Города и Страны

Дом Няни Пушкина

Село Михайловское. Музей-заповедник А.С.Пушкина

Родовое имение А.С. Пушкина село Михайловское находится в двадцати минутах ходьбы от гостиницы.

Дорога (поэт ходил по ней из усадьбы Михайловское в Святогорский монастырь) проходит через деревню Бугрово мимо музейного комплекса "Мельница в деревне Бугрово" и далее по живописной лесной дороге до музея-заповедника "Село Михайловское". Дойдя до замшелого валуна с надписью "Дорога к дому поэта", надо повернуть на Еловую аллеею, с которой и начинается усадебный парк Михайловского. Еловая аллея, на которой частично сохранились деревья, посаженные дедом Пушкина Осипом Абрамовичем Ганнибалом во время обустройства усадьбы в 1780-е годы, проходит рядом с часовней Михаила Архангела и приводит в Михайловское.

Здесь все, как было почти двести лет назад, когда А.С. Пушкин в 1817 году впервые приехал в Михайловское — "Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей матери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и проч.." — и потом, в годы ссылки в 1824-1826 годы, и в последующие приезды. Дерновый круг перед господским домом, слева и справа — усадебные постройки — домик няни, кухня-людская, дом управляющего имением и вотчинная контора.

Приобретя входной билет в кассе (она же сувенирная лавка), можно отправиться в гости к поэту в дом-музей, прослушать экскурсионный рассказ о жизни Пушкина в Михайловском и его творчестве. Именно здесь написаны центральные главы романа "Евгений Онегин", драма "Борис Годунов", поэма "Граф Нулин", более двухсот лирических стихотворений, являющиеся шедеврами русского и мирового литературного наследия.

Во время знакомства с музеем особое внимание стоит уделить мемориальным предметам — это вышивки дворовых девушек Михайловского и Тригорского в девичьей; икона семьи Пушкиных "Троица" в комнате родителей; акварель "Две собаки", написанная сестрой поэта Ольгой Сергеевной Пушкиной, в гостиной; предметы посуды из семьи Пушкиных и Ланских (блюдо, подставки, бокалы), кий и шары от бильярда из усадьбы Михайловское. Наибольшее количество вещей, связанных с памятью о Пушкине, представлено в кабинете поэта — письменный стол красного дерева, кресло тверских друзей поэта, подножная скамеечка Анны Петровны Керн, чернильница из имения Гончаровых, подсвечник с колпачком и щипцами, подставка для перьев; пушкинская трость, с которой он гулял по окрестностям села Михайловское. Здесь, мысленно переносясь на два столетия назад, можно ощутить атмосферу, в которой творил Пушкин, попробовать постигнуть таинство его гения…

В домике няни посетитель попадает в обстановку господской баньки — одна из половин которой отводилась для бани (мыльни), а другая была жилой, в которой, когда в имение приезжали хозяева, и жила няня Пушкина Арина Родионовна. Здесь долгими зимними вечерами поэт слушал и записывал нянины сказки, здесь вспоминается пушкинское "Буря мглою небо кроет…". Наиболее ценным экспонатом в Домике няни является шкатулка Арины Родионовны, к внутренней стороне верхней крышки которой приклеен клочок бумаги с надписью "Для чорнаго дня. Зделан сей ящик июля 15 дня 1826 года". С другой стороны господского дома расположена кухня-людская одна из половин которой — собственно кухня, в которой готовились блюда для барского стола, с русской печкой и кухонной утварью конца XVIII — начала XIX веков, вторая половина — типичная крестьянская изба пушкинского времени с божницей, лавками, сундуками, самодельными детскими игрушками…

Село Михайловское. Музей-заповедник А.С.Пушкина

С околицы села Михайловское открываются воспетые поэтом виды на долину реки Сороти, озеро Кучане, Савкину Горку и дорогу на Тригорское, идущую вдоль озера Маленец.

Парк в Михайловском, разбитый дедом А.С. Пушкина — Осипом Ганнибалом, простирается по обе стороны от центральной еловой аллеи. Если возвращаться в отель по Еловой аллее, то дорожка, уводящая вправо, приведет к Черному Ганнибалову пруду, окруженному стеной вековых деревьев, в ветвях которых гнездятся серые цапли (зуи — на местном диалекте). Дорожка, уводящая влево, приведет к одной из главных достопримечательностей усадьбы — липовой аллее — Аллее Керн. Анна Петровна Керн, гостившая в 1825 году в Тригорском у родственников, вспоминала: "Приехавши в Михайловское, мы не вошли в дом, а пошли прямо в старый, запущенный сад, с длинными аллеями старых дерев, корни которых, сплетаясь, вились по дорожкам, что заставляло меня спотыкаться, а моего спутника вздрагивать… Он быстро подал мне руку и побежал скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший разрешение прогуляться.. На другой день Пушкин принес Керн "экземпляр 2-й главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми … нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье..". От Аллеи Керн дорожка через фруктовый сад ведет к еще одной парковой "затее" — островку посреди живописного пруда — "Острову уединения". Далее можно выйти к каменному зданию льнохранилища, используемому ныне как выставочный зал, и "Горбатому мостику", ставшему одним из символов Пушкинского музея в Михайловском. Далее простирается Праздничная поляна, на которой ежегодно в первые субботу и воскресение июня проводится Всероссийский пушкинский праздник поэзии.

Михайловское прекрасно по своему в любое время года, суток, любую погоду. Можно встретить восход солнца летним погожим утром, когда просыпается птичье царство и нет еще наплыва посетителей, придти сюда в зимний короткий день, ища и находя в быстро наступающих зимних сумерках навеянные стихами поэтические образы, или побродить по парку поздней осенью, в любимое время Пушкина… Вернувшись в гостиницу, перечитать Пушкина…

    Музей "Домик няни А.С. Пушкина" — это единственный музей в мире, посвященный крепостной женщине — крестьянке, няне великого поэта. Музей был открыт 3 июля 1974 года. Автор экспозиции — старший научный сотрудник Всесоюзного музея А.С. Пушкина Нина Ивановна Грановская.

    Жизнь Арины Родионовны неразрывно связано с именем великого поэта — Александра Сергеевича Пушкина. Крепостная женщина оказала огромное влияние на воспитание и творчество поэта. Изба, в которой находится музей, была выделена семье Арины Родионовны в 1795 году господами Ганнибалами-Пушкиными за ее хорошую службу. Здесь она жила с мужем и детьми (Егором, Надеждой, Марией и Стефаном).

    Из поколения в поколение в этой избе жили родственники Арины Родионовны. В начале 1950-х годов домик выкупила Наталья Михайловна Ныркова, понимая его ценность, добилась, чтобы домик сделали музеем. Изба уникальна, так как ей более 200 лет. С той поры сохранились стены, практически 6 венцов по всему периметру, а пол, потолок, крыша были заменены после двух реставраций.

    Бытовая, построенная на подлинных старинных материалах экспозиция, посвящена Арине Родионовне и представляет убранство крестьянской избы конца XVIII — начала XIX веков — времени, когда здесь жила няня великого поэта. Войдя в сени, люди попадают в сказочную атмосферу: с потолка свисают веники, засушенные цветы, лекарственные травы. Аромат растений создает неповторимый колорит избы. Внимание людей привлекают орудия труда, средства передвижения, старинный ларь. Переступая высокий порог, посетители попадают в горницу. 1/4 помещения занимает русская печь. В красном углу — икона "Знамение Божьей матери", стоит деревянный стол. Вдоль стен находятся скамейки. На матице висит колыбелька.

Домик няни в Михайловском

На сундуке лежит первый русский утюг — скалка и рубель, у окна — прялки. На стене висит красный сарафан и белая кофта — праздничный наряд крепостной крестьянской женщины. А рядом сумочка-торба, по преданию, личная вещь Арины Родионовны

Назад

Памятник «Пушкин и крестьянка»

г. Псков, Летний сад

Псков — культурное наследие Российской империи. В Пскове расположено множество достопримечательностей, памятников культуры, музеев и исторических зданий. Центр города очень красивый и незабываемый. Особенно приятно в летнюю погоду прогуляться по центру этого замечательного города.

Проходя мимо Летнего сада, вы увидите знаменитый памятник «Пушкин и крестьянка». Памятник посвящён Александру Сергеевичу Пушкину и его милой доброй няне — Арине Родионовне, которую скромно назвали «крестьянкой».

Памятник «Пушкин и крестьянка»

Пушкин очень любил Псковский край и часто его навещал. Около 100 знаменитых произведений Александра Сергеевича Пушкина было создано на великой Псковской земле. Большинство сказок, «Евгений Онегин» и произведение «Борис Годунов» были написаны Пушкиным именно в Пскове.

Не менее семнадцати раз великий русский поэт приезжал на Псковскую землю и по общим сведениям прожил в нём около 77 дней.

Памятник «Пушкин и крестьянка» был открыт 3 июня 1983 года в Летнем саду имени А. С. Пушкина (Октябрьский проспект) в рамках XVII Всесоюзного Пушкинского праздника поэзии.

Он является памятником искусства местного значения. «Непростительно было бы не иметь памятник Александру Сергеевичу Пушкину в городе Пскове, ведь Псков и великий русский поэт — это две неразрывные вещи,» — отметил знаменитый краевед Натан Левин, который был на открытии памятника ровно четверть века назад.

Пушкин А.С. Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Памятник носит официальное название «Пушкин и крестьянка», но известен он больше как «Пушкин и няня».

Авторы памятника: скульптор О. Комов, архитекторы М. Константинов и П. Бутенко. Отлит из бронзы на Мытищинском заводе художественного литья. Высота скульптурной композиции составила 3 м 15 см, постамента – 1 м 60 см.

Памятник "Пушкин и крестьянка" стал пятой работой Олега Комова. От предыдущих памятников А. С. Пушкину, установленных в Болдино, Твери, Кишинёве и Мадриде (Испания), его отличает двухфигурная композиция. Почти за десять лет до сооружения памятника скульптор начал в рисунках и глине поиск образного и композиционного решения.

Светлый образ няни проходит через многие произведения поэта. Находясь в Михайловском, Пушкин в 1824 году писал одному из своих корреспондентов: «…она единственная моя подруга, и с нею одной только мне не скучно».

Душевная близость поэта и его няни Арины Родионовны становится лейтмотивом памятника. Левой рукой стоящий Пушкин прикасается к стулу, на котором сидит Арина Родионовна. Это прикосновение полно глубокого смысла: оно сродни прикосновению Антея к родной земле, дающей физические и духовные силы герою.

Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

«Памятник — истинное произведение искусства талантливейшего русского советского скульптора, всей своей творческой судьбой вжившегося в мир Пушкина, — именно таким был Олег Комов. Им создно немало пластических изображений гения (одно них воздвигнуто, к примеру, в финском городе Куопио — как дар от Пскова, его города-партнера).

Но «псковский» памятник — пожалуй, самое оригинальное явление в комовской пушкиниане… Прежде всего, потому, что это — «двойной портрет»: ваятель изобразил в бронзе не только Александра Сергеевича, но и его няню, простую русскую крестьянку, вскормившую его своим молоком (оттого называл ее поэт «мамушкой»), растившую его в младенчестве и скрасившую годы его псковской ссылки. Поэт стоит, Арина Родионовна сидит рядом с ним…

Впрочем, женскому образу в этой скульптурной группе давались и иные толкования и названия. Вот, например, одно из официально принятых названий памятника: «Пушкин и Русская Крестьянка». Помнится, сам автор не возражал и против такого титула: ведь действительно создал он в бронзе облик не «конкретной» няни поэта (ее прижизненных изображений-то почти не было), но именно образ сельской русской женщины.

Няня А.С. Пушкина. Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Вот она — уставшая за свою трудовую жизнь, не знает, куда деть изработавшиеся тяжелые и нежные руки, а лицо ее — это, думается, главная удача Комова — лучится и спокойствием, и умудренностью, и тою женской русской добротой, что была и остается главной чертой всех матерей и бабушек наших, особенно в глубинке, на земле живущих и поныне…

Вообще это произведение многих поразило сразу же своей необычностью: обе фигуры и контрастируют друг с другом (поэт в образе дворянского щеголя, а няня — в одеяниях простолюдинки), и дополняют друг друга, ибо представить себе именно это изваяние Пушкина — на постаменте — в одиночестве — невозможно, статуя поэта выглядела бы несколько неестественно.

Тут возникает множество всяких толкований (ну, к примеру, народная, русско-православная «подпочва» дворянской нашей культуры XIX века), но и сей факт свидетельствует лишь о том, что комовское творение — живое, а не «многоуважаемый шкаф» в бронзе. О нем спорили и спорят поныне…

Еще при жизни Комова, в одной артистическо-художественной компании произошел шумный и веселый застольный разговор об этом его творении, и один его старый приятель-литератор «поддел» ваятеля: «Олег, ведь если твоя бабушка на постаменте встанет, то окажется на голову выше Пушкина!» Олег Константинович, нисколько не смутясь, тут же отпарировал: «Ну и что! зато все чувствуют, сколь велика скрытая сила народа, его могучий рост, особенно в русской бабе!»

И ведь тоже прав он был по-своему в этом шутливом ответе… Как бы там ни было, этот памятник давно уже «прижился» в Пскове, во многом еще из-за удачно выбранного места. Он обращен лицом к центральному проспекту Пскова, виден всем; а за ним — Летний сад, старинный парк, излюбленное место отдыха и гуляний горожан.

Фрагмент памятника «Пушкин и крестьянка»

Каждый год в начале лета именно здесь, на гранитной площадке вокруг памятника, происходит открытие Пушкинских торжеств, именитые гости возлагают цветы к постаменту с бронзовым барельефом лиры и гусиного пера.

А, кроме того, по выходным и праздничным дням у этого памятника звучат звонкие «переборы» баянов и гармоник: сюда приходят чаще всего те, «кому за…» и, как в давние годы у клубного крыльца или «у бревен», пляшут и танцуют — кто во что горазд.

Веселятся простые русские люди, осененные взорами своего Поэта и его Няни…» (Из статьи Станислава Александрова «Народный памятник» (Встреча, 1999, № 5-6).

Олег Комов:
(из интервью в дни открытия памятника в Пскове, 1983 год):

«Особенно всех интересует, почему я решил изобразить поэта с няней Ариной Родионовной. Ответ на этот вопрос настолько прост, что некоторых, мне кажется, несколько разочаровывает. Коротко идею композиции я определил для себя так: «Художник и народ».

Это счастье, что у Пушкина была такая няня – человек удивительной доброты, мудрости, прекрасно чувствовавшая и понимавшая несказанную прелесть русской речи, знавшая множество сказок, народных поверий, пословиц, поговорок. В Михайловском она была поэту «подругой дней его суровых». Лучшего образа для воплощения задуманной идеи не найдешь.

У няни Пушкина был прототип. В 80-м году на Алтае я рисовал портреты героев труда. Там, в совхозе «Краснощеково», я встретил Марию Георгиевну Королеву.

Была она уже на пенсии, занималась домашним хозяйством, нянчила многочисленных внуков. Знатный механизатор, комбайнер, Герой социалистического Труда. Пришла она позировать в строгом костюме, при наградах.

«Домик няни» в Михайловском: легенды и жизнь

Я ей говорю: «Мне кажется, что вы похожи на няню Пушкина, Арину Родионовну. Не согласились бы вы попозировать мне? Только надо бы переодеться, шаль накинуть и крестьянский костюм надеть». «А у меня, — говорит, — есть платье, еще от мамы осталось». И уже минут через пятнадцать возвращается – подъезжает на «газике», сама за рулем.

Мы с ней много разговаривали. Пока позировала, она мне рассказала, как устроен комбайн. Она сама водила трактор, разбиралась во всех двигателях, читала технические журналы.»

Памятник «Пушкин и крестьянка

Когда у Комова спросили не мешала ли ему в работе экстравагантная современность Марии Георгиевны, он ответил:

«Ничуть. Было бы ошибочно думать о прошлом, как о чем-то замкнутом.

Создавая образы людей самых отдаленных эпох, мы всегда ищем для них прототипов среди наших современников… В главных человеческих своих свойствах мы гораздо ближе находимся к своим предкам, чем порой сами полагаем. Есть любовь, есть долг, есть общечеловеческие законы. И это согревает нашу жизнь.

Мне очень хотелось, чтобы люди, глядя на памятник Пушкину и его няне, почувствовали это, чтобы им стало от этого теплее. Чтобы посмотрев на «Арину Родионовну», каждый вспомнил и узнал в ней свою мать, бабушку…»

Назад&nbsp&nbsp&nbsp Вверх страницы

Арина родионовна няня пушкина фото

Няня Пушкина, Арина Родионовна Яковлева, родилась 10 (21) апреля 1758 года в деревне Суйда (ныне — село Воскресенское), а точнее — в полуверсте от Суйды, в деревне Лампово Копорского уезда Петербургской губернии. Мать ее, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев, были крепостными, имели семерых детей. Арина было ее домашнее имя, а подлинное — Ирина или Иринья. Как крепостная крестьянка няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, метрические церковные книги и т.д.) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной.

Домик няни Пушкина

Родионовной ее именовали уже под старость, как это делается иногда в деревнях. Сам Пушкин ни единого раза не назвал ее по имени, а в письмах писал "няня". В литературе она именуется чаще как Арина Родионовна, без фамилии, либо, реже, под фамилией Яковлева. В одной из поздних публикаций говорится: "Появление в современной литературе о няне А.С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Никто из современников поэта Яковлевой ее не называл". Однако, это вопрос спорный, ведь детей называют по отцу, а фамилия ее отца — Яковлев. Иногда, кстати, ее называли также Арина Матвеева — по мужу.

Арина Родионовна родилась и умерла крепостной. На похороны Пушкин не поехал, как, впрочем, и его сестра. Похоронил няню муж Ольги Николай Павлищев, оставив могилу безымянной. На кладбищах к могилам незнатных особ, тем более крепостных, не проявляли должного внимания. Оставленная без присмотра могила няни оказалась вскоре затерянной. Судя по стихотворению Н.М. Языкова "На смерть няни А.С. Пушкина", в 1830 году могилу Арины Родионовны пытались разыскать, но уже тогда не нашли. В Петербурге у няни не было близких родных, не позаботилась о могиле няни и Ольга Сергеевна. Существовали версии, что могила няни в Святогорском монастыре, вблизи могилы поэта, что Арина похоронена на ее родине в Суйде, а также на Большеохтинском кладбище в Петербурге, где одно время даже была установлена плита с надписью вместо имени "Няня Пушкина". Только в 1940 году в результате кропотливых поисков в архивах узнали, что отпевали няню во Владимирской церкви. В метрической книге этой церкви нашли запись от 31 июля 1828 года № 73: "5-го класса чиновника Сергея Пушкина крепостная женщина Ирина Родионова 76 старостию иерей Алексей Нарбеков". Также выяснилось, что погребена она была на Смоленском кладбище. Долго существовавшая версия, о том, что няню похоронили на Большеохтинском кладбище, была отвергнута.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *