Города и Страны

Доминиканский Монастырь в Таллине

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 11 июля 2014; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 11 июля 2014; проверки требуют .

Доминика́нский монасты́рь Свято́й Катари́ны (ныне — Лати́нский кварта́л)— старейший католический монастырьЭстонии. Был основан в XIII векеОрденом братьев проповедников в честь Святой Екатерины Александрийской на территории нынешнего Нижнего города Таллина (Ревеля). Руины монастыря находятся сегодня между улицами Вене (Русская), Мунга и Мюйривахе.

В начале XIII века землю современной Эстонии захватили датские и немецкие крестоносцы. Сразу началась христианизация эстов. В 1219 году вместе с датским королём Вальдемаром II в Таллин прибыло католическое духовенство во главе с архиепископом Лундским Андреасом, епископом Эстонским Теодориком, а также еще двумя другими епископами. Вслед за ними в 1229 году здесь появились доминиканцы, которые основали монастырь вначале в Вышгороде. Из-за распрей датских и немецких рыцарей доминиканцам пришлось покинуть это место.

В 1246 году братья-проповедники вернулись в Вышгород, а в 1260 году перебрались в Нижний город, где стали строить церковь, вокруг которой потом вырос монастырь. Церковь Святой Екатерины строилась вплоть до XVI века.

Монастырь был построен по типу дом конвента — его основные помещения образовывали замкнутый прямоугольный дворик с внутренней галереей по периметру: на юге — церковь, на севере — рефекторий, на западе — дормиторий, на востоке — капитул.

Доминиканский монастырь развивался вместе с другими монастырями, позже появившимися в Таллине и вообще с церковной жизнью, какая могла развиваться в центре епархии (Северная Эстония в неё входила), которым стал Таллин. Собор, который был заложен прежде доминиканскими монахами, достроили, и он стал резиденцией епископа. Сегодня этот собор, известный как Домский, является архитектурной доминантой Старого Таллина.

Монахи доминиканского монастыря выучили эстонский язык, позже братия монастыря пополнялась за счет выходцев из местного населения и монастырь стал постепенно средоточием эстонской культуры, обогащая эстонскую словесность, переводами с латыни и др. языков.

При монастыре действовала школа, в которой обучали грамоте и изучали Писание. Эта школа стала поводом к известной распре с Домским собором о привилегии преподавания, которая закончилась только после специального решения папы римского. Во время Реформации братья-проповедники покинули монастырь и его строения использовались городом для разных целей, в том числе для школы, для размещения наемных польских войск и под богадельню. Однако после пожара 1531 года строения монастыря уже не использовались (кроме амбара), только застраивалась постепенно его территория новыми домами.

В 1525 году в регионе была проведена Лютеранская реформация. Доминиканцы были изгнаны из города, а их имущество конфисковано, монашеская жизнь в стенах обители прекратилась. В результате пожара церковь святой Екатерины полностью выгорела. От огня пострадала и большая часть монастырских помещений, остатки которых со временем ветшали и разрушались.

В 1710 году Таллин стал российским городом, постепенно стала возрождаться жизнь католической общины, которая получила официальный статус в 1799 году. Именно на территории бывшего доминиканского монастыря обосновались католики Таллина.

В бывшей трапезной монастыря стали проводиться католические богослужения. Священниками и администраторами на новом католическом приходе стали новоприбывшие доминиканцы, которые безраздельно осуществляли пастырскую и миссионерскую деятельность до 1860 года, пока не были открыты новые приходы.

Сохранились следующие помещения (список неполный): капитул, западная часть церкви с двумя порталами, крипта, скрипторий. Также сохранился амбар, перестроенный после Реформации в Арсенал. Рефекторий был перестроен в 1845 гобу в католический Собор Святых Петра и Павла (Таллин). То, что осталось от церкви, используется под камерный вокально-музыкальный зал, под надзором . В переулке Катарины, который образовался лишь в XX веке, на стене церкви закреплены надгробные плиты богатых людей города. Старейшая плита — 1381 года, Кунигунды Шоттельмунд, жены бургомистра Ревеля.

В церкви и крестовых ходах выставлены могильные камни и этики (камни предпорожья) из известняка.

Несмотря на то, что доминиканцы сбежали из города, не дожидаясь расправы лютеран в 1524, монастырь подвергся разорению. Однако здания сохранялись практически нетронутыми в течение несколько лет — до пожара 1531 года.

Доминиканский Mонастырь Клауструм, Таллин

Сохранились два алтаря из церкви Святой Екатерины, они выставлены в музее средневекового искусства (в Нигулисте) — это алтарь Девы Марии, изготовленный на средства и по заказу Братства Черноголовых мастером легенды Святой Лючии в Брюгге, и алтарь Святой родни.

Также в советских путеводителях есть информация, что сохранилось некоторое количество книг из библиотеки монастыря. Небольшая экспозиция, которую предлагает «Институт Мауритиуса», не имеет отношения к монастырю, не имеет исторической и художественной ценности и является остатками советского собрания образцов камнерезного искусства, ценные объекты которой выставлены в Нигулисте. Ценностью обладают только сохранившиеся помещения, что и используют арендаторы строений монастыря.

Во внутреннем дворике монастыря можно увидеть Колодец желаний – согласно легенде, каждое загаданное здесь желание сбудется.

Доминиканский монастырь (Минск)

Статья на основе материалов из Википедии

Костёл Святого Фомы Аквинского и доминиканский монастырь — бывший римско-католический монастырский комплекс, расположенный в Минске. Действовал с начала XVII века по 1832 год. Находился на Высоком рынке, занимал площадь около 2 гектар, ограниченную улицами Доминиканской, Волоцкой и Юрьевской (часть квартала современного Дворца Республики).

В состав комплекса входили каменные здания костёла и монастырского корпуса, а также деревянные постройки: два флигеля, конюшня, амбар, колодец, в северо-западной части корпуса находился сад; весь комплекс был огорожен высокой каменной кладкой с большими въездными воротами. Здания были взорваны в 1950 году. На сегодняшний день сохранились только фундаменты и своды, требующие детальных археологических исследований.

На данный момент обсуждается вопрос реконструкции костёла на его первоначальном месте.

История

В 1600 году вдова венденского воеводыКшиштофа Слушки София (из рода Завишей) начала строить деревянный костёл, вскоре после окончания постройки в 1605 году отошедший к монахам-доминиканцам. По свидетельству Владислава Сырокомли, монастырь поддержала шляхта — ею был организован сбор в фонд костёла, получивший название «копыткова». Это была плата за проведение коня через городскую заставу. Позже в интерьере доминиканского монастыря были размещены гербы инициаторов данного сбора. В 1615 году, после пожара, минский воеводаПётр Тышкевич подарил монахам площадь для возведения каменных зданий. По состоянию на 1623 год костёл упоминается как недавно заложенный. Предполагается, что он был построен в 1620—1640 годах и освящён в честь Фомы Аквинского, одного из известнейших представителей доминиканского ордена, философа, проповедника.

Монастырь и костёл находились неподалёку от южной линии городских укреплений — земляного вала со рвом и бастионами. Во второй половине XVII века монастырь являлся одним из оборонительных форпостов города. В русских документах времен Русско-польской войны (1654—1667) упоминается, что из костёла можно было вести «полковой и подошвенный и мушкетный бой». Путешественники, проезжавшие через Минск, отмечали великолепие и богатство костёла, а стольник Петра IПётр Толстой, который останавливался в 1697 году в городе, восхищался органом. Известно, что с 1692 по 1698 годы органистом в соборе служил К. Мурашкевич, а с 1698 — К. Ластовский.

В 1703 году было завершено строительство нового монастырского комплекса, а в 1709 году началась «реставрация костела, особенно второй половины нефа, которую надлежало выровнять вместе с часовнями остальной части костела». В 1781 году началась ещё одна реконструкция костёла, для чего настоятель Петропавловского монастыря Н. Данилевский отдал доминиканцам в аренду кирпичный завод, находившийся во урочище Медвежино. В 1781 году бургомистр и председатель цеха каменщиков Н. Макаревич заключил контракт с Б. Рыбчинским, настоятелем монастыря, на строительные работы. В результате реставраций монастырь получил необычную ансамблевую композицию — создание двух планов-кулис, развёрнутых в пространстве.

В связи с созданием Минской диоцезии в 1798 году часть корпусов доминиканского монастыря была передана под епископскую резиденцию. После подавления Польского восстания 1830 года, 18 июля 1832 года, монастырь был закрыт российскими властями, и костёл начал действовать как приходской храм во имя Троицы. В 1840-е годы монастырские корпуса были перестроены под духовную католическую семинарию. После подавления Польского восстания 1863 года комплекс начинает использоваться в качестве военного двора. В 1880-х годах появился проект приспособления костёла под театр, который так и не был осуществлён. На протяжении XIX века костёл утратил свои боковые башни. В начале XX века здание костёла использовалось пожарным депо. Около 1907 года верх фронтона костела был разобран, и на его месте была сооружена деревянная смотровая вышка.

5 июля 1926 года комплекс был взят под охрану государства. Во время освобождения Минска советскими войсками в 1944 году здание костела было повреждено. После окончания войны в 1945 году правительство Германии выплатило контрибуцию на восстановление зданий Белорусской ССР, часть из которой пошла на первичную консервацию здания.

Однако в 1950 году руководством БССР был утверждён генеральный план Центральной площади, согласно которому посреди неё возводился памятник Иосифу Сталину, а на месте бывшего монастыря разбивался сквер. Вскоре костёл был взорван, и его камни пошли на строительство новых сооружений в Минске. В 1986 году археологи вскрыли фундамент костёла. Его стены местами достигали 3 метров, на фасадах были обнаружены бойницы нижнего боя, приспособленные для стрельбы из мушкетов. Зенон Позняк, принимавший участие в раскопках, в одной из статей писал, что когда археологи добрались до слоя XVII века, то обнаружили несколько десятков скелетов с проломленным либо простреленными черепами.

Архитектура

Архитектурный ансамбль имел чёткую пространственно-развернутую композицию, первый план которой создавали входные ворота, на втором плане был непосредственно сам главный ансамбль костела, а в качестве своеобразного фона выступали стены монастырского корпуса.

Монастырские постройки с комплексом занимали площадь 9949,5 м², кроме того имелись владения в других частях Минска, которые в общей сложности составляли 5445 м² и сдавались в аренду горожанам.

Костёл

Костёл являлся памятником архитектуры барокко. Он представлял собой классическую трёхнефную базилику без трансепта, с прямоугольным алтарём. В юго-западных частях боковых нефов располагались две часовни. Высокий корабль храма на главном фасаде завершал многоярусный фигурный щит, украшенный рустованными пилястрами, боковыми волютами, декоративными вазами, наличниками лучковых и арочных оконных проёмов. Живописность фасада значительно обогащали восьмигранные ротонды-часовни, которые располагались по обеим сторонам фасада. К северо-западному фасаду в виде прямоугольной апсиды прилегала сакристия.

Доминиканская улица, справа костёл. Снимок 2-й половины XIX века

Центральный неф перекрывался цилиндрическими сводами, а боковые нефы — крестовыми. Интерьер был украшен фресками в стиле барокко и 13 лепными алтарями с рокайлями — главным и боковыми, которые были расположены около 6 межнефовых столбов. Главный алтарь был посвящён Фоме Аквинскому, слева от него находились алтари, посвящённые Деве Марии Розария, апостолу Фаддею, святой Варваре Илиопольской, святому Викентию Ферреру, Екатерине Александрийской, архангелу Михаилу; справа — алтари Распятия Христова, святого Доминика, Непорочного зачатия Девы Марии, святого Яцека Одровонжа, святого Яна Непомука. Ещё два алтаря были в часовнях; в левой часовне, построенной на пожертвования Глебовичей, — в честь Марии Магдалины, в правой, построенной на пожертвования Завишей и расписанной фресками Страстей Христовых, — в честь Скорбящей Девы Марии. Также на карнизах имелось 8 лепных гербов основателей и покровителей монастыря.

На хорах, над нартексом, находился орган, рассчитанный на 24 голоса и являвшийся самым большим в Минске. В 1830-х годах в костёл часто приходил живший в здании напротив будущий композитор Станислав Монюшко, чтобы послушать орган.

Монастырские ворота

Перед главным фасадом костёла стояли входные ворота, состоявшие из двух трёхъярусных башен-колоколен, соединённых входным портиком в виде триумфальной арки. Башни были украшены четырьмя диагонально расположенными волютами, которые были увенчаны барочными сигнатурками.

Монастырский комплекс

Монастырский корпус  — прямоугольное вытянутое двухэтажное здание с вальмовыми крышами  — примыкал под прямым углом к пресвитерию и концу бокового нефа костёла и сливался с ним в монументальный массив. Центральная часть фасада выделялась ризалитом. Помещения монастыря перекрывались крестовыми сводами.

Помимо каменного монастырского корпуса существовали хозяйственные постройки: одноэтажный коридорный дом, разделенный на кухню с пекарней и жильем для прислуги (1825), два сарая с конюшней для четырёх лошадей, амбар с ледником (1823), колодец с сенью.

Современность

Существует проект восстановления костёла на историческом месте. Специалистами архитектурной секции Белорусского добровольного общества охраны памятников истории и культуры был разработан эскиз костёла на основании научно-исследовательских материалов.

В 2011 году общество подготовило обращение к властям Минска с обоснованием данного предложения.

Примечания

  1. ↑Касцёл Святога Тамаша Аквінскага і кляштар дамініканаў ( Мінск) / radzima.org
  2. ↑Владимир Денисов Вялікае княства Літоўскае: Энцыклапедыя — 3 — Мн. : Беларуская Энцыклапедыя, 2005 — 294
  3. ↑Слюнькова И. Н. Монастыри восточной и западной традиций: Наследие архитектуры Беларуси — М. : Прогресс-Традиция, 2002 — 292 -293 — ISBN 5-89826-093-5
  4. ↑Владислав Сырокомля Минск — Мн. : Голас Радзімы, 1992 — 77
  5. ↑Ордэн дамініканцаў і развіццё музычнай культуры Беларусі
  6. ↑Зенон Позняк Рэха даўняга часу: Кн. для вучняў. — Мн. : Нар. асвета, 1985 — 66
  7. ↑Шыбека З. В Мінск: Старонкі жыцця дарэв. горада — Мн. : Полымя, 1994 — 301 — ISBN 5-345-00613-X
  8. ↑Астапович предложил Мингорисполкому восстановить костел Святого Томаша Аквинского / Naviny.by.

Литература

  • Уладзімер Дзянісаў Гіст.-дакум. хроніка Мінска. — Мн.

    Новости DELFI — Крупнейший новостной портал на русском языке в Эстонии

    : Белта, 2001 — 590 — ISBN 985-6302-33-1 — Денисов

  • Кулагин А. М Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыкл. даведнік — 2 — Мн. : БелЭн, 2008 — 488 — ISBN 978-985-11-0395-5 — Кулагин
  • Кулагин А. М Каталіцкія храмы Беларусі: Энцыкл. даведнік — 2 — Мн. : БелЭн, 2001 — 216 — ISBN 985-11-0199-0 — Кулагин
  • Тамара Габрусь Мураваныя харалы: Сакральная архітэктура беларускага барока — Мн. : Ураджай, 2001 — 287 — ISBN 985-04-0499-X — Габрусь
  • Белорусский архив — 3 — Мн., 1928 — архив

Ссылки

Доминиканский монастырь в Таллине
(1349 г.)

(текст Елены Бобровой)

Комплекс зданий, оставшихся от Доминиканского монастыря в Таллине, расположен между улицами Мююривахе и Вене, которые пересекает улица Мунга. Как известно, Доминиканский орден был основан испанцем святым Домиником де Гусманом в 1216 году. Члены ордена, путешествуя по Европе по двое, должны были проповедовать Евангелие в самых отдаленных ее областях (раньше проповедовать могли только епископы, а их на всех не хватало). Так два доминиканских монаха прибыли в Таллин в 1229 году и основали монастырь на Тоомпеа, но уже в 1233 г. были вынуждены откуда уйти из-за разногласий с немецкими рыцарями. В 1246 году доминиканцы вернулись в Таллин и получили право основать в городе новый монастырь, посвященный Св.Екатерине — первый монастырь в Нижнем городе.

В четырех корпусах монастыря располагались соединенные ходами помещения: церковь, спальня, трапезная, библиотека, усыпальница, зал капитула, кухня, амбары. Вот схема монастыря тех лет.

1 — church (церковь), 2 — reguiem chapel (капелла),
3 — dormitory (спальня), 3a — chapter hall (зал капитула),
4 — supposable library (предполагаемая библиотека),
5 — old refectory (старая трапезная), 6 — new refectory (новая трапезная),
7 — supposable kitchen with its auxiliary rooms (предполагаемая кухня со вспомогательными помещениями),
8 — rooms for lay brethren (помещения для мирских братьев), 9, 10, 11 — cloister (крестовый ход монастыря),
12 — inner courtyard (внутренний двор), 13 — well (колодец), 14 — granary (амбар).
Единственно, что на этой схеме неточно: под спальней (dormitory) еще находится зал капитула.

С первых лет существования монастыря при нем действовала школа для эстонских детей. Участок для постройки монастыря выбирался очень тщательно для того, что территориальное расположение полностью соответствовало не только духовным, но и материальным интересам монахов. Послушники занимались торговлей (в основном рыбой) для того, чтобы заработать себе на пропитание. В 1517 году в Германии началась реформация, которая затем быстро распространилась на Прибалтику. Лояльное отношение монахов к власти римского Папы сделало их врагами протестантов. Доминиканский монастырь в Таллине был уничтожен 15 сентября 1524 года — здания перешли в распоряжение городской школы, а церковь отошла эстонскому приходу.

В 1531 г. церковь настолько пострадала от пожара, что стала непригодна к использованию. В 1799 г. северное крыло монастыря перешло во владение католической церкви и на месте монастырской трапезной в 1844 году была построена новая неоготическая церковь Св. Петра и Павла. В 1924 году бывшие жилые помещения, церковь, сад, и трапезная доминиканского монастыря были восстановлены и открыты для посетителей. От монастырского комплекса до сего дня сохранилась лишь западная стена с двумя порталами, часть южной стены с фрагментами трех контрфорсов, оконными проемами и нижней частью юго-восточной башни, а также фрагменты северной стены и церкви Св.Екатерины.

Фрагмент портала церкви Св. Екатерины (1), который можно увидеть в переулке Катарины (фото Е. Бобровой)

В 1954-1965 гг. монастырские здания были отреставрированы, и в них был открыт музей камнерезного искусства, экспонаты для которого собирались по всему Старому городу. Сейчас комплекс монастырских зданий поделен между тремя владельцами, два из которых — это разные музеи доминиканского монастыря, а третий — художник, торгующий своими произведениями. Сейчас мы пройдем по тому из музеев, вход в который находится со стороны улицы Мууривахе. Поднявшись по лестнице, мы попадаем на второй этаж в бывшую спальню. Из комнаты выходят три двери. Левая — эта лестница, ведущая вниз; центральная ведет на крытую галерею (это рядом с ней висит тот самый "Шут" — см. фото), но мы пойдет в правую и окажемся в библиотеке. Над книжными полками висят два барельефа, на которых изображены портреты тех самых двух доминиканцев, которые первыми добрались до Таллина и основали здесь монастырь.

"Голова шута", рельеф 16 века (фото Е. Бобровой)

По лестнице спускаемся на первый этаж. Здесь тоже библиотека. Теперь войдем в дверь, ведущаю в помещение капитула. Посредине зала поставлены два стула, чтобы посетители могли испытать на себе воздействие энергетического столба.

404 Not Found

Признаюсь, я ничего не почувствовала. По углам помещения у стен стоят различные образчики камнерезного искусства, а свод зала, хоть и низкий, но готический. Осмотревшись, по каменной лестнице, освященной только свечами, вернемся в спальню. Теперь через центральную дверь выйдем на крытую галерею. В ней тоже демонстрируются образчики камнерезного искусства.

Из окна галереи виден монастырский двор и та часть монастырского комплекса, которая принадлежит другому музею. Раньше во двор можно было спуститься, но теперь лестницу заложили. Напротив окна находится вход в монастырскую часовню. Ее также используют для экспонирования камнерезного искусства. На этом наша экскурсия заканчивается, потому что в этом музее смотреть больше нечего. Спустившись на улицу, можно еще зайти в красивую дверь и попасть в магазин художника.

Фотографии Елены Бобровой, полную галерею из 32 фотографий в лучшем разрешении (иллюстрирующие №2,3,4,5,7,9 на плане выше) смотрите на ресурсе автора:

Посмотреть ссылки на сайты о монастыре и обсудить их на нашем форуме

© Использование любых материалов сайта, или отдельных его частей возможно только с письменного согласия авторов. Адрес электронной почты для связи указан в нижнем правом углу страницы.

Доминиканский монастырь

Одно из наиболее загадочных и таинственных мест Таллина находится в самом центре города. Это средневековый Доминиканский монастырь, расположенный на улице Viru, между улицами Muurivahe и Vene, памятник одного из самых интересных периодов истории города.

Доминиканский орден был основан испанцем святым Домиником де Гусманом в 1216 году. Существует легенда, что мать Святого Доминика перед рождением сына (в 1215г.) видела во сне, что родит черно-белую собаку, которая будет факелом освещать мир. Именно поэтому Святой Доминик зачастую изображается средневековыми живописцами с факелом в сопровождении собаки. Отсюда и прозвище доминиканцев – «domini canes», т.е. божьи собаки.

Доминиканский монастырь

Члены ордена, путешествуя по Европе по двое, должны были проповедовать Евангелие в самых отдаленных ее областях (раньше проповедовать могли только епископы, а их на всех не хватало). Так два доминиканских монаха прибыли в Таллинн в 1229 году и основали монастырь на Тоомпеа, но уже в 1233 г. были вынуждены откуда уйти из-за разногласий с немецкими рыцарями. В 1246 году доминиканцы вернулись в Таллин и получили право основать городе новый монастырь, посвященный Св.Екатерине — первый монастырь в Нижнем городе. В четырех корпусах монастыря располагались соединенные ходами помещения: церковь, спальня, трапезная, библиотека, усыпальница, зал капитула, кухня, амбары.

Многие из этих помещений можно увидеть и сегодня. При входе в монастырь посетителей приветствует странноватый пожилой мужчина. Он предлагает пройти в каменную галерею. Из окна галереи виден монастырский двор и та часть монастрыского комплекса, которая принадлежит другому музею.

Далее спускаемся по узкой лестнице и оказываемся в очень загадочном помещении. Это знаменитый капитульный зал, посредине которого находится энергетический столб, чье воздействие может испытать на себе любой желающий. В этой комнате много столетий назад монахи подпитывали свои духовные силы и читали молитвы. "Uniko akustiko!" — поизносит рассказчик. И в подтверждение своим словам громко и мелодично распевает "Аа-а-а-а", разносящееся эхом по всему залу… Ощущения незабываемые.

После капитула следует библиотека, где можно сесть за стол и полистать старинные книги теософского содержания, а также увидеть два барельефа с изображенными на них портретами тех самых двух домниканцев, которые первыми добрались до Таллина и основали здесь монастырь.

Кроме того, можно также посетить монастырский музей, вход в который находится с обратной стороны. Здесь вы можете отчеканить себе на память монетку с символический изображением собаки и надписью. Сам музей представляет из себя монастырский дворик, окруженный древними стенами, с большим каменным колодцем посередине. Это "колодец желаний". А чтобы желания сбылись, нужно просто кинуть на дно монетку. Раньше, когда колодец был чистым, монахи варили в нем пиво. Необычную атмосферу довершают записи мужского хора, разносящиеся по всему дворику.

Хостинг от uCoz

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *