Города и Страны

Церковь Святого Михаила Хильдесхайм

Церковь Святого Михаила (нем.Michaeliskirche) — раннесредневековая церковь оттонского периода в немецком городе Хильдесхайм в федеральной землеНижняя Саксония. Наряду с кафедральным собором входит в состав Всемирного наследияЮНЕСКО в Хильдесхайме.

Предшественницей сегодня существующей церкви была небольшая капелла, посвящённая Животворящему Кресту, и возведённая в 993 году по указанию епископаБернварда Хильдесхаймского на холме несколько севернее кафедрального собора. К моменту смерти Бернварда капелла превратилась в большой бенедиктинскиймонастырь, которому согласно завещанию отошло всё его состояние.

Сохранившийся в основании южной лестничной башни каменный блок с выбитой на нём датой «1010» рассматривается в качестве одного из 12 закладных камней новой монастырской церкви, западная крипта которой была определена Бернвардом как место его захоронения и вечного поминовения. Крипта была освящена 29 сентября 1015 года в день св. Михаила самим Бернвардом; и именно эта дата определила нового небесного покровителя церкви, частично освящённой 29 сентября 1022 года. Полностью готовое здание освятил уже Годехард Хильдесхаймский (нем.Godehard von Hildesheim, ок. 960—1038) в 1033 году.

С большой долей вероятности, Бернвард был не только инициатором строительства церкви, но и её архитектором, или, по крайней мере, он оказал значительное влияние на проект церковного здания; хотя доля его участия является до сих пор дискуссионным вопросом; другим архитектором называют Годерама (нем.Goderam, ок. 975—1030), первого аббата нового монастыря. Учитывая значение церкви для Бернварда, не исключено, что и знаменитые бронзовые ворота Хильдесхаймского собора предназначались изначально для церкви св. Михаила; также как и перенесённая в конце XIX века в собор Бернвардова колонна.

В 1034 году церковь пала жертвой пожара, но была восстановлена и заново освящена уже в следующем году. История повторилась в 1186 году, при этом были заменены несущие колонны центрального нефа.

Около 1230 года главный неф был перекрыт деревянным расписным потолком, составленным, в общей сложности, из 1300 деталей и размерами 27,6 × 8,7 метров, и представляющим собой уникальный образец церковного искусства XIII века.

С введением в Хильдесхайме Реформации церковь св.

Достопримечательности города Хильдесхайм (Германия)

Михаила получила статус евангелически-лютеранскойприходской церкви. При этом монастырь св. Михаила продолжал своё существование вплоть до секуляризации 1803 года, и католическомукапитулу было позволено и в дальнейшем проводить церковные службы в крипте св. Бернварда, до сих использующейся для католических богослужений, а также в капелле, размещённой в клуатре.

В 1650 году была разобрана находившаяся в плохом состоянии восточная апсида, что, однако, привело к обрушению башни над восточным средокрестием, и частичному повреждению потолка. 12 лет спустя были также разобраны башня над западным средокрестием и юго-западный трансепт. Восстановленная вскорости восточная башня получила в 1672 году барочное навершие.

В 1809 году церковь св. Михаила была закрыта, и использовалась в следующие годы как госпиталь, с 1803 года уже занимавший бывшие монастырские здания.

В период с 1855 по 1857 годы церковь была отреставрирована и восстановлена по проекту и инициативе Конрада Вильгельма Хазе (нем.Conrad Wilhelm Hase, 1818—1902), и вновь открыта для богослужений.

Во Второй мировой войне здание церкви сильно пострадало при авианалётах 22 февраля, 3 и 14 марта 1945 года, и при последней авиабомбардировке Хильдесхайма 22 марта оказалось почти полностью разрушено. К счастью, по настоянию искусствоведа Германа Деккерта (нем.Hermann Deckert, 1899—1955) деревянный потолок и прочие ценные предметы были к тому времени надёжно укрыты, и оказались нетронутыми.

В 1947 году по старым планам на раннесредневековых фундаментах и фрагментах стен дороманского времени началась реконструкция церкви, так что 20 августа 1950 года были готовы и заново освящены центральный неф и западный трансепт. Окончательно работы были завершены в 1960 году.

В 1985 году церковь св. Михаила — вместе с кафедральным собором Хильдесхайма, соборным собранием религиозного искусства и тысячелетним розовым кустом — была включена в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2005—2010 годах было полностью отреставрировано внутреннее убранство церкви, в рамках чего в 2006 году прошли масштабные археологические изыскания, позволившие пролить свет на раннюю историю строительства церкви св. Михаила и восстановить средневековый уровень каменного пола церкви.

В настоящее время церковь используется как евангелической общиной св. Михаила, так и католической общиной Марии Магдалены, при этом ризница используется обоими общинами совместно. Тем самым хильдесхаймская церковь св. Михаила является одной из 67 совместных церквей в современной Германии.

В 843 году распалась империя Каролингов — единственное западноевропейское государство, которое претендовало на наследство Римской империи. В 924 году потомки Карла Великого отказались от императорского титула. Европа снова погрузилась в хаос феодальной раздробленности. Однако уже в 962 году германский король Оттон I Великий (912 — 973) провозгласил восстановление империи, которая с тех пор стала называться Священной Римской.

Возрождение государства сопровождалось расцветом монументальной архитектуры. В период правления Оттона Великого и его ближайших преемников, Оттона II и Оттона III, в немецких землях были заложены основы нового стиля, получившего название оттоновского или прероманского. Оформление фасада в виде вестверка, интеграция Базиликальной и крестовой планировки дома, разработка вертикальных акцентов — все эти идеи эпохи Оттонов по своему влиянию на развитие архитектуры можно сравнить с изобретением арки или ордерной системы. Непосредственным продолжением оттоновской архитектуры стал романский стиль. Однако и готика, и романтизм, и даже модернизм широко использовали достижения старых мастеров.

Собор Святого Михаила в Хильдесхайме — наиболее сохранившийся из памятников эпохи Оттонов. Его основателем считается епископ Бернард (993 — 1022), который построил в 996 году на месте собора часовню Святого Креста. Вскоре при часовне был основан монастырь Святого Михаила, и в 1010 — 1020 годах, во времена правления императора Генриха II Святого (973 — 1024), в обители был возведен грандиозный собор.

Через четыре года в нем был похоронен сам император.

Собор представляет собой базилику в форме шестиконечного папского креста. Гигантскую неф пересекают два трансепты, причем над обоими крестопоклонными установлены массивные четырехгранные башни с шатровыми кровлями. Плечи трансептов увенчаны стройными цилиндрическими башенками, которые придают собору подобие живописного замка. Храм вполне симметричен относительно оси север-юг. Эта уникальная особенность отражает творческие искания оттоновской эпохи.

Стены собора, выложенные из тщательно обтесанных камней, которые не оживляют ни фризы, ни наличники или порталы.

Собор Святого Михаила в Хильдесхайме

Столь скромным есть и интерьер, где обращают на себя внимание лишь оформленные под византийским влиянием черно-белые пояса междунавовои аркады. Однако деревянный потолок, созданный в 1220 году, является настоящим сокровищем романской живописи — это крупнейшая в мире композиция, выполненная в этом стиле (27,6 х 8,7 м). Тема грандиозного панно, состоящего из 90 отдельных сюжетов — генеалогическое дерево Христа.

Собор Святого Михаила в Хильдесхайме на карте

История архитектуры

Западноевропейское Средневековье

Алтарь и главный неф церкви Санта Мария Маджоре.

Церковь Святого Михаила в Хильдесхайме

Рим (432-440)

Алтарь и главный неф церкви Санта Мария Маджоре в Риме (432-440)

Церковь представляет собой прекрасный пример раннехристианской базилики. Считая себя преемниками императора Константина, римские папы всеми средствами старались подчеркнуть эту преемственность и, поэтому, упорно отдавали предпочтение антикизирующему типу храма. И в грандиозном интерьере Санта Мария Маджоре, поражающем роскошью мраморных полов и колонн, резьбы и позолоты расчлененных кессонами, образующимися от пересечения продольных и поперечных балок, и нависающих тяжелой массой потолков, великолепием парадных колоннад мы видим явное влияние официального искусства Древнего Рима. Только традиционный для старых римских базилик атрий здесь был заменен притвором-нартексом.

Мягкий рассеянный свет, струящийся в храм через окна в верхней части центрального нефа, придает его интерьеру еще больший блеск и нарядность, снимая при этом ощущение тяжеловесности всей конструкции. Колонны, выстроенные в два ряда, направляют взоры молящихся к алтарю, богато украшенному, с балдахином, увенчанным символами Римской Церкви.

Храм достраивался, меняя свой облик, на протяжении многих столетий, вплоть до середины XVIII века, но сохранил первоначальную строгую и величественную красоту древнеримской архитектуры.

Центральный неф церкви Святого Михаила в Гильдесгейме (Михаэльскирхе). Нижняя Саксония (1010-1033)

Центральный неф церкви Святого Михаила в Гильдесгейме (Михаэльскирхе). Нижняя Саксония.

В средние века Гильдесгейм играл важную роль, он был членом Ганзейского союза и значительным центром саксонского искусства. Во время II Мировой войны город был почти полностью разрушен и многие его средневековые памятники утрачены. Церковь Святого Михаила не миновала этой участи, но была восстановлена.

Она представляет собой трехнефную базилику с плоским перекрытием, с двумя трансептами и хорами, двумя башнями над средокрестиями и криптой с обходом, была построена около 1010-1033 годов. Западный хор построен около 1250 года, скульптура алтарной преграды относится к концу XII века.

Михаэльскирхе – это шедевр романского стиля в архитектуре, постройка, подводящая итоги исканий раннего этапа германского зодчества. Ей характерны исключительная точность пропорций, ясность композиции. Поразительной легкостью обладают стены главного нефа, прорезанные вверху рядом аркообразных окон, перекликающихся с несущими поперечными арками. Незагруженные декором, белоснежные стены контрастируют с яркими росписями потолка, выделяя их. Заслуживает также внимания и внешнее убранство храма. Например, массивные, украшенные рельефными изображениями, целиком отлитые из бронзы двери церкви, созданные немецкими литейщиками в 1015 году.

Центральный неф церкви Сен-Мадлен в Везле. Бургундия (XII в.)

Центральный неф церкви Сен-Мадлен в Везле. XII век. Бургундия.

Расцвет бургундской архитектуры романского стиля приходится на XI-XII века и связан с интенсивным монастырским строительством. Одним из сооружений этого периода, сохранившимся до наших дней, является романская монастырская церковь Сен-Мадлен в Везле на севере Бургундии.

Название храма – Сен-Мадлен происходит от Святой Магдалины, по преданию место ее захоронения находилось в стенах этого монастыря, поэтому он был почитаем, и являлся важным паломническим центром Бургундии. Церковь обладает рядом технических новшеств в своем архитектурном решении. Центральный неф ее был перекрыт плоскими крестовыми сводами, усиленными подпружными арками.

Храм не имеет трифориев (продольных боковых чаще декоративных галерей во втором ярусе, открывающихся в центральный неф тройными арочными проемами), но тяги, на которые опираются подпружные арки, имеют трехярусное членение. Сложенные из розовых и серых квадров опоры и аркады создают строгую, несколько даже мрачную, но величественную перспективу интерьера, устремленную к алтарю, освещаемому дневным светом через стрельчатые окна прорезанные в апсиде.

В 1171-1276 годах в храме был надстроен готический хор. В 1840-1859 годах церковь Сен-Мадлен была отреставрирована. Руководил этими работами известный архитектор, историк и теоретик архитектуры Э.Э. Виолле-ле-Дюк.

Собор Нотр-Дам в Амьене. Франция (заложен в 1220)

Готический собор Нотр-Дам в Амьене. Амьен – главный город Пикардии, исторической области на северо-западе Франции, расположенный на реке Сомма. В центре города возвышается огромный, самый крупный готический собор во Франции Notre Dame de Amiens. Его длина составляет 145 м, высота – 42,5 м, максимальная ширина – 59 м, общая площадь – 7800 м. После завершения строительства собор мог вмещать в себя все население Амьена, составлявшее тогда около 10 тысяч человек.

Образцом для его строительства послужил Шартрский собор, но архитекторы немного изменили план и общую композицию здания. История сохранила имена создателей собора – Робера де Люзарша, Тома де Кормона и его сына Рено де Кормона. Собор был заложен в 1220 году на месте старого храма, уничтоженного пожаром. Строительство собора было в основном завершено к 1288 году. Его продолжали достраивать в XIV-XV веках – в это время были достроены разные по высоте башни собора, которые, согласно первоначальному плану, должны были быть вдвое шире и выше. Фасад Амьенского собора отличается редкостным слиянием архитектуры и скульптуры. Изысканное большое окно-роза, выполненное в виде восьмилепесткового цветка шиповника, напоминающего только что распустившийся бутон, и огромные стрельчатые окна высотой по 12 м, раньше были застеклены многоцветными витражами. Они были полностью утрачены в XVIII веке в годы французской революции, когда революционно настроенные граждане переколотили их камнями. В годы Первой Мировой войны, собор пострадал, но был отреставрирован и по сей день является шедевром готического искусства. В нем наиболее полно и ясно выразился расцвет французской готики. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он послужил образцом для других готических соборов.

Капелла Сен-Шапель в Париже. Франция (1243-1248)

Капелла Сен-Шапель в Париже. Интерьер верхнего зала.

Королевская Святая капелла Сен-Шапель в Париже – это яркие краски, позолота, сияние витражей, экспрессия, взлетающие в небо колючие шпили пинаклей и башни-колокольни, симфония света, камня и стекла. Капелла является подлинной жемчужиной французской готики.

Архитектором Капеллы был Пьер де Монтрей – строитель базилики в аббатстве Сен-Дени, где зародилась готика, участник работ в соборе Парижской Богоматери. Она была возведена в 1243-1248 годах и предназначалась для привезенных Людовиком IX Святым (1226-1270) с Востока священных реликвий. Капелла представляет собой небольшую (31×10,7 м) базилику, над центром которой сквозь двухскатную крышу взмывает ввысь башня-колокольня с высоким шпилем. Она привлекает изяществом сооружения, а также роскошными, звучно сияющими багряно-синими – в огромных стрельчатых окнах и зеленоватыми – в розе XV века витражами.

Внутреннее убранство Капеллы может удивить каждого. В верхнем зале возвышается свод, пересеченный золотыми диагоналями каркасных арок нервюров, между которыми разливается синева свода, усеянного золотыми шестиконечными звездами. Каркасные арки опираются на тончайшие, декоративные колонны, покрытые замысловатыми узорами. Свод нижнего зала украшают золотые французские королевские лилии, помещенные на синем фоне. В Капелле Сен-Шапель хранится уникальная реликвия христианского мира – терновый венец Христа, купленный Людовиком IX за огромную сумму у византийского императора.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *