Города и Страны

Церковь Дмитрия Солунского Ярославль

Достопримечательности Ярославля

Храм Димитрия Солунского и Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы

Рубрика: Ярославль

Храмы Дмитриевского прихода — Похвалы Богородицы и Дмитрия Солунского — стали строиться на нетеченском берегу (Нетеча — речка, некогда впадающая в Которосль и засыпанная в XIX веке), — давно, но доподлинно неизвестно когда.

Письменные свидетельства о приходе начинаются с века XVI-го, к которому относятся Записи «чудесных исцелений», случившихся перед иконой св. Николая: в них есть упоминание об исцелившейся девице Гликерье, что жила «у Димитрия Святаго на Нетече». Церковь же Похвальская упоминается в начале века XVII-го. Связано её появление с выкупом у поляков «образа Пречистыя Богородицы, чудотворныя» старостой В. Лыткиным.

С победой русского воинства в Куликовской битве, по преданию, связали сооружение деревянного храма, который освящён во имя великомученика Дмитрия Солунского, бывшего небесным покровителем Дмитрия Донского. По этой причине стал храм местом поминовения всего русского воинства, а кругом постепенно возникло и разрасталось воинское кладбище. И храм, и кладбище стали в современном понимании мемориалом всем павшим за освобождение Руси.

Храмы достояли до половины XVII века, а потом «из ветхости» были разобраны. Священник Иоаникий обращается к Ионе —ростовскому митрополиту — с прошением о возведении церкви во имя Богородицы из камня. В 1671 году, когда прошение отправлено, постройка и началась. Её вели на средства разбогатевших прихожан. Стены клали из кирпича, опирающегося на фундамент из «диких камней» — булыжники, однако собственных средств достало лишь на высоту стен до сводов.

«По наущению» прихода Иоаникий обращается к государю Алексею Михайловичу, чтобы позволил взять для церкви «остаточного кирпичю» от постройки башен в оборонительной системе Земляного города — «на совершение… церкви». Для храмовых стен и сводов было высочайше пожаловано 955 повозок кирпича — до «ста тысящ брусков и половинок».

В 1673 году новый Дмитриевский храм освятили, с ним и главный алтарь — во имя Богородицы Смоленской и Шуйской — иконы, прославившейся чудесным целительством. А в году 1677-м возводят каменную церковь Похвалы Богоматери, служившую изначально как тёплая при Дмитриевском храме.

И её возведение — заслуга попа Иоанакия.

Храм Похвала Пресвятой Богородицы

Свыше 20 лет этот священник и общественный деятель, гражданин в высоком смысле слова, самоотверженно служил приходу, а высокие связи в Ярославле, столице и Ростове часто использовал не для личной выгоды, а к пользе храмов и прихожан. Он существенно продвинулся по службе, став к 1684 году протоиреем в Успенском соборе (Ярославль), а в 1696 году стал архимандритом Богоявленского монастыря (Ростов), перейдя в чёрное (монашествующее) духовенство.

Однако с уходом Иоанакия приход не захирел. Его возглавил сын священника — Алексей. При нём церковь Дмитрия Солунского украшена фресковой живописью, к ней пристроены с северной и западной сторон крытые одноэтажные галереи. В северной впоследствии был размещён престол девяти мучеников Кизических — Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона. Они прославились в III веке обличением язычников, за что и были казнены. Мощи их, как говорили прихожане, способны врачевать людей от «трясовичной» болезни и безумия. Позже, в 1892 году, придел с мощами обратили в тёплый, а стены украсили клеймами.

Сегодня мы видим церковь Дмитрия Солунского множественно перестроенной, что несколько печально сказалось на её внешнем виде. Сначала храм был увенчан пятиглавно, крыт — позакомарно. В начале XVIII века пристраивают паперть на северной стороне, в XIX-м — позакомарную крышу меняют на четырёхскатную, боковые главы разбирают, пристраивают с запада крыльцо в классицистическом стиле — мало приспособленное общему ансамблю, однако за чем-то понадобившееся. Возможно, для архитектурной переклички со стоящей рядом Похвальской церковью.

В целом композиция храма напоминает церковь Николы Надеина, ставшей в ту пору образчиком для строителей. Самое красивое в экстерьере церкви — оконные наличники. Примечательна ещё шатровая колокольня, украшенная восьмигранным шатром и поставленная на мощное четырёхугольное основание в северо-западном углу, при схождении галерей.

Главное же богатство храма Дмитрия Солунского — фресковые росписи, созданные Севастьяном Дмитриевым и его артелью в 1686 году. Роспись в XIX веке поновлялась, первоначальные цвета были утрачены, но сохранился необыкновенный драматизм изображений, выразительность лиц, фигур, композиции.

Похвальская церковь, какой мы её видим, выстроена в 1748 году. Небольшой храм, в плане — прямоугольный, по общему впечатлению — не парадный, приземистый, сооружён с одной, но «размерной» апсидой. В перестройке 1809 года вид церкви изменили на классицистический — установили широкий полукруглый единоглавый купол, южный и северный портики, украшенные тосканскими ордерными колоннами.

В 1929 году приход закрыт. Арестовали Флегонта Понгельского — настоятеля храмов в продолжении 15 лет. Имущество частью передано музеям, венцы архитектурных сооружений уничтожили, иконостасы разобрали. Помещение Похвальской церкви передали под производство, храма Дмитрия Солунского — под склады, а в середине ХХ века — под реставрационную мастерскую.

Только в 1922 году верующим возвращают церковь Похвалы Богородицы, а годом ранее — Дмитрия Солунского. Теперь в храмах проводят службы.

Адрес: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, 41.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский» собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь» Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь» Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь» Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня» Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

 

Храм Димитрия Солунского г. ЯрославльСтраница приходаРусская Православная Церковь, Ярославская митрополия, Ярославская епархия, Ярославское центральное городское благочиние

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Богослужения совершаются ежедневно
  • Настоятель:Протоиерей Олег Косолапов
  • Престольные праздники:
  • Димитрия Солунского — Ноябрь 8 (день преставления)

Похвалы Пресвятой Богородицы,
Вмч. Димитрия Солунского,
Святого страстотерпца царевича Алексия Романова

  • Святыни:Смоленская икона Божией Матери,
    Частица мощей вмч. Димитрия Солунского
  • Краткая историческая справка:Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
    По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
    Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
    1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
    Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
    При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
    Христианские мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон известны как обличители язычества (приняли смерть от меча между 284 – 305 гг.). Их чудотворные мощи были обретены в малоазийском городе Кизике. По легенде от святых мощей исцелялись безумные и страдавшие «трясовичной» болезнью.
    О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
    Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов.15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован).

    Два храма Дмитровского прихода — символы победы на Куликовом поле

    Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены. Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
    А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского.

  • Храмы прихода находятся на том месте, где когда-то впадала в Которосль небольшая речка Нетеча (засыпана в XIX веке). Когда появились на берегу Нетечи первые храмы — точно не известно.
    По преданию, основание прихода относится к XIV веку и связано с возведением деревянного храма великомученика Димитрия Солунского (именно поэтому в народе приход всегда именовался Дмитриевским), небесного покровителя Димитрия Донского в честь и память победы Русского войска на Куликовом поле. Вокруг храма со временем образовалось воинское кладбище, первоначально из захоронений усопших ярославцев-ветеранов битвы на Куликовом поле. В дальнейшем храм и воинское кладбище приобрели мемориальный характер памятника победы над татарами.
    Однако, из текста жалованной грамоты Василия III ярославскому Спасскому монастырю, следует, что эта часть городской территории начала застраиваться лишь в начале XVI века.
    Письменная история Дмитриевского прихода начинается с периода, укладывающегося в промежуток между 1515 и 1563 гг., поскольку именно этим временем датировал известный ярославский краевед XIX в.

    Ярославль. Церковь Шуйской Смоленской иконы Божией Матери.

    А.А. Титов «Записки чудесных исцелений от иконы Св. Николая в ярославском Успенском соборе». В «Записках…» при перечне жителей Ярославля, получивших исцеление от чудотворного образа, отмечена девица Гликерья, проживавшая «у Димитрия святого на Нетече».
    Первые упоминания о Похвальской церкви относятся к началу XVII столетия. Из «Сказания об иконе Казанской Богоматери и основании Казанского монастыря», повествующем о событиях «смутного времени», следует, что в 1609 году ярославский земский староста Василий Лыткин с братом Третьяком перенес выкупленный у поляков «чудотворный образ Пречистыя Богородицы в церковь, честныя Ея Похвалы, во своем приходе, зовомом Дмитриевском, на посаде, в Занетечке».
    Деревянный храм Похвалы Богородицы в I-ой пол. XVII в. был двухалтарным. О втором престоле св. Георгия сообщает «Благословенная грамота» ростовского митрополита Варлаама, датируемая 1645 годом. В этой грамоте, адресованной священнику Дмитриевского прихода идет речь о разборке старой Похвальской церкви и подготовке участка для нового церковного строительства. «В нынешнем (1645) году апреля в КЕ (25) день – писал митрополит – бил нам челом ты поп Иван да Третьяк Лыткин и все дмитриевские прихожане, чтоб нам благословить по вашему обещанию в Ярославле в приходе страстотерпца Христова Димитрия старую церковь – два престола, престол Похвалы Пречистой Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия разобрать и на том же месте сделать новую церковь… И как к тебе ся наша грамота придет, и ты б поп Иван…, тое старую церковь велел разобрать и во едино место скласти и огородить и…, новую церковь, а в ней два престола престол Похвалы Пречистые Богородицы, да престол страстотерпца Христова Георгия велел обложить на старом церковном месте».
    Из книги Е. Черняева и В. Шилова «Церковь Дмитрия Солунского в Ярославле»: «Здесь, на берегу Нетечи, на средства служилой аристократии, скорее всего в самом начале XVI в., в память о погибших в сражениях и скончавшихся от ран воинах были поставлены два деревянных храма – церковь Димитрия Солунского и церковь Похвалы Богоматери с приделом Георгия Победоносца.
    Посвящение придела Похвальского храма святому мученику в контексте общей идейной программы вновь образованного прихода, выглядит вполне логичным. Почитание св. Георгия в воинской среде было столь же распространенным явлением, как и почитание св. Димитрия. Поскольку в 1463 году договорная грамота между Иваном III и ярославским князем Александром Федоровичем подвела черту под формальным суверенитетом Ярославского княжества, небесный покровитель московской державы великомученик Георгий Победоносец стал покровителем и ярославских князей, принимавших в XV – XVI вв. активное участие во всех военных мероприятиях московских государей.
    На то, что до конца XVI в. церковь Дмитрия Солунского являлась местом поминовения представителей ярославского княжеского дома и содержалась на деньги родственников умерших, указывает уникальный документ 1580-го года – « Променная запись княгини Ульяны Алабышевой».
    В том же XVI веке Дмитриевский храм сгорел, но к 1580 году был вновь восстановлен. Эта деревянная постройка просуществовала до начала 40-х гг. XVII в., а затем, как и церковь Похвалы Богоматери, была «по ветхости» разобрана. Новое здание Дмитриевского храма вновь возвели из дерева. Из «Рядной записи» 1643 г. известно, что в создании икон для его интерьера принимал участие иконописец Макарий Агафонов с сыном Василием. Масштабные строительные и художественные работы, развернувшиеся в 1-й пол. XVII в., осуществлялись уже не на княжеские вклады, а на деньги разбогатевших посадских людей. В этой связи, заложенная изначально в посвящения алтарей церковного ансамбля воинская специфика стала постепенно забываться. Для новых поколений ярославцев славные даты ушедших столетий были заслонены новыми потрясениями и утратами. После прокатившейся по России в 1654 г. страшной моровой язвы, унесшей до трети населения больших городов, число захоронений представителей третьего сословия на правом берегу Нетечи значительно увеличилось.
    Не простояв и двадцати лет, новые деревянные храмы погибли в огне «великого» ярославского пожара 1658 года. Через год на пепелище начались работы по возведению церкви Похвалы Божией Матери. На восстановление второго приходского храма средств долгое время не было. Место, где стояло сгоревшее церковное сооружение, пустовало до начала 1670-х гг.
    В 1671 году священник прихода Иоаникий (в прошлом дьякон Аникей) обратился к митрополиту ростовскому Ионе с просьбой разрешить постройку «для службы божественные» каменной церкви «во имя пресвятые Богородицы честного Ея Одигитрия с пределы Дмитрия Солунского и Георгия». Разрешение было получено, и летом того же года артель строителей из имевшегося в ее распоряжении кирпича вывела стены здания до сводов. На завершение работ материалов, однако, не хватило. Посоветовавшись с прихожанами, Иоаникий попросил помощи у царя Алексея Михайловича, и получил из Москвы разрешение на использование при достройке храма кирпича, оставшегося от строительства городских башен.
    В царской грамоте, посланной на имя ярославского воеводы, эта история представляется так: «…Бил челом нам Великому Государю великомученика Димитрия поп Иоаникей: по нашему де … указу и за чудеса пречистые Богородицы честного и славного Ея Одигитрия, велено в Ярославле поставить церковь каменную пречистые Богородицы и святых великомученик Димитрея и Егория; он де поп Иоаникей тое церкви стены и олтари и паперти довел до половины, а довершить де и покрыть их нечем, а есть де в Ярославле у городовой стены и у башен наш Великого Государя кирпич, лежит уже десятый месяц и даром пропадает. И нам бы … пожаловать ево попа, дать того городового остаточного кирпичю на совершение тое церкви… И как к вам ся наша Великого Государя грамота придет, и вы б тое церковную недоделку велели подмастерьям сметать, сколько к тому церковному строению на доделку кирпичю надобно; да … остатки после городового дела кирпич половинник… велели отдать к тому церковному строению, а смету … отослали… к Москве».
    Полученный кирпич – сто тысяч брусков и половинок или 955 возов – с 20 января по 15 февраля 1672 года городскими и деревенскими извозчиками был доставлен к незавершенному храму. Строительные работы возобновились, и летом 1673 года Иоаникий в челобитной уже просил митрополита Иону «о дозволении освятить новопостроенную церковь».
    «… По твоему, государь, архиерейскому благословению и по грамоте, — писал Иоаникий, — состроил я богомолец твой в Ярославле церковь каменную во имя пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Преснодевы Марии честного и славного Ея Одигитрии, прозванием Смоленская и Шуйская, а праздник Ея июля в КИ (28) день, а та церковь и с приделы святых великомученик Димитрия Солунского и Георгия Победоносца еще не освящена, а состроена вся и с колокольнею каменною же … прикажи, государь, ту церковь и с приделы освятить».
    Икона Богоматери Смоленской и Шуйской, в честь которой освятили главный алтарь нового храма, прославилась чудесами и исцелениями в 1654 году. По церковному преданию данный иконографический вариант Одигитрии был создан шуйскими иконописцами в ознаменование окончания морового поветрия. После канонизации образа на церковном соборе 1667 г. списки с иконы Богоматери Смоленской и Шуйской получили распространение и в других городах, пострадавших от эпидемии. Появление в Дмитриевском приходе нового алтаря, напоминавшего своим посвящением о трагических событиях двадцатилетней давности, по всей видимости, было продиктовано желанием прихожан совершать заупокойные молитвы по умершим от чумы родственникам.
    Деревянная церковь Похвалы Богоматери простояла на приходском участке до конца 1670-х гг. В марте 1677 года на просьбу Иоаникия разрешить строительство новой теплой каменной церкви митрополит Иона ответил согласием. Возведенная, скорее всего, летом того же года Похвальская церковь в последствие неоднократно перестраивалась.
    Главным организатором и вдохновителем всех строительных и художественных работ в Дмитриевском приходе во 2-й пол. XVII столетия, безусловно, следует считать попа Иоаникия. Этот энергичный и деятельный человек, хорошо известный не только в Ярославле, но также в Ростове Великом и Москве, отдал своему приходу более 20 лет. Имея влиятельных покровителей при царском дворе и находясь в дружеских отношениях с митрополитом Ионой, Иоаникий к концу жизни значительно продвинулся по служебной лестнице. В 1684 г. он уже числился протоиереем ярославского Успенского собора. В 1696 г. Иоаникий перешел в черное духовенство и стал архимандритом ростовского Богоявленского монастыря под именем Иоасафа. После ухода Иоаникия место приходского священника перешло к его сыну Алексею.
    При Алексее Аникееве в 1686 г. Дмитриевская церковь была украшена фресками, а в самом начале XVIII в. к ней с запада и с севера были пристроены одноэтажные закрытые галереи. В северную галерею по просьбе жителей Ярославля из упраздненной церкви Власьевского прихода перенесли престол, посвященный 9-ти мученикам Кизическим.
    Христианские мученики Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артема, Магн, Феодот, Фавмасий и Филимон известны как обличители язычества (приняли смерть от меча между 284 – 305 гг.). Их чудотворные мощи были обретены в малоазийском городе Кизике. По легенде от святых мощей исцелялись безумные и страдавшие «трясовичной» болезнью.
    О том, что собой представляла церковь Димитрия Солунского в конце XVIII столетия можно судить по опубликованным В. Лествициным заметкам ростовского архиепископа Самуила Миславского. В 1781 г. холодный храм имел пять глав, покрытых листовым железом, чугунный, а в приделах кирпичный пол и шатровую « в 12 сажень» колокольню с 6-ю колоколами, отлитыми «собственным иждивением того прихода священником Иоаникием». Помимо этого Миславский отметил наличие святых ворот у восточной границы церковного участка и каменной богадельни к югу от него. Поскольку святые ворота находились в восточной части архитектурного ансамбля, скорее всего на месте современной сторожки, можно утверждать, что до конца XVIII в. главным фасадом прихода был не западный, как в настоящее время, а обращенный к Нетече и Спасскому монастырю – восточный.
    Западный фасад Дмитриевского прихода обрел свой парадный облик только в I-ой четверти XIX в., после начавшейся в 1778 г. грандиозной перепланировки центральной части Ярославля. В процессе выпрямления площади перед приходскими церквями к западной галерее Дмитриевского храма около 1809 г. по проекту неизвестного нам архитектора, развивавшего в своем творчестве идеи классицизма, был пристроен круглый в плане, перекрытый куполом и украшенный портиками павильон. Это сооружение стало предверием холодной церкви – ее западным крыльцом и папертью. Заботясь о цельности и стилистическом единстве архитектурного ансамбля, автор проекта вывел на красную линию застройки и западный фасад Похвальской церкви. Работы по реконструкции церковного участка и находящихся на его территории сооружений включали в себя также возведение вокруг прихода железной ограды, придание классицистического облика центральному объему теплой церкви, разборку боковых глав и ремонт кровли холодного храма.
    В 1835 году церковь Похвалы Богоматери была украшена живописью. В 1859 году художественные работы развернулись в интерьере храма св. Димитрия.
    О характере работ сообщала утраченная ныне настенная летопись. В летописи отмечалось, что «в сем храме и в двух приделах его святые иконы и все стенные письма поновлены и иконостасы в главной церкви и приделах вызолочены вновь, в приделе же святого великомученика Димитрия Мироточца позлащен усердием сыновей ярославской 3 гильдии купца Федора Ивановича Холщевникова и других доброхотных дателей. Иконы и стенные письма поновлены, главный мастер ярославский мещанин Егор Кузьмич Дьяконов, а золотил Михаил Кузьмич Суханов».
    В 1892 г. холодный придел во имя 9-ти мучеников Кизических, по указу Святого Правительствующего Синода, был обращен в теплый, с закладкой арки в холодную церковь и устройством нового выхода под колокольней. Старый иконостас придела заменили новым – дубовым, стены, не имевшие до этого живописи, украсили живописными клеймами.
    В числе крупнейших вкладчиков в казну Дмитриевского прихода в конце XIX – начале XX вв. письменные источники называют ярославских купцов Николая Максимовича Кузнецова и Спиридона Анисимовича Полетаева. На средства Кузнецова у церковной ограды в 1891 г. была возведена каменная сторожка, а в 1902 г. Кузнецов в Похвальской церкви «вместо ветхого иконостаса устроил новый, вызолотил оный, украсил стены и своды живописью и уборкою в древнем вкусе, устроил подсвечники и все ризы на местных иконах вызолотил с израсходованием 10000 рублей». Купец первой гильдии Полетаев в свою очередь выделил средства на создание в теплом храме серебряного, украшенного камнями престола, а также на покупку серебряной хоругви и серебряных венцов для икон церкви.
    После октябрьской революции службы в храмах прихода некоторое время еще продолжались. Летом 1918 г. при подавлении большевиками левоэсеровского восстания церковные постройки серьезно пострадали от артобстрелов. У церкви Дмитрия Солунского оказалась разбитой глава, разрушен шатер колокольни, пробиты стены. Ремонт храма производился в 1924 г. силами прихожан под контролем специалистов Государственных реставрационных мастерских. В связи с развернувшейся в стране национализацией церковного имущества все предметы церковного обихода, выполненные из драгоценных материалов, хранившиеся в Дмитриевском и Похвальском храмах были конфискованы. Из «Отчета Комиссии по изъятию церковных ценностей по г. Ярославлю», действовавшей с марта по июнь 1922 г., следует, то из Дмитриевского прихода удалось изъять 1 изумруд, осыпанный 10-ю бриллиантами, и 4 пуда 36 фунтов серебра. 15 июля 1929 г. приход закрыли. Был арестован бессменный на протяжении пятнадцати лет настоятель храмов — протоиерей Флегонт Понгельский (ныне канонизирован). Решением Губисполкома церковное имущество вместе с иконами передали городскому музею, иконостасы разобрали, церковные здания приспособили под склады и жилье. Все венчающие части архитектурных сооружений были уничтожены.
    В таком состоянии приходские постройки пребывали более 40 лет. К комплексному восстановлению архитектурного ансамбля специалисты Ярославской реставрационной мастерской приступили только в 1973 году. В середине 1980-х гг. архитектурная реставрация церквей и сторожки была завершена. В интерьере холодного храма начались работы по расчистке и укреплению стенной росписи. Именно фрески являются самой большой архитектурной и исторической ценностью храма Димитрия Солунского. Их главным автором является знаменитый ярославский художник Дмитрий Григорьев-Плеханов. Роспись храма сделана в 1685-1686 годах.
    Храм Похвалы Пресвятой Богородицы вновь открылся для богослужений в 1992 году. Престол и антиминс освящены Архиепископом Платоном.
    А 10 августа 2003 года (спустя 74 года после закрытия), в день памяти Смоленской иконы Божией Матери, была совершена Божественная литургия и в Храме св. вмч. Димитрия Солунского. После службы состоялся крестный ход вокруг храмов с чудотворной Смоленской-Шуйской иконой Божией Матери, чудом сохранившейся и вернувшейся недавно в свой родной приход.
    В 2004 году приведен в порядок и полностью отремонтирован придел 9 Кизических мучеников, в котором в 90-х годах находились теплоузел и склад. И 12 августа 2004 года этот придел получил новое имя – святого страстотерпца Цесаревича Алексия. Престол придела освящал архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл.

    Духовенство:

    Протоиерей Олег Косолапов — настоятель храма

    Протоиерей Андрей Филькин

    Иерей Димитрий Щербаков

    Адрес:

    ул. Большая Октябрьская, 41

    Тел.:  (4852) 32-81-52

    Посмотреть на карте Ярославля

    Найти проезд до Приход храма святого великомученика Дмитрия Солунского

    Ярославль. Церковь Димитрия Солунского и Церковь Похвалы Божией Матери

        Церковь Димитрия Солунского была построена в 1671-1673 годах на средства прихожан, посадских жителей. Церковь на этом месте, по преданию, была поставлена во второй половине XIV века, во времена Дмитрия Донского. А на каменную церковь пошли материалы, оставшиеся от строительства оборонительной стены ярославского Земляного города. Существует еще одно, менее распространенное название церкви – Шуйская, по престолу Шуйской Иконы Божией Матери.
        Димитриевская церковь дошла до нас сильно перестроенной.

    Храм Димитрия Солунского и Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы

    Первоначально она была пятиглавой, с позакомарным покрытием. В 1700 году к ней была пристроена северная паперть, а в XIX веке сильным перестройкам подверглась верхняя часть здания − были разобраны боковые главы, а позакомарное покрытие сменили на простое четырехскатное. С запада примерно в то же время было пристроено новое крыльцо в стиле классицизм, круглое в плане и мало соответствующее общему ансамблю. Скорее оно перекликается со стоящей рядом теплой Похвалынской церковью.
        Храм поставлен на булыжный фундамент, или «дикие камни». Его композиция сходна с композицией церкви Николы Надеина, послужившей образцом для ряда ярославских храмов. Очень красивы наличники окон храма – с тонкими перетяжками и килевидными завершениями. В северо-западном углу, там, где сходятся галереи, поставлена изящная шатровая колокольня с восьмигранным шатром с люкарнами и с мощным четырехугольным основанием.
        Но главное достоинство этой претерпевшей многие изменения церкви – внутри. Это удивительные по красоте росписи, сделанные в 1686 году ярославскими художниками под руководством одного из лучших мастеров, Севастьяна Дмитриева, который за 45 лет до того расписывал церковь Николы Надеина. Фрески поновлялись в XIX веке, поэтому изначальные цвета утрачены, но сами фигуры, лица, расположение, динамика − необыкновенны. Искусствоведы признают их одними из лучших образцов ярославской живописной школы.
        В 1929 году, как и многие ярославские церкви, Дмитриевская церковь была закрыта. С середины ХХ века она использовалась как реставрационная мастерская. В 1991 году возвращена верующим, но службы в ней начались только с 2004 года.

        Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы была построена в 1748 году. Первоначально она упоминается как теплый храм при Димитриевской церкви постройки 1677 года; вероятно, в XVIII веке она была перестроена или выстроена практически заново. Дата первого упоминания здесь каменной церкви подтверждается благословенной грамотой митрополита Ионы, выденной Димитриевскому приходу в 1677 году. В документе сказано: «В нынешнем в 1677-м году марта 17 били нам челом ты поп Аникей с прихожаны своими, а в челобитной вашей написано: обещались де вы у себя построить теплую каменную трапезу во имя пречистыя Богородицы честного и славного Ея Похвалы на новом благопотребном месте, где будет годно; и нам бы вас пожаловать … и как к тебе ся наша грамота придет и ты б поп, по нашему благословению и по сей нашей грамоте тое новую каменную теплую церковь велел сваи и бутовой камень и известь и кирпич готовить …»
        Нынешнее здание церкви Похвалы Богородицы − это небольшой «зимный» храм, невысокий, довольно приземистый, прямоугольный в плане и с одной очень широкой большой апсидой. В 1809 году церковь была сильно перестроена и приобрела нынешние свои черты стиля классицизм: полукруглый широкий деревянный купол с одной главкой, портики с южной и северной сторон и со стороны притвора. Портики украшены колоннами тосканского ордера и простыми фронтонами.
        В 1920-х годах (по другим источникам – в 1935 году) церковь была закрыта, ее помещение передано для производства. Возвращена верующим в 1992 году и отремонтирована; сейчас в церкви ведутся службы. 

    Адрес: Ярославль, Большая Октябрьская улица, 41
    Телефон: (4852) 32-81-52
    Сайт

    Оставьте свой отзыв о посещенном месте (поля обязательны все, e-mail не публикуется и служит только для обратной связи и уточнений). ВНИМАНИЕ! Эта форма не предназначена для заказа мероприятий, экскурсий и т.п.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *