Города и Страны

Дача Безбородко на Свердловской Набережной

Все это размещалось по разным отделениям обширного, когда-то барского дома, жило, ело, пило, играло в карты, предпринимало прогулки  в экипажах графа, нимало не стесняясь хозяином, который, по бесконечной слабости  характера и от части  болезненности, ни во что не вмешивался, предоставляя  каждому свободу  делать что угодно»Григорий Александрович вошел в историю как  издатель, меценат и  писатель  прозаик. На его средства  издавались книги стихов А.Н.Майкова, первое собрание сочинений  А.Н.Островского, сочинения Л.А.Мея и другие издания. В 1861 году он посетил в Лондоне А.И.Герцена, а в 1863 году внес значительный вклад в «Общий фонд», созданный для помощи нуждающимся  молодым эмигрантам. Произведения самого  Г.А.Кушелева-Безбородко  публиковались как в журналах, так и отдельными изданиями. В 1857 году в Петербурге под псевдонимом Грицко Григоренко вышли его «очерки и рассказы», в 1868 году, так же в столице, были изданы в двух томах   «Очерки, рассказы и путевые заметки». В 1850-е годы он проводил на «Кушелевой даче»  все лето.

Дача Безбородко

Усадьбу посещали многие литераторы- А.Ф.Писемский,А.К.Толстой,Д.В.Григорович и другие. Здесь устраивались литературные вечера, концерты.
В 1858 году Г.А.Кушелев-Безбородко пригласил Александра Дюма-отца совершить путешествие по России и принимал его  на своей даче в Полюстрове. С французским писателем он познакомился в Париже, во время своего пребывания заграницей. Дюма давно испытывал интерес к России, но приехал сюда  только после смерти Николая I. Император не мог  простить Дюма  романа «Записки учителя фехтования», героями которого  под вымышленными именами   стали декабрист И.А.Анненков и француженка П.Гебль, последовавшая за ним в ссылку в Сибирь. Г.А. Кушелев–Безбородко, последний представитель богатейшего рода скончался в 1870 году в возрасте 38 лет. К концу XIX века пейзажный парк, окружающий дачу Кушелева-Безбородко постепенно сокращался, так как на его  территории строились различные промышленные предприятия. В 1896 году на «Кушелевой даче» разместилась Елизаветинская община сестер милосердия Красного Креста, для которой здание было перестроено, здесь появились типичные больничные корпуса.
В 1960-1962 годах здание было отреставрировано, при сооружении Свердловской набережной подземный ход к Неве был уничтожен. Набережная напротив дачи  и сегодня представляет террасу-пристань, украшенную фигурами четырех сфинксов.Все скульптурное убранство выполнено из серого гранита. Над входом в грот-в замковом камне высечена голова льва. В конце XIX века сфинксы исчезли и их восстановили лишь в 1957-1958 годы. Моделью послужили сфинксы, стоящие во дворе Строгановского дворца (Невский пр.,17). Знаменитая ограда в композицию которой включены фигуры  двадцати девяти сидящих львов была отреставрирована в 1999 году.
С советских времен и до наших дней в усадьбе Кушелева-Безбородко  находится тубдиспансер. В Красногвардейском районе для него уже ведется строительство нового здания, переезд  тубдиспансера  в которое намечен на 2011 год. Памятник архитектуры передан инвесторам, которые планируют использовать  помещения усадьбы под культурно-деловой центр.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Бунатян Г.Г.,Чарная М.Г.Прогулки по рекам и каналам Санкт-Петербурга.Путеводитель.Паритет.,СПб.2007;Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Пыляев М.И.Забытое прошлое окрестностей Петербурга.Паритет.,СПБ.2007;Синдаловский Н.А.От дома к дому…От легенды к легенде.Путеводитель.Норинт.,Спб.2008.

© Е. А. Паршина, 2009

Дворец Безбородко.

Описание

Дача Безбородко, или «Кушелева дача», находится на Свердловской набережной Санкт-Петербурга. Это второе здание в городе после Мраморного дворца, отделанное мрамором. Поэтому усадьбу часто называют Вторым или Малым мраморным дворцом. Представляет собой памятник архитектуры классицизма.

Место, где от Свердловской набережной ответвляется Пискаревский проспект, носит название Полюстрово. Еще в XVIII столетии здесь был найден целебный источник минеральной воды. В 1770-ые годы на этом месте был возведен усадебный дом в готическом стиле, скорее всего, . Участком на берегу реки Нева с 1782 года стал владеть канцлер Александр Андреевич Безбородко. В 1783-1784 годы для него, по проекту , главное здание было перестроено. Архитектор не стал строить дом заново, а использовал уже имеющиеся сооружения. Поэтому дом хранит не только элементы постройки , но, вероятно, и шведской усадьбы, предположительно располагавшейся здесь еще до основания Санкт-Петербурга.

Главное трехэтажное здание с круглыми башнями по углам было соединено дугообразными в плане галереями с 2-умя симметричными боковыми флигелями. С северной стороны от дома был разбит большой пейзажный парк в английском стиле – любимое место загородных гуляний. Кроме того, были сооружены садовые постройки. Сад был украшен мраморными скульптурами, каналами, беседками. Перед домом на набережной была построена пристань с сфинксами из гранита. В 1857-1860 годах, в ходе перестройки по проекту архитектора Э.Я. Шмидта, особняк приобрел настоящий вид.

После кончины Безбородко здесь проживала княгиня К.И. Лобанова-Ростовская, его племянница, которая воспитывала сына своей сестры – А.Г. Кушелева. Позже он стал называть себя графом Кушелевым-Безбородко. Именно с этого времени и дача приобрела известное сейчас название – дача Кушелева-Безбородко.

После 1917 года здесь была больница имени Карла Либкнехта. В 1960-1962 годах здесь были проведены реконструкционные работы, и здание было оборудовано под противотуберкулезный диспансер.

В целом дом построен в архитектурных формах эклектики. Центральный фасад особняка создан в стиле итальянского ренессанса. Отделка – розовый мрамор. В глубине участка были построены оранжерея, библиотека и театр.

Граф Кушелев-Безбородко, литератор и меценат, увлекался коллекционированием редких картин. В его особняке находилось богатейшее их собрание. Каждый петербуржец и гость Северной столицы по определенным дням могли абсолютно бесплатно посмотреть картины. Тут бывали В.В. Крестовский, А.Ф. Писемский, В.С. Курочкин, бывал проездом А. Дюма.

После смерти графа особняк был приобретен семьей императора. Жили здесь князь Николай Константинович, княгиня Екатерина Михайловна Юрьевская, разместившая в доме личные вещи убитого императора Александра II.

В первоначальном виде в особняке сохранился ряд парадных помещений, парадная лестница и элементы оформления окон и дверей. Самыми красивыми залами Малого мраморного дворца являются Золотая, Белая и Голубая гостиные, гостиная «Саксонского фарфора», Большой кабинет и другие.

Флигели особняка связаны друг с другом необычной оградой, которая отделяет палисадник от набережной (середина XIX века). Она выполнена в виде скульптур 29 одинаковых львов, которые держат в зубах чугунные цепи.

Дача Кушелева-Безбородко

Все львы установлены на квадратные пьедесталы, под которыми находится фундамент из пудожского камня. В Санкт-Петербурге немало скульптур львов, но в большинстве случаев это сторожевые львы, которые держат лапу на шаре. Так много львов – только здесь. За ними, перед домом, находится обычная ограда.

Сейчас в Малом мраморном дворце располагается Европейский институт, где происходит обучение студентов по международным программам в области истории и экономики, социологии и права.

 

 

Усадьба Безбородко расположена на берегу озера на краю села. Во время Польского владения село принадлежало шляхтичу Вайнуловичу. Универсалом 1662 г. было отдано знатному "внуку" Богдана Хмельницкого войсковому товарищу Ф.Х. Мовчану "за отважные в воинских службах его дела", перейдя после его смерти к его вдове. Сменив еще ряд владельцев, в нач. 18 в. село оказалось у войскового товарища С.С. Ширая, потом у его сыновей и внуков. Одна из внучек стала впоследствии женой Ильи Андреевича Безбородко (1756-1815) генерал-майора, во время штурма Измаила командовавшего 4-й и 5-й колоннами и получившего тяжелое ранение. Как и его брат канцлер России и царедворец удостоен графского титула . Он и создал нынешнюю усадьбу, как предполагают, по проекту известного архитектора Дж. Кваренги. В 1802 г. построен Храм во Имя Святой Троицы вместо прежней, деревянной. В нач.

Дача Безбородко

19 в. сооружен большой дом к которому несколько позже пристроены галереи с флигелями. Позднее усадьбой владели Лобановы-Ростовские, Апраксины и Голицыны. Во время Великой Отечественной войны дом сильно пострадал от пожара и в кон. 1960 — нач. 70-х гг. перестроен. При этом значительно изменен его внешний и особенно внутренний облик. Значительно изменился и парк, во многом вырубленный и заросший.

Интереснейший памятник русской усадебной архитектуры в стиле зрелого классицизма, один из самых крупных комплексов подобного типа в Брянской области. Прежде большая усадьба состояла из целого ряда стоящих в окружении зелени парка и водной глади прудов построек, из которых к настоящему времени сохранились лишь господский дом и церковь. Композиционным ядром комплекса является дом. Он разделяет всю территорию усадьбы на две части: парадную со строго распланированным регулярным парком, находящуюся перед домом, и парковую со свободной планировкой и живописным искусственным озером Узра — позади него.

Справа при въезде в усадьбу возвышается Храм во Имя Святой Троицы, поставленная несколько в стороне от главной аллеи, на расстоянии 100 м от дома. Она является вертикальной доминантой всего комплекса, обогащая сложным и выразительным силуэтом панораму усадьбы.

Дом. Характерный пример крупного усадебного дома нач. 19 в. дворцового типа в стиле зрелого классицизма. Двухтажное кирпичное и оштукатуренное здание с полуподвалом соединено на торцах пониженными галереями с двухэтажными флигелями, из которых сохранился лишь западный. Основной прямоугольный в плане объем имеет довольно крупный цоколь, высокий первый этаж и более низкий второй. Обращенный к центральной аллее регулярного парка главный фасад в одиннадцать окон украшен в центре мощным шестиколонным входным портиком с парадной лестницей и фронтоном. Портику с противоположной стороны соответствует полукруглый выступ. Недавняя перестройка во многомобезличила прежнее нарядное убранство фасадов, отличавшееся тонкостью исполнения деталей и форм.

Западное крыло состоит из большого кубического флигеля в два этажа и узкой одноэтажной закрытой галереи, соединяющей его с домом. При восстановлении после пожара оба эти объема были надстроены, их декор огрублен. Интерьер дома полностью изменен.

Храм во Имя Святой Троицы. Пятиглавый купольный храм в стиле зрелого классицизма, с необычной центрической композицией, отличающийся высоким профессиональным уровнем исполнения. Массивный основной четверик в два света имеет встроенные в углы мощные цилиндрические объемы, между которыми выступают ризалиты с фронтонами. Здание завершает крупный четверик с восьмигранным куполом, увенчанным световым восьмриком с узкими диагональными гранями и маленькой главой с яблоком и крестом.

В строгом классицистическом декоре фасадов основным элементом являются карнизы, трижды опоясывающие все здание.

Внутри храм крестообразный, с мощыми угловыми пилонами и короткими рукавами креста, перекрытыми цилиндрическими сводами. Высокое центральное помещение эффектно завершено крутым восьмилотковым сводом с узкими диагональными гранями и отверстием светового фонаря.

Частично сохранилась великолепная первоначальная штукатурная отделка интерьера, выполненная с большим мастерством. Роспись выполнена клеевыми красками в нач. 19 в. Ее строгий и торжественный характер, тщательно проработанный рисунок деталей и высокий художественный уровень исполнения гризайльного декора позволяют говорить об этой живописи как об одном из лучших в Брянской обл. произведений данного вида искусства эпохи классицизма. Цветовая гамма выдержана в теплых охристых тонах различного оттенка: от светло-желтых до ярких золотистых и насыщенных коричневых, дополненных бледно-голубыми, что создает выразительную светотеневую лепку декоративных элементов.

Фрагментарно сохранился иконостас нач. 19 в., характеризующийся торжественно-парадной трактовкой форм, благородством силуэта и изысканной золоченой резьбой. Иконы, по некоторым сведениям принадлежавшие кисти О.А. Кипренского, были написаны масляными красками на холсте. Ясная объемно-пространственная композиция иконостаса выполнена в виде монументальной экседры, увенчанной аркой с фронтоном, в центре которого помещалось "Распятие" (не сохр.).

В 1937 году храм был закрыт и в нем устроен склад.

Богослужения возобновились в 1998 году. В настоящее время храм восстанавливается силами прихода.

Размеры парка перед домом 4,5 гектара, за домом — неопределимы, так как границы стерлись.

Парк разбит по регулярно-ландшафтной системе. Он объединяет все элементы усадьбы — постройки, пруды и дороги — в одну цельную картину, вписанную между тремя прудами и озером. В средней части, перед домом, парк имел строгую геометрическую разбивку аллей в виде шестилучевой звезды, заключенной в прямоугольник контурных аллей. Это создавало желанную парадность и торжественность подходу и подъезду к большому дому. Главное здесь — прямая, как стрела, стометровая аллея, ведущая от въездных ворот. В самом начале важность ее подчеркнута размещением справа прекрасного памятника архитектуры классицизма — Троицкой церкви, и слева, несколько поодаль, двух небольших овальных прудов.

В конце главной аллеи, в изумрудной раме старинных лип светлым пятном с глубокими тенями вырисовывается коринфский портик барского дома. Дом разделяет парк на две части: парадную, торжественную — перед домом и более интимную, расположенную за домом. Преобладающей породой деревьев регулярной части парка является липа. Липы посажены не только рядами вдоль дорог, но и составляют монолитные массивы рощ между аллеями. Четкие правильные зеленые массивы созвучно вторят строгим линиям архитектуры дома, сливаясь в торжественный единый мотив.

Ландшафтный парк разбросан но берегам живописного озера Узрой. Его создатели явно подражали живой природе. Отдельные деревья и кустарники, небольшие рощи "природных" очертаний среди роскошного луга. Пейзажи ландшафтного парка непринужденно сливаются с лугами и полями, раскинувшимися вокруг.

Более простой и спокойный по архитектуре, северный фасад дома отвечает, как нельзя лучше, этой части парка. Полуоткрытые зелеными кулисами парка панорамы озера и заозерных далей весьма интересно виделись из помещений дома. Из окон многих комнат и с веранды (не сохранилась) можно было бесконечно любоваться красивой природой, продолжающей парк.

К сожалению, эта часть парка почти не дошла до нас: специально подобранные и высаженные группы деревьев исчезли, появилась случайная поросль однообразной породы, местность превратилась в заурядный, "хозяйственно неиспользуемый", мало интересный в эстетическом отношении участок земли.

  • Городков В. По старинным аллеям. — Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. -С. 26-30.
  • Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Т. 1. Полк Стародубский. — Киев: Тип .К.Н. Милевского, 1888.- С. 162-163.
  • Памятники истории и культуры Брянщины. — Брянск, 1970. — С. 128-129.
  • Рожкова, С.Н. Брасово / С.Н. Рожкова // Усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. I. — Т. 1. — С. 325-351
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. — М.: Наука, 1996. — С. 405-411.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. — Чернигов, 1873-1874. — Кн. 7. — 1873. — С. 60-61.
  • Ханенко А.И. Описание местностей Черниговской губерниив пределах бывшего Стародубского полка. — Чернигов, 1890. — С. 25-26.
  • Цапенко М. Земля Брянская. — М.: Искусство, 1972. — С. 97-98.
  • Деханов В., Зубова Е. Графство Безбородко в Гриневе//Брян. газ. — 1997. — Авг. (№33). — С. 11.
  • Коноваленко, О. Сохраним дворянское гнездо // Вперед (Пограский р-н). — 2007. — 29 марта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *