Города и Страны

Церковь Ризоположения Московский Кремль

Церковь Ризоположения

(рус. Церковь Ризоположения; англ.Church of the Deposition of the Robe)

Часы работы: каждый день с 10.00 — 17.00, выходной – четверг.

          Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы (Церковь Ризоположения) – один из православных храмов, расположенных на территории Московского Кремля. Эта церковь была возведена в 1484-1485 годах, на месте одноименной церкви, 1451 года постройки, артелью русских мастеров, приглашенных в Москву из Пскова. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное добро. Это событие совпало с церковным праздником «Положения ризы». В память этого и была названа церковь.

     До середины XVII века церковь служила домовым храмом московских митрополитов, а затем патриархов. В 1655 году, при патриархе Никоне, церковь передана великокняжескому дворцу, в связи с чем ее соединили переходами с хоромами цариц и царевен, а во второй половине XVII века над северной и западной папертями возвели крытые галереи.

        Церковь Ризположения сооружена в стиле ранне-московского зодчества, с некоторыми элементами псковской архитектуры. Небольшой одноглавый трехапсидный кирпичный храм поставлен на подклет. Своды опираются на четыре, квадратных в плане, столба. Изящный барабан увенчан шлемовидным золотым куполом. Стены, по вертикали, разделены на три части и с трех сторон украшены орнаментированным поясом из обожженной глины, который делит фасады церкви на два яруса. Стены завершаются килевидными закомарами, а своды опираются на четырехгранные столбы. Во второй половине XVI века северный и западный белокаменные порталы храма были заменены кирпичными, подобными порталам собора Василия Блаженного.
Роспись стен церкви выполнена в 1644 году иконописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым, в соответствии со средневековыми канонами: в куполе – Христос Вседержитель, на сводах – евангельские сюжеты, на стенах – росписи, тематически связанные с посвящением храма. Из четырех рядов стенописи, два верхних повествуют о жизни Богородицы, а два нижних ряда иллюстрируют прославляющий ее торжественный гимн – Великий Акафист.

       Большую художественную ценность представляет иконостас церкви. Его заказчиком был патриарх Филарет – отец первого царя из династии Романовых – Михаила Федоровича. В 1627 году иконописцы написали иконы трех верхних рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого.

Церковь Ризоположения (Московский Кремль)

Большинство икон принадлежит кисти придворного изографа Назария Истомина Савина. Иконостас и стенопись образуют единый художественный ансамбль.

       «Тощие свечи» – так назывались большие подсвечники, сделанные из воска или дерева, полые (тощие) внутри. Две «тощие свечи» из церкви Ризположения, выполненные из воска, были вложены (подарены) в храм патриархом Иосифом, в 1649 году.

       Кроме собственного церковного убранства в церкви Ризоположения выставляются образцы храмовой деревянной скульптуры из фондов музея, собранные в различных местах России, из закрытых церквей. Выставка русской деревянной скульптуры, на северной галерее церкви, помогает преодолеть традиционное заблуждение, что скульптура не использовалась в убранстве русского православного храма. Наиболее ценный экспонат – горельефное изображение святого Георгия конца XIV — начала XV века, одна из древнейших русских деревянных скульптур.

       Здание церкви сильно пострадало во время обстрела Кремля 1918 году. В 1990 году церковь стала одним из пяти открытых для посетителей храмов Кремля.

       В церкви Положения ризы Божией Матери ныне проводятся Богослужения: в день престольного праздника – утреня, затем литургия.

Экскурсионные туры по Москве здесь

Церковь Ризоположения Московского Кремля

Юрий Жданов 2

ЦЕРКОВЬ РИЗОПОЛОЖЕНИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

                                                     Здесь, как было, так и ныне-
                                                     Сердце всей Руси святой,
                                                     Здесь стоят ее святыни
                                                     За Кремлевскою стеной!
                                                             В. Брюсов «Москва»

Продолжаем встречи с памятниками культуры, расположенными на Соборной площади Московского Кремля. Мы уже познакомились с Успенским собором («Радость» № 11, 2003), Благовещенским собором («Радость» № 3, 2004), Архангельским собором («Радость» № 7-8, 2004), колокольней «Иван Великий» («Радость» № 9-10, 2004), Грановитой палатой («Радость» № 1, 2005), Патриаршим дворцом («Радость» № 7-8, 2005).

Теперь у нас встреча с церковью Ризоположения.
Прежде всего: что означает «Ризоположение» (употребляется и иное написание- Ризположение), то есть. положение риз, и почему этот храм называется церковью Ризоположения?
Риза, или фелонь- это парчовое, тканное золотом или серебром одеяние без рукавов, верхнее церковное богослужебное облачение православных или католических священников. По церковным представлениям, риза (фелонь)- это одеяние праведности и радости. Риза (мафорий) Пресвятой Богородицы представляла собой головное покрывало из шерсти, спускающееся на плечи. Этот «омофор» византийские императрицы носили с собой в походах в качестве священного знамени. В православии ризой называют также металлический оклад на иконе, накладную одежду на образах, оставляющие открытыми только лицо и руки изображенного на иконе образа.
Один из православных праздников называется праздником положения ризы Богоматери в церкви Влахернской, в Царьграде, то есть в Константинополе. Празднуется он 15 июля (по новому стилю). Расскажем, как возник этот праздник и как с ним связана рассматриваемая нами церковь Ризоположения? Итак, вперед, в глубины истории…

Церковь Ризоположения на Соборной площади Московского Кремля построили псковские мастера в 1484-1486 годах. Она создана на  месте более древней церкви, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой, и названной им церковью Ризоположения в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ царевича Мазовши, осадивших Москву. !451 год вошел в историю под именем «скорой Татарщины». День избавления- 2 июля 1451 года совпал с днем ежегодно отмечаемого православной церковью 2 июля (15 июля по новому стилю) праздника «Положения ризы», посвященного перенесению ризы Богоматери из Палестины в Константинополь.
                                                                                                                                                                                Праздник положения риз, или Ризоположение,  возник в память о положении в 474 году ризы Богоматери во Влахернской церкви, построенной в 435 году в Царьграде (так в древнерусских источниках называется Константинополь, ставший с 1453 года Стамбулом после падения Византийской империи). Цепочка событий, предшествовавших появлению праздника, изложена в «Сказании о положении ризы Пречистой Девы Богородицы во Влахернской церкви». Влахерна- место в западной части Константинополя, на берегу моря, у корабельной пристани. Оно получило наименование от некоего известного скифского воеводы, по прозванию Влахерна, убитого на том месте, где впоследствии была построена при императоре Льве I (Великом) в V веке церковь во имя Божией Матери. В этой церкви хранили ризу Богоматери.      
                                                                                                                                                                                Об истории нахождения этой ризы рассказывается в упомянутом «Сказании».                                                          В царствование византийского императора Льва Великого (царствовал с 457 по 474 год) в Константинополе проживали два благочестивых мужа. Это были сенаторы, родные братья Галвин и Кандид. Они получили разрешение императора на путешествие в Иерусалим с целью поклонения святым местам. Прибыв в Палестину и побывав в святых местах, они однажды заночевали в небольшой деревне около Назарета. Остановившись на ночлег в доме женщины преклонных лет, они во время приготовления трапезы заметили внутри жилища отдельную комнату, в которой было зажжено множество свечей, кадился фимиам и исходило ароматное благоухание. Около этой комнаты лежало немало больных. Братья удивились увиденному и предположили, что здесь совершается какой-то ветхозаветный обряд. Они спросили хозяйку жилища о том, что здесь происходит. Она сказала, что никому не может сообщить эту сокровенную тайну.

Вокруг церкви Ризоположения

После неоднократных настойчивых просьб вопрошавших она поверила в их благочестие и просила сохранить в себе тайну, которую сообщит им. Братья пообещали не разглашать тайну. После этого она поведала, что здесь ею хранится риза Пречистой Девы Марии, родившей Христа. Риза оказалась у нее от своей прародительницы. Риза передавалась по завещанию от прародительницы прародительнице с того момента, как была впервые передана Богоматерью накануне своей кончины одной из окружавших ее женщин. Эту ризу Богоматерь завещала женщине хранить и передавать по наследству. Галвин и Кандид попросили разрешения пробыть в той комнате в молении перед святой ризой, и получили согласие. Войдя внутрь комнаты, они увидели стоявший на почетном месте ковчег с находившейся в нем ризой. Сильное благоухание исходило от ризы. Вокруг горели лампадки. У братьев зародилась мысль передать это бесценное сокровище царствующему граду-Константинополю. Тайком они обмерили ковчег, чтобы запомнить его размеры. Поблагодарив женщину за гостеприимство, они отправились в путь к Иерусалиму. Посетив еще другие святые места, они заказали одному плотнику ковчег из старого дерева по выданным ему размерам. Купили для ковчега златотканое покрывало. На обратном пути они спрятали сделанный ковчег и покрывало в своей колеснице и, снова приехав к той женщине, показали ей златотканое покрывало и попросили согласия накрыть им ковчег с находившейся в нем ризой. Она согласилась. Затем они попросили разрешения еще раз помолиться ночью около святой ризы. Получив разрешение, они после ночных молений тайком заменили ковчег со святой ризой своим ковчегом, который накрыли златотканым покрывалом. А утром, простившись с женщиной и дав милостыню нищим, они уехали. Вернувшись в Константинополь, они никому не рассказали о ризе, так как хотели скрыть это сокровище у себя. Но увидели, что из-за происходивших с ними из-за ризы чудес не могут утаить ее. Тогда они отправились к императору Льву Великому и супруге его Верине и сообщили им и святейшему константинопольскому патриарху Геннадию обо всем происшедшем. Те отправились в дом братьев и, увидев святую ризу, помолились ей, а затем, взяв эту ризу, понесли ее со славою при всенародном торжестве во Влахернскую церковь Пречистой Богородицы. Ризу положили здесь в украшенный золотом, серебром и драгоценными каменьями ковчег. Произошло это в 474 году. Император и патриарх постановили праздновать это событие ежегодно как праздник положения ризы Пресвятой Богородицы.      
                                                                                                                                                                                  Но на этом история этой церкви не заканчивается. В 960 году русские воины под водительством Аскольда и Дира на двухстах ладьях совершили морской поход на Константинополь с целью добиться восстановления разорванного торгового договора. Подойдя к городу, они не смогли завершить его осаду. Оказывается, как пишется в источниках того времени, произошло чудо. Один из жителей города, святой Андрей, находясь во время богослужения во Влахернской церкви, увидел Матерь Божию, стоящую на воздухе с множеством ангелов, пророков и апостолов и осеняющую христиан своим омофором. После этого видения святой омофор (ризу Богоматери), хранившийся в церкви, погрузили в волны залива Золотой Рог, на берегу которого находилась церковь. И тут же вслед за этим разразившаяся буря разметала русские языческие корабли. Лишь немногим воинам удалось спастись и вернуться в родные края. В память этого события был установлен другой праздник- Покрова Пресвятой Богородицы, чествуемый на Руси ежегодно 14 октября. Поэтому и спешили затем к Влахернской церкви русские богомольцы.   
                                                                                                                                                                            Так вот и оказались связанными между собой разные исторические события, послужившие косвенной первопричиной посвящения церкви в Московском Кремле празднику Ризоположения. В Симеоновской летописи сообщается, что в 1450 году «митрополит Иона заложил на своем дворе палату каменную, в ней же- церковь Положения ризы святой Богородицы». Церковь Ризоположения сразу же стала домашним храмом русских митрополитов. Однако простояла она недолго. В 1473 году сильный московский пожар уничтожил ее. Наступил 1484 год. В записи об этом годе в Симеоновской летописи сообщается: «В том же году митрополит Геронтий заложил у своего двора каменную церковь Пречистыя Риз положения…»    
                                                                                                                                                                               В 1484-1486 годах артель псковских строителей под руководством мастеров Кривцова и Мышкина возвела на месте этой церкви  новую кирпичную церковь Эта маленькая одноглавая церковь расположена к западу от Успенского собора. А с ее южной стороны находится Грановитая палата. В древности церковь примыкала к Патриаршему дворцу и являлась домовой церковью русских митрополитов, а затем патриархов. Через ее сени митрополиты и патриархи выходили к Успенскому собору.  В XVII веке патриарх Никон передал церковь царскому дворцу. Эта церковь, примыкавшая к теремам царевен, стала также служить переходом из царского дворца в Успенский собор для женской половины царской семьи. В документах она стала именоваться церковью «Положения ризы…, что у государыни на сенях».      
                                                                                                                                                                                 В последующие годы церковь неоднократно переделывалась, поэтому  значительно отличалась от своего первоначального вида. Но в результате реставрационных работ, проведенных в 1920, 1950 и 1960-х годах, церкви возвращен первоначальный облик. Это небольшой, но очень уютный одноглавый храм. Он стоит на высоком подклете (нижний этаж, использовавшийся в качестве кладовой для хранения имущества церкви; в некоторых храмах он служил усыпальницей). Его фасады по высоте расчленены на три части и заканчиваются килевидными закомарами (завершение части наружной стены). Живописность храму придают и декоративный орнамент, щелевидные окна на фасаде и барабане главы. Храм обнесен с трех сторон гульбищем (открытой галереей) и имеет три входа- южный, западный и северный. К южному входу ведет высокая лестница с площадкой, а западный и северный порталы (входы) выходят в крытую галерею (паперть).

Интересно внутреннее убранство храма. Архитектура и живопись его образуют определенное единство, и вошедший в храм человек отрешается от внешнего пространства природы и мира. Свод храма покоится на четырех столбах. Стены и столбы покрыты высокохудожественной живописью. Содержание росписи, посвященное восхвалению Богоматери,- строго каноническое (принятое церковью). На столпах храма изображены митрополиты и князья средневековой Руси. Роспись выполнили в 1644 году живописцы Сидор Поспеев и Иван Борисов, принимавшие участие в росписи Успенского собора, а также Семен Абрамов. По стилю стенопись церкви Ризоположения близка к росписи Успенского собора. В 1955-1956 годах фрески были расчищены и промыты от позднейших записей, а затем закреплены. В это же время была проведена реставрация иконостаса. Иконы его были написаны в 1627 году группой живописцев под руководством известного художника Назария Истомина-Савина. Этот выполненный с большим мастерством иконостас, отличающийся свежестью и сочностью красок, серебряными, богато орнаментированными окладами икон- замечательный памятник искусства первой половины XVII века.
В северной галерее церкви  находится небольшая выставка деревянной скульптуры. Здесь представлены редкие резные образки, иконы, кресты и скульптура  работы талантливых народных мастеров XV-XVIII веков.

Церковь Ризоположения- замечательный памятник отечественной культуры. Эта одна из жемчужин Московского Кремля- живое «окно в минувшее», помогающее нам понимать и чувствовать неразрывность нашей истории и преемственность духовности поколений.

                            Юрий Жданов        20.01.2006
                                                                                          
Рассказ Юрия Жданова «Церковь Ризоположения Московского Кремля» опубликован:
Юрий Жданов. Церковь Ризоположения Московского Кремля. Газета «Радость»  № 9-10, 2006. Стр. 21-23

Газета «Радость» издается с 1993 года Центром творческого развития и музыкально-эстетического образования детей и юношества «Радость» (ЦТРиМЭО «Радость»).
Начиная с 2009 года полное содержание газеты «Радость» размещается также на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость»): www.radost-moscow.ru

Перечень рассказов Юрия Жданова, размещенных на сайте ЦТРиМЭО «Радость» (в разделе «Газета «Радость») смотрите на сайте: проза.ру Юрий Жданов 2 (Рассказ «Рассказы Юрия Жданова на сайте ЦТРиМЭО «Радость»).

© Copyright: Юрий Жданов 2, 2014
Свидетельство о публикации №214071101192

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Юрий Жданов 2

Рецензии

Написать рецензию

Другие произведения автора Юрий Жданов 2

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *