Города и Страны

Дятловы Горы Нижний Новгород

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло.

Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-раз­бойника, побежденного и связанного Ильей Му­ромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей.

Дятловы горы

Все они жи­ли вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбой­ником. Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел: — Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские… Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Тот обещал. Время шло. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец. Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, пере­ссорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла.

Легенда найдена П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг., Легенда с незначительными изменениями печатается по Полному собранию сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печерского). Кроме этой легенды, есть и другие произведения, объясняющие происхождение названия гор, на которых расположен Нижний Новгород. А. С. Гациский, приведя текст этой легенды, в одной из своих книг пишет: «…конечно, всего вероятнее догадка, приписывающая происхождение этого названия от множества дятлов, водившихся в темных лесах, некогда покрывавших нагорный окский берег, признаки ко­торых видны и до сих пор в тянущемся далеко вдоль реки по кручам правого ее берега перелеске, называемом Слудою».

В древние времена подошли татары к Нижнему, хотели город захватить. Жители все заперлись в кремле, а выходить против татар боялись. Была в то время в городе девица-краса, захотела она пойти на речку Почайнуза водой. Взяла ведра накоромысел(а коромысел был железный, два пуда весом). И пошла девица на Почайну. Татары, увидятакое, решили схватить ее в плен и кинулись опрометью все к ней. Помолилась девица на соборы нижегородские, взяла в руки коромысел и как начала татар охаживать. Многих она уложила возле башни кремлевской, но и врагов было невидимо. Одолели они девицу, изрубили в мелкие куски и похоронялиу башни вместе с коромыслом. Но испугались татары на город идти: если бабы в Нижнем такие храбрые и сильные, точто же ждать от ратных людей? И убрались они подобру-поздорову. А башню ту Коромысловой назвали. О Нижегородском кремле сложено немало легенд, и они отражают уверенность народа в его неприступности. И в самом деле, за всю историю он не был ни разу захвачен, враги лишь приближались к его стенам. (Фото В. Харитонова, Р. Яровицына.)

В конце XIX века Нижегородская ярмарка играла роль культурного центра для нижегородцев и представляла собой «город в городе». Она простиралась от собора Александра Невского до вокзала и нынешнего сада им. I Мая. Здесь было множество павильонов, добротных зданий, фонтанов и цветников, пруд, где плавали лебеди.

Дятловы горы

На ярмарке в конце XIX века работало 9 ресторанов, 45 трак-тиров, 49 кухмистерских. 13 пивных. 15 гостиниц, 14 бань, театр, цирк. В каждом из ресторанов, носивших звучные имена — «Россия», «Германия" и др. готовили свое фирменное блюдо. В «Поваре" и «Аполло» пели цыгане, в «России" хор был облачен в костюмы бояр, в «Эрмитаже" — в лохмотья (хор так и назывался «Хор сибирских бродяг"). Сюда приходили послушать венский хор, дамскую капеллу, шансонетные этуали. Простой люд валом валил в цирк Никитина. Гульба на ярмарке отличалась широким разгулом, доходившим порой "до полной разнузданности". В Ярмарочном доме и его павильонах в настоящее время проходят международные выставки и салоны, семинары и пред-ставительские встречи (Фото В. Харитонова.)

Два каменных корпуса казарм дли гарнизона были построены на средства местных дворян. В 1835 году И.Е.Ефимов спроектировал на берегу Волги под кремлем комплекс из четырех зданий (два жилых и соотвстствующие им дворовые службы: конюшни, кухни, кладовые). Лишь к 1844 году вчерне были выложены стены корпусов. За долгострой многие высшие чины, в том числе военный губернатор, оказались под судом. Отделка казарм продолжалась до 1853 года. В настоящее время в этих двух корпусах по-прежнему находятся армейские части. (Фото В. Харитонова.) В 1917 году, благодаря лояльности гарнизона, революционный переворот в Нижнем свершился бескровно. Солдаты без раздумий перешли на сторону большевиков и тем самым спасли тысячи жизней. Вверху — дом военного губернатора в кремле. После Октябрьского переворота здесь был губернский комитет партии, и этот дом называли «домом свободы». Сейчас в здании находится государственный художественный музей.

Дятловы горы — это высокие правые берега Оки и Волги в районе Нижнего Новгорода. (Фото В. Харитонова). Говорят, что в давние времена было здесь много лесов и водилось в них много дятлов. Много сложено легенд о происхождении названия Дятловых гор. Рассказывают о мордвине Скворце, друге и помощнике Соловья-разбойника, в стародавние времена поселившегося в этих местах со своей семьей. У него было 18 жен и 70 сыновей. Жили они дружно, вместе пасли стада на горах, охотились, ловили рыбу. Однажды на охоте Скворец повстречал в ущельях горы чародея Дятла. Дятел предсказал мордвину Скворцу, что если дети его будут всегда жить в дружбе, никто их не одолеет, а если поссорятся, то будут покорены русскими. Когда Дятел умер. Скворец похоронил его на горе при устье Оки-реки, и место то назвали Дятловы горы. Через некоторое время умер и Скворец, завещав детям жить в согласии. Но они не послушали совета и стали спорить из-за наследства. Пришел русский князь Юрий и изгнал их, заложив город Нов-Град Нижний.

Купцы Бугровы, выходцы из удельных крестьян. старообрядцы, решили в 1883 году за свой счет выстроить для обездоленных ночлежный дом на 840 человек. Работы вел заволжский крестьянин П.Г. Григорьев. В 1885 году среди постояльцев разразился сыпной тиф, и больных вывезли за город в «заразные» бараки. После этого установили порядок: постояльцев выпроваживали на весь день и пускали только к вечеру. На фасаде была надпись: «Водки не пить. Песен не петь. Вести себя тихо». Каждый постоялец при входе получал бесплатно один фунт хлеба и кипяток. Рядом с этим домом Н.А. Бугров выстроил торговый дом, доходы которого шли на содержание ночлежки. Это заведение прославил A.M. Горький в своей книге «На дне», списав основных персонажей с живых обитателей дома. Сегодня это административное здание (Фото Р. Яровпцына.)

Место это называлось Гремячей горой, поскольку в прежние времена здесь с холмов по оврагам бурно стекали шумные ручьи. (Фото В. Харитонова.)

Мостик через Похвалинский овраг ведет к гостинице «Нижегородская». Неподалеку «примостился» писатель A.M. Горький, чье имя носил Нижний Новгород в советские годы (Фото Р. Яровицына). Памятник этот был поставлен в 30-х годах прошлого столетия сначала в Зеленом Городе. Скульптор И.П. Шмагун изобразил писателя в том возрасте, когда он уже был известен на весь мир. После реставрации памятник был перенесен на набережную, построенную в 60-х годах и названную именем революционера Н.М. Федоровского. К набережной примыкает улица Суетинская (Суетинка). Название, сохранившееся с прошлого века, напоминает о суетливой, полной забот о хлебе насущном жизни бедных людей.


Нижегородский кремль строился в 1500 — 1520 годах по единому проекту. Прежде в Нижегородском кремле было 14 башен, включая одну отводную, теперь – 13. Названия башням дали церкви, которые находились поблизости. Стены кремля спускаются к Волге уступами и выглядят очень живописно на склонах Дятловых гор, напоминая издалека «каменное ожерелье». Расположение кремля необычно, ведь большинство российских крепостей строились на ровном плато. Архитектура словно слита с формами природы, с массивами холмов и склонами волжских косогоров. Это целое совершенно. Размеры башен и стен точно распределены среди природного окружения. Длина кремлевской стены — более двух километров, на этой территории можно хоть целый день гулять и не соскучиться. Здесь и по сей день очень много неразгаданного и в буквальном смысле нераскопанного. (Фото В. Харитонова.)

Нынешнее здание церкви Жён-мироносиц (или Знамения Пресвятой Богородицы) построено в 1649 году. До 1834 года именовалась собором. Первоначально церковь была построена в первой половине XIV столетия, когда Нижний Новгород был пригородом суздальским. В приходе этого храма родились два великих подвижника русской церкви — Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский. Макарий родился в 1349 году в семье посадского. В этой церкви его крестили. В двенадцать лет он ушел из дома в Печерский монастырь и постригся в монахи. В первой половине XV века в урочище Желтые воды основал мужской (ныне женский общежительный монастырь) Преподобный Евфимий, по просьбе нижегородского князя Бориса Константиновича, основал Спасо-Евфимьевский суздальский монастырь. И Макарий Желтоводский, и Евфимий Суздальский были учениками святого Дионисия, основателя Печорского Вознесенского монастыря. (Фото церкви после реставрации в XXI веке В. Харитонова. Р. Яровицына.)

Был построен в г. Горьком в 1956 году и являлся в те годы крупнейшим в Европе. Шесть лет спустя в городе была создана специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва по прыжкам на лыжах с трамплина и лыжному двоеборью. Второй 84-метровый трамплин был построен в 1971 году. Через десять лет была начата эксплуатация третьего 45-метрового трамплина. Горьковский трамплин являлся базовым для сборной СССР по прыжкам с трамплина, с постройкой этого спортивного сооружения в городе была создана сильная школа летающих лыжников. Всему миру известно имя нижегородца Гария Напалкова, олимпийского чемпиона. (Фото В. Харитонова. Р. Яровицына).

С Мызинского моста, построенного в 1975 году, открывается вид на Молитовку. (Фото В. Харитонова.) На этом месте с середины XIX века было кладбище, где хоронили бурлаков. По традиции окские бурлаки останавливались здесь, на левом берегу, и истово молились. Название Молитовка закрепилось впоследствии за микрорайоном Ленинского района и одним из мостов через реку. На архивном фото М.П.Дмитриева — окские бурлаки и плотники на нижней набережной в ожидании найма.

В настоящее время в Нижнем Новгороде построено пять мостов через Оку – Канавинский, Сартаковский, Молитовский, Мызинский, Гнилицкий — и один через Волгу — Волжский. Строительство первого, Канавинского моста относится к тридцатым годам, а последнего, Гнилицкого — к 1993 году. Сейчас идет строительство совмещенного моста (в связи с постройкой новой линии метро) в Канавинском районе.


Сергиснская церковь в Благовещенском монастыре относится к 1690 году. Изначально была освящена в честь митрополита Алексея Московского, возродившего монастырь во второй половине XIV века. В середине XIX века переосвящена в память святого старца Сергия Радонежского. В 1365 году святой Сергий по указу митрополита Алексия прибыл в Нижний Новгород для решения спора о великокняжеском престоле между князьями братьями Дмитрием (старшим братом) и Борисом (младшим) Константиновичами. Борис самовольно провозгласил себя на великое княжение в Нижегородско-Суздальском княжестве. Сергий Радонежский приказал закрыть все храмы и церкви в Нижнем Новгороде, наложив анафему на князя Бориса. Святой старец был в Благовещенском монастыре, освятил источник. Считается покровителем монастыря. Сейчас в православном комплексе находятся мужской монастырь, духовная семинария (Фото В. Харитонова.)

Церковь Св. пророка Илии (Ильинская) стоит в самом начале нынешней улицы Ильинской, бывшей Купеческой слободы. Первоначально церковь была построена в 1506 году в честь спасения Нижнего Новгорода от нашествия хана Махмет-Аминя в 1505 году. Нижегородский воевода Хабар Сумский (Иван Васильевич) обратился к пленным «огненным стрельцам литовским» с просьбой о помощи в управлении артиллерией за дарование им свободы. Пленный пушкарь Федя Литвич с первого выстрела поразил ногайского мурзу (зятя татарского хана). Татары и ногайцы, имея огромное численное преимущество — около 60 тысяч войска, в страхе отступили от города. Нижегородцы соорудили церковь на том месте, где пал ногайский мурза, и посвятили её святому пророку Илии как властителю грома и молнии. (Современный вид церкви — фото Р. Яровицына. В. Харитонова.)

Эта часть города имела характер пристани: по веснам и во все времена навигации на набережной толпились бурлаки, коноводы, крючники и другой рабочий люд. Сновали суетливые приказчики, озабоченные судовщики. Нравы и обычаи жителей также имели свою особенность: все обитатели были щедры на поклоны знакомым и незнакомым, любили по вечерам сидеть на лавочках на самом берегу реки, поговорить о делах и делишках. Главный мотив разговора — цены на хлеб, на провоз тяжестей и наем рабочих, коноводов, лоцманов, на товары, относящиеся к торговле и судопромышленности. В середине XVII века Нижний Новгород становится главной перевалочной базой при перевозе товаров российского купечества. Поступавшие с низовий Волги грузы перекладывали здесь на суда с меньшей осадкой. Суда рубили артели плотников зимой на стрелице Оки и Волги. (Современное фото В. Харитонова.)

ПечатьE-mail

Возник Нижний Новгород на месте большого дремучего леса. Высокие холмы по правому берегу Оки, прорезанные глубокими оврагами, назывались Дятловыми горами. А название, говорят, вот откуда пришло. Во времена стародавние на том месте проживал мордвин Скворец, друг и помощник Соловья-раз­бойника, побежденного и связанного Ильей Му­ромцем. Здесь он женился на восемнадцати женах, и было у Скворца семьдесят сыновей.

Нижегородские легенды

Все они жи­ли вместе, занимались скотоводством, пасли стада на горах, а по вечерам гоняли их оврагами на водопой к Оке-реке. Тут же, в ущелье горы, обитал чародей Дятел, бывший также некогда в ладах с Соловьем-разбой­ником. Вот раз пришел Скворец к Дятлу и спросил его о будущей судьбе своих детей. И отвечал Дятел: — Если дети твои будут жить мирно и согласно друг с другом, то долго им владеть здешними местами, а если поссорятся, то будут покорены русскими, которые построят на устье Оки град камень и крепок зело, зело, и не одолеют его силы вражеские… Долго толковали они. Под конец разговора Дятел просил Скворца о честном ему погребении. Тот обещал. Время шло. Умер чародей Дятел, и похоронил его Скворец на горе при устье Оки-реки. И прозвалось то место «Дятловы горы». Умер за ним и Скворец. Перед смертью он завещал детям своим взаимное согласие и единодушие, но потомки их, пере­ссорившись, стали враждовать между собой, и тогда Андрей Боголюбский изгнал их с устья Оки, а племянник его Юрий Всеволодович, построив здесь Нов-Град Нижний, исполнил предсказание Дятла. Дятловы горы. Легенда найдена П. И. Мельниковым в одном из рукописных сборников XVII века и опубликована в «Нижегородских губернских ведомостях» в 1845 и 1847 гг., Легенда с незначительными изменениями печатается по Полному собранию сочинений П. И. Мельникова (Андрея Печерского).Кроме этой легенды, есть и другие произведения, объясняющие происхождение названия гор, на которых расположен Нижний Новгород. А. С. Гациский, приведя текст этой легенды, в одной из своих книг пишет: «…конечно, всего вероятнее догадка, приписывающая происхождение этого названия от множества дятлов, водившихся в темных лесах, некогда покрывавших нагорный окский берег, признаки ко­торых видны и до сих пор в тянущемся далеко вдоль реки по кручам правого ее берега перелеске, называемом Слудою».

Туристический портал Нижегородской области / http://nnwelcome.ru

Мифы Древней Волги.

Результат поиска

Саратов 1996. С. 391-392.

Былина о переходе земли у Дятловых гор под русскую власть

На горах то было, на горах на Дятловых,

Мордва своему богу молится,

К земле-матушке на восток поклоняется.

Едет мурза, московский царь, по Воложке,

По Воложке, на суденышке.

Говорит мурза людям своим:

«Слуги вы мои верные, Слуги верные, неизменные,

Поглядите-ка, посмотрите-ка

Вы на те ли на горы на Дятловы,

Что это за березняк мотается,

К земле-матушке преклоняется?

Вы, слуги мои, пойдите,

Слуги верные, доглядите».

Слуги пошли, доглядели;

Видят слуги: на горах Дятловых

Мордва в белых балахонах стоит,

Стоит, своему богу молится,

К земле-матушке на восток поклоняется.

Слуги воротились,

Низко мурзе поклонились;

Говорят мурзе, московскому царю:

«То не березняк мотается,

Мотается-шатается,

К земле-матушке преклоняется, —

То мордва своему богу молится,

К земле-матушке преклоняется».

/…/

И сказал слугам мурза, московский царь:

«Слуги вы мои, подите,

Слуги верные, отнесите,

Мордве на моляне скажите:

«Вот вам бочонок серебра, старики,

Вот вам бочонок злата, молельщики,

На мордовский молян так и ступайте,

Старикам мордовским серебро, злато отдавайте».

Верные слуги от мурзы пошли,

Мурзин дар старикам донесли;

Старики серебро, злато приняли,

Суслом сладким слуг напоили;

Слуги к мурзе приходят,

Весть мурзе приносят:

«Угостили нас, напоили суслом сладким,

Накормили нас хлебом мягким».

Мордовские старики от мурзы деньги получили,

После моляны судили, рядили:

«Что нам мурзе в дар дать,

Что московскому царю послать?»

Меду, хлеба, соли взяли,

С молодыми ребятами послали,

Молодые ребята, приуставши, сели,

Мед, хлеб да соль поели.

Говорят: «старики не узнают!»

Земли и желта песку в блюда наклали,

Наклавши, пришли

И мурзе, московскому царю, поднесли.

Мурза землю и песок честно принимает,

Крестится, Бога благодарит:

«Слава тебе, Боже, царю!

Что отдал в мои руки мордовскую землю!»

Поплыл мурза по Воложке,

По Воложке на суденышке.

Где бросит земли горсточку –

Быть градечку;

Где бросит щепоточку –

Быть там селеньицу.

(Из народной былины)

Былина о переходе земли у Дятловых гор под русскую власть

Мифы Древней Волги. Саратов, 1996. С. 390-391.

    Нужно скачать сочинение по теме » Легенда о Дятловых горах? Жми и сохраняй

23 Октябрь 2014   Энциклопедия мифологии, легенды и древнейшая история   Учебник  

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *