Города и Страны

Дом Демидовых в Спб

XVIII-XIX вв.

г. Санкт-Петербург, переулок Гривцова, дом 1/64, литера А, дом 5, литера А

Описание предмета охраны

Объемно-пространственное и планировочное решение территории: состав комплекса и историческое местоположение зданий на территории; визуальные связи между зданиями расположенными вокруг сада; I. Главный дом 1. Объемно-пространственное решение: гаоариты и конфигурация прямоугольного в плане двухэтажного на высоком цокольном этаже здания (на плане под№1); крыша — габариты (включая высотные отметки), конфигурация; дымовые трубы; 2.Конструктивная система здания: наружные и внутренние капитальные стены (кирпич): исторические отметки перекрытий; терраса с двумя полукруглыми всходами по садовому фасаду (чугун, литье) с опорой на парные колонны круглого сечения с волютообразнымн капителями), ограждение террасы и лестничных маршей в виде звеньев ограждения (рисунок вертикально расположенных прутьев с фризом по верхнему краю) между вертикальными стойками квадратного сечения, увенчанными навершиями с шарами; исторические лестницы (включая парадную и служебные) местоположение. габариты, конструкция, тип; материал ступеней (известняк): ограждения лестничных маршей и площадок -материал, техника исполнения, рисунок световой фонарь — конструкция, материал и рисунок заполнения; своды (в том числе помещении каретника, 7-Н. цокольного этажа, парадного зала. коридоров цокольного н 1-2-го этажей) -коробовые. коробовые с распалубками и подпружными арками, прусские; 3. Объемно-планировочное решение: историческое обьемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен. 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: материал отделки цоколя — известняк; материал и характер отделки фасадной поверхности — окрашенная штукатурка (гладкая, штукатурный руст в уровне 1-го этажа); оконные и дверные проемы — историческое местоположение. габариты. конфигурация; материал (дерево), цвет и рисунок оконных и дверных заполнений; фасад по пер. Гривиова: оформление оконных проемов замковыми камнями в уровне цокольного этажа центральной части фасада (в 5 световых осей); межэтажные тягн; архитектурно-художественное решение боковых частей фасада -пилястры ионическими капителями в межоконных пространствах в уровне 1-го этажа, замковые камни оконного проема 1-го этажа, полуциркульные ниши в уровне 2-го этажа; венчающий профилированный карниз, декорированный модульонами; фронтон. венчающий центральную часть, декорированный тягами и поясом модульонов: южный садовый фасад: ризалиты. фланкирующие центральную часть фасада с раскреповкой в три световые оси; архитектурно-художественное оформление фасада в приемах барокко, в том числе; оконных проемов (профилированные фигурные наличники, сандрики на стилизованных кронштейнах (металл, литье), композиции в виде маскаронов. женских головок, рокайлей (металл, литье); — межэтажные профилированные тяги и карнизы; лопатки с композитными металлическими капителями (рисунок, материал. техника исполнения — литье) в уровне 1-го этажа; лопатки декорированные композициями (металл, техника исполнения — литье) в уровне 2-го этажа; -профилированный венчающий карниз; фронтон над центральной раскреповкой в 3 световые осн. декорированный профилированными тягами; северный фасах архитектурно-художественное оформление фасада в приемах классицизма в том числе: — ограждение французского окна (материал — металл, техника исполнения — ковка, исторический рисунок); — лопатки; — оформление оконных проемов (линейные сандрики на волютообразных кронштейнах, замковые камни): филенки в подоконных пространствах; — межзтажные профилированные тяги и карнизы: — меандровый пояс; венчающий профилированный карниз, декорированный поясом модульонов; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: сохранившиеся исторические элементы декоративно-художественного оформления интерьеров, в том числе: парадный зал: — антаблемент состоящий из пояса провисающих гирлянд, декорированных лентами, пояса пальметт, пояса дентикул и розеток: живописный фриз и потолочная розетка — роспись темперно-клеевая по штукатурке (?), в виде полнхромного арабескового орнамента с преобладанием охристо-золотистых тонов: вент, решетки (металл, ковка); столовая (обшивка стен филенками и встроенная мебель по нижнем)' ярусу стен — дуб. тонированный; антаблемент состоящий из фриза с поясами «плетенки», «иоников» и карниза с модульонамн, декорированными акантовым листом по верхнему краю стен); — лепные антаолементы проходов, коридоров, помещений 1-2-го этажей; исторические потолочные розетки (помещений 1-2-го этажей); объем парадной лестницы (неглубокие ниши с ложной балюстрадой, линейные сандрики на кронштейнах дверных проемов, покрытие пола — известняк); — вестибюль (штукатурный руст поверхности стен; деревянный тамбур — тонированный дуб. полусветлые створки — рисунок расстекловки. филенки); — печи, в том числе 1-2-го этажа: — печь средистенная двухъярусная на высоком плинте. облицовка (глазурованный белый изразец), полочка небольшого выноса, профилированный венчающий карниз; — печь угловая двухъярусная окрашенная, по лицевому фасаду две ниши разделенные полочкой и фланкированные орнаментированными пилястрами; II. Дом Демидова П.Г 1.Объемно-пространственное решение: габариты и конфигурация прямоугольного в плане четырехэтажного здания; крыша — габариты (включая высотные отметки), конфигурация; 2. Конструктивная система здания наружные и внутренние капитальные стены (кирпич): междуэтажные перекрытия — местоположение; своды, в том числе: крестовые (лестница со стороны южного лицевого фасада); цилиндрические (лестница со стороны южного лицевого фасада); цилиндрические с распалубками (в уровне 1-го этажа); лестница со стороны восточного лицевого корпуса — междустенная в уровне 1-го этажа, на сводах и пилонах, на косоурах, материал ступеней и междуэтажных площадок (известняк); ограждение -металл; лестница со стороны южного лицевого фасада — шюгомаршевая. междустенная в уровне 1-го этажа, по косоурам, вид материала ступеней и покрытия междуэтажных (известняк); покрытие пола — вид материала (керамическая метлахская плитка), рисунок; своды: коробовые с распалубками -цокольного этажа, включая пом. № 10-Н; помещение 8-Н: коридор: своды — прусские по металлическим балкам; сомкнутые своды — пом. № 12. площадью 34.5 кв. м.*; сомкнутые своды — пом. № 13. площадью 56.8 кв. м.; коробовые своды -пом. №№ 44, площадью 16.7; 11. площадью 16 кв. мЛ 31. площадью 13 кв. м.; •помещение перекрыто поздними перегородками сомкнутый — пом. № 10, площадью 51.5 кв. м.; сомкнутый — пом. № 9. площадью 28.6 кв.м.; коробовын свод — пом. № 17. площадью 32.4 кв. м. 3. Объемно-планировочное историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: лицевые фасады; вид материала отделки цоколя — известняк; вид материала и характер отделки фасадной поверхности — окрашенная штукатурка (гладкая, руст); оконные проемы 1-го этажа — местоположение. габариты (отметки ширины и высоты) оконные проемы 2-4-го этажей — местоположение, конфигурация и габариты: заполнение оконных проемов — исторический рисунок и цвет (коричневый); элементы архитектурно-декоративной композиции фасада. в том числе: лопатки, в том числе, в уровне 2-4-го этажей. оформленные линейным рустом; междуэтажные профилированные карнизы в уровне 1-2-го , 2-3-го этажей; профилированный фигурный карниз, соединяющий оконные перемычки 4-го этажа; оформление оконных проемов 2-го этажа — фигурные наличники, лучковые и фигурные сандрики, декорированные рокайлями, женскими головками в обрамлении акантовых завитков: горельефное многофигурное панно с изображением пути над окном 2-го этажа (парное панно утрачено); балкон — в уровне 2-го этажа, по центральной оси южного фасада -габариты. конфигурация; ограждение — вид материала (металл), техника исполнения (ковка, литье), рисунок; балконная плита (гранит); оформление проема балконной двери 2-го этажа — наличник гадкий с ушами, филенка с провисающей гирляндой: оформление оконных проемов 3-го этажа — фигурные профилированные наличники. провисающие цветочные гирлянды: оформление оконных проемов 4-го этажа — фигурные профилированные наличники. стилизованные триглифы с гутами; венчающий профилированный карниз; дворовые фасады: вид материала отделки цоколя — известняк; вид материала и характер отделки фасадной поверхности — окрашенная штукатурка гладкая; оконные и дверные проемы 1-го этажа — ширина и отметки высоты: исторические оконные проемы 2- 4-го этажей — местоположение. конфигурация и габариты; заполнение оконных проемов — исторический рисунок и цвет (коричневый); оформление оконных проемов 2-4-го этажей — профилированные наличники; венчающий профилированный карниз; 5. Декоративно-художественное оформление интерьеров: помещение 8-H: пом. № 12. площадью 34.5 кв. м.: оформление плафона — профилированный многоступенчатый карниз с порезками растительного рисунка, включая «плетенку»; пом. № 13. площадью 56.S кв. м.: оформление плафона — профилированный многоступенчатый карниз на кронштейнах, с порезкой дентикулами; по периметру широкий лепной фриз растительного рисунка, в угловых резервах с рокайлями; в центре профилированная двойная овальная розетка с шестью лепестками из цветочно-лиственной гирлянды с бантами; центральное поле с заполнением трельяжной сеткой и лепной круглой розеткой; пом. № 10. площадью 51.5 кв. м.: оформление плафона — профилированный карниз, фигурные тяги и рамы; центральная — с лепной гирляндой растительного рисунка; по продольным сторонам стен — по одной лепной розетке: пом. № 9. площадью 28.6 кв. и.: оформление плафона — профилированные фигурные рамы и филенки. в центре профилированная круглая рама; пом. № 16. площадью 23 кв. м.: оформление плафона — профилированный карниз на кронштейнах, декорированных акантом; профилированные фигурные тяги и филенки; угловые резервы с лепными композициями в виде волют из акантовых листьев; в центре профилированная круглая рама с каннелюрами и четырьмя растительными розетками по внешнему полю; пом. № 17. площадью 32.4 кв.м. оформление плафона профилированный многоступенчатый карниз; пом. № 2. алощадью 40 кв. м.: оформление плафона — поперечная выпущенная балка с профилированными филенками, делит пространство на два кессона: южный кессон с профилированной овальной рамой. III. Кегельбан 1. Объемно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация прямоугольного в плане здания (пол Л?

Особняк Демидовых

3); крыша — исторические габариты, конфигурация, тип (вальцовая); дымовые трубы; 2. Конструктивная система здания наружные и внутренние капитальные стены — историческое местоположение, материал (кирпич); исторический тип перекрытия; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов: исторический материал отделки цоколя; материал и характер отделки фасадной поверхности- нештукатуренный кирпич: оконные и дверные проемы — историческое местоположение. габариты. конфигурация; материал (дерево), цвет и рисунок расстекловки оконных заполнений: венчающий карниз — профили. габариты: IV. Флигели (два) 1. Объемно-пространственное исторические габариты и конфигурация прямоугольного в плане здания (на плане пол № 4); крыша — габариты (включая высотные отметки), конфигурация, тип; воротный проезд — местоположение. перекрытие, конфигурация; дымовые трубы; 2. Конструктивная система здания наружные и внутренние капитальные стены — местоположение, материал (кирпич); исторические лестницы — местоположение. габариты. конструкция, конфигурация; 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно-планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архнтекгурно-художественное решение фасадов: материал отделки цоколя -известняк; материал и характер отделки фасадной поверхности — окрашенная штукатурка гладкая; исторические оконные и дверные проемы — местоположение, габариты, конфигурация; материал, цвет и рисунок расстекловки оконных заполнений лицевой фасад: оформление оконных проемов -гладкие наличники, подоконные доски на кронштейнах, провисающие гирлянды (материал — металл) в подоконных пространствах; горизонтальные членения фасада — междуэтажный профилированный карниз, профилированный венчающий карниз; дворовый фасад: повышенный объем в одну ось над воротным проездом; полуколонны с ионическими капителями. фланкирующие оконный проем повышенного объема; лопатки в межоконных пространствах; венчающий профилированный карниз; Флигель западный 1. Объёмно-пространственное решение: исторические габариты и конфигурация прямоугольного в плане одноэтажного с высоким цокольным этажом здания ( на плане под № 2); крыша — исторические габариты (включая высотные отметки). конфигурация; дымовые трубы; 2. Конструктивная система здания исторические внешние и внутренние капитальные стены (кирпич); своды (включая коробовые. коробовые с распалубками и подгрудными арками, своды по металлическим балкам) исторические лестницы -местоположение, габариты конфигурация, материал ступеней (известняк): ограждения лестничных маршей — материал (металл), техника исполнения, рисунок 3. Объемно-планировочное решение: историческое объемно- планировочное решение в габаритах капитальных стен; 4. Архитектурно-художественное решение фасадов материал отделки цоколя -известняк; материал отделки фасадной поверхности — окрашенная штукатурка гладкая, руст; оконные проемы — исторические местоположение. габариты, конфигурация; цвет материал и рисунок расстекловки оконных заполнений: вертикальное членение фасадов — лопатки, декорированные рустом в межоконных простенках; профилированный венчающий карниз; V. Сад 1. Объемно-пространственное и планировочное территории: историческое объёмно-пространственное и планировочное решение (регулярное): — сочетание продольных (север-юг) и поперечных (запад-восток) аллей, включая центральную липовую аллею (шаг посадки, видовой состав — липа мелколистная) с полуоткрытыми и открытыми пространствами; — газоны (тип-обыкновенный) и площадки*; — видовой состав насаждении (липа, яблоня, декоративные кустарники и пр.); — две солитерные формованные липы, фланкирующие полукруглые всходы лестниц террасы*1; садово-парковые набивные дорожки на щебеночном основании (из высевок розового гранита). *утрачены

г. Санкт-Петербург, переулок Гривцова, дом 1/64, литера А, дом 5, литера А

GPS Координаты

59.93146295, 30.31191301

Павел Николаевич Демидов приобрел этот дом в феврале 1836 года ко времени своей женитьбы на фрейлине Авроре Шернваль, которая считалась одной из самых красивых женщин Петербурга. Дом в то время был двухэтажным в одиннадцать окон по фасаду. Рядом с этим домом стоял дом, приобретенный архитектором Монферраном для себя. Этот дом Демидов тоже купил у Монферрана с предложением заняться отделкой особняка. Архитектор в то время был занят постройкой Исаакиевского собора, но принял предложение Демидова, с которым его связывали дружеские отношения. По желанию заказчика архитектор выполнил дом в духе итальянского палаццо с элементами барочного декора. Первый этаж обработан рустом. Центральная часть фасада выделена эффектной композицией, включающей в себя невысокую арку ворот в окружении четырех групп атлантов и кариатид, поддерживающих широкий балкон с балюстрадой на уровне второго этажа. Крупные фигуры атлантов и кариатид, каждая из которых имеет свой облик, великолепно смотрятся, придавая всему зданию особую выразительность. Наверху над центральным окном второго этажа установлен картуш с двумя крылатыми фигурами, удерживающими геральдический щит с изображением герба Демидовых. Все скульптурное украшение особняка выполнено по моделям скульптора Т. Н. Жака. В отделке интерьеров особняка впервые в Петербурге был использован малахит. Им были облицованы колонны и камин Большого зала особняка. Малахитовый зал Эрмитажа и украшенный малахитом иконостас Исаакиевского собора появились позднее. В середине XVIII века дом был достроен до третьего этажа.
Павел Николаевич скончался в 1840 году, оставив Аврору Павловну вдовою с малолетним сыном Павлом Павловичем Демидовым. Через несколько лет после смерти мужа Аврора Павловна вышла замуж за сына известного русского историка и писателя Карамзина — Андрея Николаевича Карамзина. В этот период с 1848 по 1850 годы в доме были проведены некоторые перестройки и отделочные работы под руководством архитектора Г. А. Боссе. Вступив во владение домом, Павел Павлович Демидов в 1864 году сдал дом на 9 лет в аренду итальянскому посольству, назначив цену 10 000 рублей в год. В 1874 году он продал дом княгине Наталье Фёдоровне Ливен, внучке Санкт-Петербургского военного губернатора П. А. фон Палена, главного участника заговора против императора Павла I, в результате которого император был убит. Для нее дом был перестроен архитектором Иваном Васильевичем Штромом.

ООО "Усадьба Демидовых"

Работы касались главным образом переделки интерьеров и установкой всех доступных тогда инженерно-технических новшеств. Были уничтожены печи, в подвале установлены калориферы, устроено водяное отопление, газ, водопровод.
В доме княгиня устроила молельню для баптистов. Светских приемов она не давала. Но особняк был открыт для всех, желающих участвовать в духовных беседах, которые проходили в Малахитовом зале. В 1910 году особняк снова сменил владельца. Теперь его выкупил посол короля Италии, чтобы снова разместить здесь итальянское посольство. Герб Демидовых на картуше сменился итальянским гербом. Итальянское посольство существовало здесь до 1925 года.
Сейчас здание арендует Балтийский банк.

ИСТОРИЯ ПОСЕЛКА ТАЙЦЫ, ДЕМИДОВСКОГО ПАРКА И ДЕМИДОВСКОЙ УСАДЬБЫ

Сота Н.И., Дунаева И.Н., Бурлаков А., Иготти И.Е.

Тайцы — поселок городского типа в 33 км к югу от Санкт — Петербурга; расположен на окраине Ижорской возвышенности, богатой ключевыми водами.

Из истории поселка нам известно следующее.

Название поселка Тайцы происходит от местного термина “таицы” — воды, таящиеся в недрах земли.

Среди ближайших окрестных жемчужин Ленинградской области Тайцам отведено довольно почетное место. Прежде всего, благодаря известной усадьбе Демидовых, прекрасному памятнику конца XYIII- начала XIX столетий, и сегодня поражающему и удивляющему современников.

Усадебный комплекс в Тайцах создавался в 1774-1778 гг. по проекту И.Е. Старова (1745-1808), одного из крупнейших русских зодчих второй половины XYIII века. Создатель великолепного Таврического дворца, собора Александро-Невской лавры в Петербурге, Старов был мастером архитектуры классицизма. В то время усадебное зодчество в России достигло расцвета, и к числу лучших усадебных комплексов XYIII века, безусловно, относится усадьба Тайцы.

История этих земель мало кому известна. После Северной войны Петр I подарил Тайцы “отцу русского флота” адмиралу И.М. Головину. В 1743 году выявилась ценность находящихся на территории поместья подземных источников, особенно Березовских ключей. Перед смертью Головин специально разделил имение между наследниками так, чтобы ключи находились на границе частей. Так образовались Малые и Большие Тайцы.

Малые Тайцы с деревнями Старица, Ивановская, Тихвинка, Истинка, Пегелева и Ключи достались сыну адмирала, который в 1758 году продал их А.П. Ганнибалу. После смерти последнего имение по разделу перешло к его сыну Исааку. Тот в 1786 году продал его. Большие Тайцы с деревнями Тайцы, Кузнечиха, Сааки, Могилево, Нижнее и Большое Пегелево стали владением дочери Головина Натальи. У нее-то и купил в 1761 году имение А.Г. Демидов.

Усадебный дом Демидовых в Тайцах — выдающееся творение архитектора И.Е. Старова.

Красота и поэтичность Таицкой усадьбы не раз привлекали внимание русских художников. Среди работ, связанных с этими местами, — картина выдающегося русского пейзажиста С.Ф. Щедрина “Вид в окрестностях Петербурга” (Государственная Третьяковская галерея). Это произведение передает “поэтический уголок таицкого парка и его сооружений”.

В течение нескольких лет ( в 1881, 1883 — 1886 гг.) выезжал сюда на дачу Н.А. Римский-Корсаков. В “Летописи моей музыкальной жизни” композитор пишет: “Лето 1884 года мы проводили по-прежнему в Тайцах. Здесь я принялся за составление учебника гармонии, который к началу осени оказался готовым к изданию …” Летом 1886 года композитор работал над Третьей симфонией.

Поэт И.М. Долгорукий писал: “Кто не знал под Петербургом Тайц? Кто не был очарован тамошними прозрачными ручьями? Я редко видел место прелестнее и не пивал нигде такой воды, которую черпал там для прохлады из самих ключей, бегущих у подошвы строения …”

УСАДЬБА ДЕМИДОВЫХ

Место, где расположена усадьба Демидовых, очень живописно. Оно находится почти у подножия Дудергофских высот, у истока реки Веревы. Двухэтажный каменный усадебный дом поставлен на возвышенном берегу реки в глубине парка.

Современный вид Демидовского дворца

А.Г. Демидов строил Тайцы (усадьбу) для больной туберкулезом дочери. Климатические особенности Тайц были распознаны не сразу. Сравнительно недавно исследования микрофлоры этой местности с ее вековыми дубами, пихтами и елями показали, что она необычайно целительна для больных, страдающих гипертонией и склерозом, и вредна для легочных больных и астматиков.

Композиционная и художественная доминанта Таицкого ансамбля И.Е. Старова — барский дом. Квадрат, лежащий в основе его плана, предопределил решения всех фасадов. Круглые террасы — лоджии, вкомпонованные в угловые части квадрата. Если представить себе дом в то время, когда эти угловые террасы не были застеклены, становится очевидным, что именно они, обрамленные колоннадами, создавали гармоническую связь архитектуры с окружающим пейзажем. Террасы-лоджии позволяли, не выходя из здания, обойти его, обозревая окрестности. Возможно, что нездоровье владелицы, вынужденной в основном находиться в помещении, и обусловило столь необычное для И.Е. Старова объемно-пространственное решение дома. Передвигаясь по дому в зависимости от движения солнца и направления ветра, любуясь открывающимися на все стороны перспективами парка, легче было переносить затворничество и сохранять хотя бы иллюзорный контакт с живой природой.

Дом, имеющий два этажа, возвышается на высоком цоколе, обработанном рустами. Ионический орден, объединяющий этажи, балюстрада и венчающий здание цилиндрический по форме бельведер придают фасадам устремленность ввысь.

Отдельные элементы, введенные в композицию, создают различия. Так, главному западному фасаду со стороны въезда в усадьбу придают парадность две колонны в центре. Они перекликаются с колоннами террас и отбрасывают глубокие тени, подчеркивающие пластику фасада. Фасад со стороны пруда украшен четырьмя пилястрами, что вызывает ощущение пластической целостности, спокойствия. Этот фасад особенно хорош при взгляде с противоположного берега запруженной речки, в которой он отражается, как в зеркале. Графичность в решении этого фасада — удачная находка зодчего. Два других фасада отличали широкие монументальные лестницы со скульптурами львов, ведущие в бельэтаж (до нашего времени лестница сохранилась только у северного фасада).

Въезд в усадьбу оформляют одноэтажные и двухэтажные каменные флигели (служебные постройки, которые вынесены на границу парка). Они объединены ажурной решеткой, чередующейся с гранитными столбами, и образуют полузамкнутый парадный двор — курцонер. Сквозь ограду хорошо просматривается главный фасад дома, к которому подводит широкая аллея.

Массив второго яруса ворот, прорезанный стрелами арки, закреплен по углам сильно выступающими пилонами. Их также венчают небольшие пирамиды, которые подчеркивают ступенчатость композиции и служат органическим переходом к сквозной башенке. Ее стрельчатые проемы, угловые цилиндрические, завершающиеся конусом, столбы придают воротам своеобразный “готический” колорит.

В башенке некогда помещался часовой механизм, который приводил в действие колокол. Его звучание, разносившееся над Тайцами, вносило в характер парка элегическую ноту, родственную стихотворению “Вечерний звон” ирландского поэта Томаса Мура, переведенному И. Козловым и известному под названием “Колокола Санкт-Петербурга”:

Вечерний звон, вечерний звон! Как много дум наводит он О юных днях в краю родном, Где я любил, где отчий дом.

Романтический настрой усиливали и окружающая зелень и особенно руинный декор фасадов. Первоначально ворота, сложенные из кирпича и плиты, были оштукатурены лишь частично. Это придавало воротам характер старого, разрушающегося от времени сооружения. В начале нашего века ворота оштукатурили целиком и в дальнейшем реставраторам предстоит восстановить их руинный облик.

С 1896 года Тайцы перешли в Дворцовое ведомство и стали использоваться как санаторий для лечения легочных больных. Сохранились планы, относящиеся к 30-м годам нашего века, по которым можно представить, каким был парк до Великой Отечественной войны. Фашистские захватчики нанесли Таицкому комплексу большой ущерб. Ныне Таицкий усадебный дом восстановлен. Планируется реставрация парка.

Таицкий парк занимает теперь 180 гектаров. В XYIII веке его площадь составляла 220 гектаров. Пейзажный парк Таиц создавался одновременно с усадьбой, составляя с ней единое целое. Еще в петровское время Тайцы были известны своими источниками, получившими позже название Ганнибальских ключей. Они дают начало небольшой речке Веревке, ставшей основой водной системы парка. Парк состоял из нескольких участков: Собственный сад, Большая поляна, Звезда, Лабиринт и Зверинец. Каждый из этих участков парка имел свою собственную планировку и композицию ландшафтов. Их объединяли водоемы. Протоки и каналы то проходили по полянам, окаймляя их, то скрывались в чаще. Рисунок дорожек зависел от формы водоемов, играя подчиненную роль. Над ключами размещался небольшой павильон “Келленбург” — крепость над источником. Он зрительно замыкал одну из периферийных аллей района Звезды. Очевидно, кроме декоративного павильон имел и утилитарное назначение: защищал водовод. В районе Звезды (как и в Павловском парке) было двенадцать дорожек, на центральной круглой площадке размещался храм Солнца — двенадцатиколонная ротонда ионического ордена. Купол ее изнутри был расписан изображением солнца и двенадцати знаков зодиака. Сооружение не сохранилось.

С восточной стороны усадебного дома, окаймленная рекой, раскинулась Большая поляна. К ней примыкал пруд с островами, подпорной плотиной и каскадами. Здесь находилась водяная мельница с большим колесом, выполнявшая декоративную роль и служившая водорегулирующим устройством. К ней сходились просеки Зверинца, аллеи вдоль каналов и дорожки Звезды. Каскад шумно сливал прозрачные воды большого пруда в реку Веревку. Таицкая водная система питала пруды царскосельского парка: вода шла по самотечному водоводу длиною 16 километров. Водовод был построен известным гидравликом Бауэром и инженером Поздеевым. Через Веревку в парке было перекинуто несколько мостов. В настоящее время сохранился лишь один из них — вблизи усадебного дома. Этот мост с крутым изгибом выполнен из пудостьского известняка и, несмотря на сильное разрушение, все еще очень красив. В XIX веке в парке существовали мост с башнями, оранжерея, дом садовника, Турецкая и бревенчатая беседки.

Белый павильон не сохранился. Его центральную часть занимал круглый зал, перекрытый пологим куполом. Причем зал был “врезан” в прямоугольное в плане здание с таким расчетом, чтобы на фасаде он образовывал полуротонду. Пять высоких проемов (дверь и четыре окна, идущих от пола) с полуциркулярными завершениями и круглые окна, расположенные над ними, определяли классический архитектурный облик павильона.

Как доехать до Усадьба Демидовых в Санкт-Петербурге на автобусе или метро

Этот мотив полуротонды-абсиды, с гладкой поверхностью стен, декорированной круглыми и полуциркульными проемами без какой-либо орнаментики, мы уже встречали в решении абсид галереи Таврического дворца.

Из многочисленных затей Таицкого парка — павильонов, беседок, мостиков — до нашего времени уцелело очень немногое. Самое примечательное из сохранившегося — Готические ворота, расположенные в левой части усадьбы, за выездными флигелями.

Композиция Готических ворот трехъярусная. Нижний и средний симметричные ступенчатые ярусы соединены высокой стрельчатой аркой. Над нею высится сквозная башенка — третий ярус ворот. Первый ярус (пилоны) представляют собой павильоны-сторожки. Их углы “держат” декоративные башенки, прорезанные узкими проемами в виде крепостных бойниц.

Ниже приведены фотографии архитектурных сооружений.


Горбатый мостик в XVIII веке


Темная аллея в XVIII веке


Горбатый мостик(в наши дни)


Готические ворота


Вид из бельведера дворца (на часть парка и на Тайцы)

Некоторые виды из альбома гравюр и рисунков “12 видов мызы Тайцы”, 1840-е гг, рис. Богданович. Грав. фон Петер. Г.П.В.


Башенный мост.


Белый павильон


Молочная


Часовая башня.


Березовый домик


Каскад.


Келленбург

Глава 3. Дворцы и усадьбы

    Быт разбогатевших промышленников Демидовых и других мало чем отличался от быта аристократов. Представители этих кругов являлись заказчиками у архитекторов, художников, мастеров золотых и серебряных дел. Появились богатые дворцы и усадьбы, созданные выдающимися русскими зодчими. Они стали памятниками истории культуры нашей страны. Немало интересного таится в прошлом старинных зданий, многие из которых и сейчас служат людям.

    Наряду с заводами и деревнями у Демидовых имелись дворы и дома в различных городах как при крупнейших предприятиях, так и в пунктах по пути отправления караванов судов с железом по Каме, Волге и Оке. Каменные дома были в обеих столицах, в Туле и в наиболее крупных городах. Такие дома в России освобождались от постоя воинских частей. Поэтому богатые купцы и промышленники вкладывали огромные суммы в строительство привилегированных особняков.

    Многочисленные дома Демидовых в Петербурге не уступали в роскоши царским. Переехав в начале XVIII века на постоянное жительство в столицу, Акинфий Демидов обзавелся собственным домом. Он был небольшим, вокруг хозяин разбил сад, простиравшийся вплоть до улицы Мещанской (ныне ул. Плеханова). В 1755– 1756 гг. на этом месте П.А. Демидов возвел двухэтажное каменное здание с аттиковым этажом в центральной части. Имя первого архитектора называют предположительно – С.И. Чевакинский. Другие исследователи говорят, что строил, а следовательно, и проектировал усадьбу А.Ф. Кокоринов. Проезд со стороны набережной Мойки на парадный двор перед домом обрамляли два симметричных двухэтажных служебных помещения корпуса. С противоположной стороны все еще оставался сад.

    В эти же годы построили рядом два жилых корпуса, объединенных в 1770 году в один большой четырехэтажный, по 22 окна на каждый этаж. Дом и участок оставались в ведении Демидовых до 1870-х гг. К этому времени доходы многочисленных заводов резко сократились. Содержать такие хоромы с многочисленной прислугой и большим штатом служащих главной конторы оказалось накладно. Наследники Демидовых продали одну часть участка купцу Шпехту, а другую – купцу Карлу Корпусу. При новых владельцах садовый фасад главного корпуса дома сохранил свой первоначальный облик в формах развитого русского барокко. В центральной части дома была устроена открытая терраса на конических чугунных колоннах, отлитых мастерами Нижнетагильского завода. Две характерные для архитектуры барокко криволинейные по очертанию лестницы ведут в сад. В оформлении садового фасада применены литые из чугуна скульптурные детали, тоже работы талантливых тагильских умельцев. В интерьере помещений первого этажа доныне сохранились своды, дающие представление о строительных приемах середины XVIII века. На некоторых перекрытиях второго этажа имеется яркая роспись, но она относится к XIX веку. Эту роспись делали крепостные нижнетагильской живописной школы. Дом сплошным массивом с небольшими дворами посередине располагается сейчас по переулкам Гривцова и Антоненко до набережной Мойки. Это необычайное по красоте и великолепию сооружение можно видеть в глубине сада, если пройти до набережной Мойки и пересечь пространство между переулками Гривцова (старожилы города и поныне называют его переулком Демидова) и Антоненко до улицы Плеханова (бывшей Мещанской).

    В отцовском особняке на набережной Мойки позже жил Павел Николаевич Демидов. У него же имелся дом, построенный в 1834–1836 гг. по проекту автора Исаакиевского собора А.А. Монферана. И сейчас здание, расположенное на улице Герцена, 43, поражает современников великолепием внешней и внутренней отделки. Чудо как хороши мраморные атланты и кариатиды, поддерживающие балкон, скульптурная группа из парящих крылатых фигур, словно поднимающая в небо огромный герб. Более сорока лет занимает роскошные дворцовые покои проектный институт "Гипростанок". Еще в 1982 году исполком Ленсовета принял постановление о том, что бывший "дом Демидова" передается театральному музею (78).

    При Прокопии Демидове в Петербурге у семейства имелось сначала два каменных дома: на Васильевском острове большое капитальное здание "о двух апартаментах" со службами и на Фонтанке – на погребах, при нем было два малых деревянных дома. Потом строения увеличивались.

    Одним из крупных зодчих, в творчестве которого в значительной степени проявились черты русского классицизма, был А.Ф. Кокоринов. В 1760 году он обручился со старшей дочерью Григория Акинфиевича Демидова. У него учились архитекторы М.Ф. Казаков, И.Е. Старов, выполнявшие крупные заказы Демидовых.

    В 1776 году начал строиться приписываемый Казакову, имя которого значится на закладном камне, усадебный дом в Петровском-Княжищеве, принадлежащем Н.А. Демидову. Увенчанный куполом квадратный дом со срезанными углами и круглым залом в центре напоминает усадебный дом в Танцах, сооружавшийся в те же годы И.Е. Огаревым, родственником Демидова.

    Главный корпус усадьбы трактован открытым объемом, рассчитанным на обозрение со всех сторон. Центр композиции образует круглый зал, вокруг которого группируются остальные помещения. На всех четырех углах здания размещены открытые балконы-ротонды. Главный ход оформлен лоджией. Именно в этом имении создавал в 1780-х гг. виды парков под Петербургом С.Ф. Щедрин (1745–1804 ). В одну из его картин входит изображение деревни с сельским хороводом и стадом коров. В "Пейзаже в окрестностях Петербурга", полагают исследователи, представлено имение Тайцы. Сейчас в Гатчинском районе Ленинградской области в помещении усадьбы работает дом отдыха.

    Прием соединения оградами центрального корпуса с боковыми флигелями И.Е. Старов использовал в Сиворицах – в усадьбе Демидовых близ Гатчины, построенной в 1775–1776 гг. в стиле русского классицизма. Теперь здесь больница.

    Между Богородицким и Сиворицами на Петергофской дороге была дача Александра Григорьевича Демидова с характерным для построек Старова прямоугольным бельведером и овальным залом, образовавшим выступ в центре главного фасада. Дача была уничтожена в 1941 году фашистскими захватчиками.

    Ленинградский искусствовед З. Афанасьева давно интересуется материалами о демидовских адресах в Петербурге XVIII–XIX вв.

    Она сообщила еще один демидовский адрес: Мойка, дом № 12. Всемирно известный как музей-квартира А.С. Пушкина, этот дом тоже связан с разветвленным родом уральских промышленников. В старинном здании, построенном еще в XVIII веке осенью 1836 года, поселился с семьей А.С. Пушкин. Это была последняя квартира поэта, здесь 29 января 1837 года он скончался. Потом пушкинскую квартиру занимали лица высшего аристократического круга. Во второй половине прошлого столетия здесь поселился Павел Павлович Демидов. Найденный в архивных фондах план пушкинской квартиры 1899 года и сохранившийся чертеж, составленный В.А. Жуковским после гибели поэта, позволили с полной достоверностью установить планировку комнат, расположение каминов, печей, лестниц. При реставрации существенную помощь оказали и документы, связанные с ремонтом и переделкой дома, которые проводились в то время, когда здесь жил П.П. Демидов (80).

    В самых различных частях Российской империи находились владения династии Демидовых. Так, сейчас Вишневец – центр одноименного района Тернопольской области Украины. В XVI– XVII вв. здесь стоял замок феодалов Вишневецких. Именно в этом замке нашел приют Дмитрий Самозванец. Может быть, такой штрих в истории постройки и послужил для П.А Демидова, экстравагантного богача, побудительной причиной для покупки замка. Сюда он привез из уральской вотчины Суксуна библиотеку своего деда П.Г. Демидова. К ней присоединилась личная библиотека Н.А. – свыше 4000 томов. Через какое-то время демидовское книжное собрание переехало в Крым, в южнобережное имение Демидовых Кастрополь. Здесь оно оставалось до революции и гражданской войны. В советские годы дача была превращена в здравницу для трудящихся, а библиотека вошла в состав местной государственной библиотеки. Во время оккупации Крыма гитлеровцы разграбили культурные ценности, от собрания Демидовых остались лишь отдельные издания, нашедшие приют в Ялтинской библиотеке им. А.П. Чехова (81, с. 29). Имелись владения Демидовых и за рубежом.

    А.Н. Демидов приобрел близ Флоренции княжество Сан-Донато и отстроил там роскошную виллу, расписанную фресками и наполненную великолепными картинами и статуями. Вилла Сан-Донато была продана в 1880 году. Сейчас в бывшем демидовском дворце размещается флорентийская городская больница.

    Километрах в двадцати от Флоренции, на старой Болонской дороге, близ местечка Пратолино и теперь стоит темно-красная вилла, окруженная громадным парком и обширными земельными владениями. Она до недавнего времени принадлежала потомкам Демидовых, обосновавшимся во Флоренции еще в начале XIX века.

    Чезаре де Прато, выпустивший в 1887 году на итальянском языке книгу с описанием демидовских вилл в Сан-Донато и Пратолино, больше всего поражался ценной коллекции художественных произведений, которая была выставлена в коридоре Пажеского корпуса. Там по обе стороны висели картины, между ними на высоких мраморных консолях стояли бюсты. Под картинами размещались шедевры мебельного искусства. Фламандской живописи был отведен особый зал. Великолепно убранство Большого салона, тоже уставленного статуями и увешанного картинами. Прекрасна библиотека с огромным парадным портретом А.Н. Демидова кисли К. Брюллова.

    О былом богатстве говорит рассказ И.Н. Бочарова и Ю.П. Глушаковой, повествующий о демидовском аукционе 1969 года во Флоренции. Неслыханный по многообразию представленных на продажу предметов антиквариата и произведений искусства, способных украсить любой столичный музей, он располагал и коллекцией старинных часов работы прославленных французских мастеров XVIII века. Были там: богатейшее собрание гобеленов, сотканных столетия назад брюссельскими мастерами; шедевры искусства краснодеревщиков, сработанные в XVI–XIX вв. во Франции, Италии, России и Швеции; ценнейшие изделия из сервского и саксонского фарфора; старинная венецианская майолика; собрание редких китайских и японских ваз. Там же находились предметы роскоши, принадлежавшие ранее королевским домам чуть ли не всей Европы. Рядом с этим – чудные мраморные изваяния, работы Каковы и Тадолини, полотна Скьявоне и Леонардо Бассано, коллекции старинных гравюр с картин Рафаэля, Клода Лоррена, Пуссена и первоклассные произведения русских мастеров (23, с. 110).

    В поместье Пратолино после смерти А.Н. Демидова проживал его племянник П.П. Демидов, где и скончался в 1885 году. После него имение перешло во владение дочери Марии Павловны, родившейся в 1873 году, прожившей всю жизнь в Италии и умершей в 1956 году. Мария Павловна рано овдовела, потом потеряла дочь. Она не жаловала родину, в истории которой ее предки оставили такой заметный след, и не пожелала передать Советскому Союзу оставшуюся во Флоренции часть богатейшей коллекции Демидовых. Виллу и имение Пратолино она завещала своему родственнику племяннику Павлу, отпрыску югославской королевской семьи Карагеоргиевичей. Принц Павел Карагеоргиевич в 1969 году продал виллу Пратолино со всеми угодьями и всем ее убранством с молотка и, собрав с аукциона баснословную сумму, уехал из Италии.

    Сохранились особо замечательные сооружения, построенные Демидовыми в Москве. Это три ныне действующих здания.

    Демидовский Нескучный дворец, декорированный белым мячковским известняком, является памятником архитектуры середины XVIII века и прекрасно представляет классический стиль. П.А Демидов в течение ряда лет приобрел на имя жены землю у нескольких владельцев. К этим владениям в 1754 году был куплен двор с домом Ф.И. Соймонова, известного навигатора и картографа.

Усадьба Демидовых в пер. Гривцова

Это округлило участок, и усадьба заняла все пространство, лежащее между "рвом и дорогой, что ездят от церкви Риз-Положения к Москве-реке". В делах полицмейстерской канцелярии нашлась "челобитная дворянина П.А. Демидова, жены его Матрены Антиповой" от 10 апреля 1756 года, говорящая о том, что они хотят построить "каменные палаты". Имеется и резолюция: "Дозволить строиться согласно приложенному плану архитектора Яковлева". Есть данные, что в возведении дворца принимали участие крепостные мастера П.А. Демидова, среди которых особое место занимает талантливый архитектор Иван Ситников. Позже, в 1780-х гг., Ситников получил вольную, звание архитектора и занимал видное положение при постройке одного из крупнейших общественных зданий того времени – Воспитательного дома в Москве, появившегося в 1764–1770 гг. на набережной Москвы-реки близ Кремля.

    На старинной гравюре хорошо виден фасад здания, обращенный к реке. Он был совсем другим, нежели сейчас. Строение двухэтажное, с полуподвалом и двухсветным залом в верхнем этаже. Пока зданием владел П.А. Демидов, в нем перестроек не было. Однако после его смерти в 1786 году дом и сад перешли к Е.Н. Вяземской, потом еще менялись владельцы. В 1832 году усадьба попала во владения Николая I, который назвал ее "Александрийским летним дворцом". Парк был расширен до Калужской заставы за счет приобретения соседних усадеб Н.П. Голициной и Н.Ю. Трубецкова. Только после слияния парков москвичи стали называть и дворец Демидова Нескучным дворцом.

    Главным архитектором, приспособившим бывший демидовский дом под царский дворец, был Е.Д. Тюрин – типичный представитель архитектуры позднего классицизма. В усадьбе был сделан ремонт. Вскоре после Октябрьской революции в здании бывшего царского дворца открыли музей мебели. При переводе Академии наук СССР из Ленинграда в Москву (1934) здесь разместился Президиум АН СССР.

    В конце XVIII века генерал Иван Иванович Демидов, продав унаследованные на Урале заводы, стал владельцем желанного дома, построенного по проекту М.Ф. Казакова в 1779–1791 гг. Во время пожара в 1812 году, когда горел весь город, дом Демидовых не пострадал благодаря окружавшим его садам. Позже он неоднократно перепродавался, перестраивался, но сохранил название дома Демидовых. В годы Великой Отечественной войны здесь размещался госпиталь. Сейчас по этому адресу, в Гороховском переулке, размещается Московский институт инженеров геодезии, аэрографии и картографии.

    В 1965 году началась реставрация двух гостиных и парадной спальни, получивших название золотых комнат. В 1987 году благодаря кропотливому труду были воссозданы золотая резьба на дверях и стенах комнат, орнамент паркета на полах, расписные потолки, мебель и многое другое (82). Здесь Казаков показал себя превосходным мастером внутреннего убранства. Об этом говорят "золотые комнаты" дома Демидова. Архитектор применил тонко выполненную лепнину, роспись потолков и легшую золоченую резьбу, покрывающую филенки дверей, украшающую рамы зеркал в простенках и пространство над дверями и окнами. Роспись отличалась высокими живописными качествами. В одной из комнат в центре потолка помещен венок из пестрых садовых цветов. По краям потолка вдоль карнизов – снова цветы. Их живописным формам вторит грациозная резьба в виде трав и цветов, то поднимающихся из тонких и высоких ваз, то закручивающихся в розетки и спирали, то образующих изысканные букеты. "Совершенство прорисованного орнамента, тонкий рельеф резьбы и ее легкая позолота производят чарующее впечатление", – отмечается в монографии "История русского искусства" (79, с. 150).

    Городская усадьба Демидовых в Большом Толмачевском переулке вначале была собственностью прапорщика, титулярного советника Аммоса Прокофьевича Демидова. Изнеженный и ленивый потомок разбогатевших рудознатцев и кузнецов был женат на аристократке княжне Анне Никифоровне Вяземской. Владелец давал в этой усадьбе роскошные балы, рауты, приемы. Анфилада парадных комнат и огромный бальный зал поражали своим великолепием. Здание, построенное в стиле классицизма, имело парадный двор, отгороженный от проезжей части необыкновенно красивой решеткой. Фасад дома украшен колоннадой, медальонами, барельефом. Считают, что дом проектировал либо сам М.Ф. Казаков, либо кто-то из архитекторов его школы. Здание уцелело от пожара 1812 года, хотя и было впоследствии несколько видоизменено. Чугунная ограда в стиле барокко перевезена из Нескучного сада. Уже к концу XVIII века владение Демидовых перешло к фрейлине Е.И. Загряжской, тетке Натальи Николаевны Гончаровой, жены А.С. Пушкина. Дом имеет богатую историю, привечал в своих стенах многих знаменитых людей. Сейчас этот уникальный памятник московской архитектуры занимает библиотека имени К.Д. Ушинского Академии педагогических наук России.

Главная страница

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *