Города и Страны

Церковь Михаила Архангела

Храм Михаила Архангела

Храм Архангела Михаила г. ЯрославльСтраница приходаРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Ярославское центральное городское благочиние

  • Статус:действующий
  • Состояние:восстанавливаемый
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Настоятель:иерей Евгений Волков
  • Престольные праздники:
  • Архангела Михаила — Сентябрь 19 , Ноябрь 21
  • Святыни:частица мощей апостола Андрея Первозванного
    икона с частицей мощей прп. Илии Муромца
  • Деятельность:гарнизонный храм
  • Краткая историческая справка:В истории храма можно выделить два этапа. В Средние века он служил, как думают краеведы, дворцовой церковью ярославских удельных князей. Инок Пахомий в житии князей Василия и Константина, составленном около 1530 года, записал, что Константин Всеволож «в меньшем своем граде Ярославле» одновременно с Успенским собором «заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила». Таким образом, возведение деревянного Архангельского собора принято относить к 1215 году.
    Рукопись конца XVIII века, хранившаяся в церкви, относит построение «брусчатой» церкви «близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими», к 1213-16 годам и сообщает, что здание простояло 79 лет, до 1295 года, когда жена князя Фёдора Чёрного, именем Анна, дочь ордынского хана Ногая (возможно от его греческой жены, дочери Михаила VIII Палеолога), «созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь соборною».
    Предание связывало посвящение церкви с дедом ярославской княгини, императором Михаилом, либо с её пасынком, рано умершим Михаилом Фёдоровичем. В настоящее время тестем Фёдора Чёрного принято считать не Ногая, а другого ордынского хана, Менгу-Тимура.
    В XVII веке Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным. Он строился дольше любой другой ярославской церкви — 25 лет с 1657 по 1682 годы. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры.
    В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка.Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром.Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким чудотворцам.
    Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.
    Стенопись храма выполнила в 1731 году артель ярославских изографов во главе с Фёдором Фёдоровым. Эта работа характерна для позднейшей ярославской фресковой живописи. Южный придел в 1781 году перестроен под тёплую церковь Благовещения. Помимо икон, в дореволюционном храме хранились серебряные кресты с мощами ярославских святых. Подробности жизни прихода раскрывает «Келейная запись» — храмовая летопись, которую в 1761—1825 гг. вёл священник Семён Егоров.

    В начале XX века приход Архангельского храма, некогда соборного, насчитывал всего 82 человека. В 1924 г. церковь была закрыта и стала приходить в запустение. Драгоценная утварь и древние образы были расхищены; лишь немногие впоследствии отыскались в музеях. Внутри церкви были устроены перегородки; огромный урон нанесён стенописи. Отчасти утрачено изразцовое убранство паперти. Кирпичная ограда сохранилась, но без арочных ворот.

    Возвращение храма в пользование РПЦ состоялось в 1994 году. Сначала восстанавливалась тёплая церковь; холодный храм пока стоит закрытым на замок. К 2000 году он был частично оштукатурен, были воссозданы витражные окна. Утраченная фреска над входом по состоянию на 2010 год не восстанавливалась.

    Каждый август церковь Михаила Архангела служит одной из площадок фестиваля хоровой и колокольной музыки «Преображение». Для демонстрации мастерства звонарей на территории храма устроена деревянная звонничка.

  • Церковь Михаила Архангела в Ярославле — одна из самых древних. Если верить дошедшим до нас письменным источникам, она была построена даже раньше Успенского собора…

    Есть сведения, что первая церковь Михаила Архангела в Ярославле на этом месте была построена в XIII веке. Об этом свидетельствует рукопись конца XVIII века, которая хранилась в храме: « Церковь святого Михаила Архангела первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем, в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Рождества Христова 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет».

    Об этом же говорится и в рукописном жизнеописании святых князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь великий Константин Всеволодович … лета 1215 заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши ю того же лета». Здесь есть небольшое разногласие в хронологии, всего два года, в остальном сведения сходятся.

    Оба эти источника дальше говорят о том, что позднее на этом же самом месте вторая жена князя Феодора Ростиславича Черного — княгиня Анна создала новую Архистратига Михаила церковь. Княгиня пожертвовала в новую церковь образ Божией Матери, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, и повелела считать эту церковь соборной. Есть даже предположения, что этот храм в то время был дворцовым, и дворец ярославских князей второй династии находился неподалеку.

    Далее у церкви была обычная судьба всех деревянных церквей Ярославля — она сгорала в огне городских пожаров и вражеских нашествий.

    Ныне существующий храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле был заложен в 1657 году на средства прихожан. В 1658 году случился в Ярославле великий пожар. Не сразу оправился после него город, строительство храма затянулось. Освятили церковь только в 1682 году через 25 лет после начала строительства. Такой длительный срок сказался в разнохарактерном облике отдельных частей этого сооружения.

    Строили её очень долго…

    Церковь Михаила Архангела в Ярославле была заложена согласно архитектурной моде середины XVII столетия. Большой четырехстолпный храм на высоком подклете, монументальные формы его нижнего яруса, прекрасное торжественное крыльцо на ползучих арках — все это следует лучшим традициям 1650-х гг. Зеленые изразцы на фасадах крыльца — древнейшие после церкви Рождества Христова.

    А вот покрытие у церкви Михаила Архангела сразу было четырехскатным, о закомарах напоминает только ряд кокошников под кровлей. Для позднего периода ярославского зодчества характерны и высокие окна, и крупные главы и барабаны. Маленький шатер колокольни не соответствует ее монументальному основанию.

    Здесь нет той пропорциональности всех объемов храма, так характерной для лучших памятников ярославской школы зодчества XVII века. И в то же время красноватый цвет ее фасадов в сочетании с белоснежной отделкой пилястр, наличников, закомар и зелеными луковицами глав делают церковь необычайно нарядной и яркой достопримечательностью Ярославля.

    Но такой красивой она стала после реставрации, проведенной в XX веке. На старой фотографии видно, что фасад ее просто побелен.

    Интерьер расписан в 1731г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым.

    Теперь это гарнизонный храм…

    Храм Михаила Архангела имеет три престола:

    Главный престол — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

    Второй престол — зимний храм Благовещения Пресвятой Богородицы.

    Церковь Михаила Архангела (Ярославль)

    Теплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроили в южном крыле галереи после 1781 года. Третий престол — придел Святых преподобных Зосимы и Соватия Соловецких чудотворцев.

    В 1924 году как и многие другие храмы Ярославля церковь Михаила Архангела была закрыта. Все Святыни и ценности были конфискованы. Долгое время церковь использовалась как склад. В дальнейшем храм был отреставрирован.

    В 1992 году церковь Михаила Архангела была передана Русской православной церкви.

    Сейчас это — храм Ярославского гарнизона. Михаил Архангел, Архистратиг Небесного воинства, издревле почитается и заступником воинства земного.

    Адрес церкви Михаила Архангела в Ярославле: улица Первомайская, 67

    Перейти к статье Церкви Ярославля

    Ещё фото…

     

    История храма
    Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества.

    Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.

    В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле — умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).

    Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года. Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.

    Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела. Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным, поэтому он строился дольше любой другой ярославской церкви.

    Церковь Михаила Архангела

    За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры. В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу). С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром. Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким Чудотворцам.

    Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно. Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки. В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.

    Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроен в южном крыле галереи после 1781 года. Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов… с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».

    В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский церковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «… храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом».

    Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем». Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония. Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.

    В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.

    В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.

    Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись». Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми. В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.

    Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста, обитого белым луженым железом на среднюю большую главу. В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту. Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поравнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия. Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию». Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.

    Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля. После закрытия храм был передан под склад. Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году — передан Русской Православной Церкви. На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая Божественная Литургия.

    Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного.
    (информация взята из: 1.Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008; 2. Википедия).

    Посвящение престолов

    Храм имел три престола:

    • Главный престол — собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. День празднования по новому стилю 21 ноября.
    • Второй престол (зимний храм) — Благовещения пресвятой Богородицы. День празднования по новому стилю 7 апреля.
    • Третий престол (придел) — Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. День празднования по новому стилю 21 августа.

    В настоящее время богослужения совершаются только в зимнем храме.

    Святыни

    1. Икона Илии Муромца с частицей мощей
    2. Частица святых мощей апостола Андрея Первозванного

    Современная жизнь прихода

    При приходе храма Михаила Архангела действует отдел Ярославской Епархии по взаимодействию с правоохранительными органами, воинскими подразделениями и казачеством.

    Духовенство

    Иерей Евгений Волков — настоятель храма

    Адрес храма:

    150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 67

    Тел.: 8 (4852) 72-78-43
    Посмотреть на карте Ярославля

    Фотографии компании

    Найти проезд до Михайло-Архангельский храм

    ИСТОРИЯ ХРАМА И КРЕПОСТИ

    ГЛАВА I. История храма.

    Церковь поставлена на высоком берегу р. Цон, через дорогу от усадьбы Каменских. Первое упоминание об Архангельской церкви в с.Сабурово относится к 1721 г., хотя предположительно храм существовал уже в XVII веке. Ее приход являлся одним из крупнейших в Орловском уезде, согласно ведомости 1755 г. при церкви вместе с окрестными деревнями состояло 257 приходских дворов.

     Существующий каменный храм построен в 1755 г. Федотом Михайловичем Каменским и его сестрой Марией Федотовной Брылкиной. Здание типа восьмерик на четверике, перекрытое высоким сводом с ярусной главкой, с небольшой трапезной и колокольней. Декоративное убранство в стиле барокко утрачено при ремонтах в XIX в. Церковь была холодной и имела два престола: главный — Св. Михаила Архангела, освященный 11 ноября 1755г., и в придельной части — во имя Св. Пророка Иоанна Предтечи, освященный 10 ноября того же года. Позднее, к 1862 г. придельный престол был сделан теплым. В 1789 г. церковь пострадала от пожара. Храм капитально ремонтировался в 1823, 1875, 1888 и 1892 годах. На колокольне висело 6 колоколов, один из которых был перелит из турецкой пушки, взятой М. Ф. Каменским под крепостью Шумлой. Церковь окружала кирпичная ограда с железной решеткой.

    В 1809 г.

    Ярославль. Церковь Михаила Архангела ("Гарнизонная").

    в храме был похоронен фельдмаршал граф Михаил Федотович Каменский, а в 1811 г. его сын — генерал от инфантерии Николай. Над их могилами были уложены простые белые надгробные камни без каких-либо надписей. С 1900 г. при церкви существовала одноклассная церковно-приходская школа.

     Храм закрыли в 1930 г., тогда же началось его разрушение. Было вскрыто захоронение М. Ф. Каменского, а находившиеся в нем ценности разграблены. Трапезную и колокольню разобрали на кирпич, который пошел на строительство в Орле. Церковь возвращена общине верующих в 1995 г., в настоящее время продолжаются восстановительные работы.

     

    ГЛАВА II. История крепости.

     

    Одним из самых достопримечательных мест нашей области является Сабуровская крепость, расположенная километрах в 10 от Орла. Этот памятник во славу русского оружия был воздвигнут в конце 18 века выдающимся нашим земляком, фельдмаршалом и графом Михаилом Федотовичем Каменским (1738-1808).

    Герой Семилетней войны и двух русско-турецких войн, он пользовался заслуженной славой. Денис Давыдов, желавший служить под началом знаменитого полководца, утверждал, что сам Суворов считал Каменского одним из своих главных соперников в военном деле. Высоко отзывался о нем и орловец А. П. Ермолов, приезжавший вместе с отцом в мае 1809 года в Сабурово поздравить фельдмаршала с днем рождения.

    Образованнейший человек своего времени, Михаил Федотович имел обширные познания в военной тактике, точных науках (кстати, Ермоловы застали его за выведением алгебраической формулы) и словесности. Писал стихи. В 1778 году своим иждивением издал поэму И. Ф. Богдановича «Душенька», а в 1808 году в губернской типографии выпустил первую в Орле книгу – об истории рода Каменских.

    Унаследовав от отца в числе прочих владений старинное русское село Сабурово, граф решил сделать его главной своей резиденцией. На самом высоком месте, с которого хорошо просматривалась редкая по красоте излучина извилистого Цона, уже красовалась Михаило -Архангельская церковь. Усадебный дом с многочисленными хозяйственными постройками, парк и, как тогда говорили «плодовитый сад», Каменский решил оградить с четырех сторон стенами.

    В память о славных победах русской армии над воинственным соседом, фельдмаршал обширную территорию (400х450 м) обнес оградой, имеющей сходство с турецкой крепостью. Периметр стен высотой до четырех метров равнялся примерно двум километрам. Работу производили сотни, если не тысячи крепостных мастеров. Только в селе Сабурове с деревнями Звягинцево и Хмелово числилось 502 двора (к тому же у Каменского были еще вотчины в нескольких уездах нашей губернии. Чтобы удовлетворить огромную потребность в кирпичах, пришлось построить несколько небольших заводов.

    Время, а главное человеческое невежество не пощадили этого грандиозного сооружения, которое являлось своего рода памятником умелым рукам простого русского человека. Кроме стен, уцелевших далеко не полностью, четырех башен, двух пороховых погребов и развалин одноэтажного театрального помещения ничего не сохранилось. От громадного усадебного дома до нас дошел лишь фундамент. Но и то сравнительно немногое, что осталось от усадьбы Каменского (она на 7 гектаров уступает по площади Московскому Кремлю) поражает воображение …

    В усадьбу-крепость, в которой окна башни-бойницы, и погреба имели мирное предназначенье, вели трое проездных ворот – северные, восточные и западные. По концам восточной стены с пятью выступами и театральным помещением посередине находятся две башни, украшенные круглыми или ромбовидными нишами и проемами.

    Ломаная линия южной стены завершается прямоугольной башней (высотой 14 метров) со скругленными углами и кирпичным шатром наверху. В центре южной стены располагается самая высокая из башен, тоже прямоугольная, имеющая три этажа и подвалы. Исследователи предполагают, что в ней размещалась личная охрана фельдмаршала.

    Сильнее всех пострадала западная стена, наиближайшая к Михаило-Архангельской церкви. Необычны две ее треугольные башни, обрамлявшие прежде главный въезд в усадьбу. Они завершаются пирамидами с тремя неодинаковыми гранями. Это и есть пороховые погреба, использовавшиеся в качестве обычных ледников.

    Таким образом, Каменский создал настоящий музей под открытым небом. Крепостные стены с боевыми выступами, чередующиеся с различными по форме и размерам башнями, — это лучшее наглядное пособие для изучающих военную историю России, особенно русско-турецкие войны второй половины 18 века.

    Сабуровская крепость – наряду с оградой и угловыми башнями Д. Кантемира в Дмитровске – является самым ранним памятником русской усадебной культуры на Орловщине. Ее архитектура некоторыми своими чертами, связана с псевдоготикой второй половины 18 века.

    Кроме того, усадебная церковь во имя Михаила Архангела, построенная еще отцом фельдмаршала в 1755 году, хоть и утратила колокольню и двухэтажную трапецию, все же вызывает немалый архитектурный интерес. Связана своей композицией – восьмерик на четверике – с местной традицией, она из-за целого ряда уникальных декоративных элементов представляет собой памятник барокко.

    Наконец, с богатейшей историей села Сабурово и ее усадьбы связаны имена многих известных деятелей отечественной истории и культуры. До 1728 года оно принадлежало знаменитому сподвижнику Петра 1 князю А. Д. Меньшикову, а после его опалы и ссылки перешло к Каменским. Отец фельдмаршала генерал-майор Федот Михайлович имел здесь деревянный усадебный дом и, как уже отмечалось, каменный храм.

    В детские и последующие годы в селе подолгу находились дети фельдмаршала Сергей, Николай, Мария и незаконнорожденный сын Петр. Имя Сергея Каменского обычно связывают только с основанным им в Орле первым публичным театром, а между тем он активно участвовал во всех военных компаниях конца 18 века, был дважды георгиевским кавалером. И к 1812 году дослужился до генерала от инфантерии.

    Любимец фельдмаршала Николай Каменский участвовал в итальянском походе Суворова. Отличился в антинополеовских войнах 1805-1808 годов и особенно в русско-шведской войне 1809 года, в итоге которой к России была присоединена Финляндия. В 1810 году его назначили главнокомандующим русской армией, действующей в Молдавии. Через год Николай Михайлович в цвете лет неожиданно скончался (поговаривали, что его отравили медленно действующим ядом наполеоновские лазутчики). Похоронили его рядом с отцом в Сабуровской церкви.

    Единственная дочь фельдмаршала вышла замуж за камергера двора Г. П. Ржевского, выпустившего в 1827 году свои «Новые басни и разные стихотворения».

    Побочный сын графа Петр Каменский, едва не женившийся на В. П. Лутовиновой, тогда еще Тургеневой, тоже дослужился до генерального звания, был связан с декабристами.

    Сабурово – одно из ермоловских мест нашего края. Кроме того, здесь некоторое время жил и творил академик живописи, выходец из крепостных крестьян И. П. Александров, ставший, в частности, семейным портретистом Каменских.

    Казалось бы и архитектурные ценности села, и перечень связанных с ним достославных имен, должны были приковать неослабное внимание властей передержавших и общественности области к судьбе этого памятника истории и культуры. Еще в конце 1940-х годов двумя постановлениями Совета Министров РСФСР шатровые башни и другие сохранившиеся строения сабуровской крепости были приняты на государственную охрану.

    В начале пятидесятых годов усилиями краеведа М. В. Каплинского в одной из башен функционировала выставка по истории усадьбы. В книге отзывов появились благожелательные записи ученых Ленинграда, Москвы, Орла и других городов. Но вскоре эта башня превратилась в складское помещение.

    Четверть века спустя областное управление культуры приступило к частичным реставрационным работам. Самая высокая прямоугольная башня, по замыслу, должна была превратиться в финал областного краеведческого музея, но … иссякли средства (разве одному управлению культуры по силам возродить подобное грандиозное сооружение?), а местные «изыскатели» строительных материалов растащили даже половые доски несостоявшегося музея.

    В середине девяностых годов по инициативе московских потомков графа Каменского в сабуровской церкви состоялось перезахоронение прахов двух выдающихся русских полководцев – генерал-фельдмаршала М. Ф. Каменского и генерала от инфантерии Н. М. Каменского. На наружной стене Михаило-Архангельского храма были установлены две мемориальные доски, которые совсем недавно Иваны, не помнящие родства, сдали в металлолом.

    Хочется верить, что все-таки придет время, когда начнется планомерное возрождение одной из бывших жемчужин Орловского края. И тогда Сабуровская крепость станет редкостным объектом туристического показа, а могилы двух доблестных сынов России – предметом благоговейного поклонения жителей и гостей области.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *