодня Донецкий драматический театр — один из авторитетнейших театральных коллективов не только юго-восточного региона, но и всей Украины. Творческой победой коллектива театра стало получение в 2003 г. спектаклем «Энеида» по И. Котляревскому Национальной премии Украины им. Тараса Шевченко. Лауреатами стали режиссер-постановщик спектакля, заслуженный деятель искусств Украины В. Шулаков и художественный руководитель — генеральный директор театра, заслуженный работник культуры Украины М. Бровун.

В стенах театра родилась идея проведения региональных театральных фестивалей — «Театральный Донбасс» и «Золотой ключик». Спектакли театра становились лауреатами двух всеукраинских фестивалей: «Мельпомена Таврии» и «К нам едет Ревизор». За значительный вклад в развитие культуры региона коллектив театра был награжден дипломом и памятным сувениром международного фестиваля «Золотой Скиф-97», а в 2000 г. — Почетной грамотой благотворительного фонда развития и популяризации Донбасса «Золотой Скиф».

В 2005 году была завершена реконструкция здания театра и обустройство прилегающей территории, которое осуществлялось без перерыва творческой деятельности коллектива.

За выдающиеся достижения в развитии украинского театрального искусства Донецкому областному украинскому музыкально драматическому театру впервые в истории независимой Украины 28 сентября 2001 года был присвоен почетный статус академического.

26 ноября в 2009 г. с целью поддержки и развития украинского театрального искусства, учитывая весомый вклад Донецкого областного академического украинского музыкально-драматического театра в дело популяризации украинской культуры театру, первому среди музыкально-драматических театров Украины, присвоен статус Национального.

Фронтон театра венчает Мельпомена — самая крупная фронтонная фигура в Донецке. Высота 3,5 метра (высота вычислялась исходя из пропорций всего архитектурного ансамбля театра), вес — около тонны. Автор — скульптор Юрий Иванович Балдин. Отлита из бронзы и установлена 14 марта 2005 года.

В архитектурном проекте театра, сделанном в 1958 году планировалась фронтонная фигура. Театр был построен в 1961 году без фронтонной фигуры, но с постаментом для неё.

В этот период по всей стране убирались из проектов зданий декоративные элементы в связи с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве»: Советской архитектуре должна быть свойственна простота, строгость форм и экономичность решений».

Во время реконструкции театра в 2000-х годах было решено установить скульптуру на фронтоне. Так как в проектных документах не сохранились сведения о том, какая фигура планировалась к установке был выбран новый образ. Им стала муза трагедии Мельпомена из древнегреческой мифологии.

Классический образ музы Мельпомены изображается в венке из листьев винограда или плюща, в театральной мантии, с трагической театральной маской в одной руке и палицей или мечом в другой руке. Но изображение Мельпомены донецкого драмтеатра не содержит ни одного из традиционных атрибутов. Она изображена с пальмовой ветвью в руках.

Нужен ли театр?

Спрашивают тысячи разочаровавшихся в театре профессионалов и миллионы уставших от него людей.

Зачем он нам?
В годы, когда сцена так ничтожна по сравнению с площадями городов и землями государств, на которых разыгрываются настоящие трагедии из подлинной жизни.

Что он нам?

Позолоченные ярусы, бархатные кресла, грязные кулисы, вымученные голоса или наоборот — черные боксы, заляпанные грязью и кровью с кучей взбесившихся голых тел.

Что он может сказать?

Всё! 

Театр может сказать всё. 

И как боги на небесах живут, и как заключённые в пещерах томятся, и как страсть возвышает, и как любовь губит, и как добрый человек не нужен, и как обман царствует, и как люди живут в квартирах, а дети — в лагерях для беженцев, и как в пустыню возвращаются, и как с любимыми расстаются, театр может сказать обо всем.

Театр был и останется навсегда. 

Потому что из всех публичных искусств только театр — это из уст в уста, из глаз в глаза, из рук в руки, и от тела — к телу.

Донецкий академический украинский музыкально-драматический театр

Ему не нужен посредник, между человеком и человеком — прозрачная сторона света, не юг, не север, не восток, не запад —театр сам по себе свет, светящийся со всех четырёх сторон, непосредственно узнаваемый всяким враждебным или дружественным человеком.

Театр нужен разный. 

И только один театр не нужен — это театр политических игр, театр политической мышеловки, театр политиков, театр политики. Театр ежедневного террора — личного и коллективного, театр трупов и театр крови на площадях и улицах, в столицах и в провинции, между религиями и этносами.

Мы искренне присоединяемся к словам послания к Международному дню театра, написанным в 2016 году, и приветствуем вас на официальном интернет-ресурсе Донецкого академического областного драматического театра (г. Мариуполь).

До встречи на наших спектаклях!

 

КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Адрес: 87515, г. Мариуполь, Театральная площадь, 1

Доменное имя: donetsk-region-theatre.in.ua

Приёмная: (0692) 33-33-67, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра., время работы: 9.00-17.30, суббота, воскресенье – выходные

Генеральный директор: Владимир Владимирович Кожевников, тел. (063) 360-55-70, Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Касса: (0629) 34-56-63, работает с  11.30 до 18.00, понедельник выходной

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *