Города и Страны

Церковь Спаса Преображения

Косарева Е.В., Володина Т.В.

Храм — это огонек, небесный маяк. Великий Новгород — город маяков. Древнейший город России насчитывает более 80 церквей, большинство из которых являются памятниками истории и архитектуры и содержат в себе памятники монументальной живописи и иконописи. Многие из новгородских храмов включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Но, к сожалению, многие храмы потеряны навсегда, и тем не менее Великий Новгород остается местом, где историю России можно "читать" по старым улицам, стенам древнего кремля, соборам и церквям.  

Одним из таких маяков является пленяющая своей красотой церковь Спаса Преображения на улице Ильине. Построенная в 1374 г. церковь завораживает многообразием декоративных мотивов и стройностью пропорций. Это классический образец архитектуры Новгорода, который характерен для своего времени. Церковь относиться к распространённому в новгородской архитектуре XIV века типу четырёхстолпного квадратного в плане храма с одной абсидой и одним куполом. Фасады имеют трехлопастное завершение, а восьмискатная крыша придает храму особую динамичность.

Наружный декор храма радует богатством и ажурностью. Фасады разделены лопатками на три прясла, которые обрамлены сверху двойными "ползучими" арками. Узкие вертикальные окошки объединены в группы, украшены сверху "бровками", а в некоторых местах окна дополнены нишами, которые имеют как полукруглые, так и стрельчатые завершения. Абсида оформлена вертикальными рядами арок. В качестве декоративного мотива использованы бегунец (вид орнаментальной кладки в виде пояса, образующегося на поверхности стены в виде ряда треугольных углублений, обращённых вершинами вверх и вниз) и поребрик (тип орнаментальной кладки, в котором ряд кирпичей укладывается под углом). Именно так оформлен барабан купола и верхние контуры прясел, а фасады украшены многочисленными крестами.

Всемирную известность храму принесли росписи знаменитого Феофана Грека. Это единственный в мире храм, сохранивший фрески византийского мастера, расписавшего около 40 церквей. Стенопись храма неповторима и незабываема по выразительности характеристик различных персонажей. Смелая, свободная манера письма придает храму грандиозное звучание. Полностью сохранены росписи на куполе и барабане, на которых изображен Спас Вседержитель, по четыре ангела, Херувима и Серафима. В Троицком пределе фрески сохранились наиболее хорошо. Вопрос о сохранности цветов живописи по сей день является спорным. В настоящее время колорит фресок очень сдержанный, местами даже монохромный. Одни исследователи (например, В.Д.Сарабьянов) объясняют его лаконичность авторским замыслом, в котором ограниченность цветовой гаммы является образом монашеского, аскетического отречения от многообразия и суеты мира. Другие говорят об утрате первоначальной многоцветности вследствие известных по летописям многочисленных пожаров, который претерпел храм.

С этим храмом связана история о наиболее почитаемой в русском православии чудотворной иконе XII века — Знамение Пресвятой Богородицы. Сообщение о чудесах, приписываемых этой иконе, относятся к 1170 году. До этих событий икона хранилась в церкви Спаса Преображения, которая на тот момент была еще деревянной. Только спустя 186 лет, в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была торжественно перенесена в воздвигнутый в 1354 году особый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший Знаменским собором.

Невозможно не заинтересоваться такой историей! И, к счастью, мы до сих пор можем смотреть на этот огонек, открывать его каждый день в новом цвете, и восхищаться богатством русской культуры. Не проглядите маяк на улице Ильине в Великом Новгороде!

Фрески Феофана Грека в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Достопримечательности мира. Церковь Спаса Преображения (электронный ресурс) — URL: http://www.world-landmarks.ru/catalog/russia/novgorodskaya_oblast/202

2.Описание Церкви Спаса Преображения на Ильине улице (электронный ресурс) — URL: http://palomniki.su/countries/ru/g03/veliliy-novgorod/cerkov-spasa-preobrazhenia.htm

3.Великие художники. Том 37. Феофан Грек – М.: Директ-Медиа, 2010. – 5с4.Словарь «Искусство». Знамение. История (электронный ресурс) – URL: http://www.vasnecov.ru/?item=6771ede3-a39e-4311-97dd-e580908ff528&termin=87ed651f-f601-4ddc-99ea-17ba7ada698c

На месте том, где сегодня находится Храм Спаса Преображения, раньше располагалась слобода. Занимались здесь проектированием, изготовлением и распространением болванок, то есть форм.

Если верить переписным книгам 1626 г., то на местности этой была возведена «церковь на Болванке во имя Георгия на Яру».
Где же спрятана история храма? Основание его можно связать со следующим событием. На том же самом месте, где сегодня стоит церковь, произошла встреча ханских послов с Иоанном III. Долго и мучительно происходили переговоры, результатом которых стало величайшее событие для нашего народа: Россия поднялась с колен и прекратила платить дань монголам. С этого момента и было принято решение – возвести храм во имя Преображения Господня.

Историей храма интересовались многие. Сохранилось и документальное подтверждение, в котором свящ. Михаил Левитский повещает о том, что церковь Преображения Господня на Болвановке возведена была на той территории, где казнили нарушивших закон людей, а также на месте сокрушения Иоанном III идола ханского. Жизнь Иоанна Великого закончилась в 1505 г., после чего и был возведен деревянный храм.
Секретом для нас остается тот факт, было ли два престола в храме на Болвановке (в честь великомученика Георгия и во имя Преображения Господня) с самого основания церкви или это уже измененная информация.

В начале XVIII века прихожане принимают решение и, не откладывая, обращаются в Синод с просьбой, в которой говорилось, что церковь Преображения Господня требует ремонта либо перестроения храма.

Фрески Феофана Грека в Новгороде в церкви на Ильине

Причины прошения были довольно весомы, ведь выстоять службу во время дождя в церкви было невозможно, поскольку полы святыни начали гнить и проваливаться прямо под ногами. Ждать решения вопроса этого долго не пришлось: митрополит Рязанский и Муромский Стефан прислал разрешение на строительство.
В Клировые ведомости внесена информация о том, что в 1722 г. была перестроена деревянная церковь. Активное участие известных купцов (Дмитрий Оленев и Косма Матвеев) способствовало возведению каменного храма, завершение которого приписывают 1755 г.
С этого времени в церкви появляются приделы во имя преподобной мученицы Евдокии и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
В 1839 г. перестраивают трапезную и колокольню, и все это благодаря стараниям Адриана Ивановича Озерского, который был Московским купцом. Без помощи прихожан не было бы храма. Руководил проектом талантливый архитектор Козловский. Скорбященский престол со временем заново освятили во имя св.мц. Татьяны по просьбе жены Озерского Татьяны Ивановны и И.В. Путилова, который в те времена был главным жертвователем титулярного советника (жена его также звалась Татьяной Ивановной). Освящение престолов осуществлял сам владыка Филарет. Величайшее событие происходило 10-го октября того же 1839 г.

В 1930 г. приняли решение закрыть храм, колокольню и трапезную с приделами снесли. Само помещение с того момента служило для размещения учреждений, а в 1980 г. церковь переоборудовали под цехи.

На радость верующим в число храмов Русской православной церкви святыню возвратили в 1991 г., со следующего года возобновили Богослужения.

Святыни храма: Чудотворная икона Божией Матери «Помощь в родах» , Чтимая икона Иверской Божией Матери, Чтимая икона Божией Матери «Утоли моя печали»

 



Обратная связь

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение

Как определить диапазон голоса — ваш вокал

Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими

Целительная привычка

Как самому избавиться от обидчивости

Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам

Тренинг уверенности в себе

Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"

Натюрморт и его изобразительные возможности

Применение, как принимать мумие?

Церковь Спаса Преображения «на Ильине улице» (Великий Новгород)

Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.

Как научиться брать на себя ответственность

Зачем нужны границы в отношениях с детьми?

Световозвращающие элементы на детской одежде

Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия

Как слышать голос Бога

Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)

Глава 3. Завет мужчины с женщиной

Оси и плоскости тела человека — Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.

Отёска стен и прирубка косяков — Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.

Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) — В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Феофан Грек. “Спас Вседержитель”. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. 1378 г.

Творчество Феофана Грека.

Феофан Грек (около 1340 – около 1410) был одним из византийских мастеров. До приезда в Новгород художник расписал свыше 40 каменных церквей. Он работал в Константинополе, Халкидоне, Галате, Каффе. Обладая огромным живописным талантом, Феофан писал фигуры широкими мазками. Поверх первоначальной прокладки он накладывал сочные белые, голубовато-серые и красные блики. Лики писал по темно-коричневой прокладке, высветляя теневые части и затемняя освещенные. Моделируя лица, Феофан заканчивает письмо, накладывая белильные блики иногда в затененных частях лица. Многие исследователи считают, что творчество Феофана связано с палеологовским Ренессансом, в том числе с учением об исихии.

Века не сохранили для нас портрета Феофана Грека, художника, называвшегося современниками не только отменным живописцем, но и прославленным мудрецом. Мы можем судить о его внутреннем облике по произведениям, ис­полненным трагизма и напоминающим библейские пророчества из Апокалипсиса. Выходец из Византии, утрачивавшей постепенно блеск и мировое величие и закостеневшей в догматических спорах, Феофан Грек обрел на Руси — в Новгороде и Москве — вторую ро­дину. Его творчество, отмеченное чертами неповторимой личности, и мужественный ум оставили глубокий след в отечественной культу­ре, оказали влияние на последующие поколения художников.

Уже будучи знаменитым, Феофан через Кафу и Киев приехал в Новгород в поисках места для применения своего таланта, так как в изысканном искусстве Византии эпохи Палеологов намечались черты усталости, пресыщенности, догматизма, предвосхищавшие его упадок.

Из всех многочисленных работ Феофана достоверно датированной осталась лишь одна — росписи в церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде 1378 года. Церковь, построенная в 1374 году, несколько лет стояла без росписи. Великий Новгород был первым русским городом, куда Феофан приехал.

Фрески Феофана Грека.

В настоящее время от росписи Феофана Грека осталась лишь десятая часть фресок, но и в этом фрагментарном состоянии они производят сильнейшее впечатление.

В Новгороде по заказу боярина Машкова и жителей Ильиной улицы он расписал церковь Спаса Преображения. Эта церковь сохранилась до наших дней и, благодаря этому, мы имеем возможность узнавать необычное искусство Феофана Грека.

Полностью сохранилась роспись купола и барабана. Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе.

Феофан Грек. “Спас Вседержитель”. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде Великом. 1378 г.

В куполе, символизирующем небо, как и в большинстве других византийских и русских храмов, представлен Господь Вседержитель — Иисус Христос с закрытой книгой Евангелия в руке. Надписи, сопровождающие образ Вседержителя в куполе, бывали разные. Феофан выбрал именно ту, в которой говорится о милосердии Бога, обращении его к жалобам и просьбам «узников» — порабощенных грехом людей. На склонах купола представлены четыре архангела и четыре шестокрыла; их приподнятые и разведенные крылья соприкасаются своими концами, благодаря чему создается впечатление торжественного хоровода Небесных сил, непрестанно воздающих хвалу Господу.

Народные герои одобряют эту статью
Поэтому рекомендуют продолжать текст в том же духе

Собор Спаса Преображения,Староярмарочный Собор — единственное сооружение из первых ярмарочных построек, сохранившееся до наших дней.

Новгородская земля. Часть 2. Великий Новгород. Церкви, фрески, иконы

Из истории собора

Построен в 1822 году по проекту А.А.Бетанкура. Не случайно удивительное сходство ярмарочного храма с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге: фасады храмов разрабатывал один человек — Огюст Р. Монферран. К сожалению, в интерьере собора не сохранились росписи академика А.В.Ступина.

ЖителиНижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас.

Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, — Староярмарочной.

Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев.

Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым.

Храм был возведен на достаточно опасной территории, паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились опасные трещины. В конце XIX столетия Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года.

В результате многочисленных ремонтов и реставраций, производившихся в XIX веке, собор существенно изменил свой вид. Иконостасы не сохранились, а росписи на стенах и сводах остались лишь на незначительной площади. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании — жилые квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.

Контакты

Адрес

Смотрите также

Староярмарочный собор во время разлива Оки

В XIV — XVI веках Новгородская земля была самым большим и процветающим восточнославянским государством. Независимость от татар и литовцев, торговые связи с Ганзейским союзом, и, наконец, доступ к природным ресурсам Русского Севера обеспечили республике ильменских словен исключительные условия для развития национальной культуры. В короткий срок здесь сформировалась самобытная архитектурная школа, которая оказала значительное влияние на зодчество соседей — Псковской республики, Твери и Московии. Особенно полюбились храмы новгородского стиля в Пскове, здесь их возводили до XVI века.

Классическим памятником новгородской архитектурной школы является церковь Спаса Преображения на Ильиной улице, знаменитая благодаря фрескам легендарного новгородского живописца Исихаст Феофана Грека.

Преображенский храм был построен на средства жителей Ильинской улицы — главной в Словенском конце Новгорода. Ему предшествовала деревянная церковь, которая была построена епископом Никитой для выносного образа Божьей Матери «Знамение», что, по преданию, спас Новгород в 1169 году от суздальцев, которые осадили его.

Церковь Преображения относится к распространенному в новгородской архитектуре типу четырехстолпного, квадратного в плане храма с одной алтарной апсидой и центральным размещением купола.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде

Фасады имеют трехлопастные завершение, которое, к сожалению, было сильно упрощенное следующими реконструкциями — сейчас они завершаются примитивными треугольными щипцами.

Лаконичная композиция новгородского храма удачно обогащена внешним декором. Фасады разделены лопатками на три прясла, окаймленные двойными «ползучими» арками, которые украшают рисунок трехлопастного завершения. Вертикальные узкие окна объединены в группы и увенчаны бровками. Поверхность стен оживляют ниши. Как декоративный мотив использованы ползунок и поребрик, украшающие барабан купола и верхние контуры прясел. Кроме этого, фасады украшены многочисленными крестами как выложенными из кирпича, так и вырезанными из камня. Резные кресты вкладывались в фасад уже после строительства храма и были связаны с поминанием новгородцев, погибших в 1372 году в ходе войны с Тверью.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *