Города и Страны

Чешские ЖД Дороги

В Чехии реализуется беспрецедентная по своим масштабам программа совершенствования железнодорожной инфраструктуры, которая может существенно повлиять на перевозки как во внутренних, так и в международных сообщениях.

Расположение Чешской Республики в центре Европы идеально для роли железнодорожного транзитного коридора в перевозках в направлении как с севера на юг, так и с запада на восток. На территории площадью 78866 км2 эксплуатируется сеть общей протяженностью 9458 км, благодаря чему страна занимает одно из первых мест в мире по густоте железнодорожных линий (рис. 1). Сеть сформирована в основном однопутными линиями колеи 1435 мм; электрифицировано 3216 км линий (34% общей протяженности), имеется 6798 мостов, 164 тоннеля, 801 пересечение в одном уровне. Пассажирские и грузовые перевозки осуществляются 89 операторами. В инфраструктурной компании SZDC занят персонал численностью 17331 чел. Однако неудовлетворительное состояние инфраструктуры, в основном однопутной, многие годы ограничивало скорость движения и не позволяло реализовывать высокий геополитический потенциал сети.

Около 20 лет назад в Чехии приступили к выполнению масштабного плана совершенствования железнодорожной инфраструктуры, заключительный этап финансирования которого приходится на период с 2014 по 2020 г. В настоящее время уже заметно существенное изменение ситуации. Повышение технического уровня инфраструктуры создает предпосылки для усиления конкурентоспособности железных дорог, а сопутствующее внедрение нового, современного подвижного состава способствует формированию привлекательных и эффективных с точки зрения клиентуры предложений по транспортному обслуживанию.

Мероприятия по модернизации железнодорожной инфраструктуры сфокусированы в четырех ключевых коридорах:

  • коридор I (север — юг): граница с Германией — Прага — Пардубице — Брно — Бржецлав с ответвлениями в Австрию и Словакию:
  • коридор II (север —юг): граница с Польшей — Острава — Пршеров — Бржецлав;
  • коридор III (восток — запад): граница со Словакией — Хеб (граница с Германией) через Остраву, Оломоуц, Прагу и Пльзень;
  • коридор IV (север —юг): граница с Германией — Прага — Ческе-Будеёвице — граница с Австрией.

В настоящее время приближаются к окончанию запланированные работы в первых двух коридорах. В третьем коридоре полным ходом ведутся работы в Пльзеньском узле и в тоннеле близ местечка Ейповице. Этот тоннель длиной 4,15 км после завершения строительства станет самым протяженным железнодорожным тоннелем в Чехии. В коридоре IV ведется укладка вторых путей, что позволит сократить время следования пассажирских поездов в сообщении Прага — Ческе-Будеёвице с 2ч 30 мин до 1ч 40 мин.

Основной целью проводимых усовершенствований является повышение скорости движения пассажирских поездов до 160 км/ч (в зависимости от местных условий), поэтому очевидным результатом этой работы станет сокращение времени следования поездов как во внутренних, так и в международных сообщениях. Уже сейчас продолжительность поездки между Прагой и Остравой сокращена почти на 30%, а также повышена скорость движения поездов на таких международных маршрутах, как Берлин — Прага — Вена/Братислава, Прага — Острава — Варшава/Кошице, Варшава — Острава — Вена.

Рис.

Путешествуем по Чехии поездом

1. Грузовой поезд на мосту в 40 км от Брно

Рис. 2. Этапы внедрения системы ETCS на железных дорогах Чехии

Модернизация инфраструктуры, помимо повышения безопасности перевозочного процесса и точности выполнения расписания движения поездов, обеспечивает снижение расходов на ее текущее содержание.

В грузовых перевозках появляется возможность повышения допустимой осевой нагрузки до 22,5 т и эксплуатации подвижного состава с европейским габаритом погрузки GC.

Финансирование проводимых работ осуществляется за счет национальных источников и частично ЕС —в частности, в 2007-2013 гг. средства выделялись в рамках «Стратегической программы для транспорта». Стоимость уже произведенных работ достигла 142 млрд крон (5,87 млрд долл. США), а оставшихся оценивается в 45 млрд крон. Ожидается, что ЕС также примет участие в их реализации.

Чехия подавала заявки на финансирование четырех проектов из Фонда объединения Европы, в том числе две заявки по проекту Пльзеньского узла (реконструкции линии Пльзень — Домажлице и станции Пльзень). По этому проекту доля ЕС может составить до 82%. SZDC готовит следующие заявки на финансирование до 2020 г.

Современные технологии

Многие реализуемые на железнодорожной сети Чехии проекты предусматривают внедрение перспективных технологий, включая телекоммуникационную систему на базе платформы GSM-R, систему управления движением поездов AVV (чешская разработка), европейскую систему управления движением ETCS, с целью повышения эффективности эксплуатации сети.

Развертывание системы ETCS имеет в SZDC высший приоритет, поскольку ведется в рамках национального плана, контролируемого Министерством транспорта Чехии и согласованного соответствующей комиссией ЕС (рис. 2). SZDC несет ответственность за разработку концепции системы ETCS второго уровня, монтаж, внедрение, эксплуатацию и техническое обслуживание устройств. Опытный участок системы подготовлен в районе станции Колин коридора I, продолжаются работы в направлении на Бржецлав. К 2020 г. планируется оснастить этой системой примерно 1350км наиболее ответственных участков сети, для этого потребуется ежегодно вводить в эксплуатацию около 250 км, что является для компании SZDC весьма сложной, но вполне выполнимой задачей.

Основной целью перехода на эту систему является повышение безопасности и эксплуатационной совместимости с железными дорогами соседних стран, упрощение и ускорение пересечения границ с сопредельными государствами благодаря устранению существующих в настоящее время задержек и ограничений. Полностью завершить оснащение системой ETCS всех четырех коридоров планируется к 2030 г.

Очевидно, что реализация преимуществ от внедрения системы ETCS возможна только при соответствующей оснащенности подвижного состава, эксплуатируемого как во внутренних, так и в международных сообщениях. В настоящее время компания SZDC ведет активные переговоры с государственными инстанциями и операторами перевозок по стратегии оснащения подвижного состава бортовым оборудованием системы. С целью мотивации собственников подвижного состава государство окажет им поддержку в рамках реализуемой стратегической программы развития транспорта на период 2014 — 2020 гг. Рассматривается использование двух инструментов:

  • направление средств из фондов ЕС на субсидирование приобретения и монтажа соответствующего бортового оборудования в интересах операторов, зарегистрированных в Чехии;
  • предоставление льгот, гарантированных государством, при оплате пользования инфраструктурой операторам, эксплуатирующим подвижной состав, оснащенный средствами системы ETCS.

Таким образом, адекватное финансирование становится гарантом нужной скорости реализации намеченного в части оснащения как напольным, так и бортовым оборудованием системы ETCS.

Эксплуатационная совместимость

Операторы грузовых перевозок выиграют не только за счет усиления эксплуатационной совместимости, но и от масштабов модернизации, проводимой при поддержке ЕС в таких коридорах, как Балтика — Адриатика, Восток/Восточное Средиземноморье, Северное море — Балтика, Чехия — Словакия. В Чехии доля железных дорог в грузовых перевозках в настоящее время составляет 17%, что существенно выше, чем в других европейских странах. Однако некоторые несомненные преимущества автомобильного транспорта могут изменить сложившееся положение. Так, режим платного проезда действует не на всех автомобильных дорогах, тогда как плата за доступ к инфраструктуре железных дорог взимается со всех пользователей.

На железнодорожных грузовых перевозках также сказывается рост спроса на пропускную способность со стороны новых пассажирских операторов. В коридоре Прага — Острава действуют три оператора— CD, Leo Express и Regiojet (рис. 3 и 4), каждый из которых стремится привлечь больше пассажиров. Это хорошо для пользователей, которые выигрывают от снижения платы за проезд, увеличения частоты курсирования поездов и качества обслуживания (рис. 5).

Однако рост спроса на пассажирские перевозки, в том числе в пригородных сообщениях, ведет к быстрому исчерпанию резервов пропускной способности, особенно на линиях около крупных городов, и создает дополнительные трудности для инфраструктурной компании. SZDC неизбежно придется заниматься развитием инфраструктуры, используемой пригородными и региональными поездами. В первую очередь это устранение ограничений скорости, повышение пропускной способности за счет укладки вторых путей на всем протяжении коридоров и их электрификации, включая переход на систему переменного тока 25 кВ, 50 Гц. В частности, министерство транспорта объявило тендер на разработку концепции перевода линий суммарной протяженностью 1796 км на севере страны, электрифицированных на постоянном токе ЗкВ, на систему электрификации переменным током 25 кВ, 50 Гц. Большое внимание уделяется повышению безопасности, в том числе на переездах.

Рис. 3. Поезд оператора Regiojet

Рис. 4. Поезд оператора Leo Express

Рис. 5. Зал продажи билетов на поезда Leo Express в Праге

Финансирование этих проектов будет также осуществляться преимущественно за счет национального бюджета и источников ЕС. Участие региональных администраций ограничится финансированием проектов, касающихся развития и обустройства станций. Однако известен и другой пример, когда региональные источники привлекались к строительству новой инфраструктуры, а именно электрифицированной линии в остравский аэропорт Леоша Яначека. Аэропорт принадлежит Моравскосилезскому краю, который и принимал участие в финансировании строительства. Этот опыт может стать прецедентом для будущих проектов.

В целях детального изучения региональных транспортных потребностей и информационного обеспечения процесса перспективного планирования SZDC в 2015 г. приступила к реализации программы прямых контактов с заинтересованными организациями и населением. Официальные представители SZDC посещают отдельные районы страны, знакомят их администрации с планами совершенствования инфраструктуры и получают дополнительную информацию о реальных транспортных потребностях на местах. Полученную таким образом информацию тщательно анализируют и уточняют, чтобы определить линии с наибольшим потенциалом роста перевозок.

Еще одним важным направлением работы является модернизация железнодорожных линий, связывающих Чехию с Германией. В настоящее время пассажирские перевозки в Баварию выполняются в основном автобусами, которые доставляют пассажиров в Нюрнберг за 4 ч, в Мюнхен — за 5 ч. Для сравнения: на поездку в Мюнхен по железной дороге требуется 6 ч.

SZDC завершила предварительные исследования по проекту электрификации линии Пльзень — Домажлице — граница с Германией. Этот проект также включает строительство вторых путей на отдельных участках и другие работы, обеспечивающие повышение скорости движения. Ведутся также переговоры с соответствующими инстанциями в Германии о создании современной железнодорожной связи с Мюнхеном, удобной для обеих сторон.

Еще одно предпроектное исследование, проводимое SZDC совместно с министерством транспорта и администрацией земли Саксония, касается развития коридора Усти-над-Лабем (север Чехии) — Дрезден. Этот участок рассматривается как составная часть высокоскоростного коридора Прага — Усти-над-Лабем.

Отсутствие железнодорожной инфраструктуры, пригодной для движения с высокой скоростью, ставит Чехию в невыгодное положение в сравнении с другими странами Европы, поэтому работы по выходу из этой ситуации особенно актуальны. Разработан план Rapid Service, в котором определена сеть линий для движения со скоростью 200 и 350км/ч с конечной целью существенного сокращения времени поездки между крупными городами страны. Выполнение работ на основной части сети позволит к 2030 г. повысить скорость движения до 200 км/ч в сообщении Брно — Пршеров и Брно — Бржецлав, а на новой высокоскоростной линии Прага — Ловосице будет возможно движение со скоростью до 350 км/ч.

Таким образом, Чехия выполняет свои обязательства по модернизации основной части железнодорожной сети страны в соответствии с требованиями ЕС. К 2050 г. планируется завершить строительство высокоскоростной линии от Ловосице до Усти-над-Лабем, а также участков Прага — Брно, Пршеров — Острава, Прага — Вроцлав. После этого продолжительность поездок, например, между Прагой и Брно составит 1ч 15 мин по сравнению с 2ч 37 мин в настоящее время.

Компания SZDC играет важную роль в модернизации транспортной инфраструктуры страны в соответствии с требованиями правительства страны и ожиданиями ЕС, которые возлагают на железные дороги особые задачи как в пассажирских, так и в грузовых перевозках. В ближайшее время к компании перейдет ответственность за имущественный комплекс железных дорог Чехии (CD), включая станционные сооружения. Тем самым будет завершен процесс реорганизации сектора железных дорог.

Оптимальное использование этого вида транспорта после технической и организационной модернизации становится важнейшей задачей структур, участвующих в перевозочном процессе. При этом компания SZDC уже доказала свою состоятельность с точки зрения содержания инфраструктуры в технически исправном состоянии и способность удовлетворить в будущем более жестким требованиям.

Железные дороги мира — 2016, № 1

Самолеты

Компания Czech Airlines (www.czechairlines.ru) осуществляет один внутренний регулярный рейс: Прага — Острава, полеты совершаются 2 раза в день: в середине дня и поздним вечером. Билет можно приобрести за 4500 — 5400 крон.

Аэропорты Чехии

www.prg.aero — аэропорт в Праге

www.brno-airport.cz — аэропорт Брно

www.airport-k-vary.cz/ru — аэропорт Карловых Вар

www.airport-ostrava.cz — аэропорт Остравы

Поезда

Самым крупным железнодорожным перевозчиком в Чехии является государственная компания «Чешские железные дороги» (České dráhy, сокращенно ČD). Ее сайт располагается по адресу www.cd.cz.

На маршруте Прага—Острава работают две частных транспортных компании Regiojet (regiojet.cz) и Leo Express (le.cz), их комфортабельные поезда оборудованы согласно современным европейским стандартам.

Страна довольно плотно покрыта сетью железных дорог, на поезде можно доехать даже в отдаленные уголки страны. В отличие от автобусов, поезда ходят регулярно вне зависимости от туристического сезона.

На сайте jizdnirady.idnes.cz удобно узнавать расписание электричек и поездов, а также автобусов.

Категории поездов

Osobní (Os) — медленные поезда местного значения, останавливаются на большинстве остановок, принадлежат компании ČD;

Spěšný (Sp) — более быстрые, чем поезда категории Osobní, обычно не останавливаются у мелких населенных пунктов, принадлежат компании ČD;

Rychlík® — скорые поезда, останавливаются в крупных городах, их обычно используют на маршрутах большой протяженности, принадлежат компании ČD;

Expres (Ex) — более быстрый (и зачастую чистый) вариант поезда Rychlík, принадлежат компании ČD;

Intercity (IC) — быстрые поезда, соответствующие европейским стандартам, используются компанией Regiojet, предполагается обязательное бронирование места;

LeoExpress (LE) — фирменные поезда компании Leo Express, предполагается обязательное бронирование места;

Eurocity (EC) — быстрые поезда международного сообщения, соответствующие европейским стандартам, останавливаются только в крупных городах, принадлежат компании ČD;

Supercity or Pendolino (SC) — самые быстрые поезда между Прагой и Остравой, принадлежащие компании ČD, предполагается обязательное бронирование места.

Билеты

Среднюю стоимость билета можно вычислить из расчета примерно 1,40 кроны за километр. Чешские железные дороги предлагают много скидок.

Возврат билета предоставляет вам право на скидку в 5%. Также скидку может получить группа путешественников по следующему принципу: один билет оплачивается полностью, а остальные продаются за полцены. Таким образом, при покупке билета вы можете попросить групповую скидку (skupinová sleva), или скидку за возврат билета (zpáteční sleva).

Для путешествий между крупными городами вы можете приобрести билет, называемый Včasná jízdenka Česko, стоимость которого сравнима со стоимостью билета на автобус, а может быть и ниже. Чем раньше вы купите билет, тем дешевле он будет стоить. Этот билет действителен только на определенную дату и на определенном маршруте, хотя и не привязан к какому-либо определенному поезду. Его необходимо приобрести через интернет и распечатать, на нем будут указаны данные вашего паспорта. Вы также можете приобрести этот билет в кассе на вокзале, но как минимум за день до отъезда.

Вы также можете приобрести международный электронный билет Včasná jízdenka Evropa, который обычно значительно дешевле (иногда вдвое), чем обычный билет, продаваемый в кассе на вокзале. Однако, есть ограничения: эти билеты продаются только на магистральные направления, они не могут быть использованы для поездок внутри страны, а только лишь для поездок за рубеж (в один конец или с возвратом). На билетах должна стоять отметка чешского кондуктора, их необходимо приобрести за 3 дня до выезда, они привязаны к определенному поезду и имени покупателя. Эти билеты не подлежат возврату, и их надо предъявить в распечатанном виде.

Постоянные клиенты ČD могут пользоваться скидочной картой InKarta, стоимость которой составляет 150 крон (срок действия — 3 месяца), 550 крон (1 год) или 990 крон (3 года) соответственно. Карта дает скидку в 25% на обычные билеты и от 5 до 25% на билет Včasná jízdenka Česko. Карта быстро окупается. Для ее получения необходимо заполнить соответствующую форму, которую можно получить в билетной кассе, а также предоставить свою фотографию. Вам выдадут временную бумажную карту, которой вы сразу сможете начать пользоваться, а по истечении трех недель вы получите пластиковую карту с чипом.

Полный список возможных скидок вы можете посмотреть на сайте ČD.

Если вы собираете путешествовать на поездах Regiojet (regiojet.cz) или Leo Express (le.cz), вам понадобится специальный билет. Билеты компании ČD, а также международные билеты на этих поездах не действительны. Билеты на поезда этих компаний можно приобрести как на их сайтах, так и в фирменных билетных кассах на вокзалах крупных городов, расположенных по маршруту Прага — Острава. Чем раньше вы приобретете такой билет, тем дешевле он вам обойдется.

Советы

Прикинуть стоимость билета по вашему маршруту вы можете на сайте ČD на страницах калькулятора стоимости билетов на внутренних внутренних и международных направлениях. Система расчета стоимости аналогична той, что используется в билетных кассах на ж/д вокзалах.

Если вы путешествуете группой в выходной день, рассмотрите возможность покупки проездного Skupinová víkendová jízdenka, предназначенного для неограниченных поездок группами в субботу и воскресенье. Он подходит для групп из 2 взрослых и 3 детей. Проездной действует на всех поездах, включая тип EC, но для поезда типа SC требуется предварительное бронирование места. Проездной, действующий по всей Чехии обойдется вам в 600 крон, а на отдельном регионе страны — от 200 до 275 крон. Билет, купленный онлайн дает вам скидку в 3% и возможность избежать очереди на железнодорожной станции.

В Праге действует железнодорожная система Esko, поезда которой курсируют в городе, пригородах и близлежащих городах. Билеты, действующие на городском транспорте Праги, действуют и в этой системе (в категориях поездов Os и Sp) для поездок на территории города.

Провоз велосипедов

Оплата провоза велосипеда в поездах ČD обыкновенно составляет 25 крон за одну поездку или 50 крон на весь день. Поезда, оборудованные местом для провоза велосипеда, отмечаются в расписании значком велосипеда.

К некоторым поездам дальнего следования прицепляется багажный вагон (такой тип поезда отмечается значком чемодана), туда можно сдать на хранение ваш велосипед, о нем позаботится персонал поезда. Стоимость провоза багажа в таком вагоне составляет 30 крон за одну поездку или 60 крон на весь день.

Некоторые поезда отмечаются в расписании значком велосипеда с прямоугольной рамой или чемодана. Для провоза велосипеда в них необходимо забронировать багажное место заранее. Стоимость составит 15 крон при оплате в кассе, или 100 крон при оплата у персонала поезда.

В поездах типа RegioJet или LeoExpres провоз велосипедов не допускается.

Провоз домашних животных

Провоз маленьких животных в клетках или сумках можно не оплачивать. Большие собаки должны находиться в вагоне на поводке и с надетым намордником. Стоимость билета составляет 15 крон для проезда в одном поезде или 30 крон на весь день.

В поездах типа RegioJet или LeoExpres провоз больших собак не допускается.

Автобусы

Автобусами компании Student Agency можно совершать поездки между Прагой и другим городами страны, это удобно и недорого. Эти автобусы обычно быстрее поездов, билеты на них стоят дешевле (если не считать железнодорожных билетов, продаваемых со скидкой). На некоторых направлениях (например Прага — Брно) стоит выбрать поездку на поезде, но на других, например от Праги до Карловых Вар или Либерца, прямых поездов нет, и автобусы в данном случае будут оптимальным вариантом. Бронирование места обычно не требуется, но, если вы совершаете поездку в пятницу или в праздничные дни в Прагу или из нее, рекомендуется забронировать билеты. Вы можете забронировать билеты на сайте Student Agency.

Существует множество других операторов, продающих билеты на рейсы между Прагой и другими городами и населенными пунктами страны, в том числе самыми отдаленными. Большинство рейсов отправляется с автовокзала Florenc, а также с автобусных станциях Na Knížecí (метро Anděl), Černý Most, Zličín и Roztyly (названия трех последних соответствуют названиям станций метро).

Автобусы, курсирующие между небольшими городами и населенными пунктами обслуживает компания ČSAD (наследник национальной компании Československá Autobusová Doprava). На таких автобусах проезд можно оплатить у водителя, поинтересовавшись у него, сколько будет стоить проезд до того или иного места.

Официальные сайты

jizdnirady.idnes.cz — расписание внутренних и междугородних автобусных рейсов (плюс расписание поездов и электричек)

www.elines.cz — междугородние автобусы Eurolines

www.veolia-transport.cz — автобусы Veolia Transport

jizdenky.studentagency.cz — автобусы Student Agency

Автомобили

Движение в Чехии правостороннее. Все пассажиры в салоне автомобиля должны быть пристегнуты ремнями безопасности. В любое время суток движение должно осуществляться со включенным ближним светом фар. Вождение в состоянии алкогольного опьянения категорически запрещено, требуемая норма — 0 промилле алкоголя в крови. Нарушение соответствующего закона карается довольно сурово.

Ограничение скорости в Чехии составляет 130 км/ч на автострадах, 90 км/ч — на остальных шоссе, 50 км/ч — в населенных пунктах.

Покупка билета на сайте чешских железных дорог

Штрафы за нарушение ПДД чаще всего можно оплатить на месте.

Бензин стоит дешевле, чем во многих европейских странах, его цена составляет примерно 37 крон (1,40 евро).

Для проезда по платным автострадам, которые отличаются более высоким качеством, чем обычные дороги, вам необходимо приобрести виньетку (наклейку на лобовое стекло, на чешском языке — dálniční známku, на английском — toll sticker). Виньетки продаются для транспортных средств до 3,5 тонн и от 3,5 до 12 тонн. Оплата проезда на 10 дней составляет 310 крон (для автомобилей весом меньше 3,5 т). Можно оплатить проезд и на более длительный срок — на месяц или год. Штрафы за неоплаченный проезд весьма велики (минимум 5000 крон).

В общем, состояние дорог в Чехии постоянно улучшается, но, если вы хотите путешествовать на автомобиле быстрее, чем обычно, рекомендуется пользоваться качественными платными автострадами. Тем не менее, если вы хотите добраться до отдаленных уголков страны, вам не удастся полностью избежать поездок по менее качественным дорогам.

Городской транспорт

Более подробную информацию о городском транспорте смотрите в разделах, посвященных соответствующим городам Чехии, например, раздел о транспорте в Праге.

Официальные сайты о городском транспорте

www.dpp.cz — Прага

www.dpkv.cz — Карловы Вары

www.dpmcb.cz — Ческе-Будеевице

www.dpmhk.cz — Градец-Кралове

www.dpmo.cz — Оломоуц

www.dpmp.cz — Пардубице

www.dpmj.cz — Йиглава

www.dpmlj.cz — Либерец

www.dpmost.cz — Мост и Литвинов

www.dpo.cz — Острава

Поезд компании «Чешские железные дороги» (České dráhy)Автобус в ПрагеРетро-автомобиль, взятый на прокат в Праге

Чешские железные дороги: официальный сайт

Фото: «Путешествие по Чехии на поезде».

Поездка по городам Чехии из Праги.

Здравствуйте! На протяжении нескольких лет я регулярно посещаю Чехию, т.к. очень люблю эту страну. Во время пребывания в Праге я встречаюсь и общаюсь со своими партнерами по бизнесу, а также самостоятельно путешествую по разным городам этой удивительной страны. Одну увлекательную поездку по железной дороге я описал для вас в этой статье.

Собираясь провести отпуск в другом городе или в другой стране, некоторые предпочитают добираться до места назначения на поезде, а не на самолете, не смотря на то, что поездка займет больше времени. Эти люди приводят логичные аргументы, с которыми нельзя не согласиться. Такой вид перемещения выбирают те, кто любит смотреть в окно на проносящиеся мимо пейзажи и рассматривать детали маршрута. Ведь за много часов пути красот и достопримечательностей можно увидеть даже больше, чем в том месте, где будет проходить отдых. А если предполагаются и внутренние путешествия по стране, то железная дорога — отличный вариант.

Фото: «Поезда на вокзале».

Взять, например, Чехию. Туристы, как правило, стараются побывать не только в ее столице, но и в других уютных городках, у каждого из которых свой колорит. Можно, конечно, перемещаться и на автобусе, но путешествие на поезде по Чехии, под стук колес — это особенная романтика, это гораздо удобнее и интереснее.

На поезде по Чехии и другим странам — самостоятельно.

Поскольку, большинство туристов сначала осуществляют путешествие в Прагу, то и для знакомства с "малой" Чехией отправляются отсюда же. Самым важным и большим железнодорожным узлом не только города, но и всей Чехии, является главный вокзал Праги. С Hlavni Nadrazi (Главни Надражи) начинаются пригородные маршруты в Ческе Будеевице, Табор, Брно, Чески Крумлов, Либерец, Пльзень, Кутну Гору и др. Отсюда же можно самостоятельно добраться поездом до других европейских городов: Париж, Мюнхен, Братислава, Краков, Амстердам, Белград и т.д. Свой важный статус главный ж/д вокзал Праги оправдывает повышенной загруженностью, по сравнению с другими ж/д вокзалами города.

Фото: «Вокзал Hlavni Nadrazi (Главни Надражи)».Фото: «Купол вокзала».

Находится он в центре столицы Чехии, в шаговой доступности от двух самых больших площадей города: в 15-ти минутах от Староместской и в 5-ти минутах от Вацлавской. Функционировать он начал в 1871 году и изначально назывался "Станция Вилсонова". Первое здание возведено в стиле неоренессанса. Сейчас оно почти не используется. В начале XX века, при возведении нового здания использовался стиль модерн. Особенно впечатляет величественный станционный зал с высоким куполом, витражами и большим количеством лепнины. В последствии территория вокзала увеличивалась еще дважды.

Фото: «Табло на вокзале Праги — Главни Надражи».

Современный Главни Надражи имеет удобное информационное табло, которое отображает информацию на английском, чешском и немецком языках. Сейчас на вокзале семь платформ, против прежних четырех.

Программа модернизации железных дорог Чехии

Здание оснащено всем необходимым для быстрой организации поездок, в том числе и чтобы осуществить поездку по городам Европы, и для комфортного ожидания. Есть в нем рестораны быстрого питания и кафе, книжные магазины и аптека, пункт проката автомобилей и велосипедов, парикмахерские и супермаркет Billa, пункты обмена валют и банкоматы. Круглосуточно работают камеры хранения багажа двух типов — самообслуживания и автоматические. А в Информационном центре вы получите ответы на любые вопросы на русском языке. Толчеи на вокзале нет. При наличии нескольких залов ожидания места хватает всем. А для пассажиров с детьми выделен отдельный зал. Удобно, что есть прямое соединение с аэропортом, добраться до которого можно на специальном экспресс-автобусе.

Фото: «Поезда в Чехии».

За сутки по железным дорогам Чехии перемещается более 7 тысяч поездов. Больше половины из них — пригородные поезда или, по-нашему, электрички. Конечно, не все они новые, современные. К платформе может подойти и старенький состав, но прекрасно сохранившийся внешне за счет регулярного заботливого ухода. Внутреннее оснащение чешских электричек тоже разное и зависит от класса вагона и типа поезда. Например, Regio Panter и City Elefant обслуживаются по 1-му и 2-му классу. У Regio Panter разница в классе проявляется только в отделке кресел, а у City Elefant к ней добавлено еще большее расстояние между креслами. Во всех вагонах Реджио Пантер работает Wi-Fi, установлены кондиционеры и розетки для зарядки гаджетов. Под пассажирскими сиденьями имеются урны. Есть туалет с туалетной бумагой, водой и жидким мылом. Сити Элефант отличается отсутствием Wi-Fi (но возможно, что сейчас уже есть или будет в ближайшее время). Розетки есть не везде, а урны находятся под столиками. В некоторых поездах нет кондиционеров, но туалет имеется в любом составе.

Фото: «Комфорт и чистота внутри поездов».

Независимо от возраста, типа поезда и класса комфортности, во всех электричках Чехии всегда чисто и уютно. После каждого рейса осуществляется уборка вагонов. Заплатить за билет можно, как в вокзальной кассе, так и непосредственно в поезде проводнику-кассиру. Цена на билет зависит от километража, количества покупки билетов за один раз и действующих на данный момент скидок.

Поезда в Чехии разделяются по типам: международные, региональные, высокоскоростные, ночные, пригородные, экспрессы и т.д. В Чешской Республике железнодорожный транспорт пользуется успехом. К наиболее популярным относится поезд-экспресс Pendolino. Название явно не чешское и это объяснимо, ведь составы этого типа производятся итальянской компанией Alstom, заводы которой расположены в городе Савильяно. Название отображает уникальность серии. В переводе с итальянского, "pendolo" — "маятник". Вагоны Пендолино в поворотах могут наклоняться до 8 градусов относительно своей вертикальной оси. Эта технология позволяет необычным итальянским поездам не снижать скорость при прохождении поворотов и нейтрализовать действие центробежной силы.

Фото: «Скоростной поезд "Пендолино"».

Внутреннее оснащение вагонов Пендолино зависит от класса — Эко или Экстра. К основным видам услуг относятся: Wi-Fi, ресторан Prego, розетки, кабина для телефонных разговоров, усилитель сигнала сотовой связи, полки для ручной клади, кондиционирование, информация для пассажиров на мониторах. Для лиц с ограниченными возможностями предусмотрены: специальный туалет, нумерация мест шрифтом Брайля, отдельные специальные места с источниками электропитания, подъемники для инвалидных колясок. В услуги класса Экстра включены: пункт самообслуживания, просторные сидячие места, свежая пресса. В Пендолино есть места для пассажиров с домашними животными и места для аллергиков. Имеется столик для пеленания. В составе есть отдельный вагон для родителей с детьми.

Фото: «Внутреннее оснащение вагонов Пендолино».

На данный момент Pendolino — самый удобный и самый быстрый поезд железнодорожного сообщения Чехии, развивающий скорость до 230 км/ч. Все чешские поезда Пендолино отправляются с главного вокзала Праги. На этом поезде можно, например, быстро и комфортно добраться до популярного у туристов города Пльзень (особенно популярного у любителей пива).

Фото: «Пендолино отправляется с главного вокзала Праги».

С Пендолино или другого поезда вы сойдете на платформу главного вокзала Пльзень — Plzen hlavni nadrazi. Не торопитесь покидать это место. Здание вокзала заслуживает более пристального осмотра. Очень симпатичное. По архитектуре чем-то напоминает наши православные церквушки. Особенно такому сходству придают крыши-купола вокзального здания — большой купол центральной части и два маленьких на боковых пристройках. Открыто оно было в 1907 году, а в 2000-ом объявлено памятником архитектуры.

Фото: «Здание Plzen hlavni nadrazi».Фото: «Просторный вестибюль вокзала в Пльзене».

Внутри огромный просторный вестибюль. Справа от входа находится магазин, в котором можно приобрести билеты на городской транспорт. Также, на вокзале есть все необходимое для пассажиров: расписание движения поездов, билетные кассы, камеры хранения, информационные стенды, лифт, рассчитанный для детских и инвалидных колясок, киоски с прессой, туалеты, обмен валют, небольшие кафе и магазины, камеры хранения, чистый зал ожидания. По обеим сторонам от здания, на уровне второго этажа, находятся платформы.

Фото: «Ж/д станция Ческе Будеевице».

К числу знаменитых "пивных" городов причислен и Ческе Будеевице. Но история города начинается с 1265 года, поэтому в нем можно очень много на что посмотреть, помимо пивных заводиков и знаменитой пивоварни Будвайзер Будвар. Один из вариантов, как сюда попасть — поездка на поезде. Железнодорожный вокзал Ческе Будеевице — длинное, солидного вида здание, построенное в XIX веке. Находится оно рядом с автовокзалом. Это очень удобно для туристов. А для тех, кто с вокзала намерен отправиться на прогулку по городу, в непосредственной близости от него имеется остановка городского транспорта.

Фото: «Табло вокзала в Будеевице».Фото: «Здание главного вокзала Ческе Будеевице».

Лишний багаж можно оставить в ручных или автоматических камерах хранения вокзала. В здании и на территории также, как и на вокзале в Пльзени, есть все необходимое, чтобы путешественникам было комфортно. Чтобы попасть на платформы, нужно спуститься в туннель и пройти до нужного выхода к путям.

Фото: «Туннель для прохода на платформы».Фото: «Билеты на поезд в Пльзень».

Путешествие по Европе посредством железнодорожного транспорта — очень удобный и интересный способ. В отличие от автобусов, поезда в Чехии и соседних странах курсируют регулярно, не зависимо от туристического сезона. Если вы больше предпочитаете поездки с комфортом, то можете взять машину на прокат в Праге.

Почитайте еще одну интересную статью:

Поезда и железная дорога в Чехии

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *