Города и Страны

Дом Музей Дурылина в Королеве

Мемориальный Дом-Музей С. Н. Дурылина

Адрес: г. Королёв, ул. Свободная, д. 12
Тел.: 8 (495) 519-00-80
Работает ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 11.00 до 18.00.

Дом Сергея Дурылина, писателя, театрального и литературного критика, находится в микрорайоне Болшево, построен в 1936 году из остатков разрушенного Страстного монастыря, «около церковных стен» храма Святых бессребреников Косьмы и Дамиана на землях, с XVII века принадлежавших князьям Шереметевым и Одоевским.

Уцелевшие фрагменты имения П. И. Одоевского и до сих пор соседствуют с территорией дурылинского участка. На протяжении всей жизни С. Н. Дурылина в Болшеве его дом был центром духовной культуры. Сохранились мемориальные вещи, переписка и свидетельства о связях этого Дома со всемирно признанными центрами русского Православия — Черниговским скитом Троице-Сергиевой-Лавры и Оптиной пустынью, со святыми новомучениками о. Алексием (Мечевым) и Михаилом (Новоселовым), оптинским старцем Анатолием (Потаповым), с жизнью и творчеством выдающихся представителей религиозно-философского ренессанса второй половины XIX — начала XX века (К.Н. Леонтьевым, В. В. Розановым, П. П. Перцовым, С. Н. Булгаковым и др.)

В настоящее время Дом-музей Дурылина является единственным местом в Москве и Подмосковье, в котором сохранились мемориальные вещи, связанные с жизнью и творчеством великого русского художника М. В. Нестерова.

Дурылин, Сергей Николаевич

Усилиями  С. Н. Дурылина была создана уникальная архивная коллекция, коллекция икон XVII — начала XX века, коллекция живописи и графики К. Ф. Богаевского, В. Д. Поленова, Р. Р. Фалька, Л. О. Пастернака, М. А. Волошина, В. К. Менка, Л. Вруни, К. Малевича и др.

В Доме сохранились мемориальные вещи и фотографии С. Т. Рихтера, Б. Л. Пастернака, Н. Д. Телешева, М. К. Заньковецкой, актеров Большого, Малого, Художественного театров (Н.А. Обухова, П. Норцов, М. Н. Ермолова, В. И. Качалов, И. В. Ильинский, Е. М. Шатрова, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова, А. А. Яблочкина и др.)

« вернуться назад

ЭКСКУРСИИ МУЗЕЯ:

  1. Творческий путь С.Н. Дурылина
  2. С.Н. Дурылин в Болшеве
  3. Болшевское Абрамцево. Краеведческая — для организованных групп по предварительной записи.

Продолжительность экскурсий — 1 час

Маршрут экскурсии «Болшевское Абрамцево»
храм Косьмы и Дамиана, храм Спаса-Преображения (Православная классическая гимназия «Ковчег»), Болшевская библиотека имени С. Н. Дурылина, дом купца Клюева, мемориальный Дом-музей С. Н. Дурылина.

Исторически село Болшево привлекало людей храмами, древним укреплённым Городищем, дачной культурой усадеб ХIХ и ХХ веков. Кроме того, живописная пойма реки Клязьмы продолжает и до сего времени сохранять на участке от Городища до Бурково присущую ей природную красоту и привлекательность. Здесь расположена усадьба князей Одоевских.
Это древнейший российский род, который владел Болшево на протяжении более полутора сотен лет и имел глубокие исторические корни. С первой трети ХIХ века сохраняются некоторые элементы планировочного каркаса усадьбы – фрагменты аллей, аванплощадь перед фасадом богадельни, храмы.
Храм Косьмы и Дамиана – прямо связан с именем князя П. И. Одоевского, и на территории храма имеются захоронения представителей этого славного рода.
С именем В. Д. Поленова связана Жуковка или Городище, где художник снимал три лета подряд дачу. На даче его неоднократно посещали близкие друзья художники М. Нестеров, И. Левитан, К. Коровин, В. Суриков.
Интерес представляет дом Московского купца Клюева, деревянное двухэтажное здание в неорусском стиле с элементами модерна начала XX века.
Дом-музей писателя С. Н. Дурылина его друг писатель Н. Д. Телешов назвал «Болшевским Абрамцевом». Здесь часто гостил М. В. Нестеров, близкий друг Дурылина. Бывали Н. И. Тютчев, П. П. Перцев, актёры и актрисы Малого театра. В доме сохраняется атмосфера подмосковного дачного дома 20- 40-х годов. В экспозиции есть подлинные работы Нестерова, Поленова, Фалька. Дом расположен в тенистом фруктовом саду, где в летнюю пору после экскурсии можно отдохнуть под кронами яблонь и старых берёз и могучих дубов, сделать несколько памятных фотографий.

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ЭКСКУРСИИ И ЛЕКЦИИ (по предварительной записи):

  • Пути Сергея Раевского — «За полуночным солнцем к Китеж-граду»
  • С.Н. Дурылин и Московское религиозно-филосовское общество памяти В. С. Соловьева.
  • С.Н. Дурылин и русские символисты.
  • Отец Сергий Дурылин и святыни русского православия:
    Троице-Сергиева Лавра, Оптина пустынь, Данилов моностырь, Храм Николы Чудотворца в Клённиках. Впервые в Оптину пустынь С.Н. Дурылин приехал с матерью. Он вспоминал: «Я в первый раз был в Оптиной Пустыни, у отца Анатолия, о котором до приезда моего туда ничего не знал, – с нею, в 1913 году, в конце мая. Она привезла с собою красное яичко – была еще Пасха, – и, подавая его батюшке, сказала: Христос Воскресе!

    Дом-музей С.Н. Дурылина

    – он улыбнулся ей с особенной лаской, взял яичко, сказал: Воистину Воскресе! – и, помнится, подал свое… Я вместе с нею исповедовался у него в келье». С той поездки и до конца дней Оптина стала для Дурылина одним из мест воплощения Незримого Града – Святой Руси. С первой же поездки Дурылин стал чадом преп. Анатолия Оптинского и затем приезжал в Иоанно-Предтеченский скит каждый год, чаще всего осенью, чтобы причаститься в день своих именин. Он был знаком со многими насельниками монастыря: архимандритом Агапитом (Беловидовым), автором знаменитого жизнеописания старца Амвросия, иеромонахом Варнавой (Ивановым), келейником преп. Анатолия Оптинского и другими. Постепенно Дурылин познакомил с Оптиной своих младших товарищей и учеников, братьев Чернышевых, Николая и Ивана, С. И. Фуделя, С. А. Сидорова. Долгое время С.Н. Дурылин стремился к монашеству, мечтая поселиться в Оптиной пустыни. Но жизнь судила иначе. Выбрав писательский путь, Дурылин, судя по черновым записям, намеревался написать книгу о связях русских писателей и Оптиной пустыни. Кроме того, он собирал воспоминания о тамошних старцах. Однако единственным законченным текстом, связанным с Оптиной, стала статья «Монастырь старца Зосимы (К вопросу о творческой истории I, II и IV книг „Братьев Карамазовых” Достоевского)» (1928). Тема монашества и монастыря звучит во множестве работ Дурылина, прежде всего, в тех, что посвящены творчеству К.Н. Леонтьева.

  • С.Н. Дурылин и М. В. Нестеров. Заочное знакомство С.Н. Дурылина произошло в 1907 году на нестеровской выставке. О начале своего личного знакомства с М.В. Нестеровым Дурылин пишет в книге «Нестеров в жизни и творчестве»: «С начала 1910-х годов все творчество М.В. Нестерова прошло на моих глазах, при непрерывном близком общении с художником». Их очное знакомство состоялось в Московском-религиозно-философском обществе в декабре 1913 г., в день чтения Дурылиным его доклада о творчестве Н.С. Лескова. Сближение с М.В. Нестеровым произошло летом 1917 г. в Абрамцево. Там писатель вел с художником разговоры об искусстве, записанные им в отдельном «Абрамцевском дневнике», уже собирая материалы для будущих книг. В 1923-1924 гг. Дурылин в челябинской ссылке написал трилогию «Заметки о Нестерове», а две книги «Нестеров-портретист» (1949) и «Нестеров в жизни и творчестве» (1965) (в серии «Жизнь замечательных людей»).
  • Дурылинские коты и сказки (для школьников младших классов).
  • Русская литература XIX в. в творчестве С.Н. Дурылина (для школьников 7-9-х классов).
  • Русская литература XX в. в творчестве С.Н. Дурылина (для школьников 9-11-х классов).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *