Города и Страны

Дом Цветкова на Пречистенской Набережной

В архитектуре стиля модерн конца XIX — начала ХХ века существовала особая линия, характерная только для Москвы, — так называемый «неорусский» стиль, использовавший традиции древнерусского и народного зодчества. Родоначальником его был знаменитый художник В. М. Васнецов, автор прославленных полотен «Богатыри», «Аленушка», грандиозных росписей в киевском Владимирском соборе. А в архитектуре ему принадлежат такие жемчужины «неорусского» стиля, как фасад Третьяковской галереи, его собственный дом в 3-м Троицком переулке, 13 (ныне Дом-музей), церковь в подмосковном Абрамцеве и, наконец, дом Цветкова, или, как говорили в Москве, Цветковская галерея.

Вот уже более века смотрят на Москву-реку окна этого необычного особняка, уютно расположившегося на тихой Пречистенской набережной, 29. Его история распадается на две части — «русскую» и «французскую». «Французская» началась чуть более 60 лет назад, когда в старый особняк въехала Военная миссия Франции, где остается и по сегодняшний день. «Русские» же страницы относятся к концу XIX — началу ХХ века, когда Васнецов спроектировал этот дом для обширного собрания произведений искусства, принадлежавшего коллекционеру И. Е. Цветкову. Сегодня это имя практически забыто. А тогда оно звучало наряду с именами других известных коллекционеров Москвы — Морозовых, Остроухова, Щукина и, конечно, Третьяковых. Сын бедного священника из крохотного села Симбирской губернии Иван Евменьевич Цветков (1845-1917) был типичным самородком, упорством, трудолюбием, способностями к наукам (особенно математическим) сумевшим с самых низов социальной лестницы подняться наверх, стать человеком уважаемым (он занимал ряд крупных должностей в банках) и очень богатым. Был Цветков очень экономен, попросту говоря, скуп, как человек, долго живший впроголодь и привыкший считать каждую копейку. Многие годы он просто копил деньги, боясь их тратить. Но настало время, когда в жизнь этого рассудочного и практического господина вошла страсть к искусству.

Сам Цветков точно помнил эту знаменательную дату. В 1871 году, будучи студентом Московского университета, он попал однажды в Голицынский музей и впервые увидел большое собрание картин. Позже вспоминал: «Они были для меня откровением… дали мне новое, неведомое наслаждение и новый интерес к жизни». Цветков стал посещать другие музеи Москвы, во время поездки в Европу в качестве репетитора сына князя Гагарина побывал в музеях Берлина, Вены, Берна. А в 1874 году познакомился с коллекцией П. М. Третьякова, впервые открытой для широкой публики. «Здесь я буквально жил, изучал картины, отдыхал душой», — писал Цветков. Он уже твердо решил посвятить себя коллекционированию искусства. И нашел, говоря современным языком, свою «нишу» — стал собирать не столько полотна, сколько графику — рисунки, гравюры, даже черновые наброски русских художников. К тому времени он был хорошо знаком с П.М. Третьяковым и нередко прибегал к его компетентным советам. К 1898 году коллекция Цветкова уже не умещалась в его маленьком доме в Кривоарбатском переулке. Тогда он решил построить для нее большое здание.

Осенью 1898 года И. Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей «пустопорожнее место» на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной и сам составил план будущего дома с точным расположением комнат, а за проектом обратился к Васнецову. Позже он вспоминал: «Внешний же вид, все 4 фасада сделаны по рисункам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской». Васнецов подошел к задаче очень ответственно: столяры дважды делали маленькие модели дома. Строился он два с лишним года, и все это время Васнецов следил за его возведением. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году строительство, которое обошлось хозяину в 96 тысяч рублей, было завершено и набережную Москвы-реки украсил сказочный терем.

Вот как описывала дом Цветкова писательница Н. Нордман-Северова (жена И. Репина): «Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые.

Особняк И.Е. Цветкова

И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для нее… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».

Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари. Люстры — точная копия новгородских паникадил времен Ивана Грозного. Прямо над лестницей гостей встречало большое полотно В. Перова «Ловля рыбы бреднем», за которым Цветков охотился 20 лет. Далее по залам размещались остальные сокровища — рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К. Брюллова, А. Лосенко, П. Федотова, В. Маковского, И. Левитана, И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова… Будучи человеком, жаждущим известности и мечтавшим достичь славы Третьякова, Иван Евменьевич все же понимал разницу масштабов и в одном из интервью газетчикам, вившимся постоянно вокруг него, как-то признался: «У Третьякова — это громадное, дивное исследование по истории искусства, а у меня только его конспект». Тем не менее в 1915 году, за два года до смерти собирателя, этот «конспект» включал 1819 единиц хранения: 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур.

Жилище свое Цветков очень любил. Особенно нравилось ему сидеть летом на балконе и любоваться прекрасным видом на Кремль и Замоскворечье. Гостям он непременно показывал видневшуюся вдали стеклянную крышу Третьяковской галереи. Кремль и Третьяковская галерея были для него двумя самыми священными местами в Москве…

Несомненно памятуя о Третьякове, Иван Евменьевич решил передать свое собрание городу Москве, о чем было объявлено в 1909 году. Но Цветковская галерея продолжала оставаться в распоряжении владельца до его смерти в феврале 1917 года. После революции она была национализирована и открылась для посетителей. В 1926 году галерею ликвидировали, коллекцию передали Третьяковской галерее. Сегодня о И.Е. Цветкове и его галерее знают лишь специалисты. Особняк передали сначала одному ведомству, потом другому… Закончилась «русская» часть истории дома.

Судьбе было угодно еще раз прославить старый особняк. Это случилось в годы Второй мировой войны, когда между странами — участницами антигитлеровской коалиции было достигнуто соглашение о формировании в Советском Союзе нескольких французских воинских частей для действий на советско-германском фронте. Среди них авиаэскадрилья — та, что стала впоследствии прославленным авиаполком «Нормандия — Неман». В марте 1942 года для приема этих частей в Москву прибыл генерал Эрнест Пети, назначенный Национальным комитетом «Сражающаяся Франция» главой Военной миссии в СССР. Генералу и его помощнику по вопросам авиации капитану Альберу Мирле был выделен бывший особняк Цветкова. Вопреки распространенному мнению, штаб-квартиры «Нормандии — Неман» здесь никогда не было, но все вопросы по ее делам, несомненно, шли через Военную миссию. И вполне естественно, что именно здесь, на стене старого особняка, помещена беломраморная мемориальная доска с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в русском небе в борьбе с фашизмом. Под этой доской расположена другая, из темно-серого гранита, на которой высечено: «Вы жили недолго, но ярко» — скупой воинский салют русских летчиков своим французским собратьям.

Теперешние хозяева особняка — военный атташе Франции генерал Жиль Галле и его супруга любезно разрешили корреспонденту и фотографу журнала «Дипломат» побывать в особняке. Увы, о цветковских временах здесь ничто не напоминает. Теперь это обычные жилые апартаменты — красивые, уютные, обставленные с чисто французским шармом. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвященная истории «Нормандии — Неман»: фотографии летчиков — Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля. Их осеняет трехцветное знамя Франции.

Олег Торчинский, «Дипломат», июнь 2004 г.

музей русского искусства, подаренный в 1909 Москве коллекционером И.Е.

Сказочный терем госпожи Перцовой

Цветковым. Музей был расположен в доме, построенном для галереи по проекту В.М. Васнецова. В музее были представлены произведения русских художников к. XVIII-XIX вв. В.В. Боровиковского, Д.Г. Левицкого, О.А. Кипренского, В.А. Тропинина, А.Г. Венецианова, С.Ф. Щедрина, А.А. Иванова, В.Г. Перова, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, И.Е. Репина, В.И. Сурикова и др. В 1929 в нарушение воли дарителя музей был закрыт еврейскими большевиками, а его фонды переданы в Третьяковскую галерею.

Смотреть значение Цветковская Галерея в других словарях

Галерея — галерка
Словарь синонимов

Галерея — ГАЛЛЕРЕЯ, галереи, ж. (ит. galleria). 1. Длинный, большой и светлый крытый ход в форме коридора. Здания соединены стеклянной галереей. || Длинные сени или балкон по фасаду здания,……..
Толковый словарь Ушакова

Галерея Ж. — 1. Длинный и узкий крытый коридор или балкон вдоль стены здания. // Крытый переход, соединяющий отдельные здания или части одного здания. // Длинный проход, коридор, соединяющий……..
Толковый словарь Ефремовой

Галерея — -и; ж.
1. Длинное и узкое помещение, проход, коридор, соединяющий части здания или разные здания; длинный балкон вдоль здания. // Длинное строение, с застеклёнными……..
Толковый словарь Кузнецова

Галерея Питьевая — сооружение над каптажем минеральных вод, предназначенное для их раздачи больным.
Большой медицинский словарь

Венгерская Национальная Галерея — в Будапеште — основана в 1957. Собраниесредневековой и современной живописи, скульптуры и графики Венгрии. Здание- 1894-96 (А. Хаусман)ВЕНГЕРСКАЯ СОВЕТСКАЯ РЕСПУБЛИКА 1919 (ВСР)……..
Большой энциклопедический словарь

Военная Галерея Зимнего Дворца — в Санкт-Петербурге — экспозиция из 322портретов русских военачальников периода Отечественной войны 1812 иучастников заграничных походов русской армии 1813-14. Открыта 25.12.1826(6.1.1827)………
Большой энциклопедический словарь

Галерея — (франц. galerie) — 1) длинное крытое помещение, в котором одна изпродольных стен заменена колоннами или столбами; длинный балкон. 2)Удлиненный зал со сплошным рядом больших……..
Большой энциклопедический словарь

Национальная Галерея — в Лондоне — одно из лучших в мире собранийзападноевропейской, в т. ч. английской, живописи. Основана в 1824 (зданиепостроено в 1832-38, архитектор У. Уилкинс).
Большой энциклопедический словарь

Национальная Галерея Искусства — в Вашингтоне — одно из богатейшиххудожественных собраний США. Основана в 1937, открыта в 1941. Произведенияевропейской и американской живописи, скульптуры, гравюры, рисунка,декоративного……..
Большой энциклопедический словарь

Национальная Художественная Галерея — в Софии — создана в 1948. Богатыеархеологические коллекции (в т. ч. памятники искусства фракийцев),собрание болгарского изобразительного искусства 9-20 вв., живописи играфики……..
Большой энциклопедический словарь

Тейт Галерея — (Tate Gallery) в Лондоне — художественная галереяВеликобритании, основана в 1897. Богатое собрание западноевропейскойживописи и скульптуры кон. 19-20 вв.
Большой энциклопедический словарь

Третьяковская Галерея — в Москве — один из ведущих научно-художественных икультурно-просветительских центров России, крупнейший в мире музейрусского искусства. Основана в 1856 П. М. Третьяковым……..
Большой энциклопедический словарь

Третьяковская Галерея — (Гос. , ТГ, ГТГ) — государственный художеств. музей рус. и сов. изобразит. искусства в Москве. Основатель ТГ моск. купец и деятель культуры П. М. Третьяков (см. Третьяковы),……..
Советская историческая энциклопедия

Галере́я Питьева́я — сооружение над каптажем минеральных вод, предназначенное для их раздачи больным.
Медицинская энциклопедия

Галерея — (франц. galerie, от итал. galleria): длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания удлиненный……..
Архитектурный словарь

Галерея — Крытый проход, расположенный по наружному периметру здания, опирающийся на несущие стены, колонны, аркады.
Строительный словарь

Галерея Висячая — Галерея, поддерживаемая консольными выпусками из здания.
Строительный словарь

ГАЛЕРЕЯ — ГАЛЕРЕЯ, -и, ж. 1. Узкое крытое помещение, соединяющее части здания, а также длинный балкон вдоль здания. Стеклянная г. 2. Верхний ярус театра (устар.). 3. Длинный подземный……..
Толковый словарь Ожегова

Висячая галерея —    Галерея (1) на кронштейнах. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Галерея висячая —    галерея, пол которой поддерживается ВЫПУСКАМИ — консолями. (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994)
Архитектурный словарь

Галерея кафедры —    в средневековой архитектуре галерея над боковыми нефами, выходящая на центральный неф. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Архитектурный словарь

Голландская галерея —    Фортификационная галерея (2) со стенками из досок (1), расположенных в стык одна к другой. (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
Архитектурный словарь

Карликовая галерея —    маленькая внешняя галерея с аркадой. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Архитектурный словарь

Крытая галерея —    проход в храме из клуатров в трансепт и соборную. (Архитектура: иллюстрированный справочник, 2005)
Архитектурный словарь

Посмотреть в Wikipedia статью для Цветковская Галерея

Гуляем по Пречистенской набережной

Особняк Цветкова

особняк цветкова и, особняк цветкова бара
Особняк Цветкова — бывший дом и картинная галерея русского мецената и коллекционера живописи И. Е. Цветкова. Является объектом культурного наследия федерального значения.

  • 1 Расположение
  • 2 История
  • 3 Современность
  • 4 Мемориальные доски
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

Расположение

Находится по адресу: Москва, Пречистенская набережная, д. 29.

История

Когда к 1898 году коллекция Цветкова перестала умещаться в его особняке в Кривоарбатском переулке (д. 5), он решил построить для размещения в нём галереи работ русских художников новый дом.

Осенью 1898 года И. Е. Цветков приобрел за 14 тысяч рублей «пустопорожнее место» на берегу Москвы-реки на Пречистенской набережной. Он сам составил план будущего дома с точным расположением комнат. Проект попросил сделать Виктора Васнецова. Строительство особняка осуществили российские архитектор В. Н. Башкиров и инженер-архитектор Б. Н. Шнауберт.

Позже Цветков вспоминал:

«Внешний же вид, все 4 фасада сделаны по рисункам и указаниям В. М. Васнецова, по его же рисункам и указаниям сделаны все украшения дома, как изразцами, так и раскраской»

Васнецов подошел к проекту очень ответственно: столяры дважды делали маленькие модели дома. Строился он два с лишним года, и все это время Васнецов внимательно следил за строительством. Дом был поставлен на 24 каменных столба, соединенных арками. В 1901 году строительство, которое обошлось Цветкову в 96 тысяч рублей, было завершено. Дом получился в виде сказочного терема. Вот как описывала дом жена И. Репина:

«Подъезжаем к прелестнейшему особняку, выстроенному по рисунку Васнецова. Спокойные, гармоничные пропорции, славный древнерусский стиль, украшения и фризы майоликовые. И. Е. Цветков выстроил этот дом исключительно для своей картинной галереи. И свет, и распределение комнат — все приспособлено для неё… Поднимаемся по широкой лестнице. Весь вестибюль в картинах русских мастеров. Зала вся сплошь увешана. Вдоль стен витрины с рисунками».

— Н. Нордман-Северова

Все 12 комнат на втором этаже были оформлены в древнерусском духе по эскизам Васнецова: резные деревянные украшения, скамьи, лари.

Особняк Цветкова

Люстры — точная копия новгородских паникадил времен Ивана Грозного. Прямо над лестницей висело большое полотно В. Перова «Ловля рыбы бреднем». В залах размещались рисунки и акварели почти всех знаменитых художников России: К. Брюллова, А. Лосенко, П. Федотова, В. Маковского, И. Левитана, И. Репина, В. Васнецова, В. Поленова.

В мае 1909 года Цветков передаёт свою коллекцию и дом на Пречистенской набережной в дар городу Москве. В 1915 году в доме находилось 450 картин, 1373 рисунка и 36 скульптур.

После революции галерея была национализирована и 17 августа 1917 года открыта для свободного доступа посетителей. В 1917—1925 годах Цветковская галерея существовала как самостоятельный художественный музей. В 1926 году была присоединена к Третьяковской галерее, получив статус отдела рисунков. В 1926 году в Государственную Третьяковскую галерею поступили личный архив и библиотека Цветкова.

Затем часть коллекции рисунков и часть собрания живописи (свыше 100 картин) оставили в Государственной Третьяковской галерее, а свыше 300 картин переданы в Государственный музейный фонд и распределены по другим музеям России.

Современность

В годы Второй мировой войны, в марте 1942 года для прёма частей авиаполка «Нормандия — Неман» в Москву прибыл генерал Эрнест Пети. Генералу и его помощнику по вопросам авиации капитану Альберу Мирле был выделен особняк Цветкова для создания «Военной миссии».

В настоящее время хозяин особняка — военный атташе Франции. Теперь это обычные жилые апартаменты. В вестибюле располагается небольшая экспозиция, посвященная истории «Нормандии — Неман»: фотографии летчиков — Героев Советского Союза, герб авиаполка, документы и наградные листы, автограф генерала Шарля де Голля.

Мемориальные доски

На доме в настоящее время находятся:

  • мемориальная доска с фамилиями 42 французских летчиков, погибших в России в борьбе с фашизмом. Под этой доской расположена другая, на которой высечено: «Вы жили недолго, но ярко».
  • В 1995 году к 150-летию со дня рождения создателя коллекции и галереи на фасаде особняка была установлена мемориальная доска в честь И. Е. Цветкова.

Литература

  • «Москва». Энциклопедический справочник. Большая Российская Энциклопедия. М., 1992.

Ссылки

  • Особняк И. Е. Цветкова
  • Фото особняка
  • «Москва» (энциклопедия)

особняк цветкова английский, особняк цветкова бара, особняк цветкова валентина, особняк цветкова и

Особняк Цветкова Информацию О


Особняк Цветкова
Особняк Цветкова
Особняк Цветкова Вы просматриваете субъект
Особняк Цветкова что, Особняк Цветкова кто, Особняк Цветкова описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *