Города и Страны

Церковь Николы Надеина

Содержание

О проекте

Этот сайт посвящён реставрации уникального живописного ансамбля первой половины XVII века – фрескам Благовещенского придела церкви Николы Надеина в Ярославле. Первые пробные восстановительные работы были проведены здесь в 1930-х и затем возобновились в 2000-х. К настоящему времени значительная часть монументальных композиций расчищена от поздних записей и поновлена. Работа реставраторов продолжается и сегодня. Однако фрески до сих пор не введены в научный оборот. Материал, размещённый на этом сайте, поможет монументальным росписям Благовещенского придела занять своё место в ряду живописных памятников XVII века. Он представляет безусловный интерес как для специалистов, так и для самого широкого круга любителей истории и искусства.

Необходимость и потребность реставрации фресок церкви Николы Надеина назрела давно. Не только в силу их физической сохранности и наличия плотных записей, но и потому, что всем хотелось увидеть хронологически первую, подлинно ярославскую монументальную живопись I половины XVII века, т.е. начало и основу  всего искусства, прославившего Ярославль. Так сложилась история, что фрески Никольского храма — не только первый, но и единственный точно датированный образец живописи I половины XVII века в Ярославле, поэтому специалисты понимали, что они могут стать точкой отсчета и образцом для атрибуции многочисленных русских живописных памятников, не сохранивших храмовых летописей, их датирующих.

Локальная реставрация монументальной живописи храма предпринималась в его истории дважды. Во 2-й половине 1930-х годов выдающийся русский и советский реставратор Павел Иванович Юкин раскрыл фрески т.н. «каморы» – помещения между колокольней и галереей Благовещенского придела. И в 1956 году (после возобновления Ярославской специальной научно-реставрационной производственной мастерской) бригада реставраторов под руководством Веры Григорьевны Брюсовой удалила поверхностные загрязнения и произвела укрепление росписей.

История строительства церкви Николы Надеина

Кроме того, буквально на двух-трех композициях в центральном храме и на галерее была открыта авторская живопись, и на этом процесс реставрации на долгое время остановился.

Много лет Ярославский музей-заповедник, в состав которого входит храм, писал заявки на реставрацию монументальной живописи церкви Николы Надеина в разные инстанции и лишь несколько лет назад небольшие средства были выделены. Такие небольшие, что о полной реставрации живописи всего храма не могло идти и речи. Перед специалистами встал вечный русский вопрос – что делать? Можно было вновь, как в 1950-е годы, ограничиться обеспыливанием или укреплением, или провести дезинфекцию, или раскрыть еще несколько композиций  центрального храма. Но понимание значения этой живописи для истории русского искусства с 1950-х годов изменилось. Поэтому реставраторы и музейные специалисты решили остановиться на небольшом объеме и провести там полный цикл работ. В результате был выбран Благовещенский придел с галереей. Думается, что и уважение  к храмоздателю тоже сыграло в этом решении не последнюю роль: Благовещенский придел служил Надее Светешникову домовым храмом, строил и расписывал он его для себя, поэтому было особенно интересно посмотреть на живопись, которую он выбрал. Подходил объект и по более прозаическим причинам: единственная бригада ярославских реставраторов была более свободна в холодное время года, а маленький придел можно отопить до необходимой температуры и зимой (напомним, что церковь Николы Надеина является летним, т.е. неотапливаемым храмом).

Читать дальше…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *