Города и Страны

Царь Ванна в Пушкине

    Баболовский парк расположен за Екатерининским и Александровским парками г. Пушкина. Парк оформлен по моде того времени, когда "английские" парки отошли в прошлое, и на смену им пришли парки с "естественным" пейзажем со стилизацией под итальянский ландшафт (см. карту-приложение). Баболовский дворец, утопающий в буйной зелени парка, выглядел чрезвычайно экзотично. Во время войны дворец был полностью разрушен. Сохранившаяся полуразрушенная стена, сквозь которую прорастает кустарник и обмелевший зеркальный пруд создают драматичную картину заброшенности и запустения.

   История возникновения Баболовского парка восходит к 1780-м гг., когда недалеко от деревни Баболово, в трех верстах от Царского Села, среди низин и болот, заросших лесом, князь Г.А. Потемкин устроил мызу с небольшим пейзажным садом. В 1780 г. на мызе появился деревянный усадебный дом, который через пять лет уступил место каменному дворцу, построенному к 1785 г. по проекту И. Неелова. Многие черты плана и объемное решение говорят о том, что в проектирование Баболовского дворца внес лепту и И. Старов, который в эти годы создавал для Потемкина дворец в Островках на Неве, придав ему также "готический" характер — окна со стрельчатыми завершениями, зубчатые парапеты. Вид готических построек придавала дворцу и восьмигранная башня с шатровой кровлей.

   Ассиметричная планировка дворца и разнообразие форм помещений придавала строению оригинальность и необычность.

В главном зале установили большую мраморную ванну для купания в жаркие дни.

   Вода на холм, где расположен дворец, поступала в пруд, за зданием, из Таицких ключей по самотечному 16-км водопроводу, проложенному к 1774 г. по проекту генерал-поруч. фон-Бавера (Бауэра) инженер-полковником Герардом.

   Баболовский дворец был одноэтажным летним зданием. В нем было семь комнат, каждая из которых непосредственно выходила в парк.

   Довольно отдаленное место расположения дворца привело к его редкой посещаемости и уже к 1791 г. заброшенное здание обветшало.

   Вторым рождением сооружения стала его перестройка, осуществленная В.П. Стасовым в 1824-1825 годах. Композиционным центром дворца служил овальный зал, размеры которого архитектор значительно увеличил для того, чтобы в нем разместить вместо прежней мраморной ванны новую — гранитную. Уникальный бассейн из монолита, вмещающий 8000 ведер воды, был заказан инженером Бетанкуром известному петербургскому каменотесному мастеру Самсону Суханову, который руководил изготовлением ростральных колонн у Биржи на стрелке В.О. и принимал участие в создании пьедестала памятника Минину и Пожарскому в Москве (см. нашу статью — Самсон Суханов), согласившемуся за 16000 рублей вырубить ванну. Глыбу красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов весом более 160-ти тонн доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет (1818-1828).

   Ванна имеет уникальные размеры: высоту 196 см, глубину 152 см, диаметр 533 см, вес 48 тонн. Ванну сначала установили, а затем возвели вокруг стены. К бассейну вела чугунная лестница с перилами, опирающаяся на чугунные колонны и снабженная смотровыми площадками. Все детали отливались на чугунолитейном заводе Ч. Берда.

   Историк И. Яковкин считал это изделие "из первейших в мире", а профессор Я. Зембицкий говорил, что "сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита".

    При этом Стасов писал: "По случаю высочайшего повеления о сделании каменного купола, вместо предположенного деревянного потолка над овальною залою, строющейся вокруг поставленной гранитной ванны при Баболовском павильоне, сделалось потребным:

   1.

Баболовский дворец

Утолстить фундаменты и стены соразмерно тягости и распору такого купола и для сего.

   2. Сломать оставшуюся часть бывшей залы и некоторую часть прилегающих стен павильона с их фундаментами…"

   Архитектор завершил работы в 1829 году, реконструировав лишь главный объем и бережно сохранил готический облик сооружения со стрельчатыми окнами и зубчатым аттиком. Фасады дворца были оштукатурены, разделаны под камень и окрашены в коричневый цвет.

   Уникальный Баболовский дворец пострадал во время войны. Рухнули его каменные своды. Лишь одна ванна, которой исполнилось в этом году 173 года, прекрасно сохранилась.

   Во время ВОВ немцы собирались вывезти ее, как редчайший экспонат, но не смогли.

   От автора: 

   По разным литературным источникам вместимость ванны определена где в 8000, где в 800 ведер, тоже и с размерами — где диаметр 5,33 метра, где 7 метров, но несложный подсчет объема, учитывая русскую меру вместимости (объема) ведро = 12,2994 литров, не позволяет получить ни один, ни другой результат.

   Поэтому, при случае, обязательно перемерим.

И все-таки ЦАРЬ-ВАННА в нашем городе есть, приезжайте взглянуть!

   Карта-приложение "Царское Село — 1911г." (187,32 kb; формат — jpeg)

   06.12.2001.

(25.06.2004)

Николай Егоров

Председатель Правления НП "Петербургский Строительный Клуб"

(812) 107-0364 (812) 301-7928   karela@osis.ruwww.club.osis.ru

Ба́боловский дворе́ц — увеселительный павильон, построенный в 1785 году в «готическом вкусе» для Григория Потёмкина в Баболовском паркеЦарского Села.

Описание

Каменный дворец был построен вместо деревянного пятикомнатного дома, расположенного на краю леса у деревни Баболово. Строительство началось 2 ноября 1782 года, автором проекта был архитектор И. В. Неелов. Асимметричное (что было новым словом в архитектуре того времени) сооружение было поставлено на холме на берегу Серебряного пруда. На стыке двух основных корпусов, сходящихся под углом, была поставлена восьмигранная башенка, покрытая шатровой крышей.

Царь Ванна в Баболово

Фасады были оформлены в неоготическом стиле, парапеты выполнены в виде зубцов[1].

Несмотря на название, это не был дворец в полном смысле слова. Из-за скромных размеров и ограниченной площади помещений владельцы бывали здесь только время от времени, но никогда не жили постоянно.

Когда Пушкин учился в Царскосельском лицее, Александр I приходил в Баболовский дворец на рандеву со своей пассией Софьей Вельо (некоторые исследователи подвергают этот факт сомнению[2]). Это дало повод для написания четырёх строчек «На Баболовский дворец»:

Прекрасная! пускай восторгом насладится
В объятиях твоих российский полубог.
Что с участью твоей сравнится?
Весь мир у ног его — здесь у твоих он ног.

В 1820-е годы обветшавший архитектурный каприз был обновлён по проекту Василия Стасова. С тех пор он знаменит «Царь-ванной» — огромной гранитной ванной (высота — 192 см, диаметр — 533 см, вес — 48 т) работы мастера Самсона Суханова, установленной в полуподвале по проекту инженера Бетанкура.

В Баболовском дворце до войны размещалась школа 100-й Авиационной штурмовой бригады Ленинградского Военного округа г. Пушкина. В начале войны она была подвергнута жестоким бомбардировкам.

Дворец разрушен во время Великой Отечественной войны и с тех пор не восстанавливался.

В 2013 году для проведения реставрационных работ на территории Баболовского парка Правительством России было решено выделить из федерального бюджета 40 млн рублей.

Примечания

Литература

  • Рубан В. М. Баболовский дворец и творение мастера Суханова / Рецензенты Ю. М. Прозоров и И. П. Саутов. — СПб.: Наука, 2003. — ISBN 5-02-027101-2.

Ссылки

Баболовский дворец в январе 2018 года

Тайна гранитной ванны из Баболовского парка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *